армия и оружие

Беспилотные летательные аппараты (БЛА) бундесвера

Запуск БЛА KZO

Командование вооруженных сил ФРГ (бундесвера), анализируя раз­витие обстановки в мире, полагает, что появление новых ассиметричных угроз, в частности таких как: междуна­родный терроризм, борьба с наркотра­фиком, морское пиратство, этнические конфликты, техногенные катастрофы и ликвидация их последствий, выдвига­ют новые требования к вооруженным силам страны, которые должны соот­ветствовать этим требованиям и быть способными своевременно реагировать на возникающие новые политические, военные, технологические и природные вызовы.

Изменился характер военных кон­фликтов и угроз. Будущие сценарии применения военной силы требуют адекватной реакции и высокомобиль­ных вооруженных сил, способных гиб­ко реагировать на быстро меняющуюся военно-политическую обстановку. Они должны в рамках ограниченной числен­ности быть готовыми к действиям в раз­личных точках земного шара и в любых климатических условиях.

В свою очередь, это требует и новых принципов использования вооружен­ных сил. При этом делается упор на ве­дение бесконтактных боевых действий или минимальное присутствие воен­нослужащих в угрожаемых и опасных районах. Это может быть обеспечено только новыми методами применения бундесвера в сочетании с широким ис­пользованием достижений в области новейших технологий.

Одним из элементов решения воз­никающих проблем, по мнению руко­водства бундесвера, является широкое внедрение наземных, воздушных и мор­ских роботизированных систем двойно­го назначения, снижающих или полно­стью исключающих непосредственное участие человека, как в районе боевых действий, так и в агрессивной окружаю­щей среде при ликвидации последствий техногенных катастроф.

В вооруженных силах ФРГ приме­нение беспилотных летательных аппа­ратов (БЛА) имеет свои многолетние традиции. В войсках они используются с 1972 года, когда на вооружение была принята первая авиационная беспилот­ная разведывательная система CL-89.

В 1990-е годы подразделение, осна­щенное БЛА CL 289, находилось в Бо­снии и Герцеговине с задачей осущест­влять контроль с воздуха за ситуацией на земле.

На вооружении подразделений бун­десвера имеется большое количество аппаратов различного назначения и размеров — от нано-БЛА — летательных аппаратов, имеющих массу несколь­ко граммов (имеет значение «муха» — «Флиге» — Fliege) — до стратегических БЛА — типа «Глобал Хок» с размахом крыла до 40 м и массой не более 14 т.

Основным документом, определяю­щим применение БЛА в вооруженных силах ФРГ, является наставление «Ос­новополагающие концепции примене­ния беспилотных летательных аппа­ратов в бундесвере» (Konzeptionellen Grundvorstelhmgen zum Einsatz unbe-mannter Luftfahrzeuge in der Bundeswehr). Этим документом регулируются вопро­сы принятия на вооружение, исполь­зования и дальнейшего развития БЛА, классификации этих систем и их боево­го применения.

Подразделения германского бундесве­ра, находящиеся за рубежом, использу­ют для решения задач наблюдения и разведки тактические разведыватель­ные БЛА, к числу которых относятся:

  • «Микадо» (MIKADO) — мини-БЛА с вертикальным взлетом и посадкой с дальностью действия до 1 000 м на вы­соте до 30 м. Предназначен для обследо­вания конкретных объектов.
  • «Аладин» (ALADIN) — БЛА с даль­ностью действия до 5 км на высоте до 150 м.
  • KZO — БЛА с дальностью действия до 100 км. Может находиться непрерыв­но в воздухе до 5 ч. Используется для выдачи данных для артиллерии и веде­ния разведки. Способен действовать и в ночное время.
  • «Луна» (LUNA) — используется для ведения разведки на глубину до 80 км, может находиться непрерывно в возду­хе до 8 ч.

БЛА LUNA во время запуска с катапульты

Все эти разведывательные средства применялись в Афганистане и на Бал­канах.

Командование бундесвера считает, что снижение нагрузки на военнослу­жащих и обеспечение их безопасности при выполнении боевых задач – одна из основных целей использования беспи­лотных и роботизированных систем.

В то же время значительное сокраще­ние численности личного состава воо­руженных сил ФРГ и необходимость повышения эффективности защиты военнослужащих при выполнении бое­вых задач выдвигает новые требования к перспективным роботизированным беспилотным системам, как воздушным и наземным, так и морского назначения.

По мнению германских военных специалистов, беспилотная авиация в настоящее время способна выполнять следующие боевые задачи:

  • вести раз­ведку, наблюдение, рекогносцировку местности;
  • выявлять отдельные мины или минные поля;
  • вести радиоразведку, прослушивание мобильных телефонов;
  • вести наблюдение за населением окку­пированных территорий;
  • поддерживать войска ударами с воздуха и наносить точечные удары по целям.

В министерстве обороны ФРГ отмечают, что обе­спечение непрерывности действий беспилотных ле­тательных систем позволит своевременно выявлять возникающие для герман­ских военнослужащих и их союзников угрозы и своев­ременно на них реагиро­вать.

БЛА S-100 «Камкоптер»

Вместе с тем в бундесве­ре отмечают, что состоя­щие на вооружении в су­хопутных войсках вышеперечисленные системы не отвечают в полной мере тем требованиям, которые предъявляются в настоящее время к БЛА.

Кроме того, в период с 2015 по 2020 год в бундесвере заканчивается эксплуа­тация состоящих на вооружении беспи­лотных авиационных систем, таких как «Луна» и KZO.

В связи с этим у командования воо­руженных сил возникает естественный вопрос, какие системы принимать в пер­спективе?

С этой целью в министерстве оборо­ны ФРГ были разработаны требования, которым должны будут отвечать пер­спективные роботизированные авиаци­онные системы.

Командование сухопутных войск, в частности, считает, что новые системы должны быть всепогодными, способны­ми действовать днем и ночью с высокой надежностью и точностью.

Новые беспилотные летательные ап­параты должны разрабатываться на ос­нове современных технических дости­жений, оснащаться новейшей аппара­турой, обеспечивающей их длительное автономное действие и исключающей присутствие человека в угрожаемом районе или непосредствен­но в районе боевых дей­ствий.

В свою очередь, это тре­бует разработки новых организационно-штатных структур подобных подраз­делений, а также обеспе­чения соответствующей подготовки обслуживаю­щего эти системы личного состава.

Важнейшими требовани­ями к БЛА являются:

  • ранняя идентификация и наиболее точное опре­деление координат цели или характера выявленной угрозы;
  • надежное обследова­ние объекта или подозре­ваемой территории, с кото­рой исходит угроза;
  • большая продолжи­тельность патрулирования в назначенном районе;
  • независимость от места старта и на­земной инфраструктуры;
  • платформа-носитель должна быть оборудована различным разведыватель­ным оборудованием.

Перспективная беспилотная разве­дывательная система для сухопутных войск должна удовлетво­рять следующим требова­ниям:

  • радиус действия не ме­нее 150 км (поддиапазоны: ближний до 10 км, сред­ний до 100 км и дальний свыше 100 км, в глубине района боевых действий) при работе днем и ночью, в любых погодных и клима­тических условиях;
  • соответствие возможностей БЛА и наземных станций обрабатывать полу­чаемую с них информацию;
  • продолжительность патрулирования в назначенном районе не менее 12 ч;
  • возможность взаимодействия с бое­выми самолетами и вертолетами;
  • беспилотная автоматическая разве­дывательная информационная система должна быть увязана со средствами воз­действия или боевого поражения;
  • использование наземных станций управления (НСУ) для передачи данных на ударные средства — летательные ап­параты и артиллерию;
  • полностью автоматизированные взлет, полет и посадка без дополнитель­ной инфраструктуры обеспечения поле­та БЛА;
  • наличие аппаратуры с мониторами высокого разрешения для вывода и ана­лиза полученных данных;
  • возможность измерения метеороло­гических параметров и обеспечение их передачи;
  • возможность подключения БЛА к состоящим на вооружении сухопутных войск командно-информационным си­стемам управления;
  • необходимая экономичность исполь­зования, технического обслуживания и материально-технического обеспечения БЛА.

Данные должны непрерывным пото­ком передаваться на интегрированную НСУ. Здесь полученные материалы оце­ниваются, обрабатываются и передают­ся непосредственно в соответствующие органы управления — центры управле­ния войсками — Joint Operations Center (JOC) или центры управления огнем – Joint Fire Support Coordination Group (JFSSG), чтобы можно было безотлага­тельно использовать необходимые сред­ства воздействия.

Остается нерешенным вопрос вы­бора типа аппарата: вертолетного или самолетного. Германские специалисты считают, что необходимы и те и другие варианты машин, в частности, как в су­хопутных войсках, так и в ВМС. В ВВС отдают предпочтение летательным ап­паратам самолетного типа с большим радиусом действия.

Сухопутные войска совместно с компаниями военно-промышленно­го комплекса каждые два года прово­дят выставку (ELROB – Europaesche Leistungsschau Robotik), чтобы проде­монстрировать достижения в этой обла­сти и выявить подходящие для военного применения проекты.

БЛА «Еврохок»

Полученные в ходе эксплуатации БЛА и роботизированных наземных систем результаты, а также представляемые на выставке ELROB образцы служат улуч­шению качества и расширению спектра применения беспилотных роботизиро­ванных систем. При этом большое коли­чество германских фирм, прежде всего мелких и средних, демонстрируют свой инновационный потенциал.

В бундесвере сделан упор на развитие и внедрение беспилотных (роботизиро­ванных) систем. Благодаря всесторон­ней кооперации с промышленностью созданы условия для проведения иссле­дований и получения конкретных ре­зультатов в этой области.

Рациональное применение подобных аппаратов позволяет прийти к одному важному выводу: за счет использования многосторонних возможностей беспи­лотных систем повышается – и это наи­главнейший приоритет — защищенность военнослужащих при выполнении по­ставленных перед ними задач.

С помощью роботизированных си­стем наращиваются боевые возможности войск и усиливается эф­фективность их примене­ния.

Предпосылками для этого наряду с использо­ванием техники являются первоклассная и всеохва­тывающая подготовка и высокая ответственность специалистов всех уров­ней, применяющих и об­служивающих эту технику.

Одна из главных целей применения беспилотных и автоматических систем –дальнейшее усиление за­щиты и безопасности лич­ного состава.

Германское правитель­ство предложило выделить около 200 млн. евро на реализацию соб­ственного проекта беспилотного лета­тельного аппарата.

Развитие подобных технологий свя­зывают с проводимым с 2011 года со­кращением численности бундесвера. Относительно небольшой по количе­ству личного состава бундесвер должен иметь большую ударную мощь, в том числе за счет использования передовых военных технологий, включая беспи­лотную авиацию.

Но, как полагают в германском воен­ном ведомстве, пока в краткосрочной временной перспективе бундесвер мог бы использовать модели иностранного производства: американского, израиль­ского или других государств на основе лизинга или покупки.

В частности, в Израиле прошли под­готовку по программе управления БЛА израильского производства «Герон-1» офицеры из состава 51-й разведыва­тельной авиационной эскадры «Иммельманн», базирующейся на севере Германии в н.п. Кропп (федеральная земля Шлезвиг-Гольштейн). Эти аппа­раты использовались коалиционными силами в Афганистане. Подготовлен­ные в Израиле германские специалисты входили в состав миротворческих сил в этой стране.

В ВМС ФРГ базисной системой явля­ется БЛА морского базирования S-100 «Камкоптер» производства австрийской компании «Шибель».

В начале 2013 года в Германию для проведения испытаний прибыл первый БЛА «Еврохок», который был передан в состав 51 раэск.

Данный аппарат разработан амери­канским концерном «Нортроп-Груман» на базе БЛА «Глобал Хок», состояще­го на вооружении ВВС США. Система разведывательного оборудования была разработана компанией «Кассидиан» специально для ВС ФРГ.

«Еврохок» имеет следующие параме­тры: размах крыла 40 м, масса 15 т; дли­на 14,5 м, продолжительность полета 30 ч, дальность полета 25 000 км.

Командование ВС ФРГ планировало с принятием на вооружение данного типа ВВТ значительно усилить систему воз­душной разведки бундесвера.

Однако в мае 2013 года Германия ан­нулировала планы приобретения остав­шихся четырех высотных беспилотных летательных аппаратов «Еврохок» в ва­рианте Block 20, ссылаясь на сложность их допуска к полетам в воздушном про­странстве Европы. Тем не менее специ­алисты компании «Нортроп-Грумман» продолжают работы по поставке для НАТО к 2016 году пяти «Глобал Хок» в варианте Block 40.

В ноябре 2013 года министры оборо­ны Франции, Германии, Греции, Ита­лии, Польши, Испании и Нидерландов инициировали разработку Европейским оборонным агентством (EDA – European Defense Agency) единых требований к перспективным беспилотным аппара­там типа MALE, которые будут созданы к 2020 году.

В настоящее время рядом европейских стран уже ведутся совместные работы в области беспилотной техники. Так, попытки Великобритании и Франции через компании «БАэ системз» и «Дассо» совместно разработать БЛА типа MALE «Телемос» пока не увенчались успехом, что привело к замораживанию проекта. В июне 2013 года западноевропейский концерн ЕАДС, французская фирма «Дассо» и итальянская «Алениа аэрмакки» высказались за европейскую программу создания БЛА и приступили к совместному определению концепции двухдвигательного реактивного БЛА типа MALE.

Мировой рынок БЛА оценивается производителями в 70 млрд. евро до 2020 года. На нем доминируют США – 30%, ФРГ – на 6-м месте – 4%. Всеми силами стремится выйти на этот рынок Китай, предлагающий 25 новых БЛА собственного производства.

США пока прочно удер­живают лидерство в раз­работке и применении беспилотной авиации.

В американских ВВС стра­тегический разведыватель­ный БЛА «Глобал Хок» не несет никаких авиацион­ных средств поражения. Для точечных ударов в Афганистане и Пакистане американцы используют многоцелевые  ударные дистанционно управляемые летатель­ные аппараты MQ-1B «Предатор» и MQ-9 «Рипер».

MQ-1B «Предатор» (в изначальном варианте — RQ-1 «Предатор») создавал­ся как летательный аппарат для сбора данных, наблюдения, определения це­лей и разведки. В 2002 году модель RQ-1 была модернизирована и оснащена дву­мя управляемыми ракетами AGM-114A «Хеллфайр-2» класса «воздух — земля» с дальностью пуска до 8 км. Этот аппа­рат получил обозначение MQ-1B «Пре­датор».

В Европе консорциум из 12 фирм восьми государств ведет НИОКР по соз­данию БЛА.

Таким образом, командование бундесвера в настоящее время уделяет боль­шое внимание разработкам и внедрению в войска БЛА, созданных на базе но­вейших научно-технических достижений. При этом приоритет отдается собственным разработкам и изделиям, полученным в кооперации со своими партнерами. Не исключается закупка также зарубежных образцов.

(Полковник А. Дронов, «ЗВО»)

Факт

В настоящее время в составе ВМС США числится 11 авианосцев, из них 10 – типа «Нимитц» и 1 — «Энтерпрайз». Больше авианосцы типа «Нимитц» строиться не будут. В 2008 году был заложен первый авианосец нового поколения «Джеральд Р.Форд» (CVN-78), который планируется ввести в строй в 2015 году…

Источник: www.modernarmy.ru

LEAVE A RESPONSE