В годы Великой Отечественной Войны конструкторское бюро Сергея Ильюшина стало популярным из-за бомбардировщиков и штурмовиков. После войны конструкторское бюро превратилось в разработчика пассажирских и транспортных самолетов. Военные разработки оставались опытными.
Зато в производство пошел самолёт радиоразведки Ил-20. Данные самолеты были разработаны на базе пассажирского лайнера Ил-18 и до сих пор активно применяются. Правда, в последние годы Ил-20 стали понемногу заменяться более современными разведчиками.
Содержание
История создания
Еще в военном 1942 году С.В. Илюшин направил руководству вооруженных сил доклад, в котором изложил причины сворачивания работ над Ил-6 и преимущества постройки нового самолета. К письму прилагался эскизный проект модернизированного штурмовика (МШ) с двигателем АМ-38 увеличенной мощности. Главным отличием проекта называлось кардинальное изменение обзора вперед-вниз из кабины летчика и повышение точности прицельного огня по наземным объектам. Для достижения этой цели предполагалось применение необычной схемы устройства самолета. Новый самолет получил обозначение Ил-20. Предназначался он для уничтожения вооружения и армии противника на линии фронта и в глубоком тылу врага.
11 марта 1947 года вышло постановление Совмина страны, предписывавшее ОКБ С. В. Ильюшина разработать новый штурмовик с улучшенным по сравнению со штурмовиком Ил-10 бронированием и улучшенным обзором летчику вперед-вниз и в стороны, используя для него отработанный и проверенный серийный двигатель М-45ш. В постановлении также были сформулированы технические характеристики (см.таблицу) новой машины и требования к вооружению. Самолет должен иметь максимальную скорость на высоте 3 км — 560 км/час, над землей — 500 км/час, потолок высоты – 8 км, дальность полета — 1200 км. Вооружение должно состоять из шести наступательных пушек калибра 23 мм, одной оборонительной пушки калибра 20 мм, 400 кг бомб и шести реактивных орудий калибра 132 мм.
Работы над проектом продвигались быстро. В феврале 1948 года был разработан эскизный проект под двигатель М-45ш, а уже в июле макет новой машины был представлен комиссии. Выводы комиссии были неутешительными: макет был признан недоработанным. В числе недоработок указывались:
- Небезопасно близкое расположение к винту кабины летчика;
- Не предусмотрен сброс фонаря в аварийной ситуации;
- Отсутствовало противокапотажное устройство;
- Сложность эксплуатации и обслуживания машины с новой схемой компоновки машины.
Удачным решением была размещение под углом внизу фюзеляжа пушечных установок, ведущих огонь вниз. Постройку опытного экземпляра Ил-20 было решено отложить до утверждения макета машины. Однако С.В.Ильюшину удалось обойти запреты. Самолет в первом варианте был все-таки изготовлен и допущен к заводским испытаниям.
Испытания на заводе-изготовителе начались 20 ноября 1948г. Испытания проводил летчик-испытатель В.К.Коккинаки. Первый полет на новой машине был выполнен в начале декабря 1948г. Испытания показали неудовлетворительные летные характеристики машины и их несоответствие требованиям, изложенным в правительственном постановлении. Также не выполнены были требования заказчика по вооружению. Новый двигатель М-47 тоже требовал доводки. В связи со всем этим работы по Ил-20 в мае 1949г. были прекращены. Самолет был осмотрен также руководящими лицами военного ведомства. В результате осмотра были подтверждены многие недостатки, среди которых:
- небезопасное размещение бензобака между кабинами стрелка и летчика;
- отсутствие эффективных противопожарных средства;
- недостаточное исследование поведение машины в режиме пикирования;
- несоответствие установленного вооружения требованиям заказчика (4 пушки вместо 6) и т. д.
Описание конструкции
Ил-20 выполнен по нормальной аэродинамической схеме, это четырехмоторный низкоплан с однокилевым хвостовым оперением и убирающимся трехопорным шасси.
Фюзеляж самолета цельнометаллический типа полумонокок. Под ним в специальной гондоле размещалась антенна РЛС БО «Игла». Она имела характерную сигарообразную форму. Оборудование РЛС располагалось в переднем багажном отсеке самолета.
В состав силовой установки Ил-20 входили четыре турбовинтовых двигателя АИ-20М, мощностью по 4225 л. с. каждый.
Трехопорное убирающееся шасси состояло из двух основных и передней стойки. Основные стойки шасси четырехколесные, передняя стойка шасси имела два колеса.
Экипаж самолет Ил-20 состоял из шести человек: двух пилотов, бортрадиста, бортинженера и штурмана. Кроме того, радиоэлектронное оборудование обслуживалось шестью операторами, рабочие места которых находились в передней и средней кабине машины. Салон самолета был полностью переделан, в его хвостовой части располагались помещения для отдыха экипажа с буфетом, туалетами, креслами. Также в задней части фюзеляжа находился аварийный люк, через который можно было покинуть самолет в случае возникновения нештатной ситуации.
Радиолокационная станция «Игла-1» была основным инструментом ведения разведки на Ил-20, однако отнюдь не единственным. По бортам самолета в специальных обтекателях размещались фотоаппараты комплекса аэрофотосъемки А-87П. Их объективы закрывались сдвижными шторками. Наличие данных обтекателей – это еще один признак (кроме антенны РЛС), по которому можно было отличить самолет-разведчик от гражданской версии самолета. В задней части обтекателей размещались антенны системы радиотехнической разведки «Ромб», в задачу которой входило обнаружение источников радиоизлучения, их частоты и расположения.
Для более детального изучения радиоизлучающих объектов противника на борту Ил-20 размещался комплекс «Квадрат», а для перехвата радиопереговоров в УКВ-диапазоне использовалась система «Вишня».
Ил-20 стал первым отечественным самолетом, предназначенным для ведения радиоэлектронной разведки. Хотя, конечно, в наши дни эту машину можно назвать морально и физически устаревшей.
Обзор Ил-20 и его лётно-технические характеристики
Аэродинамически Ил-20 представляет собой низкоплан нормальной схемы. Хвостовое оперение самолёта – однокилевое. Шасси – трёхстоечное. Носовая стойка шасси располагается под фюзеляжем, а боковые – под гондолами двигателей самолётов. Силовая установка Ил-20 представлена 4 одновальными турбовинтовыми двигателями АИ-20М.
Самолёт оборудован фотоаппаратами перспективной аэрофотосъёмки модели «А-87П», а также станцией радиотехнической разведки «Ромб-4». Также на Ил-20 установлена радиолокационная станция «Игла-1» и станция радиотехнической разведки «Квадрат-2». Пассажирский салон самолёта оборудован для размещения шестерых (затем восьми) операторов, обслуживающих радиолокационное оборудование.
Лётно-технические характеристики самолёта Ил-20:
Модификации самолёта Ил-20
Существует девять модификаций самолёта Ил-20:
- Ил-18Д «Игла» – опытная модель самолёта Ил-18, переоборудованного для ведения радиоэлектронной разведки. Оборудован радиолокационной станцией «Игла-1», от которой и получил название. Другое название модели: «Изделие 20».
- Ил-18РТЛ – модификация Ил-18Д, переоборудованная в самолёт телеметрии, использовавшийся при испытаниях ракет.
- Ил-20М – основная модель самолёта Ил-20. Самолёт радиоэлектронной разведки и борьбы.
- Ил-20М1 – самолёт, оснащённый модернизированными системами радиоэлектронной борьбы и радиотехническим комплексом.
- Ил-20РТ – модификация Ил-20, переоборудованная в самолёт – летающую лабораторию для телеметрии. Использовался при испытаниях ракет.
- Ил-22 «Бизон» – модификация самолёта, используемая в качестве воздушного командного пункта.
- Ил-22М-11 «Зебра» – усовершенствованная модель самолёта Ил-22.
- Ил-22М-15 – последняя разработанная модификация самолёта, используемая в качестве воздушного командного пункта.
- Ил-22ПП «Порубщик» — модификация Ил-22, используемая в качестве самолёта радиоэлектронной борьбы, а также постановщика помех.
Эксплуатация
Уже с 1970 года разведчики Ил-20 начали использоваться в учениях и совершать разведывательные полёты. При этом самолёты часто окрашивались в цвета «Аэрофлота» и несли гражданскую регистрацию. Вероятно, именно это поспособствовало тому, что окончательная идентификация машины странами НАТО произошла только в 1978 году. Разведчики Ил-20 и Ил-22 применялись во время войны в Афганистане, причём вторые – обычно не по прямому «командному» назначению, а в качестве мобильных штабных салонов.
В 90-е годы разведчики на базе старых лайнеров стали устаревать, но самолёты Ту-22Р устарели ещё сильнее, а современных разведчиков Ту-22МР было выпущено слишком мало.
Так Ил-20 остался основным средством воздушной радиотехнической разведки. Такие разведчики вошли и в состав группировки российских войск в Сирии. В сентябре 2017 году один из «Илов» по ошибке был сбит сирийскими ПВО.
Сильные и слабые стороны Ил-20
Ил-20 создавался на основе пассажирского самолёта Ил-18, поэтому имеет практически идентичную конструкцию, а значит, все положительные и отрицательные аэродинамические характеристики он целиком «унаследовал» от своего пассажирского собрата. Устойчивость самолёта в воздухе и его надёжность также стали следствием этого «родства».
Если говорить о характеристиках Ил-20, связанных исключительно с его основной деятельностью, то здесь следует отметить, что он был первым в подобном роде самолётом, разработанным и производимым в Советском Союзе. Тем не менее, за годы службы в Вооружённых Силах СССР самолёт показал себя с хорошей стороны. Так, Ил-20 исправно нёс службу и не подводил на учениях. А большое количество модификаций самолёта доказывают, что концепция его была выбрана весьма удачно, благодаря чему Ил-20 состоит на вооружении и сегодня, спустя почти 50 лет после своего первого полёта.
Однако неутешительным является тот факт, что Ил-20 уже морально устаревает, и это может стать причиной скорого его снятия с вооружения, причём сразу после появления нового самолёта радиоэлектронной борьбы и разведки.
Источники
- https://gunsfriend.ru/il-20-samolet-sturmovik-tehniceskie-harakteristiki-konstrukcia-primenenie-istoria-sozdania/
- https://warways.ru/aviatsiya/boevye-samolety/il-20.html#opisanie-konstruktsii-2-3
- https://militaryarms.ru/voennaya-texnika/aviaciya/il-20/
- https://warbook.club/voennaya-tehnika/samolety/il-20/
Самолеты Автор статьиВиктор ГеннадьевичОтставной военный. Увлекается армейской тематикой, в частности историей сражений, развитием военной промышленности.Написано статей482
Источник: