армия и оружие

Истребитель МиГ-29 в ВВС Польши

Первая презентация истреби­теля МиГ-29 польскому военно-политическому руководству со­стоялась в октябре 1985 г. в Кубин­ке. Польша тогда изъявила желание приобрести в общей сложности 36 одноместных истребителей МиГ-29 и шесть учебно-боевых двухмест­ных МиГ-29УБ. Самолеты должны были поступить на вооружение двух эскадрилий, размещенных на аэро­дромах Минск Мазовецкий (к вос­току от Варшавы) и Познань (в цен­тральной части Польши).

 

ПОСТАВКИ ИСТРЕБИТЕЛЕЙ МИГ-29 ДЛЯ ВВС ПОЛЬШИ

В 1987 г. был оформлен офи­циальный заказ на первую партию МиГ-29, включающую девять истребителей МиГ-29 и три МиГ-29УБ. Пер­вые четыре МиГ-29 и три МиГ-29УБ прибыли в Минск Мазовецкий в июле-августе 1989 г. и вошли в со­став первой эскадрильи ИАП «Вар­шава» (вторая эскадрилья этого пол­ка имела на вооружении истребите­ли МиГ-21бис). Еще четыре МиГ-29 первой партии прибыли в Польшу в октябре 1990 г. Дальнейшие постав­ки этих самолетов из СССР (Рос­сии) были прекращены после ро­спуска Организации Варшавского договора.

В 1995 г. польским правитель­ством было принято решение приоб­рести в Чехии десять МиГ-29 и один МиГ-21УБ (снимаемые там с воо­ружения) в обмен на 11 вертолетов польского производства W-3 «Сокол». Первые шесть истребителей перегна­ли в Польшу в декабре 1995 г, а еще четыре — в январе 1996 г. Новыми самолетами перевооружили вторую эскадрилью ИАП «Варшава», сделав состав этого полка однородным.

Вступление Польши в НАТО в 1999 г потребовало некоторой мо­дернизации БРЭО истребителей. На девяти самолетах МиГ-29, пред­назначенных для действий в единой системе ПВО НАТО (NATJNDS) были установлены запросчики-ответчики системы «свой-чужой» SC-10 MkXII, соответствующие стандарту НАТО, модернизированная радиостанция Р-862, приемник GPS Trimble 2101, система предотвращения столкно­вений в воздухе, а также приемни­ки радионавигационной аппаратуры TACAN и ILS.

Когда Германия, после поступле­ния на вооружение бундеслюфтваффе истребителей нового поколения EF2000 «Тайфун» сняла с вооруже­ния 18 истребителей МиГ-29 и четыре УБС МиГ-29УБ (модернизиро­ванных по стандартам НАТО и полу­чивших обозначение MиГ-29G/GT), было решено «продать» эти самоле­ты Польше по символической цене один евро. В сентябре 2003 г пер­вый экс-германский МиГ-29 прибыл в Польшу.

Помимо доработок, внедрен­ных на девяти польских истребителях, прошедших модернизацию, са­молеты, полученные из Германии, имели контейнеры ACMI (Air Combat Maneuvering Instrumentation — при­борное оборудование для отработки техники воздушного боя), подвес­ные подкрыльевые топливные баки ПТБ-1150 (2×1150л; польские само­леты имели только подфюзеляжный ПТБ на 1500 л), а также двигатели с увеличенным ресурсом (что было достигнуто за счет некоторого сни­жения их тяги).

Поставки самолетов из Герма­нии осуществлялись четырьмя пар­тиями и были завершены 8 августf 2004 г. Так как германские МиГ-29 имели значительно больший налет, нежели польские, они сразу же были направлены на авиаремонт­ный завод ВВС в г. Быдгощ для дефектации. В результате только четы­ре истребителя были признаны годными к эксплуатации без проведе­ния ремонтных работ. В дальнейшем 12 MиГ-29G и два МиГ-29GT после проведения ремонта было решено сохранить в составе польских ВВС, а два МиГ-29G один MиГ-29GT — списать.

МиГ-29G/GТ поступили на во­оружение 41-го ИАП в г. Мальборк (восточнее Гданьска, близ границы с Россией). «Новые» самолеты за­ступили на боевое дежурство в октя­бре 2006 г. В настоящее время ВВС Польши располагают 32 самолета­ми типа МиГ-29 (26 одноместных и шесть двухместных), состоящи­ми на вооружении двух эскадрилий (в Минске Мазовецком и в Мальборке). Самолеты, полученные из Гер­мании, эксплуатируются по состо­янию, тогда как «польские» и «чеш­ские» машины проходят плановые ремонты в Быдгоще.

 

МОДЕРНИЗАЦИЯ МИГ-29 ПОЛЬСКИХ ВВС

В 2009 г. был принят трехэтапный план модернизации самолетов МиГ-29, основанный на опыте соот­ветствующих работе истребителями-бомбардировщиками Су-22 для зару­бежных заказчиков. Модернизации планируется подвергнуть 16 самоле­тов МиГ-29 (в том числе три УБС).

На первом этапе самолеты долж­ны получить цифровую шину дан­ных, соответствующую стандарту Mil Std 1553В, позволяющую в даль­нейшем строить бортовой

комплекс в соответствии с принципом откры­той архитектуры. Приборы в каби­нах всех самолетов предполагает­ся перевести с метрической на им­перскую шкалу, принятую в НАТО (ранее это уже было проделано на германских МиГ-29, базирующихся в настоящее время в Мальборке). Параллельно с этим на самолете должен быть установлен жидкокри­сталлический полноцветный МФИ форматом 5×7 дюймов, на который должна выводиться навигационная и тактическая обстановка. Модернизированный МиГ-29 должен так­же получить инерциальную систему на лазерных гироскопах, интегри­рованную с приемником GPS, циф­ровое видеозаписывающее устройство и новую верхнюю переднюю приборную панель. Самолеты долж­ны быть адаптированы под установ­ку системы записи профиля полета (Flight Profile Recorder) и контейне­ра ACMI.

Новая радиоаппаратура UHF/VHF диапазонов должна обеспечивать как голосовую, так телекодовую связь, позволяя взаимодействовать с ис­требителями F-16 польских ВВС.

Оптико-локационная станция (КОЛС) 13СМ должна пройти модер­низацию, вдвое увеличивающую ее дальность обнаружения как воздуш­ной, так и наземной цели. Должны быть улучшены и эксплуатационные характеристики станции.

Модернизация БРЛС Н019 также должна пройти в направлении уве­личения дальности ее обнаружения и захвата, а также уменьшения сто­имости эксплуатации за счет расши­рения межремонтных циклов.

Модернизация планера должна включать обеспечение возможности подвески подкрыльевых баков ПТБ-1150, позволяющих довести пере­гоночную дальность истребителя до 2800 км.

Модернизация первого истреби­теля в рамках первого этапа долж­на была начаться на авиаремонтном заводе в Быдгоще в начале 2012 г. и завершиться к концу того же года. Однако и в 2013 г. детали модерни­зации первого этапа все ее «обсуж­дались».

В ходе реализации второго эта­па модернизации польских Ми Г-29 предполагается оснастить этот са­молет еще одним жидкокристалли­ческим МФИ форматом 8×6 дюй­мов, установить новый ИЛС, цифро­вой вычислитель воздушных данных, аварийный авиагоризонт и новые рычаги управления. Кроме того, планируется внести усовершенство­вания в БРЛС Н019 и СУО.

В рамках третьего этапа предпо­лагается внести более существен­ные изменения в конструкцию БРЛС НО19 (что должно, в частностиt обе­спечить возможность примене­ния ракет «воздух-воздух» средней дальности AIM-120 AMRAAM с ра­диолокационным самонаведением), установить новую станцию преду­преждения об облучении (или мо­дернизировать   имеющуюся   станцию СПО), а также внедрить новый нашлемный прицел-целеуказатель. В состав комплекса вооружения предполагается ввести стандартные средства поражения НАТО — раке­ты «воздух — воздух» большой даль­ности AIM-120C и малой дально­сти AIM-9X «Сайдуиндер» (которые должны заменить использующиеся сейчас УР Р-60), а также УР «воздух-поверхность» AGM-65C «Мейврик».

Самолеты типа МиГ-29 предпо­лагается снять с вооружения поль­ских ВВС в начале 2030-х гг., хотя, возможно, самолеты, полученные из Германии и имеющие значитель­ный налет, будут списаны несколько ранее.

(Подготовлено для портала «Современная армия» © http://www.modernarmy.ru  по материалу В.Ильина, «АиК». При копировании статьи, пожалуйста, не забудьте поставить ссылку на страницу-первоисточник портала «Современная армия»).

Факт

По некоторым данным, в настоящее время на основе комплекса ХААРП создается система ПВО/ПРО на новых физических принципах. Основной целью создателей ХААРП является изучение так называемых авроральных эффектов, что, возможно, позволит создавать в верхних слоях атмосферы плазмоиды – своеобразные управляемые шаровые молнии, густая сеть которых явится непреодолимым препятствием для самолетов и для баллистических ракет.

Источник: www.modernarmy.ru

LEAVE A RESPONSE