Особой частью задач военно-морского флота является высадка войск на побережье. Такие операции требуют использования специальной техники, в первую очередь – больших десантных кораблей (БДК). В их разработке и строительстве более всего преуспели Соединенные Штаты Америки, однако и у СССР имелись кое-какие успехи на этом направлении. Российскому же флоту долгое время приходилось пользоваться советским наследием, и лишь в 2020-м году в состав военно-морского флота был введен новый большой десантный корабль «Иван Грен». На его постройку ушло долгих 14 лет.
История создания
В первые годы двадцать первого века в распоряжении российского военно-морского флота имелось около двух десятков больших десантных кораблей, построенных по проектам 775 и 1171. Все они сошли со стапелей еще до распада Советского Союза и постепенно старели. В общем-то, командование ВМФ предвидело это ситуацию — еще в 1998 году было утверждено техническое задание на разработку нового БДК, которое затем поступило в Невское проектно-конструкторское бюро, располагавшее огромным опытом по созданию надводных кораблей.
Преувеличивать прозорливость военно-морских начальников, тем не менее, не стоит. Их исходный замысел предполагал создание небольших десантных судов с маленькой осадкой, которые можно было бы перебрасывать по рекам из одного моря в другое. Эта особенность выглядела довольно заманчиво, однако корабли, изготовленные по соответствующим требованиям, не могли иметь больших размеров – а это командованию ВМФ не нравилось.
БДК «Саратов» (ранее – «Воронежский комсомолец»), построенный по проекту 1171 «Тапир»
В результате еще на стадии эскизного проектирования техническое задание было в значительной мере пересмотрено. Теперь речь пошла о создании большого десантного корабля водоизмещением от четырех до шести тысяч тонн. Этот «крутой поворот» оказался не последним: за пять с небольшим лет, с 1998 по 2003 годы, техническое задание пересматривалось трижды.
В конечном счете кораблестроители решили не рисковать, создавая нечто принципиально новое, а опереться на уже существующую и проверенную конструкцию больших десантных кораблей проекта 1171 «Тапир». У флота был довольно значительный и в целом позитивный опыт их эксплуатации. Кроме того, в конце 80-х годов в Невском конструкторском бюро уже осуществлялось проектирование улучшенного варианта «Тапира», эти наработки сохранились, и ими можно было воспользоваться.
Надо сказать, что в СССР строились и значительно более крупные БДК, водоизмещение которых достигало 13 тысяч тонн. Это были корабли проекта 1174. Использовать их в качестве базовой модели не стали, поскольку в техническом задании говорилось, что новые БДК предназначены для действий только в двух местах — на Балтике и в Черном море. Обе эти акватории сравнительно невелики, так что для десантирования разумнее построить корабли средних размеров с небольшой осадкой.
Новый проект получил обозначение 11711, а головной БДК решили назвать в честь Ивана Грена, вице-адмирала, возглавлявшего морскую артиллерию, оборонявшую Ленинград во время Великой Отечественной войны. Закладывался новый корабль в самом конце 2004 года, после того, как был окончательно завершен этап предварительного проектирования.
Этапы и ход строительства нового поколения десантных кораблей
Начальный этап строительства БДК «Иван Грен»
Строительство БДК «Иван Грен» осуществлялось в Калининграде, на судостроительном заводе «Янтарь». Процесс изготовления оказался долгим и трудным. Основной причиной проблем стало крайне переменчивое и непредсказуемое поведение заказчика. Финансирование часто прерывалось, что приводило к остановке всех работ.
В крайне сложном положении находился и сам завод «Янтарь». Полное отсутствие крупных заказов на протяжении всех 90-х годов грозило самому существованию этого предприятия. Уже в процессе строительства «Ивана Грена» была начата процедура банкротства завода, который должен был перейти из рук государства в частную собственность, что неизбежно закончилось бы распродажей уцелевших активов и окончательной ликвидацией. Только личное вмешательство Владимира Путина предотвратило такое развитие событий.
Шли годы, командование ВМФ периодически выдвигало новые требования, а корабль оставался недостроенным. Конструкция его постепенно становилась лучше, но этот процесс шёл крайне медленно. Новые неприятности начались в 2008-м. Связаны они были в первую очередь со всемирным финансовым кризисом, из-за которого серьезно пострадала вся российская экономика. Почти одновременно у военного руководства страны возникла идея о покупке французских универсальных десантных вертолетоносцев «Мистраль», что самым отрицательным образом сказалось на дальнейшей судьбе БДК проекта 11711.
«Иван Грен» незадолго до спуска на воду в 2012 году. Корабль строился так долго, что некоторые элементы конструкции успели заржаветь
Напрямую «Иван Грен» сравнивать с «Мистралями» некорректно – российский БДК вчетверо меньше французского корабля, который к тому же использует намного более передовой тип десантирования с «загоризонтной» высадкой. Поэтому прямой конкуренции тут, конечно же, не было. Тем не менее интерес к «Ивану Грену» со стороны командования ВМФ вновь пропал, да и денежные потоки потекли в другую сторону. В итоге уже в 2010-м году опять возникла угроза банкротства судостроительного завода «Янтарь».
Судебный процесс вначале удалось прекратить, но спустя год банк ВТБ уже в третий раз потребовал официального признания неплатежеспособности ПСЗ «Янтарь» и распродажи имущества предприятия. В последующее разбирательство было вовлечено правительство России. Сообщалось, в частности, что руководство завода вынужденно израсходовало деньги, выделенные на строительство «Ивана Грена», на изготовление опытного судна «Селигер».
В мае 2012 года «Иван Грен», первый большой десантный корабль, построенный к тому моменту на 70%, был, наконец, спущен на воду. Условиям контракта это в любом случае не соответствовало, поскольку они предусматривали, что в 2012-м «Иван Грен» не просто сойдет со стапелей, а уже будет передан заказчику. Необходимо было заключать новое соглашение. Ссылаясь на хроническое недофинансирование, представители завода «Янтарь» предложили достроить корабль как обычное транспортное судно, отказавшись от размещения на нем вертолетов и вооружения.
Выполнение сборочных работ на БДК «Иван Грен» было откровенно небрежным – хорошо виден зазор между потолком ходового мостика и окантовкой ниши
Командование ВМФ, однако, не было готово к столь радикальной «смене курса». Было выдвинуто встречное предложение о завершении строительства БДК. Военное ведомство пообещало погасить всю имевшуюся задолженность по финансированию контракта и пошло даже дальше, заявив о своем желании получить еще пять таких же кораблей, как «Иван Грен». Вскоре, правда, эти обещания были «урезаны» — уже к концу 2012 года речь шла лишь об еще одном БДК проекта 11711.
После долгих и мучительных для обеих сторон переговоров стороны, наконец, договорились о том, что «Иван Грен» перепрофилируют в транспортное судно лишь частично – уберут часть вооружений и приспособят корабль для перевозки стандартных грузовых контейнеров на верхней палубе.
Как и следовало ожидать, достройка первого БДК и его испытания тоже затянулись. Проблемы возникали одна за другой, причем часто они были связаны не с какими-либо конструкторскими ошибками, а с низким качеством работ. Тем временем (точнее, в июне 2015 года) состоялась церемония закладки еще одного корабля проекта 11711. Он получил название «Петр Моргунов».
Переломным во всей этой чрезмерно длинной истории стал 2020-й год. В конце мая на заводе «Янтарь» в торжественной обстановке был спущен на воду БДК «Петр Моргунов». Спустя месяц, уже в июне, в состав ВМФ России был введен «Иван Грен». В октябре он прибыл к месту своего постоянной службы, в главную базу Северного флота. Возможно, именно эти события побудили командование военно-морского флота в очередной раз пересмотреть свои планы и заказать еще два корабля проекта 11711.
Церемония закладки двух новых десантных кораблей проекта 11711
Закладка их состоялась 23 апреля 2020 года. Новые БДК получат названия «Василий Трушин» и «Владимир Андреев». Уже известно, что оба корабля будут в значительной мере отличаться от своих «предшественников». В частности, будет увеличено водоизмещение, а также изменится конфигурация полетной палубы для вертолетов.
Несмотря на столь значительный пересмотр конструкции, проектный номер решили сохранить, что несколько необычно. Впрочем, учитывая сложную и извилистую биографию «Ивана Грена», можно предположить, что всё ещё не раз переменится.
Особенности конструкции
Главным отличием кораблей проекта 11711 от старых советских БДК является принципиально иная схема десантирования. «Тапиры» высаживали морскую пехоту и боевую технику при помощи рампы, подходя так близко к берегу, насколько это было возможно по условиям местности. «Иван Грен» в ходе десантирования может оставаться на значительном удалении от среза воды. Высадка техники при этом происходит по понтонной «переправе», соединяющей БДК с берегом.
Такая схема позволяет гарантировать десантирование танков, которое ранее было возможно лишь при благоприятных обстоятельствах. Многие иностранные десантные корабли освоили этот способ высадки достаточно давно, но российские БДК до сих пор подобных способностей не имели.
Компоновка корпуса
Главным внутренним помещением кораблей проекта 11711 является сквозной грузовой трюм, проходящий по всей длине корпуса. Закрывающие его передняя и задняя аппарели позволяют осуществлять высадку в любую сторону. Оборудование для неконтактного десантирования с использованием инженерных понтонов размещено в носовой части корпуса, имеющей довольно характерную изогнутую форму.
Вид спереди на БДК «Иван Грен». Хорошо видны закрытые створки передней аппарели
На верхней палубе имеется две надстройки – носовая пятиярусная и кормовая четырехярусная. Между ними расположены два крана, которые используются при выгрузке на причальную стенку лёгкой бронетехники и грузовых автомобилей (перевозить их можно как в десантном трюме, так и на верхней палубе).
Внутри кормовой надстройки расположен вертолетный ангар с выдвижной частью, а непосредственно за ним – небольшая полетная площадка. Места на борту хватает для двух винтокрылых машин, однако их одновременное использование едва ли можно будет осуществить. «Штатно» большие десантные корабли проекта 11711 оснащаются одним вертолетом Ка-29.
Помимо ангара, в кормовой надстройке расположен пост управления полетами, медицинский блок, часть вентиляционной системы машинного отделения и подбашенные помещения артустановок.
Антенны радиолокационной станции и связи установлены на крыше носовой надстройки, а на её верхнем ярусе находится ходовой мостик. На других «этажах» имеется целый ряд служебных и жилых помещений, в том числе столовая и спортивный зал. Десантные кубрики достаточно просторны, в них установлены трёхъярусные кровати, обеспечивающие размещение трёхсот человек.
Значительную часть верхней палубы занимает большой грузовой люк, закрывающийся четырьмя створками. Помимо своей основной функции, он является частью вентиляционной системы трюма, позволяя своевременно удалять выхлопные газы, создаваемые двигателями бронетехники, запущенными непосредственно перед десантированием.
Столовая для экипажа большого десантного корабля «Иван Грен»
Силовая установка
Большой десантный корабль проекта 11711 приводится в движение двумя гребными винтами фиксированного шага, каждый из которых подключен к отдельному агрегату ДРРА3700, состоящему из следующих основных элементов:
Совокупная мощность силовой установки составляет 10 400 лошадиных сил.
Электрооборудование
Основным источником электроэнергии для кораблей проекта 11711 являются дизель-генераторы АДГ-1000НК. Всего их на борту четыре штуки, размещены они попарно в носовом и кормовом машинных отделениях. Потребителями являются различные исполнительные устройства, осветительное, радиолокационное и навигационное оборудование, аппаратура связи, а также система размагничивания.
Технические характеристики
Основные параметры даются для уже введенного в состав ВМФ большого десантного корабля «Иван Грен». Характеристики следующих БДК проекта 11711 могут быть существенно иными.
Необходимо отметить, что когда в «нулевые» годы неоднократно демонстрировался макет БДК «Иван Грен»,сообщалось, что водоизмещение корабля составит 6 600 тонн. Сам же проект тогда обозначался конструкторским бюро как 11711Э.
Вооружение и десант
Установка АК-630, размещенная в задней части кормовой надстройки БДК «Иван Грен»
Первоначальные планы предусматривали размещение на БДК довольно внушительного комплекса вооружений, состоящего из следующих основных элементов:
Нехватка финансирования и многократный срыв сроков строительства корабля привели к сокращению вооружения. На борту «Ивана Грена» остался только один «Дуэт», вместо двух других установили обычные автоматы АК-630 с одним шестиствольных орудием калибра 30 мм. Решено было отказаться также от АК-176М и от МС-73М.
В то же время сообщалось о том, что на корабле появятся две тумбовые установки «Жало» с крупнокалиберными пулеметами Владимирова (14,5 мм). Во время проведения ходовых испытаний «Ивана Грена» этого оружия на борту не было.
Артиллерийская установка «Дуэт», размещенная на носовой надстройке корабля «Иван Грен»
Такие преобразования обозначают, что БДК не сможет обеспечить огневую поддержку десанта в зоне его высадки и будет бессилен перед расположенными на берегу артиллерийскими орудиями и танками противника. Защита от атаки с воздуха также ослабела, а крупнокалиберные пулеметы, даже если они и появятся, не намного её усилят. Разумеется, БДК в одиночку не действуют, но рассчитывать только на боевые корабли сопровождения – это всё-таки явно ущербная тактика. Остается надеяться на то, что в будущем эта ситуация изменится.
На борту БДК «Иван Грен» можно разместить до 300 человек десанта, 13 основных боевых танков и до 36 единиц легкой бронетехники (БТР или БМП). Допустимый вес каждого танка – до 60 тонн. Как нетрудно вспомнить, Т-14 «Армата» имеет массу в 55, а Т-90АМ – в 48 тонн.
Для высадки небольших десантных групп может также использоваться транспортно-боевой Ка-29 – если, конечно, на борту размещен именно такой вертолет, а не поисково-спасательный Ка-27 или ударный Ка-52К.
Боевое и учебное применение
В настоящее время большой десантный корабль «Иван Грен» еще не использовался ни на учениях, ни в ходе реальных боевых действий. Единственным случаем его практического применения стал эпизод, происшедший во время одного из испытательных выходов в море в августе 2016 года. Тогда «Иван Грен» оказал помощь терпевшему бедствие малоразмерному частному катеру «Швед», который был поврежден штормом.
Вертолетная площадка на корме БДК «Иван Грен»
Достоинства и недостатки
Учитывая острую нехватку в ВМФ десантных кораблей, основным достоинством БДК проекта 11711 следует признать уже сам факт постройки и ввода в эксплуатацию «Ивана Грена». Из других преимуществ можно отметить:
Основным недостатком кораблей этого проекта остается их недоработанность. В конструкцию внесено множество изменений, но заказчик и сейчас не вполне доволен результатами. Из других негативных качеств можно отметить:
Последний из этих недостатков, вероятно, будет устранен на третьем и четвертом по счету кораблях серии.
Торжественная встреча большого десантного корабля «Иван Грен» в главной базе Северного флота
Тем не менее особых восторгов этот БДК всё же не вызывает. «Идейно» он относится к 80-90-м годам прошлого века и значительно отстает от своих иностранных конкурентов, находящихся на вооружении различных стран НАТО.
Источник: militaryarms.ru