Эмблема инженерных войск США
Инженерные войска, которые входят в состав каждого вида вооруженных сил США, предназначены для выполнения задач инженерного обеспечения. Оно предполагает проведение комплекса мероприятий по созданию необходимых условий для повседневной деятельности войск (сил) и успешного выполнения ими боевых задач в мирное и военное время, а также по оказанию помощи федеральным министерствам и ведомствам по обеспечению внутренней безопасности страны, сохранности окружающей среды, рационального использования природных ресурсов и т. п.
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ИНЖЕНЕРНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВС США
По характеру выполняемых задач инженерное обеспечение ВС США подразделяется на три вида: общее инженерное обеспечение, геопространственное обеспечение и инженерное обеспечение боевых действий.
Общее инженерное обеспечение направлено на строительство, содержание и восстановление морских и речных портов, автомобильных и железных дорог, мостов, военных городков (передовых баз), жилых городков для беженцев, лагерей для военнопленных, а также МТО военных операций и защите окружающей среды. К их выполнению привлекается преимущественно гражданский персонал на контрактной основе.
Геопространственное инженерное обеспечение предполагает решение таких задач, как формирование и содержание базы геопространственных данных, оценка местности и создание ее визуального изображения, распределение геопространственной информации между потребителями.
Инженерное обеспечение боевых действий представляет собой комплекс мероприятий по повышению маневренности своих войск (сил) и обеспечению их живучести, а также по снижению маневренности войск противника. Они проводятся, как правило, инженерными подразделениями, входящими в состав боевых соединений объединений видов вооруженных сил США.
Решение задач инженерного обеспечения в вооруженных силах США возложено на соответствующие формирования видов ВС, которые представлены инженерными (инженерно-строительными) командованиями (управлениями) и штатными подразделениями, входящими в состав объединений и соединений регулярных сил и резервных компонентов.
ИНЖЕНЕРНОЕ КОМАНДОВАНИЕ СУХОПУТНЫХ ВОЙСК США
Инженерный бронеавтомобиль «Хаски» G2 с ИК- и радиолокационной аппаратурой поиска мин
В сухопутных войсках США основной структурой, решающей вопросы общего и геопространственного инженерного обеспечения, является инженерное командование (штаб в г. Вашингтон, федеральный округ Колумбия), которое подчиняется министру армии. В его составе насчитывается около 650 военнослужащих и до 37 тыс. гражданских специалистов.
На это командование возложены следующие основные задачи:
- планирование, проектирование, строительство дамб и других систем защиты от наводнений;
- проектирование и управление строительством военных объектов;
- восстановление и охрана окружающей среды (очистка территории бывших военных объектов от опасных отходов и боеприпасов, восстановление экосистемы, водных угодий и т. д.).
Инженерное командование включает: штаб, Хэмфриский инженерный центр, девять региональных управлений (45 округов), финансовый центр, центр инженерного и материально-технического обеспечения, НИИ водных ресурсов, центр проектирования водных сооружений, центр научных исследований и разработок, центр сбора геопространственной информации и 249-й инженерный батальон энергетического оборудования. При развертывании командования на удаленных ТВД ему придаются части и подразделения 412-го и 416-го инженерных командований (на ТВД) резерва армии.
Инженерное обеспечение боевых действий СВ США возложено на штатные инженерные формирования объединений, соединений и частей регулярных сил и резервных компонентов. Они подразделяются на четыре типа: органы управления инженерными формированиями при проведении инженерных операций, подразделения в составе боевых соединений, основные и специальные инженерные формирования.
Органы управления инженерными формированиями включают штабы инженерных командований на ТВД, инженерных бригад и инженерных батальонов. Они осуществляют руководство инженерными силами и средствами в районе проведения соответствующих операций.
Инженерное командование разворачивается в зоне ведения боевых действий в интересах зонального командования или объединенного оперативного формирования (армейского корпуса) и осуществляет, при необходимости, все виды инженерного обеспечения. При развертывании на ТВД в его состав включаются части и подразделения (в том числе других видов ВС), необходимые для проведения намеченной инженерной операции.
ИНЖЕНЕРНЫЕ БРИГАДЫ
Структура инженерной бригады СВ США
Инженерная бригада входит в состав инженерного командования на ТВД или развертывается отдельно для проведения соответствующей операции в интересах оперативно-тактического формирования (дивизии).
Бригада является модульным соединением, которое может включать в себя до пяти инженерных батальонов и осуществлять все виды инженерного обеспечения при наличии соответствующих сил и средств.
Кроме того, штабу формирования могут подчиняться другие подразделения в целях эффективного решения некоторых задач (например, организация оцепления и регулировка движения при форсировании водных преград).
ИНЖЕНЕРНЫЕ БАТАЛЬОНЫ
Инженерный батальон может входить в состав инженерного командования на ТВД, инженерной бригады либо бригады обеспечения маневра или развертываться отдельно при проведении незначительной (по масштабу) инженерной операции в интересах формирований бригадного или дивизионного уровня. В зависимости от проводимой операции штабу батальона придаются до пяти инженерных рот соответствующей направленности (инженерно-саперные, саперные строительные, понтонно-мостовые и т. д.). Кроме того, при развертывании батальона отдельно в его состав включается передовая рота обеспечения. Все инженерные батальоны сухопутных войск США (за исключением 249-го инженерного батальона энергетического оборудования) способны решать задачи двух видов инженерного обеспечения: общего и обеспечения боевых действий.
Основные и специальные инженерные формирования должны выполнять специфические мероприятия, важнейшими из которых являются:
- оборудование, содержание и восстановление линий коммуникаций; возведение защитных укрытий и других сооружений;
- строительство взлетно-посадочных полос;
- производство сплошного разминирования;
- оборудование водозаборных пунктов.
ОСНОВНЫЕ ИНЖЕНЕРНЫЕ ФОРМИРОВАНИЯ СУХОПУТНЫХ ВОЙСК США
Универсальная инженерная машина М9 АСЕ
К основным инженерным формированиям сухопутных войск США относятся роты: инженерно-саперные,
- обеспечения мобильности,
- понтонно-мостовые, саперные,
- инженерно-строительные, строительные,
- инженерной техники и оборудования.
Инженерно-саперная рота предназначена для ведения инженерной разведки, повышения маневренности и обеспечения живучести своих войск и объектов, а также для снижения маневренности войск противника. Численность личного состава роты 103 военнослужащих (пять офицеров, 98 солдат и сержантов). В качестве специальной техники на ее вооружении находятся системы разминирования на базе бронеавтомобиля «Хаски» G2, универсальные инженерные машины М9 АСЕ и танковые мостоукладчики M104 «Вольверин».
Подразделение может придаваться штабным батальонам боевых бригад или бригад армейской авиации сухопутных войск США, а также организационно входить в состав инженерного батальона инженерной бригады СВ США. В соответствии с американскими нормативными документами инженерно-саперная рота способна:
- развернуть от двух до пяти мобильных групп (инженерно-саперных, заграждения, саперных или мостоукладчиков) для решения конкретных задач инженерного обеспечения на отдельных направлениях;
- проложить за сутки колонный путь общей протяженностью до 120 км;
- проделать проходы в минно-взрывных заграждениях и завалах (для преодоления в пешем порядке – шесть и на технике – три);
- обеспечить выполнение инженерных работ силами из расчета 660 человек в сутки;
- действовать в качестве пехотного подразделения (при необходимости).
БМП М2А2 «Брэдли» состоят на вооружении инженерных подразделений СВ США.
Рота обеспечения мобильности используется для ведения инженерной разведки, повышения маневренности своих войск и снижения маневренности войск противника. Ее численность 118 военнослужащих (пять офицеров, 113 солдат и сержантов). В качестве специальной техники на вооружении роты состоят минные заградители М139А1 «Волкэно», универсальные инженерные машины М9 АСЕ и танковые мостоукладчики M104 «Вольверин».
Подразделение придается штабным батальонам боевых бригад (из расчета легкой или механизированной бригаде «Страйкер» — одна рота, в бронетанковой бригаде — две), а также организационно входить в состав инженерного батальона инженерной бригады или бригады обеспечения маневра СВ США.
Рота обеспечения мобильности способна:
- развернуть от двух до пяти мобильных групп (инженерно-саперных, инженерно-штурмовых или заграждения) для решения конкретных задач инженерного обеспечения на отдельных направлениях;
- проделать проходы в минно-взрывных заграждениях и завалах (для их преодоления в пешем порядке – четыре, на технике – от двух до четырех);
- развернуть четыре тактических моста для преодоления рвов и оврагов;
- установить более 4,4 тыс. погонных метров проволочных заграждений;
- действовать в качестве пехотного подразделения (при необходимости).
Понтонно-мостовая рота предназначена для подготовки, развертывания и эксплуатации понтонно-мостовых систем при форсировании водных преград и преодолении участков пересеченной местности. Численность личного состава 185 военнослужащих (пять офицеров, один уорент-офицер и 179 солдат и сержантов). В качестве специальной техники на вооружении роты имеются универсальные инженерные машины М9 АСЕ, танковые мостоукладчики M104 «Вольверин», тяжелые механизированные мосты DSB и комплект понтонного моста IRB.
Бульдозеры D9R «Катерпиллер»
Подразделение может организационно входить в состав инженерного батальона инженерной бригады сухопутных войск США. При проведении операций по форсированию различных преград понтонно-мостовые роты включаются в состав инженерных батальонов из расчета одно подразделение на две боевые бригады.
В соответствии с американскими нормативными документами понтонно-мостовая рота способна:
- установить один тяжелый механизированный мост длиной до 40 м и грузоподъемностью до 80 т для преодоления рвов и водных преград или восемь мостов длиной 20 м и шириной 4,3 м;
- развернуть через водную преграду комплект понтонного моста IRB протяженностью до 210 м или шесть паромов по 35 м.
Саперная рота обеспечивает проведение разминирования маршрутов выдвижения и мест расположения формирований сухопутных войск США. Численность ее личного состава 191 военнослужащий (шесть офицеров, 185 солдат и сержантов).
Подразделение может придаваться штабным батальонам боевых бригад или бригад армейской авиации, а также организационно входить в состав инженерного батальона или инженерной бригады сухопутных войск США (из расчета одно подразделение на четыре боевые бригады).
В соответствии с американскими нормативными документами саперная рота способна:
- развернуть от трех до пяти мобильных саперных групп для решения конкретных задач инженерного обеспечения на отдельных направлениях;
- в течение суток провести проверку и разминирование двух маршрутов выдвижения войск общей протяженностью до 225 км;
- в течение суток провести проверку и разминирование территории общей площадью до 8000 кв.м.
Понтонный мост IRB (Improved Ribbon Bridge)
Инженерно-строительная рота занимается проведением ремонтно-восстановительных работ дорожного полотна и взлетно-посадочных полос аэродромов, мероприятий по подготовке строительных площадок для возведения на них объектов военной инфраструктуры, а также прокладкой трубопроводов и созданием дренажной системы. Численность ее личного состава 161 военнослужащий (пять офицеров и 156 солдат и сержантов).
Подразделение может организационно входить в состав инженерного батальона инженерной бригады сухопутных войск США из расчета одна рота на дивизию (в обороне из расчета одна рота на боевую бригаду).
Строительная рота предназначена для проведения монтажно-строитель-ных работ по возведению или ремонту объектов военной инфраструктуры, в том числе проведение канализации, водопровода и подключение энергетических систем. Численность личного состава роты 162 военнослужащих (пять офицеров, три уорент-офицера и 154 солдата и сержанта).
Подразделение может организационно входить в состав инженерного батальона инженерной бригады сухопутных войск США. Рота способна обеспечить выполнение строительных работ из расчета 1000 чел./ч в сутки.
Рота инженерной техники и оборудования должна проводить работы по фортификационному оборудованию позиций подразделений сухопутных войск, расчистке площадок (без разминирования), а также оказывать необходимую поддержку в технике другим инженерным подразделениям. Численность личного состава роты 122 человека (пять офицеров, 117 солдат и сержантов).
Подразделение может организационно входить в состав инженерного батальона инженерной бригады СВ.
В соответствии с американскими нормативными документами рота инженерной техники и оборудования способна:
- подготовить в течение часа 18 двухместных окопов для стрельбы стоя или 12 позиций для расчетов группового оружия;
- возвести в течение часа защитный вал протяженностью до 200 м;
- обеспечить выполнение инженерно-строительных работ из расчета 1000 чел./ч в сутки.
СПЕЦИАЛЬНЫЕ ИНЖЕНЕРНЫЕ ФОРМИРОВАНИЯ СУХОПУТНЫХ ВОЙСК США
Танковые мостоукладчики М104 «Вольверин» на базе ОБТ «Абрамc»
Специальными инженерными формированиями сухопутных войск США являются узкопрофильные подразделения, которые применяются только в составе инженерных командований, бригад и батальонов или придаются инженерным ротам боевых соединений для повышения их возможностей при решении поставленных задач. К числу специальных инженерных формирований относятся:
- роты энергетического оборудования;
- топографические роты;
- взводы землеройных машин;
- взводы разработки карьеров;
- группы управления строительством, планирования и разработки инженерных проектов;
- отделения бетонирования;
- передовые группы инженерного обеспечения;
- пожарные подразделения;
- группы асфальтоукладчиков, водолазов и группы операций с недвижимостью.
Кроме того, это могут быть отряды бурения скважин, подразделения служебных собак и подразделения по работе со взрывоопасными веществами, центры обработки геодезической информации.
Инженерные войска СВ США представляют собой уникальный по составу и решаемым задачам род войск. Одним из приоритетных направлений их дальнейшего развития является формирование инженерного батальона в составе каждой боевой бригады, что значительно повысит возможности соединения. Кроме того, планируется реорганизовать инженерные подразделения дивизионного и корпусного уровня.
Другое важное направление развития инженерных войск предполагает использование в них образцов ВВТ, позволяющих с учетом опыта военных конфликтов последнего десятилетия более эффективно проводить работы по разминированию и восстановлению разрушенной инфраструктуры населенных пунктов.
По оценке американского командования, опыт задействования инженерных формирований СВ в Ираке и Афганистане показал высокую функциональность существующей структуры этого рода войск и подтвердил правильность подходов к его использованию в современных видах войн и вооруженных конфликтах.
(Материал подготовлен для портала «Современная армия» © http://www.modernarmy.ru по статье подполковника А. Бальшого, «ЗВО»)
Факт
Во время войны в Персидском заливе 1990-1991 гг., известной как операция «Буря в пустыне», группировка союзников в среднем ежедневно потребляла: 57 млн. л пресной воды, 95 тонн льда, 687 тыс. л бензина, 456 тыс. л дизтоплива, 198 тыс. л авиационного керосина. Количество вывозимых отходов составляло 145 тонн в день. Все это потребовало беспрецедентных усилий от 22-го командования армии США, занимавшегося тыловым снабжением группировки многонациональных сил…
Источник: