армия и оружие

Авиабаза Гвардейское. Ракетоносцы Ту-22М3 в Крыму.

Крымский аэродром Гвардейское готовится принять полк бомбардировщиков-ракетоносцев Ту-22М3. До распада СССР на полуострове базировалось целое соединение ракетоносцев — 2-я Гвардейская авиадивизия, три полка которой располагались на трёх аэродромах, в том числе один — на Гвардейском. Так что принятое недавно решение представляет собой восстановление прежней стратегической позиции.

 

АВИАБАЗА САРАБУЗ – НЫНЕ ГВАРДЕЙСКОЕ

История авиабазы — тогда она на­зывалась Сарабуз — началась в 1930-х гг. с учебной эскадрильи, ле­тавшей на самолётах У-2. В 1939-м там расположили 2-й мтап — минно-торпедный авиаполк, состояв­ший из трёх, затем пяти эскадрилий ДБ-3 и ДБ-3Ф.

Авиабаза Гвардейское сегодня. Пока что отсюда летают бомбардировщики и разведчики Су-24.

Войну полк встретил, будучи рас­средоточенным на нескольких аэ­родромах; с Сарабуза действовала одна эскадрилья. Хотя назывался он минно-торпедным, но большую часть его задач составляла бомбар­дировка наземных целей: сначала объектов в Румынии, потом — вра­жеских войск, наступавших на Кав­каз и Крым.

После потери Симферополя на Са­рабуз прилетели немцы — истреби­тельная авиагруппа III/JG77. Они построили бетонную ВПП, которая сегодня служит для стоянки само­лётов. Используются также и дома, построенные немцами для личного состава авиагруппы. В мае 1944 г. полк вернулся на Са­рабуз; теперь он назывался — 5-й гвардейский мтап. Кроме него, Са­рабуз также использовали штурмо­вики и истребители.

По состоянию на 1945 г. на аэродроме базировались авиаполк пикирующих бомбарди­ровщиков, истребительный авиа­полк и всё тот же 5-й гвардейский мтап, который начал перевооруже­ние на торпедоносцы Ту-2Т.

В 1948 г. аэродром сменил название на современное — Гвардейское. В 1951-м принял реактивные само­лёты-торпедоносцы Ту-14Т.

А дальше был, можно сказать, развёрнутый во времени парад но­вых дальних ударных авиационных комплексов. На авиабазе Гвардейское бази­ровались авиационные соединения, эксплуатировавшие дальние бом­бардировщики Ту-4 и ракетоносцы Ту-4КС с первой советской авиаци­онной противокорабельной ракетой «Комета». Потом — реактивные ра­кетоносцы Ту-16КС и Ту-16К-10-26, далее – Ту-22 и Ту-22М2. Эти последние были уже «Бэкфайрами» — представителями того же семейства, что и нынешние Ту-22М3.

 

БОМБАРДИРОВЩИКИ ТУ-22 В КРЫМУ

Сегодня, после заявления Путина о возвращении дальних ракетонос­цев в Крым, на Западе бьют трево­гу: это рушит баланс! Это обнуляет ценность европейской ПРО! Ког­да-то давно, во второй половине 1970-х, они так же всполошились по поводу Ту-22М — об этом будет рассказано ниже. А в начале 1960-х такое же тяжёлое впечатление про­извёл на страны Запада не слишком удачный бомбардировщик Ту-22, по классификации НАТО – «Блиндер».

Ту-22 над Крымом. Район Евпатории.

Их представители впервые увидели новый советский бомбардировщик на параде в Тушино в 1961 г. Тог­да машине предстоял ещё долгий процесс доведения до боевого состояния, но сам факт существования советского сверхзвукового дальнего бомбардировщика весьма сильно обеспокоил руководство НАТО. И на это были основания, ведь у стран Запада в то время было недостаточно сверхзвуковых истребителей, способных осуществить перехват Ту-22.

Двухмаховый Локхид F-104 «Старфайтер», выбранный как раз тогда в качестве стандартного истреби­теля для НАТО, без сомнения, мог перехватить Ту-22. Но он только-только начал появляться в Европе; а что было там кроме него? Был выдающийся для своего вре­мени двухмаховый же истребитель Инглига Электрик «Лайтнинг». Но из всей Европы он был только в Ан­глии, и выпущено было «Лайтнингов» в сумме 334 штуки, и на 1961 г. их тоже было построено совсем мало. Был Норт Америкен F-100 «Супер Сейбр». Но его скорость не­много не дотягивала до 1400 км/ч, и, естественно, надо было опасаться, что он не сможет догнать советский сверхзвуковой бомбардировщик. И, опять же, «Супер Сейбров» в Европе было тоже немного: 264 ма­шины в трёх европейских странах. Превосходный французский Дассо «Мираж III» в 1961 г. только начал эксплуатироваться, то есть его тоже почти не было, и уж совсем не было понятно, насколько превосходным он окажется.

Остальные же тысячи реактивных истребителей, которыми кишело небо континента, были околозву­ковыми. Фактически, в 1961-м Ев­ропа летала в основном на дозвуке! Получалось, что бороться со сверх­звуковыми бомбардировщиками ей в 1961 г. было почти нечем…

Ту-22 строился серийно до 1976 г., выпущено было 311 машин. Самым удачным стал ракетоносный вари­ант Ту-22К, вооружавшийся первы­ми модификациями крылатой ракеты Х-22; последние её модификации состоят на вооружении современ­ных Ту-22М3. Эксплуатировались Ту-22 долго, последние экземпляры «ушли» из боевых частей в конце 1990-х гг. Но в целом машина полу­чилась не слишком удачной, что и повлекло необходимость коренной переработки проекта.

 

НА ПУТИ К ТУ-22М3

Поначалу новая машина выглядела именно как переработка Ту-22, хотя и крайне глубокая. И вызвана она была не только осознанным несо­вершенством Ту-22, но и появлени­ем принципиально новой концеп­ции дальнего ударного самолёта. Концепция была вызвана к жизни «ракетизацией» ПВО, называлась многорежимностью и подразумева­ла следующие требования к дальне­му бомбардировщику:

1)  большая дальность на большой высоте при околозвуковой скоро­сти;

2) сверхзвуковой полёт на большой высоте на меньшую дальность;

3) способность лететь  с  высокой околозвуковой, даже трансзвуковой скоростью очень близко к земле.

Будущий Ту-22М в первом проек­тном варианте (1965) был по внеш­нему виду увеличенным Ту-22, но двигатели, оставаясь там же, где у прототипа,   объединялись   в   один пакет и оборудовались новой воздухозаборной   системой.    Главное же — самолёт получал крыло с из­меняемой стреловидностью, с тре­мя фиксированными положениями: малая, большая и очень большая.

Лётные характеристики по расчётам получались замечательные: макси­мальная скорость более 2500 км/ч, крейсерский сверхзвук 2200 км/ч, скорость у земли 1100 км/ч. Даль­ности: на дозвуке до 8000 и даже 10000 км, на сверхзвуке 4000 км. Однако в ЦАГИ уже в 1966 г. этим расчётам не поверили и рекомендо­вали, оставив двигатели в хвостовой части, перенести их внутрь фюзеля­жа, а воздухозаборники выдвинуть к носу. Визуально получилась — очень большой истребитель… Но Туполев продолжал называть машину модернизацией Ту-22 и от­части за счёт этого выиграл конкурс на дальний ракетоносец у Сухого и Яковлева, выступивших с проекта­ми Т-4 и Як-33/35 соответственно. Приведу уточнённые требования ВВС, предъявленные к уже выяс­нившемуся победителю конкурса. Это интересно, так как можно бу­дет сравнить с реальными данны­ми, которыми обладает самолёт сегодня.

В части маловысотности машина должна была уметь лететь в про­стых метеоусловиях на высоте 300-500 м под ручным управле­нием, а на втором этапе разработки — с автоматическим, то есть и в сложных условиях. Дальность вы­сотного полёта на дозвуке 8000 км, на сверхзвуке 3000 км; у земли — 3500 км. Максимальная скорость 2000 км/ч с возможностью броска на 2300 км/ ч; крейсерский сверх­звук 1600-1800 км/ч, крейсерский дозвук 850-900 км/ч, у земли не быстрее 900 км/ч. Боевая нагрузка нормальная 3 т, перегрузочная — 11т;   основной  вариант  вооружения — одна ра­кета Х-22 (как у Ту-22).

В середине 1969 г. взлетела первая машина из неболь­шой серии, обозна­ченной Ту-22М0. Её испытали и оказалось, что некоторые лётные характеристики оказались хуже, чем у Ту-22. При том, что двигате­ли были на 20% мощнее! Вообще, надо сказать, что доведе­ние семейства Tу-22M до полно­й боеспособности проходило исключительно трудно. Модификация M1 опять далеко не дотягивала до заданных требова­ний, к тому же военные постоян­но придумывали какие-то усовер­шенствования по части вооружения и оснащения самолёта, так что ТУ-22M1 стал «малотиражным» вари­антом, не поступившим в войска.

Наконец, в середине 1971 г. на ис­пытания передали Ту-22М2, и уже он стал серийным образцом, построенным в количестве 211 эк­земпляров. Давайте взглянем на его ЛТХ (лётно-технические характе­ристики), памятуя о требованиях, приведённых выше. Максимальная скорость 1800 км/ч (недобор), с одной подвешенной ракетой — 1660 км/ч. Крейсерский дозвук 900 км/ч (соответству­ет требованиям), дальность с од­ной ракетой 5100 км (недобор), на сверхзвуковой скорости 1630 км (опять недобор). Масса боевой нагрузки — 24 т, что значительно превосходит изначально озвученное требование заказчика – 11 т в перегруз. При этом самолёт мог нести не одну, а две или даже три ракеты Х-22.

Неважно обстояло дело с полётом на предельно малой высоте. Ав­томатической системы огибания рельефа не было, так что самолёт, очевидно, мог то же самое, что может любой другой: летал настолько низко, насколько умел экипаж, и настолько долго, сколько экипаж мог выдержать.

Радиус действия Ту-22М2, по мнению западных экспертов. Схема 1970-х гг.

Авиационный комплекс Ту-22М2/Х-22 был принят на во­оружение в 1976 г. И опять стал предметом головной боли у наших потенциальных противников! Они присвоили ему поначалу индекс Ту-26 и имя «Бэкфайр», вскорости прогремевшее на весь мир. Возможности машины вновь были не­сколько переоценены, и западные эксперты стали строить страшные сценарии глобальных угроз, созда­ваемых новым русским бомбарди­ровщиком. Общий же вывод вполне соответс­твовал господствовавшему в те годы духу «Холодной войны». За­являлось, что «Бэкфайры» «…со­ставят неприемлемую угрозу для США — не говоря уже об угрозе, создаваемой ими для Западной Европы и ведущих в США атлан­тических коммуникаций, кото­рые, вероятно, являются их перво­степенными целями» (журнал «Интеравиа», ноябрь 1975 г).

Зпадные эксперты «повесили» на Ту-22М2 две ракеты, назы­вавшиеся у них AS-6, или Kingfish. По-нашему это противокорабельная КСР-5, которая ни­когда на Ту-22М не ставилась, её носителем был Ту-16К-10. Мало того, ракете присвоили дальность, почти вдвое превосходящую реальную!

Машине приписали автоматическую систему огибания рельефа, возможность работы с на­вигационными спутниками — хорошо бы, если бы это было так! Неимоверно преувеличили максимальную дальность на большой высоте при дозвуковой скорости — 12000 км; и на этой основе писали:

«Дозаправка в полёте сделает «Бэкфайр» способным, при действиях с аэродромов, рас­положенных в арктических областях СССР, производить атаки практически по всей терри­тории США с возвратом на свою базу. Для наиболее удалённых целей всё задание будет выполняться на дозвуковой скорости, но угроза всё же весьма велика».

Но если бы только это! Дальность в маловысотном сверхзвуковом полёте была тоже пре­увеличена, да не как-нибудь, а сразу втрое! И поэтому — ещё более леденящий американскую душу сценарий:

«Ещё более тревожит Министерство обороны США способность «Бэкфайра», например, долетев на большой высоте с дозвуковой скоростью до Кубы и сделав там посадку для заправки топливом, затем атаковать любую точку на континентальной части США, исполь­зуя полёт со сверхзвуковой скоростью на малой высоте».

Примерно то же отражено на карте, только применительно к Европе: практически весь кон­тинент доступен «Бэкфайру» с его ракетами в режиме маловысотного — скрытного! — полё­та. Как видим, никакие американские конвои при таком раскладе в Британию не попадут. Конечно, именно таких возможностей Ту-22М в 1970-х не имел, да и сейчас не имеет. Однако примерно такая зона поражения была ему доступна уже тогда — только при полёте на большой высоте…

США попытались нейтрализовать угрозу со стороны Ту-22М в ходе переговоров по ОСВ-2. Закончилась она тем, что американцы все-таки согласились не считать Ту-22М в числе стратегических носителей, но СССР за это должен был демонтировать на них систему доза­правки — что мы и видим на фото Ту-22М2. Правда, за такую уступку нам пришлось закрыть глаза на 66 американских средних стратегических бомбардировщиков FB-111A, которые несли по шесть термоядерных ракет SRAM и, действительно, умели летать с огибанием рельефа местности. Часть из них была дис­лоцирована на британской авиаба­зе Нью-Хэмпшир, откуда машины «доставали» объекты в европейс­кой части СССР и потому вполне могли считаться стратегическим оружием.

Однако вернёмся к Ту-22М. В 1970-х гг. стало окончательно ясно, что войны могут быть очень разными, и это потребует от авиа­ции «работы» с разными типами оружия. Идея самолёта, который только и может, что нести одну-две мощные дальние ракеты, оконча­тельно отошла в прошлое. Эти сооб­ражения были учтены при дальней­шем развитии семейства Ту-22М.

 

ТУ-22М3 — РАБОЧАЯ ЛОШАДКА ДАЛЬНЕЙ АВИАЦИИ

Итак, скорость, дальность (в чём недотягивал М2), расширение со­става вооружения (требование вре­мени). Это стало целью разработки следующего поколения бомбарди­ровщика — Ту-22М3. На машину поставили новый дви­гатель, провели множество доработок конструкции, среди которых были и усовершенствования для достижения более высоких ЛТХ, и ликвидация слабостей и неполадок, отмеченных в ходе эксплуатации Ту-22М2. И вот что получили.

Бомбрадировщик-ракетоносец Ту-22М3

Максимальная скорость на боль­шой высоте: 2300 км/ч, или око­ло М = 2,2; на малой высоте: 1020 км/ ч. Дальность полёта на крейсерской скорости: 7000 км. Бое­вой радиус действия на сверхзвуке по профилю Б-Б-Б1: 1500-1850 км; на дозвуке по профилю Б-М-Б1: 2410 км; на дозвуке по профилю М-М-М1: 1500-1650 км.

Б-Б-Б и прочее — общепринятое обозначе­ние для описания изменений высоты полета самолёта на маршруте к цели и от неё. «Б» означает большую высоту, «М» — малую. Так, обозначение Б-М-Б описывает полёт до некоторого рубежа перед целью (обычно определяется зоной местной ПВО) на боль­шой высоте, снижение на этом рубеже, под­ход к цели, атака и уход до рубежа на малой высоте, возвращение на базу на большой высоте.

Вспомнив о требованиях 1967 г., можно отметить, что они выполнены по скорости, сверхзвуковой дальности и почти выполнены по дальности у земли. Отчетливое невыполнение отмечаем по максимальной — высотной дозвуковой — дальности. По боевой нагрузке тре­бования далеко перевыполнены, так как она достигает 24 т. Что же касается состава вооруже­ния… с этим сложнее. В открытых источниках, помимо официальной информации,   встречаются  многочисленные варианты различной степени достоверности. Фак­торов много: непрекращающаяся работа по созданию новых видов оружия и адаптации самолёта к их применению; секретность или, по крайней мере, скрытность, сопро­вождающая эти работы; наконец, фантазия авторов, стремящихся предположить возможные конфи­гурации.

На наш взгляд, можно считать абсолютно или до­статочно достоверными следующие варианты вооружения Ту-22М3.

1. Одна ракета Х-22 под фюзеляжем. Точ­но так же носил её «дедушка» Ту-22М3 — ракетоносец Ту-22К. Единственная ракета может также подве­шиваться под крылом.

2. Две Х-22 под консолями крыла.

3. Некоторые источники утверждают, что в перегруз на самолёт можно подвеши­вать три ракеты Х-22.

4. 10 гиперзвуковых ракет малой дально­сти Х-15: шесть на барабанной установке в бомбоотсеке, две под воздухозаборни­ками и по одной под неподвижными час­тями консолей крыла.

5. 42 полутонных бомбы. Так Ту-22М2 и М3 летали на боевые задания в Афганистане. Всего 21 т бомб.

6. Две 3-тонных бомбы в бомбоотсеке. На внешних подвесках пусто, можно лететь с полной сверхзвуковой скоростью. И горю­чего можно взять максимально.

7. 69 бомб 250-кг калибра: 36 в бомбоот­секе и 33 на внешней подвеске. Лучший вариант  для   коврового   бомбометания. Таким же образом могут быть подвеше­ны 100-кг бомбы; несмотря на неполную загрузку, больше всё равно не получит­ся — просто некуда подвешивать.

8. Восемь корректируемых бомб КАБ-500С.

Схема размещения различных вариантов вооружения Ту-22М3

Крылатая ракета Х-22 — классичес­кое оружие семейства Ту-22/22М. Первоначально ракета имела две модификации. Первая, оснащаемая обычной боевой частью, предназначалась для поражения крупных морских целей. Вторая, ядерная, служила для атаки больших стацио­нарных объектов.

Жизнь у этой ракеты долгая, и всё время она модернизировалась и модифицировалась. Устанавлива­лись новые головки самонаведе­ния и системы управления, в том числе корреляционная по релье­фу местности, повысившая точ­ность попадания до нескольких метров. Росла скорость, дойдя до цифры 4000 км/ч; появился противорадиолокационный вариант. Дальность при  пуске с большой высоты на сверхзвуковой скоро­сти — 550 км, при пуске с малой высоты — 300 км.

Х-15 — малогабаритная гиперзву­ковая аэробаллистическая ракета. Принята на вооружение в ядерном оснащении в 1980 г. Дальность — до 300 км, скорость — М = 5. На этой ракете был установлен твердотопливный двигатель — впервые в СССР на ракете класса «воздух-земля». Мощность боеголовки — 350 кт, система управления чисто инерциальная.

В 1988 г. появилась противорадиолокационная модификация Х-15П, а в 1993-м — противокорабельная Х-15С с активной радиолокаци­онной головкой самонаведения, с дальностью 60 км по мелким целям и до 150 км по крупным. Эти ва­рианты оснащаются, естественно, обычной боевой частью; впрочем их текущий статус не очень понятен. Про обычные свободнопадающие бомбы специально говорить не тре­буется. Стоит лишь отметить, что прицельный комплекс Ту-22М3 позволяет применять их с очень высокой точностью.

Корректиру­емая бомба КАБ-500С наводится по данным ГЛОНАСС, дальность сброса до 9 км, круговое вероятное отклонение 4-7 м.

 

АВИАБАЗА ГВАРДЕЙСКОЕ – НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ ДАЛЬНЕЙ АВИАЦИИ

Что же даст нашим Вооруженным силам размещение дальних бомбар­дировщиков на крымском аэродро­ме Гвардейское?

 

 

Возможности Ту-22М3 при размещении на авиабазе Гвардейское:

1. Ту-22МЗ, дальность в сверхзвуковом полёте по профилю Б-Б-Б 1800 км.

2. Х-22, дальность при пуске на большой высоте при сверхзвуковой скорости 550 км.

3. Х-32, дальность при пуске на большой высоте 1000 км.

4. Ту-22МЗ, дальность в дозвуковом полёте по профилю Б-М-Б 2400 км.

5. Х-22, дальность при пуске на малой высоте 300 км.

6. Х-32, дальность при пуске на малой высоте 800 км.

Синяя сплошная линия (1) показывает радиус действия на большой высоте со сверхзвуко­вой скоростью —1800 км. В этой зоне возможно использование обычных и корректируемых авиабомб. Синий пунктир (2) — когда в таком полёте применяется ракета Х-22, радиус зоны поражения 2350 км. Синий штрих-пунктир (3) — то же, но для ракеты Х-32 (радиус 2800 км). Зелёная сплошная (4) — полёт на дозвуке по профилю Б-М-Б; радиус действия самолёта 2400 км. Зелёный пунктир (5) — зона досягаемости Х-22 (2700 км), штрих-пунктир (6) — Х-32 (3200 км).

Возможности бомбардировщиков Ту-22М3, размещенных на аэродроме Гвардейское может проиллюстрировать схема, аналогичная той, которая приводилась в «Интеравиа» в 1975 г. Отличий — три. Во-первых, мы теперь знаем реаль­ные данные строевых машин и их оружия. Во-вторых, в дополнение к одному типу ракет (к тому же неправильно угаданному в запад­ном журнале) появились ещё два. На схеме не указаны возможнос­ти Ту-22М3 при скрытном полёте на постоянной малой высоте. Они близки к таковым для сверхзвуко­вого высотного полёта, и нам не хотелось загромождать схему без особой надобности. Также не от­ражены радиусы «накрытия» при применении Х-15 — они меньше, чем у двух других ракет, то есть как бы поглощаются ими. Зато, по­мимо заслуженной Х-22, нанесены линии досягаемости, обеспечивае­мые новой ракетой Х-32. Эта машина разрабатывалась для замены Х-22, внешне очень на неё похожа и имеет (точнее, будет иметь) те же три основных варианта: противокорабельный, противорадиолокационный и для ударов по наземным целям. Основные отли­чия — новый «борт», увеличенная до 800-1000 км дальность; в части скорости одни источники называют ту же цифру, что для Х-22, — около 4000 км/ч, а другие — даже 5400 км/ ч. В любом случае раке­та не перехватывается  обычными массовыми комплексами ПВО, а лишь средствами ПРО. В настоящее время Х-32 находится на этапе испытаний; в СМИ встреча­лись сведения, что уже проводились пуски с борта Ту-22М3. Известно также, что ракета введена в штатный состав вооружения модификации Ту-22М3М. Работы по переоборудо­ванию бомбардировщиков в этот вариант уже ведутся, по плану к 2020 г. ВВС должны получить 30 таких ма­шин. Может быть, первыми их полу­чит именно полк в Крыму? Наконец, третье отличие очевид­но: у нас больше нет базы под Львовом, но появилась база под Симферополем…

Отображённая на карте ситуация означает следующее.

Цели на всей территории Восточной Европы могут быть атакованы в высотном сверхзву­ковом режиме даже без ракет. Но главное — в эту зону попадают Балканы, Турция, Си­рия, Ливан, часть Иордании, Ирака и Ирана. При запуске Х-22 «под воздействие» попадает Польша, часть Германии и почти вся Италия. А кроме них, — Ирак, половина Египта, часть Ливии и Саудовской Аравии. А подвеска Х-32 позволяет назначать цели по всей Германии и расширяет возможности в Африке и на Ближнем Востоке.

Если же лететь на дозвуке, снижаясь в зоне ПВО цели, то Восточная и Центральная Европа и вся Италия становятся доступными для атаки обычными бомбами, а заодно и те районы южного сектора, которые раньше можно было «достать» только при помощи Х-22. Даль­нобойная Х-32 оставляет в Европе неуязвимыми только Норвегию, Британию и Испанию с Португалией, а на юге — из тех стран, сегодня которые на слуху из-за происходящих там событий, — разве что Алжир и Афганистан с Пакистаном. Средиземное море тоже почти всё «под колпаком».

Не стоит воспринимать эту схему как продукт милитаристского энтузиазма. Показать воз­можности — ещё не значит хотеть реализовать их. Они значимы в первую очередь для мирного времени: дополнительный фактор, ограничивающий свободу фантазии любого комбинатора, замышляющего что-то в радиусе трёх тысяч километров от Симферополя…

При сравнении двух схем сразу вид­но, что даже нынешние Ту-22М3, базируясь под Симферополем, не имеют одного важнейшего преиму­щества, отличавшего гипотетические «Бэкфайры» 1970-х с базой в районе Львова: они не достают до Англии и коммуникаций в Север­ной Атлантике. Однако горевать по этому поводу не надо. Во-первых, есть потенциальная возможность дозаправки. В своё время, как отмечалось выше, сис­тема дозаправки была демонти­рована; но вряд ли демонтаж кос­нулся внутренних самолётных магистралей и арматуры, а приём­ники можно ведь и поставить на место…

Загрузка авиабомб в бомбоотсек Ту-22М3

Во-вторых, есть другие авиаба­зы, например Шайковка, в 200 км западнее Калуги. А можно ещё разместить Ту-22М3 в Калинин­градской области — есть такие прикидки. Оттуда они и без доза­правки смогут «держать под при­целом» Англию, «обслуживать» обширный и очень важный учас­ток североатлантических комму­никаций НАТО. Для Афганистана с Пакистаном есть авиабазы в вос­точной части страны…

Однако эта статья — об авиабазе Гвардейское в Крыму; подводя итог, о ее значении мож­но сказать следующее. Для большой войны «образца 1960-х», когда обязательным казался обмен ядерными ударами между СССР и США непосред­ственно по территориям друг дру­га, Ту-22М3 как не годился при базировании в Западной Украине, так не годится и сейчас, при бази­ровании в Крыму. Но вероятность такой войны в сегодняшнем мире очень мала.

А вот вероятность локальных войн, в которых ведущие державы могут участвовать и даже вступать в пря­мое боевое соприкосновение, по­высилась многократно. Появилось множество конфликтоопасных ре­гионов, причём самые болезненные события последнего времени про­исходили на Балканах, в восточной половине Европы и на Ближнем Востоке.

Как раз там, куда в любом режиме полёта будут «доставать» Ту-22М3 из Гвардейского.

Контент данной страницы подготовлен для портала «Современная армия» по статье В. Мейлицева, журнал «Техника молодежи». При копировании контента, пожалуйста, не забудьте поставить ссылку на страницу-первоисточник.

Смотрите также: Стратегический сверхзвуковой бомбардировощик-ракетоносец Ту-160 и авиаракетный комплекс Х-55 (СССР/Россия) Дальний сверхзвуковой бомбардировщик-ракетоносец Ту-22М3 (СССР/Россия) Музей дальней авиации (г.Полтава)

Факт

По некоторым данным, в настоящее время на основе комплекса ХААРП создается система ПВО/ПРО на новых физических принципах. Основной целью создателей ХААРП является изучение так называемых авроральных эффектов, что, возможно, позволит создавать в верхних слоях атмосферы плазмоиды – своеобразные управляемые шаровые молнии, густая сеть которых явится непреодолимым препятствием для самолетов и для баллистических ракет.

Источник: www.modernarmy.ru

LEAVE A RESPONSE