армия и оружие

Михаил Ильич Кошкин — знаменитый конструктор и создатель легендарного танка Т-34

После Первой Мировой войны основную часть механизированных войск Советской России составляли легкие танки. Обладая хорошей мобильностью, они позволяли маневрировать в открытом бою, однако проигрывали при столкновении с серьезной обороной противника.

Появление эффективного противотанкового оружия показало уязвимость легкобронированных машин. Гражданская война в Испании, а затем и Советско-финская война, обнаружила востребованность бронированных танков, способных стать основой наступления.

Кошкин Михаил Ильич — советский инженер, конструктор нескольких прототипов танков, один из главных создателей Т-34. Его вклад в советское танкостроение трудно переоценить, особенно с учетом роли, которую его танки сыграли в Великой Отечественной.

Биография конструктора

М. И. Кошкин

М. И. Кошкин родился 21 ноября 1898 года (по новому стилю — 3 декабря) в селе Брынчаги. Условно биографию изобретателя делят на три периода:

  • ранние годы;
  • обучение;
  • работа в Харькове.

Последний период считается ключевым в биографии конструктора. Напряженная работа и постоянная борьба с военными чиновниками за продвижение своих идей подорвала его здоровье. Несмотря на это М. И. Кошкин добился признания и еще при жизни получил одобрение И. В. Сталина на производство Т-34.

Учеба и работа на кондитерской фабрике

М. И. Кошкин родился в бедной семье, не имевшей достаточного количества земли. Из-за этого отец занимался различными сезонными работами. В 1905 на заготовках леса он надорвался и умер. Мать будущего конструктора вынуждена была пойти в батрачки.

Сам Кошкин в десятилетнем возрасте окончил три класса церковно-приходской школы, получив начальное образование. После этого он уезжает в Москву и поступает на работу учеником пекаря в кондитерской фабрике. Здесь он проработал 8 лет, дослужив до обслуживающего карамельные аппараты.

В начале 1917, еще до Февральской революции, М. Кошкина призывают в армию и направляют в составе пехотного полка на Западный фронт. В августе он получает ранение, возвращается на лечение в Москву, в конце 1917 демобилизуется.

С началом Гражданской войны 15 апреля 1918 добровольно идет на службу в железнодорожный отряд Красной армии. До 1919 воюет под Царицыном, после этого переведен в Петроград в состав железнодорожного батальона. Соединение перебрасывается на Северный фронт против англичан, М. Кошкин участвует в боях за Архангельск.

Считается, что именно на Северном фронте будущий конструктор впервые тесно знакомится с бронетехникой — броневыми поездами Красной армии и танками англичан «Рикардо». После этого батальон перебрасывают на войну с Польшей, но Кошкин заболевает тифом и снимается с эшелона.

После выздоровления направляется на Южный фронт в железнодорожную бригаду по восстановлению фронтовых путей и мостов. Летом 1921 бригада расформирована и Кошкин оставляет армейскую службу.

Образование в техническом Ленинградском институте

Кошкин (справа) в Крыму

Получение образования М. Кошкина тесно связано с его партийной деятельностью. Началась она еще в 1919, когда он вступил в ряды РКП(б). После окончания армейской службы в 1921 будущий конструктор с отличием заканчивает военно-политические курсы в Харькове.

С окончанием курсов Кошкина направляют на учебу в Московский коммунистический университет им. Свердлова. Здесь он знакомится с С.М. Кировым и Г. К. Орджоникидзе. После окончания Кошкина направляют в Вятку, где он:

  • в 1924-25 гг руководит кондитерской фабрикой;
  • в 1925-26 заведует агитационно-пропагандистским отделом второго райкома ВКП(б);
  • с 1926 по 1928 заведует Губсовпартшколой;
  • в 1928 становится заместителем заведующего, а позднее и заведующим агитационной пропагандой Губкома ВКП(б) Вятки.

Вместо продолжения политической карьеры М. Кошкин направляет письмо С. Кирову с просьбой о получении технического образования. В 1929 его вызывают в Ленинград и зачисляют в Ленинградский технологический институт. Однако вскоре Кошкин по собственной инициативе переводится в Ленинградский политехнический институт.

В 1934 М. Кошкин защитил дипломную работу по специальности «инженер-механик по конструированию автомобилей и тракторов». Темой диплома была выбрана коробка передач среднего танка. Преддипломную практику Кошкин проходил на Ленинградском заводе опытного машиностроения. Сконструированную им коробку передач решено было монтировать на опытный вариант танка Т-29.

Практику на производстве М. Кошкин проходил на Нижегородском автомобильном заводе. Зарекомендовал себя хорошим специалистом, после чего добился продолжения своей работы в танковом конструкторском бюро (КБ). В течение следующих двух с половиной лет работает на Ленинградском заводе им. Кирова, участвуя в проектировании Т-29 и Т-46-1.

Харьковский период

Слева направо — БТ-7М, А-20, Т-34 (1940) и Т-34 (1941)

В конце декабря 1936 по инициативе Орджоникидзе Кошкин переводится на Харьковский завод. Перевод был обусловлен тяжелой ситуацией в танковом отделе и сложностях работы над легким танком БТ-7. Учитывалось и желание самого конструктора создать быстрый средний танк для серийного производства.

Направление в Харьков назначает М. Кошкина руководителем танкового КБ-190. Ситуация с БТ-7 осложнялась поступлением в войска нескольких сотен танков с дефектной коробкой передач. Ситуация осложнялась перегруженностью персонала, танковый отдел занимался одновременно четырнадцатью проектами.

Вместе с этой загруженностью проявился и общий кризис танкостроительной промышленности. Гражданская война в Испании показала неспособность легких советских танков вести эффективные боевые действия. Машин с усиленным бронированием в производстве не было, а усилить имевшийся БТ-7 не могли ввиду достигнутых пределов массы и нагрузки на трансмиссионную часть.

Военные чиновники продолжают нагружать завод новыми требованиями и заданиями. Разработка проектов осложняется и кадровыми перестановками. В этих условиях Кошкин формирует собственное КБ-24, в которое сам отбирает людей на добровольных началах. Своим заместителем он назначает А. А. Морозова.

Создание танка А-20 и А-32

Задание на разработку нового танка БТ-20, получившего в итоге индекс А-20, выдано в октябре 1937. За несколько месяцев КБ Кошкина смогло разработать эскиз новой машины, а также испытать дизельный двигатель В-2 на БТ-7. В данном контексте возникла идея перевести новый танк полностью на гусеничный ход.

В апреле 1938 Кошкин добивается разрешения на параллельную разработку с А-20 гусеничного варианта А-32. Одобрение высказал И. В. Сталин, предложивший не ограничивать инициативу КБ и завода. К концу того же года были разработаны три опытных образца — один А-20 и два А-32.

Испытания обеих моделей проводились в первой половине 1939. А-20 на колесно-гусеничном ходу показал хорошую скорость и маневренность. У А-32 оказалась выше проходимость и броня, при этом имелся ресурс для ее дальнейшего усиления. Комиссия не смогла определиться с предпочтениями, дальнейшая работа велась над двумя моделями сразу.

К концу года Кошкин представил обновленный А-32 с пушкой 76,2 мм. Танк получил индекс Т-32, позиционировался уже как средний танк с простотой изготовления и хорошими возможностями для дальнейшей модернизации. Однако чиновники продолжали колебаться.

Триумф и создание военного агрегата Т-34

Наследие М. И. Кошкина не только в танке, но и в победе

Советско-финская война показала недостатки легкобронированных танков. В конце 1939 проводятся испытания моделей Т-32 с повышенным бронированием, ее толщина возросла до 45 мм. Одновременно были увеличены габариты, усилен гусеничный движитель, все чертежи и перерасчеты делались заново.

Новый танк принят на вооружение 19 декабря 1939, еще до сборки опытных образцов, получив индекс Т-34. Первые два образца изготовлены 10 февраля 1940. Показ был назначен на 17 марта, Кошкин решает везти танки из Харькова в Москву своим ходом и сам принимает участие в пробеге.

В назначенный день танки оказались на Ивановской площади Кремля, пройдя 750 км по бездорожью и снежным заносам. Успешная демонстрация ходовых и боевых качеств перед высшим руководством страны предопределило немедленное серийное производство Т-34. Это был триумф М. И. Кошкина.

Простуда и смерть создателя, доработка проекта

Изматывающая работа над проектами, переутомление и сложность зимнего пробега на танках Харьков-Москва-Харьков подорвали здоровье конструктора. У него обнаружилась пневмония. Несмотря на это он продолжил работу.

Сложность серийного производства Т-34 заключалась в значительных отличиях от БТ-7. Требовалось доработать многие аспекты и переориентировать производство. Одновременно с этим велись работы по модернизации и созданию Т-34М, а также над перспективным проектом Т-44 с поперечным расположением двигателя.

Заболевание Михаила Ильича обострилось, ему удалили одно легкое, после чего направили на реабилитацию в санаторий под Харьковом. 26 сентября 1940 главный конструктор танка Т-34 скончался в возрасте 41 года.

Источник: militaryarms.ru

LEAVE A RESPONSE