Уже более полувека несет службу в армиях разных стран разведывательно-дозорная машина БРДМ-2, и пока что на покой не собирается. Ее и сегодня нередко можно наблюдать в различных видеорепортажах из зон вооруженных конфликтов, будь то Сирия, Мали или Украина.
ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ БРДМ-2
Бронированная разведывательно-дозорная машина БРДМ выпуска 1962-65 гг.
Бронированная разведывательно-дозорная машина БРДМ-2 была разработана в специальном Специальном конструкторском бюро (СКБ) конструкторско-экспериментального отдела Горьковского автозавода (ГАЗ), где к тому времени уже имелся опыт создания легких бронетранспортеров. Здесь был создан легкий бронетранспортер БТР-40, а затем на его базе первая бронированная разведывательная машина БРДМ. В соответствии с тактико-техническими требованиями, БРДМ должна была без подготовки форсировать вплавь водные преграды, а также преодолевать широкие траншеи и окопы. Поэтому машина была снабжена герметичным корпусом с водометным движителем, а также выдвижными катками с приводом от основного двигателя.
Первая БРДМ (ГАЗ-40П) эксплуатировалась разведывательными подразделениями СА с 1957 года, при этом были выявлены серьезные недостатки машины. На момент создания машины в распоряжении конструкторов не имелось ничего лучшего, чем бензиновый двигатель ГАЗ-11 еще довоенной разработки. Его мощность составляла всего 90 л.с. Переднее расположение пожароопасного двигателя увеличивало шансы на уничтожение машины фронтальным огнем. Слабым было и вооружение – один 7,62-мм пулемет СГМБ, из которого стрелок должен был вести огонь, наполовину высунувшись из люка. Усилить огневую мощь машины, установив пулеметную башенку с более тяжелым вооружением было нереально, так как конструкция БРДМ не была рассчитана на дополнительный вес.
10 февраля 1959 года ГБТУ (Главное бронетанковое управление) выдало Тактико-технические требования на разработку новой разведывательно-дозорной машины, способной действовать совместно с бронетранспортерами БТР-60, перспективными танками и БМП.
БРДМ-2 должна была обладать следующими преимуществами перед своей предшественницей – БРДМ:
К этому же времени на ГАЗе развернулось производство нового грузовика ГАЗ-66 («шишига»), с двигателем мощностью 120 л.с. Это дало возможность вносить усовершенствования в БРДМ за счет узлов ГАЗ-66 (мотор, мосты, трансмиссия и т.д.)
Проект получил заводское обозначение— «ГАЗ-41», а трудилась над ним та же команда конструкторов, что и над первой машиной. Руководил ею главный конструктор ГАЗа В.А. Дедков, ведущим конструктором машины был назначен А.Н. Лебедев. Было решено внедрить новую компоновочную схему: отделение управления спереди, а силовая установка — сзади. Это улучшило обзорность, так как боевое отделение сместилось вперед и стало более просторным. Водоходные качества машины повысились за счет установки двигателя в задней части корпуса и обеспечения дифферента на корму. Машина вооружалась пулеметом КПВТ, установленным на открытой турели. Экипаж насчитывал 5 человек — 2 члена экипажа и 3 разведчика.
Бронекорпуса для двух первых опытных машин были готовы к июлю 1960 года. Но с другими агрегатами возникли задержки. Трансмиссия для новой машины только проходила испытания, поэтому, чтобы уложиться в требуемые сроки, первый прототип «ГАЗ-41» пришлось оснастить трансмиссией и ходовой частью от БРДМ. Во время ходовых испытаний это сказалось не лучшим образом – из-за возросшей мощности двигателя горело сцепление, крошились зубья коробки передач.
После необходимых доработок прототип был передан военным, для проведения полигонных испытаний. Они проходили на полигоне НИИБТ в Кубинке.
Военные высказали немало замечаний в отношении БРДМ-2:
- Трансмиссия не обеспечивала передачу полного крутящего момента, развиваемого двигателем.
- Применение мостов от ГАЗ-66 привело к тому, что узкая автомобильная колея, унаследованная от «шишиги», делала «ГАЗ-41» неустойчивым на поворотах и склонах, а также препятствовала движению машины по танковой колее.
- Размещение вооружения на открытой турели, которое не обеспечивало достаточной защиты стрелка и делало бесполезной работу системы противоатомной защиты.
- Внутреннее пространство корпуса было чрезвычайно тесным для экипажа.
- Экипажу приходилось работать в очень стесненных условиях.
- Командир не имел хорошего кругового обзора, так как обзор вправо ему закрывал водитель, а назад — корпус машины.
Тем не менее, после частичного устранения выявленных недостатков, приказом Министра обороны СССР от 22 мая 1962 года разведывательная машина все же была принята на вооружение Советской Армии под обозначением БРДМ-2. Интересно, что в серийное производство, как это обычно происходило с принятыми на вооружение образцами, БРДМ-2 сразу не запустили. Такой казус был обусловлен неопределенностью с ее вооружением. Военных категорически не устраивало размещение пулемета КПВТ на открытой турели, поэтому конструкторы попытались оснастить БРДМ-2 башней со спаркой пулеметов КПВТ и ПКТ, которая разрабатывалась для ГАЗовского бронетранспортера БТР-60ПБ.
Предсерийная БРДМ-2 с вооружением в башне БПУ-1
Прототип БРДМ-2 с такой башней был подготовлен только к началу 1963 года. Довольно тяжелую башню разместили практически посередине корпуса машины. Это не нарушало ее водоходных качеств и вместе с тем положительно сказалось на меткости огня. Теперь стрелок мог вести круговой обстрел, находясь внутри корпуса и мешая работе системы противоатомной защиты. Платой за это стало сокращение внутреннего пространства и уменьшение экипажа до 4 человек.
В конце концов, машина заказчика удовлетворила — благодаря более мощному двигателю она продемонстрировала параметры проходимости и водоходности, превосходящие первую БРДМ, существенно возросла огневая мощь. Впрочем, высадка-посадка в машину продолжала оставаться неудобной – она производилась через два люка в передней части крыши корпуса, что делало экипаж уязвимым.
В апреле 1963 года опытный БРДМ-2 с башенной установкой вооружения был продемонстрирован тогдашнему Министру Обороны СССР Маршалу Советского Союза Р.Я. Малиновскому. По результатам высокого показа была улучшена обзорность из БРДМ-2 — для разведчиков на бортах установили дополнительные смотровые приборы.
Доводка БРДМ-2 производилась в ходе серийного производства. Надо сказать, что в то время проект БРДМ-2 оказался несколько «задвинутым в сторону» из-за того, что основные усилия были направлены на подготовку серийного выпуска бронетранспортера БТР-60ПБ. В результате первые предсерийные БРДМ-2 вышли из сборочного цеха только в декабре 1964 года. Дальнейшее серийное производство набирало темпы очень медленно — за 1965 год было построено лишь 80 БРДМ-2, а в 1966 году вместо запланированных 600 машин — всего 440. Зато БРДМ-2 проявила чудеса долголетия, продержавшись в производстве в течение 25 лет – до 1989 года. Всего было выпущено около 9,5 тыс. БРДМ-2, причем почти половина из них послужила в качестве шасси для специализированных машин. До 1967 года ГАЗ параллельно с БРДМ-2 продолжал выпускать БРДМ – в качестве шасси для спецмашин.
В процессе серийного производства в конструкцию БРДМ-2 вносились различные усовершенствования. Внешне машины ранних, средних и поздних серий можно было идентифицировать по виду конструкции воздухопритоков на крыше двигательного отсека. На ранних машинах два лючка воздухопритоков имели трапециевидную форму и прикрывались крышками, открывавшимися назад (по типу БТР-60). На машинах «средних» серий воздухопритоки имели прямоугольную форму и прикрывались жалюзи. Поздний вариант БРДМ-2, запущенный в производство в 70-х годах, имел над воздухопритоками шесть выпуклых крышек-колпаков грибовидной формы, аналогичных по конструкции устанавливавшимся на БТР-70. Они защищали моторное отделение от рикошетирующих пуль, осколков и горючих смесей. На таких машинах устанавливалась и башня с прибором наблюдения в крыше. В странах НАТО БРДМ-2 поздних серий получили обозначение БРДМ-3, хотя у нас они не выделялись особыми индексами.
Первая демонстрация БРДМ-2 широкой публике состоялась в 1966 году во время военного парада на Красной площади в Москве. БРДМ-2 поступали в разведывательные и штабные подразделения Советской Армии, а также в войска связи и химические войска. Они использовались во внутренних войсках МВД, пограничных войсках и морской пехоте ВМФ. По штатам каждой советской мотострелковой или танковой дивизии полагалось двадцать восемь БРДМ-2: двенадцать в разведывательном батальоне и по четыре в каждом полку. Большое количество БРДМ-2 (около 6000 машин) было поставлено в страны Варшавского Договора. В некоторых странах для БРДМ-2 вводились собственные обозначения. Так, например, в Германской Демократической Республике БРДМ-2 именовался как SPW-40P2 (БРДМ обозначался SPW40P).
УСТРОЙСТВО БРДМ-2
Компоновочная схема
БРДМ-2 выполнена по компоновочной схеме с задним расположением отделения силовой установки (у БРДМ наоборот — переднее), соответственно отделение управления располагается в передней части корпуса, а боевое отделение — в средней.
В отделении управления размещены органы управления машиной, приборы наблюдения, радиостанция, навигационная аппаратура, сиденья командира и водителя.
В боевом отделении размещены башенная пулеметная установка, боекомплект, гидроподъемники дополнительных колес, два одноместных сиденья для экипажа. Здесь же, под поликом, размещена раздаточная коробка в сборе с редуктором и коробками отбора мощности на дополнительные колеса.
В отделении силовой установки находятся двигатель с коробкой передач и коробкой отбора мощности на водомет, водяные и масляные радиаторы и теплообменники, предпусковой подогреватель, водооткачивающий насос, водометный движитель, бензиновые баки и аккумуляторная батарея. Отделение изолировано от остальной части корпуса герметичной перегородкой, на которой с левой стороны установлена фильтровентиляционная установка. Для доступа к двигателю в перегородке имеются откидные дверцы.
Полностью закрытый сварной герметизированный корпус машины изготовлен из стальных катаных броневых листов. Броня толщиной 6-10 мм обеспечивает защиту от пуль стрелкового оружия, осколков, а также мин малого калибра.
Экипаж БРДМ-2
В экипаж БРДМ-2 входят механик-водитель, командир и два разведчика, один из которых выполняет обязанности стрелка пулеметной установки.
В походных условиях механик-водитель и командир машины ведут наблюдение через большие смотровые окна, закрывающиеся в случае необходимости броневыми крышками. В боевых условиях командир использует перископический приборо наблюдения ТПКУ-2Б и 4 призменных прибора. В распоряжении механика-водителя имеется 6 призменных приборов. В ночное время у механика-водителя может устанавливаться прибор ночного видения ТВН-2Б, а у командира машины — ТКН-1С.
Над местами механика-водителя и командира в крыше корпуса имеется два полукруглых люка, через которые осуществляется посадка-высадка экипажа. За расположена пулеметная башня. В крыше вращающейся башни посадочного люка нет, и стрелок покидает машину через люки над местами механика-водителя и командира.
В походном положении два разведчика занимают места на одноместных полужестких сиденьях, расположенных у бортов боевого отделения. Для улучшения обзорности по горизонту на каждом борту имеются ниши наблюдения, в которых установлено по три призменных прибора. Это значительно увеличивает обзорность по горизонту. Рядом в наклонных бортовых броневых листах расположены лючки для ведения огня из личного оружия (по одному на каждой стороне), закрываемые крышками.
Вооружение БРДМ-2
В башне установлен 14,5-мм пулемет КПВТ и спаренный с ним 7,62-мм пулемет ПКТ. Приводы поворота башни и наведения оружия — механические. Вертикальный угол обстрела от -5° до +30°, горизонтальный угол обстрела 180°. Во время стрельбы стрелок размещается на специальном подвесном сиденье, вращающемся вместе с башней.
Крупнокалиберный пулемет КПВТ позволяет поражать легкую бронетехнику. Его прицельная дальность — 2000 м, скорострельность — 600 выстр./мин. На дальности в 500 м бронебойная пуля пробивает вертикально установленную броню толщиной 32 мм. Боекомплект составляет 500 патронов.
Двигатель
В отделении силовой установки размещен V-образный вось-мицилиндровый карбюраторный двигатель жидкостного охлаждения ГАЗ-41, мощностью в 140 л.с. Вместимость топливной системы составляет 280 л, что обеспечивает БРДМ-2 запас хода по суше в 750 км либо движение на плаву в течение 14-16 часов.
Система охлаждения двигателя— жидкостная, закрытого типа, с принудительной циркуляцией. Два водяных радиатора размещены в силовом отделении за двигателем. Для обеспечения удовлетворительных условий охлаждения двигателя на плаву, в систему охлаждения введены трубчатые теплообменники для охлаждающей жидкости и для масла.
Ходовая часть
Ходовая часть БРДМ-2 в целом аналогична ходовой части БРДМ. Она включает два ведущих моста, к которым при движении на пересеченной местности могут подключаться две пары дополнительных колес, опускаемых с помощью гидропривода. Это обеспечивает высокую проходимость машины. БРДМ-2 имеет систему централизованного регулирования давления воздуха в шинах, изменять давление можно как на стоянке, так и при движении. По слою снега толщиной до 30 см БРДМ-2 может передвигаться, не снижая давления в шинах, — колеса продавливают снег до мерзлого грунта и хорошо сцепляются с ним. Для самовытаскивания в передней части корпуса установлена лебедка с тяговым усилием 3,9 т и тросом длиной 50 м.
БРДМ-2 отличается высокой скоростью при движении по пересеченной местности, а максимальная скорость по шоссе — до 95-100 км/час.
По воде БРДМ-2 может двигаться со скоростью 8-10 км/ч с помощью водометного движителя. Для поворота на плаву служат водяные рули.
СПЕЦИАЛЬНЫЕ МАШИНЫ НА БАЗЕ БРДМ-2
Вскоре после запуска БРДМ-2 в серийное производство на ее базе начали разрабатываться различные специализированные боевые машины.
БРДМ-2РХ Вооруженных сил Украины на учениях.
Так, уже в 1964 году приступили к проектированию разведывательной химической машины БРДМ-2 РХ («Дельфин»), предназначенной для ведения радиационной, химической и неспецифической бактериологической (биологической) разведки, которая должна была заменить немногочисленные БРДМ-РХ.
В комплект специального оборудования БРДМ-2 РХ входили: автоматический газоанализатор, радиометр-рентгенометр (измеритель дозы радиоактивного заражения), рентгенометр, полуавтоматический прибор химической разведки ППХР и автоматический сигнализатор (для обнаружения в воздухе специальных примесей бактериального характера). Анализируемый на заражение воздух подводился к приборам и выбрасывался наружу по специальному воздухопроводу, регулирование этого процесса осуществлялось двумя кранами, расположенными перед водителем.
Для обозначения безопасного прохода через зараженную территорию машина оснащалась комплектом знаков ограждения КЗО-2 (желтыми флагами, маркированными надписью «Заражено»). Флаги устанавливались по пути следования машины специальным приспособлением, которое выстреливало знаки ограждения в грунт. Управление осуществлялось с пульта управления КЗО в кабине и не требовало от экипажа выхода наружу.
Вооружение БРДМ-2 РХ облегчили — от крупнокалиберного пулемета КПВТ отказались, установив на его место 7,62-мм пулемет ПКТ. Освободившееся пространство заняли дополнительное оборудование и датчики. Экипаж машины сократился до трех человек: командира, химика-разведчика и механика-водителя.
Звуковещательная станция средней мощности ЗС-82 на базе БРДМ-2
По штату каждой мотострелковой или танковой дивизии полагалось двадцать девять машин химической разведки: девять в батальоне химической разведки, четыре в дивизионном разведывательном батальоне и по четыре в мотострелковых полках.
В 1967 году на базе БРДМ-2 разработали машину управления, предназначавшуюся для работы командиров батальонного и полкового звена мотострелковых дивизий. От линейной машины она отличалась отсутствием башни (на ее месте был сделан полукруглый люк, открывающийся вперед) и установкой дополнительных радиостанций. Внутри корпуса оборудовались рабочие места для офицера и радиста. Машина была снабжена автономным электрогенератором для питания электрооборудования на стоянке (часто его устанавливали в прямоугольном защитном кожухе позади люка на крыше корпуса) и аккумуляторной батареей повышенной емкости.
В 80-х годах на поздней версии БРДМ-2У, благодаря миниатюризации электронного оборудования, удалось установить башню с вооружением.
Интересным вариантом специализированной машины на базе БРДМ-2 были звуковещательные станции средней мощности ЗС-72Б и ЗС-82.
Звуковещательная станция ЗС-72Б не имела штатного вооружения. Вместо башни на крыше корпуса устанавливалась телескопическая штанга с громкоговорителями. Штатная дальность вещания станции — до 7,5 км. Имелась возможность вещания дистанционно, при этом диктор мог находиться на расстоянии до 500 м от станции.
Позже была создана звуковещательная станция ЗС-82. В отличие от ЗС-72Б, она была вооружена — конструкторы сохранили башенную пулеметную установку, правда, только с одним пулеметом ПКТ (конструкция башни аналогична применявшейся на БРДМ-2 РХ). На ЗС-82 громкоговорители крепились прямо на башне. Дальность вещания составляла до 6 км.
МОДЕРНИЗАЦИЯ БРДМ-2
Производство БРДМ-2 прекращено в 1989 году, тем не менее, данная машина остается на вооружении армий многих стран. К настоящему времени большинство оборудования и агрегатов машины, разработанных 30-50 лет назад, морально устарело. Поэтому в разное время появлялось много программ модернизации БРДМ-2. При соответствующей доработке БРДМ-2 вполне может удовлетворять требованиям современного боя, выполняя как разведывательные функции, так и в качестве платформы для различных специализированных машин.
Рассмотрим программы модернизации БРДМ-2 в различных странах.
Россия
В условиях недофинансирования Вооруженных Сил России, имевшего место в прошлые десятилетия, новые образцы вооружений и военной техники закупались в крайне ограниченных объемах. С целью экономии средств МО РФ предпочитало проводить модернизацию уже находящихся на вооружении серийных боевых машин путем установки новых двигателей, вооружения, средств связи, СУО и т.д.
Один из первых российских вариантов модернизации БРДМ-2 был показан на выставке военной техники «Омск-2001». Основное отличие продемонстрированного прототипа от оригинальной машины состояло в установке нового дизельного двигателя — четырехцилиндрового Д-245,9, мощностью 136 л.с. В результате несколько выросла максимальная скорость и очень существенно— запас хода. Программа модернизации включала и установку усовершенствованной трансмиссии.
Российская фирма «Муромтепловоз» предлагала различные варианты модернизации БРДМ-2, улучшающие ее основные характеристики, включая усиление огневой мощи. Так, по выбору заказчика модернизированную БРДМ-2М можно было оснащать различными башнями. Например, башня МА1 имела пулеметы КПВБ и ПКТМ, с максимальным углом возвышения +60° (ранее составлял +30°). Дополнительно на левом борту этой башни устанавливался 30-мм автоматический гранатомет АГ-17, позволявший вести эффективный огонь по легкой бронетехнике и пехоте на дальности до 1700 м. Также предлагались и другие варианты башен с различными комбинациями вооружения из 14,5-мм и 7,62-мм пулеметов, 23-мм пушки, 30-мм автоматического гранатомета.
Модернизированная Арзамасским машиностроительным заводом БРДМ-2А. Она подучает новую башню, дизельный двигатель, ходовую часть от БТР-80 и усиленную броневую защиту.
В силовой установке БРДМ-2М использовался эффективный дизельный двигатель ЯМЗ-Е534.10 мощностью 160 л.с. При несущественном снижении максимальной скорости движения по дороге существенно улучшились динамические характеристики (крутящий момент возрос на 67%), а запас хода БРДМ-2М увеличился до 1000 км. Правда, для установки нового двигателя и его агрегатов пришлось приподнять крышу моторного отделения.
Дополнительные опускающиеся колеса были демонтированы, это дало возможность увеличить внутренний объем корпуса и, соответственно, численность экипажа – до 6 чел. Машина была снабжена бортовыми дверцами, позволяющими экипажу более быстро покидать машину.
Система защиты от ОМП, централизованная система подкачки шин и возможность движения машины по воде были сохранены.
Свой пакет по модернизации БРДМ-2 предложил и Арзамасский машиностроительный завод (АМЗ), производитель бронетранспортеров БТР-80. Идеология модернизации — максимальная унификация с выпускаемой сегодня продукцией, применение узлов и агрегатов от хорошо себя зарекомендовавшего БТР-80. Модернизированная машина БРДМ-2А получает новую башню, дизельный двигатель, ходовую часть от БТР-80 и усиленную броневую защиту.
Именно БРДМ-2А была принята на вооружение армии и ВВ Российской Федерации. Стоимость модернизации одного изделия составляла 3 млн. 920 тыс. рублей. На протяжении нескольких лет АМЗ модернизировал до стандарта БРДМ-2А по 30-40 машин в год.
При модернизации базовая БРДМ-2 облегчалась за счет ликвидации дополнительных выдвигающихся колес. Вместо рессорной подвески (на базе узлов и агрегатов ГАЗ-66) устанавливалась подвеска от БТР-80. Подобного добивались военные еще в 60-х годах, требуя использования на БРДМ-2 подвески от БТР-60. За счет более широкой колеи бронетранспортера БРДМ-2 стала более устойчивой, и если раньше на поворотах с высокими скоростями она опрокидывалась, то теперь может передвигаться и по дорогам, и по пересеченной местности с повышенными скоростями. Стало возможным и движение по танковой колее.
На БРДМ-2А бензиновый двигатель ГАЗ-41 заменялся дизелем ЯМЗ-236 («обрезанный» вариант штатного ЯМЗ-238 от БТР-80), что существенно снизило пожароопасность и увеличило запас хода,
В бортах БРДМ-2А для посадки-высадки экипажа также монтировались трапециевидные двери-люки (от БТР-70), количество членов экипажа осталось прежним — 4 чел.
Изменения коснулись и вооружения — БРДМ-2А получила новую башню, аналогичную башне БТР-80, с углом возвышения вооружения до +60° и современным прицельным оборудованием. На нее могли устанавливаться дымовые гранатометы.
Кроме того, на машине устанавливались: новые пуленепробиваемые шины, более эффективная система пожаротушения, дополнительное пассивное бронирование, навигационное оборудование «Гамма 1» или «Гамма 2», радиостанция Р-168-35У или Р-173, а также новый водометный движитель с бронетранспортера БТР-80.
Украина
БРДМ-2ДИ «Хазар» — модернизация ГП «Николаевский ремонтно-механический завод».
Значительное количество БРДМ-2 после распада СССР осталось на территории Украины. Для поддержания боеспособности этих машин в условиях недостатка оригинальных запасных частей, а также повышения их тактико-технических характеристик, в ХКБМ им. Морозова разработали свой проект модернизации БРДМ-2. Модернизированная машина получила обозначение БРДМ-2ЛД.
Основной целью модернизации было повышение характеристик подвижности БРДМ-2 путем установки дизеля СМД-21-08 и соответствующей доработки штатных узлов: кормы корпуса, крыши МТО, систем двигателя. За счет увеличившегося в 1,7 раза крутящего момента двигателя повысилась проходимость машины в тяжелых дорожных условиях, возрос на 25% (до 940 км) запас хода при тех же объемах топлива.
В результате отказа от дополнительных опускающихся колес освободилось место в средней части корпуса, а в бортах установили дополнительные люки для посадки-высадки экипажа.
Свои варианты модернизации БРДМ-2 предлагал и ГП «Николаевский ремонтно-механический завод». Здесь с 1999 года выпускался БРДМ-2ЛД с уже упоминавшимся дизелем СМД-21-08. В 2007-2008 годах был разработан вариант БРДМ-2ДИ «Хазар», с дизельным двигателем FPT Iveco Tector, мощностью 150 л.с, по желанию заказчика могли устанавливаться различные типы вооружения, опускающиеся колеса сохранялись.
Белоруссия
В Белоруссии специалистами РУП «140 ремонтный завод» был разработан свой вариант модернизации — БРДМ-2МБ1. В отличие от базового образца, на нем устанавливали дизельный двигатель Д245.30Е2 Минского моторного завода с пятиступенчатой механической коробкой передач. В результате мощность возросла до 155 л.с., расход топлива уменьшился до 31,1 л на 100 км при движении по шоссе, соответственно до 900 км вырос запас хода. Средства наблюдения, связи и разведки остались прежние. Водометный движитель и дополнительные колеса демонтированы.
Польша
Значительные усилия по модернизации БРДМ-2 предпринимались в Польше, которая располагала большим парком этих машин. Особенностью модернизации польских БРДМ-2 стало то, что польская боевая техника должна была соответствовать требованиям НАТО, членом которого стала эта страна.
Работы по модернизации БРДМ-2 выполнялись на заводе WZM (Военный Механический завод) в Семиановицах Сласких. В 1998 году опытная машина прошла цикл войсковых испытаний, и программа в целом была утверждена к реализации. Выпускалось несколько вариантов модернизированных БРДМ-2.
BRDM-2 M96 («model 96») — в этой машине был увеличен внутренний объем боевого отделения за счет отказа от дополнительных опускающихся колес, а в бортах корпуса установлены дополнительные двери для посадки-высадки экипажа. Рабочее место водителя было оснащено пассивным прибором ночного видения ПНК-72 (вместо ТНП-А), а место командира — дневным/ночным прибором наблюдения POD-72. Машина получила подогреватель двигателя, новую тормозную систему и сиденья экипажа. На корпусе машины были смонтированы дополнительные ящики и узлы крепления оборудования. На корме был установлен кронштейн для крепления запасного колеса.
В варианте BRDM-2 M96I («model 96i»), впервые продемонстрированном в 1997 году, кроме указанных вышеуказанных усовершенствований, устанавливался новый двигатель — шестицилиндровый дизель Iveco Aifo 8040 SRC-21.11, мощностью 165 л. с. (на 25 л.с. мощнее, чем родной карбюраторный).
В 1999 году BRDM-2M96 полностью укомплектовали 10-й польский разведывательный батальон, входящий в состав Сил быстрого реагирования НАТО, который участвовал в учениях «ORION 99».
Еще один вариант BRDM-2 M96IK «Szakal» («mode! 96ik»), показанный в 2003 году, был разработан специально для польского военного контингента в Ираке. Он оснащался двигателем Iveko Aifo 8040, кондиционером для обеспечения более комфортной работы экипажа, новыми аккумуляторами, бортовой радиостанцией RRC-9500 и переносной — R-3501. Вооружение было заменено на 12,7-мм пулемет НСВ (боекомплект 500 патронов) и спаренный с ним 7,62-мм ПКТ (боекомплект 2000 патронов).
В 2004 году, с учетом Иракского и Афганского боевого опыта, был разработан BRDM-2M96IK «Szakal Plus». Основной целью этой модернизации было стремление обеспечить защиту экипажа от бронебойных пуль калибра 7,62 мм и гранат, выпущенных из противотанкового гранатомета РПГ-7. Для этого снаружи на корпусе были установлены решетчатые противокумулятивные экраны, а внутри дополнительные бронелисты и противоосколочный подбой. Была усилена и противоминная защита. В результате общая масса машины возросла почти на тонну, достигнув 8,5 тонн.
Объем доработок, проведенных на линейных машинах BRDM-2В («model 97») «Zbik-B», был значительно больше. В них входил комплекс изменений, выполненных на «Model 96», кроме того, устанавливалась полностью переделанная башня, вращавшаяся с помощью электропривода. На башне крепились пусковые установки для отстрела дымовых гранат (2×3). Основное вооружение включало пулемет НСВ калибра 12,7 мм и спаренный с ним 7,62-мм пулемет ПКТ. Конструкция башни позволяла размещать в ней выдвигающуюся через специальный люк пусковую установку с четырьмя ПТУР 9М113 «Фагот».
«Zbik» получил дизельный двигатель Iveco Aifo 8040 мощностью 165 л.с. Была модернизирована силовая передача (новая коробка скоростей, усилены карданные валы), установлены новые сервомеханизмы системы управления и двухдисковые тормоза.
Запас топлива — 140 л (в одном баке). При модернизации был выполнен большой объем работ по оснащению машины новыми оптическими/тепловизионными приборами и системами для лучшего обзора местности. В их состав вошли: пассивные дневной/ночной, приборы наблюдения, система оповещения о лазерном облучении, спутниковая навигационная аппаратура UNZ-20, цифровая радиостанция.
BRDM-2A («model 98») «Zbik-A» (командирский) — кроме изменений, введенных на «model 97», имел смонтированную на башне выдвигающуюся штангу, на которой устанавливалось оптоэлектронная головка наблюдения немецкой фирмы STN Atlas-Elektronik и радар обзора поля боя AN/PPS-5C. Внутри машины устанавливались дополнительные средства радиосвязи (радиостанция R-3530) и управления (терминалы BFC201 и PCJ9560), система оповещения о лазерном облучении.
Был построен только один прототип. Он проходил испытания в 2001 году, но в серийное производство не пошел, так же как и «Zbik-P» — ЗРК на шасси BRDM-2 M96, демонстрировавшийся в сентябре 2002 года на выставке MSPO-2002 в Кельце. На нем планировалось устанавливать пусковую систему Poprad с четырьмя ПЗРК «Grom» (на базе компонентов и технологий советского ПЗРК «Игла») или радиолокационную станцию.
В Чехии в начале 2001 года завершились испытания двух прототипов модернизированного БРДМ-2: линейной машины BRDM-2V и командирской машины BRDM-2VR, оборудованной дополнительными средствами связи.
Общая компоновка прототипов была практически идентична оригинальной машине. Однако изменился состав вооружения — башенная установка оснащалась 12,7-мм пулеметом НСВТ и спаренным 7,62-мм пулеметом ПКТ. Прицел имел телевизионный и инфракрасный каналы. Оригинальный карбюраторный двигатель заменили дизелем Renault с турбонаддувом мощностью 162 л.с. Устанавливалась новая коробка передач ZF и новая передача на водометный движитель. Соответственно переработали системы охлаждения и смазки. Моторный отсек был оснащен полуавтоматической пожарной сигнализацией и системой пожаротушения. Устанавливалась новая тормозная система. Машина полностью сохранила свои амфибийные свойства
Благодаря демонтажу системы вспомогательных колес, освободился дополнительный объем внутри корпуса и были сделаны боковые двери для посадки экипажа в бортах. Численность экипажа возросла до 6 человек. Существенные изменения претерпела передняя часть машины, где вместо двух смотровых люков, закрывающихся броневыми крышками, было сделано одно широкое окно, прикрытое бронестеклом и откидывающейся решеткой-жалюзи.
Машина получила современную бортовую навигационную систему, включающую приемник глобальной системы позиционирования (GPS) и встроенную цифровую карту. Вся информация отображалась на дисплее командира-наводчика. В стандартную комплектацию включался компактный лазерный дальномер. Средства радиосвязи — по стандартам НАТО.
Командирская BRDM-2VR похожа на BRDM-2V, но оптимизирована для роли командного пункта. Она имела экипаж из четырех человек и дополнительное оборудование связи. Машина также получила электрогенератор для питания дополнительного связного оборудования, на стоянке.
Предполагалось, что первая партия модернизированных машин из 50-ти единиц поступит на вооружение чешского контингента Сил быстрого реагирования НАТО. Однако точные объемы производства неизвестны. Некоторое количество BRDM-2V, но без башенной установки и вооружения, было передано полицейскому спецназу.
В 2009 году появилась информация о сербской модификации БРДМ-2. Вооружение — 20-мм пушка или 12,7-мм пулемет, новый более мощный двигатель, усиленная защита экипажа и т.п. Предполагалось, что машина сможет вести разведку в инфракрасном, оптическом, электромагнитном диапазонах.
Второй вариант предлагался в виде легкого БТР. В существенно измененном корпусе размещалось четыре десантника. Вооружение машины включало 30-мм гранатомет и 7,62-мм пулемет, установленные в облегченной низкопрофильной башне.
В 2010 году, на прошедшей в Астане международной выставке вооружений «КАДЕКС-2010», израильская компания по разработке и модернизации различных видов вооружения «Elbit Systems» продемонстрировала версию модернизированной БРДМ-2, предназначенную для ВС Казахстана. Машина оснащена новой цифровой радиостанцией, цифровой системой внутренней связи, интегрированной системой управления вооружением (WINBMS), стабилизированной системой наблюдения V-SOS, боевым модулем с дистанционным управлением ORCWS-M и системой ночного видения для водителя. Модуль ORCWS-M стабилизирован в двух плоскостях, имеет дневные и ночные видеокамеры и лазерный дальномер и вооружается 12,7-мм пулеметом. Модуль обеспечивает автоматическое слежение за целью, но имеет и ручное управление. Проект модернизации предусматривает установку в кормовой части машины мачтовой стабилизированной системы наблюдения V-SOS, полностью интегрированной с разработанной «Elbit Systems» системой управления вооружением WINBMS, которая позволяет повысить эффективность действий экипажа БРДМ-2 и дает возможность ведения разведки для подразделений уровня «батальон» и ниже. Машина оснащена новой радиостанцией «Tadiran» с двумя гибкими штыревыми антеннами. В кормовой части установлена комбинированная GPS/инерциальная система определения местоположения Comet IMU.
Напоследок можно упомянуть и «разоруженную» БРДМ-2 — «Ингул». Этот глубоко переработанный вариант БРДМ-2 предназначался для спасательной службы Министерства по чрезвычайным ситуациям РФ. Вместо снятой башни на крыше корпуса устанавливалась грузовая платформа» рассчитанная на размещение 1,5 т груза. Передние смотровые люки, стандартные для БРДМ-2, сохранены, но кроме них в верхних листах корпуса сделано шесть дополнительных окон. В бортах корпуса выполнены двери для посадки в машину и укладки оборудования, дополнительные опускающиеся колеса демонтированы. Освободившееся, благодаря отказу от опускающихся колес, внутреннее пространство использовалось для укладки оборудования и инструмента.
БРДМ-2 В БОЮ
Поскольку БРДМ-2 поставлялась во многие страны, то она приняла участие и в десятках военных конфликтов. Например, на Ближнем Востоке БРДМ-2 воевали не только на стороне арабов, но трофейные машины даже успели послужить какое-то время в армии Израиля. Применялись БРДМ-2 во Вьетнаме и Камбодже.
Афганистан
Разумеется, не обошлось без БРДМ-2 во время войны в Афганистане. Здесь им пришлось пройти через тяжелые испытания.
БРДМ-2 находились не только на вооружении советского контингента, но и афганской правительственной армии, причем их поставки в Афганистан начались задолго до начала войны – еще в 60-х гг.
Боевые действия в тяжелых климатических и географических условиях Афганистана выявили недостатки БРДМ-2. В жарком высокогорном климате карбюраторный двигатель машины терял мощность и перегревался. Машина имела слабую защищенность, особенно от кумулятивных боеприпасов. Угол возвышения вооружения составлял всего + 30 градусов, что не позволяло обстреливать цели по высоко расположенным целям в горных ущельях. Стоит ли говорить, что моджахеды предпочитали устраивать свои засады именно в горной местности.
Впрочем, прямым назначением БРДМ-2 все-таки было ведение разведки, а не боя. В Афганистане на БРДМ-2 действовали подразделения войсковой разведки. Например, для разведки населенного пункта выдвигался дозор на БРДМ-2, который осматривал местность, уделяя особое внимание местам возможных засад противника. После осмотра дозор выдвигался на противоположную сторону населенного пункта. По населенному пункту дозорная машина двигалась на большой скорости без остановок, при этом разведчики обращали особое внимание на крыши и верхние окна домов.
Но в основном в Афганистане БРДМ-2 использовались для несения патрульной службы, охранения и сопровождения колонн. К сожалению, в бою БРДМ-2 были наиболее уязвимы из всей советской бронетехники. Их броня практически не спасала экипаж от различных мин. Кумулятивные гранаты РПГ прошивали броню БРДМ-2 насквозь. Сначала моджахеды старались обездвижить боевую машину, а затем добивали ее изо всех видов стрелкового оружия. Многочисленные случаи поражения легкобронированной техники, сопровождающиеся большими потерями личного состава, вызывали у солдат отрицательное отношение к ней. На марше бойцы старались размещаться на броне. Считалось, что при подрыве на мине или попадании в машину кумулятивной гранаты вероятность гибели на крыше БРДМ-2 гораздо ниже, чем внутри нее. Десантники даже на марше старались находиться не внутри, а снаружи бронемашины. Впрочем, то же самое относится и к любой другой советской (российской) бронетехнике.
В Афганистане по крайней мере одна из БРДМ-2 использовалась весьма оригинальным образом — местные технари-умельцы с ее помощью собрали импровизированную бронемашину для сопровождения танковых колонн — «Метла» (по имени создателя — A.M. Метлы, военнослужащего 56-й отдельной десантно-штурмовой бригады в Афганистане). В кузое защищенного «Урала» был установлен бронекорпус с башней от БРДМ-2, на крыше которой для усиления огневой мощи монтировался блок авиационных НУРСов.
Нагорный Карабах
Во второй половине 80-х годов бронетехника Советской Армии, в том числе и БРДМ-2, все чаще стала появляться на улицах советских городов.
Первым острым межнациональным конфликтом, возникшим на территории СССР в 80-х годах, стал конфликт вокруг Нагорного Карабаха, между Арменией и Азербайджаном. В обеих союзных республиках экстремистами провоцировались столкновения с войсками. Так, например, 23 ноября 1987 года в Кировабаде была совершена попытка захвата здания горисполкома. При наведении порядка, в результате столкновения воинских подразделений с толпой, была сожжена одна БРДМ-2, еще 8 БРДМ-2 и 9 БМП повреждены, погибло трое военнослужащих, а 67 получили ранения. В Нахичевани, 24 ноября, демонстрантами была сожжена одна БРДМ-2.
Чечня
В ходе первой и второй чеченских войн БРДМ-2 использовались обеими сторонами — как российской армией, так и чеченскими боевиками. Последние захватили значительное количество бронетехники на оставленных российской армией складах.
БРДМ-2, Грозный, 1995 год.
О применении бронетехники в Чечне и выявившихся ее недостатках написано очень много, поэтому здесь упомянем только некоторые особенности применения БРДМ-2 и отдельные боевые эпизоды.
В начале первой чеченской войны БРДМ-2 использовались в основном в подразделениях войсковой разведки, которым эти машины были положены по штату. Например, разведывательная рота одного из мотострелковых полков, прибывшая в район боевых действий уже после штурма Грозного, располагала 4 БРДМ-2 и 5 БРМ-1к. Значительное количество БРДМ-2 имели на вооружении и различные подразделений войск МВД РФ. Со временем относительная доля колесных бронированных боевых машин, в том числе и БРДМ-2, используемая этим ведомством, а также различными ОМОНами, СОБРами, воинскими формированиями министерства юстиции, росла. К 2000 году Вооруженным Силам РФ принадлежало в среднем 70-76% БМП и только 45-49% бронетранспортеров. Таким образом, на БТР и БРДМ-2 в Чечне «работали» в основном подразделения внутренних войск МВД РФ, а армейцы «катались» на гусеничных БМП, БМД и МТЛБ. Например, разведывательная рота мотострелкового полка, прибывшего в Чечню из Уральского военного округа, имела 3 БРМ-1к, 4 БМП-2, один Урал-4320 и ни одного БРДМ-2. Такие штаты были утверждены приказом командующего войсками УрВО и действовали как временные.
Хотя БРДМ-2 не были приспособлены к ведению боя в городских условиях, но их приходилось использовать и в уличных боях, 6 августа 1996 года в Грозном боевиками было блокировано подразделение полка внутренних войск. Из близлежащих домов, с прилегающих улиц по расположению части велась прицельная стрельба. Военнослужащие, находившиеся в здании автошколы, оказались практически в полной осаде. 8 августа вырубилось электричество, 9 августа перестала поступать вода. Любая техника, отъезжавшая от ворот, тут же попадала под интенсивный обстрел боевиков. Из продуктов остались только крупа и сухари. Но больше всего осажденные страдали от нехватки воды. 19 августа командование направило разведку, с заданием выяснить — есть ли возможность доставить воду из колодцев в двух сотнях метров от расположения части. Едва разведчики пересекли дорогу, боевики открыли шквальный огонь, На помощь бойцам выдвинулась БРДМ-2. Как только «БРДМка» выехала за ворота, по ее броне застучали пули. Боевики метили в самые уязвимые места машины. Передние колеса были пробиты, БРДМ-2 потеряла скорость, но продолжала маневрировать под плотным огнем противника. Когда были пробиты задние колеса, и машина замерла посреди дороги, бой разгорелся с новой силой. Боевики уже стреляли из гранатометов, одна кумулятивная граната угодила в БРДМ. Несколько человек получили ранения. По неписаным армейским законам пулеметчик последним оставляет боевую машину, и пулеметчик Трубанов не нарушил этого правила. После того как БРДМ-2 встала на дороге, он помог выбраться раненым товарищам, а сам остался прикрывать их отход, От повторного прямого попадания гранаты в моторный отсек БРДМ-2 загорелась. Трубанов получил ранение и самостоятельно уже не мог выбраться из пылающей машины. Вскоре в ней начали рваться боеприпасы. За героизм Трубанов В.Г. был посмертно удостоен звания Героя Российской Федерации.
14 января 2000 года на центральной площади Ачхой-Мартана патрульная группа на БРДМ-2 была обстреляна из засады. Между сотрудниками милиции и боевиками завязался бой, который закончился только с прибытием подкреплений — служащих Кабардино-Балкарского полка милиции с поддерживающими их БРДМ-2.
Арабо-израильские войны
В составе иностранных вооруженных сил БРДМ-2 и боевые машины на их базе наиболее широко использовались в ходе арабо-израильских конфликтов на Ближнем Востоке.
В Египет и Сирию БРДМ-2 начали поступать после третьей арабо-израильской войны 1967 года, и в Войне Судного дня, начавшейся 6 октября 1973 года, участвовали уже с первых часов. Когда в 15.00 египетские войска форсировали Суэцкий канал, в их первой волне шли батальоны «коммандос», посаженные на БРДМы, здесь очень пригодилась их плавучесть. «Коммандос» захватили и удерживали плацдармы до подхода основных сил, а затем, имея на вооружении большое количество противотанковых средств, прорывались через оборонительные рубежи и устраивали на танкоопасных направлениях в глубине линии «Бар-Лева» засады, уничтожая израильские танки и препятствуя подходу подкреплений.
После окончания Войны Судного дня поставки советского вооружения в Сирию продолжались. По некоторым данным, всего сюда было поставлено 600 БРДМ-2 и боевых машин на их базе.
Африка
Особенно любили БРДМ-2 военнослужащие африканских государств, там без них не обходился, по сути, ни один вооруженный конфликт или военный переворот. В Африке БРДМ-2 стали довольно популярны благодаря своей дешевизне, надежности и простоте технического обслуживания. Интересно, что африканцы до сих пор находят применение даже вышедшим из строя, обездвиженным БРДМ-2. Так в спецподразделениях армии Мали служат оригинальные боевые машины. В открытом кузове автомобиля-пикапа Toyota на специальном стальном каземате установлена башня от БРДМ-2. Это, конечно, не полноценные боевые машины, а своеобразные «тачанки».
Особенно широко применялись БРДМ-2 в ходе длившейся более десяти лет войны в Анголе. Находившийся здесь кубинский воинский контингент «интернационалистов», помогавший африканцам защищать социализм, также имел на вооружении собственные БРДМ-2. Правда, кубинские «интернационалисты» отмечали, что БРДМ-2 уступает южноафриканским бронеавтомобилям в огневой мощи. Численность кубинских волонтеров временами доходила до 40 тыс. чел., а всего за десять с лишним лет, начиная с 1975 года, в Анголе их побывало около 500 тыс.
Гренада
В 1983 году кубинские военные советники с БРДМ-2 сражались и на Гренаде — небольшом острове в Карибском море. Тогда около тысячи бойцов Народной Революционной Армии (НРА) Гренады вместе с кубинскими военными советниками противостояли 9 тысячам американских десантников. Из бронетехники НРА имела на вооружении только БТР-60ПБ и несколько БРДМ-2 (по всей вероятности, переданных Кубой).
Приоритетной целью американского вторжения на Гренаду (операция «Urgent Fury») был международный аэропорт Пойнт-Сэлайнз. 25 октября 500 рейнджеров из 75-го полка десантировались на его взлетно-посадочную полосу. Они должны были освободить ее от строительной техники и подготовить к высадке одной бригады из 85-й воздушно-десантной дивизии. Однако кубинцы встретили рейнджеров огнем еще в воздухе и предприняли несколько контратак с привлечением имевшейся здесь бронетехники — трех БТР-60ПБ и БРДМ-2, которыми командовал кубинский офицер, капитан Сержио Грандалес Ноласко. После ожесточенного боя, огнем переносных противотанковых средств, бронетранспортеры были уничтожены, а капитан Ноласко убит. В последующие три дня совместными усилиями бригады десантников, двух батальонов 75-го полка рейнджеров, при поддержке штурмовой авиации, сопротивление кубинцев было сломлено, и американцы полностью захватили остров. Одна из БРДМ-2 попала в руки морских пехотинцев из 22-го батальона морской пехоты, в исправном состоянии, и некоторое время использовалась ими для своих целей.
Ирак
Значительное количество БРДМ-2, БРДМ-2 РХ, ПТУР на их базе было поставлено в Ирак. Эти машины использовались в ходе Ирано-Иракской войны 1980-1988 годов, а также во время Первой — 1991 года и Второй — 2003 года «Войн в заливе».
БРДМ-2 в миротворческих миссиях
В последнее время БРДМ-2 довольно часто используются в различных миротворческих миссиях ООН, например, на территории бывшей Югославии. Так, в 1999 году двадцать модернизированных БРДМ-2М96 получил польский 18-й десантно-штурмовой батальон под командованием подполковника Романа Полко, который был направлен для участия в миротворческой миссии ООН в Косово. Батальон базировался в американском секторе в юго-восточной части провинции. Все машины получили специальные обозначения с элементами быстрого распознавания войск НАТО в Косове, чтобы их легко можно было отличить от почти идентичных машин, использующихся конфликтующими сторонами.
В рамках международной миротворческой миссии в Ираке, БРДМ-2 эксплуатировались польским и украинским контингентом, находившимся в этой стране в 2003-2005 годах. Причем украинцы использовали стандартные БРДМ-2, а поляки— специально модернизированные BRDM-2 M96IK «Szakal» с дизельным двигателем и кондиционером.
БРДМ-2 управления украинской 5-й отдельной бригады (омбр) и 51-го батальона (омб) использовалось для охраны внешнего периметра базы «Дельта» и патрулирования в городе Аль-Кут. Три машины 52-го омб выполняли патрульные задачи в городе Эс-Сувейра. На первых порах пребывания украинского контингента в Ираке эти машины использовались и для внутреннего патрулирования базового лагеря «Дельта», однако после случая с перевертыванием БРДМ-2 на повороте (здесь еще раз проявилась врожденная болезнь БРДМ-2), в результате которого погиб старший сержант Юрий Койдан, эта практика была прекращена.
«Пятидневная война» в Южной Осетии
В августе 2008 года «старички» БРДМ-2 использовались в боевых действиях на территории Южной Осетии. Из 39 единиц бронетехники (БТР, БМП и БРДМ-2) российского батальона миротворцев, расквартированного в Цхинвале, по крайней мере четыре являлись БРДМ-2А и одна — БРДМ-2 РХ. Армия Южной Осетии на лето 2008 года имела в своем составе 6 БРДМ-2, 5 БРДМ-2 числилось и в составе сухопутных войск Грузии. О действиях БРДМ-2 в ходе конфликта подробной информации нет, но, по крайней мере, два БРДМ-2А российских миротворцев во время боевых действий получили серьезные повреждения. По другим данным, огнем противника было уничтожено 3 БРДМ-2.
ОЦЕНКА МАШИНЫ
За годы своей службы БРДМ-2 зарекомендовала себя как надежная и простая в техническом обслуживании боевая машина. Это подтверждает и факт, что база БРДМ-2 использовалась для создания десятков специализированных боевых машин, начиная от машин химической разведки и заканчивая противотанковыми и зенитными комплексами. Этому же способствовала и принятая компоновка с задним расположением двигателя, облегчавшая размещение различного вооружения.
По сравнению с предшественницей, на БРДМ-2 удалось обеспечить противоатомную и противохимическую защиту экипажа. Существенно усилилось и вооружение — 14-мм «противотанковый» пулемет КПВТ во вращающейся башне против 7,62-мм пулемета СГМБ на открытой турели.
Однако со временем стали все более очевидными и слабые стороны БРДМ-2. Это, прежде всего, устаревший карбюраторный двигатель ГАЗ41. Кроме недостаточной мощности он, по сравнению с дизелем, был более прожорлив и пожароопасен. К тому же в условиях жаркого климата резиновая мембрана бензонасоса, установленного на ГАЗ-41, растягивалась, и двигатель терял тягу, а то и просто глох.
Врожденным недостатком БРДМ-2 оказалась ее неустойчивость. Из-за использования мостов от ГАЗ-66 с относительно узкой колеей, БРДМ-2 на поворотах при движении со скоростями выше 40 км/ч была склонна к опрокидыванию. Также было затруднено движение на склонах и невозможно по танковой колее.
Крайне неудобным оказалось расположение посадочных люков в верхней части корпуса, что делало невозможным безопасную эвакуацию экипажа под огнем противника. Организации люков в бортах корпуса мешали дополнительные опускаемые катки, которые по опыту эксплуатации оказались излишними,
Слишком тонкая броня не обеспечивала желаемого современного уровня защиты личного состава от взрывов фугасных зарядов и делала машину крайне уязвимой от попадания гранат РПГ-7 (излюбленного оружия боевиков всего мира).
Вызывала неодобрение и недостаточная обзорность, что для разведывательной машины было очень существенно. Командиру обзор назад и влево перекрывала башня, а башенному стрелку, который мог бы просматривать эту мертвую зону, не обеспечили круговой обзор ни перископами, ни люком в крыше.
На исправление именно этих недостатков, а также оснащение БРДМ-2 современными средствами прицеливания, связи, навигации и направлены различные программы модернизации, которые могут дать заслуженной машине второе дыхание и продлить срок ее военной службы.
Тактико-технические характеристики (ТТХ) БРДМ-2, БРДМ-2ЛД, БРДМ-2МБ1 и БРДМ-2А
Сравниваемые изделия и параметры
БРДМ-2
(базовое изделие)
БРДМ-2ЛД
БРДМ-2МБ1
БРДМ-2А
Полная масса машины с экипажем, кг
7000
7900
7500
7650 7720
Экипаж,чел
4
6
4
Габаритные размеры, мм:
длина
5750
6100
5750
5750
ширина
2350
2350
2350
2552
Высота при полной массе, мм:
по башне
2310
2310
2500
2577
Колея, мм:
передних колес
1840
1840
1840
2222
задних колес
1790
1790
1790
2222
Клиренс, мм
330
330
330
475
Максимальная скорость, км/ч:
по шоссе
95-100
90-95
90
на плаву
.6-10
8-10
8-10
Преодолеваемые препятствия:
наибольший подъем на твердом грунте, град.
30
30
30
30′
наибольший угол крена, град.
25
25
25
25
окоп без бруствера шириной, мм
1220
1200
Угол въезда (то корпусу), град
передний
43
43
43
54
задний
35
35
35
43
Запас хода при движении по шоссе, км
750
1000
1000
950
Запас хода на плаву, ч
14-16
17
Двигатель, марка
ГАЗ-41
СМД-21-08
ЯМЗ-Э534.10
ЯМЗ-236
Тип двигателя
карбюраторный
дизельный
дизельный
дизельный
Мощность, л.с.
140
145
155
180
Применяемое топливо
бензин А-76
дизтопливо
дизтопливо
дизтопливо
Максимальный крутящий момент, кгсм
36
60
Расход топлива на 100 км при движении по шоссе, л
37,3
31,1
Вооружение
14,5-мм КПВТ х1 7,62-мм ПКТ х 1
14,5-мм КПВТ х 1 7,62-мм ПКТ х1
14,5-мм КПВТ х 1 7,62-мм ПКТ х 1 30-мм гранат-т АГ-17 х1
14,5-мм КПВТ х1 7,62-мм ПКТ х1
Водометный движитель
имеется
имеется
имеется
имеется (от БТР-80)
Дополнительные колеса
имеются
демонтированы
демонтированы
демонтированы
Факт
В настоящее время в составе ВМС США числится 11 авианосцев, из них 10 – типа «Нимитц» и 1 — «Энтерпрайз». Больше авианосцы типа «Нимитц» строиться не будут. В 2008 году был заложен первый авианосец нового поколения «Джеральд Р.Форд» (CVN-78), который планируется ввести в строй в 2015 году…
Источник: