армия и оружие

«Эмка» с полным приводом – автомобиль ГАЗ-61

В 30-е годы прошлого века ведущие автомобильные заводы стали создавать версии автомашин, которые оснащены приводом на 2 или 3 моста. Причиной популярности таких конструкций стало появление шарниров, обеспечивающих передачу крутящего момента на передние управляемые колеса.

Также не остались и в стороне заводы Советского союза, которые разработали несколько оригинальных и интересных моделей грузовых и легковых автомашин. Главный герой это статьи легковой автомобиль ГАЗ-61, который выпускался в небольшой серии.

Содержание

  • История появления автомобиля ГАЗ-61
  • Описание конструкции
  • Технические характеристики
  • Модификации внедорожника
  • Плюсы и минусы ГАЗ-61
  • Источники
  • История появления автомобиля ГАЗ-61

    Первый ГАЗ-61 появился в 1938 году. Перед этим конструкторы пытались создать трехосную машину, имеющую колесную формулу 6х4. Эта попытка провалилась, так как автомобиль оказался очень сложным в производстве, а его проходимость не дотягивала даже до требований технического задания. Созданием нового внедорожника занялись известные советские конструкторы, среди которых были:

    • Лепендин;
    • Зислин;
    • Подольский;
    • Борисов и многие другие.

    В качестве опытного образца, к которому нужно было стремиться, был выбран американский полноприводный седан «Мармон-Хэррингтон», который был создан на платформе Форд V8.

    В 1939 году удалось создать первую модель прототипа ГАЗ-61, хотя назывался он тогда по-другому.

    Изначально планировалось выпускать машину в кузове открытого типа, но потом решили поменять данную концепцию, пришлось использовать кузов от ГАЗ-11-73. Первая модель получила индекс ГАЗ-51-73.

    Так как война приближалась, разработки двигались ускоренными темпами, и летом 1939 года прототип стал проходить испытания.

    В ходе проверок было выяснено, что машина имела отличную проходимость, ее максимальная скорость составляла 107,5 км/ч, а расход топлива колебался около 14 литров на 100 км пути. Успешно пройдя все испытания, модель была рекомендована к серийному выпуску.

    Описание конструкции

    В основе шасси автомобиля ГАЗ-61 находится рама, изготовленная из штампованных элементов. Для производства деталей применялась углеродистая сталь толщиной 3 мм. Мосты машины установлены на рессорах с дополнительными амортизаторами.

    Рулевой механизм автомобиля ГАЗ-61 состоит из червяка с глобоидальной канавкой и двойного ролика. Передаточное отношение составляет 16,6, не зависит от положения рулевого колеса. Силовой агрегат установлен на плавающих опорах. Закрытый кузов машины ГАЗ-61 рассчитан на 4 человек, система отопления конструкцией не предусмотрена. Вентиляция салона ГАЗ-61 осуществляется через откидные ветровые стекла и опускающиеся и поворотные элементы в дверях.

    Передний диван регулируется по расстоянию от педалей.

    На машинах ГАЗ-61 использовался 6-цилиндровый нижнеклапанный двигатель ГАЗ-11, оснащенный алюминиевой головкой блока, обеспечивавшей повышение степени сжатия до 6,5. Агрегат развивал мощность 85 л.с. На открытых автомобилях мог устанавливаться оригинальный DodgeD-5, который и послужил прототипом для ГАЗ-11. Американский мотор отличался несколько увеличенным объемом и габаритами деталей, соответствующими дюймовой системе измерения. Заокеанский собрат развивал мощность 87 л.с.

    Вместе с двигателем был скопирован и карбюратор «Стромберг», оснащенный ускорительным насосом и экономайзером. Советская версия агрегата получила обозначение К-23, узел использовался на всех построенных машинах ГАЗ-61.

    Технические характеристики

    • Силовой агрегат

    Чтобы приводить в движение данный седан с полным приводом, установили карбюраторный четырехтактный шестицилиндровый нижнеклапанный двигатель с объемом 3.48 литра, который выдавал 76 лошадиных сил.

    Данный силовой агрегат сделали из чугуна. Его мощности и крутящего момента вполне хватало, чтобы преодолевать бездорожье и, даже, перевозить военные прицепы. Расход топлива был заявлен на уровне 15 литров на 100 км. Максимальная скорость составляла 107 км/ч.

    • Трансмиссия

    Синхронизировали такой мощный мотор вместе с 4-ступенчатой механической коробкой переключения передач. Сцепление стоит однодисковое сухое полуцентробежное.

    • Подвеска

    И передняя и задняя подвеска, являлась зависимой, с установленными поперечными рессорами. Установка переднего моста, в отличии от заднего, являлась практически дебютной работой (впервые на Горьковском Автомобильном Заводе). Изначально были установлены ШРУСы Rzeppa, а позже поставили Bendix-Weiss.

    Высота дорожного просвета просто впечатляла, это был настоящий внедорожник – 210 мм.

    • Тормозная система

    В качестве тормозной системы применялись барабанные тормозные механизмы, нагрузка на которые шла большая, ведь автомобиль весил порядка 2 000 кг.

     Технические характеристики Модификация ГАЗ 61-73 Тип кузова 4-дв. седан Число мест 5 Длина 4800 мм Ширина 1770 мм Высота 2080 мм База 2845 мм Дорожный просвет 210 мм Масса снаряженная 1650 кг Масса полная 2150 кг Привод полный (подключаемый) Раздатка 1-ст. Коробка передач 4-ст. мех. Тип двигателя карбюраторный Объем двигателя 3.485 л Число цилиндров 6 (рядный) Мощность двигателя 85/3600 л.с./об. Крутящий момент 220/2200 Н*м/об. Макс. скорость 107 км/ч

    Модификации внедорожника

    За все годы производства Горьковский автомобиль выпускался в нескольких модификациях, самой популярной из которых был седан ГАЗ-61-73. В разные годы на заводе выпускались следующие модификации автомобиля:

    • ГАЗ-61-протитип. Это была опытная модель, которая обозначалась различными индексами;
    • ГАЗ-61-40 – первая мелкосерийная модель, которая выпускалась только в 1941 году. Все внедорожники ГАЗ-61-40 имели кузов «фаэтон» и предназначались только для высшего командования. Уже в 1942 году ГАЗ-61-40 был снят с производства, так как было решено, что открытый кузов небезопасен, да и не соответствует климатическим условиям СССР;
    • ГАЗ-61-73 пришел на смену модели ГАЗ-61-40. Новая модификация производилась в кузове седан и выпускалась до 1945 года;
    • В 1940 году был выпущен ГАЗ-61-415. Это был пикап американского типа. Его производство так и не наладили;
    • В 1941 году на заводе был выпущен ГАЗ-61-416;
    • ГАЗ-61-417 представлял собой усовершенствованную модель пикапа серии 416.

    Война внесла свои коррективы в планы конструкторов, поэтому автомобиль так и не стал производиться крупными сериями.

    Плюсы и минусы ГАЗ-61

    Первый советский легковой внедорожник имел множество достоинств. Если оценивать его с точки зрения современного человека, то в нем обнаружится и много отрицательных особенностей, но не стоит забывать, что машина проектировалась для определенных задач, к тому же военное время не предполагало высоких затрат на опции, связанные с комфортом. Основными достоинствами ГАЗ-61 являлись следующие характеристики:

    • Толстый металл кузова. Этот параметр является основным столпом автомобилестроения тех лет. Именно по этой причине все сохранившиеся до сих пор автомобили ГАЗ-61 при должном уходе и антикоррозийной обработке выглядят весьма достойно;
    • Мощный двигатель. Сейчас параметры мотора могут вызвать только усмешку, но в 1940-х годах он был одним из лучших;
    • Высота дорожного просвета;
    • Удобный салон;
    • Высокая проходимость;
    • Возможность буксировки тяжелых прицепов.

    В качестве минусов можно назвать следующие пункты:

    • Отсутствие гидроусилителей руля и тормозов;
    • Масса машины;
    • Нет багажника;
    • Нет отопителя салона;
    • Большое количество голого металла в салоне;
    • Небольшой тираж модели.

    В основном все минусы связаны с отсутствием опций для комфорта, но это никак не сказывается на ее проходимости и функциональности. В остальном ГАЗ-61 пользовался огромной любовью и популярностью на фронте. Он был в состоянии не только доставить высшее командование Красной Армии в пункт назначения, но и подвозить боеприпасы и личный состав, в случае крайней необходимости.

    К сожалению, из-за того, что началась Великая Отечественная война, Горьковскому автозаводу не удалось наладить масштабное производство ГАЗ-61. Фронт требовал танки, поэтому данная модель так и осталась малосерийной. Однако даже за несколько лет производства командный состав успел оценить все преимущества автомобилей подобного класса.

    Во время ВОВ в СССР по ленд-лизу поставлялись американские внедорожники «Виллис», которые показали себя более проходимыми, чем ГАЗ-61, поэтому еще в 1941 году был выпущен ГАЗ-64, который вскоре был заменен более совершенной моделью – ГАЗ-67. После войны производство ГАЗ-61 было признано нецелесообразным, после чего его полностью остановили.

    Источники

    • https://warbook.club/voennaya-tehnika/boevye-mashiny/gaz-61/
    • https://warways.ru/boevye-mashiny/gaz-61.html
    • https://gun-35.ru/aksessuary/gaz-61-avtomobil-istoriya-sozdaniya-tehnicheskie-harakteristiki-tth-modifikatsii-i-primenenie-konstruktsiya.html
    • https://all-auto.org/900-gaz-61.html

    Машины Автор статьиВиктор ГеннадьевичОтставной военный. Увлекается армейской тематикой, в частности историей сражений, развитием военной промышленности.Написано статей482

    Источник: army-today.ru

    LEAVE A RESPONSE