Иракские пилоты собрались на инструктаж перед своими истребителями «Мираж» F1EQ
Один американский офицер, завершая свой брифинг в первые дни ирано-иракской войны, произнес фразу, которая облетела весь мир: «Жаль, что не могут проиграть обе страны». Антипатия и враждебность населения США по отношению к Ирану была вызвана тем, что новое исламское правительство этой страны пришло к власти, свергнув прежний, проамериканский режим, а также захватило заложников в американском посольстве в Тегеране и назвало США «Большим дьяволом». В то же время у США были не лучшие отношения с Ираком, который поддерживал тесные связи с СССР и угрожал союзникам США, в т. ч. Израилю, Саудовской Аравии и Кувейту. В дальнейшем США вынуждены были оказывать тайную помощь Ирану, поставляя ему оружие в обмен на освобождение заложников, так как их амбициозный план спасения заложников, носивший название операция «Игл Кло» («Когти орла»), провалился.
После исламской революции в Иране война между Ираном и Ираком стала неизбежной. Иранские муллы громко возвещали о намерении экспортировать свой фундаментализм в соседние страны, которые отвернулись от ислама, а кроме того, Ирак опасался, что новый режим в Иране откажется от соглашения 1975 г., по которому граница между двумя странами проходила по реке Шатт-эль-Араб. Будущее крошечной полоски земли, дававшей Ираку доступ в Персидский залив, вызвало у него серьезную и обоснованную тревогу.
Хотя главными причинами войны были нефть и борьба за политическое влияние, все же глубинные корни этого конфликта таились в многовековом остром соперничестве между персами и арабами, усугубленном расколом мусульман на суннитов и шиитов. Богатые нефтью и пользующиеся поддержкой Запада страны — члены Совета Сотрудничества Залива с тревогой взирали на этот конфликт, надеясь, что он не перерастет во всеобщую войну в регионе.
ВОЗДУШНАЯ МОЩЬ СТОРОН
При шахе Иран был одним из главных покупателей американского оружия. Он был исполнен решимости создать по-настоящему современные ВВС и мог платить наличными. После свержения шаха пришедшему к власти революционному исламскому режиму пришлось эксплуатировать большое количество американской техники в условиях отсутствия поставки запчастей из США.
Основными моделями самолетов иранских ВВС были:
- Самолет ДРЛОиУ Локхид» P-3F «Орион». Иранские «Орионы» использовались не только для патрулирования морских пространств, но и как самолеты дальнего радиолокационного обнаружения и управления боевыми действиями. Пять оставшихся в строю машин этого типа входили в состав эскадрильи, базировавшейся в Бандар-Аббасе.
- Истребитель-бомбардировщик Макдоннелл Дуглас F-4D «Фантом». Иран располагал 150 машинами этого типа.
- Легкий многоцелевой истребитель Нортроп F-5E. До свержения шаха Иран располагал семью эскадрильями этих самолетов (120 единиц). Большая их часть находилась в боевой готовности благодаря помощи Вьетнама и Израиля, а позднее (после сделки «оружие в обмен на заложников») и ЦРУ. Однако, в первые годы войны в боях, по некоторым данным, было потеряно около 50 F-5.
- Истребитель-перехватчик Грумман F-14A «Томкэт». Из 80 F-14А, приобретенных Ираном у США, ему было доставлено 79. Последний самолет попал под эмбарго. Испытав вначале определенные трудности с поддержанием эксплуатационной пригодности самолетов, иранцам затем все же удалось сохранять в строю значительное количество F-14. Они выполняли различные функции, в т. ч. мини-АВАКС (системы дальнего радиолокационного обнаружения и управления). Этим истребителям удалось одержать большое количество побед в воздухе, но и сами они не могли похвастаться неуязвимостью. В течение войны было потеряно 12 самолетов F-14.
- Военно-транспортный самолет C-130 E/H – 52 единицы.
ПКР «Экзосет» подвешивается под иракский «Мираж»
Дополнительным козырем Ирана в воздушной войне были РЛС дальнего действия AN/AWG-9. Американцы считали шахский Иран достаточно надежным союзником, чтобы снабдить его этой техникой. Исламисты никогда бы не получили ничего подобного. Качества РЛС дальнего действия AWG-9 впечатляют даже по меркам наших дней. Она может сопровождать до 24 целей и осуществлять наведение УР сразу на шесть из них.
Иракские ВВС были оснащены в основном авиатехникой советского производства. В их распоряжении имелось также небольшое количество боевых самолетов и вертолетов французской постройки. Сюда следует добавить горстку самолетов устаревших типов 50-х и начала 60-х гг., когде Ирак поддерживал тесные связи с Британией. Боевые и прочие потери крылатых машин компенсировались поставками из СССР, Франции и Китая, которые продавали самолеты и оружие обеим сторонам.
Среди авиатехники иракских ВВС были:
- Истребители МиГ-21 МФ/ПФМ – 90 ед.
- Истребители МиГ-23/27 – 80 ед.
- Истребители МиГ -17 – 30 ед. (уже на то время были устаревшими).
- Истребители Дассо «Мираж» F1EQ. Из 128 заказанных машин этого типа Ирак получил 108. Поставки остальных самолетов были приостановлены, так как возникли проблемы с оплатой. А после вторжения Ирака в 1990 г. в Кувейт на эти поставки было наложено эмбарго. 38 «Миражей» представляли собой варианты F1EQ-5 и F1EQ-6, оснащенные РЛС «Агав» для наведения на цель противокорабельных ракет «Экзосет».
- Штурмовики Су-20 – 30 ед.
- Штурмовики Су-7 – 40 ед.
- Дальний бомбардировщик Ту-22 – 10 единиц. Единственная иракская эскадрилья бомбардировщиков этого типа действовала с авиабазы Н-2 и применялась для высотного бомбометания по особо важным целям. Оснащенные аппаратурой РЭБ, эти самолеты преодолевали систему ПВО противника на сверхзвуковой скорости. По некоторым данным, часть боевых вылетов пришлась на долю советских советников. В ходе военных действий Ирак потерял небольшое количество таких самолетов.
НАЧАЛО ИРАНО-ИРАКСКОЙ ВОЙНЫ
Политическое давление на Иран с целью заставить его уйти с нескольких островов в Шатте не возымело особого действия, если не считать беспорядочных артперестрелок на границе 4 сентября 1980 г.
Ирак решил не дожидаться нападения соседа, а напасть самому. 22 сентября иракская авиация нанесла удары (которые были малорезультативными) по 10 иранским аэродромам, а на следующий день иракские войска перешли в наступление на нескольких фронтах, в то время как иранские самолеты F-4 «Фантом» и F-5E «Тайгер» II атаковали Багдад, Киркук и ряд иракских аэродромов. 28 сентября восемь иракских дальних бомбардировщиков Ту-22 сбросили бомбы на Тегеран и затем улетели в безопасное место, в Рийяд. Обе страны располагали внушительными ВВС, но воздушные бои носили ограниченный характер, хотя все должно было обстоять иначе, если верить раздутым цифрам чужих потерь, преподносившимся миру каждой из сторон. Ирак утверждал, что его летчики сбили 140 машин противника, а Иран — 68.
ХАРАКТЕР ВОЙНЫ
Ирак надеялся на то, что его нападение приведет к новой революции в Иране. Он рассчитывал, что иранские вооруженные силы не станут сохранять лояльность новому правительству. Когда же иракская армия встретила ожесточенное сопротивление, стало ясно, что война превратится в изнурительную борьбу на истощение. Со своей стороны Иран стал бомбить цели в Курдистане, стараясь спровоцировать курдов на восстание против режима партии БААС в Багдаде.
В целом, боевые действия в воздухе на протяжении всей войны не отличались остротой и интенсивностью. После первых недель войны дальнейшая спорадическая деятельность обеих ВВС по взаимному молчаливому согласию была в основном ограничена зоной боев, т. е. прифронтовой полосой, и заключалась в воздушных налетах на места сосредоточения живой силы и техники противника и предприятия нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей промышленности. Кроме авиации, для этого использовались и ракеты класса «земля-земля». Иногда проводились рейды против стратегических объектов, таких как электростанции и штабы крупных соединений.
Осуществлялась также поддержка с воздуха регулярно проводившихся наступлений и контрнаступлений. Вертолеты огневой поддержки использовались чаще, чем самолеты, даже в тот момент, когда Иран перешел в крупномасштабное контрнаступление бронетанковыми частями в районе Сузангерда в январе 1981 г.
БОИ МЕЖДУ ИСТРЕБИТЕЛЯМИ
В начале 1981 года в боях у Каср-э-Ширина происходили схватки в основном истребителей. Там иракским МиГ-21 удалось сбить несколько иранских машин французскими ракетами «Мажик». В бой приходилось вступать и иранским F-14, вылетавшим на перехват иракских самолетов, однако такая активность истребительной авиации была скорее исключением. У штурмовой авиации дело обстояло иначе. Время от времени интенсивность ее вылетов на непосредственную поддержку наземных войск резко возрастала. Так, штурмовикам иракских ВВС в критические моменты приходилось совершать 400 — 500 вылетов в день. В середине 1983 г. Ирак признал, что за два года, истекших после начала боевых действий, он потерял 85 самолетов, в том числе 35 МиГ-19 и МиГ-21 и шесть «Миражей» F1.
Бомбардировки городов (особенно высоколетающими Ту-22) ограничивались «беспокоящими налетами», в которых принимали участие одна-две пары самолетов.
ИРАНСКИЕ НАСТУПЛЕНИЯ
Однако вскоре война приняла предсказуемый оборот. Иран бросил большие силы своей революционной гвардии «Паздаран» на штурм хорошо оборудованных оборонительных позиций иракских войск, применяя внушительную, но в конечном итоге бессмысленную тактику человеческих волн. Широкомасштабные наступления обычно проводились весной и имели целью окончание войны. В марте 1982 г. иранцы организовали наступление из района Дизфуля, а в феврале 1983 г. — через болота на Эль-Амару. В мае 1982 г. иранские войска сумели вернуть город Хорремшехр, захваченный ранее иракцами, но мощное наступление на Басру, начатое в июле того же года, провалилось. В марте 1984 г. Иран стал продвигаться вперед в районе Хавизийских болот, намереваясь вбить клин между иракскими военными группировками в районах Эль-Амары и Басры.
Иранский вертолет огневой поддержки «Белл» AH-1J «Кобра». Всего Иран получил 202 таких вертолета.
В феврале 1986 г. иранские войска форсировали реку Шатт и захватили Эль-Фав. Окрыленное этим успехом, иранское командование предприняло еще одно крупное наступление, на этот раз на Сулейманию. В районе Дизфуля оно сосредоточило мощную бронетанковую группировку, однако совершить третий бросок танкам не дали атаки с воздуха иракских истребителей-бомбардировщиков, в которых только МиГ-23БМ было задействовано свыше 50. В январе 1987 г. наступление «Карбала-5» на Басру (вторым фронтом на Сумар) угрожало сломить Ирак, и тогда Иордания и Саудовская Аравия предложили ему свою помощь в виде тактических истребителей F-5 вместе с пилотами, чтобы остановить продвижение иранских войск, что и было сделано, но ценой потери по меньшей мере 50 иракских самолетов. В 1987 г. имели место еще два иранских наступления: в марте — на Курдистан и в апреле — на Басру.
В 1988 г. иранское командование не организовало ни одного наступления. Стратегическая инициатива перешла в руки Ирака, который в результате хорошо подготовленной операции вернул себе Фавский полуостров и продолжал теснить войска противника до тех пор, пока обе воюющие стороны не оказались там, где они были в 1980 г., после чего боевые действия потекли очень вяло.
С конца 1983 г. стало ясно, что Ирак обладает значительным превосходством в воздухе, что, однако, мало отражалось на наземных боевых действиях. Для того чтобы просто остановить иранское наступление, требовались крайние меры, и Ирак начал применять напалм и химическое оружие. С другой стороны, иранские ВВС постоянно страдали от плохих эксплуатационных качеств своей техники и нехватки опытных пилотов.
Эксплуатационная надежность самолетов улучшилась, когда Израиль начал оказывать Ирану тайную поддержку, а вот освобождение из тюрем брошенных туда летчиков имело противоречивые последствия. Многие летчики воспользовались этой возможностью, чтобы бежать на своих F-4 в Турцию и Саудовскую Аравию. Поскольку в боевых действиях на фронте обозначился явный застой, обе стороны стали искать выход в перенесении войны в иную плоскость и перешли к стратегическим ударам по городам, а также местам добычи и переработки нефти и по судоходству в Персидском заливе.
В конце 1983 г. иракские ВВС приступили к воздушным налетам на густонаселенные иранские города с целью подорвать моральный дух гражданского населения и, возможно, спровоцировать восстание. Иран ответил тем же в отношении иракских городов. Наступление в воздухе выдохлось, но в декабре 1986 г. вновь возобновилось. Иран начал обстреливать Багдад ракетами «Скад», а Ирак ответил воздушными налетами. С января 1987 г. иракские ВВС совершили около 200 боевых вылетов на иранские города, потеряв при этом два бомбардировщика Ту-16. В феврале 1988 г. последовал еще один обмен ударами по городам, когда Ирак выпустил 40 ракет SS-12 по Тегерану и священному городу Кум.
ВЕРТОЛЕТЫ В ВОЙНЕ
Использование Ираном тактики «человеческих волн», когда в мясорубку войны бросались тысячи юношей, едва ли не подростков, стремившихся стать мучениками, грозило разгромом профессиональной армии Ирака, и ему пришлось сделать ставку на современное вооружение, противопоставляя численному превосходству противника в живой силе ударные вертолеты.
Иракский вертолет огневой поддержки Ми-24 пролетает над полем боя.
От СССР Ирак получил весьма совершенные на то время ударные вертолеты Ми-24. Он также располагал 40 вертолетами SA 342м, вооруженных ПТУР Евромиссайл «Хот» и оснащенных приборами ночного видения. Эти машины служили хорошим дополнением к более мощным Ми-24 и оказались очень эффективными в борьбе с иранскими танками.
Иранская армия также широко применяла вертолеты. В начале войны в ее распоряжении находилось свыше четырехсот вертолетов Белл 214 и Белл АН-1. Белл 214 разрабатывался специально для иранских вооруженных сил, с учетом их требований.
Для ирано-иракской войны характерны некоторые интересные моменты, связанные именно с применением вертолетов. Во-первых, воздушные бои между вертолетами (иракскими Ми-24 и иранскими AH-1). Во-вторых, отмечен эпизод, когда иракским вертолетом Ми-24 был сбит иранский «Фантом». Это первый случай уничтожения истребителя вертолетом.
ТАНКЕРНАЯ ВОЙНА
Нефтеперерабатывающая промышленность всегда имела жизненно важное значение для обеих стран, и поэтому ее предприятия всегда принадлежали к числу стратегических целей. Через месяц после начала войны Ирак нанес удар по заводу нефтепродуктов в Абадане, а Иран в 1981 г. атаковал кувейтские нефтяные терминалы под тем предлогом, что они отгружали иракскую нефть.
Танкер, груженный нефтью, накренился и горит после попадания в него ракеты «Экзосет».
Начиная с 1983 г. иракские самолеты совершали налеты с применением ракет «Экзосет» на главный нефтяной терминал Ирана на острове Харк. 22 ноября 1983 г. они потопили там греческий танкер, а в феврале 1984 г. такая же участь постигла британский танкер. В отместку Иран начал нападать на танкеры, выходившие из портов Кувейта и Саудовской Аравии, поскольку считалось, что они экспортируют иранскую нефть. В этих операциях иранцы использовали многоцелевые истребители F-4E с ракетами AGM-65 «Мейверик». Два F-4E 5 июня были сбиты саудовскими перехватчиками F-15, однако Иран продолжал наращивать темпы воздушных налетов.
В 1985 г. ВВС Ирака сосредоточили свои усилия на уничтожении главного терминала противника на острове Харк, в то время как Иран все чаще атаковал танкеры в южной части Персидского залива, используя вооруженные ракетами вертолеты АВ 212, которые действовали с плавучей платформы. Налеты иракских самолетов оказались настолько эффективными, что терминал на острове Харк практически перестал функционировать. Поэтому супертанкеры разгружались в Сирри, порту, расположенном в южной части залива. Там нефть перекачивалась на танкеры гораздо меньшего водоизмещения, которые затем следовали к Харку и Лараку.
Как Сирри, так и Ларак находились вне радиуса действия иракской ударной авиации, однако после тот как в распоряжение Ирака поступили самолеты-заправщики Ан-12, «Миражи» F1EQ в 1986 г. стали совершать налеты и на эти цели.
В 1987 г. танкерная война приобрела еще более интенсивный характер. Быстроходные катера иранского флота ставили мины, а вертолеты обстреливали торговые суда. В Бендер-Аббасе были дислоцированы иранские батареи противокорабельных ракет HY-2 «Силкуорм». Иракские «Миражи» продолжали наносить удары по танкерам у нефтяных терминалов Ирана и по самим терминалам, но, как правило, не трогали суда нейтральных стран. Лишь 17 мая иракская авиация атаковала по ошибке американский фрегат «Старк», нанеся ему серьезные повреждения (при этом погибло 37 американских моряков), однако Ирак тут же принес официальные извинения.
Буровая платформа, использовавшаяся в качестве базы катеров иранского флота, горит после атаки вертолетов США.
Это был именно тот год, в котором танкерная война втянула в свою орбиту новых участников. Персидский залив представлял собой зону стратегических интересов США и всего западного мира. Здесь располагались буровые платформы США, Британии и Франции.
Для того, чтобы защититься от иранских атак, часть кувейтских танкеров стала плавать под другими флагами. Кувейт перерегистрировал их в СССР или США, а затем обратился к США с просьбой обеспечить безопасность этих судов силами американского военного флота. С июля американские корабли приступили к эскортированию конвоев перерегистрированных танкеров, входивших в залив и выходивших из него, а также начали траление вод залива вертолетами-тральщиками. Сюда же прислали свои корабли (вертолетоносцы) Британия и Франция, причем первая усилила свое присутствие, которое имело место с 1980 г. С конца 1987 г. американцы начали атаковывать иранские суда, используя боевые вертолеты Корпуса морской пехоты АН-1 «Кобра» и армейские OH-58D, специально переоборудованные для борьбы с иранскими скоростными катерами. 3 июля 1988 г. американский военный корабль «Винсеннес» вступил в бой с самолетом, который, как показалось капитану, собирался сделать заход для атаки. Выпустив по цели две управляемые зенитные ракеты, американцы вскоре узнали, что сбили невооруженный аэробус А300 иранской компании «Иран Эйр». Хотя это было сделано по ошибке, вместе с тем такой факт явился недвусмысленной декларацией о намерениях США.
КОНЕЦ ВОЙНЫ
19 июля 1988 г. иракские истребители (возможно, это были недавно поступившие из СССР МиГ-29) сбили два иранских F-14A. По случайному совпадению именно в этот день Иран объявил о своем согласии принять резолюцию Совета Безопасности ООН №598 о прекращении огня. Война закончилась без убедительной чьей-либо убедительной победы. Однако, если говорить о ВВС, то к концу войны военно-воздушная мощь Ирана практически перестала существовать – в строю оставалось всего 60 самолетов. В то же время ВВС Ирака насчитывали 500 машин и продолжали получать новейшие МиГ-29 и Су-25 от СССР.
Победа Ирана стала очевидной намного позже, когда он восстановил разрушенную войной экономику и превратился в стремительно развивающуюся державу. Ирак же никогда не оправился от последствий войны. Крайне тяжелое экономическое положение уже через два года толкнуло Саддама Хусейна на новую военную авантюру – вторжение в Кувейт, завершившееся полным провалом и ставшее началом конца его режима.
(Подготовлено www.modernarmy.ru)
Факт
Во время войны в Персидском заливе 1990-1991 гг., известной как операция «Буря в пустыне», группировка союзников в среднем ежедневно потребляла: 57 млн. л пресной воды, 95 тонн льда, 687 тыс. л бензина, 456 тыс. л дизтоплива, 198 тыс. л авиационного керосина. Количество вывозимых отходов составляло 145 тонн в день. Все это потребовало беспрецедентных усилий от 22-го командования армии США, занимавшегося тыловым снабжением группировки многонациональных сил…
Источник: