армия и оружие

Корабль «Бисмарк» или невезучий «канцлер» Гитлера

Во время Второй мировой войны немецкий военно-морской флот должен был обеспечить превосходство стран Оси на морских просторах Атлантики. Для Германии это было необходимо, чтобы покорить Британию и помешать снабжению СССР по программе ленд-лиза.

Правда, в самом начале войны что-то пошло не так: немцы понесли одну из самых болезненных утрат, после чего остальные корабли моментально превратились в обычные фарфоровые статуэтки. Знаменитый Линкор «Бисмарк» погиб в бою с англичанами, тем самым подарил большую опасность Гитлеру выходить в море.

Содержание

  • Создание линкора
  • Конструкция и технические характеристики
  • Оружие
  • Поход в Вальхаллу
  • Почему он утонул?
  • Источники
  • Создание линкора

    Согласно условиям Версальских соглашений, поставивших точку в Первой Мировой войне, Германия не имела права создавать военные корабли водоизмещением свыше 35 тысяч тонн. До 1933 года это мало кого интересовало, так как у населения не было выбора «пушки или масло», потому что не было ни того ни другого. Все изменил приход Гитлера к власти.

    Пообещав вновь сделать Германию великой, фюрер с рвением бросился осуществлять замыслы. Одним из важнейших аспектов было создание военно-морского флота, способного бросить вызов, в ту пору еще мощным кораблям Его Королевского Величества британского монарха.

    Находившиеся на вооружении линкоры типа «Дойчланд» вызывали сардонические ухмылки на лицах британцев, так как и вооружением, и водоизмещением они даже близко не стояли с «Ройял Неви». Собственно, британцы окрестили эти корабли «карманными линкорами», и не воспринимали всерьез.

    Был разработан план Z, согласно которому к 1948 году немецкий флот должен был стать самым сильным в мире. К этому времени должны были быть готовы восемь линейных кораблей типа «Бисмарк», четыре авианосца, около пяти тяжелых крейсеров и несколько сотен миноносцев и эсминцев.

    Флагманами флота должны были стать первенцы новорожденного рейха, корабли «Бисмарк» и «Тирпиц».

    1 июля 1936 года на верфи Blohm&Voss, расположенной в Гамбурге, был заложен линейный корабль Бисмарк. Во время строительства французы, в отличие от англичан серьезней относившиеся к немецким карманным линкорам, спустили линкор «Страсбург» и модернизировали «Дюнкерк», поэтому Гитлер потребовал увеличить размеры, чтобы обогнать заклятых врагов.

    14 февраля 1939 фюрер получил гигантскую стальную «валентинку». На спуске корабля, получившего имя канцлера Бисмарка, «железом и кровью» сковавшего Германию в XIX веке присутствовали все важнейшие чины рейха. Была и внучка канцлера, Доротея фон Левенфельд. Именно она стала крестной линкору, разбив о его борт бутылку шампанского.

    Еще примерно два года проходили испытания и доводка линкора до его максимальных характеристик, и только к весне 1941 года корабль мог выйти на боевую операцию.

    Конструкция и технические характеристики

    В 1936-м году началась постройка самого крупного корабля Второй мировой. Линкор «Бисмарк», фото которого в свое время было многократно перепечатано чуть ли не всеми периодическими изданиями мира, обладал элегантностью и грацией большой хищной рыбы, скользившей по водной глади в поисках добычи.

    После почти трех лет сложнейших работ немецкие кораблестроители явили миру могучее боевое судно водоизмещением в 41 000 тонн, оснащенное самым потрясающим и совершенным вооружением своей эпохи. Две тысячи лучших моряков специально отбирались в экипаж этого морского бронированного чудовища.

    «Бисмарк» — линкор, превосходивший по свой огневой мощи и техническим параметрам любой корабль британского королевского флота. Не было на просторах морей и океанов зверя, элегантнее и опаснее «Бисмарка». Длиной 241,6 м и шириной 36 м, он имел традиционную для германского флота веретенообразную форму.

    Главным калибром на нем служили мощнейшие 380-миллиметровые крупповские пушки. Кроме того, он был оснащен мощной противолодочной и зенитной артиллерией, а также самыми совершенными на то время системами управления огнем и радиолокационной станцией.

    И вот четырнадцатого февраля тридцать девятого года этот гигант был спущен на воду.

    Тактико-технические характеристики линкора «Бисмарк» Водоизмещение 41 700 т – стандартное; 50 900 т – полное Длина 251 м – наибольшая; 241,5 м – между перпендикулярами Ширина 36 м Осадка 8,6–10,6 м Бронирование пояс – 320–170 мм; верхний пояс – 145 мм; траверсы – 220–145 мм; продольная переборка – 30–25 мм; башни ГК – 360–130 мм; барбеты ГК – 340–220 мм; башни СК – 100–40 мм; барбеты СК – 80–20 мм; палуба – 50–80 + 80–95 мм (скосы – 110–120 мм); рубка 350–220 мм; противоторпедная переборка – 45 мм Двигатели 3 турбозубчатых агрегата; 12 паровых котлов Вагнера Мощность 138 000 л. с. Движитель 3 винта Скорость хода 29 узлов Дальность плавания 8525 миль Экипаж 2092–2608 человек Артиллерия 8 (4×2) 380-мм орудий SK/C-34;
    12 (6×2) 150-мм орудий Зенитная артиллерия 16 (8×2) 105-мм орудий;

    16 (8×2) 37-мм зенитных автоматов;
    20 (20×1) 20-мм зенитных автоматов Авиационная группа 2 катапульты; 4 гидросамолета

    Оружие

    По огневой мощи линкор значительно превосходил большинство мировых аналогов. На четырех башнях, размещенных на носу и корме, были попарно смонтированы орудия главного калибра (380 мм). Кроме них, артиллерия была представлена вспомогательными огневыми точками: шестью 150 мм пушками, восьмью 105-миллиметровыми, столько же имелось зенитных установок (37 мм). Вооружение несколько раз менялось, этому способствовала значительная степень унификации монтажных размеров.

    Линкор «Тирпиц» имел и авиакрыло, представленное шестью гидропланами, запускаемыми со спаренной катапультной площадки. Самолеты осуществляли морскую разведку, поиск подводных лодок противника, а при необходимости могли их атаковать глубинными бомбами и крупнокалиберными пулеметами (если субмарина находилась в надводном положении).

    По своей вооруженности корабль мог поспорить с любым судном антигитлеровской коалиции. Но судьба линкора «Тирпиц» сложилась так, что стрелять из своего главного калибра ему довелось совсем немного и только по береговым целям.

    Поход в Вальхаллу

    На май 1941 года немецкий штаб флота запланировал серьезную операцию, призванную нарушить снабжение Британских островов и до смерти напугать англичан возросшей мощью германского флота. Расчет ставился на факте, что «Бисмарк» был сильнее любого британского корабля один на один, но несколько кораблей могли разделать его под орех.

    18 мая «Бисмарк» и сопровождавший его крейсер «Принц Ойген» вышли из Данцига и взяли курс на Норвегию.

    По плану, в случае обнаружения флота или каравана, линкор должен вступить в бой и разделаться с вооруженными судами, а тяжелый крейсер потопить торговцев. Дойдя до норвежского Бергена, корабли встали на отдых. «Принц» начал принимать дополнительное горючее.

    По неясным причинам «Бисмарк» не грузил ничего, что впоследствии окажется серьезной ошибкой. Пока оба корабля мирно стояли в Норвегии, британское адмиралтейство было поднято на уши сообщением о выходе в море сильнейшей немецкой флотской группы.

    Об этом сообщали самолеты-разведчики, эти же данные доставили норвежские партизаны из Сопротивления. К моменту выхода из фьорда к немецкой группе стремились несколько соединений кораблей, в том числе английский флагман «Худ».

    Характеристики «Бисмарк» «Худ» Водоизмещение, т 50 900 46 480 Мощность, л.с 150 170 (110 МВт) 144 000 (106 МВт) Артиллерия 8 × 380 мм SKC34 (4 × 2),
    12 × 150 мм (6 × 2) 8 × 381мм (15″/42 Mark I) (4×2)
    12×140 мм Экипаж, чел. 2200 1477

    23 мая вечером британские крейсера заметили немецкие корабли, однако в бой вступить не решились. Всю ночь британцы преследовали немцев, собирая силы и проводили время в поисках на главный вопрос, атаковать «Бисмарка» или нет. В полшестого утра британский адмирал Холланд окончательно решил атаковать эскадру, и в 05:52 «Худ» открыл огонь.

    Правда в тумане флагман начал стрелять по «Принцу Ойгену», но развитие событий показало, что это было не так важно. В 6.00 залп «Бисмарка» накрыл «Худ». Моментально в районе трубы сдетонировал боезапас, и краса и гордость флота Его Величества, разломившись пополам, пошел ко дну. Из экипажа 1418 человек удалось спасти троих, среди выживших Холланда не оказалось.

    Сопровождавший «Худ» «Принц Уэльский», однако, сумел нанести роковое повреждение германскому линкору. Один из снарядов попал в нефтехранилище, и мазут начал вытекать в океан. По этому следу английская эскадра понеслась в погоню за поврежденными и уходившими на базу немцами.

    «Принцу Ойгену» было приказано охотиться за торговыми судами, поэтому после боя с флагманом, крейсер оставил «Бисмарка». Сам линкор, на котором несколько попаданий вызвали серьезные, но не смертельные повреждения, взял курс на побережье Франции, уже занятое немцами. Англичане преследовали линкор несколько суток, теряли и снова находили.

    Решающую роль в разворачивающихся событиях сыграл единственный авианосец Ark Royal, гидропланы-торпедоносцы которого атаковали линкор несколько раз.

    Допотопные самолетики англичан были настолько тихоходны и летели так низко, что немецкие зенитчики банально не могли разглядеть их на фоне моря.

    В итоге одна из торпед попала в руль, и «Бисмарк» стал выписывать круги, будто под циркуль, вместо того, что бы идти прямо на Францию. Подошедшие линкоры «Родни» и «Король Георг V» открыли огонь по бессильному в маневренности кораблю. Планомерно снаряды этих кораблей сбивали, сначала дальномерный пост, потом башни главного калибра.

    Один из 406-мм снарядов угодил в рубку, перебив командование корабля и штабистов адмирала Лютьенса. Гордость фюрера превратилась в идеальную мишень и грушу для озлобленных гибелью «Худа» английских моряков. Потом подсчитано, что в то утро английским флотом было выпущено 2800 снарядов разного калибра, и 700 из них попали в цель.

    Несмотря на громадные повреждения, выход из строя всех орудий главного калибра и гибель офицеров, «Бисмарк» не спускал флаг. Это дало британцам право долбить корпус снарядами и торпедами до тех пор, пока кто-то не открыл кингстоны на гибнущем линкоре. В 10:39 линкор, перевернувшись вверх килем, пошел ко дну в 380 милях юго-западнее побережья Ирландии.

    Несколько членов экипажа, находившиеся на корпусе в момент затопления, отдавали воинское приветствие гибнущему судну. Организованные спасательные работы позволили выловить из воды 110 человек, еще 5 спасла подошедшая, сутки спустя, немецкая подлодка. Команда эсминца Его Величества «Казак» спасла кота, окрестив его Оскаром.

    Правда, он не принес удачи кораблям, на который забрасывала его судьба. «Казак» будет потоплен торпедой, после чего Оскар переберется на тот самый Ark Royal. Через короткое время и этот авианосец окажется на дне, уже у берегов Мальты. Но кот опять выживет. Непотопляемый Сэм, известный ранее как Оскар, после этого, от греха подальше, будет отвезен в Белфаст, где в мире и покое окончит свои дни в 1955 году.

    Расследование обстоятельств гибели «Бисмарка» будет волновать умы еще много лет.

    Версия о том, что корабль был потоплен экипажем во избежание захвата, будет косвенно подтверждена в 2002 году. Место гибели, поиски которого увенчались успехом в 1989, привлекло знаменитого создателя «Титаника» и фанатика подводных съемок Джеймса Кэмерона.

    Используя новейшее оборудование, в 2002 году он снял уникальный фильм о состоянии покоящегося на дне корабля. Именно он обнаружил открытые кингстоны. Исследованиям, правда, помешало международное законодательство, по которому «Бисмарк» является массовым воинских захоронением, и исследовать его необходимо очень осторожно.

    Для любителей морского флота и сам линкор, и обстоятельства его гибели являются одной из главных историй флота Второй Мировой войны. Привлекает обстоятельство героической борьбы экипажа «Бисмарка» на протяжении всего похода. Несмотря на огромное превосходство англичан в море и многочисленные трудности, немецкие моряки с честью сражались и с честью погибли.

    На формирование образа корабля повлияло также время его гибели. К маю 1941 года война еще не приняла ожесточенный характер, и почти рыцарское поведение обоих флотов подняло престиж самого сильного германского линкора.

    Почему он утонул?

    Кто именно отдал приказ о затоплении «Бисмарка», и был ли такой приказ вообще – неясно. Вполне возможно, что имела место «инициатива на местах». Кроме того, нельзя исключать вероятность, что огонь многочисленных пожаров привел к детонации части боеприпасов, которая и привела к фатальной пробоине. Исследования Кэмерона говорят об открытых кингстонах, которые, скорее всего, были раздраены трюмной командой. Как бы то ни было, в 10–39 утра «Бисмарк» перевернулся и затонул.

    Из 2220-ти человек экипажа «Бисмарка» выжило 116. Среди спасенных оказался весьма примечательный персонаж – кот Оскар, продолживший службу в британском флоте. Он смог взобраться на плававший обломок, и был вытащен из воды экипажем эсминца «Казак». Впоследствии, когда «Казак» был потоплен немецкой торпедой, кот переместился сначала на борт эсминца «Легион», а после этого – на авианосец «Арк-Роял», чьи самолеты погубили его первый корабль («Бисмарк»). Позднее «Арк-Роял» погиб у Мальты, и Оскар вновь оказался на эсминце «Легион» к немалому удивлению экипажа. Заслужив прозвище «Непотопляемый Сэм», Оскар после войны жил в Белфасте, где и умер своей смертью в 1955 году.

    Судьба «Бисмарка» весьма показательна. Во-первых, бой в Датском проливе в очередной раз показал бесперспективность развития кораблей без прикрытия их с воздуха. Устаревшие «Суордфиши» оказались грозным противником даже для новейшего и прекрасно защищенного линкора с тренированными расчетами многочисленных орудий ПВО. Во-вторых, в Германии прошла волна кадровых перестановок, отразившихся и на морской стратегии. Гросс-адмирал Эрих Рёдер лишился поста главнокомандующего, и на его место пришел Карл Дёниц – энтузиаст и видный теоретик неограниченной подводной войны. С тех пор «первую скрипку» в рейдерской войне играли немецкие субмарины, а крупные корабли оказались на вторых ролях. «Бисмарк» же остался лежать на морском дне, до сих пор служа напоминанием: непотопляемых кораблей не бывает!

    Источники

    • https://warbook.club/voennaya-tehnika/voennye-korabli/bismark/
    • https://warspot.ru/2709-linkor-bismark-zheleznyy-kantsler-morey
    • https://gunsfriend.ru/linkor-bismark-istoria-gibeli-korabla-kto-potopil-nemeckij-krejser-tehniceskie-harakteristiki-razmery/
    • https://dubki-nk.ru/istoriya/nemetskij-linejnyj-korabl-bismark-superdrednout-gitlera.html
    • https://homsk.com/begemot/linkor-bismark-kak-pogib-zheleznyj-kancler-morej

    Корабли Автор статьиВиктор ГеннадьевичОтставной военный. Увлекается армейской тематикой, в частности историей сражений, развитием военной промышленности.Написано статей482

    Источник: army-today.ru

    LEAVE A RESPONSE