Ми-14 – это советский многоцелевой вертолет-амфибия, разработанный в ОКБ Миля в начале 70-х годов на базе вертолета Ми-8. Подобная машина была крайне необходима советскому ВМФ для ведения борьбы с подводными лодками противника. Однако вертолет Ми-14 широко использовался и в мирных целях: для перевозки пассажиров и грузов, проведения поисково-спасательных работ и тушения лесных пожаров. Ми-14 является вертолетом берегового базирования.
Серийное производство Ми-14 было налажено на Казанском авиационном заводе, оно продолжалось до 1986 года. Всего было выпущено 273 машины. Удачные технические решения, которые появились в ходе создания Ми-14, в дальнейшем нашли применение на других машинах конструкторского бюро Миля: Ми-8МТ и Ми-24.
Летчики очень уважительно относились к этой машине, называя ее за удобство «лайнером». Вертолет отличался очень незначительной вибрацией, удобной кабиной и высокой надежностью.
Вертолет-амфибия Ми-14 эксплуатируется в России до сих пор, хотя официально он снят с вооружения российского ВМФ. Используется эта машина и в других странах: в Украине, Грузии, на Кубе, в Польше, Ливии и ряде других стран.
История создания Ми-14
Идея использовать вертолеты для борьбы с подводными лодками возникла практически сразу после появления этих винтокрылых машин. Это случилось в конце Второй мировой войны. Первопроходцами в данной области стали американцы, хотя и немцы пытались приспособить для этих целей сверхлегкий автожир FI 282.
Вертолеты прекрасно подходили для решения подобных задач: винтокрылая машина могла прибыть в район предполагаемого нахождения субмарины гораздо быстрее надводного корабля, вертолеты имели большую поисковую скорость, они могли быть развернуты прямо на береговых базах без необходимости постройки дорогостоящих аэродромов, к тому же ими можно было оснастить боевые корабли. Ну и не менее важным был тот факт, что использование вертолетов в противолодочной обороне обходилось дешевле надводных кораблей.
После окончания войны СССР и США принялись ускорено развивать подводные силы, в состав которых вошли подводные лодки с ядерными энергетическими установками и с атомным оружием на борту. Опасность субмарин повысилась многократно, подводный флот превратился в стратегическое оружие.
Соответственно, противоборствующие стороны начали активно развивать средства противолодочной обороны. В этом направлении гонки вооружений вертолеты быстро заняли достойное место.
В начале 50-х годов знаменитая фирма Сикорского на базе многоцелевой машины S-55 разработала противолодочный вертолет H04S-1, а несколькими годами позже на вооружение американского ВМС поступил Sikorsky H-34, который был оснащен весьма совершенным комплексом оборудования для обнаружения подводных лодок. Примерно в этот же период свой противолодочный вертолет создала и Великобритания, а в начале 60-х годов американский флот получил знаменитый вертолет SH-3A Sea King.
Советский Союз имел отставание в этой области. Вертолетами для военно-морского флота традиционно занималось ОКБ Камова, однако долгое время советские машины значительно уступали своим зарубежным аналогам.
В середине 60-х годов ВМФ СССР для защиты собственных берегов был остро необходим вертолет противолодочной обороны, который был бы создан на базе уже существующей надежной машины. Моряки хотели, чтобы по своим характеристикам он не уступал американскому вертолету SH-3A Sea King. Оптимальной машиной для использования его в качестве основы был признан новейший на тот момент многоцелевой вертолет Ми-8.
Немаловажным фактом являлось еще и то, что конструкторы ОКБ Миля задумывались над противолодочной модификацией Ми-8 еще за несколько лет до изготовления первого прототипа этой машины. Среди нескольких вариантов, которые прорабатывали специалисты, был и вертолет-амфибия.
Проектирование вертолета началось в 1962 году. Министерство обороны требовало, чтобы новая машина могла проводить поиск подводных лодок при любых погодных условиях, днем или ночью, на удалении 200 км от берега и поражать их на глубинах до 400 метров при скорости 30 узлов.
Работы по новой машине проходили довольно медленно, заказчик неоднократно менял свои требования к вертолету. Только 30 апреля 1965 года появилось правительственное постановление о создании нового вертолета-амфибии, который получил обозначение В-14. Новую машину решено было оснастить более мощным двигателем ТВЗ-117М, который еще только предстояло создать.
Планер В-14 имел существенные отличия от Ми-8. В первую очередь это касалось днища-лодки и боковых поплавков, которые обеспечивали вертолету возможность держаться на воде при волнении моря до 3-4 баллов. В-14 получил дополнительные топливные баки, которые позволяли ему проводить длительное воздушное патрулирование. Эта машина стала первым советским вертолетом с убирающимся шасси. В отличие от Ми-8 запуск двигателей производился за счет отдельной силовой установки.
В июне 1967 года начались заводские испытания вертолета. 1 августа новая машина впервые поднялась в воздух. На этом этапе были выявлены недостатки, которые были устранены при постройке следующих опытных машин. В 1968 году начался этап государственных испытаний, во время которых в конструкцию вертолета также были внесены некоторые изменения. Они продолжались вплоть до 1973 года, когда новый вертолет был принят на вооружение ВМФ СССР и получил обозначение Ми-14.
Поставки противолодочной модификации вертолета на флот начались в 1974 году. После распада СССР большая часть Ми-14 досталась России. В 1992 году в связи с общим сокращением вооруженных сил страны было принято решение о замене Ми-14 вертолетами Ка-27. Его можно легко объяснить: камовская машина способна взлетать не только с береговых баз, но и с корабельной палубы, кроме того, Ка-27 был оснащен более современным комплексом противолодочного оборудования. В 1996 году вертолеты Ми-14ПЛ были сняты с вооружения авиации ВМФ России.
Описание конструкции Ми-14
Вертолет Ми-14 выполнен по классической схеме с одним несущим и одним рулевым винтом, двумя газотурбинными двигателями и четырехопорным убирающимся шасси. Экипаж противолодочной модификации вертолета состоит из двух пилотов и двух операторов.
Конструкция фюзеляжа (его верхней части) аналогична Ми-8, а нижняя часть машины выполнена в виде водонепроницаемой лодки с выраженными скулами, боковыми обтекателями и килеватостью. Есть два надувных поплавка (баллонета) с объемом четыре кубических метра.
Кабина пилотов, как и на Ми-8, находится в передней части машины. За ней расположена грузовая кабина, которая занимает большую часть корпуса. В отличие от Ми-8 у Ми-14 отсутствует задний грузовой люк, вместо него есть небольшой люк для магнитометра. В носовой части вертолета размещена РЛС, а за ней находится отсек вооружения и люки, через которые происходит опускание гидроакустической станции и сбрасывания гидробуев.
В противолодочной модификации Ми-14 в этом же отсеке находится оборудование, которое обеспечивает работу магнитометра и гидроакустической станции, а также находятся операторы этих систем.
В поисково-спасательной модификации в данном отсеке могут разместиться до десяти пострадавших, для них предусмотрены откидные сидения и носилки.
Ми-14 оснащен четырехопорным шасси: его главные стойки убираются назад в обтекатели, а передние – в ниши в фюзеляже машины. На хвостовой балке находится предохранительная опора с поплавком.
Конструкция несущего, рулевого винта и трансмиссии полностью повторяет ту, что была использована на Ми-8, за некоторыми исключениями. Так, например, рулевой винт был установлен на другую сторону.
Оборудование вертолета (противолодочная модификация) состоит из радиолокационной станции «Инициатива-2», опускаемой гидроакустической станции «Ока-2», магнитометра АПМ-60, радиостанции Р-842М (КВ-диапазон), радиостанции Р-860 (УКВ-диапазон), радиовысотомера РВ-З, радиокомпасов АРК-9 и АРК-У2, доплеровского измерителя ДИСС-15 и автопилота АП-34Б. В состав противолодочного комплекса также входит прицельно-вычислительное устройство «Ландыш», аппаратура передачи данных «Снегирь», маркерные буи «Поплавок». Вертолет оснащен системой автоматического управления САУ-14, которая позволяет машине зависать на одном месте.
На борту вертолета может располагаться 36 буев РГБ-НМ «Чинара» или восемь РГБ-Н «Ива». Глубинные бомбы и торпеды, которые входят в состав вооружения вертолета можно размещать как в отсеке вооружения, так и на внешних подвесках. Чаще всего вертолеты Ми-14 работают парами, один принимает на борт гидроакустические буи и занимается поисковыми работами, а второй вместо них берет торпеду или глубинные бомбы.
Ми-14ПЛ может даже оснащаться атомной глубинной бомбой «Скальп» мощностью 1 Кт, ее вес составляет 1600 кг.
Если говорить о спасательной модификации (Ми-14ПС) этого вертолета, то она несет десять спасательных плотов, каждый из которых может вместить по двадцать человек, а также лебедку, способную поднять трех человек. Вертолет оснащен несколькими прожекторами. Эту модификацию можно использовать и для пассажирских перевозок, и для высадки десанта, и для грузовых транспортировок. На машину можно устанавливать дополнительные топливные баки.
Модификации Ми-14
Вертолет Ми-14 неоднократно модернизировался, в настоящее время существуют многочисленные модификации машины. Ниже представлены основные из них:
- Ми-14БТ. Модификация вертолета, предназначенная для буксировки минных тралов. Эта машина обеспечивает буксировку контактных и бесконтактных тралов различных типов. Буксировка может осуществляться как одним вертолетом, так и парой машин.
- Ми-14ГП. Модификация, предназначенная для перевозки пассажиров и грузов.
- Ми-14П. Пассажирская версия вертолета, способная перевозить до 24 человек. Модификация была разработана для обслуживания нефтяных разработок на шельфе Каспийского моря в 1995 году.
- Ми-14ПЖ «Элиминатор». Модификация вертолета, предназначенная для тушения пожаров. Машина создана на базе модификации Ми-14БТ. Разработка проводилась совместно с немецкой компанией «Аэротех». В кабине вертолета установлен бак для воды, ее слив происходит через открывающиеся створки. Построена одна машина, она использовалась во время тушения пожаров в Испании.
- Ми-14ПЛ. Противолодочный вертолет, является наиболее массовой модификацией машины.
- Ми-14ПЛМ. Модернизированный вариант Ми-14ПЛ, на который планировали установить бортовой комплекс оборудования «Осьминог» и вооружить его новейшими на тот момент противолодочными торпедами «Орлан» и «Колибри». Работы по созданию этой модификации так и не были доведены до конца.
- Ми-14ПW. Польская модификация противолодочного вертолета.
Текущая ситуация
В настоящее время Ми-14 является единственным отечественным вертолетом-амфибией. С вооружения ВМС России эта машина снята, она ограничено используется для перевозок пассажиров и в МЧС. В настоящее время эти вертолеты эксплуатируются в Польше, Украине, Грузии.
Неоднократно в СМИ появлялась информация о возможном возобновлении серийного производства Ми-14. Последний раз этот вопрос поднимался в 2020 году. Компания «Вертолеты России» представила проект возобновления серийного производства Ми-14. В планах компании глубокая модернизация машины и выпуск ее военных и гражданских модификаций.
Характеристики ТТХ Ми-14
Источник: militaryarms.ru