Западная Европа в начале 70-х годов нанесла мощный удар по монополии американских производителей пассажирских самолётов. Под «ударом» понимается выпуск нового самолета А300 с 2 реактивными двигателями и широким фюзеляжем. В то время США ничего такого не выпускало.
Правда, ниша для такого самолета нашлась не сразу, тем более, еще оставались сомнения, что консорциум европейских авиастроителей сможет сохранить единство. Ответить на поставленный вопрос можно было, только создав новый самолет. Им стал Аэробус А310, изначально задуманный, как «региональная» модификация А300. Только вскоре изменений набралось достаточно, чтобы выделить его в отдельную модель.
Содержание
История создания
Когда лайнер А300 пошёл в серийное производство, очевидны стали 2 факта. Во-первых, для некоторых маршрутов он был слишком большим. К тому же, иногда авиалинии хотели использовать меньший по размерам самолёт, который можно было бы чаще отправлять в полёты. Во-вторых, консорциуму «Эрбас» нужно было зарекомендовать себя, как предприятию, способному разработать не одну модель самолёта.
Поначалу конструкторы собирались просто укоротить фюзеляж А300. Но это оставило бы самолёт с непропорционально большими крыльями и шасси, сделав слишком прожорливым. В итоге в 1977 году новый партнёр консорциума – «Бритиш Аэроспейс» начал работать над конструкцией крыла будущего А310. Весной 1978 года была представлена модель, а летом того же года авиакомпании «Люфтганза» и «Свиссэйр» составили список требований и оформили заказы. В 1982 году самолет А310 отправился в первый полёт.
Конструкция
А310 – широкофюзеляжный 2-моторный низкоплан. По конструкции он был в основном унифицирован с А300, но имел ряд важных отличий. Фюзеляж был не просто укорочен – переделали всю хвостовую часть. Новое крыло имело меньший размах и площадь, оснащалось упрощёнными 1-щелевыми закрылками. Внешние элероны были упразднены, зато появились интерцепторы.
В кабине пилотов появилась панель с электронными дисплеями, пост бортинженера был упразднён.
На выбор предлагались два варианта двигателей – “Дженерал Электрик” CF6 и «Пратт-Уитни» JT9. Позже фирма «Пратт-Уитни» предложила альтернативу JT9 – более современный двигатель PW4000. Такие моторы устанавливались только на А310-300.
Предусматривались 2 схемы планировки пассажирского салона – с разделением на 2 класса или без него. В первом случае вместимость составляла 200 человек, с 20 пассажирами первого класса. Во втором самолёт мог перевезти до 243 человек, если в салоне было 8 рядов сидений, или 265 – если кресла стояли в 9 рядов.
Модификации
Первоначально разрабатывались 2 модификации – А310-100 для региональных рейсов и А310-200 для трансконтинентальных маршрутов. Однако заказов на региональный вариант так и не последовало, и вскоре его перестали предлагать. Зато в 1985 году появился А310-300, рассчитанный на перелёты ещё большей дальности. На лайнер установили дополнительные топливные баки и автоматическую систему для перекачки топлива. Крыло оснастили законцовками. Серия «300» не заменила серию «200» полностью, а выпускалась с ней параллельно.
Оба варианта «триста десятого» предлагались в «грузовом» исполнении, причём транспортные самолёты переделывались из пассажирских.
А модификацию А310-300С можно было быстро переоборудовать из пассажирского самолёта в грузовой и обратно. Для военной авиации предлагался транспорт А310 MRT. Впоследствии несколько таких самолётов переоборудовали в «воздушные заправщики» А310 MRTT. А один «аэробус» переделали в летающую лабораторию для изучения невесомости.
Технические характеристики
Салон Airbus A310
На ряду с пассажирским А310-200 производились и грузопассажирские версии — модель А310-200C рассчитанная на перевозку грузов весом до 40,3 тонн и грузовые версии — модель А310-200F способна перевозить до 43 тонн груза. Также существует военная модификация данного самолета, имеющего обозначения Airbus A310 MRTT (Multi Role Tanker Transport), который служит как в качестве самолета заправщика, так и транспортного самолета. Данная версия имеет усиленное крыло, четыре дополнительных топливных бака, систему для подачи топлива, военное оборудование т.д.
Салон пассажирского Аэробуса А310 имеет удобную конфигурацию и три класса обслуживания: бизнес, первый и эконом.
Ширина – 5.28 м. Количество посадочных мест – 172/205/280. Между эргономичными креслами в ряду достаточно много пространства для удобного расположения во время перелета.
1-2 ряд – первый класс обслуживания с компоновкой кресел в три ряда по схеме 2х2х2. Общее количество мест – 12.
С 17 по 21 – класс бизнес. Пассажирские кресла установлены в три ряда в компоновке 2х4х2. В этом салоне находится 35 посадочных мест.
С 25 по 45 – экономичный класс. Сиденья расположены в три ряда по схеме 2х4х2, за исключением последних двух рядов с тремя посадочными креслами. Пассажировместимость салона – 125 человек.
В А310 есть несколько кухонных и технических помещений. Туалетные комнаты расположены в хвостовой части лайнера, а также в проходе между первым и бизнес классом, за специальными перегородками.
Весной 1983 года Airbus приступил к разработке А310-300, который проектировался для авиалиний дальней протяженности. Первый полет самолет совершил в июле 1985 года. Благодаря наличию дополнительных топливных баков авиалайнер имеет большую дальность полета. Этот вариант самолета впервые поступил в строй в 1986 году в авиакомпанию «Swissair».
Внутренний дизайн самолета очень продуман и эргономичен. Качество кресел, панелей, полок, доступность индивидуальных средств безопасности – все это на хорошем уровне. Хотя А310 крупные авиакомпании уже не используют, но в некоторых странах он остается основным самолетом на средних и дальних рейсах.
Эксплуатация
Ко времени первого полёта А310 «правило 60 минут» уже не действовало, и самолёт, несмотря на сравнительно небольшую вместимость, прочно «обосновался» на трансатлантических маршрутах. Кроме того, лайнер начали активно рекламировать, как широкофюзеляжный самолёт для «развивающихся стран». В результате «триста десятый» действительно стал первой машиной подобного класса для азиатских и африканских авиалиний.
В 1988 год 3 экземпляра А310-300 приобрёл «Интерфлюг» — государственная авиакомпания ГДР. Так самым современным авиалайнером в социалистической Германии стал продукт капиталистических соседей. «Аэробусы» же стали последними самолётами «Интерфлюга», поскольку после объединения Германии компания была ликвидирована.
А310 мог стать и первым за долгое время самолётом не советского производства на советских авиалиниях.
Однако из-за развала СССР они начали эксплуатироваться уже после 1991 года в Российской Федерации.
В 90-е годы, однако, популярность «триста десятого» резко снизилась. Если в предыдущие годы в среднем собирали по 20 экземпляров, то в 1994 году продать удалось всего 2. В 1998 году А310 сняли с производства – на 10 лет раньше, чем А300. По состоянию на 2017 год в мире летали около 30 таких машин, причём крупнейшим оператором была иранская компания «Махан Эйр».
Используются А310 и в Афганистане, фирмой «Ариана».
Эксплуатация в других странах
Несколько самолётов Airbus A310-200 и Airbus A310-300 использовали ВВС ряда стран (Канада, ФРГ, Франция и Таиланд) для перевозки высокопоставленных лиц, а также в качестве военно-транспортных. В 1995 году один Airbus A310-300 переоборудовали в транспортный самолёт-заправщик MRTT. Он может перевозить различные грузы военного назначения, а также дополнительное топливо массой 28 000 кг для заправки одного-двух самолётов в полёте.
Airbus A310-300 выпускали серийно с 1985 года. Всего к началу 1997 года было продано 176 самолётов данной модификации. Общее число проданных Airbus A310 к середине 1997 года составляло 261, в эксплуатации находилось 249 машин.
В 2005 году авиакомпании мира эксплуатировали 200 самолётов Airbus A310. Общее число поставленных Airbus самолётов Airbus A310 составляет 255. К настоящему моменту все находившиеся в эксплуатации лайнеры Airbus А310 выполнили свыше четырёх миллионов полётов общей продолжительностью около 10,5 миллионов лётных часов. Официально производство Airbus А310 (как и A300) было завершено в 2007 году. Фактически серийный выпуск был прекращен в 1993 году, а последний самолёт был поставлен заказчику в 1998 году.
По состоянию на 2020 год лайнер постепенно выводится из эксплуатации, уступая место более современной и эффективной модели A330. Большинство европейских авиаперевозчиков уже не эксплуатируют A310. В России последний самолёт данного типа летал под флагом компании до конца 2013 года.
Какие авиакомпании используют А310
Популярность Аэробуса 310 приходится на 90-е годы прошлого века. Этот самолет эксплуатировали многие известные авиакомпании мира для перевозки простых пассажиров, а также высокопоставленных чиновников на рейсах специального назначения.
За годы производства европейскому авиапроизводителю удалось поставить 255 самолетов, 200 из которых регулярно эксплуатировались мировыми авиаперевозчиками.
В 2007 году компания официально приостановила производство модели А310. Постепенно эти Аэробусы выводятся из эксплуатации и заменяются на более усовершенствованные модели. Последний Airbus A310 совершил пассажирскую перевозку в России компанией S7 в 2013 году.
Сегодня лайнеры этой модели еще находятся в эксплуатации некоторых авиаперевозчиков мира: Air Atlanta Icelandic, Iran Air, Royal Jordanian Airlines, United Airways и др.
Источники
- https://avia.pro/blog/airbus-a310
- https://global-ins.ru/raznoe/airbus-a310.html
- https://warbook.club/voennaya-tehnika/samolety/airbus-a310/
- https://toptravelideas.ru/spravochnaya/a-310-samolet-vikipediya.html
Самолеты Автор статьиВиктор ГеннадьевичОтставной военный. Увлекается армейской тематикой, в частности историей сражений, развитием военной промышленности.Написано статей482
Источник: