армия и оружие

Малогабаритные управляемые ракеты класса «воздух — поверхность»

Пуск УР AGM-114В «Хеллфайр» с вертолета SH-60B. Март 2009 г.

Вооруженные конфликты конца XX — начала XXI в. выявили тенденцию к увеличению масштабов использования высокоточных авиационных средств поражения. В первую очередь «умное оружие» применяется само­летами, однако данная тенденция справедлива и для вертолетов. Долгое время ассортимент высокоточного оружия для вертолетов огра­ничивался противотанковыми управляемыми ракетами (ПТУР) и легкими противокорабель­ными ракетами (ПКР), которые были разрабо­таны и выпускались, главным образом, в Ев­ропе и США. В настоящее время стремительно расширяется как ассортимент вертолетного высокоточного вооружения, так и география его производителей. Высокоточное вооруже­ние становится универсальным – способным применяться по различным целям с различных платформ: вертолетов, самолетов, БПЛА. Наи­более показательны в этом отношении работы по оснащению головками самонаведения (ГСН) самого массового авиационного воору­жения – неуправляемых ракет.

В войнах конца 1990-х гг. УР применяли по таким целям, как важные объекты инфра­структуры, мосты, бронетанковая техника, самолеты и вертолеты на аэродромах. С эко­номической точки зрения использование до­рогостоящих боеприпасов было оправданным – уничтожались объекты и техника, стоимость которых превышала стоимость ракет. Если ра­нее экономический аспект военных действий рассматривался достаточно редко, то сегодня, в условиях так называемой «глобальной войны с терроризмом», он выходит на первый план. В Афганистане, Ираке, Ливии целями для высокоточного оружия зачастую становились не самые дорогие автомобили с установленными на них пулеметами и даже отдельные бойцы террористических формирований. Развитие управляемых вариантов НАР даст новый им­пульс совершенствованию систем управления и наведения. Многие страны, ранее не имев­шие УР собственной разработки, пытаются за счет создания управляемых вариантов НАР заложить базу для создания более сложных и эффективных образцов УР.

Управляемые варианты НАР – характер­ный, но отнюдь не исключительный пример совершенствования авиационного ракетного вооружения. Работы ведутся по всем направлениям. В данном обзоре рассмотрены перспективные иностранные управляемые ракеты, предназначенные, прежде всего, для вооруже­ния вертолетов.

 

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МАЛОГАБАРИТНЫХ УПРАВЛЯЕМЫХ РАКЕТ КЛАССА «ВОЗДУХ — ПОВЕРХНОСТЬ»

Согласно открытой информации, общим направлением развития ракет является стрем­ление к их универсализации. В наибольшей степени данная тенденция прослеживается в развитии ПТУР. Последние модификации известной ракеты AGM-114 «Хеллфайр» ком­плектуются термобарическими, осколочно-фу­гасными и бронебойно/осколочно-фугасными взрывателями, предназначенными для по­ражения самых различных целей, а не только бронетанковой техники. Показательно, что в открытой печати «Хеллфайр» в настоящее время крайне редко называют ПТУРом (ATGM – anti-tank guided missile), чаще используют термин «guided missile» — управляемая ракета.

Вставные отсеки с блоками наведения и управления системы APKWSII, разработанные компанией «ВАЕ Системз» для модернизации НАР.

Однако стремление к универсализации по назначению и оснащение ракет много­диапазонными ГСН приводит к удорожанию изделий. Уже сегодня стоимость таких УР, как AGM-114R, сопоставима или даже превос­ходит стоимость объектов, для уничтожения которых они предназначены. На этом фоне во всем мире обострился интерес к оснащению НАР головками самонаведения различного типа – вполне логичный шаг после доработки обычных авиабомб в корректируемые. Дора­ботанные НАР предназначены для поражения точечных целей, вплоть до отдельного «тер­рориста», в то время как изначально легкие НАР калибра порядка 70 мм (типа «Гидра») рассматривались в качестве дешевого оружия, предназначенного для поражения площадных целей. НАР, модернизированные в управляемые ракеты, преподносятся как «дешевое» высокоточное оружие.

С одной стороны, это действительно так: стоимость американской модернизированной ракеты «Гидра» APKWSII составляет примерно треть от стоимости «Хеллфайра». С другой стороны, «дешевизна» получается весьма от­носительной. Масса боевой части (БЧ) НАР «Гидра» меньше, чем у УР «Хеллфайр», следо­вательно, поражающее воздействие меньше. Пуск НАР с вертолетов и самолетов, как пра­вило, производится залпом минимум из двух ракет во избежание появления разворачива­ющего носитель момента. Момент при пуске «настоящих» УР больше, но такие ракеты применяются гораздо реже, чем НАР, и пускают их более подготовленные экипажи. В случае зал­пового пуска доработанных ракет «стоимость» выстрела вплотную приближается к пуску УР. Без сомнения, оснащение НАР различными ГСН является одним из перспективных путем развития ракетного вооружения, однако такое оружие вряд ли станет подлинно массовым, как это пытаются представить в рекламных проспектах и в печати.

Тем не менее, если судить по публикациям последних четырех лет, именно НАР с ГСН во многих странах (особенно не имеющих столь развитой, как в США и Европе, оборонной промышленности) уделяется наибольшее внимание.

 

СИСТЕМЫ НАВЕДЕНИЯ

Первые ПТУР не имели автономных или полуавтономных систем управления. Коррек­ция траектории осуществлялась на основе сигналов, передаваемых по проводам или по радиоканалам. В конце 1970-х – начале 1980-х гг. наиболее перспективными считались системы управления с наведением ракеты по отраженному от цели лазерному лучу. Данный способ при огромном количестве плюсов обладает очень большим недостат­ком – лазерное наведение зависимо от прозрачности атмосферы. Кроме того, системы наведения на основе полуактивных лазерных ГСН не позволяют в полной мере реализовать принцип «пустил – забыл».

Вертолет AH-64D ведет огонь ракетами «Гидра». 2008 г.

Попыткой избавиться от недостатков лазерных систем стала разработка в США модификации AGM-114L «Хеллфайр-2», представ­ляющей собой модификацию известной УР с радиолокационной ГСН миллиметрового диа­пазона. Эта ракета широкого распространения не получила, вероятно, из-за необходимости иметь на борту носителя сложный и дорогой радиолокатор «Лонгбоу». В настоящее время такими РЛС оснащены только боевые верто­леты AH-64D «Апач Лонгбоу», а в перспективе возможна установка РЛС «Лонгбоу» на боевом вертолете AH-1Z «Вайпер». Системы управле­ния на основе ИК ГСН в ракетах класса «воз­дух-земля» используются крайне редко, так как надежный захват цели долгое время был возможен только при действиях по технике с работающими двигателями.

Общемировой тенденцией является со­четание в ГСН разных принципов селекции и захвата цели. Одной из первых серийных УР с двухрежимной ГСН стала британская ракета «Бримстоун», представляющая собой развитие УР «Хеллфайр» с полуактивной лазерной/радиолокационной ГСН.

Параллельно с «комплексированием» ГСН продолжаются совершенствование всех известных систем наведения и разработка но­вых. Сложные и дорогие многорежимные ГСН малопригодны для установки на относительно дешевые управляемые средства поражения, такие как модернизированные НАР, которые в большинстве своем оснащаются однорежимными ГСН. Если судить по данным открытой печати, в последние два-четыре года особое значение придается развитию тепловых и по­луактивных лазерных ГСН.

Пуск ракеты с ГСН APKWSII с вертолета MH-60S.

Вставные отсеки с блоками наведения и управления системы APKWS II, разработанные компанией «ВАЕ Системе» для модернизации НАР.

В области инфракрасной техники наиболь­шее внимание уделяется матричным фотоприемным устройствам, способным не только выделять теплоконтрастные объекты, но и рас­познавать их; фактически наметился переход от инфракрасных к тепловизионным ГСН. Рас­ширяется спектр работы ГСН, причем не толь­ко в инфракрасном диапазоне. Инфракрасные системы 3-го поколения способны принимать сигналы в инфракрасном, оптическом и уль­трафиолетовым диапазонах. Параллельно ведется совершенствование матричных при­емников за счет увеличения количества чув­ствительных элементов и уменьшения их размеров при снижении уровня собственных шумов (полная аналогия развития коммерче­ских цифровых фотоаппаратов). Широкопо­лосные ТГСН позволяют реализовать принцип «пустил — забыл» в любых погодных условиях, днем и ночью, обладают более высокой поме­хозащищенностью.

Продолжаются работы по улучшению «классических» полуактивных лазерных ГСН, не позволяющих распознавать образ цели и действующих исключительно на принципе приема отраженного от цели лазерного луча. В патенте US 8188411 В2 (заявлен в 2009 г., опубликован 29 мая 2012 г.) описана мало­габаритная ГСН для ракет и артиллерийских снарядов с тремя линзами и оптическим филь­тром. Описанный в патенте оптический блок фокусирует излучение лазера и отфильтровы­вает сигналы, образующиеся при интерферен­ции, возникающей при проходе лазерного луча через прозрачный колпак ГСН.

Внешний вид ракеты, модернизированной по программа APKWS II.

Примером нестандартного подхода к реа­лизации полуактивного лазерного наведения является ГСН УР APKWS II. Судя по ряду ис­точников, она спроектирована на основе решения, защищенного патентом US 8390802 В2 (заявка подана в 2009 г., опубликован 5 марта 2013 г.). Особенностью данной ГСН является размещение линейных датчиков-приемников лазерного излучения на передних кромках передних аэродинамических поверхностей ракеты. Пространственное положение ракеты относительно цели вычисляется на основе показаний двух датчиков, установленных на противоположных аэродинамических поверх­ностях, т.е. методом пеленгации цели по от­раженному лучу лазера.

Патент US 8164037 В2 (заявлен в 2009 г., опубликован 24 апреля 2012 г.) описывает ГСН, работающую на основе фокусирования лазерного и теплового излучения с его после­дующим разделением и перенаправлением на различные приемники. То есть, в патенте описана комбинированная полуактивная лазерная/ИК ГСН.

Ведутся работы по созданию многодиа­пазонных (ИК, оптический, радио) ГСН, выполненных в едином, подвижном относительно корпуса ракеты, блоке. Их особенностью является именно подвижность всего блока, в то время как в современных ГСН подвижными являются только чувствительные элементы и, иногда линзы, смонтированные внутри корпуса ракеты за неподвижным прозрачным обтекателем. Подобная ГСН описана патентом US 8259291 В2 (заявлен в 2009 г., опубликован 4 сентября 2012 г.).

Поражение БТР-мишени ракетой с ГСН APKWS II.

Спутниковые навигационные систе­мы (GPS) на малогабаритных УР служат, чаще всего, для коррекции полета ракеты на среднем участке траектории. Большинство автопилотов таких ракет построено на ис­пользовании трехстепенного свободного гироскопа, обладающего большими погреш­ностями, хотя в последние годы наблюдается тенденция перехода к немеханическим гиро­скопам, у которых, однако, ошибки, как функция от времени, нарастают еще быстрее. На первом этапе GPS применялась только для коррекции автопилота. Позднее были разработаны комбинированные слабо- и жесткосвязанные инерциально-спутниковые навигационные системы.

В слабосвязанных системах инерциальный и спутниковый каналы работают параллельно, и их сигналы могут быть использованы для управления полетом как совместно, так и неза­висимо друг от друга. В жесткосвязанных си­стемах имеется только один выходной сигнал, обработка информации от гироскопических датчиков и спутников происходит внутри си­стемы. Жестко связанные инерциально-спут­никовые навигационные системы считаются наиболее перспективными, так как обеспе­чивают большую точность, хотя и не лишены недостатков – большая стоимость и большая вероятность отказа из-за невозможности ра­боты в случае выхода из строя инерциального или спутникового канала.

Инерциально-спутниковое наведение при­обретает все большую актуальность, учитывая тенденцию увеличения дальности стрельбы. К примеру, если ранее для ПТУР дальность стрельбы 5-8 км считалась большой, то пер­спективные ракеты проектируются в расчете на дальность стрельбы 15-16 км.

Пуск ракеты DAGR с вертолета AH-64D.

Ракеты семейства «Гидра» калибра 70 мм (2,75 дюйма) с раскрывающимся после пуска оперением являются одним из самых распро­страненных авиационных средств поражения. Они входят в ассортимент вооружения боль­шинства вертолетов и самолетов западного производства. Ракеты выпускаются с боевыми частями различного типа – от дымовых и осве­тительных до осколочных и бронебойных.

Начиная с середины 1990-х гг. предпри­нимаются попытки превратить неуправляемую ракету в сравнительно дешевый управляемый боеприпас путем оснащения ее ГСН раз­личного типа и аэродинамическими рулями. Такие доработанные ракеты занимают про­межуточное положение по стоимости и боевой эффективности между НАР и УР AGM-114 «Хеллфайр» и предназначены для поражения незащищенной и легкобронированной техники, малоразмерных надводных целей, легких строений и живой силы.

Еще в 1996 г. Армия США сформулиро­вала требования к перспективной высокоточной системе оружия (Advanced Precision Kill Weapon System, или APKWS). Изначально предполагалась установка ГСН только на ракеты «Гидра», оснащенные двигателем МК 66 MOD 4 и 3,5-кг осколочной боевой частью М151, но в 2002 г. программу распростра­нили на все ракеты этого семейства. НИОКР по программе велись медленными темпами, главным образом, из-за недостаточного фи­нансирования.

Испытания системы APKWS начались в 2002 г. на конкурсной основе. В тендере при­нимали участие две кооперации: первая  — фирмы «ВАЕ Системз», «Нортроп Грумман» и «Дженерал Дайнемикс», вторая – «Локхид Мартин» и «Рейтеон Системз». В 2005 г. по причине неудовлетворительных результатов испытаний был объявлен новый конкурс на систему, известную как APKWS II. Контракт на полномасштабную разработку заключили в 2006 г. с фирмой «ВАЕ Системз». Испытания серийного варианта системы успешно за­вершились в ноябре 2008 г. В марте 2012 г. ракеты «Гидра» с системой APKWS II впервые были использованы в Афганистане. До января 2013 г. там израсходовали 100 ракет «Гидра» APKWS II, при этом не отмечалось ни одного отказа аппаратуры наведения.

Внешний вид НАР типа «Гидра» и УР с ГСН LOGIR.

Стоимость одной доработанной ракеты «Гидра» составляет менее 30000 долл. (в разных источниках она оценивается от 15000 до 28000 долл.), что составляет треть от стоимо­сти AGM-114 «Хеллфайр».

Блок наведения и управления APKWS II разработан фирмой «ВАЕ Системз» на основе лазерной головки самонаведения DASALS (полуактивная лазерная ГСН с распреде­ленной апертурой, Distributed Aperture Semi-Active Laser Seeker) от минометного выстрела ХМ395. Работающие в комплексе четыре оптических элемента установлены на всех четырех раскрываемых в полете поверхностях ПГО. Такое конструктивное решение позво­лило не изменять компоновку ракеты «Гидра», боевая часть которой размещена в носовой части. Кроме того, оптические элементы обе­спечивают больший сектор обзора, снижается также вероятность вывода из строя активными системами подавления лазерных ГСН всей системы в целом. Блок управления и раскрываемое в по­лете ПГО размещены во вставном отсеке в средней части ракеты. Отсек снабжен антиротационной переходной муфтой, компенсиру­ющей вращение корпуса ракеты.

ГСН принимает отраженный от цели лазерный луч и по его интен­сивности определяет положение ракеты относительно цели. Авто­пилот блока управления на основании информации, полученной от ГСН, рассчитывает углы откло­нения флаперонов для необходи­мой коррекции траектории полета ракеты. Информация от ГСН ис­пользуется для управления по­летом ракеты только на конечном этапе траектории: на начальном и среднем управление осуществля­ется по командам инерциальной системы.

Сообщается, что за счет ис­пользования лазерной ГСН уда­лось увеличить дальность гаран­тированного поражения цели с 1,5 до 5 км. Лазерная ГСН обе­спечивает наведение ракеты на цели с линейным размером более 0,44 м, т.е. на отдельно стоящего человека. Вероятность поражения цели с линейным размером 2 м оценивается в 80%, в то время как КВО НАР «Гидра» составляет по­рядка 10 м. Расчетная надежность ракеты (учи­тывается надежность запуска, работы системы управления и срабатывания боевой части) составляет 94%. Для уничтожения малоразмер­ной цели НАР «Гидра» приходилось выпускать залпом, а ракета с APKWS II обеспечивает ре­ализацию принципа «одна цель – одна ракета».

Весной 2014 г. ВМС США начали испы­тания на вертолете Сикорский MH-60R «Си Хок» удлиненных пусковых установок LAU-61 G/A Digital Rocket Launcher (DRL) с цифровым интерфейсом MIL-STD 1760, позволяющим вводить в аппаратуру ракеты перед пуском ис­ходные данные. 22 новых пусковых установки переданы в 15-ю морскую боевую вертолетную эскадрилью, дислоцированную в Сан-Диего.

Пусковая установка предназначена для запу­ска 19 ракет ВАЕ Системз Advanced Precision Kill Weapon System; на вертолетах АН-1 и UH-1 используются 7-зарядные пусковые установки. Новые пусковые установки оснащены цифро­вым электронным оборудованием, позволяю­щим использовать высокоточные боеприпасы. В перспективе одну пусковую установку можно будет снаряжать как неуправляемыми, так и управляемыми ракетами.

Приоритетом в вооружении ракетами «Гидра» с ГСН APKWS II являются вертолеты, однако в перспективе их планируется инте­грировать в СУВ большинства ЛА, состоящих на вооружении ВВС, ВМС и КМП США. По со­стоянию на конец 2013 г., ракеты «Гидра» с ГСН APKWS II входили в ассортимент средств поражения вертолетов UH-1Y «Веном», AH-1W «Супер Кобра», AH-1Z «Вайпер», MH-60R/S и Белл 407GT. В ближайшие годы данными ра­кетами предполагается вооружить вертолеты ОН-58 «Кайова» и АН-64 «Апач», самолеты А-10А «Тандерболт II», AV-8B «Харриер II», F-16 «Файтинг Фалкон» и F/A-18E/F «Супер Хорнет», БПЛА MQ-8 «Файр Скаут». Полномасштабное серийное производство ГСН APKWSII начато в октябре 2012 г.

С 2007 г. фирма «Локхид Мартин» на соб­ственные средства ведет полномасштабную разработку управляемого варианта ракеты «Гидра» с ГСН DAGR (Directional Attack Guided Rocket), хотя работу в этом направлении она начала еще в рамках программы APKWS. Для данного варианта выбрана классическая компоновка высокоточного оружия с разме­щением лазерной полуактивной ГСН, вычислителя и инерциальной аппаратуры управления перед боевой частью. ГСН и система управ­ления разработаны на основе аналогичных систем УР AGM-114 «Хеллфайр». Для ракеты «Гидра» DAGR созданы контейнерные пуско­вые устройства на две (М310) и четыре (М29Э) ракеты, устройство М299 позволяет также под­вешивать YPAGM-114.

Предусмотрена возможность монтажа комплекта DAGR на НАР семейства CRV-7. В качестве носителей ракет с ГСН DAGR рас­сматриваются вертолеты «Кобра», «Апач», «Тигр», «Кайова» и «Си Хок». Достоинством системы DAGR считается ее полная совме­стимость с аппаратурой наведения и пуска УР «Хеллфайр», что позволяет использовать новое оружие с носителей УР «Хеллфайр» без каких бы то ни было доработок.

Система LOGIR (Low Cost Guided Imaging Rocket-дешевая ракета, наводимая по изобра­жению) разрабатывается ВМС США совместно с фирмами из Южной Кореи с 1999 г. Ее ядром является ГСН (тепловизионный координатор) LCITS (Low-Cost Imaging Terminal Seeker), соз­данная на основе тепловизионного координа­тора КАБ JDAM. В системе LOGIR также исполь­зована штатная система управления от JDAM.

На конечном участке траектории, на даль­ности от цели 2 км, ГСН LOGIR сравнивает изображение цели с ИК или ТВ изображением от бортовой системы носителя или других ис­точников информации (спутники, БПЛА и т.д.), введенным в аппаратуру ракеты перед пуском. Сравнение изображения с эталонным осу­ществляется с частотой 30 раз в секунду.

ГСН устанавливается в носовой части ра­кеты, перед боевой частью. Расчетная КВО ра­кеты с ГСН LOGIR составляет 1 м, максималь­ная дальность пуска – более 6 км. Стоимость одной ракеты «Гидра» с ГСН LOGIR оценивает­ся примерно в 15000 долл.

Для ракет «Гидра» с ГСН LOGIR разрабо­таны новые удлиненные пусковые блоки ELL (Extended Length Launcher), но допускается использование пусковых блоков DRL (Digital Rocket Launcher) от ракет «Гидра» с ГСН APKWS. Потенциальными носителями ракет с системой LOGIR являются вертолеты «Супер Кобра» и «СиХок».

В 2010 г. завершился первый, наземный, этап испытаний комплекта TALON LGR, раз­работанного фирмой «Рейтеон» совместно с фирмой EAI (Emirates Advanced Investments) из ОАЭ. Комплект, в который входит полуактив­ная лазерная ГСН, предназначен для монтажа на неуправляемые ракеты калибра 70 мм.

Британская фирма «Бристоль» на выставке Евросатори-2006 представила вариант НАР CRV-7 калибра70 мм, оснащенной ГСН. Ракета CRV-PG (PG – precision guided) оснащена ГСН фирмы «Конгсберг Дефенс энд Аэроспейс», которая может монтироваться на любой НАР семейства CRV-7 перед боевой частью без доработок самой ракеты. На среднем участке траекто­рии CRV-PG управляется по сигналам простейшей инерциальной системы, а на конечном участке используется по­луактивное лазерное наведение. Кро­ме того, появились ГСН с наведением по спутниковой навигационной систе­ме и реагирующие на такие источники электромагнитного излучения, как работающие РЛС. Ракетами CRV-PG предполагается вооружить вертолеты WAH-64D «Апач Лонгбоу» и СВВП «Харриер» ВВС Великобритании.

В Турции фирма «Рокетсан» с 2004 г. ведет разработку на базе НАР «Гидра» управляемой ракеты «Сирит» (CIRIT) с полуактивной лазерной ГСН.

Бельгийская фирма FZ («Forges de Zeebrugge») в 2003 г. приступила к соз­данию блока наведения РЕКЕТ (Precision Enhancement Kit Engagement Target) для НАР «Снеб» и «Гидра» калибра 68 и 70 мм соответ­ственно. Блок существует в двух вариантах – с полуактивной лазерной ГСН и наведением по данным спутниковой навигационной системы GPS. КВО варианта с полуактивной лазерной ГСН составляет 1 м, КВО варианта с наведени­ем по GPS – 10 м. Стоимость одного блока РЕ­КЕТ оценивается примерно в 7000 долл. США.

Израильская фирма «Элбит» по программе STAR (Smart Tactical Advanced Rocket) разра­батывает универсальный модуль наведения с лазерной полуактивной ГСН для НАР «Снеб», «Гидра» и российских С-8 калибра 80 мм.

(М. Никольский, «Техника и вооружение»)

Факт

Во время войны в Персидском заливе 1990-1991 гг., известной как операция «Буря в пустыне», группировка союзников в среднем ежедневно потребляла: 57 млн. л пресной воды, 95 тонн льда, 687 тыс. л бензина, 456 тыс. л дизтоплива, 198 тыс. л авиационного керосина. Количество вывозимых отходов составляло 145 тонн в день. Все это потребовало беспрецедентных усилий от 22-го командования армии США, занимавшегося тыловым снабжением группировки многонациональных сил…

Источник: www.modernarmy.ru

LEAVE A RESPONSE