армия и оружие

Боевой надводный корабль XXI века

Прекращение холодной войны и про­тивостояния Восток-Запад привело к реальному снижению угрозы возникно­вения широкомасштабных войн и, как следствие, к изменению направленно­сти развития флотов большинства мор­ских государств. Приоритетным становится развитие ВМС в целях ведения ограниченных войн и обеспечения за­щиты экономических интересов стран.

Военно-морская деятельность фло­тов мира, в первую очередь в локаль­ных конфликтах настоящего времени и прогнозируемом начале XXI века, ха­рактеризуется проведением воздушно-наземно-морских операций в прибреж­ных районах, а также созданием сил бы­строго реагирования для действий в любой точке Мирового океана. Для это­го в качестве одного из основных средств вооруженной борьбы на море применяются надводные корабли, со­ставляющие количественную и качест­венную основу морских сил общего на­значения.

 

ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ БОЕВЫХ НАДВОДНЫХ КОРАБЛЕЙ

Определяющим в развитии боевых надводных кораблей (БНК) XXI века бу­дет их способность взаимодействовать с другими видами вооруженных сил своей страны и стран-союзников, мас­сированно применять высокоточное оружие, использовать современные ин­формационные средства и системы, обладать высокой скрытностью и защи­щенностью от средств воздушного и подводного нападения.

Перспективный эсминец ВМС США DD-1000 «Замволт»

Политические изменения в мире при­вели к тому, что БНК все больше ориентируются на ведение боевых дейст­вий «флот против берега». Это способно при­вести к тому, что высокоточное оружие для стрельбы по наземным целям ста­нет их основным оружием. Наконец, возрастание правонарушений на море в виде деятельности террористов, пи­ратов и наркодельцов ведет к необхо­димости усиления борьбы с ними в гло­бальном масштабе всеми боевыми кораблями. Эффективность обычных бо­евых средств БНК в таких случаях бу­дет уже недостаточной, что потребует создания специальных средств.

Заметную роль в повышении боевых возможностей боевых надводных кораблей сыграет также авиа­ция, особенно после принятия на воору­жение многоцелевых вертолетов XXI века и разнообразного высокоточного оружия. Это приведет к новым спосо­бам ведения локальных неядерных войн.

Другой важной тенденцией в разви­тии боевых надводных кораблей XXI века станет полный отказ от строительства специализированных кораблей основных классов и переход на многоцелевые корабли, способные решать ударные, противовоздушные и противолодочные задачи одновремен­но. Эти тенденции не противоречат и военно-морской стратегии России.

Причем, в зависимости от задач ВМС и экономических возможностей стран, будет осуществляться строительство многоцелевых эскадренных минонос­цев (ЭМ), фрегатов (ФР), корветов (КРВ), ограниченное распространение получат боевые катера (БКА). При этом в основу классификации кораблей мо­жет быть положена следующая величи­на их водоизмещения: ЭМ – 6000 т и выше, ФР – 2000-6000 т, КРВ – 500-2000 т., БКА – менее 500 т.

Тенденция к отказу от деления кораблей на классы по задачам станет определяющей, и возродится старый классообразующий принцип – по размеру корабля. Важной особенностью является и то, что из трех основных рассматриваемых классов кораблей (ЭМ, ФР и КРВ) в морских державах обычно развивают два. Только в Италии в конце XX века осуще­ствлялось строительство всех трех классов кораблей. Наконец, само деление БНК на три класса является достаточно условным и принято не во всех странах, Например, корабль типа «Stockholm» ВМС Швеции водоизмещением около 355 т относится к КРВ, а корабль «Vita» ВМС Катара водо­измещением около 375 т — к БКА, или корабль типа «Minerva» ВМС Италии во­доизмещением около 1285 т относится в КРВ, а корабль типа «Chikugo» ВМС Японии несколько большего водоизмещения — около 1480 т. — к ФР, при этом по составу вооружения те и другие корабли можно рассматривать – как корабли одного назначения.

Дальнейшая миниатюризация воору­жения и оружия, а также придание им модульности позволят сохранить наме­рившуюся тенденцию в развитии кораб­лей малого водоизмещения как много­целевых, это относится к таким классам, как КРВ и БКА. На КРВ будут стре­миться разместить одновременно все виды оружия и вооружения, включая и авиационное. В практике надводного кораблестроения такие решения уже нашли свою практическую реализацию. Так, на КРВ «Al Manama» (Бахрейн, 1987 г.) водоизмещением около 600 т наряду с ударным и артиллерийским оружием предусмотрено размещение вертолета Dauphin.

Важной особенностью создания многоцелевых БКА, как уже отмечалось, будет применение модульного оружия и вооружения. Опыт создания подобных кораблей уже есть. К примеру, в Дании это БКА типа FLEX-300 (450 т), совме­щающие благодаря такому принципу ракетный и противолодочный катер, а также минный заградитель и тральщик-искатель мин. Причем, переоборудова­ние из одного варианта в другой выполняется в базе за достаточно краткое время.

Класс крейсера (КР) из группы БНК основных классов может переместиться в группу довольно «экзотических» кораблей: крейсер-арсенал, броненосный крейсер и т.д. В настоящее время строительство этого класса кораблей не планируется ни одной из морских держав.

Основные задачи, решаемые БНК основных классов в XXI веке, останутся традиционными:

  • уничтожение наземных целей;
  • поиск, обнаружение и унич­тожение надводных и подводных целей;
  • постановка минных заграждений; про­тивовоздушная, противоторпедная и противоминная оборона;
  • поиск, обна­ружение и захват в море и на побере­жье террористов, пиратов и других хорошо вооруженных правонарушителей, с которыми не могут бороться средст­ва иных силовых структур.

Важной особенностью проектирую­щихся боевых надводных кораблей XXI века станет применение для них упрощённых, «прямоугольных» архитектурных форм, учитывающих требования технологии «Стелс». Вместе с тем для многих перспективных кораблей воз­можно создание «интегральных» архи­тектурных форм, когда традиционное разделение корабля на «корпус» и «над­стройку» практически исчезает (по типу KPB «Visby», Швеция).

 

ВООРУЖЕНИЕ БОЕВЫХ НАДВОДНЫХ КОРАБЛЕЙ XXI ВЕКА

Основным направлением совершен­ствования оружия и вооружения кораб­лей XXI века будет объединение оружия и систем его управления в единые мно­гофункциональные комплексы (МФК), решающие все боевые задачи, стоящие перед кораблем, и, кроме того, вклю­чающие все основные системы осве­щения обстановки. Дальность обнару­жения воздушных и надводных целей собственными радиолокационными средствами в условиях радиоэлектрон­ных помех по сравнению с современ­ным уровнем практически не изменится. Однако с использованием загоризонтной радиолокации она может до­стигнуть 300 км. Дальности обнаруже­ния подводных целей всех видов, веро­ятно, останутся на прежнем уровне. Вместе с тем использование средств обмена информацией позволит перспективным БНК получать информацию любого характера и от любого источни­ка, а следовательно, контролировать огромные пространства.

Наращивание боевой мощи БНК ожи­дается прежде всего за счет увеличе­ния ракетного боезапаса различного функционального назначения с разме­щением его в унифицированных пуско­вых установках (УПУ), а также широко­го использования многоцелевых верто­летов в качестве ударных и целеуказателей. Основным видом ракетного бо­езапаса для БНК будут:

  • крылатые раке­ты большой дальности (КРБД) для стрельбы по наземным целям с обыч­ной боевой частью (ОБЧ) или со специ­альной боевой частью (СБЧ);
  • противо­корабельные крылатые ракеты (ПКР);
  • противолодочные управляемые ракеты (ПЛУР);
  • зенитные управляемые ракеты (ЗУР), способные поражать любые средства воздушного нападения, в том числе баллистические ракеты средне­го радиуса действия (в США с 1991 г. ведутся работы по созданию на базе МФК «Иджис» комплекса противоракет­ной обороны ТВД; в насто­ящее время достигнуты существенные успехи в создании морского компонента ПРО).

Важной составной частью универ­сального оружия ближнего действия для БНК и в XXI веке останутся универ­сальные артиллерийские установки (АУ) калибра 57-155 мм, оснащенные различным боезапасом. Так, основным боезапасом для калибра 100 мм и более уже в начале будущего века могут стать управляемые артиллерийские снаряды. Сохранят свои позиции на БНК и малокалиберные зенитные ар­тиллерийские комплексы (МЗАК) кали­бра 20-40 мм. Можно предположить, что именно в будущем веке обычные АУ уступят свое место новым, с иными спо­собами разгона снаряда. С другой сто­роны, полная замена АУ, например ла­зерными установками, маловероятна, но в части МЗАК вполне возможна.

Сохранится на БНК и традиционное торпедное оружие для поражения под­водных лодок в ближней зоне. Для са­мообороны от торпед подводных лодок на вооружение БНК поступят антитор­педы, а из-за возрастания минной уг­розы возможно вооружение их средст­вами самообороны от мин (в основном для уклонения, а не для их уничтоже­ния).

Многоцелевые вертолеты (в том чис­ле и беспилотные) получат различное вооружение, включающее многофунк­циональные системы обнаружения воз­душных, надводных, наземных и под­водных целей и управления разнооб­разным оружием для их поражения или выдачи целеуказания для применения корабельного оружия. Основу верто­летного оружия составят: управляемые и неуправляемые ракеты; противоло­дочные торпеды; обычные и корректи­руемые авиационные бомбы; средства для борьбы с морскими минами.

Наконец, важным компонентом вооружения БНК XXI века, вероятно, может стать специальный бортовой бое­вой катер, предназначенный для пре­следования и захвата различных морских целей, непосредственный контакт с которыми для самого корабля или многоцелевого вертолета невозможен или опасен (к примеру, во время пре­следования противника на реках в джунглях). Такой боевой катер должен будет иметь не только высокую скорость и достаточно мощное вооруже­ние, но и конструктивную защиту от вероятного воздействия переносного оружия противника. Фактически катер станет своеобразной «морской боевой машиной пехоты».

 

РАЗВИТИЕ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ УСТАНОВОК БНК

Тенденции в развитии энергетичес­ких установок для БНК основных клас­сов, наметившиеся в конце XX века, со­хранятся и в XXI веке. Так, в связи с не­обходимостью получения высокоэконо­мичных ГЭУ, будет нарастать «дизелизация». При этом, вероятно, только на довольно крупных ЭМ будут применять­ся исключительно ГТУ. В общем, так можно оценить применимость следую­щих типов ГЭУ: ЭМ – ГТУ или ДГТУ, ФР или КРВ – ДГТУ или ДУ.

В ряде случаев возможно также частичное электродви­жение. Правда, некоторые специалис­ты считают, что для многих БНК основ­ных классов целесообразнее примене­ние электродвижения в полном объеме, что связано с необходимостью перехо­да на принципиально новую компонов­ку энергетических отсеков с одновре­менным сокращением газоходов (за счет размещения генераторной части в надстройке). Тем не менее это не по­влияет на стоимость таких ГЭУ по срав­нению с традиционными и вряд ли про­изойдет повышение их эффективности, однако боевая живучесть будет, конеч­но, снижена. В качестве движителей, вероятно, останутся обыкновенные гребные винты, хотя для части КРВ воз­можно применение и водометных дви­жителей, которые позволят им уверен­но двигаться на мелководье и в опре­деленных секторах резко (в 10-50 раз) снизить уровень собственных помех для гидроакустики. Скорости хода БНК с любыми ГЭУ сохранятся на уровне 25-35 узлов.

 

СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ СТРОИТЕЛЬСТВА БОЕВЫХ НАДВОДНЫХ КОРАБЛЕЙ ДЛЯ ВМФ РОССИИ

Что касается возможностей строи­тельства новых БНК для ВМФ России, то можно отметить, что они не будут выходить за рамки общемировых тенден­ций развития. Основные ТТХ отечественных кораблей нового поколения должны как отвечать новым оператив­но-тактическим требованиям, так и со­ответствовать возможностям отечественной промышленности.

Эскиз перспективного российского корвета ближней морской зоны

Современное политическое и эконо­мическое состояние России привело к резкому сокращению ассигнований на реализацию программы военного кораблестроения, породив серьезные проблемы в судостроительной отрасли промышленности, затруднило эксплуатацию и боевое использование кораб­лей и судов ВМФ. Значительные труд­ности возникли и во взаимодействии в рамках СНГ между контрагентскими-предприятиями, поставляющими вооружение и военную технику (ВВТ) в соответствии со сложившейся кооперацией. Исходя из этого, можно ут­верждать, что общая концепция воен­ного кораблестроения в России долж­на быть увязана с новыми экономическими условиями хозяйствования, что требует изыскания путей снижения стоимости упрощения создания и экс­плуатации кораблей.

Решение этих вопросов возможно в основном за счет сокращения разнотипности кораблей, их вооружения и технических средств, а также за счет унификации образцов для решения од­нотипных задач, стандартизации мате­риалов и комплектующих элементов.

Унификация ВВТ является состав­ной частью общего процесса создания вооружения и техники. Важнейшим на­правлением этой деятельности служат, в частности, работы по унификации комплексов (кораблей в целом) и сокращению номенклатуры их составных частей и комплектующих изделий.

Так, в области военного кораблест­роения характерными направлениями унификации кораблей являются:

  • разработка на основе базовых проектов с заме­ной на них лишь отдельных видов вооружения;
  • использование созданных ранее, для других проектов, энергетических установок;
  • использование унифицированных элементов корпусных конструкций при оптимальном насыщении унифициро­ванными комплексами вооружения и комплектующим оборудованием.

В настоящее время сокращение типо-ряда кораблей ведется посредством создания многоцелевых кораблей, ос­нащенных универсальными системами оружия, многофункциональными ком­плексами управления, а также за счет автоматизации всех систем управле­ния. При создании боевых надводных кораблей (БНК) приоритетным направ­лением унификации является их уни­версализация наряду с оптимальным комплексированием оружия, вооруже­ния и оборудования.

Унификация по корпусным конструк­циям наиболее эффективно проявляет­ся при создании небольших БНК благо­даря использованию базовых модулей и многоцелевых платформ, что позво­ляет снизить трудоемкость, стоимость постройки и эксплуатации.

Так в отече­ственном флоте в 60-80-х годах осуще­ствлялось строительство ракетных, торпедных и противолодочных (сторо­жевых) катеров на базе унифицирован­ных корпусов:

  • РКА пр. 205, ТКА пр. 206 и СКА пр.205П;
  • РКА пр. 12411 и МПК пр. 12412.

Однако, при всей очевидности выгод данного подхода к созданию ко­раблей, он не получил широкого приме­нения.

Другим направлением развития над­водных кораблей может стать модернизация кораблей в процессе строительства, что достигается разме­щением на них более совершенных видов оружия и техники с учетом ранее принятых конструктивных решений. Это позволило бы сохранить отработанную технологию постройки кораблей на су­достроительных заводах. В отечествен­ном надводном военном кораблестро­ении модернизация широко проводи­лась в ходе строительства кораблей пр.1134 и пр. 1134А, 1134Б; пр. 61 и пр. 61М, пр. 1135 и пр. 1135.1 и т.д., а также и в период их ремонта: пр. 57бис и пр. 57А, пр. 159 и пр.159М и т.д. Од­нако для этого требовались значитель­ные средства. Снижение затрат на модернизацию во время ремонта может быть достиг­нуто лишь в случае внутрикомплексной модернизации оружия и вооружения. В качестве примера можно привести внутрикомплексную модернизацию ЗРК «Терьер II» — «Стандарт» США в 60-70-е годы (замена боезапаса и модифика­ция системы управления при сохране­нии неизменными антенных постов и пусковых установок), позволившую резко увеличить его боевые возможно­сти. Следует отметить, что проведен­ные ранее научные исследования пока­зали, что в ряде случаев модернизация плавающих кораблей, даже большого объема, оказывается целесообразнее нового строительства.

Важной особенностью отечественных БНК является то, что в XXI веке все они станут многоцелевыми. Российская судостроительная промышленность в настоящее время уже производит два основных класса современных надводных кораблей: «фрегат» (пр. 11356Р/М, пр. 22350) и «корвет» (пр. 20380). Эти корабли предназначены прежде всего для решения разнообразных задач в закрытых и окраинных морях. Планируется к постройке многоцелевой корабль класса «эсминец» (пр. 21956). Последний будет предназначен для дейст­вий в основном в составе авианосных и других соединений в океане. Полное водоизмещение ЭМ пр. 21956 составит 9000 тонн, что говорит о наличии как финансовых средств, так и политической воли у руководства страны для возрождения океанского флота и возможно, создания в его составе полноценных авианосных группировок.

Технические решения, примененные при создании современных российских боевых надводных кораблей, так же, как и во всем мире, базируются на размещении многофункциональных комплексов, и прежде всего универсальных пусковых установок, позволяющих применять бо­езапас разного назначения. То есть проблема оптимальной сбалансиро­ванности оружия на корабле теперь уже будет решаться не на стадии его проектирования, а при постановке боевой задачи кораблю перед выходом в море в штабе соединения кораблей.

В составе всех российских боевых надводных кораблей современных и перспективных проектов предусмотрено авиационное вооружение, причем у ЭМ – авиагруппа из нескольких вертолетов. Причем при самостоя­тельном патрулировании и выполнении блокадных действий один из вертоле­тов может быть не многоцелевым, а транспортно-боевым. Расчетная численность серии перспективных российских эсминцев составляет 10-15 единиц – именно столько надо, чтобы обеспечить действия двух-трех атомных авианосцев – а больше в составе ВМФ России в обозримом будущем быть не может.

Российский корвет проекта 20380

Корабли класса КРВ, действующие преимущественно в закрытых морях и в прибрежных районах, станут самыми многочисленными БНК, и их необходи­мое количество может достигнуть сот­ни единиц. Важно отметить, что из-за осо­бенностей геополитического положе­ния России и для этих кораблей важней­шей может оказаться задача пораже­ния наземных целей КРБД ОБЧ. Нако­нец, малые размеры этих кораблей должны обеспечить их передислокацию с одного театра на другой по внутрен­ним водным путям без дополнительной подготовки. Отсюда и требование по ограничению стандартного водоизме­щения в 1000-1500 т.  Правда, корветы пр. 20380 несколько не укладываются в данные рамки – их стандартное водоизмещение составляет 1800 тонн.

Класс «корветы» вобрал в себя и более мелкие классы кораблей, такие, как малые артиллерийские корабли и малые ракетные корабли (пр.21630 и 21631). Их следует рассматривать в качестве основных корабельных носи­телей ракетного потенциала ВМФ Рос­сии в ближней морской зоне, и не как слабые и малые фрегаты, а как многоцелевые корабли класса «река-море», основное предназначение которых – охрана и защита экономической зоны государства.

(По статье капитана 1 ранга А.Ножкина)

Смотрите также: Перспективные технологии кораблестроения Новейший эсминец ВМС США DDG-1000 «Замволт»

Факт

Во время войны в Персидском заливе 1990-1991 гг., известной как операция «Буря в пустыне», группировка союзников в среднем ежедневно потребляла: 57 млн. л пресной воды, 95 тонн льда, 687 тыс. л бензина, 456 тыс. л дизтоплива, 198 тыс. л авиационного керосина. Количество вывозимых отходов составляло 145 тонн в день. Все это потребовало беспрецедентных усилий от 22-го командования армии США, занимавшегося тыловым снабжением группировки многонациональных сил…

Источник: www.modernarmy.ru

LEAVE A RESPONSE