финансы

Доберутся и до вкладов. В США разрабатывают новые санкционные меры против России

По мере приближения к ноябрю, который нынешней администрацией Белого дома был обозначен в качестве следующего временного рубежа для введения более жёстких санкционных ограничений против России (включая прямой запрет на операции с российским госдолгом, ограничения по экспорту технологий, а также расширение списка подсанкционных российских граждан и активов), американские законодатели буквально изощряются в попытке разработать наиболее болезненные для России меры в финансовой сфере.

В обеих палатах американского конгресса в различных комитетах одни за другим проходят слушания по санкционной тематике, где представители Госдепа и Минфина США отчитываются о том, сколько уже сделано для нанесения вреда России, насколько эти меры эффективны в плане "удушения" российской экономики и что ещё предстоит сделать. В ходе состоявшихся на прошлой неделе слушаний в комитете по банковским делам относительно наказания России помощник Госсекретаря по экономическим и бизнес-вопросам Маниша Сингх помимо требований открыть российские химические и биологические полигоны, арсеналы и лаборатории заявил о намерении раскрыть данные о россиянах, которые имеют счета в американских банках, в качестве одной из санкционных мер.

Также предлагается обязать американских граждан раскрывать вложения в долговые инструменты кредитных организаций, таких как Промсвязьбанк и ВЭБ (поскольку они задействованы в обслуживании российского оборонно-промышленного сектора). Также отмечается, что Соединённым Штатам необходимо проводить более агрессивную политику в сопредельных России странах: Грузии, Молдавии, Украине, Прибалтике, а также в Центральной Азии. При этом подчёркивается, что для этих целей нужно усиливать МВФ для борьбы с коррупцией, установления законности и проведения реформ по созданию структур рыночной экономики.

Также предлагается поддерживать внутри России те силы, что будут способствовать распространению информации о коррупции и злоупотреблениях российских властей, а также расширять программы обмена опытом между американским и российским бизнесом, что должно укреплять внутри России позиции сторонников линии на сотрудничество с Западом и снижение градуса конфронтации. С учётом того, что эти рекомендации в ходе слушаний прозвучали из уст бывшего помощника министра финансов США по финансовым рынкам в бытность администрации Обамы, следует отметить, что ставка на создание внутренних проблем в России путём финансирования различных "антикоррупционных" расследовательских проектов в случае победы демократов на промежуточных выборах в конгресс станет превалировать в санкционном инструментарии Вашингтона.

При этом незадолго до слушаний в Конгресс США конгрессмен-республиканец Миа Лав внесла законопроект о раскрытии данных по транзакциям лиц, замешанных в финансировании терроризма, нарушении прав человека, а также против иностранных должностных лиц, замешанных в коррупции. Раскрытие должно происходить в рамках специального доклада Минфина США в адрес комитета по финансовым услугам палаты представителей, в котором должны быть указаны "иностранные финансовые институты, которые или осуществляли, или поддерживали, или помогали в проведении финансовых транзакций подсанкционных лиц".

Помимо персоналий, указанных в списке Управления по контролю за иностранными активами Минфина США (а в нём, к примеру, все граждане России фигурируют, против которых вводились санкции после 16 марта 2014 года), также упомянут список в рамках акта Магнитского. Очевидно, что вслед за соответствующим докладом по линии Госдепа и профильного Управления Минфина США по контролю за иностранными активами последуют и непосредственные ограничения, которые будут затрагивать потенциально все финансовые институты в мире, которые осмелятся размещать у себя активы подсанкционных россиян или проводить с ними какие-либо операции.

Основными драйверами всё новых и новых санкций выступают представители бывшей демократической администрации, которые и на прошлых слушаниях заявляли о том, что необходимо ужесточение ограничений по всем направлениям. Так, в частности, бывший координатор санкционной политики Госдепа Дэниел Фрид указывал на то, что США должны понимать, что санкции сами по себе не цель, а средство изменения поведения России и преследуют четыре основные цели (уход России из Донбасса и в конечном итоге из Крыма, противодействие или серьёзное ограничение враждебных действий России в Сирии, а также по проблеме КНДР и распространения отравляющих веществ (судя по всему, имеется в виду "Новичок"), предотвращение вмешательства в выборы в США, а также причинение неприемлемого ущерба для "коррумпированного режима" внутри России, ответственного за нарушения прав человека). Для усиления дальнейшего давления предлагается более активно работать с союзниками и партнёрами США в Европе, Канаде, Японии и с другими странами, в первую очередь для того, чтобы определить ущерб от новых санкций, который может возникнуть для европейского и американского бизнеса.

Для усиления контроля и запретов по передаче технологий двойного назначения предлагается возродить COCOM — Координационный комитет по экспортному контролю, который функционировал в годы холодной войны и был распущен в 1994 году. В вопросе энергетических санкций отмечается, что прямолинейные запреты работать не будут, а повышение цен на нефть в результате заградительных экспортных барьеров против российских энергоносителей могут только сыграть Путину на руку.

Следует отметить, что эффект от будущих санкционных пакетов многими на Западе оценивается довольно скептически. Так, в частности, международное рейтинговое агентство Moody's оценило возможные последствия введения США новых санкций против России, которые вступили в силу 27 августа. Эксперты агентства указывают на то, что новые ограничительные меры незначительно повлияют на экономику РФ, однако риск представляют более жёсткие санкции, которые обсуждаются в Вашингтоне и могут быть приняты до конца года.

Помимо финансового сектора одним из приоритетов американской санкционной политики остаётся сфера энергетики. Как отмечали представители Госдепартамента США, газопровод "Северный поток — 2" является ещё одним инструментом "для политического сдерживания европейских стран, особенно Украины", а компании, которые принимают участие в реализации проекта, могут попасть под санкции Вашингтона.

Как писало ранее агентство Reuters, представитель американского Госдепа заявил, что США "ясно дали понять, что компании, работающие в этом российском секторе по экспорту энергоносителей через газопровод, вовлечены в деятельность, которая подвержена риску санкций". Также представитель Госдепартамента добавил, что газопровод является ещё одним инструментом "для политического сдерживания европейских стран, особенно Украины".

Напомним, проект "Северного потока — 2" предусматривает прокладку двух линий газопровода от РФ до Германии через Балтийское море. Планируется, что "Северный поток — 2" введут в строй в конце 2019 года. Этот газопровод должен удвоить мощность первого "Северного потока".

Санкции в рамках второго антироссийского закона DETER Act вступили в силу 27 августа — причиной их введения была названа якобы причастность Москвы к инциденту в Солсбери. При этом США готовят второй пакет ограничительных мер, который, по заявлениям в Вашингтоне, будет более жёстким. При этом и МИД России, и сам министр Лавров неоднократно говорили о том, что Россия обладает возможностью справиться ещё с пятью волнами санкций США.

Автор:

Евгений Емельянов

Источник: life.ru

LEAVE A RESPONSE