Ударные вертолеты AH-64 «Апач» ВС Израиля
Армейская авиация является самостоятельным родом войск и предназначена для обеспечения успешных боевых действий общевойсковых соединений и частей.
Значение армейской авиации в современном бою постоянно возрастает. Ее использование позволяет повысить огневую мощь и мобильность соединении и частей сухопутных войск, уменьшить их зависимость от характера местности, решать ряд других задач, основными из которых считаются борьба с танками и другими бронированными объектами противника, огневая поддержка своих войск, обеспечение десантов. Важную роль при этом играют тесное взаимодействие с тактической авиацией и другими родами сухопутных войск, а также уровень подготовки летного состава армейской авиации к ведению боевых действий днем и ночью в любых метеорологических условиях и на любой местности.
ВЗГЛЯДЫ НА ПРИМЕНЕНИЕ АРМЕЙСКОЙ АВИАЦИИ В ВООРУЖЕННЫХ СИЛАХ СТРАН ЗАПАДА
В настоящее время в основных странах Запада выработаны и применяются на практике принципы использования армейской авиации, которые заключаются в следующем:
- поддержание постоянной боевой готовности,
- ведение действий в составе общевойсковых тактических групп,
- концентрация усилий на решении наиболее важных задач,
- обеспечение внезапности и массирования сил и средств на основных направлениях, сочетание огня и маневра при нанесении ударов по противнику,
- обеспечение живучести за счет использования защитных средств и свойств местности, возможность ведения длительных боевых действий.
На основе этих принципов армейская авиация решает разведывательные, огневые, транспортно-десантные и специальные задачи. Первая группа их включает: разведку района боевых действий, радиационную (химическую и бактериологическую) разведку местности, а также инженерную и метеорологическую. Действуя самостоятельно или совместно с наземными частями и подразделениями, разведывательные вертолетные группы добывают важную информацию о силах и средствах противника на поле боя.
Огневые задачи — это уничтожение или подавление наземных (главным образом бронированных) объектов противника, обеспечение пролета и действий тактических десантов. Боевые (ударные) вертолеты привлекаются для борьбы с боевыми вертолетами противника и разведывательно-диверсионными группами. Они могут сопровождать мотопехотные и танковые колонны, разведывательные и транспортно-десантные вертолеты, прикрывать фланги и тыл, обеспечивать выход из боя (отход) своих войск и т.д.
Вертолет «Блэк Хоук» транспортирует автомобиль «Хэмви» на внешней подвеске
В уставах и наставлениях вооруженных сил стран НАТО подчеркивается, что ударные вертолеты незаменимы в обстановке, требующей быстрого реагирования. Они эффективно используются там, где условия местности ограничивают или исключают применение подразделений наземных войск. Когда общевойсковые части и соединения втянулись в бой или в сражение, ударные вертолетные формирования могут способствовать достижению решающего успеха.
Вертолеты, вооруженные ПТУР, способны самостоятельно или совместно с тактической авиацией уничтожать бронетанковые подразделения и части противника. Например, батальон вертолетов АН-64 «Апач» за один вылет может при коэффициенте эффективности 0,9 уничтожить до 300 единиц бронетанковой техники (в идеальных условиях, в том числе при надежном подавлении ПВО), а при коэффициенте 0,25-0,3 – около 100.
Транспортно-десантные задачи армейской авиации заключаются в переброске по воздуху тактических десантов, войск и материальных средств, эвакуации раненых. Многоцелевые и транспортно-десантные вертолеты обеспечивают маневр силами и средствами на поле боя, высаживают тактические десанты и участвуют в воздушно-штурмовых операциях. Они также быстро перебрасывают буксируемые орудия полевой артиллерии, другое оружие и военную технику, различные предметы тылового снабжения.
Опыт показал, что вертолет типа UH-60 «Блэк Хок» по сравнению с армейским автомобилем грузоподъемностью 2,5 т имеет возможности по транспортировке личного состава в 2 раз выше, а грузов — в 1,5 раза. При этом крейсерская скорость вертолетов составляет 200 км/ч, а автомобиля (в зависимости от местности) — не более 40 км/ч.
К специальным задачам относятся: установка и разминирование минных полей, обеспечение управления и связи, корректировка огня полевой артиллерии и ударов тактической авиации, охрана и оборона тыловых районов соединений и частей,
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АРМЕЙСКОЙ АВИАЦИИ В ХОДЕ ВОЙНЫ В ПЕРСИДСКОМ ЗАЛИВЕ (1990-1991 ГГ.)
Вооруженный конфликт в районе Персидского залива (1990-1991) достаточно полно продемонстрировал возрастание роли армейской авиации, прежде всего вертолетов различного назначения, в современном бою. Сухопутная группировка многонациональных сил (МНС) была насыщена армейской авиацией, особенно противотанковыми вертолетами. В боевых действиях против Ирака участвовало более 1600 вертолетов, включая около 900 боевых, вооруженных ПТУР. В интересах сухопутных войск союзников было совершено до 80% всех вылетов. Командование МНС в ходе конфликта решало вопросы расширения сферы применения вертолетов различного назначения, разработки новых и совершенствования старых способов боевых действий.
В ходе воздушной наступательной операции союзников в эшелоне прорыва ПВО впервые использовались противотанковые вертолеты АН-64 «Алач». Еще до начала боевых действий они в ночное время уничтожили две РЛС дальнего обнаружения в западном районе Ирака. Через созданный коридор прошло свыше 100 ударных самолетов ВВС США в направлении на Багдад. Вертолеты «Апач» действовали двумя группами по четыре машины (их прикрывали вертолеты UH-60). Экипажи использовали приборы ночного видения и тепловизионные прицельно-навигационные системы. Вертолетные тактические группы из состава бригад армейской авиации корпусов и дивизий на малых и предельно малых высотах скрытно выдвигались к опорным пунктам иракских войск и поражали танки, боевые машины и противотанковые средства огнем бортового вооружения. В ряде случаев подобные задачи выполнялись совместно со штурмовиками А-10, оснащенными УР «Мейверик» и неуправляемыми ракетами. При этом штурмовики, противотанковые и разведывательные вертолеты дополнили действия друг друга, что обеспечивало высокую эффективность поражения бронеобъектов противника.
Армейская авиация круглосуточно осуществляла разведку территории противника для вскрытия построения обороны и системы огня иракских войск вдоль границы Ирака и Кувейта с Саудовской Аравией.
Гаубица подвешивается к транспортному вертолету CH-47D «Чинук»
В ходе наземной наступательной операции основные усилия армейской авиации были направлены на непосредственную авиационную поддержку наступающих войск. Боевые вертолеты уничтожали, прежде всего, бронетанковую технику в первой полосе обороны иракских войск. Для обеспечения планируемой высадки морского десанта (в 70 км севернее саудовско-кувейтской границы) предполагалось использовать до 300 вертолетов различного предназначения.
При проведении операции «Буря в пустыне» испытывались новые, еще не принятые на вооружение системы: разведывательные, навигационные, контроля боевых действий, обнаружения наземных целей с передачей координат в реальном масштабе времени для воздушных средств поражения. Сухопутные войска, как правило, тесно взаимодействовали с армейской и тактической авиацией. Наличие большого числа вертолетов и самолетов-штурмовиков, применявших высокоточные боеприпасы, повышало эффективность действий сухопутных войск. Подразделения армейской авиации выполняли боевые задачи совместно с полевой артиллерией и бронекавалерийскими полками.
Значительную помощь наступающим войскам оказывали вертолетные отряды в составе от противотанковой вертолетной роты до батальона. Действуя впереди и на флангах своих войск при отсутствии противодействия со стороны иракских средств ПВО, они вели разведку противника в полосах наступления корпусов и дивизий, передавали добытые данные в реальном масштабе времени, а также наносили внезапные удары по танковым и механизированным колоннам иракской армии совместно с тактической и палубной авиацией.
Наиболее целесообразным и эффективным считалось использование боевых вертолетов небольшими группами (до десяти) совместно с самолетами-штурмовиками А-10 или большими группами (30-35) в сопровождении разведывательных вертолетов. Достаточно сказать, что две смешанные самолетно-вертолетные группы за один вылет полностью уничтожили колонну из 24 танков и бронетранспортеров.
Первый способ предусматривал нанесение ударов по наиболее важным целям сразу же вслед за ударами самолетов-штурмовиков А-10. Это позволяло экипажам вертолетов выявить непораженные цели и нанести по ним удар. Усилиями смешанных групп достигалось гарантированное поражение объектов в целом. Наиболее целесообразным считалось включение в состав группы двух штурмовиков А-10 и около десяти вертолетов огневой поддержки АН-64 «Апач».
Второй способ предполагал использование боевых вертолетов совместно с легкими разведывательными, которые с помощью лазерных дальномеров осуществляли подсветку целей для наведения ракет, в том числе и в темное время суток. Это позволяло производить пуск ракет на удалении 6-7 км от целей при нахождении вне пределов досягаемости войсковых средств ПВО малой дальности.
Из боевых вертолетов армейской авиации МНС, участвовавших в боевых действиях, лучше других зарекомендовал себя американский вертолет АН-64 «Апач». Особенно высокую оценку получила пилотажно-навигационная система, обеспечивавшая его применение в таких погодных условиях, когда вся армейская авиация союзников оставалась на земле. По мнению западных военных специалистов, круг решаемых этими вертолетами задач может быть значительно расширен.
Зарубежные эксперты при анализе действий армейской авиации в конфликте в районе Персидского залива отмечают, что высокая эффективность вертолетов «Апач» обеспечивалась также за счет проведения ряда мероприятий, включавших укомплектование штатов обслуживающего персонала всеми необходимыми специалистами, создание резерва запасных частей, формирование вспомогательной группы из представителей сухопутных войск и промышленности на заводе-изготовителе для оперативного решения эксплуатационных проблем. Тем самым уровень боевой готовности парка боевых вертолетов АН-64 «Апач» на протяжении всей операции превышал 75%.
(Е. Матвеев, «ЗВО»)
Факт
В настоящее время в составе ВМС США числится 11 авианосцев, из них 10 – типа «Нимитц» и 1 — «Энтерпрайз». Больше авианосцы типа «Нимитц» строиться не будут. В 2008 году был заложен первый авианосец нового поколения «Джеральд Р.Форд» (CVN-78), который планируется ввести в строй в 2015 году…
Источник: