Панорама центра им. Драйдена, расположенного на территории АвБ Эдвардс
Авиабаза ВВС США Эдвардс (Air Force Base Edwards), являющаяся одним из ракетно-испытательных полигонов Тихоокеанской зоны, в истории американской авиации и космонавтики занимает особое место. Свое название база получила в честь Глена Эдвардса, американского летчика-испытателя.
Здесь впервые в США был преодолен звуковой барьер (1947), а с помощью экспериментального самолета Х-15 установлены рекорды скорости (3 октября 1967 года, М = 6,7) и высоты полета (19 июля 1963-го — 106 км). На авиабазе испытывались и продолжают испытываться все состоящие на вооружении ВВС летательные аппараты, включая в свое время и стратегические разведывательные самолеты U-2 и SR-71. Первые восемь испытательных пусков ракеты «Минитмен» осуществлены на этой авиабазе из шахтной пусковой установки (ЩПУ, 1959). Здесь отрабатывались способы посадки лунного модуля. 13 сентября 1985 года взлетевший с АвБ Эдвардс переоборудованный самолет F-15 поразил ракетой ASM-135 находившийся на околоземный орбите нерабочий спутник Р78-1 «Солуайнд». На авиабазе испытывались, а затем неоднократно совершали посадки после пребывания на орбите МТКК «Шаттл», включая первую ночную посадку «Челленджера» (5.09.1983). В 2004 году, как сообщалось, здесь состоялись первые успешные испытания боевого лазера, смонтированного на самолете Боинг 747. За вклад в развитие воздушно-космической техники в целом авиабаза ВВС Эдвардс объявлена национально-историческим достоянием (National Historic Landmark).
ОБЩЕЕ ОПИСАНИЕ АВИАБАЗЫ ЭДВАРДС
АвБ Эдвардс расположена в пустынной местности, на дне и берегу высохшего оз. Роджер-Лейк, в 160 км северо-восточнее г. Лос-Анджелес (штат Калифорния). Географические координаты серединной точки 34° 54′ с.ш.; 117° 53′ з.д., абсолютная высота 702 м. Занимает обширный участок площадью около 1320 кв. км, простирающийся в меридиональном направлении на 27 км, в широтном — на 55 км, при этом площадь высохшего о. Роджер-Лейк составляет 113,9 кв. км (8,6 проц.).
Уникальность авиабазы обусловлена прежде всего особенностями географического положения: она находится в малонаселенной пустынной местности, где довольно гладкая и прочная поверхность дна высохшего озера успешно используется для дополнения и расширения взлетно-посадочных возможностей построенных на берегу бетонных полос.
Всего имеется 16 обозначенных ВПП длиной от 2100 до 12000 м и шириной от 90 до 270 м, семь из которых поддерживаются в постоянной готовности к обеспечению полетов. Главной считается построенная специально для посадки МТКК «Шаттл» бетонная ВПП размером 4579 х 90 м, которая увеличена в длину за счет трехкилометрового участка высохшего озера, в результате чего общая протяженность посадочной полосы составляет 7500 м.
ОСНОВНЫЕ ОБЪЕКТЫ АВИАБАЗЫ
В исследовательско-испытательном и административно-техническом отношении авиабаза имеет сложную структуру. Здесь расположен ряд исследовательско-испытательных и других военных и гражданских учреждений. Наиболее крупными из них считаются следующие четыре (на рисунке их расположение на территории базы схематично показано цифрами).
1. Летно-испытательный центр ВВС;
2. Филиал научно-исследовательской лаборатории ВВС;
3. Летно-исследовательский центр имени Драйдена;
4. «Северная база», или «Оперативное подразделение 10».
Схема авиабазы «Эдвардс»
Летно-испытательный центр (ЛИЦ) – основное базообразующее формирование, состоящее из 412-го испытательного авиационного крыла и 95-го крыла аэродромно-технического обеспечения. В составе испытательного авиакрыла имеются самолеты F-16, F-22, F-35, С-17, ЕС-18, МС-130Е, С-12 и С-135. Кроме того, в местном музее на открытой площадке находится более 15 самолетов, которые когда-то испытывались в ЛИЦ.
Главными задачами центра в настоящее время являются испытания состоящей на вооружении ВВС пилотируемой и беспилотной авиационной техники, разработка рекомендаций по их эксплуатации, боевому применению, а также возможному улучшению их характеристик и повышению общей эффективности.
Филиал научно-исследовательской лаборатории ВВС, созданный в 1953 году, занимает всю северо-восточную часть территории авиабазы. Его площадь превышает 170 кв. км (14 проц. общей площади авиабазы). Здесь работает около 500 сотрудников, в том числе до половины — военнослужащие. Основным предметом их научно-прикладных исследований являются твердотопливные и жидкостные ракетные двигатели. По изучаемым вопросам сотрудники филиала тесно контактируют с исследовательским центром им. Эймса и лабораторией реактивного движения. Сотрудники участвовали в разработке и испытаниях двигателей ракет «Бомарк», «Атлас», «Тор», «Сатурн», MX, «Титан», а также основного двигателя МТКК «Шаттл». Особо отмечается то, что только после восьми испытательных вертикальных пусков из созданной здесь экспериментальной ШПУ МБР «Минитмен» были приняты на вооружение. Подсчитано, что в филиале научно-исследовательской лаборатории ВВС было выполнено более 5,5 тыс. стендовых испытаний ракетных двигателей. Из достижений последнего времени отмечается успешное участие в реализации программы по созданию противоракет нового поколения, включая противоракетный комплекс театра военных действий THAAD.
Летно-исследователъский центр им. Драйдена принадлежит НАСА. Здесь занимаются изучением полетов летательных аппаратов со скоростями от 15 км/ч до М = 10, на высотах от 100 до 30000 м, с водородными или комбинированными двигателями, включая солнечные Предметами исследовании являются также продолжительные (до 100 ч без посадки) и групповые полеты.
В последние годы много внимания уделялось проблемам оказания помощи и спасения экипажа терпящего бедствие космического корабля. Под руководством специалистов центра на авиабазе в ходе НИОКР испытывались и отрабатывались способы посадки лунного модуля (четыре аппарата). Аналогично перед первым запуском МТКК «Шаттл» в космос в 1981 году здесь осуществлено 13 воздушных испытательно-тренировочных полетов и посадок корабля. По изучаемым проблемам специалисты сотрудничают с центром им. Эймса, компаниями «Боинг», «Локхид-Мартин» и Калифорнийским университетом.
Для проведения исследований в центре имеются самолеты SR-71, F/A-18, а также несколько экспериментальных летательных аппаратов. К центру приписан модернизированный самолет Боинг 747, предназначавшийся для перевозки челнока «на спине» в центр им. Кеннеди, если его посадка производилась не во Флориде. До 2004 года в центре числился модифицированный стратегический бомбардировщик В-52, использовавшийся в качестве носителя для вывода на большую высоту испытываемых объектов. С помощью этого самолета, в частности, изучалась возможность запуска ракеты-носителя «Пегас» во время ее спуска на парашюте после отделения на высоте 10000 м.
Основные сооружения центра им. Драйдена легко обнаружить с высоты «птичьего полета»: около них нарисован хорошо заметный с воздуха магнитный азимутальный круг диаметром 1200 м, используемый пилотами для калибровки бортовых приборов.
«Северная база» расположена в 6-10 км от основных сооружений авиабазы «Эдвардс». Здесь построен аэродром с капитальной ВПП размером 1800 х 45 м.
(Подготовлено для портала «Современная армия» © http://www.modernarmy.ru по материалам журнала «Зарубежное военное обозрение». При копировании статьи, пожалуйста, не забудьте поставить ссылку на страницу-первоисточник портала «Современная армия»).
Факт
По некоторым данным, в настоящее время на основе комплекса ХААРП создается система ПВО/ПРО на новых физических принципах. Основной целью создателей ХААРП является изучение так называемых авроральных эффектов, что, возможно, позволит создавать в верхних слоях атмосферы плазмоиды – своеобразные управляемые шаровые молнии, густая сеть которых явится непреодолимым препятствием для самолетов и для баллистических ракет.
Источник: