БРМ Фенек — детище нидерландских и германских инженеров. Легкий бронеавтомобиль МРС (Multipurpuse Carrier – многоцелевой автомобиль) предназначен для ведения разведывательной деятельности, участия в боевых столкновениях, патрулировании. Машина спроектирована с учетом всех требований к вооруженной технике европейских стран.
Название БРМ Фенек происходит по аналогии с миниатюрной пустынной лисицей, отличающийся чутким слухом и острым зрением.
Первый прототип MPC Fennek был построен в 1992 году. В 1996 году Германия и Нидерланды получили по два автомобиля для проведения тестирования в своих странах. По данным военных данный автомобиль считается одним из лучших в своем классе.
Fennek — это колесная платформа, на базе которой может быть реализовано до 8 различных типов боевых машин, в зависимости от поставленных задач.
Содержание
История создания БРМ Фенек
Разработку отвечающего современным требованиям легкого разведывательного бронеавтомобиля Fennek Германия (Krauss-Maffei Wegmann) и Нидерланды (SP Aerospace + Vehicle Systems BV) совместно вели чуть ли не с начала 1990-х годов. Прототип «Феннек» был готов в 1992 году, а начиная с 2001 года было развернуто его серийное производство.
Первоначальный заказ на МРС Fennek составил 612 машин, 23 которых предназначались Нидерландам, а оставшиеся — Германии. Интересно, что спецификация машины предлагает даже не классический разведывательный армейский бронеавтомобиль, а скорее боевую патрульную машину для противопартизанских действий, то есть к конфликтам типа войн в Афганистане и Сирии, Германия и Нидерладны начали готовиться заранее.
Кроме патрулирования, в обязанности БРМ Фенек включают такие традиционные для легких броневиков задачи как ведение электронной и визуальной разведки, инженерной разведки, а также снабжения подразделений в условиях боя.
С 2004 года машины обкатывались в Афганистане и проявили себя весьма неплохо. Машина хорошо показала себя в задачах разведки обширных районов с большим отрывом от остальных сил, и контроля ключевых трасс. В повседневной службе БРМ Фенек чаще всего используются для охраны автоколонн, в составе сил спецсопровождения.
В случае необходимости, в полевых условиях защита бронемашин может быть усилена за счет монтирования накладных бронеплит на корпусе. Подобную схему с успехом применяли голландцы на своих машинах.
Конструкция автомобиля
БРМ Фенек — колесная, двухосная, полноприводная, неплавающая машина, двигатель которой располагался сзади. Разработчики выбрали заднемоторную сборку, потому что она уменьшала тепловую и акустическую заметность. Рабочее место шофера располагалось спереди машины.
Вследствие того, что броневик обладал большими бронированными окнами, которые были снабжены дворниками, шоферу гарантировалась большая область обзора. Также была учтена вероятность прикрепления к стеклу специального экрана из покрытия, которое предотвращает отражение света от солнца.
MPC Fennek был оборудован камерой заднего наблюдения и очками ночного видения для темного времени суток. Остальные члены экипажа размещались за шофером. Доступ к местам обеспечивался с помощью дверей в борте корпуса. Помимо этого, над всеми тремя членами экипажа находились люки. Сиденья регулировались по высоте, что позволяло осуществлять мониторинг через скрытый люк.
Специальное оборудование этого транспортного средства позволяло осуществлять мониторинг в дневное время, и в ночное; измерять дальность и азимуты, а также обмениваться со штабом всеми соответствующими данными.
Технические характеристики MPC Fennek
Оборудование машины
Коробка передач автоматическая, рулевое управление снабжено гидроусилителем. Феннек оснащен фильтровентиляционной системой, системой центрального регулирования давления в шинах.
Для осуществления разведки используется телескопическая мачта на которой устанавливается контейнер с аппаратурой, включающей инфракрасную и ТВ-камеру, лазерный дальномер. Штатный приемник GPS обеспечивает точную привязку к местности, все собранные данные передаются в автоматизированную систему боевого управления подразделением.
Специальное оборудование БРМ позволяет вести наблюдение в дневное и ночное время, измерение дальности и азимутов, а также обмен соответствующей информацией. Его основу составляет оптоэлектронная головка ВАА (разработки фирм «STN Атлас» и «Карл Цейсс Оптроникс») с телевизионной камерой, тепловизором OPHELIOS и лазерным дальномером MOLEM. Головка смонтирована на телескопической мачте высотой 1,5 м, позволяющей вести наблюдение из-за укрытий. Система монтажа ВАА обеспечивает круговой обзор, но поворот головки на 360° невозможен: она вращается на 220° вправо и влево. Диапазон перемещения ВАА в вертикальной плоскости составляет от −30 до +30°. Существует также возможность оборудования выносного поста наблюдения — в этом случае головка ВАА устанавливается на специальной треноге на удалении до 40 м от БРМ.
Тепловизор OPHELIOS работает в диапазоне 8-12 мкм и обеспечивает обнаружение цели типа танк на дистанции до 4 км. Телевизионная камера черно-белого изображения имеет регулируемое поле зрения от 2 до 20° (у тепловизора этот показатель составляет от 2,7 до 12,5°). Изображение транслируется на монитор, причем существует возможность наложения изображения от тепловизора на телевизионное. Лазерный дальномер работает на волне длиной 1,543 мкм. Диапазон измерения дальности составляет от 50 м до 10 км, время измерения — 10 нс. Измеренная дальность до объекта отображается на мониторе, а результаты последних 50 замеров хранятся в памяти. На мониторе также отображается азимут объекта относительно БРМ и угол наклона головки ВАА.
Как известно, при ведении разведки крайне важно точно знать свое месторасположение. Фенек оборудован инерционной навигационной системой LLN-GY разработки фирмы LITEF. Она обеспечивает предоставление экипажу информации о текущих координатах в реальном масштабе времени. Точность определения собственного положения составляет 10 м, а величина ошибки — 0,8% пройденного пути. Также предоставляется информация о направлении на север (с точностью 0,3°). Кроме того, Фенек оборудован приемником спутниковой системы навигации GPS.
БРМ снабжена системой отображения и передачи информации FuWES. На ее сенсорном мониторе, установленном слева от монитора системы ВАА, отображается карта местности с обнаруженными объектами и дальностью до них, а также местом самой БРМ. Эта информация может транслироваться внешним потребителям.
Немецкие войска используют команды и системы управления вооружением (FueWES), универсальный интерфейс позволяют легко использовать альтернативные возможности аппаратного и программного обеспечения отдельных стран (НАТО).
Дополнительными средствами наблюдения являются выносные акустические и сейсмические датчики. Предусмотрена также возможность применения с Фенека миниатюрного БПЛА «Аладдин». Этот беспилотник имеет радиус действия 15 км и максимальную скорость полета 90 км/ч. Диапазон рабочих высот полета «Аладдина» составляет от 30 до 300 м.
Фенек имеет развитый комплекс средств радиосвязи, включающий КВ/УКВ радиостанции SEM 52, SEM 80/90 и HRM 7400, а также танковое переговорное устройство.
Вооружение Фенека в разведывательном варианте монтируется на турели «тип 1530» с ручной наводкой, но с дистанционным управлением изнутри машины. В бундесвере БРМ вооружается 7,62-мм пулеметом или 40-мм гранатометом AGL (готовый к стрельбе боекомплект составляет 250 патронов или 32 гранаты). Для прицеливания служит перископический прицел PERI Z17 и тепловизор. Возможна установка более сложной прицельной станции LAZ400L с телекамерой, тепловизором и лазерным дальномером. Вместо турели «тип 1530» может монтироваться дистанционно управляемая установка FLW 200 с электроприводом и дополнительными дымовыми гранатометами (в базовом исполнении шесть 76-мм гранатометов, сблокированных в два пакета, установлены в кормовой части корпуса). Возможно и применение других вариантов вооружения — например, БРМ армии Нидерландов вооружаются 12,7-мм пулеметами.
Силовая установка Фенека — шестицилиндровый дизель «Дойц» BF 6M2013C мощностью 240 л.с. с гидрокинетической трансмиссией и автоматической коробкой передач (шесть скоростей при движении вперед, и одна — назад). Система передача мощности к колесам — Н-образная (от распределительной коробки мощность передается на четыре вала, проходящие вдоль бортов). Такое решение способствовало уменьшению высоты машины. Максимальная скорость движения по шоссе составляет 110 км/ч (впрочем, инструкция не рекомендует разгоняться свыше 90 км/ч), а при движении назад — 23 км/ч. 230-литровый топливный бак расположен в левой части моторного отделения. Его емкости хватает для преодоления 1000 км по шоссе, либо 450 км — по пересеченной местности.
Машина оборудована автоматической системой пожаротушения (в моторном отсеке), а также системой защиты от оружия массового поражения.
Так как производство разведывательного бронеавтомобиля Fennek ведется как в Германии, так и в Нидерландах, машины несколько отличаются по составу оборудования и вооружения.
Применение бронемашины
Поставки БРМ Фенек вооруженным силам Германии и Нидерландов начались в 2003 году. Эти машины придали разведывательным подразделениям совершенно новое качество: и немецкий Лухс, и голландский Линкс в подметки не годились Фенеку по составу специального оборудования. Высокой оценки заслужила и подвижность новой БРМ.
В бундесвере Фенеки поступили на вооружение бригадных разведывательных батальонов: 6-го из 41-й механизированной бригады (Ойтин), 7-го из 21-й танковой бригады (Ахлен), 8-го из 12-й танковой бригады (Фрайбург), 13-го из 37-й мехбригады (Гота), а также 230-го горного из 23-й горной бригады (Фуссен) и 3-го инструкторского из 90-й инструкторской танковой бригады (Люнебург). Кроме того, БРМ Фенеки имеются в 310-й аэромобильной разведроте 1-й аэромобильной бригады (Зеедорф) и разведроте 291-го егерского батальона, входящего в состав франко-германской бригады (Илькирх-Графенштаден).
В разведбатах Фенеками укомплектовано по одной роте, состоящей из трех взводом по семь БРМ (три разведывательных отделения по два Фенека плюс машина командира взвода).
В Королевской армии Нидерландов основными частями, эксплуатирующими Фенеки, являются 42-й и 43-й разведывательные эскадроны (Ойрсхот и Хафелте), входящие в состав, соответственно, 13-й легкой и 41-й механизированной бригад. Каждый из них включает три роты по три разведывательных взвода (восемь машин в каждом) и одному противотанковому (четыре Фенека MRAT). Кроме того, Фенеки находятся на вооружении 5-й и 6-й рот 103-го отдельного разведбата (Ольдебрук). В них вместо противотанкового взвода имеется взвод передовых авиационных наводчиков (три машины тип ТАСР). ЗРК SWP находятся на вооружении 13-й зенитной батареи Объединенного командования ПВО, в которой используются совместно с ЗРК NASAMS 2.
Как немецкие, так и голландские Фенеки активно участвуют в миротворческих операциях. Немецкие машины попали в Афганистан в 2003 году — сразу же после принятия на вооружение. По опыту боевого применения на них был внедрен комплекс «афганских» доработок, включающий установку массивного бампера, инфракрасных прожекторов, усиленной противоминной защиты, станции CG-12, предназначенной для постановки помех дистанционным взрывателям импровизированных подрывных устройств, а также двух контейнеров для дополнительного боекомплекта. Помимо БРМ, в Афганистане служили инженерные Фенеки и машины JFST.
Двенадцать Фенеко отправили в Афганистан и голландцы. Один из них был потерян в ноябре 2007 года в Урузгане вследствие подрыва на мине (один член экипажа погиб, двое получили ранения). Используются Фенеки и миротворческим контингентом в Мали.
С момента начала разработки MPC Fennek его создатели вели интенсивный поиск зарубежных покупателей. Наиболее близки к заключению контрактов были вооруженные силы Люксембурга, Бельгии и Турции. И если крошечный Люксембург мог купить не более десятка БРМ, то потенциальные контракты с двумя другими странами были более привлекательными. Бельгия намеревалась прибрести не менее 200 Фенеков, а Турция — 180 с перспективой последующего лицензионного производства. Однако все эти планы так остались нереализованными.
В 2008 году на выставке «Евросатори» был представлен прототип БРМ Фенек F2 с увеличенной до 15 т массой, более мощной силовой установкой и другими усовершенствованиями. Два года спустя появился доработанный опытный образец Фенек 2. Машина ориентирована на экспорт, но пока лишь одна страна изъявила желание закупить эти БРМ. Ею стал Катар, заказавший в 2015 году в пакете с другой немецкой бронетехникой и 32 Фенека 2. Впрочем, о начале поставок этих бронемашин пока не сообщалось.
Источники
- http://armedman.ru/avtobronetehnika/1991-2015-avtobronetehnika/razvedyivatelnyiy-broneavtomobil-fennek.html
- https://warbook.club/voennaya-tehnika/fenek/
- https://topwar.ru/14251-fennek-multiplatforma-boevaya-razvedyvatelnaya-mashina.html
- https://warspot.ru/15283-pustynnyy-lis-dlya-razvedchikov
- http://zonwar.ru/bronetexnika/sovr_BTR/Fennek.html
- https://war-book.ru/broneavtomobil-fennek/
Машины Автор статьиВиктор ГеннадьевичОтставной военный. Увлекается армейской тематикой, в частности историей сражений, развитием военной промышленности.Написано статей482
Источник: