Одним из элементов современной воздушной разведки являются беспилотные летательные аппараты (БПЛА), оснащенные либо универсальным, либо специализированным набором оборудования. Оно обычно состоит из тепловизоров и оптико-электронных камер, а также радиолокационных станций. Из-за ограниченных возможностей бортового генератора и относительно небольшой массы полезной нагрузки БПЛА не способны нести одновременно несколько разных наборов разведывательного оборудования и систем связи.
Пилотируемый вариант летательного аппарата «Firebird» с регистрационным кодом N326JG
Кроме того, в настоящее время БПЛА без специального разрешения не могут выполнять полеты в едином воздушном пространстве наравне с пилотируемыми самолетами, что значительно ограничивает зоны их применения. В связи с этим, в США активно ведется разработка новых аппаратных средств и технологий в целях выполнения требований по повышению уровня функциональных возможностей БПЛА по ведению разведки. В частности, военно-политическое руководство США продолжает курс на унификацию типового состава авиационных подразделений, оснащенных БПЛА, с целью расширения перечня решаемых с помощью данной техники задач, в том числе выполняемых в настоящее время пилотируемой авиацией.
И с летчиком, и без
Современные БПЛА имеют ряд ограничений на использование, что усложняет их применение. Решение проблемы, позволяющее использовать разведывательные БПЛА в едином воздушном пространстве с пассажирской авиацией, предложила американская компания «Northrop Grumman», разработавшая летательный аппарат, который легко модифицируется из пилотируемого в беспилотный.
«Northrop Grumman» в декабре 2020 года объявила о завершении серии испытаний перспективного многозадачного разведывательного опционально пилотируемого аппарата (Optionally Piloted Vehicle, OPV) «Firebird» («Огненная птица»). Уже сформирован окончательный серийный облик аппарата, в котором реализовано решение объединить возможности пилотируемого и беспилотного управления, продиктованное стремлением сэкономить расходы на эксплуатацию, поскольку во время одной миссии «Firebird» может решать задачи для БПЛА, а там, где полеты таковых запрещены — переходить на пилотируемый вариант.
Серийный «Firebird» можно будет конвертировать из пилотируемого в беспилотный вариант и обратно (в том числе в полевых условиях за четыре часа.
Беспилотный вариант летательного аппарата «Firebird» с регистрационным кодом N326JG
Согласно заявлению руководства «Northrop Grumman», для конвертации самолета в БПЛА необходимо снять обтекатель кабины пилотов, кресла и панель приборов, а вместо них установить стабилизированную тарелку спутниковой связи и радиопрозрачный обтекатель. В беспилотной конфигурации летательный аппарат сможет находиться в воздухе от 24 до 40 часов в зависимости от установленной на него полезной нагрузки.
Снятие систем пилотируемой конфигурации и установка оборудования беспилотной не требует сложных работ и в целом сводится к раскручиванию крепежа и переподключению разъемов. Наземная станция управления разработана и изготовлена «Northrop Grumman» для обработки, поиска, хранения, мониторинга и отображения в реальном времени инфракрасных изображений или видео, передаваемых камерами полезной нагрузки летательного аппарата. Станция управления выполнена идентично кабине пилотов. Связь между летательным аппаратом и станцией управления будет обеспечиваться через закрытую линию передачи данных.
Впечатляющие возможности
ЛА может предоставлять своим операторам видео в высоком разрешении, инфракрасные изображения и другую информацию, выполняя наблюдение и разведку на больших территориях. Для выполнения данной задачи аппарат способен нести различные электрооптические, инфракрасные или мультиспектральные видеокамеры высокого разрешения под передней частью фюзеляжа для съемки фото/видео или инфракрасных изображений в реальном времени.
Демонстратор летательного аппарата «Firebird» с различными датчиками вдоль нижней части фюзеляжа
Кроме того, «Firebird» оснащен тремя электрооптическими или инфракрасными датчиками «Star SAFIRE 380» высокой четкости и радаром с синтезированной апертурой, лазерным указателем и лазерным дальномером.
Таким образом, при конвертации летательного аппарата из самолета в БПЛА летчик и оператор полезной нагрузки пересаживаются в станцию управления. Пилотируемую конфигурацию «Firebird» можно будет использовать в общем воздушном пространстве. По своим разведывательным возможностям «Firebird» может превзойти БПЛА MQ-1C «Grey Eagle» и MQ-9 «Reaper», так как способен действовать там, где данные БПЛА невозможно будет применять (в общем воздушном пространстве). «Firebird» интегрирован с системой автоматического запуска и восстановления, которая помогает автоматизировать безопасную посадку при возникновении ошибок связи на станции управления.
По сравнению со строго беспилотными конкурентами, пилоты «Firebird» могут привести летательный аппарат в полную готовность к применению на театре военных действий до того, как персонал перенастроит его для беспилотных операций, причем это возможно сделать с относительно ограниченной логистической базой, благодаря модульным отсекам для оборудования.
Устройство БПЛА-самолета
Использование на летательном аппарате одного поршневого шестицилиндрового двигателя «Lycoming TEO-549» мощностью 360 л.с. (261 кВт) значительно упрощает и удешевляет эксплуатацию. «TEO-549» представляет собой двигатель с двойным турбонаддувом и промежуточным охлаждением, который интегрирован с современной электроникой и датчиками, что делает его совместимым для работы в любой среде. Он разработан и изготовлен компанией «Lycoming Engines». Использование данного двигателя с трехлопастным винтом в задней части фюзеляжа значительно снижает общие эксплуатационные расходы БПЛА, так как разница в стоимости эксплуатации легкого поршневого двигателя по сравнению с турбовинтовым является существенной (например, в сравнении с MQ-9, имеющего турбовинтовой двигатель мощностью 900 л.с.). «Firebird» обеспечивает непревзойденную эффективность использования топлива, что снижает общие затраты и логистику на местах, одновременно повышая результативность работы ЛА.
«Firebird» за счет простоты и прочности конструкции может эксплуатироваться как в светлое, так и темное время суток, в том числе в неблагоприятных климатических условиях. Главной особенностью «Firebird» является его способность трансформироваться из беспилотной версии в пилотируемую и обратно в полевых условиях. Выносливое шасси и жесткий планер дают возможность использовать данный БПЛА с аэродромов, оборудованных гравийной взлетно-посадочной полосой, а также с полевых аэродромов и участков шоссе.
«Firebird» имеет по одной жесткой точке подвески на каждом крыле, предназначенной для установки дополнительного разведывательного оборудования, но также не исключена возможность интеграции на летательный аппарат ракет класса «воздух-земля». Грузовой отсек потенциально также может быть модифицирован, чтобы нести боеприпасы небольших габаритов. Это даст возможность классифицировать в перспективе данный летательный аппарат как разведывательно-ударный.
Точки подвески на крыльях летательного аппарата «Firebird»
Аппарат оснащен отсеком для модульной полезной нагрузки объемом 1,3 кубических метра, в который возможно установить два контейнера с различным разведывательным оборудованием: оптико-электронными камерами, тепловизорами, системами связи и ретрансляции сигналов и радиолокационной станцией. Во время одного из испытательных полетов разработчики установили на «Firebird» одновременно четыре различные разведывательные системы.
Благодаря модульности полная замена контейнеров с полезной нагрузкой занимает порядка 30 минут, а установка абсолютно нового контейнера — не более чем за 24 часа, включая настройку и отладку бортовых систем. Помимо внутреннего отсека полезной нагрузки, летательный аппарат имеет две внешних точки подвески для различных систем. При длине около 10 метров, размахе крыла около 20 метров и высоте порядка 3 метров ЛА имеет максимальную взлетную массу 2300 килограмм. Он может нести полезную нагрузку массой до 562 килограмм, способен выполнять полеты на высоте до 9,1 тысячи метров на скорости до 370 километров в час.
ЛТХ «Firebird»
Летно-технические характеристики летательного аппарата «Firebird»:
- экипаж 2 человека (опционально);
- длина 10,3 м; размах крыла 19,8 м;
- высота 2,9 м;
- масса пустого 1170 кг;
- максимальная взлетная масса 2300 кг;
- масса полезной нагрузки 562 кг;
- практический потолок 9145 м;
- продолжительность полета от 24 до 40 часов (зависит от нагрузки);
- дальность полета 2500 км;
- максимальная скорость 370 км/ч;
- время конвертации из пилотируемого в беспилотный вариант и обратно — до четырех часов;
- силовая установка: один 6-цилиндровый поршневой двигатель «Lycoming TЕO-549» мощностью 360 л.с.
История и перспективы
Первый полет опционально пилотируемого летательного аппарата «Firebird» состоялся в феврале 2010 года, позднее была проведена закрытая демонстрация аппарата для сотрудников Пентагона. «Firebird» был впервые представлен публике в мае 2011 года на военном учении «Empire Challenge-2011», проведенном командованием объединенных сил США в Форт-Хуачука (штат Аризона, США). Главным подрядчиком, занимающимся проектированием, сборкой и летными испытаниями корпуса летательного аппарата является компания «Scaled Composites» являющаяся дочерним предприятием «Northrop Grumman». В настоящее время в испытаниях участвуют два аппарата, которые имеют гражданский регистрационный код N326JG и N355SX. Согласно заявлению разработчиков, успешное завершение испытаний ведет к серийному производству данной машины и началу поставок летательного аппарата уже со второй половины 2020 года. Благодаря бортовому оборудованию «Firebird» может использоваться как в военных целях для разведки, рекогносцировки и наблюдения, так и различными частными компаниями. Например, аппарат может быть интересен газо- и нефтедобывающим предприятиям для длительной инспекции трубопроводов.
Таким образом, создание и принятие на вооружение многоцелевых унифицированных разведывательных летательных аппаратов является одним из приоритетных направлений при оснащении вооруженных сил и сил специальных операций США. Специалисты в области разработки и создания такой техники отдают предпочтение применению модульности в конструкциях, что позволяет в короткий срок создать на базе аппаратов качественно новое средство, отличающееся по своим техническим характеристикам, составу оборудования и областью применения.
Принятие на вооружение ВВС США многозадачного разведывательного опционально пилотируемого аппарата «Firebird» приведет к значительному повышению боевых возможностей и осведомленности командования ВВС. Благодаря модульной конструкции используемого на аппарате разведывательного оборудования, а также способности конфигурации в пилотируемый и беспилотный вариант в полевых условиях, «Firebird» способен внести значительный вклад в достижение превосходства над противником во всех сферах вооруженной борьбы.
Источник: militaryarms.ru