армия и оружие

Лимузин Брежневской эпохи — ЗиЛ-114

В годы СССР практически каждый руководитель страны использовал для передвижения свою модель лимузина. Обычно конструктором автомобиля выступал завода имени Лихачева. Для Никиты Сергеевича Хрущева был создан знаменитый ЗиЛ-111, в дизайне которого использовались «аэрокосмические» обводы.

После прихода к власти нового генерального секретаря Леонида Ильича Брежнева, конструкторский завод начал создавать новый лимузин ЗиЛ-114, дизайн которого не имел аналогов среди американских автомобилей. Данная машина имела массу новых компонентов, которые раньше не применялись заводом.

Содержание

  • История создания
  • Конструкция ЗИЛ-114
  • Салон ЗИЛ-114
  • Двигатель ЗИЛ-114
  • Технические характеристики автомобиля ЗиЛ-114
  • Модификации ЗИЛ-114 и история появления медицинского варианта
  • Применение
  • Источники
  • История создания

    Созданный в конце 50-х годов правительственный лимузин ЗиЛ-111 быстро устарел, несмотря на проведенную в 1962 году косметическую модернизацию. Для разработки нового автомобиля была создана отдельная конструкторская группа под руководством В.Ф. Родионова.

    Первые шаги по созданию лимузина были сделаны уже в 1962 году, когда началась разработка двигателя с алюминиевым блоком цилиндров, способного работать с 2-скоростной автоматической трансмиссией от ЗиЛ-111. Выросший крутящий момент приводил к быстрому выходу из строя гидравлического трансформатора и планетарных передач, поэтому в 1966 году начались работы над новой 3-ступенчатой коробкой.

    В серию агрегат попал только в 1975 году, устанавливался на автомобили ЗиЛ-114 всего 3 года.

    В 1966 году собрали 3 прототипа лимузина ЗиЛ-Э114, причем на первом автомобиле использовались 4 прямоугольные фары. Остальные имели круглую оптику, которая и пошла в серию. Уже осенью обкатанные прототипы были показаны Л.И. Брежневу, который одобрил конструкцию автомобиля, а с 1967 года началась сборка серийных образцов.

    Ранние серийные машины ЗиЛ-114 оснащались декоративными крышками в задних арках, позднее от этого элемента отказались. На лимузинах впервые появился фирменный логотип завода ЗиЛ в виде стилизованной надписи, вписанной в прямоугольник.

    Конструкция ЗИЛ-114

    Комфортное передвижение обеспечивала полностью гидравлическая подвеска, не позволяющая выбоинам на дорогах тревожить важного пассажира. Основой безопасности пассажира считалась Х — образная конструкция рамы автомобиля, имеющая лонжероны с объемным сечением. Такая архитектура обеспечивала большую сопротивляемость возможным деформациям и повреждениям.

    К новшествам можно отности — дисковые тормоза на всех колесах, возможность регулирования руля по высоте и подвеска на торсионных стержнях бесшкворненного вида.

    Салон ЗИЛ-114

    Воздух салона охлаждал кондиционер. Пассажирский салон мог быть отделен от первого ряда сидений, где обычно располагались водитель и представитель личной охраны, звуконепроницаемым стеклом, которое также имело электрический привод. Это позволяло пассажирам во время движения обсуждать важные государственные дела или вести телефонные разговоры по правительственной связи.

    Пассажирские задние места от водительской секции отделяла перегородка из стекла, открываемая электроприводом. Впервые реализована система центрального замка. Все стеклоподъемники работали на электроприводе. Для обеспечения комфортных температурных условий в салоне в устройстве присутствовал кондиционер. Детермальные стекла не позволяли солнечным лучам нагревать салон.

    Двигатель ЗИЛ-114

    Двигатель ЗиЛ-114 относительно легкий и компактный, карбюраторный двигатель с алюминиевым блоком цилиндров имел объем 7000 см3, способный развивать до 300 л.с. Автомобиль разгонялся до максимальной скорости в 190 км/ч. Карбюратор лимузина состоит из четырех камер, включающихся последовательн. Система зажигания транзисторного вида и гидравлического толкателя клапанов. Работа силовой установки дополнялась автоматической коробкой передач. Несмотря на это, водитель мог сам выбирать нужную скорость. Транзисторная система зажигания и гидравлические толкатели. Это устройство, впервые примененное на ЗИС-110 в 1946 году, делает ненужным регулировку зазора в клапанном механизме в течение всего срока службы двигателя.

    Силовой агрегат является единственным элементом, который проектировался не с нуля в рамках проекта 114-й модели. Его начали конструировать в 1962 году. Двигатель работал вместе с четырехкамерным карбюратором и транзисторной системой зажигания.

    Технические характеристики автомобиля ЗиЛ-114

    • Длина — 6,3 метров;
    • Ширина — 2 метра;
    • Высота — 1,5 метра;
    • Колесная база — 3,9 метра;
    • Клиренс — 17 сантиметров;
    • Объем силового агрегата — 7 литров;
    • Мощность силовой установки — 300 лошадиных сил при 4,4 тысячах оборотов;
    • Максимальный крутящий момент — 559 Нм при 2,8 тысячах оборотов;
    • Коробка передач — автоматическая;
    • Разгон до 100 км/ч — 13,5 секунд;
    • Средний расход топлива — 19 литров на 100 километров;
    • Максимальная скорость — 190 км/ч.

    Когда велись работы над силовой установкой, ее сразу не планировали использовать в другом гражданском или военном транспорте. Это связано с питанием от качественного высокооктанового бензина и адаптации к работе с уникальной автоматической коробкой передач. АКПП перешла в 114-ю модель от 111-го семейства, но практическое использование с мощным мотором выявило ряд недостатков. Для их устранения пришлось разрабатывать новый агрегат с совершенно новым устройством. Экземпляры с новой КПП встали на конвейер в 1975 году.

    Модификации ЗИЛ-114 и история появления медицинского варианта

    За все годы производства советских лимузинов ЗИЛ-114 было выпущено несколько модификаций данного автомобиля:

    • ЗИЛ-114Е – лимузин оборудованный средствами специальной связи и оснащенный экранированной системой зажигания;
    • ЗИЛ-114К – автомобиль с бронированным кузовом;
    • ЗИЛ-117 – седан сопровождения, сделанный на укороченной базе ЗИЛ-114;
    • ЗИЛ-114ЕА – медицинская модификация правительственного лимузина. Постоянно включалась в кортеж Генерального секретаря ЦК КПСС Брежнева, начиная с 1974 года.

    Что касается медицинского варианта лимузина, то история его появления очень интересная. В 1972 году Леонид Ильич Брежнев перенес свой первый инсульт. В результате этого происшествия было принято решение включить в кортеж медицинский транспорт, оснащенный всем необходимым оборудованием для оказания первой медицинской помощи. Главным требованием по созданию медицинского автомобиля было то, чтобы он органично вписывался в кортеж правительства.

    В результате медицинский автомобиль был создан на базе ЗИЛ-114. Эта машина должна была обеспечить оказание первой помощи и доставку генерального секретаря в больницу с максимальным комфортом. Так как состояние здоровья Брежнева тщательно скрывалось, врачам из медицинского автомобиля было запрещено носить белые халаты.

    Одновременно с медицинским автомобилем на базе ЗИЛ-114, был дан государственный заказ на создание автомобилей скорой помощи на базе автомобиля «Чайка». Они предназначались для оказания первой помощи и транспортировки высших партийных чинов в госпитали и больницы. Медицинский ЗИЛ-114 был собран в единственном экземпляре, а «Чайки» для чиновников были собраны в количестве 15 экземпляров.

    Для инженеров Завода имени Лихачева создание универсала на базе правительственного лимузина оказалось нелегкой задачей. Основная проблема была в том, что в машину должна была поместиться специальная медицинская техника. Хотя конструкция рамы лимузина позволяла сделать на ее базе универсал с минимальными переделками, из-за установки медицинского оборудования нарушалась развесовка автомобиля.

    Инженерам пришлось переделывать всю компоновку кузова. Внутри салона поместили носилки, а по бокам находились сиденья для трех врачей и специальные ящики для медицинского оборудования и специализированных инструментов.

    ЗИЛ-114 оказался первым советским лимузином, который показал всему миру, что инженеры-конструкторы Завода имени Лихачева способны не только копировать американские автомобили, но и разрабатывать свои модели с нуля.

    Применение

    Всего завод ЗиЛ собрал 113 автомобилей ЗиЛ-114, которые поступали в Гараж Особого Назначения для обслуживания высших партийных чиновников СССР. Упрощенный 5-местный седан ЗиЛ-117 предназначался для перевозки менее важных персон, а также для сопровождения кортежей.

    Уменьшенные габариты и вес сделали автомобиль динамичнее, хотя максимальная скорость выросла всего на 10 км/ч. После ухудшения здоровья Л.И. Брежнева была создана специальная версия ЗиЛ-114А с кузовом типа универсал. Внутри имелись места для бригады врачей и направляющие для установки носилок. Завод ЗиЛ изготовил 2 автомобиля в 1974 году.

    Для проведения парадов на Красной площади использовались 2-дверные кабриолеты ЗиЛ-117В, которые оснащались звукопередающей аппаратурой и возвышением на полу, расположенным за спинкой сидения водителя. Всего было собрано 3 таких автомобиля, которые имели окраску серо-голубого цвета. Дополнительно завод изготовил 5 стандартных 5-местных кабриолетов черного цвета.

    В начале 80-х годов началось списание автомобилей ЗиЛ-114, некоторые из которых поступали в различные госучреждения.

    На базе одного лимузина силами «Мосфильма» была построена киносъемочная машина, у которой демонтирована задняя часть салона. Спереди имеется дополнительная платформа для установки камеры и размещения оператора. Автомобиль используется компанией и в настоящее время.

    Источники

    • https://warbook.club/voennaya-tehnika/boevye-mashiny/zil-114/
    • https://zen.yandex.ru/media/id/5e8b6fe86baaea1cb79e483e/zil114—sovetskii-maloseriinyi-predstavitelskii-legkovoi-avtomobil-vysshego-klassa-s-kuzovom-limuzin-5e8ee3caa095c13d82ff6b88
    • https://militaryarms.ru/voennaya-texnika/boevye-mashiny/zil-114/
    • https://warways.ru/boevye-mashiny/zil-114.html

    Машины Автор статьиВиктор ГеннадьевичОтставной военный. Увлекается армейской тематикой, в частности историей сражений, развитием военной промышленности.Написано статей482

    Источник: army-today.ru

    LEAVE A RESPONSE