армия и оружие

БМП М2 Bradley – друг американской пехоты

Во время Второй Мировой Войны генерал Омар Брэдли прославился, как военачальник, старающийся избежать излишних потерь среди бойцов. После окончания войны Омар Брэдли активно помогал ветеранам устроиться в мирной жизни. Именно поэтому его именем было решено назвать первую американскую боевую машину пехоты — БМП М2 Bradley.

В Америке к производству БМП приступили довольно поздно, только в 70-е годы, когда, к примеру, БМП-1 уже успели протестировать в бою. Но это помогло использовать в создании техники не только американский опыт применения бронетранспортеров, но и проанализировать результаты боевого дебюта советских БМП.

Содержание

  • История создания
  • Конструкция
  • Тактико-технические характеристики БМП М2 Брэдли
  • Модификации
  • Вооружение
  • Боевое применение
  • Источники
  • История создания

    В 1959 году Армия США приняла на вооружение бронетранспортер М113 – простую и дешевую машину. Он прошел полномасштабное «крещение огнем» во Вьетнаме, и оно показало – даже если ядерное оружие применяться не будет — идея боевой машины, позволяющей пехоте воевать, не покидая ее, имеет смысл. Солдат, которые пытались спешиться с БТРа, немедленно накрывали огнем.

    Пулеметная турель бронетранспортера была открыта – стрелок тоже легко поражался. В полевых условиях проблему решали установкой на крышу машины дополнительных пулеметов за бронещитками, но это было временное решение.

    В рамках работ над улучшенной боевой машиной фирма FMC предложила XM734 – М113 с бортовыми амбразурами и защищенной турелью со спаренными пулеметами. Его успели испытать в полевых условиях, но к этому моменту стало ясно, что такие доработки – тоже полумеры.

    Самостоятельно вести бой М113 не мог, а десанту было трудно долгое время находиться в этой машине.

    Следующим шагом, предпринятым фирмой FMC, стал XM765 – переделанный M113, вооруженный 20мм пушкой и защищенный разнесенной комбинированной броней. В США на вооружение его не приняли, однако некоторое количество машин удалось продать на экспорт.

    Тем временем, в конце 60-х годов, первые БМП получили воплощение. В СССР, кроме того, приняли на вооружение новые БТР-60ПБ с 14,5мм пулеметами, способными легко уничтожать М113. Опасаясь отстать безнадежно, американцы начали новый этап исследовательских работ. К фирме FMC обратились с просьбой создать машину, схожую с XM765, но с лучшими проходимостью и подвижностью (чтобы БМП могла эффективно взаимодействовать с будущими танками), а так же лучше защищенную.

    В итоге, на шасси тяжелого БТР морской пехоты LVT-7 построили опытную БМП XM723. Она и станет будущим «Брэдли». Однако разработки машины задерживались из-за желания сменить 20мм пушку М139 на орудие с внешним приводом автоматики, а так же из-за отмены программы по разработке перспективной БРМ.

    Теперь в качестве разведывательной машины предполагалось использовать модификацию БМП, и для XM723 стали конструировать новую двухместную башню.

    Последним препятствием стала попытка оценить целесообразность производства БМП, основываясь на опыте использования советских машин, и найти более дешевые альтернативы.

    Немецкие «Мардеры» и французские AMX-10P были сочтены неподходящими, а переделка в тяжелые БМП корпусов устаревших танков М48 оказалась не более дешевой, а вдвое дороже, чем производство новой техники. Наконец, вопрос о броне решили так – она может либо надежно защищать от огня стрелкового оружия, вплоть до крупнокалиберного, либо от противотанковых ракет, а все варианты «посередине» нецелесообразны.

    В 1977 году проект БМП получил индекс ХМ2, а БРМ – ХМ3. В начале 1980 года они были официально одобрены, а в производство попали в 1981 году. Тогда же БМП и назвали в честь недавно умершего генерала.

    Конструкция

    Корпус боевой машины пехоты «Брэдли» сваривается из алюминиевых сплавов. Такое решение преследовало две цели – во-первых, снижение массы. Во-вторых, плита алюминиевой брони, обеспечивающая требуемую защиту, будет толще стальной – но все равно легче, а толщина будет обеспечивать общую прочность конструкции.

    Алюминиевая броня сверху закрывается стальными экранами, промежуток между корпусом и экраном заполнен полиуретаном. Точная толщина брони «Брэдли» не оглашалась, но по техзаданию она должна была обеспечивать защиту от 14,5мм пуль, а значит, эквивалентная толщина составляет примерно 50-60мм.

    Компоновка «Брэдли» – классическая для БМП: двигатель в носовой части, смещенный вправо; за ним боевое отделение с башней, и десантное – в корме.

    При этом отсек для десанта отделятся переборкой. Двигатель машины – восьмицилиндровый турбодизель Cummins VTA 903 объемом 14,8 литров, развивающий мощность 500 л.с. Коробка передач HMTP-500 – гидромеханическая, трехступенчатая.

    Поскольку башня «Брэдли» смещена к правому борту, за сиденьем механика-водителя находится «туннель» между левым бортом и перегородкой боевого отделения. В нем сидят, лицом к борту, два десантника. Основная часть десантного отделения «Брэдли» – за башней, в ней размещены еще четыре солдата – два лицом к правому борту, а двое – к кормовой двери. Бойцы сидят на амортизирующих сиденьях с возможностью регулировки, имеют смотровые перископы и амбразуры.

    Для выхода из машины используется либо кормовая рампа с гидравлическим приводом, либо предусмотренная в рампе дверь. Есть и люк в крыше БМП. Командир машины (отделения) и наводчик сидят в башне. «Брэдли» имеет ограниченную плавучесть, для преодоления водных преград требуется установка специального кожуха.

    Тактико-технические характеристики БМП М2 Брэдли

    Экипаж: 3 человека
    Десант, чел.: 6 (M2, M2A1, M2A2); 7 (М2А3)
    Производитель: M2, M2A1 — FMC Corporation; M2A2, M2A3 — United Defense (ныне — BAE Systems Land & Armaments)
    Годы эксплуатации: с 1981 (M2); c 1987 (M2A1); c 2000 (M2A3)
    Количество выпущенных, шт.: 9 753

    Вес БМП М2 Брэдли

    22,797 тонн (M2); 22,798 (M2, M2A1); 27 (М2А2); 30 (М2А3)/34,250 (M2A3 SSS rev. D)

    Размеры БМП М2 Брэдли

    Длина корпуса, мм: 6 452 (M2, M2A1); 6 550 (M2A2, M2A3)
    Ширина корпуса, мм: 3 200 (M2, M2A1); 3 280 (M2A2, M2A3)
    Высота, мм: 2 972
    Клиренс, мм: 460/380 M2A2/A3

    Броня БМП М2 Брэдли

    M2A1: «многослойная разнесенная броня»: стальные экраны + алюминиевая броня корпуса. Лоб защита от 25-мм APDS c Д 300 м; борт от 14,5-мм Б-32 с Д 300 м
    Динамическая защита: На M2A2/A3

    Вооружение БМП М2 Брэдли

    Калибр и марка пушки: 25-мм M242
    Тип пушки: нарезная автоматическая
    Длина ствола, калибров: 2 032 мм
    Боекомплект пушки: 75 APFDS-T + 225 HEI-T первой очереди + 600 в БК башни
    Дальность стрельбы, км: 2
    Прицелы: дневной / пассивный ночной
    Пулеметы: 1 × 7,62-мм M240С (2 200 патронов)
    Другое вооружение: 2 × ПУ TOW

    Двигатель БМП М2 Брэдли

    VTA-903T500
    Мощность двигателя, л. с.: 500/600/660

    Скорость БМП М2 Брэдли

    Скорость по шоссе, км/ч: 66 (M2, M2A1); 56 (M2A2, M2A3)
    Скорость по пересеченной местности, км/ч: 7,2 на плаву (M2, M2A1); 6,4 (M2A2, M2A3)
    Запас хода по шоссе, км: 480 (M2, M2A1); 400 (M2A2, M2A3)
    Удельная мощность, л. с./т: 19,9

    Тип подвески: индивидуальная торсионная с гидравлическими амортизаторами
    Удельное давление на грунт, кг/см²: 0,55 (M2, M2A1); 0,65 (M2A2); 0,66 (M2A3)

    Преодолеваемый подъем, град.: 30°
    Преодолеваемая стенка, м: 0,91 (M2, M2A1): 0,76 (M2A2, M2A3)
    Преодолеваемый ров, м: 2,50 (M2, M2A1): 2,10 (M2A2, M2A3)
    Преодолеваемый брод, м: плавает

    Модификации

    • М3 (боевая разведывательная машина. Серия с 1981 г .).
    • М2А1/М3А1 (модерниз.ПТРК, новый снаряд, ФВУ и др. Серия с 1986 г .).
    • М2А2/М3А2 (доп.бронирование, динамич.защита, форсир.двигатель. 1988-89 гг.).
    • М2А2 ODS (изм. укладка, новая СУО и др. Начало 1990-х гг.).
    • М2А3/М3А3 (доп.бронирование, БИУС «Ивис». 1995-96 гг.).

    Вооружение

    БМП и БРМ «Брэдли» вооружены 25мм стабилизированной автоматической пушкой «Бушмастер» с цепным приводом автоматики и системой двойного питания. Изначально для нее были разработаны два типа снарядов. Осколочно-фугасный М792 имеет массу 185 грамм и снаряжен 34 граммами «Композиции B», его начальная скорость – 1100 м/с.

    Для поражения легкой бронетехники предназначался подкалиберный снаряд М791, представляющий собой вольфрамовый сердечник массой 102 грамма с отделяемым поддоном.

    Он пробивал броню толщиной около 60мм. Уже в конце 80-х годов в опытную эксплуатацию поступил оперенный бронебойный снаряд М919 с урановым сердечником – его бронепробиваемость превысила 100 мм. С пушкой спарен пулемет М240С калибра 7,62мм.

    Для борьбы с бронетехникой служат управляемые ракеты TOW, начиная с серий А1 – TOW-2. Масса их кумулятивной боевой части – около 6 кг, они позволяют пробивать броню толщиной 900мм. Пусковой контейнер на две ракеты размещен на левом борту башни БМП, дополнительные ПТУР находятся в боевом отделении «Брэдли».

    Оригинально на «Брэдли» был решен вопрос ведения огня десантниками изнутри машины. Рассудив, что прицельный огонь из амбразур вести будет невозможно, в них установили оружие, приспособленное для ведения огня на подавление – автоматы М231.

    От стандартных М16 они отличались отсутствием приклада, очень высоким темпом стрельбы, а огонь вели с открытого затвора. Для стрельбы применялись только трассирующие пули. После появления «Брэдли» с усиленной броней от М231, как и от амбразур вообще, пришлось отказаться. Они иногда сохраняются, как оружие самозащиты экипажа.

    Боевое применение

    БМП «Брэдли» активно применялись во время обеих американских кампаний в Ираке. Машина показала высокую надежность и эффективность. Большая часть иракских танков в первую кампанию была подбита именно при помощи «Бредли». 25-мм автоматическая пушка показала себя весьма эффективным и универсальным оружием. Она прекрасно уничтожала легкобронированную технику и живую силу противника. Известны несколько случаев, когда эта пушка выводила из строя иракские танки.

    Во время второй кампании в Ираке американцам пришлось использовать «Брэдли» в городских боях, что привело к значительным потерям от ручного противотанкового оружия. Также большой проблемой были фугасы, которые закладывали повстанцы.

    Армия Саудовской Аравии использовала «Брэдли» во время вторжения в Йемен. В ходе боевых действий было потеряно 17 машин.

    Источники

    • https://warbook.club/voennaya-tehnika/boevye-mashiny/m2-bradley/
    • https://militaryarms.ru/voennaya-texnika/boevye-mashiny/m2-bradley/
    • http://oruzhie.info/bronetekhnika/411-bmp-m2-bredli
    • http://btvt.narod.ru/4/bmp_m2.htm

    Машины Автор статьиВиктор ГеннадьевичОтставной военный. Увлекается армейской тематикой, в частности историей сражений, развитием военной промышленности.Написано статей482

    Источник: army-today.ru

    LEAVE A RESPONSE