армия и оружие

Авиация в Ирано-иракской войне (1980-1988)

Иракские пилоты собрались на инструктаж перед своими истребителями «Мираж» F1EQ

Один американский офицер, завершая свой брифинг в первые дни ирано-иракской войны, произнес фразу, которая облетела весь мир: «Жаль, что не могут проиграть обе страны». Ан­типатия и враждебность населе­ния США по отношению к Ирану была вызвана тем, что новое ис­ламское правительство этой стра­ны пришло к власти, свергнув прежний, проамериканский ре­жим, а также захватило заложни­ков в американском посольстве в Тегеране и назвало США «Боль­шим дьяволом». В то же время у США были не лучшие отношения с Ираком, который поддерживал тесные связи с СССР и угрожал союзникам США, в т. ч. Израилю, Саудовской Аравии и Кувейту. В дальнейшем США вынуждены были оказывать тайную помощь Ирану, поставляя ему оружие в обмен на освобождение заложников, так как их амбициозный план спасения заложников, носивший название операция «Игл Кло» («Когти орла»), провалился.

После исламской революции в Иране война между Ираном и Ираком стала неизбежной. Иранские муллы громко возвещали о намерении экспортировать свой фундаментализм в соседние страны, которые отвернулись от ислама, а кроме того, Ирак опасал­ся, что новый режим в Иране от­кажется от соглашения 1975 г., по которому граница между двумя странами проходила по реке Шатт-эль-Араб. Будущее крошеч­ной полоски земли, дававшей Ираку доступ в Персидский за­лив, вызвало у него серьезную и обоснованную тревогу.

Хотя главными причинами войны были нефть и борьба за политическое влияние, все же глубинные корни этого конфликта таились в многовековом остром соперничестве между персами и арабами, усугубленном расколом мусульман на суннитов и шиитов. Богатые нефтью и пользующиеся поддержкой Запада страны — члены Совета Сотрудничества Залива с тревогой взирали на этот конфликт, надеясь, что он не перерастет во всеобщую войну в регионе.

 

ВОЗДУШНАЯ МОЩЬ СТОРОН

При шахе Иран был одним из главных покупателей аме­риканского оружия. Он был исполнен решимости со­здать по-настоящему современные ВВС и мог платить наличными. После свержения шаха пришедшему к власти революционному исламскому режиму пришлось эк­сплуатировать большое количество американской тех­ники в условиях отсутствия поставки запчастей из США.

Основными моделями самолетов иранских ВВС были:

  • Самолет ДРЛОиУ Локхид» P-3F «Орион». Иранские «Орионы» использова­лись не только для патрулирования морских пространств, но и как самолеты дальнего радиолокацион­ного обнаружения и управления боевыми действиями. Пять оставшихся в строю машин этого типа входили в состав эскадрильи, базировавшейся в Бандар-Аббасе.
  • Истребитель-бомбардировщик Макдоннелл Дуглас F-4D «Фантом». Иран располагал 150 машинами этого типа.
  • Легкий многоцелевой истребитель Нортроп F-5E. До свержения шаха Иран располагал семью эскадрильями этих самолетов (120 единиц). Большая их часть находилась в боевой готовности благодаря помощи Вьетнама и Израиля, а позднее (после сделки «оружие в обмен на заложников») и ЦРУ. Однако, в первые годы войны в боях, по некоторым данным, было потеряно около 50 F-5.
  • Истребитель-перехватчик Грумман F-14A «Томкэт». Из 80 F-14А, приобретенных Ираном у США, ему было доставлено 79. Последний самолет попал под эмбарго. Испытав вначале определенные трудности с поддержанием эксплуатационной пригодности самолетов, иранцам затем все же удалось сохранять в строю значительное количество F-14. Они выполняли различные функции, в т. ч. мини-АВАКС (системы дальнего радиолокационного обнаружения и управления). Этим истребителям удалось одержать большое количество побед в воздухе, но и сами они не могли похвастаться неуязвимостью. В течение войны было потеряно 12 самолетов F-14.
  • Военно-транспортный самолет C-130 E/H – 52 единицы.

ПКР «Экзосет» подвешивается под иракский «Мираж»

Дополнительным козырем Ирана в воздушной войне были РЛС дальнего действия AN/AWG-9. Американцы считали шахский Иран достаточно надежным союзником, чтобы снабдить его этой техникой. Исламисты никогда бы не получили ничего подобного. Качества РЛС дальнего действия AWG-9 впечатляют даже по меркам наших дней. Она может сопровождать до 24 целей и осуществлять наведение УР сразу на шесть из них.

Иракские ВВС были оснащены в основном авиатехни­кой советского производства. В их распоряжении име­лось также небольшое количество боевых самолетов и вертолетов французской постройки. Сюда следует до­бавить горстку самолетов устаревших типов 50-х и на­чала 60-х гг., когде Ирак поддерживал тесные связи с Британией. Боевые и прочие потери крылатых машин компенсировались поставками из СССР, Франции и Китая, которые продавали самолеты и оружие обеим сторонам.

Среди авиатехники иракских ВВС были:

  • Истребители МиГ-21 МФ/ПФМ – 90 ед.
  • Истребители МиГ-23/27 – 80 ед.
  • Истребители МиГ -17 – 30 ед. (уже на то время были устаревшими).
  • Истребители Дассо «Мираж» F1EQ. Из 128 заказанных машин этого типа Ирак получил 108. Поставки остальных самолетов были приостановлены, так как возникли проблемы с оплатой. А после вторжения Ирака в 1990 г. в Кувейт на эти поставки было наложено эмбарго. 38 «Миражей» представляли собой варианты F1EQ-5 и F1EQ-6, оснащенные РЛС «Агав» для наведения на цель противокорабельных ракет «Экзосет».
  • Штурмовики Су-20 – 30 ед.
  • Штурмовики Су-7 – 40 ед.
  • Дальний бомбардировщик Ту-22 – 10 единиц. Единственная иракская эскадрилья бомбардировщи­ков этого типа действовала с авиабазы Н-2 и применялась для высотного бомбометания по особо важным целям. Оснащенные аппаратурой РЭБ, эти самолеты преодолевали систему ПВО противника на сверхзвуковой скорости. По некоторым данным, часть боевых вылетов пришлась на долю советских советников. В ходе военных действий Ирак потерял небольшое количество таких самолетов.

 

НАЧАЛО ИРАНО-ИРАКСКОЙ ВОЙНЫ

Политическое давление на Иран с целью заставить его уйти с нескольких островов в Шатте не возымело особого действия, если не считать беспорядочных артперестрелок на границе 4 сентября 1980 г.

Ирак решил не дожидать­ся нападения соседа, а напасть са­мому. 22 сентября иракская авиа­ция нанесла удары (которые были малорезультативными) по 10 иранским аэродромам, а на сле­дующий день иракские войска перешли в наступление на не­скольких фронтах, в то время как иранские самолеты F-4 «Фантом» и F-5E «Тайгер» II атаковали Баг­дад, Киркук и ряд иракских аэро­дромов. 28 сентября восемь ирак­ских дальних бомбардировщиков Ту-22 сбросили бомбы на Тегеран и затем улетели в безопасное ме­сто, в Рийяд. Обе страны распола­гали внушительными ВВС, но воз­душные бои носили ограничен­ный характер, хотя все должно было обстоять иначе, если верить раздутым цифрам чужих потерь, преподносившимся миру каждой из сторон. Ирак утверждал, что его летчики сбили 140 машин про­тивника, а Иран — 68.

 

ХАРАКТЕР ВОЙНЫ

Ирак надеялся на то, что его нападение приведет к новой рево­люции в Иране. Он рассчитывал, что иранские вооруженные силы не станут сохранять лояльность новому правительству. Когда же иракская армия встретила ожес­точенное сопротивление, стало ясно, что война превратится в из­нурительную борьбу на истоще­ние. Со своей стороны Иран стал бомбить цели в Курдистане, ста­раясь спровоцировать курдов на восстание против режима партии БААС в Багдаде.

В целом, боевые действия в воздухе на протяжении всей войны не отличались остротой и интенсивностью. После первых недель войны дальнейшая спора­дическая деятельность обеих ВВС по взаимному молчаливому согласию была в основном огра­ничена зоной боев, т. е. прифрон­товой полосой, и заключалась в воздушных налетах на места сосредоточения живой силы и тех­ники противника и предприятия нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей промышленно­сти. Кроме авиации, для этого ис­пользовались и ракеты класса «земля-земля». Иногда проводи­лись рейды против стратегиче­ских объектов, таких как электро­станции и штабы крупных соеди­нений.

Осуществлялась также под­держка с воздуха регулярно про­водившихся наступлений и контр­наступлений. Вертолеты огневой поддержки использовались чаще, чем самолеты, даже в тот момент, когда Иран перешел в крупномас­штабное контрнаступление бро­нетанковыми частями в районе Сузангерда в январе 1981 г.

 

БОИ МЕЖДУ ИСТРЕБИТЕЛЯМИ

В начале 1981 года в боях у Каср-э-Ширина происходили схватки в основном истребителей. Там иракским МиГ-21 удалось сбить несколько иранских машин французскими ракетами «Мажик». В бой приходилось вступать и иранским F-14, вылетавшим на перехват иракских самолетов, од­нако такая активность истреби­тельной авиации была скорее ис­ключением. У штурмовой авиа­ции дело обстояло иначе. Время от времени интенсивность ее выле­тов на непосредственную поддер­жку наземных войск резко возра­стала. Так, штурмовикам ирак­ских ВВС в критические моменты приходилось совершать 400 — 500 вылетов в день. В середине 1983 г. Ирак признал, что за два года, истекших после начала боевых дей­ствий, он потерял 85 самолетов, в том числе 35 МиГ-19 и МиГ-21 и шесть «Миражей» F1.

Бомбардировки городов (осо­бенно высоколетающими Ту-22) ограничивались «беспокоящими налетами», в которых принимали участие одна-две пары самолетов.

 

ИРАНСКИЕ НАСТУПЛЕНИЯ

Однако вскоре война приняла предсказуемый оборот. Иран бро­сил большие силы своей револю­ционной гвардии «Паздаран» на штурм хорошо оборудованных оборонительных позиций ирак­ских войск, применяя внушитель­ную, но в конечном итоге бес­смысленную тактику человече­ских волн. Широкомасштабные наступления обычно проводились весной и имели целью окончание войны. В марте 1982 г. иранцы организовали наступление из района Дизфуля, а в феврале 1983 г. — через болота на Эль-Амару. В мае 1982 г. иранские вой­ска сумели вернуть город Хорремшехр, захваченный ранее иракца­ми, но мощное наступление на Басру, начатое в июле того же года, провалилось. В марте 1984 г. Иран стал продвигаться вперед в райо­не Хавизийских болот, намерева­ясь вбить клин между иракскими военными группировками в райо­нах Эль-Амары и Басры.

Иранский вертолет огневой поддержки «Белл» AH-1J «Кобра». Всего Иран получил 202 таких вертолета.

В феврале 1986 г. иранские войска форсировали реку Шатт и захватили Эль-Фав. Окрыленное этим успехом, иранское командо­вание предприняло еще одно крупное наступление, на этот раз на Сулейманию. В районе Дизфу­ля оно сосредоточило мощную бронетанковую группировку, однако совершить третий бросок танкам не дали атаки с воздуха иракских истребителей-бомбар­дировщиков, в которых только МиГ-23БМ было задействовано свыше 50. В январе 1987 г. наступ­ление «Карбала-5» на Басру (вто­рым фронтом на Сумар) угрожа­ло сломить Ирак, и тогда Иорда­ния и Саудовская Аравия предложили ему свою помощь в виде тактических истребителей F-5 вместе с пилотами, чтобы ос­тановить продвижение иранских войск, что и было сделано, но це­ной потери по меньшей мере 50 иракских самолетов. В 1987 г. име­ли место еще два иранских на­ступления: в марте — на Курди­стан и в апреле — на Басру.

В 1988 г. иранское командова­ние не организовало ни одного наступления. Стратегическая инициатива перешла в руки Ира­ка, который в результате хорошо подготовленной операции вернул себе Фавский полуостров и про­должал теснить войска противни­ка до тех пор, пока обе воюющие стороны не оказались там, где они были в 1980 г., после чего боевые действия потекли очень вяло.

С конца 1983 г. стало ясно, что Ирак обладает значительным пре­восходством в воздухе, что, одна­ко, мало отражалось на наземных боевых действиях. Для того чтобы просто остановить иранское на­ступление, требовались край­ние меры, и Ирак начал приме­нять напалм и химическое ору­жие. С другой стороны, иранские ВВС постоянно страдали от плохих эксплуатационных качеств своей техники и нехватки опыт­ных пилотов.

Эксплуатационная   надежность самолетов улучшилась, ког­да Израиль начал оказывать Ира­ну тайную поддержку, а вот осво­бождение из тюрем брошенных туда летчиков имело противоре­чивые последствия. Многие лет­чики воспользовались этой воз­можностью, чтобы бежать на сво­их F-4 в Турцию и Саудовскую Аравию. Поскольку в боевых дей­ствиях на фронте обозначился явный застой, обе стороны стали искать выход в перенесении вой­ны в иную плоскость и перешли к стратегическим ударам по горо­дам, а также местам добычи и пе­реработки нефти и по судоход­ству в Персидском заливе.

В конце 1983 г. иракские ВВС приступили к воздушным налетам на густонаселенные иранские го­рода с целью подорвать мораль­ный дух гражданского населения и, возможно, спровоцировать вос­стание. Иран ответил тем же в от­ношении иракских городов. Наступление в воздухе выдохлось, но в декабре 1986 г. вновь возоб­новилось. Иран начал обстрели­вать Багдад ракетами «Скад», а Ирак ответил воздушными нале­тами. С января 1987 г. иракские ВВС совершили около 200 боевых вылетов на иранские города, по­теряв при этом два бомбардиров­щика Ту-16. В феврале 1988 г. пос­ледовал еще один обмен ударами по городам, когда Ирак выпустил 40 ракет SS-12 по Тегерану и свя­щенному городу Кум.

 

ВЕРТОЛЕТЫ В ВОЙНЕ

Использование Ираном тактики «человеческих волн», когда в мясорубку войны бросались тысячи юношей, едва ли не подростков, стремившихся стать мученика­ми, грозило разгромом профессиональной армии Ира­ка, и ему пришлось сделать ставку на современное во­оружение, противопоставляя численному превосход­ству противника в живой силе ударные вертолеты.

Иракский вертолет огневой поддержки Ми-24 пролетает над полем боя.

От СССР Ирак получил весьма совершенные на то время ударные вертолеты Ми-24. Он также располагал 40 вертолетами SA 342м, вооруженных ПТУР Евромиссайл «Хот» и оснащенных приборами ночного видения. Эти машины служили хорошим дополнением к более мощным Ми-24 и оказались очень эффективны­ми в борьбе с иранскими танками.

Иранская армия также широко применяла вертолеты. В начале войны в ее распоряжении находилось свыше четырехсот вертолетов Белл 214 и Белл АН-1. Белл 214 разрабатывался специально для иранских вооруженных сил, с учетом их требований.

Для ирано-иракской войны характерны некоторые интересные моменты, связанные именно с применением вертолетов. Во-первых, воздушные бои между вертолетами (иракскими Ми-24 и иранскими AH-1). Во-вторых, отмечен эпизод, когда иракским вертолетом Ми-24 был сбит иранский «Фантом». Это первый случай уничтожения истребителя вертолетом.

 

ТАНКЕРНАЯ ВОЙНА

Нефтеперерабатывающая промышленность всегда имела жизненно важное значение для обеих стран, и поэтому ее пред­приятия всегда принадлежали к числу стратегических целей. Че­рез месяц после начала войны Ирак нанес удар по заводу нефте­продуктов в Абадане, а Иран в 1981 г. атаковал кувейтские неф­тяные терминалы под тем предло­гом, что они отгружали иракскую нефть.

Танкер, груженный нефтью, накренился и горит после попадания в него ракеты «Экзосет».

Начиная с 1983 г. иракские са­молеты совершали налеты с при­менением ракет «Экзосет» на главный нефтяной терминал Ира­на на острове Харк. 22 ноября 1983 г. они потопили там грече­ский танкер, а в феврале 1984 г. та­кая же участь постигла британ­ский танкер. В отместку Иран начал нападать на танкеры, выхо­дившие из портов Кувейта и Саудовской Аравии, поскольку счита­лось, что они экспортируют иран­скую нефть. В этих операциях иранцы использовали многоцеле­вые истребители F-4E с ракетами AGM-65 «Мейверик». Два F-4E 5 июня были сбиты саудовскими перехватчиками F-15, однако Иран продолжал наращивать тем­пы воздушных налетов.

В 1985 г. ВВС Ирака сосредо­точили свои усилия на уничтоже­нии главного терминала против­ника на острове Харк, в то время как Иран все чаще атаковал тан­керы в южной части Персидско­го залива, используя вооружен­ные ракетами вертолеты АВ 212, которые действовали с плавучей платформы. Налеты иракских са­молетов оказались настолько эффективными, что терминал на ос­трове Харк практически перестал функционировать. Поэтому су­пертанкеры разгружались в Сирри, порту, расположенном в юж­ной части залива. Там нефть пере­качивалась на танкеры гораздо меньшего водоизмещения, ко­торые затем следовали к Харку и Лараку.

Как Сирри, так и Ларак на­ходились вне радиуса действия иракской ударной авиации, одна­ко после тот как в распоряжение Ирака поступили самолеты-заправщики Ан-12, «Миражи» F1EQ в 1986 г. стали совершать налеты и на эти цели.

В 1987 г. танкерная война при­обрела еще более интенсивный характер. Быстроходные катера иранского флота ставили мины, а вертолеты обстреливали торго­вые суда. В Бендер-Аббасе были дислоцированы иранские батареи противокорабельных ракет HY-2 «Силкуорм». Иракские «Мира­жи» продолжали наносить удары по танкерам у нефтяных термина­лов Ирана и по самим термина­лам, но, как правило, не трогали суда нейтральных стран. Лишь 17 мая иракская авиация атаковала по ошибке американский фрегат «Старк», нанеся ему серьезные повреждения (при этом погибло 37 американских моряков), одна­ко Ирак тут же принес официаль­ные извинения.

Буровая платформа, использовавшаяся в качестве базы катеров иранского флота, горит после атаки вертолетов США.

Это был именно тот год, в ко­тором танкерная война втянула в свою орбиту новых участников. Персидский залив представлял собой зону стратегических интересов США и всего западного мира. Здесь располагались буровые платформы США, Британии и Франции.

Для того, чтобы защититься от иранских атак, часть кувейтских танкеров стала плавать под другими флагами. Кувейт перерегистрировал их в СССР или США, а затем обра­тился к США с просьбой обеспе­чить безопасность этих судов си­лами американского военного флота. С июля американские корабли приступили к эскортирова­нию конвоев перерегистрирован­ных танкеров, входивших в залив и выходивших из него, а также начали траление вод залива верто­летами-тральщиками. Сюда же прислали свои корабли (вертолетоносцы) Британия и Франция, причем первая усилила свое при­сутствие, которое имело место с 1980 г. С конца 1987 г. американ­цы начали атаковывать иранские суда, используя боевые вертолеты Корпуса морской пехоты АН-1 «Кобра» и армейские OH-58D, специально переоборудованные для борьбы с иранскими скорост­ными катерами. 3 июля 1988 г. американский военный корабль «Винсеннес» вступил в бой с са­молетом, который, как показалось капитану, собирался сделать за­ход для атаки. Выпустив по цели две управляемые зенитные ра­кеты, американцы вскоре узнали, что сбили невооруженный аэробус А300 иранской компании «Иран Эйр». Хотя это было сдела­но по ошибке, вместе с тем такой факт явился недвусмысленной декларацией о намерениях США.

 

КОНЕЦ ВОЙНЫ

19 июля 1988 г. иракские ис­требители (возможно, это были недавно поступившие из СССР МиГ-29) сбили два иранских F-14A.  По случайному совпаде­нию именно в этот день Иран объявил о своем согласии принять резолюцию Совета Безопасности ООН №598 о прекращении огня. Война закончилась без убедительной чьей-либо убедительной победы. Однако, если говорить о ВВС, то к концу войны военно-воздушная мощь Ирана практически перестала существовать – в строю оставалось всего 60 самолетов. В то же время ВВС Ирака насчитывали 500 машин и продолжали получать новейшие МиГ-29 и Су-25 от СССР.

Победа Ирана стала очевидной намного позже, когда он восстановил разрушенную войной экономику и превратился в стремительно развивающуюся державу. Ирак же никогда не оправился от последствий войны. Крайне тяжелое экономическое положение уже через два года толкнуло Саддама Хусейна на новую военную авантюру – вторжение в Кувейт, завершившееся полным провалом и ставшее началом конца его режима.

(Подготовлено www.modernarmy.ru)

Факт

Во время войны в Персидском заливе 1990-1991 гг., известной как операция «Буря в пустыне», группировка союзников в среднем ежедневно потребляла: 57 млн. л пресной воды, 95 тонн льда, 687 тыс. л бензина, 456 тыс. л дизтоплива, 198 тыс. л авиационного керосина. Количество вывозимых отходов составляло 145 тонн в день. Все это потребовало беспрецедентных усилий от 22-го командования армии США, занимавшегося тыловым снабжением группировки многонациональных сил…

Источник: www.modernarmy.ru

LEAVE A RESPONSE