армия и оружие

Центр боевой подготовки объединенных ВВС НАТО

Эмблемы курсов боевой подготовки: вверху – первоначальная, внизу – текущего года.

Оперативная и боевая подготовка (ОБП) ОВВС НАТО в 2013 году была направ­лена в основном на подготовку коман­дований, штабов и авиационных подразделе­ний к участию в операциях альянса за преде­лами Европейского ТВД, а также к несению боевого дежурства в составе сил первооче­редного задействования (СПЗ) ОВС блока.

В соответствии с решением военного ру­ководства НАТО в 1978 году были организованы курсы боевой подготовки (КБП) по программе ТЛП (TLP — Tactical Leadership Programme) для руководящего летного соста­ва авиационных подразделений ОВВС блока. Целью программы является совершенство­вание летно-тактической подготовки экипа­жей самолетов тактической истребительной авиации ОВВС НАТО. К участию в ней стали привлекать наиболее подготовленных летчи­ков категории от командира авиационного звена и выше.

 

ИСТОРИЯ ЦЕНТРА БОЕВОЙ ПОДГОТОВКИ ОВВС НАТО

Вопрос о создании таких курсов возник еще в 1976 году. В частности, предусматривалась разработка программы теоретической и летной подготовки экипажей различной национальной принадлежности для приви­тия им навыков взаимодействия на земле и в воздухе, а также для ведения воздушных боев с тактическими истребителями различно­го типа. По характеру решаемых задач КБП должны были соответствовать ежегодно проводимым в США учениям «Ред флэг» с тем отличием, что подготовка летчиков осуществлялась бы в реаль­ных условиях Европейского континента, в пределах которого могут вестись реальные боевые действия.

Эту идею поддержало руководство Бельгии, Великобритании, Канады, Нидерландов, США и ФРГ, и в 1978 году в соответствии с документом «Ме­морандум о взаимопонимании» (MOU — Memorandum of Understanding) на германской авиабазе (АвБ) Фюрстенфельдбрук был сформирован центр подготовки летного состава (ЦПЛС) по программе КБП. Первоначально программа включала двухнедельные теоретические курсы, в ходе которых летный состав изучал и анализировал новые тактические приемы и спосо­бы ведения боевых действий авиационными подразделениями ВВС госу­дарств альянса.

В 1979 году ЦПЛС был переведен на германскую АвБ Евер, где к програм­ме теоретической подготовки был добавлен летный курс, что увеличило продолжительность цик­ла обучения до четырех недель. Центр функци­онировал до конца 1988 года, выпустив свыше 2000 летчиков ВВС стран НАТО (71 цикл об­учения).

В 1988 году прави­тельство ФРГ направило запрос командованию ОВВС о выводе ЦПЛС с территории страны, обо­сновав свои требования следующими причина­ми: планируемым разме­щением на этой авиабазе тактических истребите­лей «Торнадо» ECR на­циональных ВВС; ухудшением шумовой обстановки в районе авиабазы в связи с увеличением числа полетов реактивных самолетов, в том числе на малых высотах; большой интенсивностью полетов военной авиации альян­са, в том числе на малых высотах.

В зарубежных СМИ также отмечалось, что особую роль при принятии решения о передислокации ЦПЛС сыграло давление общественности на правительство ФРГ после трагедии, произошедшей 28 августа 1988 года на АвБ Рамштейн в ходе авиашоу «Флюгтаг-1988». Во время выступления итальянской пилотажной группы «Фреси Триколори» в воздухе столкну­лись три из десяти самолетов МВ-339. В результате одна из машин упала на зрителей. Семьдесят человек (включая троих пилотов) погибли, от 300 до 400 получили серьезные ранения.

С января 1990 года по июль 2009-го центр ОВВС НАТО по программе ТЛП размещался на авиабазе Флоренн (Бельгия). В этот период увеличи­лось число стран, подписавших «Меморандум о взаимопонимании». В него вошли Дания и Италия (1996), а также Испания (2002).

В январе 2002 года центр получил статус подразделения, поддерживаемого командованием ОВС НАТО в Европе (Unit in Support of SHAPE), и с тех пор КБП официально име­нуются ACETLP (Allied Command Europe Tactical Leadership Programme).

В ходе совершенство­вания методик, отраба­тываемых в рамках КБП, появилась потребность в отработке боевых дей­ствий ночью, однако из-за местных ограничений ночных полетов в воз­душном пространстве АвБ Флоренн приходи­лось организовывать по­леты с других авиабаз: Кинлосс (Великобритания), Каруп (Дания), Джойя дель Колле (Италия), Конья (Турция) и Ним Гарон (Франция).

В июле 2009 года центр был передислоцирован на АвБ Альбасете (Ис­пания). При выборе этого места определяющими были следующие факто­ры: благоприятные метеорологические условия (большое количество дней (ночей) с простыми метеоусловиями); возможность организации ночных полетов без ограничений; небольшая интенсивность полетов самолетов гражданской авиации.

Для организации там центра потребовались инвестиции в размере 20,7 млн. евро, в том числе 15,5 млн. на развитие инфраструктуры и более 5 млн. на приобретение и монтаж различного оборудования. Все средства были выделены странами-участницами, к которым присоединились Греция и Франция, что привело к повышению статуса центра до уровня центра боевой подготовки. В настоящее время таковыми являются: Бельгия, Великобритания, Греция, Дания, Испания, Италия, Нидерланды, Франция, ФРГ и США.

Подготовка по программе ТЛП организуется и финансируется на основе «Меморандума о взаимопонимании», подписанного государствами-участ­никами. Число представителей каждой страны в штабе ЦПЛС, а также од­новременно проходящих подготовку офицеров зависит от доли ее финансо­вого участия в программе.

 

ОРГАНИЗАЦИЯ БОЕВОЙ ПОДГОТОВКИ В ЦЕНТРЕ

Традиционно начальником центра назначается представитель ВВС го­сударства, на территории которого он размещается, в звании полковника (в настоящее время – испанец).

Центр организационно включает два направления — концепций и доктрин (Concepts & Doctrine Branch) и летно-тактическое (Flying Branch), возглав­ляемые офицерами (категория подполковник) по принципу ротации от ВВС стран-участниц и укомплектованные опытным инструкторским составом их ВВС, а также подразделение обеспечения (категория – подполковник от ВВС Испании).

Экипажи готовятся к выполнению задач курса боевой подготовки.

Главное теоретическое направление центра — направление концепций и доктрин. Оно оценивает различные концепции и доктрины, разработанные странами-участницами для использования их тактической истребитель­ной авиацией. Конференции обеспечивают их участникам свободное (оппонентское) обсуждение тактических методов проведения операций, что приводит к общему обновлению тактики и методик. Выводы и рекомендации (включая результаты, полученные в ходе международных конфликтов) включаются в боевые уставы, разрабатываемые для экипажей тактической истребительной авиации НАТО.

Специалисты этого направления также изучают вопросы, имеющие боль­шую практическую значимость. Основной задачей является повышение профессиональных знаний экипажей тактической авиации НАТО с целью общего понимания всех аспектов коалиционных воздушных операций. На­правление состоит из двух групп — академической и разведывательной.

Академическая группа организует отдельные курсы (15 раз в год, продолжительностью одна неделя, для повышения уровня знаний по вопросам организации и проведения комбинированных воздушных операций альянса — (СОМАО). При этом изучается теория воздушно-наступательной опера­ции, в том числе построения боевых порядков, воздушный бой, подавление (преодоление) ПВО, нанесение авиационных ударов по наземным целям, а также применения средств РЭБ. Кроме того, рассматриваются вопросы организации воздушной оборонительной операции и непосредственной авиационной поддержки. Некоторые из этих курсов оптимальны в качестве предварительной профессиональной подготовки для успешного прохожде­ния летной практики в центре. Ежегодно в академической группе центра проходят обучение около 300 представителей ОВВС НАТО.

Разведывательная группа обеспечивает необходимой информацией дру­гие направления центра, доводящейся путем организации брифингов и презентаций, а также проводит специальные курсы для офицеров разведки ОВВС НАТО.

Практически ориентированным направлением деятельности центра яв­ляется летно-тактическое направление. В его задачи входит: непосред­ственная организация и проведение полетов, предназначенных для отработ­ки тактических навыков на уровне (по должности) командира эскадрильи; совершенствование приемов тактического взаимодействия ОВВС стран НАТО через взаимный обмен опытом по тактике и боевым возможностям их ВВС.

Летно-тактическим направлением, состоящим из двух групп: ударной и ПВО, а также из двух подразделений обеспечения, руководит офицер (ка­тегория подполковник). В его подчинении 16 пилотов (категория майор) из девяти стран, имеющих летную квалификацию летчик 1-го класса. Они формируют преподавательский состав, который проводит занятия по сле­дующим направлениям: тактические приемы и способы задействования авиации при оказании непосредственной авиационной поддержки и нанесении ударов по наземным целям, а также в ходе ведения воздушного боя в составе групп.

С целью поддержания навыков на требуемом уровне эти пилоты регуляр­но выполняют полеты по планам ОБП в национальных подразделениях (в период, когда курсы не проводятся). Большинство из них ранее уже прохо­дили обучение в центре, кроме того, многие имеют боевой опыт, получен­ный в ходе военных операций.

Подготовка авиатехники к учениям в рамках КБП на АвБ Альбасете.

Как правило, ежегодно по пла­нам летно-тактического направ­ления намечается проведение ше­сти сборов в рамках курсов (по 20 рабочих дней в течение четырех недель). Полеты выполняются на регулярной основе в соответ­ствии с заранее утвержденным графиком.

Первая половина сборов по­священа разноплановой теоретической подготовке, включающей лекции и семинары, а также самостоятельную работу по изучению района полетов, особенностей организации воздушного движения и др., вторая – выполнению полетов с целью закрепления полученных знаний.

В теоретической части КБП изучаются специальные дисциплины, кото­рые в лекционной форме читают штатные сотрудники центра или пригла­шенные преподаватели либо непосредственные участники сборов. В ходе каждого курса разыгрываются 15 специально разработанных сценариев летно-тактических учений, которые проводятся с постепенным наращи­ванием задействованных сил (средств) и сложности стоящих перед ними задач.

Как правило, подобные сценарии таких действий участники курса не отра­батывают на своих авиабазах. Сценарии включают комплексную отработку задач, вытекающих из предназначения военно-воздушных сил как вида ВС:

  • завоевание и удержание господства в воздухе;
  • изоляция района боевых дей­ствий;
  • непосредственная авиационная поддержка сил и ряд других (боевое авиационное патрулирование, объектово-зональная ПВО, наступательная ПВО, перехват воздушных целей, защита войск).

Летно-методические полеты направлены на осознание участвующими в них экипажами понимания сильных и слабых сторон самолетов различно­го типа, а также отработку тактических приемов, методов и процедур для многонациональных авиационных формирований. Участники полетов ус­ловно делятся на две группы – ударную и истребительную, имитирующую прикрытие первой либо выступающую на стороне сил ПВО противника.

От простых задач управления авиагруппой, состоящей из четырех-шести самолетов, которая противостоит ограниченной группе условного против­ника, обучаемые, пройдя несколько сценариев, доходят до наиболее слож­ных задач: например, группа из 24 самолетов нейтрализует цели противни­ка при противодействии его активных сил и средств ПВО.

 

ПОРЯДОК ОТБОРА ЭКИПАЖЕЙ И АВИАТЕХНИКИ ДЛЯ УЧАСТИЯ В КУРСАХ

Отмечается, что за календарный год центр может подготовить по летной программе 144 офицера. В настоящее время квоты распределяются следующим образом: Бельгия — шесть, Великобритания — 28, Германия — 24, Греция — две, Дания — четыре, Испания — восемь, Италия — 18, Нидерлан­ды — 12, США — 16, Франция — восемь. Оставшиеся вакантными 16 мест по­купают другие страны НАТО (Норвегия, Португалия, Турция, в последнее время Польша и Чехия), а также Финляндия и Швейцария. В дополнение к летным экипажам привлекаются по одному штурману (офицеру) наведения и оператору самолета ДРЛО и управления, два офицера разведки и один – ЗУР.

Каждая страна-участница в соответствии с количеством запланированных мест вносит в бюджет программы соответствующую сумму (около 50 тыс. долларов за место), при этом расходы за топливо оплачиваются отдельно по факту его израсходования в ходе полетов.

Для проведения одного курса необходимо 26 учебных мест (самолет и его экипаж). Для прохождения КБП отбираются наиболее опытные и ква­лифицированные летные экипажи из подразделений тактической авиации. Минимально требуемый уровень подготовки такого экипажа 500 ч общего налета (из них 100 ч на самолете текущего типа и 100 ч в текущей долж­ности). Более половины участников должны быть в должности командира авиазвена, остальные – не ниже ведущего пары.

Тактический истребитель «Тайфун» ВВС Испании входе отработки задач ТЛП.

Руководство центра при комплектовании курса придерживается правила, чтобы в нем задействовались самолеты различного назначения: тактиче­ский истребитель, штурмовик, самолет РЭБ и разведывательный. Одно из подразделений предоставляет двухместный вариант самолета. При этом место второго пилота занимает один из инструкторов курса ТЛП для визу­ального наблюдения за выполнением полетов.

Для подготовки летного состава используются самолеты следующих ти­пов: F-16AM и ВМ (Бельгия), «Рафаль-С» и «Мираж-2000С, D и N» (Фран­ция), «Тайфун», «Торнадо» IDS/ECR (ФРГ), «Тайфун», АМХ и «Торна­до» IDS/ECR (Италия), F-16C и D, «Мираж-2000ЕО и -5», F-4E (Греция), F-16AM/BM (Нидерланды), «Тайфун», EF-18M/BM и «Мираж-F.IM» (Ис­пания), «Торнадо» GR.4(A) и «Тайфун» FGR.4 (Великобритания), F-15C и Е, F-16C и D (США). Кроме того, в ней периодически задействуются F-16AM и ВМ (Дания), «Супер Этандар» и «Рафаль» (авиация ВМС Фран­ции), F-16А и В MLU (Норвегия), F-16А и В (Португалия), F-4E и F-16С и D (Турция), F-16C и D Block 52+ (Польша).

Для создания реальной обстановки в более сложных сценариях второй половины курсов руководство центра подключает дополнительные силы подыгрыша, которые не являются участниками курса (тактические истре­бители, самолеты РЭБ, самолеты ДРЛО и управления «Авакс-НАТО»). К выполнению некоторых полетных заданий часто привлекают самолеты РЭБ, боевые вертолеты, транспортные и транспортно-заправочные само­леты (ТЗС).

Одно место курса закреплено за экипажем и самолетом ДРЛО и управле­ния Е-3А «Авакс-НАТО», выполняющим полет по плану курсов с АвБ Гейленкирхен. Иногда задействуются самолеты «Авакс» ВВС Великобрита­нии и Франции со своих национальных авиабаз. Тем не менее руководство центра отдает предпочтение организации полетов Е-3А непосредственно с АвБ Альбасете, поскольку это упрощает постановку задачи экипажам и проведение разбора полетов.

 

СОДЕРЖАНИЕ, ЭТАПЫ И СЦЕНАРИИ КУРСОВ БОЕВОЙ ПОДГОТОВКИ

В зависимости от конкретного плана курсов начиная с первой или второй недели каждого летного курса транспортный (связи) вертолет одной из уча­ствующих сторон используется для доставки инструкторов-наблюдателей центра на полигон с целью оценки выполнения отдельных боевых задач. Кроме того, он применяется как поисково-спасательный в случае летных инцидентов в ходе курса.

Вторая неделя посвящена отработке задачи сопровождения военно-транс­портного самолета. Для этой цели одна из стран-участниц предоставляет са­молет С.160 «Трансалл» или С-130 «Геркулес». В тот же период регулярно проводятся полеты продолжительностью до 3 ч с выполнением дозаправки топливом в воздухе. В таких случаях ТЗС предоставляются, как правило, ВВС Великобритании (VC-10) или США (КС-135), экипажи которых дей­ствуют с британской авиабазы Брайз-Нортон либо Милденхолл.

Одно место курса закреплено за экипажем и самолетом ДРЛО и управления Е-3А «АВАКС-НАТО»

Начиная со второй или третьей недели курса участникам по сценарию противодействуют активные средства наземной ПВО – зенитная артилле­рия и ЗРК. Эти силы условного противника реально обеспечиваются ана­логичным силами НАТО либо имитируются. Как следствие, авиационная группа участников КБП нуждается в дополнительных силах (средствах) по­давления наземной ПВО для успешного выполнения задач при наличии со­ответствующих угроз. В зарубежных СМИ отмечалось, что наиболее часто задействовались следующие подразделения: 52 иакр ВВС США (F-16CG/ DG, имеющие на вооружении УР HARM), 9-я и 31-я авиаэскадрильи ВВС Великобритании («Торнадо» GR.4, УР ALARM), 32 ибаэск ВВС Германии и 155-я группа ВВС Италии (у обоих «Торнадо» ECR).

В ходе третьей и четвертой недели к участникам курса предъявляют­ся более серьезные требования, поскольку сценарием предусматривается возрастание угрозы со стороны противника, что может помешать выполне­нию задач. В зависимости от сценария инструкторы центра имитируют как возможные угрозы, так и истребительное сопровождение ударной группы. По этой причине дополнительно могут привлекаться от четырех до восьми машин.

Для удобства инструктажа и разбора полетов экипажи этих самолетов также размещаются на АвБ Альбасете. Их выделяют Великобритания («Торнадо» F.3, «Хок»), Бельгия и Дания (F-16), Испания (EF-18), Франция («Мираж-2000С») и ФРГ (F-4F «Фантом-2»). Иногда дополнительные груп­пы выполняют специальные задачи со своих авиабаз. Таким образом, их экипажи тоже становятся участниками курсов. Этот вариант приветствуют, в частности, Греция и Турция, поскольку если одна пара самолетов F-16 является полноправным участником всего КБП, то дополнительная стано­вится таковой лишь в последние две недели, что выгодно с финансовой точки зрения.

В ходе четвертой недели отрабатываются также задачи поиска и спасения экипажей сбитых летательных аппаратов, не требующие значительного на­ряда сил.

В зарубежных СМИ отмечалось, что во вто­рой половине каждого курса особое внимание уделяется выполнению задач в условиях ради­оэлектронного противо­действия с привлечени­ем сил РЭБ. Для этого в разные периоды за­действовались экипажи самолетов «Фалкон-20» (Испания   Норвегия и Франция), СЕ-144 (Ка­нада), ЕА-6В «Проулер» (ВМС США).

Тренировка в кабине тренажерного комплекса тактического истребителя «Тайфун».

В соответствии с ком­плексными сценариями отрабатываются задачи боевого поиска и спа­сения (CSAR — Combat Search and Rescue) с участием одного либо нескольких вертолетов. Для этой роли привле­каются дополнительные вертолеты, разворачива­емые на АвБ Альбасете на один-два дня (герман­ские UH-1, бельгийские А. 109, итальянские НН-3), иногда задействуется экипаж штатного связного вертолета КБП. Поскольку стандартного набора дополнительных участников задач CSAR нет, то практически каждый раз реализуются уникальные, близкие к реальным (с учетом ограничений по безопасности полетов) сценарии. В частности, для этого привлекались удар­ные вертолеты AH-64D «Апач» (Нидерланды) и штурмовики А-10 (США). Общие организационные вопросы. Каждое подразделение, отобранное для КБП, посылает два или – в ряде случаев – четыре экипажа соответ­ственно с двумя или четырьмя самолетами (иногда дополнительно один запасной) и группу наземных специалистов численностью до 30 человек.

В то время как участвующие экипажи проходят теоретическую подготов­ку (два полных академических дня), их самолет должен быть подготовлен к третьему дню летного курса для осуществления первого сценария КБП. Все задействованные самолеты должны прибыть на АвБ Альбасете (не позднее чем в 14.30 накануне) и быть подготовлены к полетам для первой летной смены (до 10.00).

Поскольку полеты в авиационных подразделениях ВВС Испании прово­дятся, как правило, в рабочие дни (с понедельника по пятницу) с 07.30 до 14.30, то полеты участников курсов – с 13.30 до 17.30, а ночные полеты — с 17.15 до 21.45. АвБ Альбасете не имеет ограничений на выполнение поле­тов по выходным дням, а также в ночное время.

Типовая летная смена начинается в 10.00 с доклада о метеообстановке, затем до каждой из противоборствующих групп доводится разведыватель­ная информация. Далее ударной авиагруппе ставится задача на день и на­значается ее командир. В свою очередь, экипажи ПВО инструктируются по предстоящей угрозе, их району боевого предназначения и текущему поряд­ку контроля воздушного пространства.

Планирование выполнения задачи для ударной авиагруппы занимает око­ло 2 ч. Элементы планирования (тактика, боевые порядки в группе, марш­руты выхода в заданные районы) контролируются инструкторами центра. В план могут быть включены дополнительные силы и средства: самолеты РЭБ, ДРЛО и управления и др.

Для группы ПВО фактор времени не столь критичен, и поэтому деталь­ный сценарий действий ее командиру может быть не предоставлен вплоть до подъема ударной группы.

Наиболее типовыми целями при выполнении сценариев являются армей­ские полигоны, ВПП, казармы, склады МТО, корабли ВМС. Эти объекты могут иметь наземные силы и средства ПВО – специально выделенные батареи зенитной артиллерии и ЗРК, а также наземные группы видеореги­страции хода проведения ударных авиарейдов.

Включение в состав ударных авиагрупп разведывательных самолетов по­зволяет командиру группы гибко использовать их возможности в своих ин­тересах, если это необходимо.

В то же время если в ходе курсов практические боеприпасы не применя­ются, то использование средств РЭБ, в том числе постановщиков пассив­ных помех над морем, приветствуется руководством курса.

Организация объективного разбора полетов – одна из основных задач штаба центра. Все отчетные материалы и записи по результатам выполне­ния полетов, снятые с контейнеров инструментальной регистрации ведения воздушного боя (ACMI — Air Combat Measurement Instrumentation), изуча­ются экспертами центра. Одновременно командиры групп проводят разбор полета с его участниками.

Руководство центра постоянно работает над совершенствованием учебно­го процесса с учетом происходящих изменений в военной и военно-поли­тической области. В связи с этим важное значение придается организации тесного взаимодействия с сухопутными войсками и военно-морскими сила­ми в интересах развития тактики совместных операций.

Например, один из отрабатывавшихся в ходе курса TLP-2011/1 сценари­ев включал проведение воздушной операции с задействованием авиаци­онного формирования «Блю Форс» в составе двух самолетов «Торнадо» (Германия), шести EF-18 (Испания), четырех «Мираж-2000» (Франция), двух АМХ (Италия), четырех F-16 (Нидерланды), а также самолета ДРЛО и управления E-3F (Франция), двух вертолетов (Италия) и четырех ТЗС. Противодействие осуществляли авиационное формирование «Ред Форс» в составе четырех F-18 (Финляндия), двух «Хок» (Великобритания) и двух «Мираж-2000» (Франция), а также наземные силы и средства ПВО.

Пять самолетов F-16 ВВС Польши, участвовавших в КБП ВВС НАТО TLP 2011/2, выполнили 47 вылетов, при этом общий налет пилотов составил бо­лее 120 ч. В числе отрабатываемых задач были: ведение наступательной и оборонительной воздушных операций; изоляция района боевых действий; истребительное сопровождение; поиск и спасение экипажей самолетов, терпящих бедствие.

В 2013 году специалисты компании «Кассидиан» поставили новый трена­жерный комплекс (FMS — Full Mission Simulator) тактического истребителя «Тайфун» для постоянно развернутого на АвБ Альбасете 14-го тактическо­го истребительного авиакрыла национальных ВВС. Этот комплекс являет­ся частью углубленной системы обучения летного состава ASTA (Aircrew Synthetic Training Aid). В рамках КБП участники также задействуют его возможности для качественной отработки задач. В настоящее время в пяти странах (Австрия, Великобритания, Германия, Испания и Италия), распола­гающих истребителями «Тайфун», эксплуатируются 19 систем ASTA.

В 2014 году были проведены два КБП: с 13 января по 7 февраля и с 6 марта по 3 апреля, а в связи с текущими событиями на Украине TLP-2014-3 (5-30 мая) отменен.

В целом, являясь одним из элементов общей системы подготовки личного состава объединенных вооруженных сил НАТО, центр боевой подготовки, по мнению зарубежных специалистов, успешно решает .задачу подготовки летного состава для всех стран — членов альянса, и, несмотря на ограничения мирного времени, курсы по программе ТЛП в настоящее время считаются наиболее эффективной формой подго­товки руководящего летного состава тактической истребительной авиации ОВВС НАТО.

(Материал подготовлен для портала «Современная армия» © http://www.modernarmy.ru  по статье майора А.Седова, «ЗВО». При копировании материала, пожалуйста, не забудьте поставить ссылку на страницу-первоисточник портала «Современная армия»).

Факт

Во время войны в Персидском заливе 1990-1991 гг., известной как операция «Буря в пустыне», группировка союзников в среднем ежедневно потребляла: 57 млн. л пресной воды, 95 тонн льда, 687 тыс. л бензина, 456 тыс. л дизтоплива, 198 тыс. л авиационного керосина. Количество вывозимых отходов составляло 145 тонн в день. Все это потребовало беспрецедентных усилий от 22-го командования армии США, занимавшегося тыловым снабжением группировки многонациональных сил…

Источник: www.modernarmy.ru

LEAVE A RESPONSE