армия и оружие

Арктика – зона стратегических интересов России

Российский атомный ледокол «Ямал»

В последние годы ведущие страны НАТО, и прежде всего США, заметно активизировали усилия по наращиванию своего политического, военного и экономического присутствия в российском секторе Арктики. При этом основной упор делается на уве­личение полномочий уже имеющихся международных арктических организаций и ко­митетов и создание новых, проведение широкомасштабных фундаментальных и воен­но-прикладных исследований в Арктике, расширение изучаемых районов с включени­ем в них исключительной экономической зоны России. Все это – следствие изменив­шейся не в пользу России геополитической обстановки, расширения НАТО на Восток, формирования однополюсного мира с новой системой международных отношений.

Западные эксперты справедливо полагают, что господство в Арктике — необходи­мое условие обеспечения глобальных стратегических интересов Запада во всем мире. Поэтому настойчиво и методично Россию вытесняют не только из Арктики вообще, но и из исторически принадлежащего ей сектора.

Но проблема Арктики — не просто проблема территориальная. Она имеет военно-политический, экономический, правовой аспекты и в целом является проблемой, если называть вещи своими именами, нашей государственной и национальной безопасно­сти.

 

ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ЗНАЧЕНИЯ АРКТИКИ ДЛЯ РОССИИ

Что касается военно-политического аспекта, то здесь ситуация предельно ясна. В случае конфронтации Запада с Россией арктическая зона (и северный фланг Северо-Атлантического альянса) может стать одним из основных ТВД. Если в Арктике будут господствовать США и НАТО, то путем развертывания там элементов системы ПРО, а также многоцелевых ПЛА, им удастся в значительной степени нейтрализовать наши СЯС, прежде всего их морской компонент. Ведь более 50% боезарядов стратегических наступательных вооружений РФ сосредоточено на подводных ракетоносцах. Только в свете этого военно-политическое значение Арктики приобретает огромную стратегическую важность. Это прекрасно понимают в США, развернувших здесь в последнее время широкомасштабные фун­даментальные военно-прикладные исследования, результаты которых, без сомнения, будут использованы в военных целях – хотя бы в сфере контроля за деятельностью ВМФ России.

 

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ АРКТИКИ

Но Запад нуждается в Арктике не только и не столько в военных целях, сколько экономических (хотя оба эти аспекта тесно взаимосвязаны). Мечта мощных промышленных международных корпораций – взять под свой контроль сырьевые ресурсы России в арктических районах. А ресурсы эти поистине огромны. Так, по оценкам экспертов Запада и ООН, стоимость всех запасов основных видов полезных ископаемых России составляет 28 трлн. долларов (в США, к примеру, только 8 трлн.), из них на Север приходится около 80%, а также почти 100% разведанных у нас запасов никеля, кобальта, олова и редкоземельных элементов.

Особое внимание проявляется к европейскому Северу России, занимающему исключительное положение в РФ по богатству минеральных ресурсов и топливно-энергетическим запасам. В регионе находятся крупнейшие в Европе запасы алмазов, бокситов, серьезные ресурсы золота, медно-никелевых руд и других полезных ископаемых. По экспертным оценкам, при объеме иностранных инвестиций до 5 млрд. долла­ров через пять лет в регионе можно добывать до 35 млн. т нефти в год. При этом географическое положение региона создает благоприятные условия для их перевозки в Европу, США, Канаду, а через Северный морской путь – в Японию и страны АТР (для них это существенно ближе, чем транспортировка сырья из Персидского залива, Западной Африки и Южной Америки).

 

ИСТОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ И СТАТУС РОССИЙСКИХ АРКТИЧЕСКИХ ВЛАДЕНИЙ

Таким образом, российский Север, российская зона Северного Ледовитого океана, его шельфовая часть, острова, Северный морской путь – все это привлекает и западные транснациональные компании, и натовские военные штабы. Впрочем, подобная ситуация не нова. Она возникает всякий раз, когда Россия ослабевает. Это – с одной стороны. С другой, как это ни парадоксально, поводом к «раскачиванию лодки» служат некоторые недоговоренности, «лазейки» в историко-правовой сфере и даже географическое строение дна океана.

С исторической и юридической точек зрения начало формированию российских владений в Арктике было положено, как известно, договором 1867 г. между Россией и США. Тогда этот договор всех удовлетворял, но в последующие десятилетия США неоднократно пытались заявить свои исключительные права на ряд островов в российском секторе Арктики под предлогом открытия некоторых из них американскими экс­педициями. Особенно притягивал американских старателей остров Врангеля, хотя известно, что первые сведения о нем были собраны нашим соотечественником Г.Сарычевым в 1787 г. В 1823 г. после трехлетнего исследования северного берега Восточной Сибири нанес (приблизительно) этот остров на карту русский исследователь Ф.Врангель. Затем, в 1867 г. данный остров был «обнаружен» с китобойного судна «Нил» американским капитаном Т.Лонгом, который, кстати, и назвал его именем Врангеля.

В 1881 г. этот остров посетило американское судно «Коруин», капитан которого К.Хупер, исполнявший тогда функции губернатора Аляски, установил на острове американский флаг и формально объявил о праве США на остров, хотя он удален на 160 км в сторону России от установленной договорами, включая договор 1867 г., границы. Позже, желая подтвердить свои права, американцы неоднократно заходили на остров.

Россия, развернув в начале XX века новый этап полярных исследований, также продолжала направлять в эту зону экспедиции. Последовательно, в 1911-1913 российских ледоколов «Вайгач» и «Таймыр» были высажены на о. Врангеля две гидрографические экспедиции, которые детально описали его побережье. В ходе этих экседиций был также открыт архипелаг Северная Земля и ряд других островов. Примечательно, что сразу же, как только Россия активизировалась в освоении Арктики, и провела ряд успешных исследований, в 1914 г. на о. Врангеля высадились уже англичане. Они водрузили там свой флаг и объявили остров частью Британской империи.

Попытки американцев и англичан взять о.Врангеля под свою юрисдикцию заставили российское правительство в 1916 г. предпринять дипломатический демарш: всем заинтересованным странам была послана нота, в которой официально объявлялось о включении в состав Российской империи всех земель, составляющих продолжение к северу континентального пространства Сибири. Однако наступил 1917 г., и нота как бы повисла в воздухе. Воспользовавшись тяжелой обстановкой в России, англичане и канадцы в 1921 и 1923 гг. высаживают на о. Врангеля две партии своих промыслови­ков.

Наркоминдел, надо отдать ему должное, этот акт не оставил без внимания, напра­вив ноты протеста, а в 1924 г. канонерская лодка «Красный Октябрь» сняла с о. Вранге­ля всех иностранных поселенцев. Спустя два года там стала действовать наша посто­янная станция, был развернут регулярный песцовый и моржовый промысел. Одновре­менно Наркоминдел в декларации от 4 ноября 1924 г. заявил о том, что советское пра­вительство подтверждает принадлежность РСФСР всех земель и островов, составляющих северное продолжение сибирского материкового плоскогорья. В апреле 1926 г. было принято специальное постановление ЦИК «Об объявлении территорией СССР всех земель, расположенных в Северном Ледовитом океане», закрепляющее в политическом и юридическом плане права государства на земли и острова в пределах своего полярного сектора, от побережья до Северного полюса, как открытые, так и «могущие быть открытыми в дальнейшем».

При этом учитывались границы по обозначенным меридианам на западе и восто­ке. В последующем в заявлениях советских и канадских официальных лиц неоднократно разъяснялось, что секторы полярных владений обеих стран определяют только преде­лы, в которых находятся их арктические земли и острова. Линии же, фиксирующие их боковые пределы, не являются государственными границами.

Схема российских арктических владений

Подход СССР к правовому статусу своих арктических владений отражал определенные особенности, как с точки зрения национальных интересов, так и международ­но-правовых норм. В период «холодной войны» СССР рассматривал сектор своих по­лярных владений как зону особых оборонных интересов и проводил политику, направ­ленную на исключение военного проникновения туда ОВМС НАТО. Зона нашей актив­ной военно-морской деятельности охватывала, в основном, прибрежный сектор – под­ходы к ВМБ на Кольском полуострове и трассу Северного морского пути. По всем слу­чаям захода на трассу СМП американских военных кораблей-ледоколов Береговой охраны с целью военно-прикладных исследований СССР объявлял протесты и высказы­вал свою позицию о разрешительном порядке прохода иностранных кораблей через территориальные и внутренние воды СССР. Кроме того, воды проливов Лаптева и Санникова были объявлены исторически принадлежавшими СССР, при этом в них и проливах Вилькицкого и Шокальского была введена обязательная ледокольно-лоцманская проводка судов.

В 1985 г. учитывая попытки проникновения иностранных судов в российский сек­тор Арктики, а также правовые возможности, которые декларирует Конвенция по международному морскому праву (КМП) от 1982 г., в наших арктических водах были проведены так называемые прямые исходные линии, в результате чего охваченные ими воды арктических проливов получили статус внутренних морских вод. В них проход иностранных военных кораблей возможен лишь с разрешения наших соответствую­щих органов власти. США по этому поводу заявили протест и обвинили СССР в нару­шении международно-правовых норм, регламентирующих правила проведения пря­мых исходных линий.

В соответствии с КМП под исходными линиями отсчета понимаются исходные ориентиры для установления различных правовых режимов в прибрежных водах государства. В качестве такого ориентира КМП определяет в целом линию малой воды вдоль побережья, но признает, что во многих случаях нанесение или установление точных линий отсчета является невозможным и позволяет государствам устанавливать «пря­мые исходные линии» в определенных границах и с учетом прав соседних государств.

Однако протест США по поводу определения границ и прямых исходных линий не имел достаточных правовых оснований.

Во-первых, мы не самостоятельно определили порядок проведения прямых ис­ходных линий, а действовали в рамках международного морского права: в КМП существует положение, которое определяет условия и порядок проведения исходных линий, от которых отсчитываются границы территориального моря, прилежащей зоны и исключительной экономической зоны.

Во-вторых, Северный морской путь проходит через ряд российских арктических архипелагов, где разрешается проводить прямые исходные линии отсчета по самым крайним точкам наиболее отдаленных островов. При этом воды внутри этих исходных линий также признаются внутренними водами архипелагов.

В-третьих, Россия в пределах своей экономической зоны, через которую прохо­дит СМП, осуществляет в полной мере свою юрисдикцию, обеспечивая экологичес­кую и навигационную безопасность, что требует значительных расходов.

В соответствии со статьей 234 Конвенции ООН по морскому праву, с 1982 г. в пределах сектора полярных владений нами стала осуществляться юрисдикция в отношении предотвращения загрязнения морской среды судами в портах и районах в преде­лах исключительной экономической зоны. В разрезе этого действуют «Правила плава­ния по трассам Северного морского пути» (1990 г.).

Россия не одинока в стремлениях отстоять в Арктике свои национальные интере­сы. Например, Канада также установила прямые исходные линии по внешнему пери­метру канадского архипелага, включив воды его проливов во внутренние воды госу­дарства с разрешительным порядком плавания в них.

Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. дает возможность решить и такую проблему, как расширение наших суверенных прав в целях разведки и разработки приходных ресурсов континентального шельфа. Конвенцией разрешается приморским государствам пересмотреть площадь своих континентальных шельфов, если будет обосновано континентальное происхождение их земных структур. Дело в том, что мы можем это обосновать. Нужны лишь средства, весьма небольшие по нынешним меркам, чтобы завершить начатые исследования. А игра стоит свеч. По предварительным оценкам, общее увеличение шельфовой зоны России в указанном районе составит 1,5 млн. кв.км. Потенциальная нефтегазоносность слоя здесь оценивается в 15-20 млрд. т условного топлива (потенциал шельфа Баренцева и Карского морей — 50-60 млрд.), а его оценочная стоимость «тянет» на 1,5-2,0 трлн. долларов. Для сравнения, прогнозирумые ресурсы Каспийского моря составляют 10-12 млрд. т условного топ­лива (1,0-1,2 трлн. долларов).

Положение сейчас таково, что вокруг шельфовой зоны Арктики складывается крайне неблагоприятная для России ситуация. США, Норвегия и ряд других стран, даже не имеющих выхода к Северному Ледовитому океану, не заинтересованы в расширении Россией своей территории за счет арктического шельфа. Они активизировали дейст­вия на полярном шельфе с целью сбора геолого-географической информации, ведут скрытое разведочное бурение в северо-восточной части Норвежского моря.

Наибольшую активность проявляют США. Их арктическая программа является составной частью общей федеральной программы изучения и освоения Мирового океана и финансируется целевым назначением в приоритетном порядке. На долю США приходится 90% затрат зарубежных стран на изучение Северного Ледовитого океана. В свою очередь, не менее 30% исследований в рамках арктической программы проводятся ВМС США и используются ими в военно-прикладных целях.

В период 1995-1999 гг. США, в основном силами национальных ВМС, реализовали беспрецедентную по размаху программу изучения Арктики «Скайсекс» с использова­нием атомных подводных лодок типа «Стерджен», оснащенных новейшими на то время системами для картографирования шельфа и сбору данных по донным структурам. Во время походов атомных подводных лодок США в Арктику на борту находились ведущие специалисты США по вопросам арктических исследова­ний.

Исследования проводились и в районах окраинной части континентального шельфа РФ, включая Берингово море, Чукотскую возвышенность, окраинную часть континентального шельфа по периметру моря Лаптевых, Восточно-Сибирского и Чукотского морей, а также хребты Ломоносова и Менделеева. Основная направленность иссле­дований — геофизическая съемка дна со сложным рельефом, позволяющая делать моментальный снимок состояния дна Арктики.

Стараются не отставать от американцев и западноевропейцы, в частности, Герма­ния и Норвегия.

Дело идет к тому, что любая компания, при поддержке правительства своей стра­ны, может получить в ООН разрешение на разработку месторождения в пределах рос­сийских полярных владений.

Если какая-либо западная нефтегазовая компания начнет добычу в российском секторе Арктики за пределами экономической зоны РФ, до того как наша страна офор­мит свои права на эту территорию, то Россия рискует потерять уникальные запасы арктического шельфа навсегда.

Однако у России есть еще шанс, тем более, что законодательные акты РФ позво­ляют отстаивать свои национальные интересы. В принятом в 1997 г. Федеральном за­коне «О континентальном шельфе РФ» отмечается, что континентальный шельф РФ простирается вплоть до внешней границы подводной окраины материка, включая по­верхность и недра шельфа, а также склон и подножие. По данному закону, Россия долж­на только, главным образом технически, доказать, что участок дна, лежащий за преде­лами 200-мильной экономической зоны РФ, является продолжением континентально­го шельфа РФ, что дает ей право на приоритет в его разработке. Но делать это надо как можно быстрее.

Сегодня Россия имеет все возможности для рационального использования своих богатств и взаимовыгодного сотрудничества со всеми заинтересованными государствами. Вопрос стоит в выборе оптимальных форм и методов сотрудничества России с заинтересованными странами с учетом экономических, политических и во­енных приоритетов России. Однако при этом необходимо разработать законодательную базу, где четко оговорить порядок использования морских и воздушных пространств российской Арктики иностранными государствами, при условии признания ими юрисдикции РФ в ее нынешнем арктическом секторе, а также подтверждения ими легитимности законодательных актов, принятых ранее в отношении Арктики Российской империей от 1867 г. и далее, а также Советским Союзом и РФ.

Но развитие событий может пойти и по менее благоприятному сценарию. В обозримой перспективе Восточная Арктика может стать основой укрепления военно-политического могущества азиатских стран и снижения роли США за счет компиляции миллиардных инвестиций Японии, Южной Кореи и дешевой китайской рабочей силы. Присоединение этого огромного региона в той или иной форме (экономика, торговля, транспорт) к США или Европе серьезно укрепит положение одной из сторон, причем с ограничением политической и экономической независимости России. Кроме того, некоторыми специалистами предполагается, что в более отдаленном будущем рос­сийская Арктика может приобрести функцию «оциального амортизатора»в связи с природными, техногенными и экологическими катастрофами в ряде районов РФ и СНГ.

Эффективно же интересы России в Арктике могут быть обеспечены только при наличии достаточно мощной группировки ВС РФ на Севере, включая Северный флот, другие государственные структуры, имеющие самые высокие полномочия и инфор­мационные возможности в решении проблем освоения арктических ресурсов.

Российскими владениями в Арктике должна распоряжаться только Россия!

(Капитан 1 ранга В.Данилин, «Морской сборник»)

Факт

К 2020 году в США планируют разработать робота, который будет сопровождать военнослужащего подобно служебной собаке. Предполагается, что управление роботом будет осуществляться голосом и/или жестами. При этом в память аппаратуры должны быть заложены физиологические особен­ности человека, управляющего роботом, чтобы исключить перехват управления…

Источник: www.modernarmy.ru

LEAVE A RESPONSE