армия и оружие

Бронированный автомобиль ГАЗ-2330

Довольно долгое время российская армия не использовала бронеавтомобили, полагаясь на БТР, БМП и БРДМ. Между тем опыт, полученный США при ведении боевых действий с применением хорошо известного военного вездехода HMMWV («Хамви»), указывал на то, что подобные машины могут принести немалую пользу. Они высокомобильны, относительно дешевы и универсальны. Всё это побудило российских конструкторов задуматься о создании собственных аналогов «Хамви». И всё же трудно сказать, как скоро бы армия получила такие машины, если бы не случайность, связанная с несостоявшимся контрактом между ОАЭ и заводом ГАЗ.

История разработки бронированного автомобиля ГАЗ-2330

В начале 1999 года с руководством Горьковского автомобильного завода (ГАЗ) связались представители фирмы Bin Jabr Group, зарегистрированной в Объединенных Арабских Эмиратах. Они предложили профинансировать проект по созданию нового бронеавтомобиля для армии ОАЭ. Предполагалось, что эта машина сможет заменить американский «Хамви» (HMMWV), который оказался чрезмерно дорогим в эксплуатации.

С самого начала было ясно, что Bin Jabr Group – это не конечный заказчик броневика. Эта фирма была своего рода «передаточным звеном» для куда более крупной компании — King Abdullah II Design&Development Boreau (KADDB), известной, в частности, как наиболее крупный в регионе создатель боевой техники – как колёсной, так и гусеничной. Таким образом, предложение выглядело очень серьёзным.

Бронеавтомобиль HMMWV с крупнокалиберным пулеметом в верхнем люке

Основные требования к новому автомобилю на тот момент выглядели следующим образом:

  • Надёжность эксплуатации в климатических условиях, свойственных Аравийскому полуострову (температура воздуха до +50 градусов по шкале Цельсия);
  • Простота устройства основных агрегатов;
  • Глубина преодолеваемого вброд водного препятствия – до 1,2 метра;
  • Возможность въезда на склон (и съезда с него) под углом в 52 градуса;
  • Уровень комфорта для экипажа должен соответствовать среднестатистическому легковому автомобилю.
  • Завод ГАЗ обладал немалым опытом по созданию армейских легковых вездеходов и бронетранспортеров, что позволило ему справиться с проектированием новой машины и изготовлением нескольких первых её экземпляров в очень короткие сроки. Уже в 2001 году в Абу-Даби, на выставке вооружений IDEX, были продемонстрированы три бронеавтомобиля, обозначенные как Tiger.

    Далее, произошла какая-то «мутная» и не очень понятная история: все три опытные машины остались в ОАЭ вместе с комплектом технической документации, при этом арабские заказчики отозвались о «Тигре» вполне комплиментарно. Контракт с дочерней фирмой ГАЗа «ПКТ», которая и занималась разработкой проекта, почему-то разорвали. Запланированные ранее совместные испытания так и не начались.

    Руководство завода ГАЗ, видя такое положение, приняло решение использовать практически готовый проект в собственных интересах, предложив новый автомобиль министерствам внутренних дел и обороны. Никаких возражений от прежнего заказчика по этому поводу не последовало, а через несколько лет у ОАЭ появилась бронемашина Nimr (в переводе с арабского – «Тигр»).

    Арабский «брат» ГАЗ-2330 – бронеавтомобиль Nimr на выставке IDEX-2019

    В 2002 году на Горьковском автомобильном заводе были изготовлены три различных варианта автомобиля, получившего тогда обозначение ГАЗ-2975. Бронированным был лишь один из них, трёхдверный. Два других имели более простой тентованный корпус. При этом внешний вид машины несколько изменился по сравнению с «арабским» вариантом. Первыми «испытателями» автомобилей стали бойцы московского специального отряда быстрого реагирования. Полученные результаты были положительно оценены министерством внутренних дел, которое пожелало закупить целую партию машин.

    В 2005 году началось серийное производство «Тигров», но не на ГАЗе, а на Арзамасском машиностроительном заводе. Вскоре бронеавтомобиль «Тигр» стал поступать не только в подразделения МВД, но и в армию. В 2008 году они использовались во время «пятидневной войны» в Южной Осетии и Грузии, а в 2014 году эти машины «засветились» в Крыму, где с их участием проходило блокирование украинских воинских частей.

    За годы, прошедшие с момента появления первых образцов «Тигра», было разработано немало его модификаций. Усиливались характеристики брони и защиты от мин, устанавливались новые образцы вооружения, создавались специализированные варианты. В 2020 году в Сирии была испытана очередная модификация этой машины – «Тигр-М», которая в ближайшие годы, видимо, станет в армии основной.

    Основное предназначение

    «Тигр» для российского МВД. Снимок сделан еще до переименования милиции в полицию.

    Бронеавтомобиль ГАЗ 2330 «Тигр» используется для решения следующих задач:

  • Безопасная перевозка военнослужащих по территории, на которой могут встречаться различные диверсионные, иррегулярные или террористические формирования;
  • Доставка солдат и грузов в оперативный тыл и прифронтовую полосу в условиях ведения «обычной» войны;
  • Эвакуация раненых с поля боя;
  • Борьба с бронетехникой или авиацией противника (при условии оснащения соответствующим оружием);
  • Огневая поддержка атакующих или обороняющихся подразделений;
  • Обычная, химическая и радиологическая разведка;
  • Доставка специальных полицейских сил к месту проведения операций по обезвреживанию или задержанию особо опасных преступников.
  • В целом по своим функциям «Тигр» довольно близок к бронетранспортеру.

    Конструкция автомобиля

    Основным несущим элементом вседорожника ГАЗ-2330 является жесткая сварная рама. На неё навешиваются все остальные узлы и агрегаты. Кузов автомобиля цельнометаллический, сварной, бронированный. Толщина металла зависит от модификации и является одним из факторов, определяющих класс защиты. Компоновка: капотный «универсал», в задней части имеются открывающиеся наружу двери. В салоне поддерживается постоянная температура воздуха, что обеспечивается системами климат-контроля.

    Салон одного из гражданских вариантов «Тигра»

    Силовой агрегат

    На броневик «Тигр» может быть установлен один из следующих двигателей:

  • Cummins В180-20. Объем – 5,883 литра, мощность – 180 лошадиных сил. Крутящий момент – 650 Нм при 2500 оборотах в минуту;
  • Cummins В205-20. Достигнута мощность в 205 лошадиных сил при сохранении прежнего объема цилиндров. Крутящий момент – до 750 Нм при 1900 оборотах в минуту;
  • Cummins В215-20. Мощность доведена до 215 лошадиных сил. При 1500 оборотах в минуту мотор формирует крутящий момент в 700 Нм;
  • ЯМЗ-5347-10. Это многотопливный двигатель — его можно заправлять как соляркой, так и бензином. Мощность составляет 215 лошадиных сил, крутящий момент – 735Нм при частоте вращения от 1300 до 1600 оборотов в минуту.
  • На опытные автомобили первых серий устанавливали мотор ГАЗ-562 мощностью в 150 лошадиных сил. Кроме того, премьер-министру России Медведеву демонстрировался вариант машины, оснащенный двигателем на 420 л.с. В серию такой автомобиль не пошёл.

    Все варианты двигателей снабжаются предпусковым подогревателем и электронагревателем входного воздуха. Эти устройства обеспечивают уверенный запуск мотора в любых климатических условиях.

    Трансмиссия

    Внедорожник «Тигр» может оснащаться автоматической коробкой передач, но этой особенностью обладают только гражданские версии автомобиля. Военные варианты комплектуются МКПП ГАЗ-2330-1700010 с шестью передачами. Имеется также раздаточная коробка, позволяющая распределять усилия от двигателя между осями машины.

    Двигатель ЯМЗ-5347-10, устанавливаемый на ГАЗ-2330

    При помощи особого рычага может быть включена пониженная передача (1:4,5). На колёсах при этом создается крутящий момент в 2000 Нм, что заметно увеличивает проходимость тяжелого автомобиля, придавая ему способность проехать, к примеру, по полутораметровому слою недавно выпавшего снега.

    Для того чтобы передние и задние колеса вращались с одинаковой скоростью, водитель может включить блокировку межосевого дифференциала, нажав на одну из кнопок на панели.

    Подвеска

    ГАЗ-2330 оборудован торсионной, полностью независимой подвеской. Многие элементы её конструкции были разработаны с учетом устройства аналогичных узлов бронетранспортера БТР-80, что позволило повысить устойчивость и «живучесть» наиболее важных деталей. Передние колеса оборудованы устройством, обеспечивающим поперечную устойчивость во время движения, а каждое из задних снабжено двумя гидравлическими амортизаторами.

    Кроме того, автомобиль снабжен колёсными редукторами, которые позволили увеличить клиренс, тем самым дополнительно улучшить проходимость.

    Рулевое управление

    Использован тип рулевого управления «винт – шариковая гайка». Поскольку машина обладает более чем внушительной массой, устанавливается гидроусилитель. Благодаря этому устройству, при вождении «Тигр» мало чем отличается от обычного легкового автомобиля.

    Технические характеристики

    Преодоление водного препятствия на ГАЗ-2330

    ГАЗ-2330 выпускался в разных вариантах, отличавшихся между собой по бронированию, мощности силовой установки и вооружению.

    ТТХ приводятся для модификации «Тигр-М» ВПК-233114/СПМ-2М:

    Полная масса7,8 тонны Снаряженная масса6,6 тонны ГрузоподъемностьДо 1,4 тонны + прицеп весом до 2,5 тонн Максимальная скорость по бездорожьюТочных данных нет, предположительно до 80 км/ч Максимальная скорость по шоссе125 км/ч (по другой информации, до 140 км/ч) Запас хода1000 километров Глубина преодолеваемого брода1,2 м Допустимый угол подъема30 градусов Ширина преодолеваемого рва0,5 м Высота преодолеваемого препятствияДо 40 см Клиренс400 мм Ширина колесной базы3 300 мм Высота корпуса (без оружия)2 300 мм Длина автомобиляОт 5650 до 5700 мм Ширина автомобиляОт 2300 до 2400 мм

    Баллистическое бронирование передней части машины отвечает уровню 3 (5-й класс по ГОСТ Р50963-96), а противоминное – уровню 2А по классификации STANAG 4569. Это означает, в частности, что внедорожник способен выдержать взрыв устройства, эквивалентного по силе шести килограммам тротила при условии наезда на него колесом.

    Преимущества и недостатки

    ГАЗ-2330 обладает следующими достоинствами:

  • Высокая проходимость;
  • Комфортабельные (по военным меркам) условия поездки;
  • Высокий уровень вариабельности машины – её можно оснастить самыми разными видами оружия и специальных устройств;
  • Возможность использования разных видов топлива.
  • В целом «Тигр» является вполне достойным конкурентом для практически любого западного «оппонента», что доказывается успешностью поставок этих машин за рубеж.

    Китайский вариант «Тигра». Изготавливается по лицензии

    Вместе с тем имеются у него и недостатки:

  • Недостаточно высокий уровень защиты, особенно от минного оружия. Эта проблема решается, но пока сохраняется отставание от иностранных аналогов, в том числе и от арабского «Нимра», хотя он и сконструирован на базе ГАЗ-2330;
  • Кузов сделан цельносварным, в то время как наиболее современные варианты бронеавтомобилей имеют модульную конструкцию;
  • Слишком высокая закупочная цена, не позволяющая покупать машины в большом количестве.
  • Опыт эксплуатации «Тигров» в боевых условиях в целом положительный, однако, им пока еще почти не доводилось встречаться с сильным противодействием. Возможно, какие-то подобные эпизоды случались в Сирии, но информации о них немного.

    Комплектация и варианты исполнения

    Автомобили «Тигр» оснащаются лебёдкой с электрическим приводом, специальными креслами, предотвращающими травмирование экипажа при подрыве на мине, автоматической системой, предназначенной для регулировки воздушного давления в шинах, фильтровентиляционной установкой и противопожарными средствами.

    В комплект оборудования могут входить и другие устройства, в зависимости от целевого использования машины.

    Все автомобили ГАЗ-2330 можно условно разделить на три основных типа:

  • Небронированные машины;
  • Многоцелевые бронированные автомобили;
  • Специализированные машины.
  • Небронированный гражданский вариант автомобиля «Тигр»

    Выпускались следующие модификации небронированных машин:

  • ГАЗ-23304. Кузов – однообъемный универсал. Количество дверей – пять;
  • ГАЗ-233001. Гражданский «Тигр», продавался в незначительных количествах;
  • ГАЗ-233011 и 233012 – пикапы с четырьмя или двумя дверьми и грузовой платформой;
  • ГАЗ-233013. Кузов – универсал, количество дверей – три. Имеются варианты с двухъобъемным салоном;
  • ГАЗ-3121 – еще одна гражданская версия, известная также под названием «Тигр-2». Отличался несколько сниженным расходом топлива и меньшей массой (3,5 тонны);
  • ГАЗ-СП46 – автомобиль для проведения парадов. Кузов «кабриолет», имеется жесткая крыша, которую можно снимать или устанавливать при необходимости. В салоне имеется поручень, за который можно придерживаться при поездке стоя. Автомобиль оборудован автоматической трансмиссией, масса уменьшена и составляет 4,75 тонны.
  • Модификация для спецназа АСН 233115. Хорошо видно вооружение машины – пулемет и автоматический гранатомет

    Многоцелевые бронированные «Тигры» представлены следующими модификациями:

  • ГАЗ-233034 (СПМ-1) – используется оперативными сотрудниками и специальными отрядами МВД России. Привлекается к участию в операциях против террористов, применяется пограничниками. Класс баллистической защиты – 3;
  • ГАЗ-233014 (СТС) – бронированный кузов этой армейской машины дополнительно обшит специальным покрытием, задерживающим осколки различных боеприпасов. Количество дверей – три. В 2014 году именно эти автомобили блокировали украинские воинские части в Крыму;
  • ГАЗ-233036 (СПМ-2). Автомобиль для МВД РФ. Отличается от СПМ-1 наличием двух люков в крыше и бойницами в бронестеклах. Уровень баллистической защиты по отечественному стандарту –5. На базе этого варианта созданы два командно-штабных автомобиля – АПЕ-МБ и Р-145БМА;
  • СБМ ВПК-233136. Усовершенствованный вариант СПМ-2 с российским двигателем ЯМЗ;
  • ВПК-233114 («Тигр-М»). Серийная версия, поставляется как в МВД, так и в армейские подразделения. Оборудован фильтровентиляционной установкой, в крыше сделан квадратный распашной люк. Установлена новая версия двигателя ЯМЗ;
  • АСН 233115 («Тигр-М» СПН). В верхнем люке смонтирована поворотная установка с пулеметом и автоматическим гранатомётом. Этот вариант предназначен для бойцов спецназа.
  • Специальный автомобиль «Абаим-Абанат». На крыше – сложенный штурмовой трап

    Из специализированных модификаций бронеавтомобиля «Тигр» можно выделить такие, как:

  • «Абаим-Абанат». Представляет собой вариант модели ГАЗ-233034, оборудованный специальным управляемым трапом, при помощи которого бойцы спецназа МВД могут проникнуть на второй или третий этаж здания при выполнении штурма;
  • СБРМ. Автомобиль, снабженный аппаратурой для обнаружения различной техники (в том числе беспилотников и вертолетов) и живой силы противника. Собранные данные поступают на электронную карту, координаты целей определяются при помощи системы ГЛОНАСС;
  • П-265. Подвижная полевая радиостанция;
  • МЗ-304 «Горец». Вариант бронеавтомобиля «Тигр-М» с интегрированной полуавтоматической минометной установкой калибра 120 мм;
  • МК-БЛА-01. Используется вместе с беспилотником «Ласточка»;
  • «Леер-2». Представляет собой «Тигр-М» с аппаратурой радиоэлектронной борьбы;
  • РХМ-ВВ. Автомобиль для выполнения химической, биологической и радиационной разведки. Эксплуатируется Росгвардией.
  • Кроме того, имеются санитарные «Тигры», а также машины, оборудованные радиолокационными станциями для проведения разведки и управления огнём артиллерии.

    Отдельного упоминания заслуживает АБШ 23316. Эта модификация бронеавтомобиля может вооружаться пусковой установкой противотанковых ракет модели «Корнет-Д»  или зенитно-ракетным комплексом «Гибка». В последнем случае в состав боекомплекта могут входить ракеты «Игла-С» или более новая «Верба». Высота поражения целей – до 3500 метров.

    Бронеавтомобиль АБШ 23316 с установкой противотанковых ракет «Корнет-Д» на крыше

    Для непосредственной поддержки войск может применяться автомобиль «Тигр» в модификации БРШМ.  Его главное отличие – необитаемый дистанционно управляемый модуль, вооруженный пулеметом и автоматической пушкой калибра 30 миллиметров.

    Источник: militaryarms.ru

    LEAVE A RESPONSE