Тактический истребитель «Теджас» в ходе испытательного полета
Индия еще с конца прошлого века предпринимала попытки разработать современный истребитель собственными силами. Работы по его созданию начались в 1983 году в рамках программы LCA (Light Combat Aircraft – легкий боевой самолет). Для контроля за ходом программы в 1984 году было учреждено агентство по разработкам в области аэронавтики (ADA — Aeronautical Development Agency), входящее в состав Организации оборонных исследований и разработок (DRDO). Результатом НИОКР должно было стать создание одноместного легкого сверхзвукового тактического истребителя LCA «Теджас» и двухместного учебно-тренировочного самолета «Теджас Трейнер» для ВВС и ВМС Индии. Конечная цель этих работ – замена состоящих на вооружении ВВС этой страны с 1970-х годов истребителей МиГ-21 устаревших модификаций. Принятие нового самолета на вооружение первоначально ожидалось в 2010-2012 годах. Его разработчиком была определена корпорация HAL (Hindustan Aeronautic Limited – «Хиндустан аэронотик лимитед»). Официально новая машина получила обозначение «Теджас» Mk.l. По первоначальным оценкам, ее стоимость должна была составлять около 30 млн долларов.
По своему техническому уровню самолет «Теджас» Мк.1 должен был стать легким истребителем третьего поколения, предназначавшимся для выполнения задач завоевания господства в воздухе и непосредственной авиационной поддержки.
Вооружение самолета, которое планировалось разместить на семи узлах подвески, должно было включать УР класса «воздух – воздух», управляемые и обычные бомбы, НАР, ПКР, встроенную двухствольную авиационную пушку ГШ-23 калибра 23 мм (скорострельность 3300 выстр./мин. боекомплект 220 снарядов). В конструкции самолета предусматривалось использовать до 30% узлов импортного производства, в первую очередь двигатель (F404 – США) и УР «воздух — воздух» (Р-73 и -77 – РФ), которые индийская сторона пока не может создать самостоятельно.
Первоначально индийское правительство рассчитывало разработать для нового самолета двигатель «Кавери» собственными силами, однако это не удалось реализовать. Не увенчалась успехом и попытка в дальнейшем привлечь для этого французские фирмы, после чего НИОКР были свернуты. Предполагалось, что «Теджас» будет оборудован усовершенствованной БРЛС EL/M-2052 с АФАР израильской фирмы «Элта».
Разработка самолета велась большими задержками. Более всего Индия нуждалась в новых технологиях (в стране, например, полностью отсутствовал опыт использования композиционных материалов в авиастроении), а также в квалифицированном конструкторском и техническом персонале (на первом этапе работ в проекте принимали участие всего лишь 600 инженеров и технических специалистов, в дальнейшем их число постепенно увеличилось до 2000 человек).
Сборка опытного образца началась лишь в 1991 году, и хотя первый демонстрационный образец TD-1 был готов в ноябре 1995-го, совершить свой первый полет он смог лишь в 2001-м. На первом этапе было построено два экспериментальных образца для демонстрации используемых технологий и пять (вместо запланированных шести) опытных, а также профинансировано изготовление первой мелкосерийной партии из восьми машин для проведения войсковых испытаний.
США повлияли определенным образом на темп реализации программы разработки этого самолета. В 1997 году они согласились на передачу Индии некоторых технологий в области бортового оборудования и композиционных материалов, а затем ввели против страны санкции в связи с проведением ею испытаний ядерного оружия. В частности, американским компаниям «Дженерал электрик» и «Локхид-Мартин» было запрещено участвовать в этой программе, а индийская сторона лишилась возможности доступа к передовым зарубежным технологиям, тем более что перед этим сама рассталась с французскими фирмами в угоду американцам. Только в 2002 году США отменили эти санкции и разрешили американским компаниям вернуться в программу. В результате в дальнейшем фирма «Дженерал электрик» выиграла у французов в конкурсе на разработку двигателя для самолета, а «Локхид-Мартин» вернулась к проекту разработки для него бортового оборудования.
В настоящее время на демонстрационных образцах самолета и всех прототипах установлен американский двигатель GE F404-GE-F2J3. Следующая партия самолетов будет оснащена более мощными двигателями F404-GE-IN20.
В середине 2002 года индийское правительство одобрило разработку палубной версии самолета, рассчитывая принять его на вооружение к 2011-му. В 2006 году индийские летчики совершили первые полеты на демонстрационном образце, а национальная пресса сообщила, что восьмой и девятый прототипы самолета будут предназначены для ВМС и изготавливаются в палубном варианте.
В 2011 году был завершен первый этап войсковых испытаний самолета (совершено около 2000 полетов), а ВВС Индии получили первые серийные образцы истребителя. Тем не менее индийское правительство осталось недовольно полученными результатами. Основная причина этого заключалась в том, что самолет обладал заниженными летными характеристиками и не соответствовал заданным требованиям по скорости, маневренности и боевой нагрузке. В результате было принято решение ограничиться закупкой около 20 самолетов «Теджас» Мк.1 (для формирования одной эскадрильи) и приступить к разработке следующей модификации – «Теджас» Мк.2 с более высокими характеристиками.
Командование ВВС Индии пришло к заключению, что для достижения заданных в тактико-технических требованиях характеристик на истребитель необходимо установить более мощный двигатель, хотя это и потребует существенных доработок конструкции планера. В этом качестве рассматривались два образца двигателей: GE F414 и EJ200, и предпочтение было отдано первому.
В ходе переговоров с руководством компании «Дженерал электрик» удалось договориться о поставках для нового самолета 99 готовых двигателей F414-GE-INS6 из США и самостоятельной сборке 81 двигателя на заводах корпорации HAL. Предусматривается также возможная закупка в дальнейшем в США дополнительного количества двигателей F414. Стоимость контракта 560 млн. долларов.
Унифицированное оборудование кабины пилота истребителя «Теджас»
В ноябре 2012 года индийская корпорация HAL представила макет «Теджас» Мк.2 в натуральную величину, на котором отрабатывались варианты размещения оборудования и вооружения, а в марте 2013 года она приступила к созданию самолета. Первый испытательный полет запланирован на декабрь 2014 года, а изготовление ограниченной партии для войсковых испытаний ожидается не позднее 2016-го.
Всего к созданию самолета индийское правительство намерено привлечь около 20 фирм из пяти стран. Работа над приборным оборудованием кабины самолета ведется индийско-израильским предприятием «Халбит авионикс» (HALBIT Avionics Pvt. Ltd). За основу взят проект универсальной кабины нового поколения (Cockpit NG), представленный израильской фирмой «Элбит» на авиасалоне в Фарнборо в 2012 году.
Французская фирма «Сажем» будет участвовать в разработке инерциально-навигационного оборудования. Созданием интерактивной системы обороны и атаки (Interactive Defense and Attack System) занимается национальная компания «Бхарат электронике» (Bharat Electronics) на базе германских и итальянских разработок. Система дозаправки самолета в воздухе и балочные держатели для авиационных средств поражения будут поставляться британской фирмой «Кобхэм». Система катапультирования, обеспечивающая покидание самолета в нулевом диапазоне высот и скоростей, разработана британскими компаниями «Шелтон авионикс» и «Мартин Бэйкер» (марка катапультного кресла Mk.13 LG).
Стоимость НИОКР (без учета затрат на двигатель) составляет около 540 млн. долларов. Министерство обороны Индии разместило предварительный заказ на 83 истребителя «Теджас» Мк.2 для ВВС и 46 единиц для ВМС страны. Срок поставки самолетов в войска 2017-2018 годы. Всего по программе предполагается закупить около 200 истребителей «Теджас» по цене около 15 млн. долларов за единицу, из них от 20 до 40 машин могут быть модификации Mk.l – все будет зависеть от хода дальнейшей разработки самолета. Из этого парка намечается сформировать к 2022 году две эскадрильи самолетов «Теджас» Мк. 1 и четыре – «Теджас» Мк.2.
В результате разработки новой версии истребителя масса его боевой нагрузки должна увеличиться до 5000 кг. Расширится набор применяемых авиационных средств поражения. Кроме этого, длина фюзеляжа станет на 1 м больше в результате возросшего объема носового обтекателя для размещения БРЛС с АФАР и создания дополнительного закабинного отсека для бортовой ЭВМ. Увеличится высота киля, что обеспечит необходимую путевую устойчивость и позволит разместить антенны бортового комплекса обороны. Проектом предусмотрено проведение серьезных доработок по совершенствованию бортового оборудования, системы жизнеобеспечения, увеличению объема топливных баков, оснащению самолета системой дозаправки в воздухе.
Палубный вариант истребителя будет иметь несколько конструктивных отличий, связанных в первую очередь с наличием тормозного гака, усиленными стойками шасси и балочными держателями для подвески вооружения. Кроме этого, намечается несколько изменить конструкцию передней части фюзеляжа для улучшения обзора при посадке на палубу авианосца. Палубный вариант самолета будет проходить проверку на испытательном стенде, расположенном в штате Гоа близ г. Панаджи. ВМС Индии оборудовали его необходимыми аэрофинишерами и трамплином для отработки взлета и посадки на палубу авианосца.
Проект разработки нового истребителя стал ключевым для Нью-Дели, поскольку примерно к 2017 году в обязательном порядке потребуется замена устаревших МиГ-21, практически выработавших свой ресурс.
Командование ВВС Индии рассчитывает к 2015 году сформировать первую эскадрилью истребителей «Теджас» Мк.1 и разместить ее на АвБ Сулур с целью проверки работы всех систем самолета в реальных условиях.
Таким образом, если все запланированные работы по созданию истребителя «Теджас» Мк.2 пройдут успешно, Индия, освоив современные технологии и получив необходимый опыт, через несколько лет впервые сможет принять на вооружение новый истребитель поколения «4+», созданный хотя и с помощью других стран, но все же на своей территории.
(В. Иванов, «ЗВО»)
Факт
По некоторым данным, в настоящее время на основе комплекса ХААРП создается система ПВО/ПРО на новых физических принципах. Основной целью создателей ХААРП является изучение так называемых авроральных эффектов, что, возможно, позволит создавать в верхних слоях атмосферы плазмоиды – своеобразные управляемые шаровые молнии, густая сеть которых явится непреодолимым препятствием для самолетов и для баллистических ракет.
Источник: