армия и оружие

Лучшие истребители Америки, России и Европы довоенного времени и современности

Во время проведения различных авиасалонов и выставок часто приходится сталкиваться с тем, что каждая из стран-участниц называет свои самолеты лучшими в мире. В действительности же оценивать и сравнивать качества крылатых машин, особенно истребителей, крайне сложно. Порой даже результаты непосредственных боевых столкновений могут оказаться обманчивыми. Поэтому более правильным будет не составлять топ-листы для той или иной исторической эпохи, а просто перечислить самолеты, которые по разным причинам стали известными и рассказать о том, чем они примечательны.

Лучшие современные истребители мира

В наши дни военные летательные аппараты соревнуются между собой не только по скорости, максимальной высоте полёта и нагрузке, но и по уровню совершенства бортового оборудования. Лучшие самолеты мира – это малозаметные, скоростные и невероятно сложные машины, которые могут выпускаться далеко не каждой развитой страной.

F-35 Lightning II

Американский истребитель пятого поколения F-35 на аэродроме

Самолет Lockheed F-35 может стать самым массовым истребителем пятого поколения в мире, если только явно затянувшаяся программа его доводки закончится, наконец, успехом. Эта машина задумывалась как относительно дешевая, однако, в программу по её разработке уже вложены невероятные объемы финансовых средств – более полутора триллионов долларов. Компенсировать такие затраты можно лишь в том случае, если будут проданы тысячи F-35, но пока до этого далеко – бесконечная битва с недоработками и дефектами продолжается, а в Пентагоне уже не раз намекали на то, что вечно ждать они не намерены.

В то же время нельзя не отметить, что выглядит F-35 во многом привлекательно. В нем максимально воплощены все достижения технологии «стелс», он оснащается самым современным высокоточным вооружением, способным уничтожать любые цели. Кроме того, следует учитывать, что этот самолет сможет заменить сразу три устаревших истребителя четвертого поколения: F-16, F/A-18 и F-15. Потенциально это сулит немалую выгоду как в эксплуатации, так и в техническом обслуживании.

К настоящему моменту построено около пятисот F-35, но судьба этого истребителя должна решиться в декабре 2020 года, когда будет принято окончательное решение о дальнейших перспективах его серийного производства. По словам представителей компании Lockheed, осталось не более 13 серьёзных недоработок, а еще год назад их было более сотни. Самолет будет поставляться в 18 различных стран. Потребность в них оценивается как минимум в 2 000 единиц.

Сухой Т-50 (Су-57)

Пара истребителей Су-57 выполняет демонстрационный полёт

Серийное производство первого российского истребителя пятого поколения Су-57, ранее известного как Т-50, началось только в 2020 году. Многие западные эксперты, оценивая этот самолет, по известной только им причине утверждают, что он не обладает малозаметностью. В действительности же точных данных о величине эффективной поверхности рассеивания Су-57 сейчас нет ни у кого, кроме разработчиков истребителя. Впрочем, то же самое можно сказать и о зарубежных «соперниках» новой российской машины. Зато точно известно, что по маневренности этому истребителю равных нет, а в состав его бортового вооружения входят ракеты Р-37 с самой большой в мире дальностью действия. Кроме того, по максимальной и крейсерской скорости этот самолет намного опережает американский F-35.

По-настоящему значимым военным фактором Су-57 станет лишь после того, как его изготовят в значительных количествах. Возможно, это произойдет уже в ближайшие годы. В корпорации «Сухой» уже заявили, что планируются экспортные поставки этих машин. Потенциальными покупателями могут стать любые страны, желающие защитить себя от авианалётов с участием F-22 и F-35.

Eurofighter Typhoon

Истребитель Eurofighter Typhoon взлетает с полным комплектом вооружения

Сверхзвуковой истребитель четвертого поколения Eurofighter Typhoon является уникальным в своём роде самолётом, поскольку его создание осуществлялось интернациональным консорциумом, состоящим из британской компании Rolls-Royce, немецкой MTU Aero Engines, итальянской FiatAvio и испанской ITP. Поначалу в этом объединении принимала участие ещё и Франция, однако, затем руководство страны приняло решение создать свой собственный самолет.

Разработка Eurofighter Typhoon несколько затянулась – его эксплуатация началась лишь в 2003 году, когда страны НАТО уже начали задумываться о приобретении истребителей пятого поколения. Впрочем, эта задержка стала в чём-то полезной: самолет оснастили более совершенным оружием и предприняли ряд мер для снижения его радиолокационной заметности.

Начиная с 2008 года истребитель принимал участие в широко известном индийском тендере MRCA и имел неплохие шансы на успех, но командование ВВС Индии отдало предпочтение французскому самолёту «Рафаль».

Eurofighter Typhoon неоднократно выходил победителем из учебных боев с такими машинами, как F-15 и F-16. Разработчики истребителя уверены в том, что он обладает большим превосходством и над Су 35, правда, подобные заявления, скорее всего, носят рекламный характер и рассматривать их всерьез нельзя. Как бы то ни было, если Eurofighter и не самый лучший истребитель четвертого поколения, то во всяком случае он может стать достойным противником для любого другого современного самолёта, и , безусловно, еще долгое время будет использоваться во всех закупивших его странах.

F-22 Raptor

Истребитель F-22 Raptor при выполнении виража

Первым в мире истребителем пятого поколения стал американский F-22 Raptor. Этот самолет и сегодня считается лучшим в мире воздушным бойцом, поскольку сочетает в себе малозаметность, отличную маневренность и мощное вооружение. Из-за строгой секретности многих технологий, примененных при создании этой машины, она никогда не поставлялась на экспорт. Оборотной стороной столь внушительного великолепия стала непомерно высокая цена истребителя – любые другие боевые самолёты из различных стран мира гораздо дешевле.

В 2011 году производство F-22 было свернуто, однако, его можно и возобновить. Главной проблемой этого самолёта стала, видимо, некоторая неопределенность его целевого предназначения. Истребитель уже принимал участие в боевых действиях, атакуя наземные объекты различных террористических группировок, но ту же самую задачу могли бы не менее успешно решить гораздо более дешевые самолёты.

Кроме того, в настоящее время часть бортового оборудования F-22 уже не выглядит настолько впечатляюще, как это было в середине «нулевых». Самолет по-прежнему не имеет радаров бокового обзора и инфракрасных поисковых датчиков. Еще один существенный недостаток истребителя – невозможность его использования в рамках «сетецентрической войны».

Dassault Rafale

Дозаправка в воздухе французского истребителя Dassault Rafale

Многоцелевой французский реактивный истребитель четвертого поколения Dassault Rafale создавался практически одновременно с самолетом Eurofighter Typhoon. Обе эти машины довольно схожи по своей основной концепции и построены по одной и той же аэродинамической схеме, которая называется «утка». В то же время у «Рафаля» есть как минимум два преимущества: во-первых, у этого самолета имеется палубная версия, он способен взлетать с авианосцев, а во-вторых, величина его полезной нагрузки на две тонны больше, чем у Eurofighter Typhoon, что имеет огромное значение при выполнении ударных миссий.

В 2012 году «Рафаль» одержал победу на индийском тендере MRCA, однако, вплоть до настоящего времени поставки этих истребителей в Индию всё еще не завершены (предполагалось продать не менее 126 самолётов).

Dassault Rafale оборудован радиолокационной станцией с активной фазированной антенной решёткой, и способен использовать многие виды управляемых ракет как французских, так и американских. Это даёт ему возможность вести равный воздушный бой, в том числе и с российскими истребителями.

F-16 Fighting Falcon

Истребитель F-16 из эскадрильи Agressor, раскрашенный «под Су-57», исполняет роль противника во время учений

По итогам войны во Вьетнаме американские военные специалисты пришли к выводу о том, что в составе ВВС необходимо иметь не только дорогой и тяжелый многоцелевой истребитель, но и более легкую, маневренную и дешевую машину, ориентированную в первую очередь на ближний воздушный бой. Воплощением такой концепции должен был стать F-16 Fighting Falcon, задуманный как «младший товарищ» более мощного F-15.

К середине 2020 года общее количество произведенных F-16 превысило 4 600 экземпляров – самолет стал самым массовым из всех истребителей четвёртого поколения. Был достигнут выдающийся коммерческий успех: поставки осуществлялись более чем в 25 различных стран мира.

Наиболее значительные по объему партии этих машин получили следующие государства:

  • Бельгия;
  • Колумбия;
  • Израиль;
  • Египет;
  • Нидерланды;
  • Дания;
  • ОАЭ;
  • Южная Корея;
  • Норвегия;
  • Польша;
  • Таиланд;
  • Китай;
  • Турция.
  • Одна из причин столь высокой популярности F-16 – высокий потенциал модернизации истребителя. Самолет многократно обновлялся, росли его боевые возможности, становилось намного более совершенным бортовое оборудование, расширялся спектр применяемого вооружения.

    МиГ-35

    Маневрирование с боевой нагрузкой на истребителе МиГ-35

    Серийное производство лёгкого фронтового истребителя МиГ-35 еще не началось, хотя ранее планировалось, что этот самолет начнет поступать на вооружение российских военно-космических сил уже в 2020 году. Государственные испытания машины продолжаются.

    Следует отметить, что еще в 2011 году МиГ-35 принимал участие в индийском тендере MRCA, где были представлены многие военные самолеты из разных стран мира, но не сумел продемонстрировать заявленных характеристик двигателя и радиолокационной станции. Причина проста – на конкурс был отправлен прототип, причем довольно «сырой».

    МиГ-35 представляет собой результат глубокой модернизации более известного самолета МиГ-29. Новый истребитель оснащен радаром с активной фазированной антенной решеткой, улучшенными двигателями с управляемым вектором тяги и современным высокоточным оружием. О своей заинтересованности в приобретении этого самолета уже заявили 29 различных стран. Предполагаемая стоимость МиГ-35 – 45 миллионов долларов, что в несколько раз меньше цены таких самолетов, как «Рафаль» или Eurofighter.

    Saab JAS 39 Gripen

    Saab JAS 39 Gripen – самый компактный и лёгкий истребитель четвертого поколения

    Швеция является одним из немногих государств, способных самостоятельно разрабатывать и производить современные военные самолеты-истребители. Созданный в этой стране Saab JAS 39 Gripen впервые поднялся в воздух еще в 1988 году. По своим общим очертаниям он в какой-то мере напоминает как «Рафаль», так и «Еврофайтер». Такое пристрастие европейских авиастроителей к аэродинамической схеме «утка» с передним горизонтальным оперением объясняется, видимо, стремлением к увеличению маневренности.

    Saab JAS 39 Gripen обладает самыми малыми размерами и самой малой массой из всех истребителей четвертого поколения. Без горючего и боекомплекта он весит всего 7 100 килограммов, а это на три тонны меньше, чем «Еврофайтер», который считается лёгким самолётом. Иностранных покупателей, кроме того, привлекает сравнительно небольшая цена шведского истребителя.

    По основным тактико-техническим характеристикам Saab JAS 39 Gripen несколько уступает своим конкурентам, но разница эта совсем невелика, и может быть компенсирована мастерством пилота и обновленным составом оборудования, в который вошла, в частности, радиолокационная станция с активной фазированной антенной решеткой.

    Boeing F/A-18E/F Super Hornet

    Истребитель-бомбардировщик F/A-18E Super Hornet совершает посадку на палубу авианосца

    Самолеты F/A-18E и F/A-18F составляют сегодня основу палубной авиации военно-морских сил США. Эти машины, совместившие в себе качества истребителя-бомбардировщика и штурмовика, смогли успешно заменить сразу двух своих предшественников – F-4 Phantom и A-7E Corsair. Основным разработчиком самолета являлась компания McDonnell Douglas, которая затем была поглощена известной корпорацией Boeing.

    Ранние варианты этого самолета обозначались как F/A-18 Hornet, однако, начиная с модификации E, появившейся на авианосцах в 2000 году, используется другое, более броское название – Super Hornet. Разумеется, это не случайно: взлётный вес обновлённого истребителя увеличился на 6,8 тонны, почти в полтора раза выросли боевой радиус и время полета, изменился даже размах крыла. Кроме того, самолет получил более мощную силовую установку и современное бортовое электронное оборудование.

    Особое внимание при модернизации было уделено снижению радиолокационной заметности машины. В итоге эффективную поверхность отражения удалось уменьшить до 1,2 квадратного метра с фронтального направления.

    В американском флоте самолет F/A-18 E/F оценивается очень высоко благодаря своей надежности и высокой эффективности боевого применения. Его единственный недостаток по сравнению с прежними «узкоспециализированными» палубными штурмовиками – несколько меньшая дальность полёта.

    Лучшие истребители военного времени

    Во время Второй мировой войны истребители выпускались тысячами, а некоторые модели даже десятками тысяч. В ходе ожесточенных боев большинство их погибло, и лишь немногие уцелевшие превращены сегодня в музейные экспонаты.

    МиГ-3

    Полет восстановленного истребителя МиГ-3

    В 1941 году единственным советским истребителем, превосходящим по скорости немецкие боевые машины, был МиГ-3. Этот самолет был создан для использования на большой высоте: именно там он мог раскрыть все свои преимущества и разогнаться до 640 километров в час. Вот только основные воздушные сражения на советско-германском фронте проходили на средних или даже малых высотах, где МиГ сразу тяжелел и становился довольно неповоротливым.

    Еще одним очевидным недостатком советского истребителя было его слабое вооружение – всего один крупнокалиберный и два обычных пулемета. Всё это привело к тому, что уже в 1942 году МиГи перестали появляться на фронте. Надо сказать, что один из лучших летчиков-истребителей Второй мировой войны, Александр Покрышкин, высоко оценивал этот самолет, считая, что при умелом пилотировании он представляет собой грозное оружие.

    МиГ-3 отличался довольно высоким уровнем технологичности и ремонтопригодности, что позволило этим истребителям дожить до конца войны. В основном они использовались в авиации ПВО.

    Messerschmitt Bf.109

    Messerschmitt Bf.109 на рулении. Хорошо видны крыльевые ниши для шасси

    К концу войны, созданный еще в 1935 году Messerschmitt Bf.109, откровенно устарел, однако, с 1939 по 1942 это был лучший истребитель в мире. Одно только появление «мессеров» в воздухе уже заставляло нервничать пилотов всех стран антигитлеровской коалиции.

    Основным «козырем» Bf.109 был вертикальный маневр. Немецкие асы, летавшие на этом истребителе, старались наносить внезапные и быстрые удары с высоты, а затем уходить от преследования на большой скорости. В горизонтальном маневре «мессер» был не так хорош, но советским самолетам трудно было навязать свои условия боя, поскольку они проигрывали в скорости.

    Как известно, в конечном счете от люфтваффе мало что осталось, а война закончилась в Берлине, но память о смертоносном немецком истребителе сохраняется до нынешнего времени. Bf.109 остается едва ли не самым известным из всех когда-либо существовавших военных самолетов.

    P-38 Lightning

    Пара P-38 Lightning выполняет полет над штатом Калифорния

    Двухдвигательные тяжелые истребители имелись на вооружении разных стран, участвовавших во Второй мировой войне. В СССР это был Пе-3, в Германии – Bf.110, в Британии – «Москито», но лучшим из всех стал американский P-38 Lightning. Его успех оказался настолько значительным, что в память об этом самолете получил своё имя новейший F-35 Lightning II.

    Правда, на европейском театре военных действий достижения P-38 оказались не такими уж значительными. Их собственные потери составили здесь 1750 самолетов, в то время как количество уничтоженных в боях вражеских машин достигло двух с половиной тысяч. Однако война велась еще и на Тихом океане, а вот там преимущество «Лайтнинга» было вполне очевидным. Два мотора обеспечивали надёжность полетов на большие расстояния над морем, а мощное вооружение и очень неплохая скорость позволяли рассчитывать на победу в любом воздушном поединке.

    Следует отметить, что этот самолет был многоцелевым и успешно использовался в качестве разведчика, бомбардировщика и даже санитарной машины. Наиболее известны, впрочем, всё-таки воздушные победы, например, перехват бомбардировщика, на котором летел японский адмирал Ямамото. P-38 атаковали и уничтожили сначала истребители прикрытия, а потом и главную цель, что привело к гибели одного из лучших военачальников Японии.

    Mitsubishi A6M Zero

    Японский лёгкий истребитель Mitsubishi A6M Zero

    Перед началом Второй мировой войны американские военные не считали японскую авиацию серьёзным противником, полагая, что Страна восходящего солнца не располагает технологиями, позволяющими ей построить эффективный истребитель. Нападение на Пёрл-Харбор и последующие события показали, насколько ошибочными были эти суждения.

    После первых же столкновений в воздухе выяснилось, что японские истребители Mitsubishi A6M Zero обладают примерно такой же скоростью, как и американские F4F Wildcat, но при этом имеют огромное преимущество в маневренности. Ввязаться с «Зеро» в классический бой на виражах, означало совершить самоубийство.

    Японский истребитель был максимально облегчен, что резко снизило нагрузку на крыло и дало возможность совершать повороты минимального радиуса. Кроме того, на американских летчиков произвел сильное впечатление огромный боевой радиус «Зеро» — около полутора тысяч километров — в два с половиной раза больше, чем у палубных истребителей США.

    Недостатком японского самолета являлась незащищенность: сбить его можно было всего несколькими попаданиями из пулемета. Кроме того, боекомплект к пушкам «Зеро» составлял всего 60 снарядов, что вынуждало пилотов вести огонь очень «экономно».

    Ла-5ФН

    Советский истребитель Ла-5ФН

    В первые годы Великой Отечественной войны советские истребители заметно уступали немецким по всем основным характеристикам. Ситуация начала меняться лишь после появления в составе ВВС самолетов Ла-5. Эта машина делалась в страшной спешке, а основой для неё послужил истребитель ЛаГГ-3, который слыл среди лётчиков тяжелым и неповоротливым. Причиной столь незавидных характеристик был слабый мотор, не справлявшийся с массой самолета.

    Весной 1942 года на один из истребителей ЛаГГ-3 установили двигатель воздушного охлаждения АШ-82. Его мощность составляла 1700 лошадиных сил – почти в 1,7 раза больше, чем у прежнего мотора. Это буквально преобразило машину, сделав её почти столь же скоростной и маневренной, как немецкий основной истребитель Bf.109G.

    Наиболее удачной модификацией нового советского самолета стал Ла-5ФН, появившийся на фронте в марте 1943 года. Он был оснащен форсированным мотором с системой непосредственного впрыска топлива в цилиндры, позволяло совершать любые эволюции в воздухе без риска внезапной остановки двигателя, а это случалось порой при использовании карбюраторной поплавковой схемы.

    Ла-5ФН и его последующее развитие, истребитель Ла-7, стали наиболее надёжными из всех советских истребителей. На таком самолете воевал, в частности, Иван Кожедуб, одержавший в 120 воздушных боях 62 победы.

    Источник: militaryarms.ru

    LEAVE A RESPONSE