армия и оружие

Легкий тактический истребитель «Теджас» (Индия)

Тактический истребитель «Теджас» в ходе испытательного полета

Индия еще с конца прошлого века предпринимала попытки разра­ботать современный истребитель собственными силами. Работы по его созданию начались в 1983 году в рамках программы LCA (Light Combat Aircraft – легкий боевой самолет). Для контроля за ходом программы в 1984 году было уч­реждено агентство по разработкам в области аэронавтики (ADA — Aeronautical Development Agency), входящее в состав Организации оборонных исследова­ний и разработок (DRDO). Результатом НИОКР должно было стать создание од­номестного легкого сверхзвукового так­тического истребителя LCA «Теджас» и двухместного учебно-тренировочного самолета «Теджас Трейнер» для ВВС и ВМС Индии. Конечная цель этих ра­бот – замена состоящих на вооружении ВВС этой страны с 1970-х годов истре­бителей МиГ-21 устаревших модификаций. Принятие нового самолета на вооружение первоначально ожидалось в 2010-2012 годах. Его разработчи­ком была определена корпорация HAL (Hindustan Aeronautic Limited – «Хиндустан аэронотик лимитед»). Официально новая машина получила обозначение «Теджас» Mk.l. По первоначальным оценкам, ее стоимость должна была со­ставлять около 30 млн долларов.

По своему техническому уровню са­молет «Теджас» Мк.1 должен был стать легким истребителем третьего поколе­ния, предназначавшимся для выполне­ния задач завоевания господства в воздухе и непосредственной авиационной поддержки.

Вооружение самолета, которое плани­ровалось разместить на семи узлах под­вески, должно было включать УР класса «воздух – воздух», управляемые и обыч­ные бомбы, НАР, ПКР, встроенную двух­ствольную авиационную пушку ГШ-23 калибра 23 мм (скорострельность 3300 выстр./мин. боекомплект 220 снарядов). В конструкции самолета предусматри­валось использовать до 30% узлов импортного производства, в первую очередь двигатель (F404 – США) и УР «воздух — воздух» (Р-73 и -77 – РФ), ко­торые индийская сторона пока не может создать самостоятельно.

Первоначально индийское правитель­ство рассчитывало разработать для но­вого самолета двигатель «Кавери» соб­ственными силами, однако это не уда­лось реализовать. Не увенчалась успе­хом и попытка в дальнейшем привлечь для этого французские фирмы, после чего НИОКР были свернуты. Предпола­галось, что «Теджас» будет оборудован усовершенствованной БРЛС EL/M-2052 с АФАР израильской фирмы «Элта».

Разработка самолета велась больши­ми задержками. Более всего Индия ну­ждалась в новых технологиях (в стра­не, например, полностью отсутствовал опыт использования композиционных материалов в авиастроении), а также в квалифицированном конструкторском и техническом персонале (на первом эта­пе работ в проекте принимали участие всего лишь 600 инженеров и техниче­ских специалистов, в дальнейшем их число постепенно увеличилось до 2000 человек).

Сборка опытного образца началась лишь в 1991 году, и хотя первый демонстрационный образец TD-1 был готов в ноябре 1995-го, совершить свой первый полет он смог лишь в 2001-м. На первом этапе было построено два эксперимен­тальных образца для демонстрации ис­пользуемых технологий и пять (вместо запланированных шести) опытных, а также профинансировано изготовление первой мелкосерийной партии из вось­ми машин для проведения войсковых испытаний.

США повлияли определенным об­разом на темп реализации программы разработки этого самолета. В 1997 году они согласились на передачу Индии не­которых технологий в области бортово­го оборудования и композиционных ма­териалов, а затем ввели против страны санкции в связи с проведением ею ис­пытаний ядерного оружия. В частности, американским компаниям «Дженерал электрик» и «Локхид-Мартин» было за­прещено участвовать в этой программе, а индийская сторона лишилась возмож­ности доступа к передовым зарубеж­ным технологиям, тем более что перед этим сама рассталась с французскими фирмами в угоду американцам. Только в 2002 году США отменили эти санкции и разрешили американским компаниям вернуться в программу. В результате в дальнейшем фирма «Дженерал электрик» выиграла у французов в конкурсе на разработку двигателя для самолета, а «Локхид-Мартин» вернулась к проекту разработки для него борто­вого оборудования.

В настоящее время на демонстраци­онных образцах самолета и всех про­тотипах установлен американский дви­гатель GE F404-GE-F2J3. Следующая партия самолетов будет оснащена более мощными двигателями F404-GE-IN20.

В середине 2002 года индийское пра­вительство одобрило разработку па­лубной версии самолета, рассчитывая принять его на вооружение к 2011-му. В 2006 году индийские летчики совер­шили первые полеты на демонстраци­онном образце, а национальная пресса сообщила, что восьмой и девятый про­тотипы самолета будут предназначены для ВМС и изготавливаются в палубном варианте.

В 2011 году был завершен первый этап войсковых испытаний самоле­та (совершено около 2000 полетов), а ВВС Индии получили первые серий­ные образцы истребителя. Тем не менее индийское правительство осталось не­довольно полученными результатами. Основная причина этого заключалась в том, что самолет обладал занижен­ными летными характеристиками и не соответствовал заданным требованиям по скорости, маневренности и боевой нагрузке. В результате было принято решение ограничиться закупкой около 20 самолетов «Теджас» Мк.1 (для фор­мирования одной эскадрильи) и присту­пить к разработке следующей модифи­кации – «Теджас» Мк.2 с более высокими характе­ристиками.

Командование ВВС Ин­дии пришло к заключе­нию, что для достижения заданных в тактико-техни­ческих требованиях харак­теристик на истребитель необходимо установить более мощный двигатель, хотя это и потребует суще­ственных доработок кон­струкции планера. В этом качестве рассматривались два образца двигателей: GE F414 и EJ200, и пред­почтение было отдано пер­вому.

В ходе переговоров с руководством компании «Дженерал электрик» уда­лось договориться о по­ставках для нового самоле­та 99 готовых двигателей F414-GE-INS6 из США и самостоятельной сборке 81 двигателя на заводах корпорации HAL. Предусматривается также возмож­ная закупка в дальнейшем в США дополнительного количества двигателей F414. Стоимость контракта 560 млн. долларов.

Унифицированное оборудование кабины пилота истребителя «Теджас»

В ноябре 2012 года индийская кор­порация HAL представила макет «Теджас» Мк.2 в натуральную величину, на котором отрабатывались варианты раз­мещения оборудования и вооружения, а в марте 2013 года она приступила к созданию самолета. Первый испытательный полет запланирован на декабрь 2014 года, а изготовление ограниченной партии для войсковых испытаний ожи­дается не позднее 2016-го.

Всего к созданию самолета индий­ское правительство намерено привлечь около 20 фирм из пяти стран. Работа над приборным оборудованием кабины самолета ведется индийско-израиль­ским предприятием «Халбит авионикс» (HALBIT Avionics Pvt. Ltd). За основу взят проект универсальной кабины но­вого поколения (Cockpit NG), представленный израильской фирмой «Элбит» на авиасалоне в Фарнборо в 2012 году.

Французская фирма «Сажем» будет участвовать в разработке инерциально-навигационного оборудования. Соз­данием интерактивной системы обо­роны и атаки (Interactive Defense and Attack System) занимается националь­ная компания «Бхарат электронике» (Bharat Electronics) на базе германских и итальянских разработок. Система до­заправки самолета в воздухе и балочные держатели для авиационных средств по­ражения будут поставляться британской фирмой «Кобхэм». Система катапульти­рования, обеспечивающая покидание самолета в нулевом диапазоне высот и скоростей, разработана британски­ми компаниями «Шелтон авионикс» и «Мартин Бэйкер» (марка катапультного кресла Mk.13 LG).

Стоимость НИОКР (без учета затрат на двигатель) составляет около 540 млн. долларов. Министерство обороны Ин­дии разместило предварительный заказ на 83 истребителя «Теджас» Мк.2 для ВВС и 46 единиц для ВМС страны. Срок поставки самолетов в войска 2017-2018 годы. Всего по программе предполага­ется закупить около 200 истребителей «Теджас» по цене около 15 млн. долла­ров за единицу, из них от 20 до 40 ма­шин могут быть модификации Mk.l – все будет зависеть от хода дальнейшей разработки самолета. Из этого парка на­мечается сформировать к 2022 году две эскадрильи самолетов «Теджас» Мк. 1 и четыре – «Теджас» Мк.2.

В результате разработки новой версии истребителя масса его боевой нагрузки должна увеличиться до 5000 кг. Расши­рится набор применяемых авиацион­ных средств поражения. Кроме этого, длина фюзеляжа станет на 1 м больше в результате возросшего объема носо­вого обтекателя для размещения БРЛС с АФАР и создания дополнительного закабинного отсека для бортовой ЭВМ. Увеличится высота киля, что обеспечит необходимую путевую устойчивость и позволит разместить антенны бортово­го комплекса обороны. Проектом пред­усмотрено проведение серьезных дора­боток по совершенствованию бортового оборудования, системы жизнеобеспечения, увеличению объема топливных баков, оснащению самолета системой дозаправки в воздухе.

Палубный вариант истребителя будет иметь несколько конструктивных отли­чий, связанных в первую очередь с на­личием тормозного гака, усиленными стойками шасси и балочными держате­лями для подвески вооружения. Кроме этого, намечается несколько изменить конструкцию передней части фюзеляжа для улучшения обзора при посадке на палубу авианосца. Палубный вариант самолета будет проходить проверку на испытательном стенде, расположен­ном в штате Гоа близ г. Панаджи. ВМС Индии оборудовали его необходимыми аэрофинишерами и трамплином для отработки взлета и посадки на палубу авианосца.

Проект разработки нового истреби­теля стал ключевым для Нью-Дели, поскольку примерно к 2017 году в обя­зательном порядке потребуется замена устаревших МиГ-21, практически выра­ботавших свой ресурс.

Командование ВВС Индии рассчи­тывает к 2015 году сформировать пер­вую эскадрилью истребителей «Тед­жас» Мк.1 и разместить ее на АвБ Сулур с целью проверки работы всех систем самолета в реальных условиях.

Таким образом, если все запланированные работы по созданию истребителя «Теджас» Мк.2 пройдут успешно, Индия, освоив современные технологии и получив необходимый опыт, через несколько лет впервые сможет принять на вооружение новый истребитель поколения «4+», созданный хотя и с помо­щью других стран, но все же на своей территории.

(В. Иванов, «ЗВО»)

Факт

По некоторым данным, в настоящее время на основе комплекса ХААРП создается система ПВО/ПРО на новых физических принципах. Основной целью создателей ХААРП является изучение так называемых авроральных эффектов, что, возможно, позволит создавать в верхних слоях атмосферы плазмоиды – своеобразные управляемые шаровые молнии, густая сеть которых явится непреодолимым препятствием для самолетов и для баллистических ракет.

Источник: www.modernarmy.ru

LEAVE A RESPONSE