Крымский аэродром Гвардейское готовится принять полк бомбардировщиков-ракетоносцев Ту-22М3. До распада СССР на полуострове базировалось целое соединение ракетоносцев — 2-я Гвардейская авиадивизия, три полка которой располагались на трёх аэродромах, в том числе один — на Гвардейском. Так что принятое недавно решение представляет собой восстановление прежней стратегической позиции.
АВИАБАЗА САРАБУЗ – НЫНЕ ГВАРДЕЙСКОЕ
История авиабазы — тогда она называлась Сарабуз — началась в 1930-х гг. с учебной эскадрильи, летавшей на самолётах У-2. В 1939-м там расположили 2-й мтап — минно-торпедный авиаполк, состоявший из трёх, затем пяти эскадрилий ДБ-3 и ДБ-3Ф.
Авиабаза Гвардейское сегодня. Пока что отсюда летают бомбардировщики и разведчики Су-24.
Войну полк встретил, будучи рассредоточенным на нескольких аэродромах; с Сарабуза действовала одна эскадрилья. Хотя назывался он минно-торпедным, но большую часть его задач составляла бомбардировка наземных целей: сначала объектов в Румынии, потом — вражеских войск, наступавших на Кавказ и Крым.
После потери Симферополя на Сарабуз прилетели немцы — истребительная авиагруппа III/JG77. Они построили бетонную ВПП, которая сегодня служит для стоянки самолётов. Используются также и дома, построенные немцами для личного состава авиагруппы. В мае 1944 г. полк вернулся на Сарабуз; теперь он назывался — 5-й гвардейский мтап. Кроме него, Сарабуз также использовали штурмовики и истребители.
По состоянию на 1945 г. на аэродроме базировались авиаполк пикирующих бомбардировщиков, истребительный авиаполк и всё тот же 5-й гвардейский мтап, который начал перевооружение на торпедоносцы Ту-2Т.
В 1948 г. аэродром сменил название на современное — Гвардейское. В 1951-м принял реактивные самолёты-торпедоносцы Ту-14Т.
А дальше был, можно сказать, развёрнутый во времени парад новых дальних ударных авиационных комплексов. На авиабазе Гвардейское базировались авиационные соединения, эксплуатировавшие дальние бомбардировщики Ту-4 и ракетоносцы Ту-4КС с первой советской авиационной противокорабельной ракетой «Комета». Потом — реактивные ракетоносцы Ту-16КС и Ту-16К-10-26, далее – Ту-22 и Ту-22М2. Эти последние были уже «Бэкфайрами» — представителями того же семейства, что и нынешние Ту-22М3.
БОМБАРДИРОВЩИКИ ТУ-22 В КРЫМУ
Сегодня, после заявления Путина о возвращении дальних ракетоносцев в Крым, на Западе бьют тревогу: это рушит баланс! Это обнуляет ценность европейской ПРО! Когда-то давно, во второй половине 1970-х, они так же всполошились по поводу Ту-22М — об этом будет рассказано ниже. А в начале 1960-х такое же тяжёлое впечатление произвёл на страны Запада не слишком удачный бомбардировщик Ту-22, по классификации НАТО – «Блиндер».
Ту-22 над Крымом. Район Евпатории.
Их представители впервые увидели новый советский бомбардировщик на параде в Тушино в 1961 г. Тогда машине предстоял ещё долгий процесс доведения до боевого состояния, но сам факт существования советского сверхзвукового дальнего бомбардировщика весьма сильно обеспокоил руководство НАТО. И на это были основания, ведь у стран Запада в то время было недостаточно сверхзвуковых истребителей, способных осуществить перехват Ту-22.
Двухмаховый Локхид F-104 «Старфайтер», выбранный как раз тогда в качестве стандартного истребителя для НАТО, без сомнения, мог перехватить Ту-22. Но он только-только начал появляться в Европе; а что было там кроме него? Был выдающийся для своего времени двухмаховый же истребитель Инглига Электрик «Лайтнинг». Но из всей Европы он был только в Англии, и выпущено было «Лайтнингов» в сумме 334 штуки, и на 1961 г. их тоже было построено совсем мало. Был Норт Америкен F-100 «Супер Сейбр». Но его скорость немного не дотягивала до 1400 км/ч, и, естественно, надо было опасаться, что он не сможет догнать советский сверхзвуковой бомбардировщик. И, опять же, «Супер Сейбров» в Европе было тоже немного: 264 машины в трёх европейских странах. Превосходный французский Дассо «Мираж III» в 1961 г. только начал эксплуатироваться, то есть его тоже почти не было, и уж совсем не было понятно, насколько превосходным он окажется.
Остальные же тысячи реактивных истребителей, которыми кишело небо континента, были околозвуковыми. Фактически, в 1961-м Европа летала в основном на дозвуке! Получалось, что бороться со сверхзвуковыми бомбардировщиками ей в 1961 г. было почти нечем…
Ту-22 строился серийно до 1976 г., выпущено было 311 машин. Самым удачным стал ракетоносный вариант Ту-22К, вооружавшийся первыми модификациями крылатой ракеты Х-22; последние её модификации состоят на вооружении современных Ту-22М3. Эксплуатировались Ту-22 долго, последние экземпляры «ушли» из боевых частей в конце 1990-х гг. Но в целом машина получилась не слишком удачной, что и повлекло необходимость коренной переработки проекта.
НА ПУТИ К ТУ-22М3
Поначалу новая машина выглядела именно как переработка Ту-22, хотя и крайне глубокая. И вызвана она была не только осознанным несовершенством Ту-22, но и появлением принципиально новой концепции дальнего ударного самолёта. Концепция была вызвана к жизни «ракетизацией» ПВО, называлась многорежимностью и подразумевала следующие требования к дальнему бомбардировщику:
1) большая дальность на большой высоте при околозвуковой скорости;
2) сверхзвуковой полёт на большой высоте на меньшую дальность;
3) способность лететь с высокой околозвуковой, даже трансзвуковой скоростью очень близко к земле.
Будущий Ту-22М в первом проектном варианте (1965) был по внешнему виду увеличенным Ту-22, но двигатели, оставаясь там же, где у прототипа, объединялись в один пакет и оборудовались новой воздухозаборной системой. Главное же — самолёт получал крыло с изменяемой стреловидностью, с тремя фиксированными положениями: малая, большая и очень большая.
Лётные характеристики по расчётам получались замечательные: максимальная скорость более 2500 км/ч, крейсерский сверхзвук 2200 км/ч, скорость у земли 1100 км/ч. Дальности: на дозвуке до 8000 и даже 10000 км, на сверхзвуке 4000 км. Однако в ЦАГИ уже в 1966 г. этим расчётам не поверили и рекомендовали, оставив двигатели в хвостовой части, перенести их внутрь фюзеляжа, а воздухозаборники выдвинуть к носу. Визуально получилась — очень большой истребитель… Но Туполев продолжал называть машину модернизацией Ту-22 и отчасти за счёт этого выиграл конкурс на дальний ракетоносец у Сухого и Яковлева, выступивших с проектами Т-4 и Як-33/35 соответственно. Приведу уточнённые требования ВВС, предъявленные к уже выяснившемуся победителю конкурса. Это интересно, так как можно будет сравнить с реальными данными, которыми обладает самолёт сегодня.
В части маловысотности машина должна была уметь лететь в простых метеоусловиях на высоте 300-500 м под ручным управлением, а на втором этапе разработки — с автоматическим, то есть и в сложных условиях. Дальность высотного полёта на дозвуке 8000 км, на сверхзвуке 3000 км; у земли — 3500 км. Максимальная скорость 2000 км/ч с возможностью броска на 2300 км/ ч; крейсерский сверхзвук 1600-1800 км/ч, крейсерский дозвук 850-900 км/ч, у земли не быстрее 900 км/ч. Боевая нагрузка нормальная 3 т, перегрузочная — 11т; основной вариант вооружения — одна ракета Х-22 (как у Ту-22).
В середине 1969 г. взлетела первая машина из небольшой серии, обозначенной Ту-22М0. Её испытали и оказалось, что некоторые лётные характеристики оказались хуже, чем у Ту-22. При том, что двигатели были на 20% мощнее! Вообще, надо сказать, что доведение семейства Tу-22M до полной боеспособности проходило исключительно трудно. Модификация M1 опять далеко не дотягивала до заданных требований, к тому же военные постоянно придумывали какие-то усовершенствования по части вооружения и оснащения самолёта, так что ТУ-22M1 стал «малотиражным» вариантом, не поступившим в войска.
Наконец, в середине 1971 г. на испытания передали Ту-22М2, и уже он стал серийным образцом, построенным в количестве 211 экземпляров. Давайте взглянем на его ЛТХ (лётно-технические характеристики), памятуя о требованиях, приведённых выше. Максимальная скорость 1800 км/ч (недобор), с одной подвешенной ракетой — 1660 км/ч. Крейсерский дозвук 900 км/ч (соответствует требованиям), дальность с одной ракетой 5100 км (недобор), на сверхзвуковой скорости 1630 км (опять недобор). Масса боевой нагрузки — 24 т, что значительно превосходит изначально озвученное требование заказчика – 11 т в перегруз. При этом самолёт мог нести не одну, а две или даже три ракеты Х-22.
Неважно обстояло дело с полётом на предельно малой высоте. Автоматической системы огибания рельефа не было, так что самолёт, очевидно, мог то же самое, что может любой другой: летал настолько низко, насколько умел экипаж, и настолько долго, сколько экипаж мог выдержать.
Радиус действия Ту-22М2, по мнению западных экспертов. Схема 1970-х гг.
Авиационный комплекс Ту-22М2/Х-22 был принят на вооружение в 1976 г. И опять стал предметом головной боли у наших потенциальных противников! Они присвоили ему поначалу индекс Ту-26 и имя «Бэкфайр», вскорости прогремевшее на весь мир. Возможности машины вновь были несколько переоценены, и западные эксперты стали строить страшные сценарии глобальных угроз, создаваемых новым русским бомбардировщиком. Общий же вывод вполне соответствовал господствовавшему в те годы духу «Холодной войны». Заявлялось, что «Бэкфайры» «…составят неприемлемую угрозу для США — не говоря уже об угрозе, создаваемой ими для Западной Европы и ведущих в США атлантических коммуникаций, которые, вероятно, являются их первостепенными целями» (журнал «Интеравиа», ноябрь 1975 г).
Зпадные эксперты «повесили» на Ту-22М2 две ракеты, называвшиеся у них AS-6, или Kingfish. По-нашему это противокорабельная КСР-5, которая никогда на Ту-22М не ставилась, её носителем был Ту-16К-10. Мало того, ракете присвоили дальность, почти вдвое превосходящую реальную!
Машине приписали автоматическую систему огибания рельефа, возможность работы с навигационными спутниками — хорошо бы, если бы это было так! Неимоверно преувеличили максимальную дальность на большой высоте при дозвуковой скорости — 12000 км; и на этой основе писали:
«Дозаправка в полёте сделает «Бэкфайр» способным, при действиях с аэродромов, расположенных в арктических областях СССР, производить атаки практически по всей территории США с возвратом на свою базу. Для наиболее удалённых целей всё задание будет выполняться на дозвуковой скорости, но угроза всё же весьма велика».
Но если бы только это! Дальность в маловысотном сверхзвуковом полёте была тоже преувеличена, да не как-нибудь, а сразу втрое! И поэтому — ещё более леденящий американскую душу сценарий:
«Ещё более тревожит Министерство обороны США способность «Бэкфайра», например, долетев на большой высоте с дозвуковой скоростью до Кубы и сделав там посадку для заправки топливом, затем атаковать любую точку на континентальной части США, используя полёт со сверхзвуковой скоростью на малой высоте».
Примерно то же отражено на карте, только применительно к Европе: практически весь континент доступен «Бэкфайру» с его ракетами в режиме маловысотного — скрытного! — полёта. Как видим, никакие американские конвои при таком раскладе в Британию не попадут. Конечно, именно таких возможностей Ту-22М в 1970-х не имел, да и сейчас не имеет. Однако примерно такая зона поражения была ему доступна уже тогда — только при полёте на большой высоте…
США попытались нейтрализовать угрозу со стороны Ту-22М в ходе переговоров по ОСВ-2. Закончилась она тем, что американцы все-таки согласились не считать Ту-22М в числе стратегических носителей, но СССР за это должен был демонтировать на них систему дозаправки — что мы и видим на фото Ту-22М2. Правда, за такую уступку нам пришлось закрыть глаза на 66 американских средних стратегических бомбардировщиков FB-111A, которые несли по шесть термоядерных ракет SRAM и, действительно, умели летать с огибанием рельефа местности. Часть из них была дислоцирована на британской авиабазе Нью-Хэмпшир, откуда машины «доставали» объекты в европейской части СССР и потому вполне могли считаться стратегическим оружием.
Однако вернёмся к Ту-22М. В 1970-х гг. стало окончательно ясно, что войны могут быть очень разными, и это потребует от авиации «работы» с разными типами оружия. Идея самолёта, который только и может, что нести одну-две мощные дальние ракеты, окончательно отошла в прошлое. Эти соображения были учтены при дальнейшем развитии семейства Ту-22М.
ТУ-22М3 — РАБОЧАЯ ЛОШАДКА ДАЛЬНЕЙ АВИАЦИИ
Итак, скорость, дальность (в чём недотягивал М2), расширение состава вооружения (требование времени). Это стало целью разработки следующего поколения бомбардировщика — Ту-22М3. На машину поставили новый двигатель, провели множество доработок конструкции, среди которых были и усовершенствования для достижения более высоких ЛТХ, и ликвидация слабостей и неполадок, отмеченных в ходе эксплуатации Ту-22М2. И вот что получили.
Бомбрадировщик-ракетоносец Ту-22М3
Максимальная скорость на большой высоте: 2300 км/ч, или около М = 2,2; на малой высоте: 1020 км/ ч. Дальность полёта на крейсерской скорости: 7000 км. Боевой радиус действия на сверхзвуке по профилю Б-Б-Б1: 1500-1850 км; на дозвуке по профилю Б-М-Б1: 2410 км; на дозвуке по профилю М-М-М1: 1500-1650 км.
Б-Б-Б и прочее — общепринятое обозначение для описания изменений высоты полета самолёта на маршруте к цели и от неё. «Б» означает большую высоту, «М» — малую. Так, обозначение Б-М-Б описывает полёт до некоторого рубежа перед целью (обычно определяется зоной местной ПВО) на большой высоте, снижение на этом рубеже, подход к цели, атака и уход до рубежа на малой высоте, возвращение на базу на большой высоте.
Вспомнив о требованиях 1967 г., можно отметить, что они выполнены по скорости, сверхзвуковой дальности и почти выполнены по дальности у земли. Отчетливое невыполнение отмечаем по максимальной — высотной дозвуковой — дальности. По боевой нагрузке требования далеко перевыполнены, так как она достигает 24 т. Что же касается состава вооружения… с этим сложнее. В открытых источниках, помимо официальной информации, встречаются многочисленные варианты различной степени достоверности. Факторов много: непрекращающаяся работа по созданию новых видов оружия и адаптации самолёта к их применению; секретность или, по крайней мере, скрытность, сопровождающая эти работы; наконец, фантазия авторов, стремящихся предположить возможные конфигурации.
На наш взгляд, можно считать абсолютно или достаточно достоверными следующие варианты вооружения Ту-22М3.
1. Одна ракета Х-22 под фюзеляжем. Точно так же носил её «дедушка» Ту-22М3 — ракетоносец Ту-22К. Единственная ракета может также подвешиваться под крылом.
2. Две Х-22 под консолями крыла.
3. Некоторые источники утверждают, что в перегруз на самолёт можно подвешивать три ракеты Х-22.
4. 10 гиперзвуковых ракет малой дальности Х-15: шесть на барабанной установке в бомбоотсеке, две под воздухозаборниками и по одной под неподвижными частями консолей крыла.
5. 42 полутонных бомбы. Так Ту-22М2 и М3 летали на боевые задания в Афганистане. Всего 21 т бомб.
6. Две 3-тонных бомбы в бомбоотсеке. На внешних подвесках пусто, можно лететь с полной сверхзвуковой скоростью. И горючего можно взять максимально.
7. 69 бомб 250-кг калибра: 36 в бомбоотсеке и 33 на внешней подвеске. Лучший вариант для коврового бомбометания. Таким же образом могут быть подвешены 100-кг бомбы; несмотря на неполную загрузку, больше всё равно не получится — просто некуда подвешивать.
8. Восемь корректируемых бомб КАБ-500С.
Схема размещения различных вариантов вооружения Ту-22М3
Крылатая ракета Х-22 — классическое оружие семейства Ту-22/22М. Первоначально ракета имела две модификации. Первая, оснащаемая обычной боевой частью, предназначалась для поражения крупных морских целей. Вторая, ядерная, служила для атаки больших стационарных объектов.
Жизнь у этой ракеты долгая, и всё время она модернизировалась и модифицировалась. Устанавливались новые головки самонаведения и системы управления, в том числе корреляционная по рельефу местности, повысившая точность попадания до нескольких метров. Росла скорость, дойдя до цифры 4000 км/ч; появился противорадиолокационный вариант. Дальность при пуске с большой высоты на сверхзвуковой скорости — 550 км, при пуске с малой высоты — 300 км.
Х-15 — малогабаритная гиперзвуковая аэробаллистическая ракета. Принята на вооружение в ядерном оснащении в 1980 г. Дальность — до 300 км, скорость — М = 5. На этой ракете был установлен твердотопливный двигатель — впервые в СССР на ракете класса «воздух-земля». Мощность боеголовки — 350 кт, система управления чисто инерциальная.
В 1988 г. появилась противорадиолокационная модификация Х-15П, а в 1993-м — противокорабельная Х-15С с активной радиолокационной головкой самонаведения, с дальностью 60 км по мелким целям и до 150 км по крупным. Эти варианты оснащаются, естественно, обычной боевой частью; впрочем их текущий статус не очень понятен. Про обычные свободнопадающие бомбы специально говорить не требуется. Стоит лишь отметить, что прицельный комплекс Ту-22М3 позволяет применять их с очень высокой точностью.
Корректируемая бомба КАБ-500С наводится по данным ГЛОНАСС, дальность сброса до 9 км, круговое вероятное отклонение 4-7 м.
АВИАБАЗА ГВАРДЕЙСКОЕ – НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ ДАЛЬНЕЙ АВИАЦИИ
Что же даст нашим Вооруженным силам размещение дальних бомбардировщиков на крымском аэродроме Гвардейское?
Возможности Ту-22М3 при размещении на авиабазе Гвардейское:
1. Ту-22МЗ, дальность в сверхзвуковом полёте по профилю Б-Б-Б 1800 км.
2. Х-22, дальность при пуске на большой высоте при сверхзвуковой скорости 550 км.
3. Х-32, дальность при пуске на большой высоте 1000 км.
4. Ту-22МЗ, дальность в дозвуковом полёте по профилю Б-М-Б 2400 км.
5. Х-22, дальность при пуске на малой высоте 300 км.
6. Х-32, дальность при пуске на малой высоте 800 км.
Синяя сплошная линия (1) показывает радиус действия на большой высоте со сверхзвуковой скоростью —1800 км. В этой зоне возможно использование обычных и корректируемых авиабомб. Синий пунктир (2) — когда в таком полёте применяется ракета Х-22, радиус зоны поражения 2350 км. Синий штрих-пунктир (3) — то же, но для ракеты Х-32 (радиус 2800 км). Зелёная сплошная (4) — полёт на дозвуке по профилю Б-М-Б; радиус действия самолёта 2400 км. Зелёный пунктир (5) — зона досягаемости Х-22 (2700 км), штрих-пунктир (6) — Х-32 (3200 км).
Возможности бомбардировщиков Ту-22М3, размещенных на аэродроме Гвардейское может проиллюстрировать схема, аналогичная той, которая приводилась в «Интеравиа» в 1975 г. Отличий — три. Во-первых, мы теперь знаем реальные данные строевых машин и их оружия. Во-вторых, в дополнение к одному типу ракет (к тому же неправильно угаданному в западном журнале) появились ещё два. На схеме не указаны возможности Ту-22М3 при скрытном полёте на постоянной малой высоте. Они близки к таковым для сверхзвукового высотного полёта, и нам не хотелось загромождать схему без особой надобности. Также не отражены радиусы «накрытия» при применении Х-15 — они меньше, чем у двух других ракет, то есть как бы поглощаются ими. Зато, помимо заслуженной Х-22, нанесены линии досягаемости, обеспечиваемые новой ракетой Х-32. Эта машина разрабатывалась для замены Х-22, внешне очень на неё похожа и имеет (точнее, будет иметь) те же три основных варианта: противокорабельный, противорадиолокационный и для ударов по наземным целям. Основные отличия — новый «борт», увеличенная до 800-1000 км дальность; в части скорости одни источники называют ту же цифру, что для Х-22, — около 4000 км/ч, а другие — даже 5400 км/ ч. В любом случае ракета не перехватывается обычными массовыми комплексами ПВО, а лишь средствами ПРО. В настоящее время Х-32 находится на этапе испытаний; в СМИ встречались сведения, что уже проводились пуски с борта Ту-22М3. Известно также, что ракета введена в штатный состав вооружения модификации Ту-22М3М. Работы по переоборудованию бомбардировщиков в этот вариант уже ведутся, по плану к 2020 г. ВВС должны получить 30 таких машин. Может быть, первыми их получит именно полк в Крыму? Наконец, третье отличие очевидно: у нас больше нет базы под Львовом, но появилась база под Симферополем…
Отображённая на карте ситуация означает следующее.
Цели на всей территории Восточной Европы могут быть атакованы в высотном сверхзвуковом режиме даже без ракет. Но главное — в эту зону попадают Балканы, Турция, Сирия, Ливан, часть Иордании, Ирака и Ирана. При запуске Х-22 «под воздействие» попадает Польша, часть Германии и почти вся Италия. А кроме них, — Ирак, половина Египта, часть Ливии и Саудовской Аравии. А подвеска Х-32 позволяет назначать цели по всей Германии и расширяет возможности в Африке и на Ближнем Востоке.
Если же лететь на дозвуке, снижаясь в зоне ПВО цели, то Восточная и Центральная Европа и вся Италия становятся доступными для атаки обычными бомбами, а заодно и те районы южного сектора, которые раньше можно было «достать» только при помощи Х-22. Дальнобойная Х-32 оставляет в Европе неуязвимыми только Норвегию, Британию и Испанию с Португалией, а на юге — из тех стран, сегодня которые на слуху из-за происходящих там событий, — разве что Алжир и Афганистан с Пакистаном. Средиземное море тоже почти всё «под колпаком».
Не стоит воспринимать эту схему как продукт милитаристского энтузиазма. Показать возможности — ещё не значит хотеть реализовать их. Они значимы в первую очередь для мирного времени: дополнительный фактор, ограничивающий свободу фантазии любого комбинатора, замышляющего что-то в радиусе трёх тысяч километров от Симферополя…
При сравнении двух схем сразу видно, что даже нынешние Ту-22М3, базируясь под Симферополем, не имеют одного важнейшего преимущества, отличавшего гипотетические «Бэкфайры» 1970-х с базой в районе Львова: они не достают до Англии и коммуникаций в Северной Атлантике. Однако горевать по этому поводу не надо. Во-первых, есть потенциальная возможность дозаправки. В своё время, как отмечалось выше, система дозаправки была демонтирована; но вряд ли демонтаж коснулся внутренних самолётных магистралей и арматуры, а приёмники можно ведь и поставить на место…
Загрузка авиабомб в бомбоотсек Ту-22М3
Во-вторых, есть другие авиабазы, например Шайковка, в 200 км западнее Калуги. А можно ещё разместить Ту-22М3 в Калининградской области — есть такие прикидки. Оттуда они и без дозаправки смогут «держать под прицелом» Англию, «обслуживать» обширный и очень важный участок североатлантических коммуникаций НАТО. Для Афганистана с Пакистаном есть авиабазы в восточной части страны…
Однако эта статья — об авиабазе Гвардейское в Крыму; подводя итог, о ее значении можно сказать следующее. Для большой войны «образца 1960-х», когда обязательным казался обмен ядерными ударами между СССР и США непосредственно по территориям друг друга, Ту-22М3 как не годился при базировании в Западной Украине, так не годится и сейчас, при базировании в Крыму. Но вероятность такой войны в сегодняшнем мире очень мала.
А вот вероятность локальных войн, в которых ведущие державы могут участвовать и даже вступать в прямое боевое соприкосновение, повысилась многократно. Появилось множество конфликтоопасных регионов, причём самые болезненные события последнего времени происходили на Балканах, в восточной половине Европы и на Ближнем Востоке.
Как раз там, куда в любом режиме полёта будут «доставать» Ту-22М3 из Гвардейского.
Контент данной страницы подготовлен для портала «Современная армия» по статье В. Мейлицева, журнал «Техника молодежи». При копировании контента, пожалуйста, не забудьте поставить ссылку на страницу-первоисточник.
Смотрите также: Стратегический сверхзвуковой бомбардировощик-ракетоносец Ту-160 и авиаракетный комплекс Х-55 (СССР/Россия) Дальний сверхзвуковой бомбардировщик-ракетоносец Ту-22М3 (СССР/Россия) Музей дальней авиации (г.Полтава)
Факт
По некоторым данным, в настоящее время на основе комплекса ХААРП создается система ПВО/ПРО на новых физических принципах. Основной целью создателей ХААРП является изучение так называемых авроральных эффектов, что, возможно, позволит создавать в верхних слоях атмосферы плазмоиды – своеобразные управляемые шаровые молнии, густая сеть которых явится непреодолимым препятствием для самолетов и для баллистических ракет.
Источник: