Боевые корабли с ядерными силовыми установками стоят в том же ряду, что и пароход, гребной винт и другие великие изобретения, которые позволяют военно-морским силам одерживать победы над неприятелем. Военно-морской флот США с самого начала отнесся к программе строительства атомных судов очень серьезно, и первым таким судном стала подводная лодка «Наутилус» (SSN-571). Лодка вступила встрой 21 января 1954 г., и за ней последовал целый ряд атомных субмарин различных классов.
Потом пришла очередь надводных кораблей; впрочем, их было значительно меньше. В общей сложности было построено всего лишь девять атомных крейсеров, фрегатов и эсминцев; к концу XX века все они были выведены из состава действующего флота и отправлены на металлолом. Военно-морской флот США обнаружил, что ядерными силовыми установками рентабельнее всего оборудовать подводные лодки и сверхтяжелые авианосцы.
ЭВОЛЮЦИЯ АВИАНОСНОГО ФЛОТА США
Первым атомным супергигантом был авианосец ВМФ США «Энтерпрайз» (CVN-65), вступивший в строй 25 ноября 1961 г. и бессменно остававшийся в его составе до 2012 года, за исключением перерывов на капитальные ремонты и дозаправку ядерным топливом.
Авианосец ВМФ США «Гарри С. Трумэн» (CVN-75), современный корабль подкласса «Теодор Рузвельт» атомных авианосцев класса «Нимиц», идет через Атлантический океан.
Первым представителем следующего класса американских атомных авианосцев стал «Нимиц» (CVN-68), который вошел в строй 3 марта 1975 г. За ним последовали авианосцы «Дуайт Д. Эйзенхауэр» (CVN-69) и «Карл Виисон» (CVN-70), также принадлежащие к классу «Нимиц». Последний в этом ряду корабль «Карл Винсон» вступил в строй в 1982 г. Первым кораблем следующей серии атомных авианосцев стал «Теодор Рузвельт» (CVN-71), который вошел в строй 25 октября 1986 г., то есть более чем через десять лет после «Нимица».
Следующей новинкой для американской авиации морского базирования станет футуристический авианосец, который служит сейчас предметом оживленных обсуждений среди военно-морских специалистов всего мира. Это будет атомный авианосец XXI века CVN-21. Конечно, из практических соображений этот авианосец сейчас носит бортовой номер CVN-78, очередной номер после авианосца ВМФ США «Джордж Г. У. Буш» (CVN-77). По внешнему виду это судно будет мало отличаться от своего предшественника, однако системы внутри корпуса будут гораздо более современными.
Главный итог развития ВМФ США в начале нового тысячелетия — вывод из его состава многих типов самолетов. Снят с вооружения любимый пилотами и имеющий почти культовый статус F-14 «Томкэт», такая же участь постигла S-3 «Викинг». На смену эти самолетам пришел F/A-18E/F «Супер Хорнет», а в перспективе ожидается постановка на вооружение революционного единого ударного истребителя F-35C. Основной самолет радиоэлектронного противодействия ЕА-6B «Праулер» будет заменен самолетом EA-18G. Самолет командования и управления Е-2 «Хокай» начал свою службу на флоте еще в 1973 г. Сейчас ВМФ США испытывает значительно усовершенствованным «Хокай» E-2D, оборудованный радиолокатором с активной решеткой ADS-18. Он должен заменить самолет «Хокай» E-2D.
Кроме того, к самолетам «Оспрей» и «Харриер» присоединятся беспилотные летательные аппараты RQ-4 «Глобал Хок», RQ-8A и MQ-8B «Файр Скаут». Не исключено, что дни, когда воздушная группа состояла из истребителей, штурмовиков, бомбардировщиков, противолодочных и разведывательных самолетов, а также самолетов-заправщиков, прошли, однако всегда останется место для авиации наземного базирования, которая компенсирует уязвимые места в боевой мощи авианосцев.
АТОМНЫЕ АВИАНОСЦЫ США: КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
АВИАНОСЕЦ ВМФ США «ЭНТЕРПРАЙЗ»
Построен компанией «Ньюпорт-Ньюс Шипьярд энд Драй-док», Ньюпорт-Ньюс, штат Виргиния.
Вступил в строй: 25 ноября 1961 г., заложен 4 февраля 1958 года.
Полное водоизмещение: 104400 т.
Длина: 342,5 м; ширина полетной палубы: 76,9 м
Энергетическая установка: 8 атомных реакторов A2W и 4 паровые турбины, вращающие 4 винта; 4 резервных генератора мощностью 10070 л. с; мощность на валу 280000 л. с.
Максимальная скорость: более 30 узлов
Вооружение: 2 ракетные установки «Си Спарроу»; 2 зенитно-ракетных комплекса; 3 артиллерийские установки ближнего боя «Фаланкс» калибра 20 мм: разнообразные автоматические пушки калибра 50 мм и 60 мм для отражения атак с моря.
Экипаж: 3500 человек; воздушная группа: 2480 человек
Палубная авиация: 85 самолетов, в том числе единые ударные истребители F-35C; F/A-18 «Хорнет»; ЕА-6В «Праулер»; Е-2С «Хокай»
В 2012 году авианосец «Энтерпрайз» был выведен из состава ВМС США. Еще во время последнего плавания авианосца началась выгрузка боезапаса из его гигантских погребов. Вертолеты забирали боеприпасы, которые затем доставлялись на идущие на траверзе «Энтерпрайза» транспорты. Для вывоза всех боеприпасов потребовалось 1260 вертолетных рейсов.
АВИАНОСЕЦ ВМФ США «НИМИЦ»
Построен компанией «Ньюпорт-Ньюс Шипьярд энд Драй-док», Ньюпорт-Ньюс, штат Виргиния.
Вступил в строй: 3 мая 1975 года.
Полное водоизмещение: от 101100 до 104400 т.
Длина: 333,1 м; ширина полетной палубы: 76,9 м.
Энергетическая установка: 2 атомных реактора «Вестингауз» A4W, сопряженных с 4 паровыми турбинами; мощность на валу 260000 л. с.; одной заправки ядерного топлива должно хватать на 15 лет; 4 резервных дизельных генератора мощностью 10070 л. с.
Максимальная скорость: более 30 узлов.
Вооружение: 2 пусковые ракетные установки (по 21 ракете), 3 артиллерийские установки ближнего боя «Фаланкс» калибра 20 мм, 2 пусковые ракетные установки Мк 29 «Си Спарроу».
Экипаж: 3200 человек; воздушная группа 2480 человек.
Палубная авиация: 90 самолетов и вертолетов, хотя типичная воздушная группа состоит из 72 самолетов и 6—8 вертолетов.
Ожидается, что «Нимиц» пробудет составе действующего флота до 2033 года.
АВИАНОСЕЦ ВМФ США «ДУАЙТ ЭЙЗЕНХАУЭР»
Второй корабль класса «Нимиц».
Вступил в строй: 18 октября 1977 года.
Полное водоизмещение: от 101100 до 104400 т.
Длина: 333,1 м; ширина: 76,9 м в самой широкой части полетной палубы.
Энергетическая установка: 2 атомных реактора «Вестингауз» A4W, сопряженных с 4 паровыми турбинами; мощность на валу 260000 л. с.
Максимальная скорость: более 30 узлов.
Вооружение: 2 ЗРК RIM-7 Sea Sparrow, 2 ЗРК RIM-116.
Экипаж: 3200 человек; воздушная группа 2480 человек.
Палубная авиация: 90 самолетов и вертолетов.
АВИАНОСЕЦ ВМФ США «КАРЛ ВИНСОН»
Вступил в строй: 13 марта 1982 г.
Полное водоизмещение: от 101300 т.
Длина: 332,8 м; ширина: 76,8 м в самой широкой части полетной палубы.
Энергетическая установка: 2 атомных реактора «Вестингауз» A4W, сопряженных с 4 паровыми турбинами; мощность на валу 260000 л. с.
Максимальная скорость: более 30 узлов.
Вооружение: 2 ЗРК Mk 57 Mod3 Sea Sparrow, 2 ЗРК RIM-116, 3 20-мм шестиствольные пушки Phalanx CIWS, предназначенных для борьбы с противокорабельными ракетами.
Экипаж: 3200 человек; воздушная группа 2480 человек.
Палубная авиация: 90 самолетов и вертолетов.
АВИАНОСЕЦ ВМФ США «ТЕОДОР РУЗВЕЛЬТ»
Построен компанией «Ньюпорт-Ньюс Шипьярд энд Драй-док», Ньюпорт-Ньюс, штат Виргиния.
Авианосец «Теодор Рузвельт». С палубы корабля взлетает F-14D «Томкэт». Фото сделано в 2006 году, сейчас F-14 снят с вооружения.
Вступил в строй: 25 октября 1981 года.
Полное водоизмещение: от 101100 до 104400 т.
Длина: 333,1 м; ширина: 76.9 м в самой широкой части полетной палубы.
Энергетическая установка: атомные реакторы «Вестингауз» A4W; 4 паровые турбины, одной заправки ядерным топливом хватает на 15 лет; 4 резервных дизельных двигателя мощностью 10070 л. с; мощность на валу 260000 л. с.
Максимальная скорость: свыше 30 узлов.
Вооружение: пусковые ракетные установки «Си Спарроу»; 20-мм артиллерийские установки ближнего боя «Фаланкс»; пусковые ракетные системы с 21 ракетой.
Экипаж: 3200 человек; воздушная группа: 2480 человек
Палубная авиация: 80 самолетов, хотя типичная воздушная группа состоит из 72 самолетов и 6—8 вертолетов
Ожидается, что «Теодор Рузвельт» пробудет в составе действующего флота до 2038 года. Авианосец ВМФ США «Теодор Рузвельт» (CVN-71) отличается от «Нимица» настолько существенно, что его считают принадлежащим к отдельному классу или подклассу.
АВИАНОСЕЦ ВМФ США «АВРААМ ЛИНКОЛЬН»
Вступил в строй: 13 февраля 1988 года.
Полное водоизмещение: до 104112 т.
Длина: 332,8 м; ширина: 76,8 м в самой широкой части полетной палубы.
Энергетическая установка: атомные реакторы «Вестингауз» A4W; 4 паровые турбины; мощность на валу 260000 л. с.
Максимальная скорость: свыше 30 узлов.
Вооружение: 2 ЗРК Mk 57 Mod3 Sea Sparrow, 2 ЗРК RIM-116, 3 20-мм шестиствольные пушки Phalanx CIWS.
Экипаж: 3200 человек; воздушная группа 2480 человек.
Палубная авиация: 90 самолетов и вертолетов.
АВИАНОСЕЦ ВМФ США «ДЖОРДЖ ВАШИНГТОН»
Вступил в строй: 4 июля 1992 года.
Полное водоизмещение: до 104200 т.
Длина: 332,8 м; ширина: 76,8 м в самой широкой части полетной палубы.
Энергетическая установка: атомные реакторы «Вестингауз» A4W; 4 паровые турбины; мощность на валу 260000 л. с.
Максимальная скорость: свыше 30 узлов.
Вооружение: 2 ЗРК Mk 57 Mod3 Sea Sparrow, 2 ЗРК RIM-116, 3 20-мм шестиствольные пушки Phalanx CIWS.
Экипаж: 3200 человек; воздушная группа 2480 человек.
Палубная авиация: 90 самолетов и вертолетов.
АВИАНОСЕЦ ВМФ США «ДЖОН С. СТЭННИС»
Вступил в строй: 9 декабря 1995 года.
Полное водоизмещение: до 103300 т.
Длина: 332,8 м; ширина: 76,8 м в самой широкой части полетной палубы.
Энергетическая установка: атомные реакторы «Вестингауз» A4W; 4 паровые турбины; мощность на валу 260000 л. с.
Максимальная скорость: свыше 30 узлов.
Вооружение: 2 ЗРК Mk 57 Mod3 Sea Sparrow, 2 ЗРК RIM-116, 3 20-мм шестиствольные пушки Phalanx CIWS.
Экипаж: 3200 человек; воздушная группа 2480 человек.
Палубная авиация: 90 самолетов и вертолетов.
Авианосец «Джон К. Стеннис» относится к подклассу «Теодор Рузвельт», и одной из его не слишком очевидных, но весьма эффективных особенностей является броня, облегченная на 5900 т. За счет этого корпус судна сделан двойным, и испытания показали, что это уменьшает урон, который причиняют судну торпеды.
АВИАНОСЕЦ ВМФ США «ГАРРИ ТРУМЭН»
Вступил в строй: 25 июля 1998 года.
Полное водоизмещение: до 103900 т.
Длина: 332,8 м; ширина: 76,8 м в самой широкой части полетной палубы.
Энергетическая установка: атомные реакторы «Вестингауз» A4W; 4 паровые турбины; мощность на валу 260000 л. с.
Максимальная скорость: свыше 30 узлов.
Вооружение: 2 ЗРК Mk 57 Mod3 Sea Sparrow, 2 ЗРК RIM-116, 3 20-мм шестиствольные пушки Phalanx CIWS.
Экипаж: 3200 человек; воздушная группа 2480 человек.
Палубная авиация: 90 самолетов и вертолетов.
АВИАНОСЕЦ ВМФ США «РОНАЛЬД РЕЙГАН»
Построен компанией «Ньюпорт-Ньюс Шипьярд энд Драй-док», Ньюпорт-Ньюс, штат Виргиния.
Вступил в строй: 12 июля 2003 года.
Полное водоизмещение: до 104400 т.
Длина: 333,1 м; ширина: 76,9 м в самой широкой части полетной палубы.
Энергетическая установка: 2 атомных реактора «Вестингауз» A4W, одной заправки ядерным топливом хватает на 15 лет. Мощность на валу составляет 260000 л. с., что обеспечивает постоянную скорость свыше 30 узлов. Судно оснащено четырьмя резервными дизельными двигателями мощностью 10070 л. с.
Вооружение: пусковые ракетные установки «Си Спарроу», 20-мм артиллерийские установки ближнего боя «Фаланкс»; пусковые ракетные системы с 21 ракетой.
Экипаж: 3200 человек; воздушная группа: 2480 человек
На Рональде Рейгане» могут базироваться до 90 самолетов, однако типичная воздушная группа состоит из 72 самолетов и 6—8 вертолетов. Корабль будет входить в состав действующего флота минимум 50 лет, то есть до 2053 года.
Авианосец ВМФ США «Рональд Рейган» (CVN-76) по внешнему облику слегка отличается от своего предшественника. Большинство его внутренних систем приводятся в действие электричеством. В результате «Рейган» считается представителем отдельного подкласса.
АВИАНОСЕЦ ВМФ США «ДЖОРДЖ Г. У. БУШ»
Десятый и последний корабль класса «Нимиц».
Построен в Ньюпорт-Ньюс, штат Виргиния, компанией «Нортроп Грумман Ньюпорт-Ньюс Шипьярд» (преемницей компании «Ньюпорт-Ньюс Шипьярд энд Драйдок»).
Вступление в строй: судно получило свое имя 7 октября 2007 г., вступило в строй 10 января 2009 года
Полное водоизмещение: свыше 104400 т.
Длина: 333,1 м; ширина: 76,9 м в самой широкой части полетной палубы.
Энергетическая установка: 2 атомных реактора «Вестингауэ» A4W, 4 паровые турбины; мощность на валу составляет 260000 л. с.
Максимальная скорость: свыше 30 узлов.
Вооружение. 2 ЗРК Мк 29 «Си Спарроу»; 2 ЗРК RIM-116; 3 20-мм артиллерийские установки ближнего боя «Фаланкс».
Бронирование: 64-мм кевларовая броня вокруг жизненно важных зон.
Экипаж: 3200 человек; воздушная группа: 2480 человек.
Палубная авиация: 90 самолетов и вертолетов.
Авианосец «Джордж Буш» обладает рядом усовершенствований по сравнению со своими предшественниками. В частности, корабль оснащен модернизированной надстройкой (так называемый «остров»), отличающейся новой радарной башней с уменьшенной радиолокационной заметностью, усовершенствованной навигационной системой и бронированным остеклением.
Корабль имеет новый дизайн носовой части, повышающий характеристики обтекаемости и плавучести и снижающий радиолокационную заметность. Переработана система хранения авиационного топлива и заправки палубных самолетов. В целом, «Джордж Буш» по сравнению с предшественниками обладает повышенным уровнем автоматизации и пониженными трудозатратами экипажа. В какой-то мере он может считаться переходной ступенью к авианосцу нового класса – «Джералд Р. Форд».
АВИАНОСЕЦ ВМФ США «ДЖЕРАЛД Р. ФОРД»
Судостроительная верфь «Грумман Ньюпорт-Ньюс Шипьярд», Ньюпорт-Ньюс, штат Виргиния.
Преемник авианосцев класса «Нимиц» — «атомный авианосец XXI столетия» CVN-78
Вступление в строй: 2016 год.
Полное водоизмещение: вероятно, более 100000 т; длина и ширина такие же, как у CVN-77.
Скорость: более 30 узлов в крейсерском режиме.
Вооружение; ракетные пусковые установки «Си Спарроу», другие ракетные установки; 20-мм артиллерийские установки ближнего боя «Фаланкс».
Экипаж (в том числе воздушное крыло): 4660 человек, на 1000 меньше, чем у авианосца «Нимиц» (CVN-68).
Палубная авиация: 75 и более самолетов и вертолетов, в том числе F-35C (единые ударные истребители); F/A-18E/F; EA-18G; E-2D; MH-60R/S и беспилотные боевые летательные аппараты.
Будет использоваться новый атомный реактор; технология «стелс» поможет уменьшить радиолокационную сигнатуру судна.
Корабль сможет находиться в строю без дозаправки ядерным топливом почти половину своей жизни (двадцать пять лет). «Форд» будет входить в состав действующего флота до самого конца 2060-х годов
ПАЛУБНАЯ АВИАЦИЯ
Авианосный флот США располагает палубной авиацией, не имеющей аналогов в мире по численности и боевой мощи. По состоянию на 2013 год в ВМС США имелось 765 истребителей-бомбардировщиков F/A-18 «Супер Хорнет» различных модификаций. Эти самолеты являются главной ударной силой американского авианосного флота.
Кроме истребителей-бомбардировщиков, по состоянию на 2013 год ВМС США располагали:
- 85 противолодочными самолетами «Локхид» S-3 «Викинг»,
- 170 патрульными самолетами «Локхид» P-3 «Орион»,
- 127 транспортными самолетами различных моделей,
- 65 палубными самолетами ДРЛО,
- 87 палубными самолетами РЭБ «Грумман» EA-6B и 1 EA-18G,
- более чем 500 палубными вертолетами различных моделей.
Организационно палубная авиация ВМС США состоит из воздушных сил Атлантического и Тихоокеанского флотов. Те, в свою очередь, состоят из авиакрыльев, которые делятся на эскадрильи.
Рассмотрим основные типы авиационной техники, состоящей на вооружении палубной авиации ВМС США.
САМОЛЕТЫ F/A-18С И F/A-18E «ХОРНЕТ»
Истребитель F/A-18
Фирма-изготовитель: компания «Боинг Эйркрафт».
Энергетическая установка: два турбовентиляторных двигателя «Дженерал Электрик- F414-GE-400
Максимальная скорость на высоте: 1915 км/ч.
Дальность полета с подвесным топливным баком: 3300 км.
Практический потолок: 15500 м.
Вооружение: 20-мм автоматическая пушка М61А1/А2 «Вулкан»; на внешней подвеске самолет может нести свыше 8000 кг другого оружия, включающей почти все бомбы и ракеты, которые применяются в ВМФ США.
ЕДИНЫЙ УДАРНЫЙ ИСТРЕБИТЕЛЬ F-35C
Перспективный палубный истребитель-бомбардировщик пятого поколения.
Изготовитель: компания «Локхид Мартин».
Энергетическая установка: форсированный турбовентиляторный двигатель «Пратт энд Уитни» F135 с бесфорсажной тягой 13 000 кгс, на форсаже 19500 кгс.
Максимальная скорость на высоте: 1907 км/ч.
Дальность полета: 1150 км.
Практический потолок: 14400 м.
Самолет F-35C отличается большими складными крыльями и стабилизаторами, что улучшает полетные характеристики на малых скоростях, а также более надежным шасси, хорошо выдерживающим удары при посадке на палубу авианосца. Крылья повышенной площади увеличат дальность полета и грузоподъемность, и с полными внутренними баками истребитель будет иметь вдвое большую дальность полета, чем F/A-18C, и сможет выполнять практически те же задачи, что и более тяжелый «Супер Хорнет». В фюзеляже смонтирована четырехствольная 25-мм пушка GAU-22/A, имеется 4 внутренних и 6 внешних точек подвески, на которых может размещаться разнообразное ракетное вооружение.
САМОЛЕТ ДРЛО Е-2 «ХОКАЙ»
Е-2 «Хокай»
Изготовитель: «Нортроп Грумман».
Энергетическая установка: два турбовинтовых двигателя «Эллисон» Т56.
Максимальная скорость: 695 км/ч.
Дальность полета: 2975 км.
Практический потолок: 9400 м.
Вооружение: отсутствует.
Самолет-разведчик Е-2 «Хокай» — это «небесное око» авианосной ударной группы. Последняя модификация этого самолета может вести наблюдение сразу за двумя тысячами целей (и обнаруживать двадцать тысяч целей одновременно) на расстояниях, превышающих 650 км, и одновременно наводить на цели от сорока до ста самолетов.
ВЕРТОЛЕТ SH 60 «СИХОК»
Легкий палубный многоцелевой вертолет, представленный в различных модификациях: базовой, противолодочной и поисково-спасательной.
Изготовитель: «Сикорски».
Энергетическая установка: два турбовальных газотурбинных двигателя 1260 KW «Дженерал Электрик» T700-GE-401C.
Максимальная скорость: 270 км/ч.
Дальность полета: 700 км.
Боевой радиус (в противолодочном варианте): 185 км.
Практический потолок: 5800 м.
Вооружение (в противолодочном варианте): 3 торпеды, или 3 ПКР, или 4 ракеты Hellfire.
Контент данной страницы подготовлен для портала «Современная армия» по материалам книги Кит и Кэролин Боннер «Военные корабли. Мощь и сила современного флота». При копировании контента, пожалуйста, не забудьте поставить ссылку на страницу-первоисточник.
Смотрите также: Авианосные ударные группы (АУГ) США Авианосные ударные силы США: настоящее и будущее «Team work — 64»: советские ракетоносцы против авианосного соединения ВМС США Авиация ВМС США Перспективы использования БЛА в авианосных силах ВМС США
Факт
Во время войны в Персидском заливе 1990-1991 гг., известной как операция «Буря в пустыне», группировка союзников в среднем ежедневно потребляла: 57 млн. л пресной воды, 95 тонн льда, 687 тыс. л бензина, 456 тыс. л дизтоплива, 198 тыс. л авиационного керосина. Количество вывозимых отходов составляло 145 тонн в день. Все это потребовало беспрецедентных усилий от 22-го командования армии США, занимавшегося тыловым снабжением группировки многонациональных сил…
Источник: