«Рособоронэкспорт» начинает продвижение на мировом рынке семейства армейских высокозащищенных бронеавтомобилей «Тайфун-К» производства «Завода специальных автомобилей». В их число входят автомобили с колесной формулой 6×6 двух типов — с модульным «Тайфун-63968» и корпусным «Тайфун-63969» шасси, а также «Тайфун-53949» 4×4 с капотной компоновкой. В армиях стран НАТО машины аналогичного класса называют MRAP (Mine Resistant Ambush Protected).
ТАКТИЧЕСКОЕ НАЗНАЧЕНИЕ
Бронеавтомобили «Тайфун-К» предназначены для оснащения перспективных бригад «легкого» типа ВС РФ.
На шасси «Тайфун-К» предусмотрена возможность создания автомобилей различного назначения за счет установки вооружения, технологического, инженерного и другого специального оборудования.
«Тайфуны» в бронированных модификациях могут выполнять широкий круг тактических задач:
- Разведывательная машина.
- Командно-штабная машина.
- Машина для перевозки личного состава (ВВТ).
- Машина огневой поддержки.
- Санитарная машина.
- Машина инженерной разведки.
- Машина радиобиохимической разведки.
- Машина для охраны и сопровождения колонн.
Без бронезащиты «Тайфун» может применяться в следующих вариантах:
- Понтоновоз.
- Топливозаправщик.
- Эвакуационный тягач.
- РЛС (машина связи).
- Транспортно-пусковая машина БЛА.
- Мобильная РСЗО.
- Мобильная артиллерийская система.
- Автокран.
- Экскаватор.
- Мультилифт.
- Седельный тягач.
Бронеавтомобили «Тайфун-К» созданы с учетом специфики ведения современных боевых действий. При переброске мобильных боевых групп не всегда возможно достоверно провести предварительную разведку маршрута, следовательно, существует риск попадания в засаду или подрыва на мине. Поэтому необходимы бронеавтомобили с максимально высоким уровнем защиты как пассажирского отсека, так и днища.
К сожалению, опыт локальных конфликтов (Афганистан, Северный Кавказ) показал недостаточную эффективность советской бронетехники, когда боевики, используя тактику засад и применяя самодельные взрывные устройства, нередко наносили чувствительные потери регулярным войскам. Не случайно езда десанта на броне (а не внутри) БТР и БМП стала широко распространенным явлением во всех локальных конфликтах с участием советской и российской армий.
ОБЩЕЕ ОПИСАНИЕ
Автомобили «Тайфун»: модульный «КАМАЗ-63968» и корпусный «КАМАЗ-63969»
Созданные на единой агрегатной базе, бронеавтомобили семейства «Тайфун-К» характеризуются высокой надежностью, маневренностью и проходимостью, инновационными подходами к защите, эргономике, компоновке и оснащению.
Автомобили могут без предварительной подготовки форсировать броды глубиной до 1,75 метра, подниматься по склонам с углом 30 градусов. Благодаря дизельным двигателям нового поколения мощностью 450 л/с (340 л/с у «Тайфун-53949») и автоматическим шестиступенчатым гидромеханическим коробкам передач они развивают скорость свыше 100 км/ч и имеют запас хода не менее 1000 км.
Гидропневматическая подвеска обеспечивает высокую плавность хода и позволяет автоматически или принудительно изменять характеристики жесткости, величину дорожного просвета и положения кузова относительно дорожной поверхности.
Все модели семейства «Тайфун-К» оснащаются бортовой информационно-управляющей системой, централизованной системой регулирования давления воздуха в боестойких шинах, системой кругового видеообзора (5 видеокамер), автоматической установкой пожаротушения, автономным дизельным энергоагрегатом. Кроме того, на них могут устанавливаться стабилизированные дистанционно управляемые боевые модули. Состав вооружения варьируется в зависимости от потребностей заказчика.
Боевая информационно-управляющая система (БИУС) ГАЛС-Д1М осуществляет регулирование работы двигателя, в зависимости от параметров движения (наклон дороги, крен машины, местоположение, скорость машины). Жидкокристаллические дисплеи, установленные внутри кабины, транслируют информацию о техническом состоянии машины, а также отображают окружающую обстановку. Даже в случае полной потери видимости экипаж сохраняет способность вести машину «по приборам».
Для быстрой и удобной посадки и высадки десанта в автомобилях с колесной формулой предусмотрена откидная аппарель в кормовой части корпуса. Время полного опускания аппарели – 8 с.
ЗАЩИЩЕННОСТЬ БРОНЕАВТОМОБИЛЕЙ «ТАЙФУН-К»
Огромный опыт создания и эксплуатации армейских автомобилей дополнен новыми подходами к проектированию и самыми современными технологиями защиты от наиболее опасных угроз.
Высокий уровень защиты бронеавтомобилей «Тайфун-К» обеспечивается комбинированной броней.
Бронеавтомобили «Тайфун-63968» (вместимость 19 человек) и «Тайфун-63969» (вместимость 12 человек) выдерживают подрыв взрывного устройства эквивалентом 8 кг тротила под колесом и любым участком днища, у «Тайфун-53949» (вместимость 10 человек) этот показатель составляет 6 кг. Баллистическая защита всех автомобилей семейства соответствует уровню 3 по стандарту НАТО STANAG 4569 и может быть усилена до уровня 4. Корпус машины (включая бронестекла) выдерживает попадание пули калибра 14,5 мм пулемета КПВТ, выпущенной с дистанции 200 м.
Высокий уровень защиты обеспечивается комбинированной броней, включающей бронированный корпус и дополнительные броневые плиты с керамическими элементами, а также обтекаемой конструкцией корпуса и съемными противоминными поддонами. Сиденья для десанта имеют подвесную систему крепления к крыше, оснащены элементами энергопогашения минного взрыва, ремнями безопасности и подголовниками для фиксации головы. Кроме того, конструкторами предусмотрена возможность установки дополнительной защиты – внутренних противоосколочных экранов, а также специальных навесных матов для повышения уровня защиты от противотанковых гранатометов. При установке матов вероятность защиты от гранат РПГ составляет не менее 0,75.
Предварительные тесты на обстрел и подрыв данных машин, проведенные производителем с использованием манекенов Hybrid III, оснащенных 37-ю различными датчиками, не зафиксировали превышение допустимого уровня нагрузки на человека и подтвердили высокую защищенность.
Заложенные конструкторами характеристики подтверждаются успешной опытной эксплуатацией автомобилей в российской армии. Кроме того, Министерство обороны России уже приступило к государственным испытаниям «Тайфун-К».
Как отмечают специалисты, высокозащищенные автомобили «Тайфун-К» имеют хорошие перспективы на международном рынке и полностью отвечают современным требованиям, предъявляемым к машинам этого класса.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ (ТТХ) БРОНЕАВТОМОБИЛЯ КАМАЗ-63968 «ТАЙФУН-К»
- Боевая масса, т – 21.
- Длина – 8990 мм.
- Ширина – 2550 мм.
- Высота – 3300 мм.
- Экипаж, чел – 2.
- Десант, чел – 16.
- Подвеска – управляемая гидропневматическая.
- Колесная формула – 6х6.
- Клиренс – от 185 до 575 мм.
- Двигатель – дизельный V-8 с турбонаддувом КамАЗ-740.60-450 мощностью 450 л.с.
- Запас хода по шоссе, км – 1200.
- Максимальная скорость по шоссе – 100 км/ч.
Контент данной страницы подготовлен для портала «Современная армия» по материалам журнала «Новости рынка оборонной техники». При копировании контента, пожалуйста, не забудьте поставить ссылку на страницу-первоисточник.
Факт
По некоторым данным, в настоящее время на основе комплекса ХААРП создается система ПВО/ПРО на новых физических принципах. Основной целью создателей ХААРП является изучение так называемых авроральных эффектов, что, возможно, позволит создавать в верхних слоях атмосферы плазмоиды – своеобразные управляемые шаровые молнии, густая сеть которых явится непреодолимым препятствием для самолетов и для баллистических ракет.
Источник: