Прекращение холодной войны и противостояния Восток-Запад привело к реальному снижению угрозы возникновения широкомасштабных войн и, как следствие, к изменению направленности развития флотов большинства морских государств. Приоритетным становится развитие ВМС в целях ведения ограниченных войн и обеспечения защиты экономических интересов стран.
Военно-морская деятельность флотов мира, в первую очередь в локальных конфликтах настоящего времени и прогнозируемом начале XXI века, характеризуется проведением воздушно-наземно-морских операций в прибрежных районах, а также созданием сил быстрого реагирования для действий в любой точке Мирового океана. Для этого в качестве одного из основных средств вооруженной борьбы на море применяются надводные корабли, составляющие количественную и качественную основу морских сил общего назначения.
ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ БОЕВЫХ НАДВОДНЫХ КОРАБЛЕЙ
Определяющим в развитии боевых надводных кораблей (БНК) XXI века будет их способность взаимодействовать с другими видами вооруженных сил своей страны и стран-союзников, массированно применять высокоточное оружие, использовать современные информационные средства и системы, обладать высокой скрытностью и защищенностью от средств воздушного и подводного нападения.
Перспективный эсминец ВМС США DD-1000 «Замволт»
Политические изменения в мире привели к тому, что БНК все больше ориентируются на ведение боевых действий «флот против берега». Это способно привести к тому, что высокоточное оружие для стрельбы по наземным целям станет их основным оружием. Наконец, возрастание правонарушений на море в виде деятельности террористов, пиратов и наркодельцов ведет к необходимости усиления борьбы с ними в глобальном масштабе всеми боевыми кораблями. Эффективность обычных боевых средств БНК в таких случаях будет уже недостаточной, что потребует создания специальных средств.
Заметную роль в повышении боевых возможностей боевых надводных кораблей сыграет также авиация, особенно после принятия на вооружение многоцелевых вертолетов XXI века и разнообразного высокоточного оружия. Это приведет к новым способам ведения локальных неядерных войн.
Другой важной тенденцией в развитии боевых надводных кораблей XXI века станет полный отказ от строительства специализированных кораблей основных классов и переход на многоцелевые корабли, способные решать ударные, противовоздушные и противолодочные задачи одновременно. Эти тенденции не противоречат и военно-морской стратегии России.
Причем, в зависимости от задач ВМС и экономических возможностей стран, будет осуществляться строительство многоцелевых эскадренных миноносцев (ЭМ), фрегатов (ФР), корветов (КРВ), ограниченное распространение получат боевые катера (БКА). При этом в основу классификации кораблей может быть положена следующая величина их водоизмещения: ЭМ – 6000 т и выше, ФР – 2000-6000 т, КРВ – 500-2000 т., БКА – менее 500 т.
Тенденция к отказу от деления кораблей на классы по задачам станет определяющей, и возродится старый классообразующий принцип – по размеру корабля. Важной особенностью является и то, что из трех основных рассматриваемых классов кораблей (ЭМ, ФР и КРВ) в морских державах обычно развивают два. Только в Италии в конце XX века осуществлялось строительство всех трех классов кораблей. Наконец, само деление БНК на три класса является достаточно условным и принято не во всех странах, Например, корабль типа «Stockholm» ВМС Швеции водоизмещением около 355 т относится к КРВ, а корабль «Vita» ВМС Катара водоизмещением около 375 т — к БКА, или корабль типа «Minerva» ВМС Италии водоизмещением около 1285 т относится в КРВ, а корабль типа «Chikugo» ВМС Японии несколько большего водоизмещения — около 1480 т. — к ФР, при этом по составу вооружения те и другие корабли можно рассматривать – как корабли одного назначения.
Дальнейшая миниатюризация вооружения и оружия, а также придание им модульности позволят сохранить намерившуюся тенденцию в развитии кораблей малого водоизмещения как многоцелевых, это относится к таким классам, как КРВ и БКА. На КРВ будут стремиться разместить одновременно все виды оружия и вооружения, включая и авиационное. В практике надводного кораблестроения такие решения уже нашли свою практическую реализацию. Так, на КРВ «Al Manama» (Бахрейн, 1987 г.) водоизмещением около 600 т наряду с ударным и артиллерийским оружием предусмотрено размещение вертолета Dauphin.
Важной особенностью создания многоцелевых БКА, как уже отмечалось, будет применение модульного оружия и вооружения. Опыт создания подобных кораблей уже есть. К примеру, в Дании это БКА типа FLEX-300 (450 т), совмещающие благодаря такому принципу ракетный и противолодочный катер, а также минный заградитель и тральщик-искатель мин. Причем, переоборудование из одного варианта в другой выполняется в базе за достаточно краткое время.
Класс крейсера (КР) из группы БНК основных классов может переместиться в группу довольно «экзотических» кораблей: крейсер-арсенал, броненосный крейсер и т.д. В настоящее время строительство этого класса кораблей не планируется ни одной из морских держав.
Основные задачи, решаемые БНК основных классов в XXI веке, останутся традиционными:
- уничтожение наземных целей;
- поиск, обнаружение и уничтожение надводных и подводных целей;
- постановка минных заграждений; противовоздушная, противоторпедная и противоминная оборона;
- поиск, обнаружение и захват в море и на побережье террористов, пиратов и других хорошо вооруженных правонарушителей, с которыми не могут бороться средства иных силовых структур.
Важной особенностью проектирующихся боевых надводных кораблей XXI века станет применение для них упрощённых, «прямоугольных» архитектурных форм, учитывающих требования технологии «Стелс». Вместе с тем для многих перспективных кораблей возможно создание «интегральных» архитектурных форм, когда традиционное разделение корабля на «корпус» и «надстройку» практически исчезает (по типу KPB «Visby», Швеция).
ВООРУЖЕНИЕ БОЕВЫХ НАДВОДНЫХ КОРАБЛЕЙ XXI ВЕКА
Основным направлением совершенствования оружия и вооружения кораблей XXI века будет объединение оружия и систем его управления в единые многофункциональные комплексы (МФК), решающие все боевые задачи, стоящие перед кораблем, и, кроме того, включающие все основные системы освещения обстановки. Дальность обнаружения воздушных и надводных целей собственными радиолокационными средствами в условиях радиоэлектронных помех по сравнению с современным уровнем практически не изменится. Однако с использованием загоризонтной радиолокации она может достигнуть 300 км. Дальности обнаружения подводных целей всех видов, вероятно, останутся на прежнем уровне. Вместе с тем использование средств обмена информацией позволит перспективным БНК получать информацию любого характера и от любого источника, а следовательно, контролировать огромные пространства.
Наращивание боевой мощи БНК ожидается прежде всего за счет увеличения ракетного боезапаса различного функционального назначения с размещением его в унифицированных пусковых установках (УПУ), а также широкого использования многоцелевых вертолетов в качестве ударных и целеуказателей. Основным видом ракетного боезапаса для БНК будут:
- крылатые ракеты большой дальности (КРБД) для стрельбы по наземным целям с обычной боевой частью (ОБЧ) или со специальной боевой частью (СБЧ);
- противокорабельные крылатые ракеты (ПКР);
- противолодочные управляемые ракеты (ПЛУР);
- зенитные управляемые ракеты (ЗУР), способные поражать любые средства воздушного нападения, в том числе баллистические ракеты среднего радиуса действия (в США с 1991 г. ведутся работы по созданию на базе МФК «Иджис» комплекса противоракетной обороны ТВД; в настоящее время достигнуты существенные успехи в создании морского компонента ПРО).
Важной составной частью универсального оружия ближнего действия для БНК и в XXI веке останутся универсальные артиллерийские установки (АУ) калибра 57-155 мм, оснащенные различным боезапасом. Так, основным боезапасом для калибра 100 мм и более уже в начале будущего века могут стать управляемые артиллерийские снаряды. Сохранят свои позиции на БНК и малокалиберные зенитные артиллерийские комплексы (МЗАК) калибра 20-40 мм. Можно предположить, что именно в будущем веке обычные АУ уступят свое место новым, с иными способами разгона снаряда. С другой стороны, полная замена АУ, например лазерными установками, маловероятна, но в части МЗАК вполне возможна.
Сохранится на БНК и традиционное торпедное оружие для поражения подводных лодок в ближней зоне. Для самообороны от торпед подводных лодок на вооружение БНК поступят антиторпеды, а из-за возрастания минной угрозы возможно вооружение их средствами самообороны от мин (в основном для уклонения, а не для их уничтожения).
Многоцелевые вертолеты (в том числе и беспилотные) получат различное вооружение, включающее многофункциональные системы обнаружения воздушных, надводных, наземных и подводных целей и управления разнообразным оружием для их поражения или выдачи целеуказания для применения корабельного оружия. Основу вертолетного оружия составят: управляемые и неуправляемые ракеты; противолодочные торпеды; обычные и корректируемые авиационные бомбы; средства для борьбы с морскими минами.
Наконец, важным компонентом вооружения БНК XXI века, вероятно, может стать специальный бортовой боевой катер, предназначенный для преследования и захвата различных морских целей, непосредственный контакт с которыми для самого корабля или многоцелевого вертолета невозможен или опасен (к примеру, во время преследования противника на реках в джунглях). Такой боевой катер должен будет иметь не только высокую скорость и достаточно мощное вооружение, но и конструктивную защиту от вероятного воздействия переносного оружия противника. Фактически катер станет своеобразной «морской боевой машиной пехоты».
РАЗВИТИЕ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ УСТАНОВОК БНК
Тенденции в развитии энергетических установок для БНК основных классов, наметившиеся в конце XX века, сохранятся и в XXI веке. Так, в связи с необходимостью получения высокоэкономичных ГЭУ, будет нарастать «дизелизация». При этом, вероятно, только на довольно крупных ЭМ будут применяться исключительно ГТУ. В общем, так можно оценить применимость следующих типов ГЭУ: ЭМ – ГТУ или ДГТУ, ФР или КРВ – ДГТУ или ДУ.
В ряде случаев возможно также частичное электродвижение. Правда, некоторые специалисты считают, что для многих БНК основных классов целесообразнее применение электродвижения в полном объеме, что связано с необходимостью перехода на принципиально новую компоновку энергетических отсеков с одновременным сокращением газоходов (за счет размещения генераторной части в надстройке). Тем не менее это не повлияет на стоимость таких ГЭУ по сравнению с традиционными и вряд ли произойдет повышение их эффективности, однако боевая живучесть будет, конечно, снижена. В качестве движителей, вероятно, останутся обыкновенные гребные винты, хотя для части КРВ возможно применение и водометных движителей, которые позволят им уверенно двигаться на мелководье и в определенных секторах резко (в 10-50 раз) снизить уровень собственных помех для гидроакустики. Скорости хода БНК с любыми ГЭУ сохранятся на уровне 25-35 узлов.
СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ СТРОИТЕЛЬСТВА БОЕВЫХ НАДВОДНЫХ КОРАБЛЕЙ ДЛЯ ВМФ РОССИИ
Что касается возможностей строительства новых БНК для ВМФ России, то можно отметить, что они не будут выходить за рамки общемировых тенденций развития. Основные ТТХ отечественных кораблей нового поколения должны как отвечать новым оперативно-тактическим требованиям, так и соответствовать возможностям отечественной промышленности.
Эскиз перспективного российского корвета ближней морской зоны
Современное политическое и экономическое состояние России привело к резкому сокращению ассигнований на реализацию программы военного кораблестроения, породив серьезные проблемы в судостроительной отрасли промышленности, затруднило эксплуатацию и боевое использование кораблей и судов ВМФ. Значительные трудности возникли и во взаимодействии в рамках СНГ между контрагентскими-предприятиями, поставляющими вооружение и военную технику (ВВТ) в соответствии со сложившейся кооперацией. Исходя из этого, можно утверждать, что общая концепция военного кораблестроения в России должна быть увязана с новыми экономическими условиями хозяйствования, что требует изыскания путей снижения стоимости упрощения создания и эксплуатации кораблей.
Решение этих вопросов возможно в основном за счет сокращения разнотипности кораблей, их вооружения и технических средств, а также за счет унификации образцов для решения однотипных задач, стандартизации материалов и комплектующих элементов.
Унификация ВВТ является составной частью общего процесса создания вооружения и техники. Важнейшим направлением этой деятельности служат, в частности, работы по унификации комплексов (кораблей в целом) и сокращению номенклатуры их составных частей и комплектующих изделий.
Так, в области военного кораблестроения характерными направлениями унификации кораблей являются:
- разработка на основе базовых проектов с заменой на них лишь отдельных видов вооружения;
- использование созданных ранее, для других проектов, энергетических установок;
- использование унифицированных элементов корпусных конструкций при оптимальном насыщении унифицированными комплексами вооружения и комплектующим оборудованием.
В настоящее время сокращение типо-ряда кораблей ведется посредством создания многоцелевых кораблей, оснащенных универсальными системами оружия, многофункциональными комплексами управления, а также за счет автоматизации всех систем управления. При создании боевых надводных кораблей (БНК) приоритетным направлением унификации является их универсализация наряду с оптимальным комплексированием оружия, вооружения и оборудования.
Унификация по корпусным конструкциям наиболее эффективно проявляется при создании небольших БНК благодаря использованию базовых модулей и многоцелевых платформ, что позволяет снизить трудоемкость, стоимость постройки и эксплуатации.
Так в отечественном флоте в 60-80-х годах осуществлялось строительство ракетных, торпедных и противолодочных (сторожевых) катеров на базе унифицированных корпусов:
- РКА пр. 205, ТКА пр. 206 и СКА пр.205П;
- РКА пр. 12411 и МПК пр. 12412.
Однако, при всей очевидности выгод данного подхода к созданию кораблей, он не получил широкого применения.
Другим направлением развития надводных кораблей может стать модернизация кораблей в процессе строительства, что достигается размещением на них более совершенных видов оружия и техники с учетом ранее принятых конструктивных решений. Это позволило бы сохранить отработанную технологию постройки кораблей на судостроительных заводах. В отечественном надводном военном кораблестроении модернизация широко проводилась в ходе строительства кораблей пр.1134 и пр. 1134А, 1134Б; пр. 61 и пр. 61М, пр. 1135 и пр. 1135.1 и т.д., а также и в период их ремонта: пр. 57бис и пр. 57А, пр. 159 и пр.159М и т.д. Однако для этого требовались значительные средства. Снижение затрат на модернизацию во время ремонта может быть достигнуто лишь в случае внутрикомплексной модернизации оружия и вооружения. В качестве примера можно привести внутрикомплексную модернизацию ЗРК «Терьер II» — «Стандарт» США в 60-70-е годы (замена боезапаса и модификация системы управления при сохранении неизменными антенных постов и пусковых установок), позволившую резко увеличить его боевые возможности. Следует отметить, что проведенные ранее научные исследования показали, что в ряде случаев модернизация плавающих кораблей, даже большого объема, оказывается целесообразнее нового строительства.
Важной особенностью отечественных БНК является то, что в XXI веке все они станут многоцелевыми. Российская судостроительная промышленность в настоящее время уже производит два основных класса современных надводных кораблей: «фрегат» (пр. 11356Р/М, пр. 22350) и «корвет» (пр. 20380). Эти корабли предназначены прежде всего для решения разнообразных задач в закрытых и окраинных морях. Планируется к постройке многоцелевой корабль класса «эсминец» (пр. 21956). Последний будет предназначен для действий в основном в составе авианосных и других соединений в океане. Полное водоизмещение ЭМ пр. 21956 составит 9000 тонн, что говорит о наличии как финансовых средств, так и политической воли у руководства страны для возрождения океанского флота и возможно, создания в его составе полноценных авианосных группировок.
Технические решения, примененные при создании современных российских боевых надводных кораблей, так же, как и во всем мире, базируются на размещении многофункциональных комплексов, и прежде всего универсальных пусковых установок, позволяющих применять боезапас разного назначения. То есть проблема оптимальной сбалансированности оружия на корабле теперь уже будет решаться не на стадии его проектирования, а при постановке боевой задачи кораблю перед выходом в море в штабе соединения кораблей.
В составе всех российских боевых надводных кораблей современных и перспективных проектов предусмотрено авиационное вооружение, причем у ЭМ – авиагруппа из нескольких вертолетов. Причем при самостоятельном патрулировании и выполнении блокадных действий один из вертолетов может быть не многоцелевым, а транспортно-боевым. Расчетная численность серии перспективных российских эсминцев составляет 10-15 единиц – именно столько надо, чтобы обеспечить действия двух-трех атомных авианосцев – а больше в составе ВМФ России в обозримом будущем быть не может.
Российский корвет проекта 20380
Корабли класса КРВ, действующие преимущественно в закрытых морях и в прибрежных районах, станут самыми многочисленными БНК, и их необходимое количество может достигнуть сотни единиц. Важно отметить, что из-за особенностей геополитического положения России и для этих кораблей важнейшей может оказаться задача поражения наземных целей КРБД ОБЧ. Наконец, малые размеры этих кораблей должны обеспечить их передислокацию с одного театра на другой по внутренним водным путям без дополнительной подготовки. Отсюда и требование по ограничению стандартного водоизмещения в 1000-1500 т. Правда, корветы пр. 20380 несколько не укладываются в данные рамки – их стандартное водоизмещение составляет 1800 тонн.
Класс «корветы» вобрал в себя и более мелкие классы кораблей, такие, как малые артиллерийские корабли и малые ракетные корабли (пр.21630 и 21631). Их следует рассматривать в качестве основных корабельных носителей ракетного потенциала ВМФ России в ближней морской зоне, и не как слабые и малые фрегаты, а как многоцелевые корабли класса «река-море», основное предназначение которых – охрана и защита экономической зоны государства.
(По статье капитана 1 ранга А.Ножкина)
Смотрите также: Перспективные технологии кораблестроения Новейший эсминец ВМС США DDG-1000 «Замволт»
Факт
Во время войны в Персидском заливе 1990-1991 гг., известной как операция «Буря в пустыне», группировка союзников в среднем ежедневно потребляла: 57 млн. л пресной воды, 95 тонн льда, 687 тыс. л бензина, 456 тыс. л дизтоплива, 198 тыс. л авиационного керосина. Количество вывозимых отходов составляло 145 тонн в день. Все это потребовало беспрецедентных усилий от 22-го командования армии США, занимавшегося тыловым снабжением группировки многонациональных сил…
Источник: