армия и оружие

Бронированная машина БА-20 советского производства

БА-20 — легковой бронированный автомобиль советского производства. В основе лежит шасси ГАЗ-М1. Использовался для разведки, в качестве связного пункта и охраны рабоче-крестьянской Русской армии. Массовый выпуск длился 6 лет (1936-1942).

История создания и развития БА-20

Проектированием нового транспорта занялись по заказу АБТУ РККА. Разработкой занималось конструкторское бюро Ижорского завода. Первые опытные образцы подготовили в январе 1936 года. Через месяц собрали серийный вариант. Его отправили на испытания в НИБТ. Все тестирования прошли успешно.

Производство сосредоточили на заводе в Выксе (Нижегородская область). Его запустили в середине лета 1936 года, когда предприятие получило все технические документы. В Ленинграде заводу «Красный Треугольник» поручили производить пуленепробиваемые шины для будущей техники. С июля по декабрь 1936 года специалисты собрали 35 экземпляров.

Весной следующего года для авто разработали коническую башню с повышенной пулестойкостью. Несмотря на это, больше половины машин, собранных в 1937 году, оснащались цилиндрической башней старого образца. Во второй половине этого года комбинат в Ярославе занялся выпуском шин для этой техники. В ноябре высшее руководство страны выпустило указ о производстве броневика БА-20 нового образца.

Во второй половине 1938 года конструкторское бюро Ижорского завода разработало модификацию, получившую индекс «М». Основное нововведение — коническая башня. Также конструкцию многих технических узлов усилили для увеличения запаса рабочего ресурса. До конца 1941 года собрано ещё 1 324 машин различных модификаций.

За всю свою история техника поучаствовала во многих боевых операциях. В феврале 1942 года армейские управленцы составили указ о прекращении производства БА-20. До июля 1942 года конструкторы успели выпустить ещё 137 авто. Броневик продолжали использовать до 1945 года в различных военных подразделениях.

Конструкция БА-20

Советский легковой бронеавтомобиль получил компоновочную схему. Моторный отсек располагался в передней части. Боевое и управленческое отделения соединили. Для них выделили центральную и заднюю части транспорта. Пулемётная башня находилась над боевым отсеком. Автомобиль вмещал двух человек. Загрузка и выгрузка экипажа проходила через двери, расположенные на бортах.

Технические характеристики:

  • Колёсная формула — 4х2;
  • Длина — 4 310 мм;
  • Ширина — 1 750 мм;
  • Высота — 2 130 мм;
  • Мощность силовой установки — 50 лошадиных сил;
  • Максимальная скорость по шоссе — 90 км/ч.

Солдаты осуществляли обзор через смотровые окна, закрываемые бронированными заслонками. Небольшие лючки для осмотра местности также находились в башне и лобовой части. В полу имелся люк для высадки экипажа в случае критических повреждений.

Броня выдерживала попадание пуль. Корпус собирался из катаных броневых листов, соединявшихся между собой сваркой. Для улучшения защиты листы расположили под наклоном. От предыдущего поколения легковых броневиков отличался увеличенным пространством внутри кузова, компактными габаритами и маленьким весом (2,5 тонны).

В условиях военных действий спасали пуленепробиваемые шины, усиленные рессоры и укреплённый задний мост. Двигатель обеспечивал хорошую мощность, которой хватало для преодоления 15-градусных склонов и бездорожья.

Под капотом находился силовой агрегат М-1. Он имел четыре цилиндра и развивал до 50 лошадиных сил. Конструкцию мотора дополнял карбюратор и экономайзер. Для запуска применялся электростартер МАФ-4006. Система зажигания состояла из центробежного регулятора, бобины и свеч зажигания. Высокий запас хода (350 км по шоссе) обеспечивался 70-литровым топливным баком.

Сухое сцепление состояло из одного диска. Механическая коробка передач имела три передние и одну заднюю скорости. Главная и карданные передачи и конический дифференциал — составляющие трансмиссии.

В башне устанавливался пулемёт ДТ. Вертикальное наведение — от -13 до +23 градусов. Наводка на цели осуществлялась с помощью механического прицельного механизма. За вращение башни отвечал стрелок (он также являлся капитаном экипажа).

В основе электрики лежала однопроводная схема. Напряжение — 6 вольт. БА-20 бронеавтомобиль получал электроэнергию от аккумулятора (100 А) и генератора (120 В). Связь с командным центром осуществлялась благодаря установленной на борту коротковолновой радиостанции. Для её питания использовался дополнительный аккумулятор. Не все экземпляры оснащались радиостанцией. На подобных моделях в состав экипажа входила радист.

Модификации БА-20

На базе легкого броневика создали несколько разновидностей:

  • ЖД — вариант для передвижения по железнодорожным путям. В комплектацию входило четыре металлических колеса для передвижения по железной дороге. Экипаж мог самостоятельно с помощью домкратов менять колёса в случае необходимости. Инженеры собрали 61 экземпляр этой модификации;
  • М — улучшение стандартного варианта. В основу транспорта легло шасси ГАЗ-МС. Оно отличалось наличием усиленной балки в конструкции переднего моста, улучшенных рессор и дополнительного топливного бака на 30 литров. Основные изменения — башня новой конструкции и усиленное бронирование. С конвейера сошло 1 230 машин;
  • ЖД М — железнодорожный вариант на базе улучшенной модификации. Конструкторы собрали 74 или 76 экземпляров (есть различные документы с разной информацией о количестве выпущенных авто).

Автомобиль БА-20 использовался не только советской армией. Руководство Союза поставило 30 штук Монгольской Народной Республике. Также несколько десятков машин использовались Румынией, Третьим Рейхом и Финляндией. Этим странам техника досталась в качестве трофеев после боевых действий.

Какой можно сделать вывод?

БА-20 — качественный советский бронеавтомобиль легкового класса. Первый звёздный час техники пробил 22 августа 1939 года в глубоком тылу Японии. На местном аэродроме несколько замаскированных броневиков разбили два самолёта. Это привело к захвату аэродрома и склада с горючим.

Начало Великой Отечественной войны сильно ударило по количеству бронетранспортёров. Из полутора тысяч выпущенных машин уцелело несколько сотен, которые продолжали нести службу до 1945 года. На вооружении в армии 20-ю модель сменил БА-64. Один из уцелевших экземпляров сейчас можно найти в Музее Великой Отечественной войны в Киеве.

Легкий бронеавтомобиль БА-20 1936 года

Технические характеристики ТТХ БА-20

  • Годы выпуска: 1936-1942 гг.
  • Всего изготовлено: 2013-2114 шт.
  • Завод-изготовитель: Выксунский завод дробильно-размольного оборудования.
  • Разработчик: КБ Выксунского завода дробильно-размольного оборудования (г.Выкса, Горьковская область).
  • Боевое применение: конфликт на реке Халхин-Гол (1939 год), Советско-финская и Великая Отечественная войны.
  • Боевая масса: 2,52 т.
  • Экипаж — 2 человека.
  • Габаритные размеры: длина — 4310 мм, ширина — 1750 мм, высота — 2130 мм, клиренс — 235 мм.
  • Вооружение: 7,62-мм пулемет (боекомплект — 1386 патронов).
  • Толщина брони: 6-9 мм.
  • Двигатель: ГАЗ-М1. Тип: 4-х цилиндровый, карбюраторный, 50 л.с.
  • Максимальная скорость движения: 90 км/ч.
  • Запас хода по шоссе: 450 км.
  • Преодолеваемые препятствия: стенка — 0,24 м, ров — 0,35 м.

Источник: militaryarms.ru

LEAVE A RESPONSE