армия и оружие

Истребитель-бомбардировщик Су-34

Самолёт Су-34 — одна из самых знаменитых боевых машин российских ВВС / ВКС благодаря «боевому крещению» во время конфликта в Южной Осетии 2008 года и эффективному применению в продолжающейся военной операции в Сирии.

История разработки истребителя-бомбардировщика Су-34

Истребители-бомбардировщики (ИБ) представляют собой многофункциональные тактические машины, способные как истреблять авиацию противника, так и уничтожать (бомбить) наземные и надводные объекты на переднем крае и в оперативном тылу врага.

От штурмовиков ИБ отличаются высокоманевренностью, позволяющей принимать наступательный воздушный бой. Это свойство делает возможным использование машин для ракетно-бомбовых ударов по наземным и надводным целям во время вылетов без прикрытия «чистых» истребителей.

К тому же бомбардировщики применяют для массированных ударов по неподвижным целям и крупным объектам, в то время как поражение мобильных целей, например, разбросанной по большой территории военной техники, рациональнее поручать истребителям-бомбардировщикам.

В 1970-е годы в Советском Союзе был разработан самолет-истребитель четвертого поколения Су-27. Одновременно с первым полетом прототипа, состоявшимся в 1977 году, стартовало проектирование на его базе Су-27Ш («Ш» — «штурмовик»), но эту тему ОКБ Сухого впоследствии закрыло. А вот на создании новейшего двухместного истребителя-бомбардировщика настояло командование Военно-воздушных сил СССР, считавшее недопустимым отставание от ВВС США. Те, кстати, в 1978 официально объявили конкурс на тактический ИБ, и десять лет спустя получили на вооружение F-15E Strike Eagle.

В 1983 году тема Су-27ИБ пришла на смену Су-27Ш. Использовав наработки конца 70-х по штурмовику и учебно-боевой модификации Су-27УБ, конструкторы ОКБ Сухого оперативно передали в штаб ВВС технические предложения по новому самолету. Проект ИБ изначально имел важное отличие от указанных моделей — устройство кабины, где экипаж сидит не друг за другом, а рядом.

Подготовка техпредложений по ударному самолету затянулась на три года, и только в 1986 разработка машины под обозначением Т-10В началась официально.

Дальнейшие вехи истории Су-34:

  • 13 апреля 1990 — первый полет прототипа, именовавшегося Т-10В-1;
  • 1995 — презентация новинки под кодовым наименованием Су-32ФН на авиасалоне во французском Ле Бурже;
  • 12 октября 2006 — первый полет серийного ИБ, произведенного по оборонному госзаказу Новосибирским авиазаводом им. В.П. Чкалова (запустить изделие в серию ранее не позволили экономические проблемы, характерные для «лихих девяностых»);
  • 2006-2011 г.г. — испытания ИБ по утвержденной госпрограмме;
  • август 2008 — использование новых «сушек» (поколение 4++) в рамках операции на территории Южной Осетии по принуждению Грузии к миру;
  • 20 марта 2014 — принятие на вооружение ВВС России.

Примечательно, что во время операции в ЮО в боевых вылетах участвовали всего две машины, ограничиваясь прикрытием действий других самолетов с ведением РЭБ (радиоэлектронной борьбы). Зато в Сирии Су-34, как заправские бомбардировщики бьют с воздуха по инфраструктурным объектам террористических группировок.

Производство Су-34 продолжается и в 2020 году, хотя авиазаводу уменьшили план по их выпуску. Зато вышедшая в мае новость о переносе производства этих ИБ из Новосибирска в Комсомольск-на-Амуре была опровергнута с уточнением, что на Комсомольском авиазаводе им. Ю.А. Гагарина готовятся строить истребители 5-го поколения Су-57.

Новосибирский авиационный завод им. В.П. Чкалова, где производятся истребители-бомбардировщики Су-34

Описание конструкции самолёта

По типу конструкции истребитель-бомбардировщик Су-34 представляет собой двухдвигательный среднеплан, то есть машину с двумя моторами и монокрылом, расположенным на середине сечения фюзеляжа, что типично для тактических боевых самолётов.

Оперение судна — вертикальное двухкилевое. Шасси — трехопорное (по два колеса на передней стойке и двух задних).

Двигатели расположены в отсеках хвостовой части летательного аппарата.

Передняя часть самолета, где помещается кабина, приплюснутой формы, за что Су-34 ласково прозвали «Утёнком».

Истребитель-бомбардировщик реально похож на утёнка

Силовая установка

Су-34 оборудуется двумя турбореактивно-форсажными двигателями АЛ-31Ф либо их вариациями. Тяга одного АЛ-31Ф составляет 13,3 тыс. кгс.

Модернизация ИБ предусматривает установку усовершенствованных двигателей АЛ-41Ф, характеризующихся тягой на форсаже до 14-14,5 тыс. кгс,в то же время поддерживающих сверхзвуковую скорость на крейсерском полете, что существенно снижает расход топлива по сравнению с реактивными самолетами, вынужденными для поддержания высокой скорости двигаться на форсажном режиме.

Оснащение Су-34 дополняется вспомогательной силовой установкой (ВСУ), играющей очень важную роль. Благодаря ей, пилот может запускать моторы автономно и взлетать с любых ровных площадок, а не только со специально оборудованных аэродромов. Это значительно увеличивает радиус боевого действия ИБ, позволяя задействовать их в качестве палубных самолетов.

Обеспечение машины топливом реализуется с помощью:

  • шести стационарных баков (3 в фюзеляже + 2 в консолях крыла + 1 в центроплане);
  • 3000-литровых сбрасываемых подвесных баков;
  • системы дозаправки в полете с самолетов-заправщиков.

Предусмотрена ночная заправка при свете двух специальных фар.

РЛС переднего обзора

Самолет снабжен радиолокационной станцией Ш-141, поддерживающей:

  • одновременное сопровождение до десяти целей;
  • одновременное поражение четырех целей;
  • наведение ракет класса «воздух-воздух»;
  • определение координат цели для ракеты малой дальности Р-73.

Дальность фиксирования станцией различных целей приведена в таблице:

ЦельДальность максимальная, км Крупная наземная (надводная)250 Типовая наземная (надводная)150 Мобильная «Потенциальный танк и гусеничная БМП»75 Крупная воздушная «Транспортный самолет»250 Малая воздушная «Истребитель»90

Также РЛС поддерживает полёт на предельно малых высотах с автоматическим минованием возвышенностей благодаря специальной функции — TFR.

РЛС заднего обзора

Конструкцией ИБ, точнее увеличенными габаритами хвостовой балки предусмотрено расположение в хвосте РЛС заднего обзора Н012. Однако эксперт в области авиации Николай Якубович пишет, будто вторая станция не входит в состав оборудования серийных Су-34, а в ее отсек помещают ВСУ. В то же время специалист допускает, что конструктора создадут новую вариацию ИБ, где задняя РЛС появится.

Подвесное оборудование для разведки

Благодаря многофункциональности, Су-34 можно применять не только по прямому назначению ИБ, но и в качестве разведчика.

В этом случае самолет оснащается специальным подвесом — универсальным контейнером разведки (УКР) «Сыч».

Этот УКР существует в трех вариациях под каждый вид разведывательных задач:

  • Радиотехнический;
  • Радиолокационный;
  • Оптический.
  • В случае использования для разведывательных задач экипаж не берет на борт бомбы.

    Отражающая площадь

    Корпус Су-34 изготавливается с использованием композиционных материалов, которые играют роль специальных радиопоглощающих покрытий. Они «гасят» радиолокационные волны, уменьшая видимость летательного аппарата для РЛС противника.

    Этой же цели послужила продуманная геометрия несущей конструкции истребителя-бомбардировщика с исключением подфюзеляжных килей.

    В ОКБ Сухого отмечают, что радиолокационная видимость ИБ при передвижении на малых высотах равна заметности крылатой ракеты.

    Радиоэлектронная борьба и подавление средств ПВО

    Су-34 с контейнерами комплекса РЭБ Л-175В «Хибины» на консолях крыла и с контейнером групповой защиты самолетов под фюзеляжем

    Возможности комплекса радиоэлектронной борьбы Су-34 достаточны для использования многофункциональной машины как самолета РЭБ, что показали события в Южной Осетии.

    Комплекс включает:

    • приемники лучей РЛС;
    • модуль Л-175В «Хибины» либо Л005-С «Сорбция-С»;
    • различные ракеты для ударов по РЛС на дальностях до 160 либо (Х-31ПД) до 250 километров.

    Средства наведения самолета

    Су-34 снабжается прицельным комплексом, обнаруживающим и поражающим цели с помощью РЛС. В его состав входит оптическая система «Платан», с помощью которой наводятся на цель ракеты класса «воздух-земля» и авиабомбы с ГСН (головками самонаведения). В то же время комплекс чрезвычайно эффективен и при использовании неуправляемых авиабомб, оставшихся в российских арсеналах с советских времен. Применение таких боеприпасов в Сирии обеспечивает выполнение боевых задач при гораздо меньшей стоимости бомбардировок, чем при ударах управляемыми бомбами.

    Су-34 в Латакии (Сирия), октябрь 2015 г., авиабаза «Хмеймим». Фото Минобороны РФ

    Также машина может оснащаться модулем Damocles, разработанным совместно с французской компанией Thales Group, который открывает возможности для вооружения истребителя-бомбардировщика натовскими ракетами и авиабомбами.

    Кабина Су-34

    Кабина защищена извне высокопрочной 17-милиметровой броней из сплошного титанового сплава. Остекление, разумеется, тоже бронированное.

    Кресла экипажа К-36ДМ дают возможность безопасно катапультироваться при любой скорости и высоте летательного аппарата, а при необходимости — и с земли. Вход в кабину — через нижний люк, находящийся у передней стойки шасси.

    Закат из кабины Су-34. Фото Минобороны РФ

    Обеспечение жизнедеятельности экипажа

    Для комфорта экипажа служат следующие средства обеспечения жизнедеятельности:

    • мини-кухня с термосами и микроволновкой;
    • откидное спальное место (между креслами);
    • биотуалет;
    • обогреватель и кондиционер;
    • встроенные в сиденья электромассажеры;
    • пространство, в котором можно постоять, выпрямившись во весь рост;
    • кислородная система, позволяющая лететь на высоте до 10 км без кислородных масок;
    • система проецирования датчиков на лобовое стекло для отслеживания показателей аппаратуры вне кресла.

    Перечисленные системы поддерживают хорошее физическое и эмоциональное состояние экипажа при максимально продолжительных полетах.

    Система пожаротушения

    Автоматическая система пожаротушения — естественное для современных самолетов средство увеличения живучести. Кроме нее, конструктора создали дополнительные средства предотвращения возгорания и взрыва топливных баков, изолирующие содержимое баков от воздуха путем «капсулирования». Технология основана на заполнении пенополиуретаном с открытыми ячейками.

    Тактико-технические характеристики

    Присущие Су-34 характеристики делятся на тактико-технические и летные. Назовем основные из обеих категорий:

    • Длина аппарата — 23,3 м;
    • Размах крыла — 14,7 м;
    • Масса ИБ с экипажем и заряженной пушкой — 22,5 тыс. кг;
    • Предельная взлетная масса — 45 тыс. кг;
    • Max скорость на малых высотах — 1400 километров в час, на больших — 1900 км/ч;
    • Радиус действия — 1100 км с подвесными топливными баками, 1500 км без;
    • Предельная дальность боеприпасов — 260 км.

    Су-34 в качестве бомбардировщика

    Преимущества и недостатки

    Достоинства Су-34:

    • высокая маневренность, позволяющая быстро менять позицию в атаке и уклоняться от атак противника;
    • способность нести большую боевую нагрузку;
    • большой радиус действия;
    • эффективность в обнаружении и, соответственно, в уничтожении бронетехники и других мобильных наземных целей;
    • разнообразие используемого вооружения, включая противокорабельное, противолодочное, противорадиолокационное;
    • низкая стоимость самолета, простота ремонта и обслуживания благодаря взаимозаменяемости ряда агрегатов с машинами семейства Су-27.

    Су-34 превосходит вышеупомянутый F-15E Strike Eagle по взлетной массе, массе топлива, по радиусу действия, защищенности и комфорту экипажа, лишь незначительно уступая в максимальной скорости.

    О недостатках истребителя-бомбардировщика известно, что в 2013 году Минобороны РФ официально заявило об их устранении.

    Вооружение истребителя

    Истребитель-бомбардировщик с вооружением

    Минимальное вооружение Су-34 состоит из одной авиационной пушки ГШ-30-1 калибра 30 мм.

    Одновременно конструкция ударного самолета включает двенадцать узлов подвески вооружения, применяющихся для крепления ракет, авиабомб, авиаторпед и других боеприпасов очень обширной номенклатуры.

    Боевая нагрузка машины:

    • 12 тыс. кг — предельная, возможна только при боевом радиусе менее тысячи километров;
    • 4 тыс. кг — при максимальной загрузке топлива (с подвесными баками);
    • 8 тыс. кг — при прочих условиях.

    Модификация Су-34

    Су-32

    Модификация «Утёнка» к настоящему времени известна всего одна — Су-32. Самолет разработан как экспортный вариант. Рассчитан на применение в качестве береговой авиации, то есть как противокорабельный и противолодочный тактический бомбардировщик.

    Какое мнение о Су-34 сложилось у вас после прочтения статьи? Остались ли вопросы об отечественном истребителе-бомбардировщике? Спрашивайте, делитесь впечатлениями и собственными сведениями в комментариях.

    Ответим и всё обсудим, для нас очень ценно общение с читателями!

    Источник: militaryarms.ru

    LEAVE A RESPONSE