армия и оружие

Госпрограмма вооружений 2011-2020: перспективы ВВС

В ближайшие годы на перевооружение Вооруженных сил России намечено выде­лить беспрецедентную сумму, речь идет о 20 триллионах рублей. Такое финансирова­ние заложено в Государственной программе вооружений на период с 2011 по 2020 гг. (ГПВ-2020). Насколько необходимы такие расходы и самое главное, насколько реально выполнение данной программы?

Необходимость перевооружения армии в целом и ВВС в частности сомнений не вызывает. Более двух десятков лет вооруженные силы «проедали» советское наследство. За это время полностью изме­нился характер ведения боевых действий, а техника осталась прежней. Она устарела морально и физически. К примеру, в ВВС резкое увеличение полетов в конце первого — начале второго десятилетия XXI века привело к ускоренному «выбива­нию» ресурса и без того не новой авиаци­онной техники.

С ответом на второй вопрос, о реаль­ности выполнения ГПВ-2020, дело обстоит сложнее. Программа ГПВ-2020 — это уже четвертая программа перевооружения, принятая в России. При этом ни одна из трех предыдущих программ не была реализована даже на 50%. Более того, реализацию всех трех программ свернули досрочно.

Первую ГПВ на период 1996-2005 гг приняли под давлением суровых уроков контртеррористической операции в Чечне. Из-за хронического экономического кри­зиса к моменту, когда программа в 2000 г. «приказала долго жить», ее удалось выполнить всего на 20%. Стимулом к при­нятию второй российской ГПВ на период 2001-2010 гг. послужила операция НАТО против Югославии и очевидный провал первой ГПВ. Новая ГПВ амбициозностью не отличалась. Основной упор в ней был сделан на НИОКР и закупку вооруженными силами новой техники в количествах, исчисляемых если не единицами, то десятками.

Улучшение финансово-экономического положения России наряду с изменением внешнеполитического курса заставили руководство страны пересмотреть про­грамму перевооружения. ГПВ на период 2007-2015 гг. предусматривала финансиро­вание в размере почти 5 триллионов рублей, причем 63 % этих средств планировалось направить как раз на закупку новой и модернизированной техники, Это была программа действительно перевооружения, но, увы, как принято в России, выполнять ее «настоящим образом» не спешили.

15 лет «строительства капитализма» в России не прошли даром. Часть пред­приятий ВПК осталась за пределами России и не была замещена российскими, часть – лежала в руинах, а выжившие предприятия перешли на бизнес-модель «дикого капитализма», согласно которой главенствующим приоритетом является прибыль. Обильное государственное финансирование в условиях олигархо-монололистического капитализма привело к обвальному росту цен на продукцию ВПК. Первые три года выполнения программы фактически свелись к постройке единичных образцов, перспективным НИОКР и самому «вкусному» — перераспределению финансо­вых потоков.

Для ВВС по ГПВ-2015 планировалось закупить 116 новых и 408 модернизирован­ных авиационных комплексов фронтовой авиации, 156 новых и 372 модернизиро­ванных боевых вертолётов, 34 новых и 159 модернизированных комплексов даль­ней авиации. В ГПВ-2015 включили также «реанимацию» программы патрульного/противолодочного гидросамолета А-42. Более 60 млрд., рублей выделялось по Госпрограмме на разработку и произ­водство перспективных авиационных средств поражения. Основные усилия предполагалось сосредоточить на раз­работке электроники, ракетных двигателей, оптоэлектронных систем, многорежимных головок самонаведения,

В 2011 г. ГПВ-2015 заменили действу­ющей сегодня программой ГПВ-2020. Но прежде чем перейти к обзору действую­щей Госпрограммы закупки вооружений имеет смысл посмотреть, как выполнялась ГПВ-2015 и что было сделано к тому вре­мени.

Разработка проекта модернизирован­ного варианта Ту-160 (иногда встречается обозначение Ту-160М) началась еще в первой половине 1990-х гг. ВВС получили первый модернизированный Ту-160 в 2006 г. (б/н 19, «Валентин Близнюк»). Годом ранее на вооружение поступил достроенный из задела Ту-160 (б/н 07, «Александр Молодчий»). В СМИ публиковалась инфор­мация о плане модернизации всего парка из 15 Ту-160 к 2015 г. г однако по состоянию на 2013 г. модернизацию прошла лишь часть состоящих на вооружении Ту-160. Доработки Ту-160 выполнялись чуть ли не по индивидуальным проектам, то есть говорить о едином варианте модернизации не приходится.

Модернизация строевых Ту-96МС до 2010 г, не проводилась, но самолеты проходили капитальный ремонт с доработками отдельных систем. То же самое можно сказать о дальних бомбардировщиках Ту-22М3.

К началу 2013 г. ВВС официально получили порядка десятка Су-35С, но все эти машины задействованы по программам летных испытаний, Контракты по Су-27СМ и Су-30М2 выполнены, поставлено четыре Су-30М2, 48 Су-27СМ/СМ2 и 12 наиболее совершенных в ВВС РФ Су-27М3. Кроме того, в 2008-2010 гг. ВВС России получили 34 МиГ-29СМТ/УБТ (28 боевых и шесть спарок), от которых отказались ВВС Алжира.

Решение о модернизации Су-25 в вариант Су-25СМ было принято еще в 1999 г. Первые четыре опытные Су-25СМ в 2002 — 2004 гг. передали в ГЛИЦ и Липецкий авиацентр для испытаний и отработки тактики боевого применения. Первые шесть «серийных» Су-25СМ постройки 2006 г. поступили на вооружение строевого авиаполка ВВС в 2007 г., в том же году ВВС получили еще шесть штурмовиков, по 2009 г, включительно ВВС получили еще 21 модернизированный штурмовик Су-25СМ1. Всего в вариант Су-25СМ1 доработано 43 самолета, включая четыре опытных. Последние 13 Су-25СМ1 были поставлены в 2009 г.

В опубликованных фрагментах ГПВ-2015 ничего не говорилось о модернизации бомбардировщиков Су-24. Между тем, именно модернизация Су-24 с количе­ственной точки зрения является наиболее успешной. Первые бомбардировщики, модернизированные до уровня Су-24М2 ВВС получили в 2007 г. Контракт был выполнен в декабре 2009 г. Параллельно с модернизацией в Су-24М2 в ограниченном масштабе выполнялись работы по дора­ботке самолетов в вариант Су-24М СВП-24.

Ни один новый военно-транспортный самолет ВВС РФ до 2011 г, не получили, также не были поставлены разведчики на базе Ту-204.

Говорить о провале ГПВ-2015 в части ВВС было бы неправильно. Программа, пусть со скрипом, но выполнялась. В тоже время сроки поставок были сорваны по всем типам авиационной техники без исключения, а полностью выполненными оказались только отдельные контракты.

 

ГПВ-2020

Уроки боевых действий в Абхазии в августе 2008 г, привели к отказу от выполнения ГПВ-2015 в пользу разработки и принятия новой программы перево­оружения на период 2011-2020 гг.

ГПВ-2020 предусматривает беспре­цедентные в новейшей истории России ассигнования на НИОКР и закупку боевой техники в размере 20 трлн. рублей. Согласно программе, к 2015 г. доля современных образцов вооружения в войсках, на флоте и в авиации должна возрасти до 30% а к 2020 г. – до70%.

ГПВ-2020, подобно предшествующим программам не публиковалась, а инфор­мация о закупках новой техники в рамках ГПВ-2020 известна «в общем виде», приме­ром чего может служить пункт, посвященный BBC, многократно процитированный в СМИ:

«Военно-воздушные силы России в ближайшие годы приобретут более 1500 новых летательных аппаратов и модернизируют более 400 машин старой постройки. … Сроки службы продлят стратегическим бомбардировщикам Ту-160 и Ty-95, а также дальним бомбардиров­щикам Ту-22М3. Модернизацию пройдут самолеты-заправщики Ил-78 и «летающие радары» А-50. Обновить планируется и парк военно-транспортных машин: в первую очередь это касается самолетов Аи-124 «Руслан» и Ил-76. Модерниза­ция затронет и фронтовую авиацию, где несколько сместятся акценты. Так, судя по всему, будет прекращена модернизация истребителей Су-27 в вариант СМ — вместо этого уже в 2011 году ВВС получат 12 новых машин этого типа. Кроме того, в том же году начнутся поставки в ВВС серийных истребителей Су-35С – последней на сегодня модели на базе платформы Су-27. Активизируется модернизация штурмо­виков Cy-25 бомбардировщиков Су-24 и перехватчиков МиГ-31».

Понятно, что ГПВ-2020, как любая про­грамма вооружений в любой стране мира, подвержена изменениям по объективным и субъективным причинам, К примеру; 28 ноября минувшего года на совещании, посвященном перевооружению Армии, Пре­зидент Российской Федерации B,BS Путин говорил о почти 1600 единицах новейшей авиационной техники, предполагаемых к поставке в ВВС до 2020 г.

Осенью 2013 г. также велись дис­куссии о сокращении финансирования всей ГПВ-2020 или переносе финансирования ряда прописанных в ней программ на более поздние, в сравнении с плановыми, сроки. Однако заместитель министра обороны Ю.И. Борисов тогда заявил, что бюджетные ассигнования на ГПВ-2020 в размере 20 трлн. рублей секвестированию не подле­жат, хотя признал перенос финансирования. Причин переноса, по словам Борисова, несколько, но главная — «неготовность промышленности завершить в ранее обо­значенные сроки опытно-конструкторские работы и приступить к серийному выпуску». То есть, уже на старте история ГПВ-2020 отчасти повторяет историю ГПВ-2015.

Что касается ВВС, то здесь предусмо­трено финансирование как совершенно новых программ, таких как перспективного комплекса Дальней Авиации (ПАК ДА), так и развитие и завершение начатых ранее. Сложно сказать, насколько приведенные ниже количественные данные соответствуют исходному варианту ГПВ-2020; данная информация проверялась по различным открытым источникам в конце минувшего года. Можно с уверенностью говорить о том, что подавляющее большинство программ в той или иной степени будет пересмотрена, причем, вероятно, как в сторону уменьше­ния, так и в сторону увеличения количества закупаемой техники…

 

САМОЛЕТЫ ДАЛЬНЕЙ АВИАЦИИ

В феврале 2013 г. командующий Даль­ней Авиацией генерал-майор А.Д. Жихарев сообщил о планах принятия на вооружение ДА к 2020 г, десяти модернизированных Ту-160М. Модернизация направлена на повышение боевой эффективности и рас­ширению ассортимента боевой нагрузки. Подобные работы уже выполнялись на самолетах Ту-160 во время капитального ремонта на заводе в Казани. Информации о глубине модернизации Ту-160М не приводилось, равно как и то, будет ли вариант модернизации единым для всего парка Ту-160.

В 2013 г. ремонт и модернизацию проходили три Ту-160. На протяжении минимум десяти лет, ведутся разговоры о возобновлении производства Ту-160 и доведении группировки этих самолетов до 30 единиц.

ГПВ-2020 предусматривает модер­низацию 20 Ту-95МС в вариант «МСМ» с новым БРЭО и расширенной номенклатурой авиационных средств поражения. Воору­жение можно будет размещать не только во внутреннем отсеке, но и на внешней подвеске. В прототип Ту-95МСМ на авиаре­монтном заводе в Рязани еще в 1999 г. был доработан строевой Ту-95МС. На самолете модернизовано БРЭО, продлен ресурс, под крылом смонтировано четыре узла подвески для крылатых ракет. Реализация программы Ту-95МСМ сильно затянулась, так в 2001 г. доработку 35 самолетов Ту-95МС Дальней Авиации в «МСМ» предусматривалось завершить к 2005 г. Лишь осенью 2012 г. министерство обороны РФ объявило о начале с 2013 г, реализации программы модернизации строевых Ту-95МС в «МСМ».

Дальние бомбардировщики Ту-22М3 будут проходить капитальный ремонт и модернизацию, предполагается модерни­зировать порядка 30 самолетов.

Планируется, что самолеты Ту-160, Ту-95 и Ту-22М3 останутся на вооружении Дальней Авиации до 2028-2030 гг

Контракт на проведение НИОКР по ПАК ДА был подписан ВВС РФ и компанией «Туполев» в 2009 г Аванпроект был готов в 2012 г; согласно информации, опубликованной в открытых источниках СМИ, проект ПАК ДА утвердили в марте 2013 г. На пресс-конференции, состоявшейся во время проведения авиасалона МАКС-2103, Главком ВВС генерал-лейтенант В.Н. Бон­дарев отметил, что ПАК ДА будет выполнять «все задачи, которые решают Ту-160, Ту-95МС и Ту-22 в полном объеме. Задачи по гиперзвуку будет решать то вооружение, которое он получит». Самолет ПАК ДА будет дозвуковым, но в номенклатуру вооружения планируется включить гиперзвуковые ракеты. Технический проект ПАК ДА должен быть завершен к 2015 г. На вооружение самолет поступит не ранее 2020 г.

Исторически самолеты-заправщики состоят на вооружении Дальней Авиации, хотя в настоящее время самолеты Ил-78 выполняют задачи также в интересах фронтовой авиации и авиации ПВО. Самолеты Ил-78 эксплуатируются очень интенсивно, а их количества для ВВС РФ совершенно недостаточно. ВВС намерены закупить партию из 30 новых заправщиков Ил-78М-90А. В печати сроком начала поставок новых танкеров назывался 2015 г., однако контракты пока не заключены, а на упомянутой выше пресс-конференции В.Н. Бондарев заявил: «Как только эти самолеты будут готовы для того, чтобы заключать контракт, так будем их брать. Все от про­мышленности зависит». Известно также, что изучались возможности модернизации в заправщики выведенных из эксплуатации пассажирских авиалайнеров Ил-96. По имеющейся информации от модернизации Ил-96 отказались, хотя заправщик на основе Ил-96 мог бы стать самым эффективным самолетом такого класса в мире; вероятно, причиной послужило весьма опрометчивое решение о сворачивании серийного произ­водства Ил-96.

 

ИСТРЕБИТЕЛИ

Вне всяких сомнений приоритетной более того имиджевой, для вооруженных сил России в целом, является программа истребителя 5-го поколения Т-5СХ Работы по перспективному авиационному комплексу фронтовой авиации (ПАК ФА) начались еще в СССР. Согласно требованиям к ПАК ФА в ОКБ им. А.И. Микояна спроектировали и построили прототип истребителя 5-го поко­ления «1.44» (МФИ — многофункциональный истребитель), в ОКБ им. П.О. Сухого – Су-47 «Беркут». Обе машины в серию не пошли. Впрочем, Су-47 использовался в качестве летающей лаборатории.

Работы по ПАК ФА начались в 2002 г. в ОКБ им, П.О. Сухого. Первый полет планировался на 2009 г., начало серийного производства – до 2015 г. Реально первый полет первый прототип Т-50 выполнил в январе 2010 г. К настоящему моменту построены пять летных прототипов. ВВС РФ заключили контракт на поставку 60 истре­бителей Т-50. По оценкам ряда экспертов, отставание программы Т-50 от плановых сроков составляет один год. Скорее всего, отставание — больше. Так, в 2010 г. пре­мьер-министр РФ В.В. Путин определил 2013 г. как срок поступления первых Т-50 в Липецкий авиацентр, фактически в ВВС РФ. Заявление Путина в августе 2011 г. подкрепил Генеральный директор ОКБ им. П.О. Сухого М.А. Погосян, сообщивший о планах передачи в 2013 г. Липецкому авиацентру десяти Т-50. Весной 2013 г. появилась информация, что первые Т-50 ВВС получат только в 2016 г.

Программа истребителя Су-35С, вероятно, является «подстраховочной» по отношению к программе Т-50. Сверх­маневренный многофункциональный истребитель Су-35 представляет собой глубокую модернизацию Су-27 и относится к поколению «4++». На Су-35 использованы технологии истребителя 5-го поколения, полностью обновлен состав БРЭО, установ­лена новая РЛС с фазированной активной решеткой. Силовая установка состоит из двух ТРДДФ АЛ-41 увеличенной тяги с поворотными в двух плоскостях соплами.

Производство установочной партии Су-35 начато на КНААПО в 2006 г., а сборка первого самолета завершена в 2007 г., в том же году машина демонстрировалась на статической стоянке авиасалона МАКС. Первый полет Су-35 выполнил 19 февраля 2008 г. ВВС России заказали первую партию из 48 истребителей Су-35( весь заказ планировалось выполнить к 2015 г. После выполнения первого заказа, до 2020 г, намечено построить еще 48 Су-35. К лету 2013 г. построено три летных прототипа (один потерян в аварии), два предсерийных и не менее шести серийных Су-35.

В 2012 г. ВВС получили два двухместных Су-30СМ (аналог индийского Су-30МКИ, оснащенный двигателями с ОВТ), еще два были поставлены в 2013 г. Действует контракт на поставку ВВС 60 многофунк­циональных истребителей Cy-30CM, 14 из них ВВС должны были получить в минувшем году. Впервые публично Су-30СМ был продемонстрирован на авиасалоне МАКС-2013. Согласно опубликованному годовому отчету ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация» (OAK) за 2012 г, 29 декабря 2012 г, ОАО «Компания «Сухой» заключило контракт с Министерством обороны России на поставку 16 самолетов Су-30М2 в 2013-2015 гг.

В июне 2013 г. в СМИ появилась информация о заключении в ближайшем времени контракта на поставку ВВС РФ 24 самолетов МиГ-35 с опционом еще на 24 самолета, однако подписание контракта на поставку уже 37 самолетов отложено до 2016 г., предположительно из-за загружен­ности производственных мощностей РСК «МиГ» выполнением заказа на поставку 24 МиГ-29К для ВМФ РФ и других работ. Осенью 2013 г. появилась информация о намерении ВВС РФ приобрести, в дополнение к состоящим на вооружении, еще 16 МиГ-29СМТ.

Планомерно ведется модернизация строевых перехватчиков МиГ-31 в вариант МиГ-31 БМ. Перехватчику МиГ-31 уделяется очень большое внимание. Так, в апреле 2013 г. по этому самолету прошли специаль­ные слушания в Комитете про обороне Госу­дарственной Думы РФ. Рассматривался, в частности, вопрос о целесообразности возобновления серийного производства МиГ-31. Возобновление серийного произ­водства МиГ-31 маловероятно, но на слуша­ниях главком ВВС заявил о разработке по заказу ВВС нового перехватчика для замены МиГ-31. По словам главкома, новый пере­хватчик будет создан до 2020 г. и поступит на вооружение до 2028 г. Поставлена задача восстановления до летного состояния всех имеющихся в строевых частях и на базах хранения МиГ-31. До уровня МиГ-31БМ планируется доработать 60 самолетов (включая МиГ-31БМ, уже состоящие на вооружении).

 

УДАРНЫЕ САМОЛЕТЫ ФРОНТОВОЙ АВИАЦИИ

До конца прошлого года должен был быть выполнен контракт от декабря 2008 г. на поставку ВВС 32 бомбардировщиков Су-34. В 2012 г. был подписан второй контракт на постройку для ВВС РФ еще 92 бомбардировщиков.

По опыту боевых действий в Южной Осетии в 2008 г, был сделан вывод о необходимости модернизации бомбардировщиков Су-24М по варианту, предложенному ЗАО «ГЕФЕСТ и Т» (Су-24М СВП-24). В прошлом году была завершена модернизация Су-24М Центрального военного округа.

В 2011 г. начата модернизация штур­мовиков Су-25 в вариант Су-25СМ2Т предусмотрена модернизация 36 самолетов, срок выполнения контракта – конец 2013 г. Первые Су-25СМ2 переданы ВВС в ноябре 2011 г. По третьему этапу модернизации в Су-25СМ3 намечено доработать 50 само­летов. Таким образом, согласно планам, ВВС должны суммарно получить около 130 штурмовиков Су-25СМ/СМ2/СМ3.

 

УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫЕ САМОЛЕТЫ

Первый контракт (от апреля 2005 г) на поставку ВВС 12 реактивных учебно-тренировочных самолетов Як-130 выполнен в 2011 г. В ноябре 2011 г, подписан контракт на поставку до 2015 г. 55 самолетов Як-130. В январе 2012 г. в СМИ появилась информация о заказе дополнительно десяти Як-130. На середину 2013 г. ВВС по второму контракту получили более 20 Як-130. Потребность ВВС России в подобных самолётах оценивается в 250 единиц.

Поставки Як-130 не снимают с повестки дня вопроса о самолете для первоначального обучения летчиков, В качестве самолета первоначального обучения рассматривается вопрос о закупке самолетов Як-152 или иностранного самолета с ТВД. Определенный интерес ВВС проявляют к самолету «Ласта» производства Сербии. В 2013 г, российские специалисты изучали УТС «Ласта» на авиабазе Батайница под Белградом, а на авиасалоне МАКС-2013 с УТС «Ласта» ознакомился Главком ВВС РФ. Необходимо отметить, что в исходном варианте на УТС «Ласта» (как и на Як-152) установлен поршневой двигатель, однако ведутся работы над вариантом с ТВД.

 

САМОЛЕТЫ ВОЕННО-ТРАНСПОРТНОЙ АВИАЦИИ

О возобновлении серийного произ­водства тяжелых военно-транспортных самолетов Ан-124 «Руслан» с конца 1990-х гг. говорится регулярно с интервалом в два года на каждом авиасалоне МАКС. Летом 2013 г. Россия и Украина достигли договоренности об организации совместного предприятия по серийному выпуску самолетов Ан-124-100, а на СП «Авиастар» в Ульяновске якобы начались работы по подготовке возобнов­ления серийного выпуска. В различных источниках приводились данные о включении в ГПВ-2020 закупки 20 модернизированных Ан-124-100М. Более актуальным в сравнении с закупкой новых Ан-124 является вопрос модернизации самолетов, состоящих на вооружении. Капитальный ремонт Ан-124 ВВС РФ проходят в Ульяновске, однако все доработки российская сторона обязана согласовывать с разработчиком — украин­ским ОКБ им. О.И. Антонова. Поворотной точкой в судьбе Ан-124 и других самолетов марки Ан может стать принятая в конце сентября 2013 г. поправка к Авиационным правилам. Согласно данной поправки российские КБ могут получить права раз­работчика на иностранные самолеты. Модернизацией Ан-124, вероятно, займется авиационный комплекс им. С.В. Ильюшина.

Ан-124, несмотря на свои размеры и грузоподъемность, так и не стал полноцен­ной заменой для самолета Ан-22 «Антей». Модернизации Ан-22 не предусмотрено, но капитальный ремонт с целью продления ресурса до 2020 г. Ан-22 проходят.

Программу самолета Ан-70 иначе как скандальной назвать сложно. Работы по данной теме были начаты еще в конце 1970-х гг. Первый полет прототип Ан-70 выполнил в 1994 г., но в 1995 г. был потерян в авиакатастрофе. Второй прототип поднялся в воздух в 1996 г. С тех пор Россия и Украина неоднократно заявляли как о «сердечном согласии» в деле реализации программы Ан-70, так и полном отказе от нее. Согласно ГПВ-2020 ВВС РФ планировали закупить 60 Ан-70, однако с авиасалона МАКС-70 Ан-70 улетел демонстративно после ряда заявле­ний официальных лиц России об отсутствии необходимости в таком самолете.

Вне всяких сомнений, перспективы самолетов Ан-124 и Ан-70 (в меньшей степени и всех других самолетов марки Ан) связаны исключительно с политической стороной вопроса — взаимоотношениями России и Украины.

Россия успешно реализует программу разработки и запуска в серийное производ­ства глубокой модификации самолета Ил-76 с двигателями ПС-90А-76. Самолет получил обозначение Ил-476. Прототип выполнил первый полет осенью 2012 г., летом 2013 г. досрочно был завершен 1-й этап Государ­ственных совместных испытаний. В октябре 2012 г. подписан контракт на поставку ВВС РФ до 2020 г. 39 Ил-476. На основе Ил-476 ведется разработка самолета-заправщика и самолета ДРЛОиУ.

Представляется, что ясность с планами по замене средних и легких транспортных самолетов Ан-12 и Ан-24/26 отсутствует. В качестве замены самолетов Ан-24/26 рассматривался самолет Ан-140/140Т. До начала 2013 г. ВВС РФ закупили четыре Ан-140 производства самарского завода «Авиакор». Министерство обороны РФ анонсировало в мае 2011 г. закупку девяти Ан-140 в пассажирском варианте. В СМИ появлялась информация о включении в перечень государственного оборонного заказа военно-транспортных самолетов АН-140Т, но в декабре 2012 г МО РФ от закупки Ан-140Т отказалось. До 2020 г. планируется закупить еще 14 Ан-140-100. Альтернативой Ан-140 может стать самолет Ил-112, работы по которому ведутся с 2003 г. Первый полет прототипа планиро­вался сначала на 2006 г., затем на 2010 г, В 2011 г. министр обороны А. Сердюков принял решение прекратить работы по Ил-112, но сменивший его С. Шойгу данное решение пересмотрел. Не исключается возможность заключения контракта на приобретение ВВС РФ 62 военно-транс­портных самолетов Ил-112.

Традиционно самолеты специаль­ного назначения — стратегические раз­ведчики, ретрансляторы, воздушные командные пункты — относятся к технике особой секретности. Информация о планах МО РФ по закупке таких самолетов весьма отрывочна. Известно, что ремонт и модер­низацию проходят ВКП, разработанные на базе пассажирских Ил-18Г Ил-76 и Ил-86. Ведутся работы по ВКП на базе самолета Ту-214.

Поставки ВВС самолетов-разведчиков Ту-214Р и Ту-214ОН предусматривались еще ГПВ-2015, однако первый полет Ту-214ОН выполнил лишь в 2011 г., а Ту-214Р — в 2012 г. Заключены контракты на поставку, минимум, двух самолетов-фото­разведчиков Ту-204ОН (ОН — «Открытое Небо») и двух самолетов радиотехнической и оптоэлектронной разведки Ту-214Р. Для замены Ан-30 «Открытое небо» МО РФ заказало один Ан-140 «Съемщик».

Программа ГПВ-2020 предполагает разработку нового комплекса ДРЛОиУ А-100 на основе самолета Ил-476. Начало поставок запланировано на 2016 г, что вряд ли произойдет, Рассматривается возможность оснащения новыми РЛС с АФАР от комплексов А-100 самолетов A-5Q. Ведется модернизация состоящих на вооружении ВВС самолетов А-50 в вариант А-50У.

Во многом неожиданным, но после смены министра обороны неудивительным, стал заказ МО РФ в мае 2013 г. шести амфибий Бе-200 (два Бе-200ЧС и четыре поисково-спасательных Бе-200ПС), хорошо зарекомендовавших себя в МЧС РФ.

 

ВЫВОДЫ

Даже беглый обзор реализации ГПВ-2020 позволяет сделать вывод о постоянном пересмотре как содержания, так и сроков выполнения программы.

«Узким местом» ГПВ-2020 в части самолетного парка ВВС является, если верить открытым источником, полное игнорирование самолетов тактической разведки. Замены Су-24МР и МиГ-25РБ не предусмотрено. Вероятно, в качестве замены видится Су-34 со спецаппаратурой в контейнерном исполнении, но данный само­лет в силу своих ЛТХ не способен выполнять весь спектр заданий, возлагавшихся на Су-24МР и МиГ-25РБ.

Как ни странно, но успешная реализация ГПВ-2020 способна доставить ВВС РФ массу проблем из-за увеличения типов состоящих на вооружении самолетов, в то время как во всем мире наблюдается тенденция к сокращению разнообразия типов. Одинаковые цифры в обозначении ЛА не должны вводить в заблуждение. Так на вооружении ВВС состоят истребители Су-27 четырех модификаций (Су-27, Су-27СМ, Су-27СМ2, Су-27СМ3), которые очень сильно отличаются друг от друга. Только по этому семейству «линейку» можно продолжить за счет СУ-27УБ, Су-30, Су-30М2, Су-30СМ, Су-35С. Причем действительно массовым является лишь «оригинальный» Су-27, который на фоне иностранных истре­бителей поколения 4+ выглядит сильно устаревшим по бортовому оборудованию. Пример семейства Су-27 — самый яркий, но отнюдь не единственный. МиГ-29 будет «размножен» минимум в двух основных «подтипах» — МиГ-29СМТ и МиГ-35, при этом на вооружении останутся и исходные «9-13». Су-25 — четыре «подтипа», не считая спарки Су-25УБ: Су-25, Су-25СМ, Су-25СМ2 и Су-25СМ3. «Замедленная мина» в виде сложности обеспечения нормальной эксплуатации столь раз­ношерстного парка самолетов очевидна. К сожалению, приходится констатировать отсутствие стратегической линии в раз­витии самолетного парка.

(М. Никольский, «Авиация и космонавтика»)

Факт

Во время войны в Персидском заливе 1990-1991 гг., известной как операция «Буря в пустыне», группировка союзников в среднем ежедневно потребляла: 57 млн. л пресной воды, 95 тонн льда, 687 тыс. л бензина, 456 тыс. л дизтоплива, 198 тыс. л авиационного керосина. Количество вывозимых отходов составляло 145 тонн в день. Все это потребовало беспрецедентных усилий от 22-го командования армии США, занимавшегося тыловым снабжением группировки многонациональных сил…

Источник: www.modernarmy.ru

LEAVE A RESPONSE