Семейство плавающих украинских бронетранспортеров БТР-4 «Буцефал» (колесная формула 8х8) разработано государственным предприятием «Харьковское конструкторское бюро по машиностроению им. А.А. Морозова» в начале 2000-х гг.
БТР-4 предназначен для транспортировки личного состава мотострелковых подразделений и их огневой поддержки на поле боя. Он может использоваться в условиях применения противником оружия массового поражения.
КОМПОНОВОЧНАЯ СХЕМА, ВООРУЖЕНИЕ, ОСНОВНЫЕ ТТХ
БТР-4Е1
БТР-4, в отличие от БТР-3, не является развитием советского БТР-80, и сконструирован «с нуля».
От советских бронетранспортеров БТР-4 имеет несколько важных отличий, которые выводят данную машину на современный уровень.
Во-первых, это компоновочная схема, состоящая из трех отделений. В передней части корпуса машины размещаются командир и механик-водитель, в средней – моторно-трансмиссионный отсек, а за ним располагается боевое и десантное отделение. Такая схема обеспечивает повышенную защиту десанта и удобство его посадки/высадки, а также позволяет быстро трансформировать боевое отделение без изменения компоновочных решений по силовой установке и трансмиссии.
Во-вторых, оснащение бронетранспортера дистанционно управляемыми (наводчик находится внутри корпуса) боевыми модулями с различными комплексами современного вооружения, что значительно повышает огневую мощь БТР-4 по сравнению с БТР-80, а также позволяет с минимальными затратами трансформировать вооружение БТР-4 в зависимости от выполняемых задач. В качестве основного вооружения на БТР-4 могут применяться 30- или 23-мм автоматические пушки, ПТУР, автоматические гранатометы, а также пулеметы различного калибра.
Существуют следующие варианты боевых модулей для БТР-4:
- Боевой модуль «Гром» — 1?30-мм автоматическая пушка, 1?7,62-мм пулемёт, 1?30-мм автоматический гранатомет и ПТРК «Барьер» (боезапас 4 ПТУР) с максимальной дальностью полёта ракеты 5500 м.
- Боевой модуль «Шквал» — 1?30-мм автоматическая пушка, 1?7,62-мм пулемёт, 4?ПТУР «Барьер» либо 2?ПТУР и 30-мм автоматический гранатомет.
- Боевой модуль БАУ-23 — 2?23-мм автоматические пушки и 1?7,62-мм пулемёт.
- Боевой модуль БМ-7 «Парус» — 1?30-мм пушка КБА-1 (боекомплект 400 снарядов), 1?30-мм автоматический гранатомет (боекомплект 145 гранат), 1?7,62-мм пулемёт (боекомплект 2000 патронов) и ПТРК «Барьер» (боезапас 4 ПТУР) с максимальной дальностью полёта ракеты 5500 м.
- Боевой модуль МВП-4К (для машины огневой поддержки) — 120-мм орудие, 12,7-мм пулемет.
В-третьих, повышенная баллистическая и противоминная защита. БТР-4 может оснащаться дополнительной навесной защитой, устанавливаемой силами экипажа, что делает его устойчивым к попаданиям снарядов автоматических малокалиберных пушек и гранат РПГ.
Основные тактико-технические характеристики базовой версии БТР-4: боевая масса около 22 т, экипаж три человека (в десантном отделении 7 – 9 экипированных пехотинцев), длина 7,65 м, ширина 2,9 м, высота 2,86 м, мощность двигателя – 500 л.с., максимальная скорость движения по ровной поверхности 110 км/ч (на плаву около 6 км/ч), запас хода по топливу 690 км.
Броня – стальная гомогенная катаная, противопульная и противоосколочная (с дополнительной навесной защитой – противоснарядная).
Прицеливание осуществляется с помощью оптико-телевизионной системы с лазерным дальномером и стабилизацией поля зрения в вертикальной и горизонтальной плоскостях. Наблюдение и прицеливание может вестись как в дневное, так и в ночное время.
На сегодняшний день созданы следующие модификации БТР-4:
- БТР-4А — вариант с двигателем «Ивеко» и боевым модулем «Гром», разработанный для МО Украины.
- БТР-4В – вариант с немецким двигателем «Дойц» мощностью 442 л.с., американской автоматической коробкой передач и боевым модулем «Парус». В серию не пошел.
- БТР-4Е – вариант с боевым модулем «Парус» для МО Ирака. Также в марте 2014 года создан вариант данной модификации – БТР-4Е1, отличающийся существенно улучшенной баллистической защитой личного состава, узлов и агрегатов за счет нового комплекта дополнительной навесной брони, устанавливаемой силами экипажа.
Также БТР-4 может исполняться в вариантах машины огневой поддержки, КШМ, командирской, разведывательной, медико-эвакуационной и ремонтно-эвакуационной машин.
Стоимость одной машины составляет около 1,5 млн. долл. США, что значительно дешевле иностранных аналогов.
СЛУЖБА И БОЕВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ БТР-4
БТР-4 был принят на вооружение МО Украины в 2012 году. При этом на ХКБМ была заказана партия из 194 бронетранспортеров (154 для армии, и 40 – для МВД). Было ли начато производство, и сколько бронетранспортеров передано украинской армии на сегодняшний день – неизвестно. Учитывая плачевное состояние ВС Украины, вызванное чрезвычайно скудным финансированием, скорее всего, украинские военные так и не получили заказанной техники.
В 2009 г. Ирак заказал 420 машин БТР-4 в различном исполнении, однако выполнение контракта было сорвано украинской стороной, как по срокам, так и по качеству продукции. До начала 2013 г. Ирак получил всего 88 БТР-4, а последняя партия в количестве 42 машин была забракована иракской стороной (обнаружены трещины в броне) и 1 января 2014 г. прибыла на украинскую территорию.
Впрочем, украинской стороне эти бронетранспортеры пришлись очень кстати в связи с начавшимися боевыми действиями в Донецкой и Луганской областях. 12 апреля 2014 года началась передача «иракских» БТР-4 Национальной гвардии Украины.
БТР-4Е1 после боя под Славянском
В ходе боевых действий машины зарекомендовали себя с положительной стороны. Вообще, концепция хорошо вооруженной и защищенной боевой машины на колесном ходу («колесного танка») рассматривается зарубежными специалистами наиболее удобной в условиях боевых действий низкой интенсивности (антипартизанских, антитеррористических, полицейских операциях и т.д.). В эту концепцию вписывается и БТР-4. Украинские силовики используют данные машины, в том числе, как основную огневую точку и опорный элемент своих блок-постов. К тому же средства прицеливания БТР-4 позволяют вести наблюдение и огонь в темное время суток, что особенно актуально для украинской армии, крайне слабо оснащенной ПНВ и ночными прицелами.
Хорошо показала себя и защита БТР-4. В ходе боев под Славянском бронетранспортеры получали прямые попадания из РПГ и автоматических пушек, однако ополченцам не удалось добиться поражения ни одной из украинских машин, хотя, по некоторым сведениям, на новейшие украинские бронетранспортеры специально охотились. По словам и.о. генерального директора ГК «Укроборонпром» Ю. Терещенко, броня БТР-4Е выдержала попадания из крупнокалиберных пулеметов и автоматических пушек, противокумулятивные экраны защитили машину от попаданий из РПГ, а бронестекла защитили экипаж от попаданий из снайперских винтовок.
Результаты боевого использования БТР-4Е1 получили широкое освещение в украинских СМИ. Таким образом, после провального контракта с Ираком, украинская «оборонка» получила возможность «реабилитироваться» в глазах потенциальных покупателей.
(Материал подготовлен для портала «Современная армия» © http://www.modernarmy.ru. При копировании статьи, пожалуйста, не забудьте поставить ссылку на страницу-первоисточник портала «Современная армия»).
Факт
По некоторым данным, в настоящее время на основе комплекса ХААРП создается система ПВО/ПРО на новых физических принципах. Основной целью создателей ХААРП является изучение так называемых авроральных эффектов, что, возможно, позволит создавать в верхних слоях атмосферы плазмоиды – своеобразные управляемые шаровые молнии, густая сеть которых явится непреодолимым препятствием для самолетов и для баллистических ракет.
Источник: