Москва. 6 апреля. FINMARKET.RU — Антимонопольная служба провела анализ деятельности российских авиакомпаний и результатами проверки осталась недовольна. Прозрачность тарифной политики авиаторов подчас оставляет желать лучшего, а в случае отказа от пользования их услугами вернуть свои деньги можно не всегда. До конца текущего месяца авиакомпании должны принять меры для обеспечения баланса своих интересов и интересов потребителей.
Напомним, что о намерении провести анализ ценовой политики авиакомпаний глава ФАС Игорь Артемьев заявлял еще минувшим летом. «Мы хотим проверить всю систему авиационных билетов, а нам говорят: она такая во всем мире. Но я считаю, что это напоминает скрытую комиссию в банках, когда тебе говорят о процентной ставке в 12%, а на самом деле набегает 70%», — говорил он. Руководитель службы также отмечал, что ФАС считает необоснованным механизм, исключающий возврат авиабилетов. «Железнодорожные билеты можно сдавать, билеты в театр можно, а тут нельзя. Почему нельзя?», — интересовался И.Артемьев.
По результатам проведенной проверки ФАС предписала авиакомпаниям сделать так, чтобы было можно. Авиаторы, осуществляющих перевозки по внутренних воздушных линиях, должны прекратить практику продажи билетов по тарифам, исключающим возврат, в случае добровольного отказа пассажира от перевозки, считают в службе.
В ходе анализа ФАС обратила на практику применения «невозвратных» билетов (билетов, приобретаемых по более низкому не подлежащему возврату тарифу) особое внимание, подчеркивается в сообщении службы. Эта практика противоречит нормам Воздушного кодекса, которые устанавливают право пассажира воздушного судна отказаться от полета с уведомлением об этом перевозчика не позднее чем за 24 часа до отправки воздушного судна — если установленными перевозчиком правилами воздушных перевозок не определен льготный срок, — и получить обратно уплаченную за воздушную перевозку сумму. При отказе от полета позднее установленного срока пассажир имеет право получить обратно уплаченную за воздушную перевозку сумму с удержанием сбора, размер которого не может превышать 25% суммы, уплаченной за воздушную перевозку, подчеркивают в ФАС. Кроме того, правила формирования и применения тарифов не предусматривают установления перевозчиками не подлежащих возврату тарифов.
ФАС также предписала перевозчикам при наличии собственных правил воздушных перевозок, в том числе правил продажи, обеспечить доступ к таким правилам в офисах авиакомпаний, офисах продаж, а также путем размещения их на сайтах авиакомпаний. Авиаторы должны обеспечить доступ к информации обо всех тарифах, применяемых авиакомпанией на определенном маршруте, и условиях их применения; обо всех применяемых перевозчиком видах дополнительных сборов, такс, а также порядке и правомерности их установления; о порядке возврата средств в случае отказа от перевозки или изменения условий перевозки.
Антимонопольная служба отмечает, что применяемая система формирования тарифов характеризуется множественностью тарифов и условий их применения, сложной структурой стоимости перевозки. Тарифы описываются в специальных терминах и полная тарифная информация является довольно сложной для потребителей транспортных услуг. В этих условиях особое значение приобретают содержание и способы донесения тарифной информации до потребителя, отмечает ФАС.
В ходе анализа ФАС установила, что может иметь место ущемление интересов потребителей, являющееся в ряде случаев результатом непрозрачной тарифной политики перевозчиков. «Авиакомпаниями не в полном объеме реализуется требование воздушного законодательства о предоставлении достоверной и полной информации об условиях перевозки. Так, при бронировании перевозки, оплате и оформлении перевозки и в других случаях пассажиру должна предоставляться информация об итоговой стоимости перевозки, включающей тарифы и сборы, а в случае заказа пассажиром дополнительных услуг повышенной комфортности — и стоимость этих услуг, установленная перевозчиком, как единая цена за перевозку», — говорится в сообщении службы.
Как подчеркивают в ФАС, пассажиров чаще всего жалуются на несоответствие заявленной авиаперевозчиком цены билета реальной подлежащей оплате стоимости перевозки, что свидетельствует о недостаточности или искажении представляемой информации о тарифах и сборах. При этом правомерность устанавливаемых перевозчиком разнообразных плат и сборов требует дополнительного обоснования со стороны авиакомпаний
Отчитаться о выполнении рекомендаций ФАС авиакомпании должны до 30 апреля текущего года.
Источник: