Запуск БЛА KZO
Командование вооруженных сил ФРГ (бундесвера), анализируя развитие обстановки в мире, полагает, что появление новых ассиметричных угроз, в частности таких как: международный терроризм, борьба с наркотрафиком, морское пиратство, этнические конфликты, техногенные катастрофы и ликвидация их последствий, выдвигают новые требования к вооруженным силам страны, которые должны соответствовать этим требованиям и быть способными своевременно реагировать на возникающие новые политические, военные, технологические и природные вызовы.
Изменился характер военных конфликтов и угроз. Будущие сценарии применения военной силы требуют адекватной реакции и высокомобильных вооруженных сил, способных гибко реагировать на быстро меняющуюся военно-политическую обстановку. Они должны в рамках ограниченной численности быть готовыми к действиям в различных точках земного шара и в любых климатических условиях.
В свою очередь, это требует и новых принципов использования вооруженных сил. При этом делается упор на ведение бесконтактных боевых действий или минимальное присутствие военнослужащих в угрожаемых и опасных районах. Это может быть обеспечено только новыми методами применения бундесвера в сочетании с широким использованием достижений в области новейших технологий.
Одним из элементов решения возникающих проблем, по мнению руководства бундесвера, является широкое внедрение наземных, воздушных и морских роботизированных систем двойного назначения, снижающих или полностью исключающих непосредственное участие человека, как в районе боевых действий, так и в агрессивной окружающей среде при ликвидации последствий техногенных катастроф.
В вооруженных силах ФРГ применение беспилотных летательных аппаратов (БЛА) имеет свои многолетние традиции. В войсках они используются с 1972 года, когда на вооружение была принята первая авиационная беспилотная разведывательная система CL-89.
В 1990-е годы подразделение, оснащенное БЛА CL 289, находилось в Боснии и Герцеговине с задачей осуществлять контроль с воздуха за ситуацией на земле.
На вооружении подразделений бундесвера имеется большое количество аппаратов различного назначения и размеров — от нано-БЛА — летательных аппаратов, имеющих массу несколько граммов (имеет значение «муха» — «Флиге» — Fliege) — до стратегических БЛА — типа «Глобал Хок» с размахом крыла до 40 м и массой не более 14 т.
Основным документом, определяющим применение БЛА в вооруженных силах ФРГ, является наставление «Основополагающие концепции применения беспилотных летательных аппаратов в бундесвере» (Konzeptionellen Grundvorstelhmgen zum Einsatz unbe-mannter Luftfahrzeuge in der Bundeswehr). Этим документом регулируются вопросы принятия на вооружение, использования и дальнейшего развития БЛА, классификации этих систем и их боевого применения.
Подразделения германского бундесвера, находящиеся за рубежом, используют для решения задач наблюдения и разведки тактические разведывательные БЛА, к числу которых относятся:
- «Микадо» (MIKADO) — мини-БЛА с вертикальным взлетом и посадкой с дальностью действия до 1 000 м на высоте до 30 м. Предназначен для обследования конкретных объектов.
- «Аладин» (ALADIN) — БЛА с дальностью действия до 5 км на высоте до 150 м.
- KZO — БЛА с дальностью действия до 100 км. Может находиться непрерывно в воздухе до 5 ч. Используется для выдачи данных для артиллерии и ведения разведки. Способен действовать и в ночное время.
- «Луна» (LUNA) — используется для ведения разведки на глубину до 80 км, может находиться непрерывно в воздухе до 8 ч.
БЛА LUNA во время запуска с катапульты
Все эти разведывательные средства применялись в Афганистане и на Балканах.
Командование бундесвера считает, что снижение нагрузки на военнослужащих и обеспечение их безопасности при выполнении боевых задач – одна из основных целей использования беспилотных и роботизированных систем.
В то же время значительное сокращение численности личного состава вооруженных сил ФРГ и необходимость повышения эффективности защиты военнослужащих при выполнении боевых задач выдвигает новые требования к перспективным роботизированным беспилотным системам, как воздушным и наземным, так и морского назначения.
По мнению германских военных специалистов, беспилотная авиация в настоящее время способна выполнять следующие боевые задачи:
- вести разведку, наблюдение, рекогносцировку местности;
- выявлять отдельные мины или минные поля;
- вести радиоразведку, прослушивание мобильных телефонов;
- вести наблюдение за населением оккупированных территорий;
- поддерживать войска ударами с воздуха и наносить точечные удары по целям.
В министерстве обороны ФРГ отмечают, что обеспечение непрерывности действий беспилотных летательных систем позволит своевременно выявлять возникающие для германских военнослужащих и их союзников угрозы и своевременно на них реагировать.
БЛА S-100 «Камкоптер»
Вместе с тем в бундесвере отмечают, что состоящие на вооружении в сухопутных войсках вышеперечисленные системы не отвечают в полной мере тем требованиям, которые предъявляются в настоящее время к БЛА.
Кроме того, в период с 2015 по 2020 год в бундесвере заканчивается эксплуатация состоящих на вооружении беспилотных авиационных систем, таких как «Луна» и KZO.
В связи с этим у командования вооруженных сил возникает естественный вопрос, какие системы принимать в перспективе?
С этой целью в министерстве обороны ФРГ были разработаны требования, которым должны будут отвечать перспективные роботизированные авиационные системы.
Командование сухопутных войск, в частности, считает, что новые системы должны быть всепогодными, способными действовать днем и ночью с высокой надежностью и точностью.
Новые беспилотные летательные аппараты должны разрабатываться на основе современных технических достижений, оснащаться новейшей аппаратурой, обеспечивающей их длительное автономное действие и исключающей присутствие человека в угрожаемом районе или непосредственно в районе боевых действий.
В свою очередь, это требует разработки новых организационно-штатных структур подобных подразделений, а также обеспечения соответствующей подготовки обслуживающего эти системы личного состава.
Важнейшими требованиями к БЛА являются:
- ранняя идентификация и наиболее точное определение координат цели или характера выявленной угрозы;
- надежное обследование объекта или подозреваемой территории, с которой исходит угроза;
- большая продолжительность патрулирования в назначенном районе;
- независимость от места старта и наземной инфраструктуры;
- платформа-носитель должна быть оборудована различным разведывательным оборудованием.
Перспективная беспилотная разведывательная система для сухопутных войск должна удовлетворять следующим требованиям:
- радиус действия не менее 150 км (поддиапазоны: ближний до 10 км, средний до 100 км и дальний свыше 100 км, в глубине района боевых действий) при работе днем и ночью, в любых погодных и климатических условиях;
- соответствие возможностей БЛА и наземных станций обрабатывать получаемую с них информацию;
- продолжительность патрулирования в назначенном районе не менее 12 ч;
- возможность взаимодействия с боевыми самолетами и вертолетами;
- беспилотная автоматическая разведывательная информационная система должна быть увязана со средствами воздействия или боевого поражения;
- использование наземных станций управления (НСУ) для передачи данных на ударные средства — летательные аппараты и артиллерию;
- полностью автоматизированные взлет, полет и посадка без дополнительной инфраструктуры обеспечения полета БЛА;
- наличие аппаратуры с мониторами высокого разрешения для вывода и анализа полученных данных;
- возможность измерения метеорологических параметров и обеспечение их передачи;
- возможность подключения БЛА к состоящим на вооружении сухопутных войск командно-информационным системам управления;
- необходимая экономичность использования, технического обслуживания и материально-технического обеспечения БЛА.
Данные должны непрерывным потоком передаваться на интегрированную НСУ. Здесь полученные материалы оцениваются, обрабатываются и передаются непосредственно в соответствующие органы управления — центры управления войсками — Joint Operations Center (JOC) или центры управления огнем – Joint Fire Support Coordination Group (JFSSG), чтобы можно было безотлагательно использовать необходимые средства воздействия.
Остается нерешенным вопрос выбора типа аппарата: вертолетного или самолетного. Германские специалисты считают, что необходимы и те и другие варианты машин, в частности, как в сухопутных войсках, так и в ВМС. В ВВС отдают предпочтение летательным аппаратам самолетного типа с большим радиусом действия.
Сухопутные войска совместно с компаниями военно-промышленного комплекса каждые два года проводят выставку (ELROB – Europaesche Leistungsschau Robotik), чтобы продемонстрировать достижения в этой области и выявить подходящие для военного применения проекты.
БЛА «Еврохок»
Полученные в ходе эксплуатации БЛА и роботизированных наземных систем результаты, а также представляемые на выставке ELROB образцы служат улучшению качества и расширению спектра применения беспилотных роботизированных систем. При этом большое количество германских фирм, прежде всего мелких и средних, демонстрируют свой инновационный потенциал.
В бундесвере сделан упор на развитие и внедрение беспилотных (роботизированных) систем. Благодаря всесторонней кооперации с промышленностью созданы условия для проведения исследований и получения конкретных результатов в этой области.
Рациональное применение подобных аппаратов позволяет прийти к одному важному выводу: за счет использования многосторонних возможностей беспилотных систем повышается – и это наиглавнейший приоритет — защищенность военнослужащих при выполнении поставленных перед ними задач.
С помощью роботизированных систем наращиваются боевые возможности войск и усиливается эффективность их применения.
Предпосылками для этого наряду с использованием техники являются первоклассная и всеохватывающая подготовка и высокая ответственность специалистов всех уровней, применяющих и обслуживающих эту технику.
Одна из главных целей применения беспилотных и автоматических систем –дальнейшее усиление защиты и безопасности личного состава.
Германское правительство предложило выделить около 200 млн. евро на реализацию собственного проекта беспилотного летательного аппарата.
