Пусковая установка оперативно-тактических ракет «Скад»
Сразу же после захвата Ираком территории Кувейта целый ряд стран во главе с США приняли решение об оказании военной помощи потерпевшей стороне и приступили к подготовке военной операции против Ирака, создав за короткий срок мощную группировку многонациональных сил (МНС) в зоне Персидского залива.
В ходе планирования операции «Буря в пустыне» ее разработчики уделяли мало внимания проблеме борьбы с мобильными ракетными установками иракцев, считая это слишком трудной задачей. Это не означает, что угроза применения Ираком ракетного оружия не учитывалась вообще. Но основное внимание при планировании уделялось уничтожению с началом войны центров по разработке, производству и мест хранения ракет, а также заранее оборудованных стационарных пусковых площадок.
Необходимо также отмстить, что специалисты МНС в числе приоритетных целей в борьбе с ракетной угрозой со стороны Ирака учитывали и тот факт, что топливо для иракских ракет могло храниться в готовом виде, по их оценкам, не более 4-6 недель, после чего оно становилось непригодным. Поэтому в числе приоритетных целей стояло уничтожение завода по его производству.
«СКАДЫ»: ОЦЕНКИ И РЕАЛЬНОСТЬ
По оценкам разведки США, к августу 1990 года Ирак имел в своем распоряжении около 50 пусковых установок. На вооружении находились базовая модификация ракеты «Скад», поставленная еще СССР, а также две модификации собственной разработки. Одна из них – «Эль-Хусейн» имела дальность стрельбы 600 км, другая – «Эль-Хиджара» — до 750 км. Обе ракеты могли запускаться как со стандартных «скадовских» ПУ, так и с мобильных ПУ иракского производства. В то же время израильская разведка сообщала другую цифру количества ПУ – 500. Но эти цифры не были приняты во внимание, более того, при начальном планировании операции командование МНС считало, что Ирак обладает всего 18 ТПУ. В дальнейшем эти расчеты подверглись значительной корректировке: ближе к началу операции считалось, что в иракской армии насчитывается 15 дивизионов ОТР по 15 ракет в каждом, т.е. общее число возросло до 225. К тому же стало известно, что Ирак построил 5 стационарных площадок для запуска ракет в западной части страны, на которых размещалось 28 пусковых установок. При этом в зону досягаемости иракских ракет попадали Тель-Авив, Хайфа, ядерный объект Димона в пустыне Негев, а также объекты на территории Турции и Саудовской Аравии. В декабре 1990 года иракский перебежчик, солдат республиканской гвардии, сообщил о размещении в районе Мултах Ридж к северо-западу от г. Кувейт до 60 ПУ ракет «Скад».
ПОЧЕМУ ИЗРАИЛЬ НЕ ВСТУПИЛ В ВОЙНУ
17 января 1991 года, через пять минут после начала воздушного этапа операции «Буря в пустыне», 22 американских самолета F-15E из состава 4-го тактического авиакрыла, специально назначенного для борьбы с иракскими ОТР, нанесли ракетно-бомбовые удары по стационарным позициям ракет «Скад» в районе Эль-Куэйм в западной части Ирака. Пять других самолетов этого же авиакрыла нанесли удары по позициям ракет в районе аэродрома Н-2 возле иракско-иорданской границы. Часть самолетов находились на аэродроме в полной готовности к немедленному вылету для нанесения ударов по обнаруженным мобильным ТПУ. Плохие погодные условия не позволили произвести оценку результатов нанесенных ударов. Однако разведка МНС впоследствии подтвердила: ни одного пуска ракет со стационарных позиций, подвергшихся авиаударам в первые минуты после начала операции, в ходе всего времени ведения боевых действий проведено не было.
На второй день после начала боевых действий были нанесены удары по заводам по производству ракетного топлива в Латфайяхе и ракетных двигателей в Шахийяте. В результате они были выведены из строя.
Поражение ПУ «Скад» с помощью телеуправляемой ракеты
Но не прошло и суток с момента начала операции «Буря в пустыне», как ситуация значительно изменилась. Ранним утром 18 января Ирак атаковал израильские города Хайфа и Тель-Авив, произведя 7 (по другим источникам — 8) пусков ракет с мобильных ТПУ. Около 1500 зданий получили различные повреждения, 47 человек были ранены. Израильский премьер-министр И. Шамир потребовал у президента США Дж. Буша обеспечить безопасность израильских городов от возможных атак иракских ракет. Последний отдал приказ о немедленном развертывании ЗРК «Пэтриот» для прикрытия израильской столицы и других городов. Кроме того, в ночь с 18 на 19 января, а затем и на следующую ночь авиация МНС нанесла повторные удары по целям в Ираке, стремясь предотвратить новые пуски иракских ОТР. При этом один из американских F-15 во время выполнения задания был сбит.
Но уже через пять дней после первой ракетной атаки Ирак снова произвел несколько пусков ОТР, в том числе и по пригороду Тель-Авива. В результате 96 человек были ранены, а трое скончались от сердечного приступа, вызванного ракетной атакой. В ответ израильское правительство заявило о подготовке к нанесению «удара возмездия», отдав приказ о подготовке батальона парашютистов бригады «Цанханим» и свыше 100 самолетов и вертолетов к этой операции. Американцам стоило больших усилий удержать израильтян от вступления в войну.
В этот же день, 22 января, представитель американского командования провел встречу с одним из израильских офицеров разведки, который сообщил ему недавно разведанные координаты местонахождения ПУ ОТР Ирака. Командование МНС приняло решение предпринять операцию по уничтожению этих ранее неизвестных им ПУ. Для проведения доразведки и уточнения координат цели впервые были использованы подразделения спецназа. Два вертолета МН-47Е перебросили в район предполагаемого нахождения ПУ спецгруппу и разведывательную машину повышенной проходимости «Land Rover». Через час после высадки группа обнаружила и сообщила координаты ПУ, по которой немедленно был нанесен авиаудар. С рассветом вертолет МН-60 провел разведку и снял на видеопленку результаты нанесения удара. Пленка была показана израильскому премьеру, который, в свою очередь, поблагодарил американского президента за решительность в устранении ракетной угрозы для Израиля и отказался от проведения «удара возмездия».
Таким образом, с первых же дней начала операции «Буря в пустыне» перед командованием МНС остро встал вопрос об уничтожении не только стационарных ПУ иракских ОТР и инфраструктуры по их производству, но и мобильных ПУ, точное количество которых и их боеготовность были неизвестны. Начиная с 18 января к охоте за мобильными ТПУ подключились экипажи истребителей F-16, штурмовиков А-10А и самолетов-штурмовиков сил специальных операций (ССО) ВВС США АС-130.
ЯЩИК СО «СКАДАМИ»
Всего за время боевых действий в зоне Персидского залива авиация МНС произвела 2493 самолето-вылета для борьбы с иракскими ОТР. После первого обстрела Ираком израильской территории командование МНС было вынуждено выделить дополнительные силы для борьбы, теперь уже с мобильными ТПУ. К этой задаче подключились даже самолеты палубной авиации с находившихся в районе боевых действий авианосцев. На ТПУ была объявлена круглосуточная охота, впоследствии эта операция так и называлась «Охота на «Скады».
Штурмовик А-10 наносит удар
Днем в небе над территорией Западного Ирака, где были определены два района наиболее вероятного нахождения ТПУ, названных «Ящик со «Скадами», патрулировали штурмовики А-10А, которые должны были поражать обнаруженные ТПУ огнем из своих 30-мм пушек или УР AGM-65 «Мейверик». Ракеты наиболее успешно применялись при уничтожении различных мостов, которые рассматривались командованием МНС как вероятные места укрытия ТПУ. Ночью в этих районах патрулировали F-15E. Один из них был оснащен лазерной системой наведения, другой вооружен двенадцатью 226-килограммовыми бомбами. После взлета они направлялись в точку дозаправки в воздухе над Саудовской Аравией, а затем в назначенный район, где патрулировали на средней высоте. Один из самолетов периодически сбрасывал бомбы, чтобы напомнить невидимому противнику о своем присутствии в районе и оказать на него морально-психологическое воздействие.
В выделенном районе постоянно находилась пара самолетов. Для увеличения времени патрулирования самолеты поочередно проводили дозаправку топливом в воздухе. Всего для постоянного патрулирования в двух районах выделялась авиаэскадрилья в составе 24 самолетов. В случае самостоятельного обнаружения ТПУ патрульные самолеты должны были немедленно атаковать их, стараясь не допустить пуска ракет. Кроме того, информация об обнаружении ТПУ могла поступать с самолетов системы АВАКС E-3C/D или воздушного командного пункта, который мог получить нужную информацию из центра космической разведки. Разведывательные спутники могли засекать место пуска ракет по вспышкам или вычислять его по траектории полета ракеты.
Несмотря на предпринятые меры, самостоятельные действия авиации по поиску и уничтожению ТПУ ракет «Скад» не принесли каких-либо значимых результатов. Прежде всего, это связано со слабым разведывательным обеспечением и особенно с длительным временем доведения информации до исполнителей. Даже если космической разведке и удавалось засечь пуск ракеты и определить координаты места пуска, то за то время, пока эта информация доводилась до конкретного летчика и самолет прибывал в указанную точку, ТПУ, как правило, там уже не было. То же самое относится и к аэрофотосъемке. Или ее невозможно было провести из-за плохой погоды, или время, затраченное на обработку пленки и дешифровку полученных снимков было таким продолжительным, что к моменту прилета туда самолетов коалиции ТПУ там уже не было. Плохая погода также часто была причиной невозможности использования авиации вообще.
К тому же иракские ракетчики оказались на удивление искусными как в вопросах быстрого сворачивания стартовой позиции и покидания места пуска, так и в вопросах маскировки своих ТПУ. Один из американских пилотов самолета F-15E признавался: «Получив от самолета системы АВАКС координаты цели, я сразу же направился туда. До места было примерно 46 км. Не прошло и пяти минут после того, как спутник засек место пуска ракеты, но все, что я увидел в прицел самолета, это был еще горячий след от двигателя ракеты на дороге. Эти парни были очень быстры! Они успевали спрятаться прямо как тараканы, когда те бегут в разные стороны, как только вы включаете свет на кухне».
Другой представитель МНС, командующий британскими поисками в зоне Персидского залива генерал-лейтенант Питер де ла Бильер, так охарактеризовал сложившуюся ситуацию: «Мы быстро поняли, что авиация коалиции не может справиться с мобильными установками «Скад» с такой легкостью, как это предполагалось до начала операции. Плохие погодные условия были только одним из факторов, благоприятствовавших противнику. Также вскоре стало очевидным, что противник умело маскировал свои ТПУ. Для пилота, летящего на высоте 3 км, ТПУ с горизонтально расположенной на ней ракетой выглядела как обычный топливозаправщик. А ТПУ, спрятанную возле одного из мостов, излюбленного места укрытия иракцев, невозможно было обнаружить ни со спутников, ни с помощью воздушной разведки. Для выхода на позицию, развертывания, производства пуска ракеты и сворачивания ТПУ требовалось не более 20 мин. Даже если разведывательный спутник успевал определить место пуска, то ТПУ успевала скрыться до того, как ударный самолет был направлен на это место». Кроме того, разведке МНС стало известно, что для большей скрытности передвижения ТПУ иракцы использовали такой способ, как передвижение в составе обычной транспортной колонны и даже маскировали их среди машин сугубо гражданского назначения. В результате государственный департамент США принял решение рассматривать гражданские транспортные колонны как военные цели. Применялось и оборудование ложных целей.
Все это приводило к тому, что разведка МНС часто завышала количество действительно пораженных целей, а иногда поражение ложных целей выдавалось за стали докладывать об обнаружении и уничтожении колонн с ТПУ. В одной из статей, опубликованной в газете «Вашингтон пост», сообщалось, что американские самолеты нанесли удары по 11 ранее неизвестным ПУ «Скад» и уничтожили по крайней мере шесть из них, включая три нацеленные на Саудовскую Аравию. Но видеосъемка после нанесения удара показала, что это были ложные цели. Таким образом, командованию МНС со всей очевидностью стало понятно, что только действиями одной авиации успеха в борьбе с мобильными установками «Скад» не добиться. Необходимо было искать иные возможности и способы. И тогда взоры командования МНС обратились к подразделениям спецназа, которых к этому времени немало уже прибыло в район ведения боевых действий – как американских, так и их союзников.
СПЕЦНАЗ ВЫХОДИТ НА ТРОПУ ВОЙНЫ
Необходимо отметить, что в ходе планирования проведения операции «Буря в пустыне» командование МНС и в первую очередь сам командующий, американский генерал Норман Шварцкопф, явно недооценивали возможности ССО вообще. Им отводилась роль поддерживающих подразделений. В частности, офицеры американских ССО выполняли роль офицеров связи между командованием МНС и представителями арабских стран Залива. На ССО ВМС возлагались задачи по разминированию участков побережья, а вертолеты ССО ВВС должны были выполнять задачи по проведению боевых поисково-спасательных операций. Такое отношение американского командующего к ССО базировалось на его прошлом опыте, в частности войны во Вьетнаме и безуспешного использования группы спецназа ВМС во время операции на Гренаде в 1982 году, когда из-за неудачной попытки высадки, приведшей к гибели четырех спецназовцев еще до начала основной части операции, пришлось отложить на два часа начало десантирования рейнджеров. Тем не менее группировка ССО в составе МНС насчитывала свыше 7 тыс. человек (более половины – американцы), а также около 70 самолетов и вертолетов и 50 различных катеров и лодок, включая подводные высадочные средства.
Изменить взгляды командующего МНС на возможности подразделений специального назначения помогли, во-первых, неудачи авиации в борьбе с мобильными ТПУ «Скад», а во-вторых, командующий британскими вооруженными силами в составе МНС генерал-лейтенант Питер де ла Бильер, длительное время служивший, а затем и командовавший 22-м полком САС, самым знаменитым подразделением английского спецназа. Он и предложил использовать подразделения спецназа для действий в тылу противника с задачей поиска ТПУ и наведения на них авиации, а в случае невозможности использования авиации спецгруппы должны были своими средствами наносить огневое поражение ТПУ, чтобы не допустить запуска ими ракет.
При планировании применения ССО для поиска ТПУ оперативно-тактических ракет были определены районы их наиболее вероятного появления. Первый, получивший название «Аллея «Скал», находился к югу от стратегического шоссе Багдад – Аман. Он стал зоной ответственности ССО Великобритании. Второй, «Бульвар «Скадов», находившийся севернее этого шоссе, входил в зону ответственности американцев. Для координации действий групп, действовавших в тылу противника, и авиации назначались офицеры связи от ССО, постоянно находившиеся в центре управления боевыми действиями тактической авиации (ЦУБД ТА). Вывод групп в тыл противника осуществлялся двумя способами: наземным (пешком или на машинах) и воздушным (на вертолетах).
Британские спецназовцы начали прибывать в район Персидского залива только после 10 января, позднее, чем их американские коллеги. Но они первыми, 20 января 1991 года, начали выводиться в тыл противника с задачей поиска мобильных ТПУ ОТР. Все прибывшие группы 22-го полка САС были оснащены лазерными целеуказателями для подсветки целей. Англичане избрали следующую тактику действий: в районы перекрестков дорог направлялись стационарные патрули (по восемь человек) с задачей: оборудовать наблюдательный пост и вести разведку наблюдением, не проводя специальных мероприятий. При обнаружении ТПУ немедленно докладывать в Центр и наводить авиацию на выявленные цели. В районах, находящихся на удалении от основных дорог, действовали мобильные отряды на машинах. Кроме выполнения разведывательных задач, они могли самостоятельно, используя свои огневые средства (ПТУР и крупнокалиберные пулеметы), наносить поражение ТПУ. Но это разрешалось только и том случае, если авиация по каким-либо причинам не могла нанести ракетно-бомбовый удар или не успевала его нанести до пуска ракет.
Всего в английской зоне ответственности действовало три стационарных патруля. Широко известными после выхода в 1993 году книги бывшего командира стали действия патруля Б-20 (“Bravo two zero”) из состава роты «В» 22-го полка САС под командованием сержанта Энди Макнаба (псевдоним). Патруль был высажен на территории Западного Ирака из вертолета СН-47. Каждый член патруля нес рюкзак весом до 95 кг с имуществом и снаряжением. Прибыв в район выполнения задачи, организовав базу и наблюдательный пост, патруль приступил к выполнению задачи. Однако месторасположение базы было обнаружено мальчиком, пасшим коз и сообщившим об этом иракским военным, которые немедленно организовали нападение на патруль, а затем его преследование. Отразив нападение противника, командир патруля принял решение: бросить тяжелые рюкзаки, оставив только радиостанцию, и уходить от преследования, разделившись по парам. Для сбора патруля были назначены основной и запасной пункты сбора. В случае невозможности выйти на пункт сбора спецназовцы должны были самостоятельно выходить на территорию Сирии. Иракцы организовали плотное преследование. Положение англичан осложнилось плохой погодой: дождь со снегом, сильный ветер, отрицательная температура. В результате один военнослужащий САС был убит в столкновении с противником, двое умерли от переохлаждения, четверо, включая командира патруля, попали в плен. И только один, капрал Крис Райан, пройдя по пустыне за восемь суток около 300 км, сумел выйти на территорию Сирин.
Личный состав другого патруля, выполнявший такую же задачу в другом районе, из-за плохих метеоусловий не смог эвакуироваться из района выполнения задачи по воздуху и был вынужден выходить в расположение своих войск пешком, пройдя по пустыне с оружием и снаряжением 220 км.
РАЗВЕДОТРЯДЫ НА АВТОМОБИЛЯХ
Одновременно в тылу иракских войск действовал мобильный разведотряд на машинах в составе 30 человек (шесть машин «Land Rover 110» по четыре человека на каждой, одна машина обеспечения «UniMog» и два человека на мотоциклах).
Патрульная машина спецназа (Special Operations Vehicle) «Land Rover 110» состоит на вооружении с 1985 года. Это специально созданный для подобных операций внедорожник с колесной формулой 4×4 и пружинной подвеской. Алюминиевый корпус машины обладает достаточной прочностью и поддерживает жизнеспособность машины, несмотря на многочисленные пулевые и осколочные пробоины. Днище машины и шасси прикрыты стальными пластинами, а двигательный отсек – пластинами из пуленепробиваемой керамики. Дизельный 8-цилиндровый двигатель объемом 3000 куб. см с 5-скоростной коробкой передач позволяет развивать скорость до 120 км/ч. Два топливных бака общим объемом около 230 л обеспечивают запас хода до 650 км. Экипаж – 6 человек (включая водителя). Вооружение: 7,62-мм пулемет GPMG на командирском месте рядом с водителем, ручные гранатометы LAW-80 и ПЗРК «Стингер». Дополнительно, в зависимости от выполняемой задачи, на двух точках крепления в центре машины и сзади могут быть установлены: 12,7-мм крупнокалиберный пулемет, 30-мм автоматическая пушка, 40-мм автоматический гранатомет Mk-19, ПТУР «Милан», 51- или 81-мм минометы. На переднем и заднем бамперах установлены 4 пакета дымовых гранат (по 4 гранаты в пакете), которые за 25 с создают плотную дымовую завесу в радиусе 30 м. В комплект оборудования, которым оснащена машина, входят: маскировочный тент, навигационные приборы в том числе GPS с точностью определения 16 м, набор шанцевого инструмента, комплект запасных деталей и шин, электрическая лебедка и алюминиевые мостки для вытаскивания застрявшей машины, приборы ночного видения для обеспечения вождения машины.
Автомобильный патруль союзников в поисках «Скадов»
В качестве огневой установки на половине патрульных машин отряда устанавливались ПТУР «Милан», а на остальных 12,7-мм пулеметы «Браунинг» или автоматические гранатометы Мк-19.
При выполнении задачи отряд выдвигался в составе колонны машин (машина обеспечения, как правило, находилась в середине колонны), имея впереди охранение из мотоциклистов. Передвижение проходило в основном в темное время суток. По прибытии в район выполнения задачи организовывалась база, откуда высылались разведдозоры (РД) на машинах для осмотра участков местности. В месте расположения базы машины выстраивались в круг и маскировались с помощью маскировочной сетки. Личный состав, не занятый выполнением каких-либо задач, находился внутри этого круга: отдыхал, приводил в порядок оружие и снаряжение. На удалении 250 — 300 м выставлялись парные дозоры для охраны базы. Их количество зависело от условий местности и близости противника. В базе организовывалось постоянное дежурство для поддержания связи с РД и охранением. Осмотрев таким образом один район, вся колонна перемещалась в другой, где вся процедура повторялась. При обнаружения ПУ ракет командир отряда или РД определял их координаты с помощью прибора спутниковой навигационной системы GPS и передавал координаты в Центр управления ССО. При нанесении авиационных ударов по выявленным целям иногда ПУ «подсвечивались» с помощью лазерного целеуказателя. После нанесения авиационного удара проводилась разведка его результатов и, при необходимости, оставшиеся ПУ уничтожались из ПТУР «Милан». Если обнаруживалось подразделение ракет «Скад», совершающее марш, то разведотряд или РД сопровождал его, двигаясь параллельным курсом на некотором удалении, дожидаясь прибытия вызванной авиации для корректировки нанесения удара.
КОММАНДОС ВСУПАЮТ В БОЙ
Так, например, 3 февраля 1991 года разведдозор в составе трех машин обнаружил иракскую колонну с ПУ ракет (всего 14 машин) в районе г. Ар Рутбах. Передав сообщение командованию об обнаружении ракет «Скад», РД следовал параллельным маршрутом, маршрутом» постоянно ведя наблюдение за колонной. Примерно через 10 минут появились два F-15 и нанесли ракетный удар по иракской колонне. После того как рассеялся дым и улеглась пыль, командир РД обнаружил, что две ПУ остались целы, и доложил об этом в центр по радио. Получив сообщение, что сейчас в этом районе нет авиации, которая смогла бы повторить удар, он принял решение самостоятельно атаковать оставшиеся ПУ огнем из ПТУР «Милан». Что и было успешно сделано. В завязавшемся после этого бою с подоспевшим иракским подкреплением одна машина была подбита. Прибывшие на помощь F-15 нанесли удар по иракцам. Воспользовавшись наступившими сумерками, британским спецназовцам удалось на оставшихся машинах уйти от преследования.
Американцы в своей зоне ответственности действовали в составе мобильных отрядов на машинах. Всего в операции по поиску и уничтожению ракетных комплексов «Скад» участвовало четыре мобильных разведывательных отряда. Действия мобильных разведотрядов оказались очень эффективными. Именно они внесли основной вклад в выполнение этой задачи в районе Западного Ирака, действуя в тылу противника в среднем свыше двух недель, а английский отряд действовал шесть недель. Всего же, по данным из различных источников, было уничтожено свыше 50 ТПУ.
ТАЙНАЯ ВОЙНА ИЗРАИЛЬТЯН
В американской же зоне ответственности действовали и подразделения спецназа вооруженных сил Израиля. Официально факт участия израильских военнослужащих в боевых действиях во время операции «Буря в пустыне» никогда не подтверждался. Однако спустя несколько лет стали появляться отдельные сведения на этот счет, и сейчас можно с большой долей уверенности сказать, что это было действительно так. По сообщению израильских источников, разрешение на участие подразделений спецназа этой страны в операции по поиску и уничтожению ТПУ ОТР было получено от американского командования в обмен на твердое обещание израильского правительства не предпринимать более широкомасштабных действий после нанесения ракетных ударов Ираком по территории Израиля.
Все израильские группы выводились в район выполнения задачи вертолетами СН-53 и действовали на машинах типа «Land Rover» и шведских мотоциклах «Husqvarna». Были предприняты чрезвычайные меры маскировки, чтобы не было и намека на то, что это израильтяне. Все опознавательные знаки убирались, о том, что в районе действовали израильские подразделения, никто, кроме ограниченного круга лиц, не знал. Это, в частности, явилось причиной того, что американский истребитель подбил израильский вертолет, так как не смог опознать его. В операции принимали участие военнослужащие подразделений спецназа «Сайерет Маткал» (разведывательное управление министерства обороны), «Сайерет Маглан» (входит в состав артиллерии, основное вооружение — ПТУР), «Сайерет Шалдаг» (входит в состав ВВС, основная задача – разведка и целеуказание для авиации), подразделений радиоразведки и радиотехнической разведки, В резерве находилось подразделение 669 (входит в состав ВВС, основная задача – проведение поисково-спасательных операций). По сообщениям израильских источников, действия их подразделений были успешными несмотря на то, что они находились в Ираке в течение небольшого периода времени. Им удалось остаться незамеченными, уничтожить несколько ТПУ и добыть ценные разведданные. Ни одна из групп спецназа, действовавших в тылу у иракцев, не была обнаружена и не понесла потерь.
«ДЕЛЬТА», «РЕЙНДЖЕРС» И ДРУГИЕ
Еще одним важным шагом, направленным на борьбу с ТПУ «Скад», было решение о создании 28 января 1991 года, т,е. уже в холе боевых действий, Объединенной оперативной группы (ООГ) ССО ВС США. Это было сделано командующим МНС генералом Н.Шварцкопфом по прямому указанию председателя Объединенного комитета начальников штабов ВС США К. Пауэла (впоследствии – госсекретарь США). В нее были включены полразделения из состава оперативного отряда «Дельта», 6-го отряда ССО ВМС (аналог отряда «Дельта» в составе ВМС), рота из 75-го полка «Рейнджерс» и несколько вертолетов из состава 1-го батальона 160-го полка армейской авиации спецназа. Весь личный состав оперативной группы, около 800 человек, во главе с генералом Даунингом находился в г. Ар Ар, недалеко от границы с Северным Ираком.
После того как командир ООГ провел встречу с командующим МНС и получил от него задачу по выявлению ТПУ «Скад», генерал Даунинг встретился с командиром британских спецназовцев полковником А. Масси. Английский офицер поделился с союзником первым опытом боевых действий англичан, в частности он рассказал о тех трудностях, с которыми столкнулись группы спецназа 22-го полка САС в ходе выполнения задач. Прежде всего, это неблагоприятные погодные условия. К началу февраля у англичан два человека умерли от переохлаждения (один после преодоления вплавь реки с ледяной водой, второй почти сутки прятался в укрытии от иракцев и не мог согреться, его так и нашли замерзшим товарищи). Из-за минусовой температуры, приведшей к замерзанию топливной системы, некоторые машины в мобильном разведотряде невозможно было завести после проведения дневки. Приходилось разводить костры для обогрева машин в нарушение мер скрытности. В результате столкновения ночью одной из патрульных машин с обеспечивающей первая вышла из строя и ее пришлось закопать, а экипаж распределить по другим машинам. К тому же одна группа («Bravo two zero») в полном составе пропала без вести. Эти и другие случаи были учтены командованием ООГ при планировании использования своих сил и средств.
7 февраля 1991 года первая группа из состава ООГ ССО была выведена в тыл противника для выполнения задания по поиску ТПУ ракет. В нее входили 16 спецназовцев из отряда «Дельта» и оператор команды боевого управления ССО ВВС, специально предназначенный для наведения авиации. Вся группа выдвигалась на двух автомашинах.
Кроме непосредственного обнаружения ТПУ, подразделения выполняли задачи по нарушению системы управления ими. Так, например, 23 января 1991 года объединенный англо-американский отряд (20 человек из отряда спецназа морской пехоты Великобритании, три «зеленых берета» и один оператор команды боевого управления ССО ВВС) провел операцию по выводу из строя оптико-волоконного кабеля связи, проходившего юго-западнее Багдада и служившего, по данным разведки МНС, для управления ОТР «Скад». Высадка проводилась ночью с двух вертолетов. В предполагаемом месте прохождения кабеля спецназовцы вырыли в течение полутора часов несколько шурфов, обнаружили и перебили 360-граммовыми тротиловыми шашками два кабеля, но оптико-волоконного так и не нашли.
ПУ «Скад», обнаруженные комиссией ООН
В результате предпринятых командованием МНС усилий Ирак значительно сократил применение ракет «Скад», а затем и вовсе их не применял. Последний из зафиксированных пусков ракет, по данным МНС, был произведен 2 февраля 1991 года, а последний доклад об обнаружении и уничтожении ПУ ракет датируется 26 февраля. Тем самым можно сказать, что выполнение задачи по поиску и уничтожению ракетных установок продолжалось в течение всего периода ведения боевых действий, несмотря на отсутствие признаков их применения. Однако точное количество обнаруженных и пораженных реальных ПУ ОТР неизвестно до сих пор. Это явилось следствием отсутствия точных данных о количестве ПУ до начала ведения боевых действий и ошибок, прежде всего пилотов, в определении подлинности пораженных целей. Например, после войны инспекторы специальной комиссии ООН обнаружили 62 целые ракеты «Скад» и 10 ТПУ, а также отдельные части еще 88 ракет и 9 ТПУ. А сколько не удалось найти, не знает никто. Кроме того, один из инспекторов, посетивший район Западного Ирака, где, по данным МНС, должны были находиться уничтоженные ТПУ с ракетами, не обнаружил там ничего. А на месте расположения стационарных площадок из 28 ПУ уничтожено или выведено из строя было только 14. В районе Южного Ирака также не удалось найти подтверждений уничтожения ПУ ОТР.
УРОКИ И ВЫВОДЫ
Самым главным уроком, извлеченным командованием МНС из операции по поиску и уничтожению ТПУ ОТР в ходе войны в Персидском заливе явился сам факт осознания необходимости комплексного подхода к решению этой задачи, где роль подразделений спецназа может быть чрезвычайно важной. Несмотря на все технические новшества – разведывательные спутники с высокой разрешающей способностью, высокоточное управляемое авиационное оружие – только специально обученные люди, находящиеся в тылу противника, могут дать самые достоверные данные (или подтвердить данные других видов разведки), а иногда никто, кроме них, этого сделать не может.
Другой вывод — важна организация хорошо налаженной системы связи. Причем на всех ее уровнях. Например, британские спецназовцы на начальном этапе своих действий испытывали большие проблемы с установлением связи между группами, действующими в тылу, и центром. Использовавшиеся ими KB передатчики оказались не вполне надежными, к тому же время прохождения информации, полученной таким способом, было достаточно продолжительно. Пришлось уже в ходе боевых действий переоснащать их на современные станции спутниковой связи. Вторая проблема — связь с ударной авиацией. У американцев это практически не вызывало проблем, так как они включали в состав своих отрядов и групп операторов команд боевого управления ССО ВВС, которые были специально предназначены (соответственно обучены и технически оснащены) для обеспечения управления действиями авиации в тылу противника при проведении десантирования, нанесении ударов по целям противника или оказании непосредственной огневой поддержки. Этого нельзя сказать об англичанах. Особенно было затруднено проведение опознавания «свой – чужой» с летчиками ВВС США, так как именно они составляли основную часть ударной авиации, действовавшей против ракет «Скадк Только после выделения двух британских офицеров в состав ЦУБД ТА эти вопросы стали решаться значительно оперативнее. И, наконец, взаимодействие между подразделениями спецназа и авиацией, На начальном этапе проведения операции по поиску и уничтожению ТПУ ОТР не было заранее выделенных частот дежурного приема для летчиков и воздушного командного пункта (ВКП), на которых мог бы происходить радиообмен между спецназовцами в тылу противника и авиацией для наведения последней на выявленные цели. Поэтому, когда вдруг кто-то выходил на связь с операторами ВКП, происходила сначала процедура опознавания, затем целый ряд уточнений с наземным центром и только потом наводилась авиация на выявленные цели. В дальнейшем этот недостаток был устранен. Был выделен особый канал для связи с подразделениями специального назначения, отработана единая процедура опознавания и значительно сокращено время доведения необходимой информации до летчиков патрульных самолетов. Затем было принято решение, в соответствии с которым самолеты, прибывавшие в район патрулирования, сразу устанавливали связь с группой спецназа, а затем находились в режиме дежурного приема.
После окончания боевых действий соответствующие изменения были внесены и в руководства по применению разделений спецназа, а тот в программу их боевой подготовки. Так, американцы внесли отдельным пунктам борьбу с распространением оружия массового поражения, в том числе и ТПУ ОТР, как одну из основных задач своих ССО в соответствующее руководство. Было создано подразделение для выполнения специальных задач (Special Mission links) в составе командования ССО ВС США, которое формировалось по такому же принципу, как и ООГ в ходе войны в Персидском заливе. Причем младшие и старшие офицеры служат там 6-8 лет, а сержанты в среднем 4 — 6, но не менее 1,5 лет. Борьба с ТПУ ОТР стала отрабатываться на совместных учениях ССО и ВВС.
Таким образом, игнорирование командованием МНС угрозы со стороны ТПУ ОТР чуть было не привело к втягиванию в войну Израиля, что было крайне нежелательно из-за своих далеко идущих негативных последствий. Это явилось следствием недопонимания роли, задач и возможностей ССО в современных вооруженных конфликтах. Например, полагаясь только на воздушную и космическую разведку, не предпринимались попытки вывода подразделений специального назначения в тыл противника до начала боевых действий с целью выявления объектов оружия массового поражения, в том числе и ТПУ ОТР, их возможных мест базирования к маршрутов передвижения к заранее привязанным местам пуска ракет. В то же время необходимо отдать должное командованию МНС, сумевшему пересмотреть свои позиции по этому вопросу и дальнейшими действиями сорвать попытки массированного применения ОТР противником.
(С. Прокофьев, «Солдат удачи»)
Факт
Во время войны в Персидском заливе 1990-1991 гг., известной как операция «Буря в пустыне», группировка союзников в среднем ежедневно потребляла: 57 млн. л пресной воды, 95 тонн льда, 687 тыс. л бензина, 456 тыс. л дизтоплива, 198 тыс. л авиационного керосина. Количество вывозимых отходов составляло 145 тонн в день. Все это потребовало беспрецедентных усилий от 22-го командования армии США, занимавшегося тыловым снабжением группировки многонациональных сил…
Источник: