Более ста лет назад человечество открыло для себя третье измерение – самолет братьев Райт поднялся в небо. Прошло совсем немного времени, и воздушный океан превратился в очередное поле битвы – боевая авиация стала значимым фактором, серьезно влияющим на исход наземных операций.
Впервые боевую авиацию массово стали применять во время Первой мировой войны. Сперва военные самолеты были безоружными, в основном их использовали для ведения воздушной разведки и бомбометания (если этим термином можно назвать ручное сбрасывание на головы противника разных взрывоопасных предметов). Сама идея воздушного боя многим казалась абсурдной и невозможной. Однако вскоре на аэропланы были установлены пулеметы, появились самолеты-истребители, и в небесах развернулись ожесточенные сражения.
Период между двумя мировыми конфликтами военная авиация стремительно развивалась – боевые самолеты становились быстрее, мощнее, смертоноснее.
Вторая мировая война наглядно продемонстрировала боевой потенциал авиации: пикирующий бомбардировщик Ю-87 «Штука» стал настоящим символом немецкого блицкрига, а американские «летающие крепости» В-17 превращали немецкие города в груду щебня. В послевоенный период значение боевой авиации только увеличивалось, началась эра реактивной авиации.
В настоящее время значение военно-воздушных сил настолько возросло, что боевая авиация может в одиночку решить исход вооруженного конфликта. Сегодня многие государства мира тратят миллиарды долларов на создание новых, все более совершенных боевых самолетов, конструкторы стремятся сделать их более быстрыми, незаметными и эффективными.
В интернете нередко спорят о достоинствах и недостатках того или иного самолета, сравнивая их летно-технические характеристики, выясняя, какая из машин является лучшей. Тяжело говорить о том, какой из современных самолетов сильнее, дать ответ на этот вопрос можно только участие этих боевых машин в серьезном полномасштабном конфликте.
Мы подготовили для вас рейтинг, в который вошли лучшие военные самолеты разных стран и исторических периодов. В наш топ-10 вошли не только истребители, но и машины штурмовой и бомбардировочной авиации. Критерием попадания в наш рейтинг лучших боевых самолетов являются не только отличные летно-технические характеристики боевой машины, но и революционность ее конструкции, а также влияние, который оказал конкретный самолет на развитие авиации.
Итак, топ-10 лучших самолетов мира разных исторических периодов.
10. Fokker DR1 Triplane
Этот немецкий самолет является одним из самых известных истребителей Первой мировой войны. Он был создан в 1917 году и стал настоящим инженерным прорывом той эпохи. На Fokker DR1 Triplane летал знаменитый немецкий ас Манфред фон Рихтгофен, более известный широкой общественности, как «Красный барон».
По сравнению с бипланами, истребитель Fokker DR1 Triplane обладал гораздо большей маневренностью и скороподъемностью.
9. «Илья Муромец»
На девятом месте топ-10 находится легендарный многомоторный самолет, созданный в России в канун Первой мировой войны. После ее начала «Илья Муромец» стал первым в мире тяжелым бомбардировщиком. На этом самолете установлены несколько рекордов дальности полета и грузоподъемности. «Илья Муромец» стал первым успешным проектом гениального киевлянина Игоря Сикорского.
Всего было построено 76 единиц этого самолета различных модификаций. После начала Первой мировой войны была создана специальная эскадрилья, состоящая из тяжелых бомбардировщиков «Илья Муромец». Последние модификации этого самолета могли принимать на борт около 1500 кг бомб – неслыханная мощь для того времени. Кроме бомб, на «Илье Муромце» устанавливалось и оборонительное вооружение – от двух до шести пулеметов.
Остальные страны-участницы Первой мировой войны быстро оценили успешный опыт России – вскоре тяжелые многомоторные бомбардировщики появились на вооружении Франции, Германии, Великобритании.
Игорь Сикорский не принял революцию и эмигрировал из России в США.
8. Junkers Ju 87 «Штука».
На восьмом месте топ-10 находится одномоторный пикирующий немецкий бомбардировщик Ю-87 – один из самых известных боевых самолетов Второй мировой войны. Он стал символом немецкого блицкрига в Западной Европе и на Восточном фронте.
Этот самолет имел неубирающиеся шасси (советские солдаты называли его «лаптежником»), что существенно ухудшало его аэродинамику и уменьшало скорость, но по точности бомбометания Ju 87 не имел себе равных. В конструкции «Штуки» были использованы несколько инновационных идей (воздушные тормоза, сирена) благодаря которым самолет и стал настолько эффективным. Однако после потери немецкой авиацией господства в воздухе Ю-87 стал легкой мишенью для истребителей противника.
7. Ил-2
На седьмом месте топ-10 находится еще одна легендарная боевая машина периода Второй мировой войны — советский штурмовик Ил-2. Пилоты-истребители люфтваффе называли этот штурмовик «бетонным самолетом», а немецкая пехота – «черной смертью» или «чумой».
Серийное производство Ил-2 началась в самый канун Великой Отечественной войны, в начале 1941 года. Всего советская промышленность изготовила более 36 тыс. единиц этой машины.
Ил-2 имел несколько инновационный решений в своей конструкции, главным из которых было включение брони непосредственно в силовую схему самолета. До этого броню также использовали для усиления защиты самолетов, но ее просто навешивали сверху на корпус, что существенно утяжеляло конструкцию.
Несмотря на высокую защищенность самолета, потери этих машин в первые месяцы войны были очень значительны. Есть информация, что пилотам присваивали звание Героя Советского Союза за десять успешных боевых вылетов на Ил-2 (по другой версии, за тридцать).
6. Hawker Siddeley Harrier
На шестом месте топ-10 находится британский самолет вертикального взлета и посадки Hawker Siddeley Harrier. Эта машина впервые поднялась в небо в 1966 году и дала начало целому семейству боевых машин, которые до сих пор находятся на вооружении ВМС США и ряда других стран мира.
В 60-е годы идея создания самолета, который бы мог взлетать и садиться без разбега (СВВП), была очень популярна. Однако разработать и изготовить такую машину оказалось очень непросто. Наиболее успешными оказались англичане, их самолет мог не только обходиться без взлетной полосы, но и эффективно выполнять функции боевого самолета. Hawker участвовали в войне за Фолклендские острова и показали себя с наилучшей стороны. Главной причиной успеха англичан стал великолепный двигатель компании Rolls-Royce.
В СССР также строили СВВП, однако советский Як-38 оказался неудачной машиной.
5. МиГ-15
Этот истребитель является одним из самых известных советских самолетов на Западе. Он был создан в конце 40-х годов, имел большое количество модификаций, выпускался по советской лицензии в нескольких странах мира. МиГ-15 впервые появился в небе Кореи и произвел настоящий фурор на Западе. До этого момента советские технологии считали чем-то отсталым и устаревшим, но этот реактивный истребитель стал холодным душем для западных стратегов.
Американцы готовили армаду стратегических бомбардировщиков для нанесения ядерных ударов по территории СССР, но знакомство с МиГ-15 четко дало понять, что шансы прорвать заслон советских истребителей минимальны.
Основным противником МиГ-15 в корейском небе был американский истребитель F-86 «Сейбр», однако, по мнению большинства экспертов, советская машина превосходила своего оппонента.
4. В-17 «Летающая крепость»
На четвертом месте топ-10 расположился еще один самолет Второй мировой войны – американский стратегический бомбардировщик В-17. Он был разработан в 1934 году и практически сразу стал легендой. Это был первый американский серийный цельнометаллический стратегический бомбардировщик.
Он наносил бомбовые удары по городам Германии, участвовал в боевых действиях на Тихом океане. Четыре двигателя обеспечивали В-17 скорость свыше 500 км/ч и практический потолок более 10 км, а девять (позже – двенадцать) 12,7-мм пулеметов делали этот бомбардировщик весьма непростым противником для любого истребителя.
Кроме того, В-17 отличался фантастической надежностью. Документально известны случаи, когда самолет возвращался на базу с одним работающим двигателем, с огромными дырами в фюзеляже или практически без хвостового оперения.
3. Су-27
На третьем месте нашего рейтинга находится советский истребитель четвертого поколения Су-27. Он был разработан в начале 80-х годов, на его базе было создано (уже в современной России) целое семейство самолетов Су (Су-30, Су-33, Су-35, Су-34 и другие). Су-27 можно назвать вершиной советского авиастроения.
Сегодня этот самолет стоит на вооружении ВВС России, бывших советских республик, Китая, Индии и ряда других стран мира. Су-27 принимал участие в нескольких локальных конфликтах, однако с серьезными противниками этому самолету пока еще встречаться не приходилось. Эксперты считают Су-27 одним из лучших истребителей четвертого поколения, особенно хороши последние модификации, сделанные на базе этой машины.
2. F-15 Eagle
На втором месте находится основной потенциальный противник Су-27 – американский самолет завоевания превосходства в воздухе F-15 Eagle. Эта машина также относится к четвертому поколению истребителей, но он поднялся в воздух примерно за десять лет раньше Су-27. Данный самолет и сегодня находится на вооружении ВВС США, Израиля, Саудовской Аравии и Японии. Он участвовал в нескольких вооруженных конфликтах, на счету «Орла» более ста подтвержденных побед в воздушных поединках без единой потери – это настоящий убийца. F-15 Eagle воевал в небе Югославии, Сирии и Ирака. Согласно заявлениям военных этих стран, американцы потеряли более десяти единиц F-15. Однако проблема в том, что никто так и не смог предоставить обломки F-15 Eagle в качестве доказательства.
На базе этого истребителя разработаны несколько модификаций, наиболее продвинутой считается F-15E Stike Eagle.
1. F-22 Raptor
Возглавляет наш топ-10 первый (и пока единственный) серийный истребитель пятого поколения – американский F-22 Raptor. Этот самолет способен развивать сверхзвуковую скорость без включения форсажа, он выполнен по технологии «стелс», имеет весьма продвинутую бортовую электронику и радар с фазированной решеткой.
Следует отметить, что F-22 Raptor, входящий в состав ВВС США, превосходит другие истребители не только по своим характеристикам, но и по цене: стоимость одной машины составляет более 146 млн долларов. В настоящее время только американцы могут позволить себе такие траты. Истребители пятого поколения разрабатываются и в Китае, и в России. Проекты пока находятся на стадии испытаний.
Источник: militaryarms.ru