наука

Гагарин против Илона Маска

Давайте я сразу расскажу, что должно быть написано в этом тексте, коротко, тезисно.

Начали: мы были первыми в космосе, мы были лидерами, у нас были спутник и Гагарин, но теперь мы все растеряли. Роскосмос разворовал бешеное количество денег на строительстве космодрома Восточный, причем зачем он нужен — так никто и не знает, ракету «Ангара» делали двадцать лет и потратили на это миллиарды, «Фобос-Грунт» упал, «Протоны» падают, Индия и Китай нас скоро обгонят, Россия пока еще играет не слишком почетную роль космического извозчика, но скоро и этого не будет: Илон Маск скоро доделает свой пилотируемый корабль и научится возвращать ракеты, обрушит цены на запуски, и тогда Роскосмос не выдержит конкуренции и уйдет с рынка.

Нет, не так. Начнем еще раз: Россия сейчас — единственная страна, которая возит космонавтов и астронавтов на МКС, без нашей помощи не могут обойтись ни европейцы, ни американцы с их хвалеными шаттлами, оказавшимися убийственно небезопасными — именно они принесли самые большие в истории потери; NASA год от года продлевает контракты по покупке мест на «Союзах», потому что коммерческая программа доставки экипажей на орбиту все время отстает от графика, а мы тем временем разрабатываем наш собственный корабль ПТК-НП и в ближайшие месяцы запустим модернизированную версию «Союза» — «Союз-МС». Мы построили новый космодром — в кратчайшие сроки (годы бюрократических боданий и отсутствия финансирования не в счет), мы создали передовую ракету «Ангара» модульной конструкции, экологически чистую и дешевую в производстве, наши научные приборы работают на поверхности Марса и на его орбите, как и на орбите Луны. На наших двигателях запускали американские военные спутники и марсоход Curiosity.

Если вам хочется славить или проклинать, можете на этом остановиться и закрыть эту страницу. Простыми объяснениями, а главное, объяснениями, которые так точно соответствуют нашим убеждениям, так точно и убедительно (для нас) описывают то, что мы видим, наши головы набиты доверху. Но ни одно из них не верно. Все очень сложно, и если бы я мог, я бы каждую минуту говорил, как мой приятель Боря Долгин: «И да, и нет».

Да, у нас была великая эпоха, ценой невероятных усилий мы стали первыми в космической гонке.

Нет, сейчас совсем не эпоха развала: в советское время было гигантское количество космических катастроф, ракеты уходили за бугор десятками. Наше стратегическое преимущество заключалось в тотальной цензуре: мы просто не знали о неудачах.

На счету «Протона» десятки катастроф, и это — его конкурентное преимущество.

В конечном счете наши космические успехи — это результат крайне неудобного стратегического положения, в котором оказался Советский Союз. Американские бомбардировщики с многочисленных военных баз вокруг границ могли легко дотянуться до почти любой точки страны, в то время как советские самолеты это сделать не могли. Для решения этой проблемы предполагалось даже отправлять бомбардировщики в один конец: долетев до США через Северный полюс и сбросив ядерные бомбы, экипажи должны были развернуться и лететь над Арктикой до момента, когда закончится топливо, а потом выпрыгнуть с парашютами и надеяться, что их подберут. Ради этих же целей строились планы создания аэродромов подскока на арктических льдах. Многие российские станции в Арктике — наследие, оставшееся от тех времен. Единственным способом выровнять ситуацию могли бы стать межконтинентальные ракеты, и советские конструкторы смогли создать первую в истории межконтинентальную баллистическую ракету — Р-7, знаменитую «семерку».

Она совершила первый успешный полет 21 августа 1957 года, благополучно доставив макет боеголовки на 6 тысяч километров в акваторию Тихого океана. Американские конструкторы догнали советских только четыре месяца спустя, когда 17 декабря 1957 года им удалось успешно испытать ракету «Атлас». Однако к тому моменту все уже произошло: в октябре 1957 года Советский Союз с помощью той же «семерки» запустил первый спутник Земли.

Да, американцы покупают у нас двигатели РД-180 для своих ракет «Атлас».

Нет, это не значит, что они тупые и не могут сделать свои: им это невыгодно. Конгрессмены и сенаторы тоже умеют считать деньги, поэтому все попытки Илона Маска запретить поставки российских двигателей успеха не имели.

(По этой же причине созданием нового американского космического корабля для полетов к МКС занимается Маск: в NASA посчитали, что передача этой задачи «на аутсорс» сэкономит им силы для «Ориона», корабля дальнего космоса.)

Да, на строительстве космодрома были обнаружены многочисленные злоупотребления.

Нет, в этом нет ничего выдающегося с точки зрения российской практики.

(Большая часть нарушений, которые Счетная палата находит везде, где только можно, обусловлена просто тем, что иначе в России хозяйствовать нельзя: бюрократическое трение настолько высоко, что без нарушения правил часто просто невозможно что-либо сделать.)

Да, посадка первой ступени ракеты на морскую платформу — выдающееся технологическое достижение компании SpaceX, они молодцы.

Нет, это не означает, что российские «Протоны» и «Союзы» останутся без работы в ближайшие годы.

Все наши космические успехи — результат неудобного стратегического положения, в котором оказался Советский Союз в 1950-е.

Любая новинка в ракетостроении, особенно в космическом ракетостроении, требует многих лет практических проверок. Пока на счету «Фалкона» только одна катастрофа. На счету «Протона» десятки катастроф, и это — его конкурентное преимущество, это значит, что ракета уже «вылизана», знакома. К тому же повторное использование первых ступеней создает риски, которые пока никто не может просчитать.

Кроме того, заказчики запусков на геостационарную орбиту ориентируются в первую очередь не на цену запуска, а на надежность. Их спутники стоят миллионы долларов и должны работать десятки лет, поэтому главный критерий — надежность. Возможно, не в последнюю очередь поэтому Илону Маску не дают заказы на запуск военных спутников.

Да, Роскосмос не демонстрирует выдающихся технологических достижений, сопоставимых с достижениями той же SpaceX, NASA и даже Индии и Китая.

Нет, это не позор и не повод рвать волосы на голове.

(Просто вспомните, что за последние пять лет во главе Роскосмоса сменилось четыре начальника, а потом само космическое агентство было упразднено, очередную космическую программу не могли принять два года. Учтите, что средние зарплаты в отрасли — около 30 тысяч рублей, что многие годы на космические предприятия шел отрицательный отбор — туда шли только те, кто не нашел себя больше нигде. И в этой ситуации ракеты взлетают, спутники работают, космодромы строятся, МКС работает.)

Это на самом деле чудо: в условиях чудовищной бюрократии, постоянной кадровой чехарды и хаотических реформ, отсутствия внятного целеполагания (помните, Рогозин собирался лететь на Луну? Как вы думаете, что написано на этот счет в Федеральной космической программе?), урезания финансирования, истерических проработок от вышестоящих делать свое дело.

Да, запуски откладываются, да, спутники выходят из строя, но черепаха идет, и, надеюсь, она догонит Ахилла.

Источник: colta.ru

LEAVE A RESPONSE