армия и оружие

Бронетехника в операции «Шок и трепет» (2003)

Танк M1 «Абрамс» ведет бой в пригороде Багдада. Солдаты пытаются потушить возникший пожар.

Иракская военная кампания 2003 г. отличалась от вой­ны 1991 г. меньшими масштабами применения бро­нетанковой техники. Если во время «Бури в пустыне» многонациональные силы сосредоточили в регионе бронированный кулак в 5600 танков, около 2000 из которых были М1А1 (1223 М1А11 НА, 733 М1А1, а также 580 М1 и 1РМ1), то для проведения операции «Шок и трепет» американцы доставили в Кувейт все­го 640 танков М1А1НА и М1А2. Английские союзники также обошлись меньшим количеством «Челленджеров» — всего 120 танков против 250 в 1991 г. Правда, в новой компании задействовались более совершен­ные «Челленджеры-2».

Военные аналитики отмечают, что меньшее сосре­доточение бронетехники войсками антииракской ко­алиции происходило из-за того, что за 12 лет, про­шедших со времен прошлой войны, на вооружение американской армии поступили разведывательно-ударные комплексы нового поколения, в несколько раз превосходившие те, что были у многонациональ­ных сил в 1991 г.

 

БРОНЯ САДДАМА

Если говорить об иракской армии, то поражение в 1991 г. и установившаяся блокада сделали свое дело. Из 5600 танков, имевшихся в конце 80-х к 2003 г., на вооружении иракской армии находилось примерно 2200-2600 танков. Несмотря на относи­тельно большую численность, иракские танковые подразделения вряд ли представляли собой реаль­ную боевую силу. Армия испытывала значительный дефицит запасных частей. И хотя в печати появля­лись сообщения о том, что Ирак получил от неназван­ных стран технологии по производству динамиче­ской защиты (в частности, называлась бывшая Юго­славия в период правления Милошевича), а также то, что Сирия продала Ираку двигатели и другие за­пасные части к танкам, в целом это не повлияло на общую картину технического состояния бронетан­ковой техники.

Иракский солдат возле захваченного американского танка «Абрамс»

Лебединой песней иракских танковых и механизи­рованных частей стал молниеносный рейд трех тан­ковых дивизий в Курдистан в августе 1997 г. Иракцы сосредоточили свои войска в 40 км от столицы ирак­ских курдов – города Эрбиль. Несмотря на то, что за перемещением войск велось наблюдение разведы­вательных спутников, танковый бросок тридцатиты­сячной группировки на город стал полной неожидан­ностью для американцев. Они едва успели эвакуиро­вать своих военных советников и сотрудников ЦРУ из этого района. Соединенные Штаты расписались тог­да в своем бессилии. Для сохранения лица США в сентябре 1997 г. нанесли удар крылатыми ракетами по целям ПВО в окрестностях Багдада.

Прежде чем сообщить о некоторых итогах боевых действий, необходимо рассказать о боевых маши­нах, состоявших на вооружении противоборствую­щих сторон. Самыми современными иракскими танками являлись Т-72. Первые 100 машин совет­ского производства были получены Ираком в 1979-1980 гг. Это были экспортные версии Т-72 «Урал-1» с оптическим прицелом-дальномером ТПД-2-49. От машин, поступавших в Советскую армию, они от­личались в основном конструкцией броневой защи­ты лобовой части башни, а также системой противо­атомной защиты и комплектацией боеприпасов. Эти танки приняли участие в начальном этапе ирано-иракской войны,

С 1980 г. Советский Союз временно прекратил поставки вооружений в Ирак. Но СССР заменили страны Варшавского договора. В январе 1982 г. Польша поставила Ираку 250 танков Т-72М. В сентябре того же года Советский Союз снял эмбарго на продажу оружия режиму Саддама Хусей­на и снова начал продавать бронетехнику. Всего Ирак получил 1100 танков Т-72 в основном польско­го производства. По некоторым сведениям, в боях с Ираном было безвозвратно потеряно только 60 танков Т-72, причем несколько машин достались иранцам в исправном состоянии. Перед американской агрессией на вооружении иракской армии по одним данным находилось око­ло 900 танков Т-72, Т-72М и Т-72М1, по другим всего 700. В 1988-1989 гг. эти машины прошли мо­дернизацию по усилению защищенности верхних лобовых деталей корпуса. Эта мера была пред­принята иракцами после изучения возможностей защиты своих танков от поражения боеприпасами 120-мм английской нарезной танковой пушки L11A5 иранских танков «Чифтен», захваченных Ираком в ходе войны. Усиление защиты корпуса достига­лось путем приварки дополнительного броневого листа толщиной 30 мм на таком же расстоянии от основной брони. Такая мера позволила добить­ся непробития корпуса Т-72 120-мм снарядами английской танковой пушки на дистанции с 1000 м, а башня Т-72 и раньше выдерживала удары таких снарядов, Кроме того, «семьдесятдвойки» оснасти­ли французскими системами автоматического по­жаротушения, а многие машины получили генера­тор оптических помех китайского производства, близкий по конструкции к советской «Шторе». Нес­мотря на это, к 2003 г, все модификации Т-72 явля­лись устаревшими, им было тяжело противостоять в открытом бою новейшем танкам антииракской коалиции.

В конце 80-х гг, Ирак организовал выпуск лицензи­онной версии Т-72М1 под названием «Ассад Бабил» («Вавилонский лев»). Основной трудностью в про­изводстве танков стало изготовление качественных пушечных стволов. Ресурс ствола иракского производства составлял всего 120 выстрелов. Точно неизвестно сколько «львов» удалось изготовить – по одним данным всего несколько штук, по другим, око­ло 100 машин,

К началу ирано-иракской войны у иракцев было 1500 танков Т-62. Во время войны с Ираном было по­теряно около 500 машин, много «шестьдесятдвоек» уничтожили многонациональные силы во время опе­рации «Буря в пустыне». Сколько танков Т-62 оста­лось у Ирака к 2003 г., неизвестно.

Большинство из оставшихся «шестьдесятдвоек» прошли в Ираке модернизацию. Их оснастили зенит­ными пулеметами ДШК, прожекторы инфракрасного излучения «Луна Л-2Г» и ОУ-ЗГ получили защитные кожухи, часть танков была оборудована противопылевыми бортовыми экранами.

Большую часть имевшейся у иракцев бронетанко­вой техники представляли устаревшие машины серии Т-54/55, а также их китайские клоны Тип 59 и Тип 69. Китайские танки поступали в Ирак как во время ирано-иракской войны, так и после нее. Например, из более чем 1000 танков Тип 69, 600 ма­шин поступили до 1988 г. Менее современный Тип 59 был закуплен в количестве 700 штук.

После войны с Ираном очередь модернизации дошла и до этих машин. Например, часть Т-55 и Тип 69 получили дополнительные пакеты специаль­ной композитной брони, устанавливавшиеся на пе­редние части корпуса и башни. Спереди и по бокам на башню навешивались вынесенные защитные эк­раны, а сзади экран, призванный уравновешивать массу дополнительной брони. Кроме того, некото­рые танки были оснащены усовершенствованными приборами ночного видения. В результате этих усовершенствований, полный боевой вес танка возрос приблизительно на 4600 кг. Во время войны в Кувей­те в 1991 г. небольшое количество усовершенство­ванных Т-55 и Тип 69 применялось частями 5-й меха­низированной дивизии во время боев за Ханджи. В западной печати эти танки получили обозначение «Энигма». Аналогичным образом модернизирова­лись и танки Т-54.

Еще одной программой модернизации Тип 69 стало их оснащение 125-мм пушкой 2А46 советско­го производства и автоматом заряжания, в резуль­тате чего экипаж машины уменьшился до трех чело­век. Однако система управления огнем на этих машинах практически не подвергалась улучшению, что снижало их боевые возможности. Число модер­низированных таким образом Тип 69 авторам не­известно.

Кроме того, на вооружении иракской армии име­лось небольшое количество других типов танков. Среди них были машины румынского производства ТР-77, по сути модернизированный Т-55 с двигате­лем мощностью 600 л.с, и шестью опорными катка­ми. Однако качество румынской сборки оставляло желать лучшего — египтяне, в свое время закупившие ТР-77, вернули их изготовителям или передали ирак­цам, остро нуждавшимся в танках во время войны с Ираном.

В армии Ирака также имелось около 100 француз­ских АМХ-30, а также около 100 трофейных амери­канских M-60A1. Кроме того, во время вторжения в Кувейт в 1991 г, иракцы захватили 136 английских танков «Чифтен» МК5. Они также прошли в Ираке некоторую модернизацию — в частности на них устано­вили новые радиостанции, пулеметы ПКТМ и ДШК. Трудно сказать, сколько из них было на ходу к началу войны. Не исключено, что некоторое время запчасти для «чифтенов» поступали из Иордании, имевшей некоторое количество таких танков.

Брошенные Т-72 Республиканской гвардии Ирака

К 2003 г. на вооружении иракской армии находи­лось около 900 боевых машин пехоты, большинство из которых составляли советские БМП-1. К началу операции «Буря в пустыне» в 1991 г. Ирак имел более тысячи БМП-1, часть из которых была потеряна в боях. По мнению западных военных аналитиков, к 2003 г. БМП-1 относилась к категории устаревших боевых машин. Основными ее недостатками счита­лось отсутствие тепловизионного прицела и, как следствие, невозможность эффективной стрельбы ночью и в сложных метеорологических условиях (установленный на БМП-1 перископический прицел 1ПН22М1 «видит» ночью всего на 400 м), и отсутст­вие стабилизатора вооружения, что исключало воз­можность ведения стрельбы с ходу.

73-мм орудие 2А28 на БМП-1 не обладало высо­кой точностью стрельбы по целям, из-за невысоких баллистических характеристик, а 73-мм граната имела низкую эффективность при поражении бро­нированных целей типа «танк» (бронепробиваемость пушки 2А28 на дистанции 1000 м под углом 60 градусов составляет всего 150-200 мм) и «живая сила противника».

БМП-1 активно использовались во время ирано-иракской войны. Сообщалось, что, используя слабую насыщенность иранской стороны противотанковыми средствами, иракские войска применяли оригиналь­ный способ атаки. После развертывания в боевой порядок БМП с пехотой на максимальной скорости неслись к переднему краю противника и высаживали десант, сходу проскочив первую траншею. Танки в это время, продвигаясь перекатами от укрытия к ук­рытию, уничтожали выявленные огневые средства. Высадившаяся пехота атаковала противника в пер­вой траншее с тыла, в первую очередь уничтожая противотанковые средства ближнего боя. Подошед­шие танки довершали разгром противника и далее наступали совместно с пехотой.

Модернизированные иракцами советские БМП-1 (по внешнему виду эти машины напоминали БМП-1Д) получили обозначение «Саддам». В ходе опера­ции «Шок и трепет» БМП-1 активно применялись иракцами в районе Басры.

Более современными представителями семейст­ва боевых машин пехоты являлись советские маши­ны второго поколения БМП-2. В начале 90-х гг. в иракской армии их было более 200 штук. «Двушки» поступили на вооружение элитных частей Республи­канской гвардии и практически не применялись во время боев с американцами в 1991 г. Однако к 2003 г. они также устарели, прежде всего, по воз­можностям ведения боевых действий ночью и харак­теристикам ПТУР. Дальность стрельбы БМП-2 ночью составляет 300 м, в то же время большинство совре­менных образцов западной бронетехники оснащены тепловизорами с дальностью наблюдения не менее 2000-2500 м. В 2003 г, небольшое количество БМП-2 применялось в боях на подступах к Багдаду.

Сообщалось, что на вооружении иракских воору­женных сил есть некоторое количество БМД-1. В ре­портажах из Ирака, демонстрировавшихся в начале 90-х гг., эти машины мелькали несколько раз. В част­ности, они применялись в боях с шиитскими повстан­цами в районе Басры. БМД-1 также поступали на воо­ружение подразделений Республиканской гвардии. О состоянии этих машин к 2003 г., говорить очень тру­дно, хотя некоторое количество БМД-1 было замече­но на улицах обороняющегося Багдада.

Вместе с небольшим количеством АМХ-20 в нача­ле 80-х гг. в Ирак поставлялись партии французских боевых машин пехоты АМХ-10Р. Эти машины относятся к первому поколению БМП и к 2003 г. они уже сильно устарели.

Уничтоженная ЗСУ вооруженных сил Ирака

К 2003 г. на вооружении иракской армии имелось около 2500 бронетранспортеров. Гусеничные броне­транспортеры были представлены прежде всего со­ветскими БТР-50, а также его польско-чехословац­кой версией ОТ-62.

В конце войны с Ираном Ирак закупил 650 броне­транспортеров YW-531. Эти устаревшие машины, созданные еще в 1960 г., активно применялись в 1991 г. во время вторжения в Кувейт и в боях с многонациональными силами.

Сообщалось, что Ирак обладает не установленным количеством американских бронетранспортеров М-113А1. По всей видимости, речь идет о трофейной технике иранской и кувейтской армий. Кроме, того, в период ирано-иракской войны Югославия продавала Хусейну свои бронетранспортеры М60Р. В качестве бронетранспортеров Ирак использовал также МТ-ЛБ советского, болгарского и польского производства.

В качестве колесных бронетранспортеров иракцы закупали в СССР БТР-60ПБ и бразильские машины ЕЕ-11 «Уруту». Венгрия и Чехословакия также зара­ботали на иракских поставках – первая продала бро­нетранспортеры FUG-70, а вторая ОТ-64.

100 французских бронетранспортеров VRC-TH, оснащенных ПТУР «Хот», во время войны с Ираном показали себя как грозное противотанковое средст­во, но к 2003 г. они уже устарели.

Необходимо отметить» что к 2003 г, у Ирака име­лось большое количество различных бронированных колесных машин, которых, по некоторым данным, имелось порядка 1500 штук. Кроме БРДМ-2 совет­ского производства; следует упомянуть о бразиль­ских ЕЕ-9 Cascavel с 90-мм пушкой, а также о фран­цузских бронемашинах AML-90 с таким же орудием. Однако никаких данных о применении этих брони­рованных машин в ходе операции «Шок и трепет» обнаружить не удалось.

 

ТАНКИ АНТИИРАКСКОЙ КОАЛИЦИИ

Американцы, кроме опробованных еще в 1991 г. танков М1А1НА, перебросили к зоне предстоящих боев новейшие танки М1А2, которые, по заявлениям Министерства обороны США, превосходили своих предшественников на 54% в наступлении и на 100% в обороне. Танк получил информаци­онно-управляющую и навигационные системы, независимые прицелы командира и наводчика, новый баллистический вычислитель. Сообщалось, что аме­риканские танки прошли модернизацию по повыше­нию защищенности двигателей от песка и пыли,

Новая война стала дебютом английского основно­го боевого танка «Челленджер-2», Главным отличием от предыдущей модели является новая башня с мно­гослойной броней второго поколения. На танке установили новое 120-мм нарезное орудие и новейшую систему управления огнем, тепловизионные комплек­сы наводчика и командира.

Английские танки много критиковались до начала переброски в Персидский залив. Сообщалось, что их двигатели плохо приспособлены для работы в пус­тынной местности. Поэтому были предприняты меры для того, чтобы приспособить их для действий в этом регионе. Кроме того, как и «Челленджер-1» в 1991 г., новые машины, несмотря на значительно усиленное бронирование, получили комплекты дополнительной защиты. По бокам были навешены экраны из пассив­ной брони, а в носовой части корпуса установили блоки «реактивной брони». Кроме того, были смон­тированы специальные противопылевые бортовые экраны.

 

ОПЕРАЦИЯ «ШОК И ТРЕПЕТ»: БОЕВЫЕ ДЕЙСТВИЯ

Новая война отличалась от предыдущей тем, что антииракская коалиция практически сразу бросила в бой Сухопутные войска. Первый «Абрамс», подби­тый в этой войне, пострадал от «дружественного огня»» — 21 марта М1 был поражен ракетой вертоле­та АН-1W корпуса морской пехоты США.

22 марта 2003 г. союзники начали операцию по за­хвату Басры. 51-я мотопехотная дивизия, о сдаче в плен которой заявлялось практически в первый же день войны, стала оказывать ожесточенное сопроти­вление агрессорам. Это иракское соединение было вооружено устаревшей техникой советского и китай­ского производства: танки Т-55 и Тип 59, Тип 69К, МТ-ЛБ и БМП-1. В боях 22 марта иракцам удалось повредить один «Абрамс» и три БМП «Брэдли». Поте­ри иракских сил оценивались на тот период в 10 Т-55 и 20 БМП-1 и МТ-ЛБ.

Как правило, иракские солдаты оставляли позиции и бросали танки уже после того, как ими расходовал­ся весь боекомплект. Вначале американцы пытались разыгрывать спектакли в стиле прошлой войны. Что­бы у сопровождающих их корреспондентов была эффектная видеокартинка, «джи-ай» стали расстрели­вать ПТУРами брошенные Т-55. Однако в самом нача­ле случился конфуз: запущенная практически в упор ракета пролетела мимо цели и попала в жилой дом. После этого американцы стали просто подрывать по­кинутые иракскими танкистами боевые машины.

На южном участке фронта иракские мотопехотные подразделения пытались даже контратаковать про­тивника, но, как правило, такие действия эффективно подавлялись авиацией и боевыми вертолетами войск коалиции, Несколько подбитых Т-55 и Тип 69 записа­ли на свой счет экипажи танков «Челленджер-2».

Вслед за Басрой напряженные бои развернулись в районе городов Эн-Насирия и Эн-Наджан. Не взяв эти населенные пункты с ходу, американцы обошли их стороной и продолжили бросок к Багдаду. К 24 марта американские войска находились в 80 – 160 км от иракской столицы, Несколько сбавила темпы амери­канского наступления разыгравшаяся пыльная буря.

Против союзных войск действовали в основном иракские полурегулярные формирования. Они ис­пользовали тактику набегов, применяя в основном ручные противотанковые гранатометы. После поте­ри нескольких «Абрамсов» была запущена утка о том, что танки были уничтожены российским проти­вотанковым комплексом «Корнет», якобы достав­ленных в Ирак через Сирию. Российский МИД опро­верг это сообщение, а наши производители оружия назвали информацию, пришедшую из Ирака, бесплатной рекламой своей продукции. От отчаяния или от нехватки противотанковых средств на полу­острове Фао иракский смертник подорвал собой танк «Челленджер-2».

Танки М1 «Абрамс», доставленные для ремонта

Доставалось англичанам и американцам от огня своей авиации. 27 марта под Эн-Наджафом амери­канский штурмовик А-10А уничтожил один танк М-1 и четыре БТР. 28 марта в 30 км от Басры А-10А с двух заходов расстрелял колонну британской бронетехники. Были уничтожены два БМР «Симитар». Несли союзники потери и от огня своей артиллерии, так в районе Эн-Насирии от дружественного огня было потеряно три БТР, два «хаммера» и два грузовика.

Многие военные аналитики» наблюдавшие за ходом военных действий отмечали, что наиболее ожесточен­ные бои должны были развернуться в окрестностях Багдада. Туда рвались части морской пехоты, колонны 3-й механизированной и 101-й воздушно-штурмовой дивизий. Однако этого не произошло. В районе Багда­да было зафиксировано лишь несколько стычек аме­риканских войск с подразделениями иракской республиканской гвардии, вооруженных танками Т-72М и БМП-2. Эти боевые столкновения закончились тем, что американские танки, потеряв несколько поврежденных машин, отошли, а в дело вступили вертолеты «Апач» и самолеты тактической авиации. Авиация уничтожала не только иракскую бронетехнику, но и оставшиеся в руках противника поврежденные машины. Сообщалось, что в боях под Багдадом активно исполь­зовались новейшие американские противотанковые комплексы 3-го поколения «Джавеллин». Они поража­ют цели, попадая в крыши бронеобъектов.

После взятия Багдада иракская организованная оборона практически прекратила существование. Сейчас это признали даже сами американцы – им удалось подкупить большую часть иракского генера­литета, который фактически перестал руководить войсками и капитулировал. Так что самым эффектив­ным оружием США, как и раньше, оказались не но­вейшие ракеты и самолеты, а доллар. Иракские войска разбежались по домам. На улицах Багдада были брошены абсолютно исправные Т-72 и БМП-2 с неизрасходованным боекомплектом,

 

ИТОГИ БОЕВ

К началу боевых действий складывалось впечатле­ние, что если в области средств ПВО иракскими ин­женерами, даже несмотря на блокаду, проводились попытки модернизации, то бронетанковая техника была в своеобразном загоне. Поэтому в районе Бас­ры против новейших английских «Челленджеров» были брошены немодернизированные машины раз­работки 50-х гг, а в окрестностях Багдада против «Абрамсов» шли Т-72М, «укрепленные» мешками с песком. Понятно, что в открытом бою иракские танки были обречены на гибель. К тому же, неоднократно появлялась информация, что значительная часть со­хранившейся в хорошем состоянии иракской броне­техники была передана Сирии.

Что же касается техники антииракской коалиции, в частности, танков «Абрамс», то большинство потерь происходило из-за механических поломок и аварий машин, которые позднее были разобраны американ­скими ремонтными службами, либо растасканы по частям иракцами. И хотя много говорилось о россий­ских ракетах «Корнет» на самом деле ни один такой комплекс не был обнаружен американцами. В мес­тах, где происходили стычки с иракцами, ни разу не сообщалось о найденных контейнерах ПТУР. Однако не исключено, что иракцы могли применять модифи­кации комплекса «Малютка», ракеты которого не за­ключены в контейнеры.

Лобовая броня башни и корпуса «Абрамсов», по мнению американских специалистов, обеспечивают «абсолютную защиту» экипажу. Что же касается крыши, бортов и кормовой брони, они не столь на­дежны и «могут пробиваться некоторыми видами оружия». Есть документально подтвержденные слу­чаи того, как 25-мм бронебойные снаряды автома­тических орудий БМП М-2 «Брэдли» с сердечником из обедненного урана, попадая в кормовую часть, выводили американские танки из строя. Бортовые экраны неоднократно пробивались выстрелами ре­активных противотанковых гранатометов. От попа­дания осколочных гранат РПГ танки получали лишь «косметические» наружные повреждения. Не сообщалось также о случаях подрыва танков на противо­танковых минах,

Вышибные панели на крыше башни выполняли свою функцию, как и было предусмотрено. Докумен­тально подтвержден случай, когда в кормовую часть башни, окруженную корзиной для имущества, про­изошло попадание выстрела РПГ, что привело к вос­пламенению боеукладки. Вышибные панели приняли на себя энергию взрыва, а экипаж при этом практи­чески не пострадал, лишь получил легкое отравле­ние продуктами горения.

Боевые условия предъявили высокие требования к силовому приводу башни, который требовал посто­янной проверки и регулировки. Опыт эксплуатации показал, что, находящиеся в корме башни «Абрамса» вспомогательные газотурбинные энергоустановки стали причиной безвозвратных потерь. Они повреж­дались даже огнем стрелкового оружия — происхо­дило воспламенение, в результате горящее топливо, стекая на крышу МТО, поджигало двигатель,

В эту кампанию, в отличие от боев 1991 г. мало использовались оперенные бронебойные подкалиберные снаряды. Предпочтение отдавалось кумулятивно-осколочным снарядам. Большинство тепловизоров, установленных на танках, принадлежали к первому поколению, и в условиях песчаных бурь они существенно ограничивали возможности по обнаружению и поражению целей.

Несмотря на то, что с начала 90-х гг. проводились интенсивные работы, чтобы дать возможность эффе­ктивно действовать танкам М1А1НА и М1А2 в услови­ях высокого содержания пыли в воздухе, американ­ским специалистам так и не удалось решить эту, став­шую ключевой для танков «Абрамс», проблему. Двига­тели танков также требовали гораздо больше топли­ва, чем предполагалось. Поэтому у тыловых служб снабжения наблюдались значительные затруднения, К тому же отмечались частые отказы на 2-м, 3-м и 5-м узлах подвески. Катки и траки имели существенный износ при длительных маршах, а также высоких ско­ростях передвижения. Не всегда хватало запасных ча­стей, и ремонтные службы были вынуждены снимать необходимые детали с поврежденных машин.

Английские танки «Челленджер-2» действовали в районе иракского города Басра и эксплуатировались в более благоприятных, чем «Абрамсы», условиях. Однако и у них наблюдались проблемы с двигателя­ми и ходовой частью.

За время боев было полностью уничтожено три «Абрамса», 12 подбитых танков не подлежали восста­новлению, а 136 машин получили повреждения, но впоследствии были восстановлены. Было также унич­тожено 16 БМП М2 «Брэдли», а еще 35 получили серьезные повреждения. Американцы потеряли 23 М-113 и 53 грузовые автомашины. Морская пехота США лишилась 28 AAV-7A и 11 LAV-25. Англичане по­теряли 10 «Челленджер-2», 10 БМП «Уорриор». Боль­шинство техники антииракской коалиции было унич­тожено и повреждено в результате применения РПГ

Потери иракской стороны оценить достаточно трудно. Так как много техники иракцами было бро­шено в совершенно исправном состоянии, напри­мер, в районе города Тикрит американцами было об­наружено несколько сот неповрежденных иракских Т-72, Тип 59 и Тип-69, Т-55, а также «Чифтен».

(А. Брусилов, Л. Карякин, «Танкомастер»)

Факт

Во время войны в Персидском заливе 1990-1991 гг., известной как операция «Буря в пустыне», группировка союзников в среднем ежедневно потребляла: 57 млн. л пресной воды, 95 тонн льда, 687 тыс. л бензина, 456 тыс. л дизтоплива, 198 тыс. л авиационного керосина. Количество вывозимых отходов составляло 145 тонн в день. Все это потребовало беспрецедентных усилий от 22-го командования армии США, занимавшегося тыловым снабжением группировки многонациональных сил…

Источник: www.modernarmy.ru

LEAVE A RESPONSE