Малый водоплавающий автомобиль ГАЗ-011 является одним из первых отечественных военных транспортных средств-амфибий. Главными разработчиками проекта являлись Московский научно-исследовательский автомоторный институт и коллектив Горьковского автозавода. В армейской среде новая машина получила обозначение — малый автомобиль водоплавающий(сокращенно МАВ). Автомобиль предназначался для ведения разведывательных действий в полосе фронта, богатой на крупные водные преграды и водоемы. В инженерных целях машина могла использоваться для транспортировки по воде небольших грузов и личного состава.
Создание и разработка плавающего автомобиля ГАЗ-011
Советская боевая машина-амфибия создавалась с использование технической базы американских плавающих автомобилей марки Ford GPA «Seep», поставляемых в Красную Армию по программе ленд-лиза.
Основные узлы и агрегаты для советской амфибии были взяты с отечественного джипа ГАЗ-46, которые дополнили техническими более современными деталями от автомобиля ГАЗ-69. Первые образцы были собраны на Горьковском автозаводе в 1953 году, после чего машина была запущена в небольшую серию. За время выпуска с конвейера завода сошло всего 68 штук водоплавающего автомобиля ГАЗ-001, после чего производство было свернуто.
Особенностью конструкции стал прочный водонепроницаемый корпус, имеющий катерную форму. Движение по водной глади обеспечивал гребной винт, приводимый в движение автомобильным двигателем.
Советский малый водоплавающий автомобиль-амфибия ГАЗ-011 в ходе первых показательных испытательных проб, август 1952 года
Тактико-технические характеристики автомобиля-амфибии ГАЗ-011
- Масса без нагрузки: 1,85 т.
- Число мест в кабине: 6.
- Габариты: длина — 5070 мм, ширина — 1750 мм, высота — 1500 мм, клиренс — 210 мм.
- Двигатель: М-20. Тип — 4-цилиндровый, карбюраторный, мощность — 60 л.с.
- Колесная формула — 4х4.
- Расход топлива на 100 км: 15 л.
- Грузоподъемность: 500 кг.
- Максимальная скорость движения: по шоссе — 90 км/ч, на плаву — 9,5 км/ч.
В силу ограниченности серии водоплавающий автомобиль ГАЗ-011 не имел опыта боевого применения. Выпущенные машины поступили на оснащение саперно-инженерных частей Советской Армии, где эксплуатировались вплоть до 1975 года.
Фото
Источник: militaryarms.ru