Госдума во вторник, 12 февраля, приняла в первом чтении законопроект об автономной работе Рунета в случае отключения от глобальной инфраструктуры всемирной сети, внесенный в нижнюю палату главой комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и госстроительству Андреем Клишасом, его первым заместителем Людмилой Боковой и депутатом Госдумы Андреем Луговым.
Как передает ТАСС, в ходе дискуссии Бокова объяснила актуальность законопроекта в том числе последними изменениями в доктрине США о кибербезопасности. «В новой редакции изменилось одно, и это на сегодняшний день звучит резонансно, это вызывает обеспокоенность у политиков всего мира — возможность использования в наступательных операциях киберпространства», – заявила Бокова, отметив, что Россия включена в список стран, которые якобы представляют угрозу киберпространству.
При этом Бокова сообщила, что законопроект «не имеет никакого отношения к китайскому пути развития интернета». «Для нас очень важно защитить своих же граждан, для этого создается маршрутизация, которая обеспечит трафик всего интернета (а это наша почта, платежи) через территорию РФ. Сегодня, если мы отправляем кому-то письмо по электронной почте, мы не можем определить… будет ли это доступно третьим лицам», — отметила она.
За принятие законопроекта проголосовали 334 депутата, против — 47. При этом в ходе обсуждения Владимир Жириновский заявил, что фракция ЛДПР снимает фамилию депутата Андрея Лугового из соавторов законопроекта и «не будет голосовать за этот закон». Однако в комитете по регламенту сообщили, что подпись может отозвать только сам Луговой, который заявил, что не будет это делать, пишет TJ.
Напомним, нашумевший законопроект предусматривает создание инфраструктуры, которая позволит «обеспечить работоспособность российских интернет-ресурсов в случае невозможности подключения российских операторов связи к зарубежным корневым серверам сети Интернет». В частности, в нем определены правила маршрутизации трафика и описана система контроля их соблюдения.
Среди прочего законопроект наделяет Роскомнадзор полномочиями определять правила маршрутизации интернет-трафика российских операторов и контролировать их соблюдение. Также ведомство сможет следить за тем, чтобы через зарубежные узлы связи транзитом проходил минимум внутрироссийского трафика. В критических ситуациях управлять сетями должен будет специальный центр, созданный в подведомственной Роскомнадзору радиочастотной службе.
Предусматривается, что в случае возникновения угроз устойчивости работе интернета в РФ Роскомнадзором «может осуществляться централизованное управление сетью связи общего пользования в определенном правительством РФ порядке, включающем в том числе меры по устранению» соответствующих угроз. С целью повышения информационной безопасности, целостности и устойчивости функционирования единой сети электросвязи РФ оговорена возможность проведения учений.
В поддержку законопроекта ранее выступили в Минкомсвязи, Роскомнадзоре, ФСО и ФСТЭК. В то же время эксперты АНО «Цифровая экономика» и рабочей группы «Связь и IT» экспертного совета при правительстве критически оценили документ. Они отмечали, что переход управления интернет-трафиком к Роскомнадзору может угрожать стабильности интернет-соединений. Кроме того, авторы отзывов указывали на то, что принятие закона потребует выделения дополнительных средств.
На прошлой неделе свой отзыв на законопроект обнародовало правительство. Его авторы поддержали документ, но заявили о необходимости его доработки ко второму чтению в Госдуме. В отзыве отмечается, что из законопроекта неясно, о каких угрозах целостности, устойчивости и безопасности функционирования интернета и сети связи общего пользования идет речь. В связи с этим непонятно, в каких случаях и при каких условиях может осуществляться централизованное управление сетью связи общего пользования, и какие иные лица, кроме операторов связи, собственников и (или) владельцев сетей связи, обязаны выполнять указания в рамках централизованного управления сетью связи общего пользования.
Кроме того, в отзыве говорилось, что законопроект содержит значительное количество положений, которыми предусматривается наделение федерального органа исполнительной власти, осуществляющего контроль и надзор в сфере связи (Роскомнадзор), функциями регулятора деятельности в данной сфере, что должно относиться к полномочиям федерального министерства или Правительства Российской Федерации.
Наконец, в правительстве также считают, что реализация положений законопроекта, вопреки его финансово-экономическому обоснованию, потребует выделения дополнительных средств из федерального бюджета.
7 февраля в СМИ появились сообщения, что в бюджете на 2019-2021 годы на создание описанного в законопроекте Центра мониторинга и управления сетью связи общего пользования заложено около 2 млрд рублей. Вскоре один из соавторов документа сенатор Андрей Клишас заявил, что в паспорте проекта «Информационная безопасность», который одобрило правительство, на мероприятия по противостоянию угрозам Рунету выделено 20 млрд рублей. По данным источников, изначально общий бюджет проекта «Информационная безопасность» составлял 27,9 млрд рублей. Предполагается, что 20 млрд рублей, о которых сказал Клишас, будут дополнительно внесены в бюджет проекта, но прежде эту сумму нужно будет обосновать.
Источник: