армия и оружие

Ирак: спецназ против «Скадов»

Пусковая установка оперативно-тактических ракет «Скад»

Сразу же после захвата Ираком территории Кувейта целый ряд стран во главе с США приняли ре­шение об оказании военной помо­щи потерпевшей стороне и присту­пили к подготовке военной опера­ции против Ирака, создав за корот­кий срок мощную группировку многонациональных сил (МНС) в зоне Персидского залива.

В ходе планирования операции «Буря в пустыне» ее разработчики уделяли мало внимания проблеме борьбы с мобильными ракетными установками иракцев, считая это слишком трудной задачей. Это не означает, что угроза применения Ираком ракетного оружия не учи­тывалась вообще. Но основное внимание при планировании уделя­лось уничтожению с началом вой­ны центров по разработке, произ­водству и мест хранения ракет, а также заранее оборудованных ста­ционарных пусковых площадок.

Необходимо  также   отмстить, что специалисты МНС в числе приоритетных целей в борьбе с ра­кетной угрозой со стороны Ирака учитывали и тот факт, что топливо для иракских ракет могло хранить­ся в готовом виде, по их оценкам, не более 4-6 недель, после чего оно становилось непригодным. По­этому в числе приоритетных целей стояло уничтожение завода по его производству.

 

«СКАДЫ»: ОЦЕНКИ И РЕАЛЬНОСТЬ

По оценкам разведки США, к августу 1990 года Ирак имел в своем распоряжении около 50 пусковых установок. На вооружении находи­лись базовая модификация ракеты «Скад», поставленная еще СССР, а также две модификации собствен­ной разработки. Одна из них – «Эль-Хусейн» имела дальность стрельбы 600 км, другая – «Эль-Хиджара» — до 750 км. Обе ракеты могли запускаться как со стандарт­ных «скадовских» ПУ, так и с мобильных ПУ иракского производст­ва. В то же время израильская раз­ведка сообщала другую цифру коли­чества ПУ – 500. Но эти цифры не были приняты во внимание, более того, при начальном планировании операции командование МНС счи­тало, что Ирак обладает всего 18 ТПУ. В дальнейшем эти расчеты подверглись значительной корректировке: ближе к началу операции считалось, что в иракской армии насчитывается 15 дивизионов ОТР по 15 ракет в каждом, т.е. общее число возросло до 225. К тому же стало известно, что Ирак построил 5 стационарных площадок для запу­ска ракет в западной части страны, на которых размещалось 28 пуско­вых установок. При этом в зону до­сягаемости иракских ракет попада­ли Тель-Авив, Хайфа, ядерный объ­ект Димона в пустыне Негев, а так­же объекты на территории Турции и Саудовской Аравии. В декабре 1990 года иракский перебежчик, солдат республиканской гвардии, сообщил о размещении в районе Мултах Ридж к северо-западу от г. Кувейт до 60 ПУ ракет «Скад».

 

ПОЧЕМУ ИЗРАИЛЬ НЕ ВСТУПИЛ В ВОЙНУ

17 января 1991 года, через пять минут после начала воздушного этапа операции «Буря в пустыне», 22 американских самолета F-15E из состава 4-го тактического авиакрыла, специально назначенного для борьбы с иракскими ОТР, нанесли ракетно-бомбовые удары по стаци­онарным позициям ракет «Скад» в районе Эль-Куэйм в западной час­ти Ирака. Пять других самолетов этого же авиакрыла нанесли удары по позициям ракет в районе аэро­дрома Н-2 возле иракско-иордан­ской границы. Часть самолетов находились на аэродроме в полной готовности к немедленному вылету для нанесения ударов по обнару­женным мобильным ТПУ. Плохие погодные условия не позволили произвести оценку результатов на­несенных ударов. Однако разведка МНС впоследствии подтвердила: ни одного пуска ракет со стацио­нарных позиций, подвергшихся авиаударам в первые минуты после начала операции, в ходе всего вре­мени ведения боевых действий про­ведено не было.

На второй день после начала бо­евых действий были нанесены уда­ры по заводам по производству ра­кетного топлива в Латфайяхе и ра­кетных двигателей в Шахийяте. В результате они были выведены из строя.

Поражение ПУ «Скад» с помощью телеуправляемой ракеты

Но не прошло и суток с момен­та начала операции «Буря в пусты­не», как ситуация значительно из­менилась. Ранним утром 18 января Ирак атаковал израильские города Хайфа и Тель-Авив, произведя 7 (по другим источникам — 8) пусков ракет с мобильных ТПУ. Около 1500 зданий получили различные повреждения, 47 человек были ра­нены. Израильский премьер-ми­нистр И. Шамир потребовал у пре­зидента США Дж. Буша обеспечить безопасность израильских городов от возможных атак иракских ракет. Последний отдал приказ о немед­ленном развертывании ЗРК «Пэтриот» для прикрытия израильской столицы и других городов. Кроме того, в ночь с 18 на 19 января, а за­тем и на следующую ночь авиация МНС нанесла повторные удары по целям в Ираке, стремясь предот­вратить новые пуски иракских ОТР. При этом один из американ­ских F-15 во время выполнения за­дания был сбит.

Но уже через пять дней после первой ракетной атаки Ирак снова произвел несколько пусков ОТР, в том числе и по пригороду Тель-Авива. В результате 96 человек бы­ли ранены, а трое скончались от сердечного приступа, вызванного ракетной атакой. В ответ израильское правительство заявило о под­готовке к нанесению «удара возмез­дия», отдав приказ о подготовке ба­тальона парашютистов бригады «Цанханим» и свыше 100 самолетов и вертолетов к этой операции. Аме­риканцам стоило больших усилий удержать израильтян от вступления в войну.

В этот же день, 22 января, пред­ставитель американского командо­вания провел встречу с одним из израильских офицеров разведки, который сообщил ему недавно разведанные координаты местонахож­дения ПУ ОТР Ирака. Командова­ние МНС приняло решение пред­принять операцию по уничтоже­нию этих ранее неизвестных им ПУ. Для проведения доразведки и уточнения координат цели впервые были использованы подразделения спецназа. Два вертолета МН-47Е перебросили в район предполагае­мого нахождения ПУ спецгруппу и разведывательную машину повы­шенной проходимости «Land Rover». Через час после высадки группа обнаружила и сообщила ко­ординаты ПУ, по которой немед­ленно был нанесен авиаудар. С рас­светом вертолет МН-60 провел разведку и снял на видеопленку ре­зультаты нанесения удара. Пленка была показана израильскому пре­мьеру, который, в свою очередь, поблагодарил американского президента за решительность в устра­нении ракетной угрозы для Израи­ля и отказался от проведения «уда­ра возмездия».

Таким образом, с первых же дней начала операции «Буря в пус­тыне» перед командованием МНС остро встал вопрос об уничтожении не только стационарных ПУ ирак­ских ОТР и инфраструктуры по их производству, но и мобильных ПУ, точное количество которых и их бо­еготовность были неизвестны. На­чиная с 18 января к охоте за мо­бильными ТПУ подключились эки­пажи истребителей F-16, штурмо­виков А-10А и самолетов-штурмо­виков сил специальных операций (ССО) ВВС США АС-130.

 

ЯЩИК СО «СКАДАМИ»

Всего за время боевых действий в зоне Персидского залива авиация МНС произвела 2493 самолето-вы­лета для борьбы с иракскими ОТР. После первого обстрела Ираком израильской территории командова­ние МНС было вынуждено выде­лить дополнительные силы для борьбы, теперь уже с мобильными ТПУ. К этой задаче подключились даже самолеты палубной авиации с находившихся в районе боевых действий авианосцев. На ТПУ была объявлена круглосуточная охота, впоследствии эта операция так и называлась «Охота на «Скады».

Штурмовик А-10 наносит удар

Днем в небе над территорией Западного Ирака, где были опреде­лены два района наиболее вероят­ного нахождения ТПУ, названных «Ящик со «Скадами», патрулирова­ли штурмовики А-10А, которые должны были поражать обнаружен­ные ТПУ огнем из своих 30-мм пу­шек или УР AGM-65 «Мейверик». Ракеты наиболее успешно приме­нялись при уничтожении различ­ных мостов, которые рассматрива­лись командованием МНС как вероятные места укрытия ТПУ. Но­чью в этих районах патрулировали F-15E. Один из них был оснащен лазерной системой наведения, дру­гой вооружен двенадцатью 226-килограммовыми бомбами. После взлета они направлялись в точку дозаправки в воздухе над Саудов­ской Аравией, а затем в назначен­ный район, где патрулировали на средней высоте. Один из самолетов периодически сбрасывал бомбы, чтобы на­помнить невидимому противнику о своем присутствии в районе и ока­зать на него морально-психологи­ческое воздействие.

В выделенном районе постоян­но находилась пара самолетов. Для увеличения времени патрулирова­ния самолеты поочередно проводи­ли дозаправку топливом в воздухе. Всего для постоянного патрулиро­вания в двух районах выделялась авиаэскадрилья в составе 24 само­летов. В случае самостоятельного обнаружения ТПУ патрульные са­молеты должны были немедленно атаковать их, стараясь не допустить пуска ракет. Кроме того, информа­ция об обнаружении ТПУ могла поступать с самолетов системы АВАКС E-3C/D или воздушного командного пункта, который мог получить нужную информацию из центра космической разведки. Разведывательные спутники могли за­секать место пуска ракет по вспыш­кам или вычислять его по траекто­рии полета ракеты.

Несмотря на предпринятые ме­ры, самостоятельные действия авиации по поиску и уничтожению ТПУ ракет «Скад» не принесли ка­ких-либо значимых результатов. Прежде всего, это связано со сла­бым разведывательным обеспече­нием и особенно с длительным вре­менем доведения информации до исполнителей. Даже если космиче­ской разведке и удавалось засечь пуск ракеты и определить коорди­наты места пуска, то за то время, пока эта информация доводилась до конкретного летчика и самолет прибывал в указанную точку, ТПУ, как правило, там уже не было. То же самое относится и к аэрофото­съемке. Или ее невозможно было провести из-за плохой погоды, или время, затраченное на обработку пленки и дешифровку полученных снимков было таким продолжи­тельным, что к моменту прилета ту­да самолетов коалиции ТПУ там уже не было. Плохая погода также часто была причиной невозможно­сти использования авиации вооб­ще.

К тому же иракские ракетчики оказались на удивление ис­кусными как в вопросах быстрого сворачивания стартовой позиции и покидания места пуска, так и в во­просах маскировки своих ТПУ. Один из американских пилотов са­молета F-15E признавался: «Получив от самолета системы АВАКС координаты цели, я сразу же напра­вился туда. До места было пример­но 46 км. Не прошло и пяти минут после того, как спутник засек место пуска ракеты, но все, что я увидел в прицел самолета, это был еще го­рячий след от двигателя ракеты на дороге. Эти парни были очень бы­стры! Они успевали спрятаться прямо как тараканы, когда те бегут в разные стороны, как только вы включаете свет на кухне».

Другой представитель МНС, ко­мандующий британскими поисками в зоне Персидского залива генерал-лейтенант Питер де ла Бильер, так охарактеризовал сложившуюся си­туацию: «Мы быстро поняли, что авиация коалиции не может спра­виться с мобильными установками «Скад» с такой легкостью, как это предполагалось до начала опера­ции. Плохие погодные условия бы­ли только одним из факторов, благоприятствовавших противнику. Также вскоре стало очевидным, что противник умело маскировал свои ТПУ. Для пилота, летящего на вы­соте 3 км, ТПУ с горизонтально расположенной на ней ракетой вы­глядела как обычный топливоза­правщик. А ТПУ, спрятанную возле одного из мостов, излюбленного места укрытия иракцев, невозмож­но было обнаружить ни со спутни­ков, ни с помощью воздушной раз­ведки. Для выхода на позицию, раз­вертывания, производства пуска ра­кеты и сворачивания ТПУ требова­лось не более 20 мин. Даже если разведывательный спутник успевал определить место пуска, то ТПУ ус­певала скрыться до того, как удар­ный самолет был направлен на это место». Кроме того, разведке МНС стало известно, что для большей скрытности передвижения ТПУ иракцы использовали такой способ, как передвижение в составе обыч­ной транспортной колонны и даже маскировали их среди машин сугу­бо гражданского назначения. В результате государственный департа­мент США принял решение рас­сматривать гражданские транспорт­ные колонны как военные цели. Применялось и оборудование лож­ных целей.

Все это приводило к тому, что разведка МНС часто завышала ко­личество действительно поражен­ных целей, а иногда поражение ложных целей выдавалось за стали докладывать об обнаружении и уничтожении колонн с ТПУ. В одной из статей, опубликованной в газете «Вашингтон пост», сообщалось, что американ­ские самолеты нанесли удары по 11 ранее неизвестным ПУ «Скад» и уничтожили по крайней мере шесть из них, включая три нацеленные на Саудовскую Аравию. Но видео­съемка после нанесения удара по­казала, что это были ложные цели. Таким образом, командованию МНС со всей очевидностью стало понятно, что только действиями одной авиации успеха в борьбе с мобильными установками «Скад» не добиться. Необходимо было ис­кать иные возможности и способы. И тогда взоры командования МНС обратились к подразделениям спец­наза, которых к этому времени не­мало уже прибыло в район ведения боевых действий – как американ­ских, так и их союзников.

 

СПЕЦНАЗ ВЫХОДИТ НА ТРОПУ ВОЙНЫ

Необходимо отметить, что в ходе пла­нирования проведения операции «Буря в пустыне» командование МНС и в пер­вую очередь сам командующий, амери­канский генерал Норман Шварцкопф, явно недооценивали возможности ССО вообще. Им отводилась роль поддержи­вающих подразделений. В частности, офицеры американских ССО выполняли роль офицеров связи между командова­нием МНС и представителями арабских стран Залива. На ССО ВМС возлагались задачи по разминированию участков побережья, а вертолеты ССО ВВС должны были выполнять задачи по проведению боевых поисково-спасательных операций. Такое отношение американского коман­дующего к ССО базировалось на его про­шлом опыте, в частности войны во Вьет­наме и безуспешного использования группы спецназа ВМС во время операции на Гренаде в 1982 году, когда из-за не­удачной попытки высадки, приведшей к гибели четырех спецназовцев еще до на­чала основной части операции, пришлось отложить на два часа начало десантирова­ния рейнджеров. Тем не менее группировка ССО в составе МНС насчитывала свыше 7 тыс. человек (более половины – американцы), а также около 70 самоле­тов и вертолетов и 50 различных катеров и лодок, включая подводные высадочные средства.

Изменить взгляды командующего МНС на возможности подразделений специального назначения помогли, во-первых, неудачи авиации в борьбе с мо­бильными ТПУ «Скад», а во-вторых, ко­мандующий британскими вооруженными силами в составе МНС генерал-лейте­нант Питер де ла Бильер, длительное вре­мя служивший, а затем и командовавший 22-м полком САС, самым знаменитым подразделением английского спецназа. Он и предло­жил использовать подразделения спецна­за для действий в тылу противника с за­дачей поиска ТПУ и наведения на них авиации, а в случае невозможности ис­пользования авиации спецгруппы должны были своими средствами наносить ог­невое поражение ТПУ, чтобы не допус­тить запуска ими ракет.

При планировании применения ССО для поиска ТПУ оперативно-тактических ракет были определены районы их наиболее вероятного появле­ния. Первый, получивший название «Ал­лея «Скал», находился к югу от стратеги­ческого шоссе Багдад – Аман. Он стал зо­ной ответственности ССО Великобрита­нии. Второй, «Бульвар «Скадов», находившийся севернее этого шоссе, входил в зо­ну ответственности американцев. Для координации действий групп, действовав­ших в тылу противника, и авиации на­значались офицеры связи от ССО, посто­янно находившиеся в центре управления боевыми действиями тактической авиа­ции (ЦУБД ТА). Вывод групп в тыл про­тивника осуществлялся двумя способами: наземным (пешком или на машинах) и воздушным (на вертолетах).

Британские спецназовцы начали при­бывать в район Персидского залива толь­ко после 10 января, позднее, чем их аме­риканские коллеги. Но они первыми, 20 января 1991 года, начали выводиться в тыл противника с задачей поиска мо­бильных ТПУ ОТР. Все прибывшие груп­пы 22-го полка САС были оснащены лазерными целеуказателями для подсветки целей. Англичане избрали следующую та­ктику действий: в районы перекрестков дорог направлялись стационарные патру­ли (по восемь человек) с задачей: обору­довать наблюдательный пост и вести раз­ведку наблюдением, не проводя специальных мероприятий. При обнаружении ТПУ немедленно докладывать в Центр и наводить авиацию на выявленные цели. В районах, находящихся на удалении от основных дорог, действовали мобильные отряды на машинах. Кроме выполнения разведывательных задач, они могли само­стоятельно, используя свои огневые сред­ства (ПТУР и крупнокалиберные пулеме­ты), наносить поражение ТПУ. Но это разрешалось только и том случае, если авиация по каким-либо причинам не могла нанести ракетно-бомбовый удар или не успевала его нанести до пуска ра­кет.

Всего в английской зоне ответствен­ности действовало три стационарных пат­руля. Широко известными после выхода в 1993 году книги бывшего командира стали действия патруля Б-20 (“Bravo two zero”) из состава роты «В» 22-го полка САС под командованием сержанта Энди Макнаба (псевдоним). Патруль был вы­сажен на территории Западного Ирака из вертолета СН-47. Каждый член патруля нес рюкзак весом до 95 кг с имуществом и снаряжением. Прибыв в район выпол­нения задачи, организовав базу и наблю­дательный пост, патруль приступил к вы­полнению задачи. Однако месторасполо­жение базы было обнаружено мальчиком, пасшим коз и сообщившим об этом иракским военным, которые немедленно организовали нападение на патруль, а за­тем его преследование. Отразив нападе­ние противника, командир патруля при­нял решение: бросить тяжелые рюкзаки, оставив только ра­диостанцию, и ухо­дить от преследова­ния, разделившись по парам. Для сбора патруля были назна­чены основной и за­пасной пункты сбо­ра. В случае невозможности выйти на пункт сбора спецна­зовцы должны были самостоятельно выходить на террито­рию Сирии. Иракцы организовали плот­ное преследование. Положение англи­чан осложнилось плохой погодой: дождь со снегом, сильный ветер, от­рицательная темпе­ратура. В результате один военнослужащий САС был убит в столкновении с противником, двое умер­ли от переохлаждения, четверо, включая командира патруля, попали в плен. И только один, капрал Крис Райан, пройдя по пустыне за восемь суток около 300 км, сумел выйти на территорию Сирин.

Личный состав другого патруля, вы­полнявший такую же задачу в другом районе, из-за плохих метеоусловий не смог эвакуироваться из района выполне­ния задачи по воздуху и был вынужден выходить в расположение своих войск пешком, пройдя по пустыне с оружием и снаряжением 220 км.

 

РАЗВЕДОТРЯДЫ НА АВТОМОБИЛЯХ

Одновременно в тылу иракских войск действовал мобильный разведотряд на машинах в составе 30 человек (шесть ма­шин «Land Rover 110» по четыре человека на каждой, одна машина обеспечения «UniMog» и два человека на мотоциклах).

Патрульная машина спецназа (Special Operations Vehicle) «Land Rover 110» состо­ит на вооружении с 1985 года. Это специ­ально созданный для подобных операций внедорожник с колесной формулой 4×4 и пружинной подвеской. Алюминиевый корпус машины обладает достаточной прочно­стью и поддерживает жизнеспособность машины, несмотря на многочисленные пу­левые и осколочные пробоины. Днище ма­шины и шасси прикрыты стальными пла­стинами, а двигательный отсек – пласти­нами из пуленепробиваемой керамики. Ди­зельный 8-цилиндровый двигатель объемом 3000 куб. см с 5-скоростной коробкой пере­дач позволяет развивать скорость до 120 км/ч. Два топливных бака общим объемом около 230 л обеспечивают запас хода до 650 км. Экипаж – 6 человек (включая води­теля). Вооружение: 7,62-мм пулемет GPMG на командирском месте рядом с во­дителем, ручные гранатометы LAW-80 и ПЗРК «Стингер». Дополнительно, в зависимости от выполняемой задачи, на двух точках крепления в центре машины и сзади могут быть установлены: 12,7-мм крупно­калиберный пулемет, 30-мм автоматиче­ская пушка, 40-мм автоматический грана­томет Mk-19,  ПТУР «Милан», 51- или 81-мм минометы. На переднем и заднем бам­перах установлены 4 пакета дымовых гранат (по 4 гранаты в пакете), которые за 25 с создают плотную дымовую завесу в радиусе 30 м. В комплект оборудования, которым оснащена машина, входят: маскировочный тент, навигационные приборы в том числе GPS с точностью определения 16 м, набор шанцевого инструмента, комп­лект запасных деталей и шин, электриче­ская лебедка и алюминиевые мостки для вытаскивания застрявшей машины, прибо­ры ночного видения для обеспечения вождения машины.

Автомобильный патруль союзников в поисках «Скадов»

В качестве огневой установки на по­ловине патрульных машин отряда устанавливались ПТУР «Милан», а на осталь­ных 12,7-мм пулеметы «Браунинг» или автоматические гранатометы Мк-19.

При выполнении задачи отряд вы­двигался в составе колонны машин (ма­шина обеспечения, как правило, находи­лась в середине колонны), имея впереди охранение из мотоциклистов. Передви­жение проходило в основном в темное время суток. По прибытии в район вы­полнения задачи организовывалась база, откуда высылались разведдозоры (РД) на машинах для осмотра участков местно­сти. В месте расположения базы машины выстраивались в круг и маскировались с помощью маскировочной сетки. Личный состав, не занятый выполнением каких-либо задач, находился внутри этого круга: отдыхал, приводил в порядок оружие и снаряжение. На удалении 250 — 300 м выставлялись парные дозоры для охраны базы. Их количество зависело от условий местности и близо­сти противника. В базе организовыва­лось постоянное де­журство для поддер­жания связи с РД и охранением. Осмот­рев таким образом один район, вся ко­лонна перемещалась в другой, где вся процедура повторя­лась. При обнаруже­ния ПУ ракет ко­мандир отряда или РД определял их ко­ординаты с помо­щью прибора спутниковой навигаци­онной системы GPS и передавал координаты в Центр управления ССО. При нанесении авиационных ударов по выявленным целям иногда ПУ «подсвечивались» с помощью лазерного целеуказателя. После нанесения авиаци­онного удара проводилась разведка его результатов и, при необходимости, остав­шиеся ПУ уничтожались из ПТУР «Ми­лан». Если обнаруживалось подразделение ракет «Скад», совершающее марш, то разведотряд или РД сопровождал его, двигаясь параллельным курсом на неко­тором удалении, дожидаясь прибытия вызванной авиации для корректировки нанесения удара.

 

КОММАНДОС ВСУПАЮТ В БОЙ

Так, например, 3 февраля 1991 года разведдозор в составе трех машин обна­ружил иракскую колонну с ПУ ракет (всего 14 машин) в районе г. Ар Рутбах. Передав сообщение командованию об обнаружении ракет «Скад», РД следовал параллельным маршрутом, маршрутом» постоянно ведя наблюдение за колонной. Примерно че­рез 10 минут появились два F-15 и нанес­ли ракетный удар по иракской колонне. После того как рассеялся дым и улеглась пыль, командир РД обнаружил, что две ПУ остались целы, и доложил об этом в центр по радио. Получив сообщение, что сейчас в этом районе нет авиации, кото­рая смогла бы повторить удар, он принял решение самостоятельно атаковать остав­шиеся ПУ огнем из ПТУР «Милан». Что и было успешно сделано. В завязавшемся после этого бою с подоспевшим иракским подкреплением одна машина была под­бита. Прибывшие на помощь F-15 нанесли удар по иракцам. Воспользовавшись наступившими сумерками, британским спецназовцам удалось на оставшихся ма­шинах уйти от преследования.

Американцы в своей зоне ответствен­ности действовали в составе мобильных отрядов на машинах. Всего в операции по поиску и уничтожению ракетных комп­лексов «Скад» участвовало четыре мо­бильных разведывательных отряда. Дей­ствия мобильных разведотрядов оказа­лись очень эффективными. Именно они внесли основной вклад в выполнение этой задачи в районе Западного Ирака, действуя в тылу противника в среднем свыше двух недель, а английский отряд действовал шесть недель. Всего же, по данным из различных источников, было уничтожено свыше 50 ТПУ.

 

ТАЙНАЯ ВОЙНА ИЗРАИЛЬТЯН

В американской же зоне ответствен­ности действовали и подразделения спец­наза вооруженных сил Израиля. Официально факт участия израильских военно­служащих в боевых действиях во время операции «Буря в пустыне» никогда не подтверждался. Однако спустя несколько лет стали появляться отдельные сведения на этот счет, и сейчас можно с большой долей уверенности сказать, что это было действительно так. По сообщению изра­ильских источников, разрешение на уча­стие подразделений спецназа этой стра­ны в операции по поиску и уничтожению ТПУ ОТР было получено от американ­ского командования в обмен на твердое обещание израильского правительства не предпринимать более широкомасштаб­ных действий после нанесения ракетных ударов Ираком по территории Израиля.

Все израильские группы выводились в район выполнения задачи вертолетами СН-53 и действовали на машинах типа «Land Rover» и шведских мотоциклах «Husqvarna». Были предприняты чрезвы­чайные меры маскировки, чтобы не было и намека на то, что это израильтяне. Все опознавательные знаки убирались, о том, что в районе действовали израильские подразделения, никто, кроме ограничен­ного круга лиц, не знал. Это, в частно­сти, явилось причиной того, что амери­канский истребитель подбил израильский вертолет, так как не смог опознать его. В операции принимали участие военнослу­жащие подразделений спецназа «Сайерет Маткал» (разведывательное управление министерства обороны), «Сайерет Маглан» (входит в состав артиллерии, основ­ное вооружение — ПТУР), «Сайерет Шалдаг» (входит в состав ВВС, основная зада­ча – разведка и целеуказание для авиа­ции), подразделений радиоразведки и ра­диотехнической разведки, В резерве находилось подразделение 669 (входит в со­став ВВС, основная задача – проведение поисково-спасательных операций). По сообщениям израильских источников, действия их подразделений были успеш­ными несмотря на то, что они находи­лись в Ираке в течение небольшого пе­риода времени. Им удалось остаться не­замеченными, уничтожить несколько ТПУ и добыть ценные разведданные. Ни одна из групп спецназа, действовавших в тылу у иракцев, не была обнаружена и не понесла потерь.

 

«ДЕЛЬТА», «РЕЙНДЖЕРС» И ДРУГИЕ

Еще одним важным шагом, направ­ленным на борьбу с ТПУ «Скад», было ре­шение о создании 28 января 1991 года, т,е. уже в холе боевых действий, Объеди­ненной оперативной группы (ООГ) ССО ВС США. Это было сделано командую­щим МНС генералом Н.Шварцкопфом по прямому указанию председателя Объе­диненного комитета начальников штабов ВС США К. Пауэла (впоследствии – госсекретарь США). В нее были включе­ны полразделения из состава оперативно­го отряда «Дельта», 6-го отряда ССО ВМС (аналог отряда «Дельта» в составе ВМС), рота из 75-го полка «Рейнджерс» и несколько вертолетов из состава 1-го ба­тальона 160-го полка армейской авиации спецназа. Весь личный состав оператив­ной группы, около 800 человек, во главе с генералом Даунингом находился в г. Ар Ар, недалеко от границы с Северным Ираком.

После того как командир ООГ про­вел встречу с командующим МНС и по­лучил от него задачу по выявлению ТПУ «Скад», генерал Даунинг встретился с командиром британских спецназовцев пол­ковником А. Масси. Английский офицер поделился с союзником первым опытом боевых действий англичан, в частности он рассказал о тех трудностях, с которы­ми столкнулись группы спецназа 22-го полка САС в ходе выполнения задач. Прежде всего, это неблагоприятные по­годные условия. К началу февраля у анг­личан два человека умерли от переохлаж­дения (один после преодоления вплавь реки с ледяной водой, второй почти су­тки прятался в укрытии от иракцев и не мог согреться, его так и нашли замерз­шим товарищи). Из-за минусовой темпе­ратуры, приведшей к замерзанию топлив­ной системы, некоторые машины в мо­бильном разведотряде невозможно было завести после проведения дневки. При­ходилось разводить костры для обогрева машин в нарушение мер скрытности. В результате столкновения ночью одной из патрульных машин с обеспечивающей первая вышла из строя и ее пришлось за­копать, а экипаж распределить по другим машинам. К тому же одна группа («Bravo two zero») в полном составе пропала без вести. Эти и другие случаи были учтены командованием ООГ при планировании использования своих сил и средств.

7 февраля 1991 года первая группа из состава ООГ ССО была выведена в тыл противника для выполнения задания по поиску ТПУ ракет. В нее входили 16 спецназовцев из отряда «Дельта» и опе­ратор команды боевого управления ССО ВВС, специально предназначенный для наведения авиации. Вся группа выдвига­лась на двух автомашинах.

Кроме непосредственного обнаруже­ния ТПУ, подразделения выполняли за­дачи по нарушению системы управления ими. Так, например, 23 января 1991 года объединенный англо-американский от­ряд (20 человек из отряда спецназа морской пехоты Великобритании, три «зеле­ных берета» и один оператор команды боевого управления ССО ВВС) провел операцию по выводу из строя оптико-во­локонного кабеля связи, проходившего юго-западнее Багдада и служившего, по данным разведки МНС, для управления ОТР «Скад». Высадка проводилась но­чью с двух вертолетов. В предполагаемом месте прохождения кабеля спецназовцы вырыли в течение полутора часов не­сколько шурфов, обнаружили и перебили 360-граммовыми тротиловыми шашками два кабеля, но оптико-волоконного так и не нашли.

ПУ «Скад», обнаруженные комиссией ООН

В результате предпринятых командо­ванием МНС усилий Ирак значительно сократил применение ракет «Скад», а за­тем и вовсе их не применял. Последний из зафиксированных пусков ракет, по данным МНС, был произведен 2 февраля 1991 года, а последний доклад об обнару­жении и уничтожении ПУ ракет датиру­ется 26 февраля. Тем самым можно ска­зать, что выполнение задачи по поиску и уничтожению ракетных установок про­должалось в течение всего периода веде­ния боевых действий, несмотря на отсут­ствие признаков их применения. Однако точное количество обнаруженных и пораженных реальных ПУ ОТР неизвестно до сих пор. Это явилось следствием от­сутствия точных данных о количестве ПУ до начала ведения боевых действий и ошибок, прежде всего пилотов, в опреде­лении подлинности пораженных целей. Например, после войны инспекторы спе­циальной комиссии ООН обнаружили 62 целые ракеты «Скад» и 10 ТПУ, а также отдельные части еще 88 ракет и 9 ТПУ. А сколько не удалось найти, не знает никто. Кроме того, один из инспекторов, посетивший район Западного Ирака, где, по данным МНС, должны были нахо­диться уничтоженные ТПУ с ракетами, не обнаружил там ничего. А на месте рас­положения стационарных площадок из 28 ПУ уничтожено или выведено из строя было только 14. В районе Южного Ирака также не удалось найти подтверждений уничтожения ПУ ОТР.

 

УРОКИ И ВЫВОДЫ

Самым главным уроком, извлечен­ным командованием МНС из операции по поиску и уничтожению ТПУ ОТР в ходе войны в Персидском заливе явился сам факт осознания необходимости ком­плексного подхода к решению этой зада­чи, где роль подразделений спецназа мо­жет быть чрезвычайно важной. Несмотря на все технические новшества – разведывательные спутники с высокой разреша­ющей способностью, высокоточное управляемое авиационное оружие – только специально обученные люди, находящие­ся в тылу противника, могут дать самые достоверные данные (или подтвердить данные других видов разведки), а иногда никто, кроме них, этого сделать не мо­жет.

Другой вывод — важна организация хорошо налаженной системы связи. При­чем на всех ее уровнях. Например, бри­танские спецназовцы на начальном этапе своих действий испытывали большие проблемы с установлением связи между группами, действующими в тылу, и цент­ром. Использовавшиеся ими KB передат­чики оказались не вполне надежными, к тому же время прохождения информа­ции, полученной таким способом, было достаточно продолжительно. Пришлось уже в ходе боевых действий переоснащать их на современные станции спутниковой связи. Вторая проблема — связь с ударной авиацией. У американцев это практиче­ски не вызывало проблем, так как они включали в состав своих отрядов и групп операторов команд боевого управления ССО ВВС, которые были специально предназначены (соответственно обучены и технически оснащены) для обеспечения управления действиями авиации в тылу противника при проведении десантиро­вания, нанесении ударов по целям про­тивника или оказании непосредственной огневой поддержки. Этого нельзя сказать об англичанах. Особенно было затрудне­но проведение опознавания «свой – чужой» с летчиками ВВС США, так как именно они составляли основную часть ударной авиации, действовавшей против ракет «Скадк Только после выделения двух британских офицеров в состав ЦУБД ТА эти вопросы стали решаться значительно оперативнее. И, наконец, взаимодействие между подразделениями спецназа и авиацией, На начальном этапе проведения операции по поиску и унич­тожению ТПУ ОТР не было заранее вы­деленных частот дежурного приема для летчиков и воздушного командного пунк­та (ВКП), на которых мог бы происхо­дить радиообмен между спецназовцами в тылу противника и авиацией для наведе­ния последней на выявленные цели. Поэ­тому, когда вдруг кто-то выходил на связь с операторами ВКП, происходила сначала процедура опознавания, затем целый ряд уточнений с наземным цент­ром и только потом наводилась авиация на выявленные цели. В дальнейшем этот недостаток был устранен. Был выделен особый канал для связи с подразделениями специального назначения, отработана единая процедура опознавания и значи­тельно сокращено время доведения необ­ходимой информации до летчиков пат­рульных самолетов. Затем было принято решение, в соответствии с которым само­леты, прибывавшие в район патрулиро­вания, сразу устанавливали связь с груп­пой спецназа, а затем находились в ре­жиме дежурного приема.

После окончания боевых действий соответствующие изменения были внесены и в руководства по применению разделений спецназа, а тот в программу их боевой подготовки. Так, американ­цы внесли отдельным пунктам борьбу с распространением оружия массового по­ражения, в том числе и ТПУ ОТР, как одну из основных задач своих ССО в со­ответствующее руководство. Было созда­но подразделение для выполнения специ­альных задач (Special Mission links) в со­ставе командования ССО ВС США, ко­торое формировалось по такому же прин­ципу, как и ООГ в ходе войны в Персид­ском заливе. Причем младшие и старшие офицеры служат там 6-8 лет, а сержанты в среднем 4 — 6, но не менее 1,5 лет. Борьба с ТПУ ОТР стала отрабатываться на совместных учениях ССО и ВВС.

Таким образом, игнорирование ко­мандованием МНС угрозы со стороны ТПУ ОТР чуть было не привело к втяги­ванию в войну Израиля, что было крайне нежелательно из-за своих далеко идущих негативных последствий. Это явилось следствием недопонимания роли, задач и возможностей ССО в современных воо­руженных конфликтах. Например, пола­гаясь только на воздушную и космиче­скую разведку, не предпринимались по­пытки вывода подразделений специаль­ного назначения в тыл противника до на­чала боевых действий с целью выявления объектов оружия массового поражения, в том числе и ТПУ ОТР, их возможных мест базирования к маршрутов передви­жения к заранее привязанным местам пу­ска ракет. В то же время необходимо от­дать должное командованию МНС, сумевшему пересмотреть свои позиции по этому вопросу и дальнейшими действия­ми сорвать попытки массированного применения ОТР противником.

(С. Прокофьев, «Солдат удачи»)

Факт

Во время войны в Персидском заливе 1990-1991 гг., известной как операция «Буря в пустыне», группировка союзников в среднем ежедневно потребляла: 57 млн. л пресной воды, 95 тонн льда, 687 тыс. л бензина, 456 тыс. л дизтоплива, 198 тыс. л авиационного керосина. Количество вывозимых отходов составляло 145 тонн в день. Все это потребовало беспрецедентных усилий от 22-го командования армии США, занимавшегося тыловым снабжением группировки многонациональных сил…

Источник: www.modernarmy.ru

LEAVE A RESPONSE