армия и оружие

Китайские корветы проекта 056 «Циндао»

Корвет проекта 056

Корветы типа 056 «Циндао» («Цзяньдао») – новейшие китайские ракетные стелс-корветы модульной конструкции.

С начала 90-х годов прошлого века военно-поли­тическое руководство КНР развернуло обшир­ную программу модернизации флота. На смену пусть физически новым, но морально устаревшим кораблям, базировавшимся на советских проектах 50-х годов, на­чали приходить вполне современные боевые единицы. Однако ресурсы Китая все-таки не безграничны. Это потребовало определиться с приоритетами. Обнов­ление флота шло, так сказать, сверху донизу: начали с эсминцев, затем перешли к фрегатам.

А вот кораблям прибережной зоны пришлось ждать своей замены до­статочно долго. Еще в начале XXI века основу этого класса составляли малые противолодочные корабли проекта 037 («Хайнань»), вооруженные 57-мм и 25-мм спаренными орудиями, находящимися на уровне артсистем Второй мировой войны, и реактивными бомбометными установками. При водоизмещении порядка 400 т они имели достаточно скромные мореходные характеристики, небольшую скорость и дальность хода, а также устаревшее радиоэлектронное оборудование. Новые корабли, которые должны были прийти на смену видав­шим виды «Хайнаням», по мнению китайских военных, следовало строить гораздо большими: это позволяло не только разместить более современное вооружение и оборудование, но и повысить мореходность, увели­чить дальность плавания и создать более комфортные условия для размещения экипажа. С другой стороны, нужно было избежать чрезмерного возрастания стои­мости корабля, чтобы сохранить возможность массовой постройки. И, надо сказать, китайские инженеры с по­ставленными задачами вполне справились.

 

«БЕНБУ» — ПЕРВЫЙ КОРВЕТ ПРОЕКТА 056

Разработка проекта корвета, получившего обозна­чение 056 и шифр «Циндао», осуществлялась одним из конструкторских бюро Китайской государственной судостроительной компании (CSSC— China State Shipbuilding   Company).   Официальная   презентация модели корабля состоялась в ноябре 2010 года во вре­мя визита заместителя начальника гарнизона Специ­ального административного района Гонконг в местный университет. А уже в середине 2011 года первый корвет нового проекта — «Бенбу» (бортовой номер 582) — был заложен на стапеле верфи «Худонг-Жонхуа» в Шанхае. Ранним утром 23 мая 2012 года корабль торжествен­но спустили на воду. В тот момент «Бенбу» находился в уже достаточно высокой степени готовности, благода­ря чему уже 7 ноября смог начать ходовые испытания. 25 февраля 2013 года состоялась церемония ввода «Бенбу» в боевой состав ВМС Народно-освободитель­ной армии Китая (НОАК). Таким образом, цикл построй­ки головного корабля нового проекта занял примерно 20 месяцев. Для сравнения: российский корвет «Стере­гущий» (головной корабль проекта 20380) был заложен в декабре 2001 года, а в состав флота вошел в феврале 2008 — через 74 месяца!

Дальнейшее строительство корветов проекта 056, осуществляемое четырьмя верфями (помимо «Худонг-Жонхуа», в программе задей­ствовали предприятия «Ляоян» в Даляне, «Хуанпу» в Гуанчжоу и «Вучанг» в Ухани), ведется столь же высо­кими темпами — к середине 2014 года в строю флота находились уже 14 таких кораблей (российских корве­тов проекта 20380 — только четыре). В июне 2015 года составе ВМС Китая имелось уже 22 корвета проекта 056.

 Точное количест­во планируемых к постройке корветов проекта 056 не­известно. В печати называется цифра — 42 единицы. Если она соответствует действительности, а темп по­стройки кораблей не будет снижаться, то вся программа будет выполнена к 2020 году, а возможно, и быстрее.

 

КОНСТРУКЦИЯ КОРАБЛЯ

Корвет проекта 056 «Циндао» предназначен для выполнения широкого спектра задач как в мирное вре­мя, так и в условиях кризиса или войны: патрулирова­ние 200-мильной исключительной экономической зоны, осуществление поисково-спасательных операций, ве­дение разведки, охрана подходов к собственным во­енно-морским базам и портам, противолодочное охра­нение корабельных соединений, борьба с надводными и воздушными целями.

Архитектура корпуса

По общей архитектуре «Циндао» представляет собой уменьшенный вариант фрегата проекта 054 («Цзянкай») — оба корабля имеют весьма близкие теоретические линии корпуса (особенно в его носовой части) и характерный низкий силуэт с припод­нятой палубой в средней части корпуса. Стальной кор­пус длиной 89 м и шириной 11,6 м впервые в практике китайского военного судостроения выполнен по модуль­ной технологии, позволяющей существенно ускорить постройку корабля, превращающуюся, по сути, в сборку из «кубиков». Кроме того, модульная технология облег­чает и модернизацию кораблей. Также появляется воз­можность гибко приспосабливать корабли под нужды потенциальных заказчиков, меняя состав вооружения и оборудования.

Корпус имеет двойное дно и пять палуб, три из ко­торых простираются на всю длину корабля. Внешние обводы корпуса и надстройки соответствуют требовани­ям технологии снижения радиолокационной заметности («стелс»), кроме того, борта корабля, мачты и труба по­крыты специальной краской, поглощающей микровол­новое излучение.

Характерной чертой корпуса «Циндао» является острый угол сопряжения листов, образующих борта и днище, что встречается обычно у скоростных катеров, а не у больших мореходных кораблей. Такое решение, вероятно, было принято для улучшения технологичнос­ти сборки корпуса, однако оно сделало невозможным применение стандартных для больших кораблей успо­коителей качки — постоянных бортовых килей. Вместо них корабль оборудован активной системой гашения колебаний в виде выдвижных «плавников», обеспечи­вающих безопасное проведение взлетно-посадочных операций палубным вертолетом, а также эффективное применение оружия.

Корабль имеет единственный якорь, клюз которого расположен в форштевне.

Силовая установка

Силовая установка корвета проекта 056 дизель­ная. Она включает два двигателя «SEMT-Пилстик» 16РА 6V-280 STC с турбонаддувом. Такой двигатель способен длительное время поддерживать мощность 7000 л.с. (при 1080 об./мин). Дизеля производятся по французской лицензии в Китае фирмами «Шанси Ди­зель Хэви Индастри» и «Худонг Хэви Машинери». По­средством редуктора немецкой фирмы «Ренк» дизеля приводят во вращение два вала с пятилопастными вин­тами. Силовая установка обеспечивает корвету макси­мальную длительную скорость хода 28 узлов, а кратковременно он может разогнаться и до 30 узлов. Дальность плавания при скорости 18 узлов составляет 3500 миль.

Жилые помещения

Как и на других современных кораблях, жилые по­мещения на «Циндао» сосредоточены в средней части корабля — наименее подверженной качке. Каюты и кубрики членов экипажа отличаются достаточно высоким уровнем комфорта, снабжены устройствами кондицио­нирования воздуха, но не имеют иллюминаторов — ре­шение, практикующееся в военном кораблестроении уже несколько десятилетий. Численность экипажа кор­вета проекта 056 составляет 60 человек, что свидетель­ствует о высокой степени автоматизации корабля. Для сравнения: на втрое меньших по размерам «Хайнанях» экипаж состоит из 78 человек, а на российских корветах проекта 20380 (правда, несколько больших, чем их ки­тайские «одноклассники») — из 99.

Спасательные средства

Корабль несет одну лодку с полужестким корпу­сом (типа RHIB), размещенную ниже полетной палубы в специальной нише, закрытой воротами-ролетами. Спасательные средства включают четыре надувных плота — упакованные в белые контейнеры-«бочки» они находятся по бокам дымовой трубы.

 

ВООРУЖЕНИЕ

Для решения поставленных задач корабли проек­та 056 снабжены достаточно богатым и современным набором вооружения и радиоэлектронных средств.

Артиллерия

В носовой части палубы размещена 76-мм одноорудийная артустановка H/PJ-26, представляющая собой модернизированный вариант советской артустановки АК-176, выпускающийся в Китае. По сравнению с ис­ходным образцом китайским инженерам удалось под­нять скорострельность со 120 до 150 выстр./мин. Кроме того, башня артустановки, выполненная из алюминие­вого сплава, заменена новой пластмассовой, «стелсообразной» формы. В боекомплект H/PJ-26 входят два типа снарядов — общего назначения с ударным взрывателем и зенитный, снабженный неконтактным радиолокационным взрывателем радиусом действия 8 м. Каждый снаряд весит 5,9 кг. Техническая дальность стрельбы составляет 15,7 км, но ввиду наличия в каж­дом снаряде устройства самоликвидации на практике она ограничена 11 км. Готовый к стрельбе боекомплект включает 152 снаряда. Орудие H/PJ-26 может вести огонь в двух режимах — основном (с целеуказанием от корабельного радара) и резервном (с применением оп­тического прицела). В отличие от большинства совре­менных корабельных артустановок среднего и крупного калибра, H/PJ 26 (равно как и ее прототип АК-176) не является необитаемой: при стрельбе в башне находят­ся два члена расчета.

Второй тип артсистемы, установленный на корвете проекта 056, является совершенно новым. 30-мм од­ноствольная артустановка H/PJ-15 представляет со­бой средство ближнего боя, весьма напоминающее 27-мм систему MLG 27 разработки немецкого концерна «Рейнметалл». H/PJ-15 состоит из стабилизированной платформы, на которой установлены сама пушка с бое­комплектом, многосенсорная электронно-оптическая го­ловка, а также место наводчика и его вспомогательный оптический прицел. Артустановка может вести огонь в автоматическим режиме (дистанционное управление) либо в ручном (управляет наводчик). На «Циндао» име­ется два комплекса H/PJ-15, смонтированных по бортам кормовой части надстройки.

Управляемое ракетное оружие

Главным средством поражения надводных целей яв­ляются противокорабельные ракеты YJ-83 (экспортное обозначение — С 803). Эта ПКР представляет собой дальнейшее развитие широко известной и распростра­ненной дозвуковой ракеты YJ-82 (С 802). Программа ее разработки стартовала в 1994 году, а в серийное производство YJ-83 запустили на рубеже веков. Раке­та имеет длину около 7 м, диаметр ее корпуса состав­ляет 360 мм, а стартовая масса — примерно 1200 кг (из них 350 кг приходятся на твердотопливный старто­вый ускоритель). Благодаря более мощному, чем на YJ-82, турбореактивному двигателю (базирующемуся на французской модели «Микротурбо» TRI 40) и со­ответствующему запасу топлива дальность стрельбы ПКР YJ-83 достигает 300 км при полете на малой высоте и разгоне до сверхзвуковой скорости на концевом участ­ке траектории: на расстоянии 30-8 км до цели скорость постепенно увеличивается до 1,3 М, 1,7 М и, наконец, до 2 М (вдвое быстрее звука). Комбинированная сис­тема наведения включает радиолокационную и инфра­красную головки, автопилот с инерциальной платфор­мой, а также радиовысотомер, обеспечивающий полет ракеты на высоте 10-50 м (за 15-20 км до цели ракета снижается до 5 м). Фугасно-полубронебойная боевая часть массой 165 кг снабжена контактным взрывателем с небольшой временной задержкой, обеспечивающим срабатывание внутри корпуса цели. Корвет проекта 056 несет четыре ПКР YJ-83, размещенных на двух двухзарядных пусковых установках между фок-мачтой и ды­мовой трубой.

Средства ПВО

ПВО корвета обеспечивает зенитный ракетный ком­плекс ближнего действия AJK-10, более известный под экспортным наименованием FL-3000N. Его восьмиза­рядная пусковая установка смонтирована над кормовой надстройкой и имеет весьма широкий угол горизонталь­ного обстрела — до 280°. Еще одной характерной чертой ПУ является практически неограниченный угол верти­кального наведения — он достигает 90°, что позволяет поражать воздушные цели прямо над кораблем. Внешне пусковая установка AJK-10 напоминает аналогичное устройство американо-германского ЗРК RAM, а сам китайский комплекс определяется специалистами как его «интеллектуальная копия».

 3PK AJK-10 ведет огонь ра­кетами HHQ-10 (экспортное обозначение — TY-90). При длине 2 м и диаметре корпуса 120 мм ракета весит 35 кг и снаряжается 5-кг осколочно-фугасной боевой частью с комбинированным взрывателем — неконтактным ла­зерным, срабатывающим при пролете вблизи цели, и обычным контактным, срабатывающим при прямом попадании. Ракета может выполнять маневры с пере­грузкой до 18 g и разгоняться до скорости 2,5М, благо­даря чему способна уверенно поражать цели, летящие со скоростью до 1500 км/ч. Максимальная дальность стрельбы по дозвуковым целям составляет 9-10 км, по сверхзвуковым — 6-7 км, минимальная — 400 м. Макси­мальная высота полета перехватываемой цели — 6 км.

Система наведения HHQ-10 базируется на двух пас­сивных датчиках — электромагнитном и инфракрасном, установленных в носовом обтекателе. Их дополняет компактная инерциальная платформа. Непосредствен­но перед пуском ракета получает необходимые данные о цели от корабельной системы боевого управления, а сам полет осуществляется в режиме «выстрелил и забыл». Боекомплект ЗРК AJK-10 на корвете проекта 056 состоит из 24-32 ракет. Существенными недостатками того варианта комплекса, который установлен на «Цин­дао», являются малое количество ракет на ПУ и ручная перезарядка. Это делает невозможным отражение мас­сированных воздушных атак. Стоит отметить, что соз­датель AJK-10 — корпорация CASIC (China Aerospace Science and Industry Corporation) — разработала более совершенные варианты ЗРК с 18- и 24-зарядными ПУ и устройствами автоматической перезарядки (18-зарядные ПУ, в частности, вошли в состав вооружения авиа­носца «Ляонин»).

Противолодочное вооружение

Противолодочное вооружение корвета «Циндао» представлено двумя 324-мм трехтреубными торпедны­ми аппаратами — копиями итальянского изделия WASS В515/3. Они установлены внутри кормовой надстройки на уровне полетной палубы, разнесены побортно и стреляют через большие люки в бортах. Боекомплект состоит из 12 торпед, часть из которых может исполь­зоваться палубным вертолетом. На кораблях применя­ются торпеды двух типов — Yu-7 и ЕТ-52, причем оба являются копиями западных образцов. Парогазовая тор­педа Yu-7 создана на базе американской Мк 46 mod. 2. При длине 260 см и массе 235 кг она снаряжена боевой частью, весящей 45 кг. Максимальная скорость торпеды на малой глубине достигает 47 узлов, дальность хода — 11 км на глубине 15 м либо 6-7 км на максимальной глубине 460 м. Активно-пассивная гидроакустическая головка самонаведения имеет радиус действия 550 м. Второй образец — ЕТ-52 — представляет собой элек­трическую торпеду, скопированную с итальянской A244/S. При массе и габаритах, идентичных Yu-7, она имеет более легкую боевую часть (34 кг), меньшую ско­рость (30 узлов) и дальность хода (6 км), но снабжена более совершенной головкой самонаведения с радиу­сом действия 2000 м.

Обнаружение и уничтожение вражеских субмарин на больших дальностях возлагаются на корабельный вертолет Z-9C — лицензионный вариант французской машины «Аэроспасьяль» А5.565 «Пантер» (морская авиация КНР располагает примерно 25 вертолетами этой модификации). Машина взлетной массой 4,3 т оборудована радаром KLC-1 и опускаемой ГАС типа 605 (оба изде­лия представляют собой копии французских станций «Варан» и HS-12 соответственно), а также аппаратурой передачи данных для загоризонтного целеуказания ПКР YJ-83. Дальность обнаружения надводной цели класса эсминец-фрегат радаром составляет 150 км. Гидроакустическая станция способ­на обнаруживать субмарины на расстоянии до 10 км. Для поражения подводных целей вертолет может нести две 324-мм торпеды.

Вертолет действует с полетной палубы длиной 19,5 м, находящейся в кормовой части корабля. Она поднята над ватерлинией на 5,1 м, что обеспечивает достаточно эффек­тивную защиту вертолета от волн. Постоян­ное базирование вертолета на корвете не предусмотрено, ангар отсутствует, но в кор­мовой надстройке расположены помещения с необходимым оборудованием для технического обслуживания винтокрылой машины.

 

РАДИОЭЛЕКТРОННОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

Состав бортового радиоэлек­тронного оборудования (БРЭО) корвета проекта 056 специалис­ты оценивают как не особенно богатый, но вполне современный и отвечающий назначению кораб­ля. Как и в случае с вооружени­ем, подавляющее большинство элементов БРЭО является копия­ми зарубежных образцов, в той либо иной мере усовершенство­ванными. Например, двухкоординатный радар обнаружения надводных и воздушных целей типа 364 (экспортное наименование — SR-64C «Сигалл» С) является развитием итальянской РЛС «Селениа» RAN-10S, хотя и отличается другим типом антенны. Радар работает в диапазоне частот G/H (4-8 ГГц) и обеспечивает обнаружение самолетов на сред­них и больших высотах на дальности до 500 км, а низ­колетящих ПКР — на дальности до 50 км. Антенна РЛС имеет встроенный модуль системы опознавания «свой-чужой», а также может применяться для наведения ПКР на начальном участке их траектории.

Итальянское происхождение имеет и РЛС типа 366 (LR-66), служащая для управления огнем 76-мм артустановки: она разработана на базе радара «Селениа» RTN-20X «Орион». Станция, снабженная тарельчатой антенной, работает в диапазоне I/J (8-20 ГГц) и способ­на обнаружить небольшую цель с эффективной площа­дью рассеивания 0,1 кв. м на расстоянии 10 км.

Радиолокационное оборудование «Циндао» допол­няют еще две станции — навигационная РЛС тип 760 (копия «Ракал/Декка» RM 1290A/D) и тип 754, предназначенная для обеспечения операций с применением вертолета.

Дополнительным средством обнаружения надвод­ных целей является электронно-оптическая станция CCORI IR, включающая низкоуровневую комбиниро­ванную (дневную/ночную) телевизионную камеру, ин­фракрасную камеру и лазерный дальномер. Они смон­тированы на стабилизированной в трех плоскостях платформе, которая устанавливается на крыше ходовой рубки. Этот комплекс обеспечивает обнаружение целей на дальности до 30 км, а его дополнительным достоин­ством является пассивный режим работы.

Обнаружение подводных целей обеспечивает гидро­акустическая станция с антенной в подкильном обте­кателе. Тип ее официально не указывается, но можно предположить, что ГАС принадлежит к одному из двух типов — российскому МГК-335ЭМ-03 «Платина-С» (такие ГАС устанавливаются на новых фрегатах проекта 054) либо китайскому S-07 (копия французского сонара DUBA-25; устанавливалась на серии фрегатов проекта 053Н2, вступивших в строй в 1999-2005 годах).

Комплекс РЭБ корвета проекта 056 весьма скромен по своему составу: он включает лишь станцию преду­преждения о радиолокационном обнаружении и два устройства отстрела ложных целей. Станция 923-1 (экспортное обозначение— RW-23-1) является копией российской МРП-10М «Накат» М и отличается очень широким диапазоном обнаруживаемых сигналов — от 2 до 18 ГГц. Устройства отстрела ложных целей представляют собой копии американских шестиствольных 130-мм пусковых установок Мк 137 системы SuperRBOC Mk 36 mod. 1. Они стреляют снарядами нескольких ти­пов, снаряженными дипольными радиолокационными отражателями и инфракрасными ловушками.

Комплекс средств связи включает радиостанции средне-, коротко- и ультракоротковолновых диапазо­нов, а также две станции спутниковой связи — военную SATCOM STNI-240 и гражданскую INMARSAT.

Корвет оборудован боевой информационно-управ­ляющей системой (БИУС), однако подробности ее конфигурации пока не опубликованы. Считается, что она является модификацией БИУС ZKJ-4B/6J, устанав­ливаемой на фрегатах проекта 054А.

 

ОБЩАЯ ОЦЕНКА КОРВЕТОВ ПР. 056 «ЦИНДАО»

Корветы проекта 056 являются вполне современ­ными многоцелевыми кораблями, а их массовое строи­тельство позволит качественно усилить эскортные силы ВМС НОАК. Вместе с тем специалисты отмечают и ряд недостатков, присущих этому проекту. Прежде всего, это касается относительной слабости средств ПВО и РЭБ. Также отмечается отсутствие возможности для постоян­ного базирования вертолета. А вот сравнительно малый боекомплект ПКР (всего четыре единицы) недостатком не считается, ведь корабли этого типа будут действо­вать в группах по 4-6 единиц. Модульная конструкция корвета позволяет в дальнейшем устранить недостат­ки и модернизировать корабли. Некоторые шаги в этом направлении уже предпринимаются: начато строитель­ство корветов проекта 056А, которые в дополнение к подкильной ГАС оборудованы гидроакустической станцией с протяженной буксируемой антенной. Это реше­ние позволяет существенно увеличить дальность обна­ружения подводных целей.

Недорогой и эффективный корабль, которым явля­ется корвет проекта 056, вполне закономерно вызвал интерес со стороны зарубежных заказчиков. В частнос­ти, Бангладеш заказал два корабля в базовой конфи­гурации (строятся в Ухани), а также планирует наладить постройку таких корветов на собственной верфи в Кхулне. Для Нигерии строятся два сторожевых кораб­ля проекта P18N, отличающиеся несколько увеличен­ными размерами и сокращенным составом вооруже­ния, представленного только артиллерийскими систе­мами. Проявляют интерес к кораблю также Пакистан и Казахстан.

Контент данной страницы подготовлен для портала «Современная армия» по статье А. Харук, журнал «Наука и техника». При копировании контента, пожалуйста, не забудьте поставить ссылку на страницу-первоисточник.                  

Факт

В настоящее время в составе ВМС США числится 11 авианосцев, из них 10 – типа «Нимитц» и 1 — «Энтерпрайз». Больше авианосцы типа «Нимитц» строиться не будут. В 2008 году был заложен первый авианосец нового поколения «Джеральд Р.Форд» (CVN-78), который планируется ввести в строй в 2015 году…

Источник: www.modernarmy.ru

LEAVE A RESPONSE