Развитие подобных технологий связывают с проводимым с 2011 года сокращением численности бундесвера. Относительно небольшой по количеству личного состава бундесвер должен иметь большую ударную мощь, в том числе за счет использования передовых военных технологий, включая беспилотную авиацию.
Но, как полагают в германском военном ведомстве, пока в краткосрочной временной перспективе бундесвер мог бы использовать модели иностранного производства: американского, израильского или других государств на основе лизинга или покупки.
В частности, в Израиле прошли подготовку по программе управления БЛА израильского производства «Герон-1» офицеры из состава 51-й разведывательной авиационной эскадры «Иммельманн», базирующейся на севере Германии в н.п. Кропп (федеральная земля Шлезвиг-Гольштейн). Эти аппараты использовались коалиционными силами в Афганистане. Подготовленные в Израиле германские специалисты входили в состав миротворческих сил в этой стране.
В ВМС ФРГ базисной системой является БЛА морского базирования S-100 «Камкоптер» производства австрийской компании «Шибель».
В начале 2013 года в Германию для проведения испытаний прибыл первый БЛА «Еврохок», который был передан в состав 51 раэск.
Данный аппарат разработан американским концерном «Нортроп-Груман» на базе БЛА «Глобал Хок», состоящего на вооружении ВВС США. Система разведывательного оборудования была разработана компанией «Кассидиан» специально для ВС ФРГ.
«Еврохок» имеет следующие параметры: размах крыла 40 м, масса 15 т; длина 14,5 м, продолжительность полета 30 ч, дальность полета 25 000 км.
Командование ВС ФРГ планировало с принятием на вооружение данного типа ВВТ значительно усилить систему воздушной разведки бундесвера.
Однако в мае 2013 года Германия аннулировала планы приобретения оставшихся четырех высотных беспилотных летательных аппаратов «Еврохок» в варианте Block 20, ссылаясь на сложность их допуска к полетам в воздушном пространстве Европы. Тем не менее специалисты компании «Нортроп-Грумман» продолжают работы по поставке для НАТО к 2016 году пяти «Глобал Хок» в варианте Block 40.
В ноябре 2013 года министры обороны Франции, Германии, Греции, Италии, Польши, Испании и Нидерландов инициировали разработку Европейским оборонным агентством (EDA – European Defense Agency) единых требований к перспективным беспилотным аппаратам типа MALE, которые будут созданы к 2020 году.
В настоящее время рядом европейских стран уже ведутся совместные работы в области беспилотной техники. Так, попытки Великобритании и Франции через компании «БАэ системз» и «Дассо» совместно разработать БЛА типа MALE «Телемос» пока не увенчались успехом, что привело к замораживанию проекта. В июне 2013 года западноевропейский концерн ЕАДС, французская фирма «Дассо» и итальянская «Алениа аэрмакки» высказались за европейскую программу создания БЛА и приступили к совместному определению концепции двухдвигательного реактивного БЛА типа MALE.
Мировой рынок БЛА оценивается производителями в 70 млрд. евро до 2020 года. На нем доминируют США – 30%, ФРГ – на 6-м месте – 4%. Всеми силами стремится выйти на этот рынок Китай, предлагающий 25 новых БЛА собственного производства.
США пока прочно удерживают лидерство в разработке и применении беспилотной авиации.
В американских ВВС стратегический разведывательный БЛА «Глобал Хок» не несет никаких авиационных средств поражения. Для точечных ударов в Афганистане и Пакистане американцы используют многоцелевые ударные дистанционно управляемые летательные аппараты MQ-1B «Предатор» и MQ-9 «Рипер».
MQ-1B «Предатор» (в изначальном варианте — RQ-1 «Предатор») создавался как летательный аппарат для сбора данных, наблюдения, определения целей и разведки. В 2002 году модель RQ-1 была модернизирована и оснащена двумя управляемыми ракетами AGM-114A «Хеллфайр-2» класса «воздух — земля» с дальностью пуска до 8 км. Этот аппарат получил обозначение MQ-1B «Предатор».
В Европе консорциум из 12 фирм восьми государств ведет НИОКР по созданию БЛА.
Таким образом, командование бундесвера в настоящее время уделяет большое внимание разработкам и внедрению в войска БЛА, созданных на базе новейших научно-технических достижений. При этом приоритет отдается собственным разработкам и изделиям, полученным в кооперации со своими партнерами. Не исключается закупка также зарубежных образцов.
(Полковник А. Дронов, «ЗВО»)
Факт
В настоящее время в составе ВМС США числится 11 авианосцев, из них 10 – типа «Нимитц» и 1 — «Энтерпрайз». Больше авианосцы типа «Нимитц» строиться не будут. В 2008 году был заложен первый авианосец нового поколения «Джеральд Р.Форд» (CVN-78), который планируется ввести в строй в 2015 году…
Источник: