Во время Великой Отечественной войны части РККА столкнулись с большой проблемой – полное отсутствие легких армейских машин с приводом на все колеса. Имелись только в маленьком количестве ГАЗ-61, но большого толка от этого не было. Летом 1941 года началось серийное производство автомобиля ГАЗ-64, сделанного по образу американского Bantam BRC40.
Постоянная армейская эксплуатация данной машины быстро выявила слабые места, а именно, узкую колею и низкую прочность рамы. После модернизации в 1943 году появился автомобиль ГАЗ-67, которые выходил более 10 лет.
Содержание
История создания полноприводного автомобиля
Работы по созданию полноприводных внедорожников начались на заводе ГАЗ в 1939 году. В 1941 году были собраны первые машины с колесной базой 4х4. Это были ГАЗ-61 и ГАЗ-64. Но данные модели не обладали нужной простотой конструкции и проходимостью. Для перевозки низшего командного состава армии нужен был простой внедорожник, который был бы недорогим в производстве.
После появления в советской армии американских джипов Виллис и Бантам, конструкторы сразу же начали делать новый автомобиль с учетом конструкции американских джипов. Используя чертежи полноприводной схемы, конструкторам во главе с Грачевым удалось создать машину, соответствующую следующему техническому заданию:
- Автомобиль должен быть надежным;
- Ремонтопригодным;
- Дешевым в производстве;
- Обладать высокой проходимостью;
- Иметь широкую колею, чтобы ехать за грузовиками.
К непосредственному созданию ГАЗ-67 приступили в 1943 году. В апреле этого года было изготовлено три опытных ГАЗ-67, колея которых была еще узкой. В июле появилась первая модель с широкой колеей, которая и была допущена в серийное производство. До конца 1943 года с конвейера Горьковского автомобильного завода сошло 718 автомобилей.
Описание
ГАЗ-67 представляет собой полноприводный внедорожник с упрощенным кузовом. Он предполагает отсутствие крыши, откидывающееся лобовое стекло и отсутствие дверей. Вместо последних были лишь вырезы. Также машина отличалась уникальной конструкцией мостов. Разработкой данной модели занимался В. А. Грачев. В качестве базовой «тележки» послужил внедорожник ГАЗ-64. Однако технические узлы были использованы от ГАЗ-М1. Данный внедорожник использовался не только в ВОВ, но и в Корейской войне.
Среди военных 67-й ГАЗ получил забавное прозвище «козлик». Всего за десять лет производства завод выпустил порядка 93 тысяч экземпляров. Часть автомобилей поставлялась другим странам в качестве военной поддержки.
Наибольшее распространение получила модификация «Б». После окончания ВОВ авто ГАЗ-67 использовалось в:
- МГБ.
- МВД.
- Армии.
- Сельском хозяйстве.
- Геологической разведке.
- Лесной промышленности.
Также на базе данного внедорожника было разработано несколько разновидностей техники узкой специализации.
Внешний вид ГАЗ-67
Внешность ГАЗ-67 имеет большое сходство с американскими военными внедорожниками. Его разработкой занимался Комаревский. Это был открытый кузов с тремя сиденьями для четырех человек. На крыльях были установлены полки, на которых могли разместиться еще несколько человек. В автомобиле имелись места для стрелкового оружия и места для снарядов калибра до 45 мм.
Для того чтобы максимально удешевить производство, решено было делать кузов без дверей. Для военного автомобиля отсутствие дверей играло немаловажную роль и при экстренной эвакуации из него. В случае опасности можно было мгновенно выпрыгнуть из машины и занять боевую позицию. Если шел дождь, дверные проемы можно было закрыть специально предназначенными для этого фартуками из брезента.
Для непогоды был предусмотрен специальный брезентовый тент, который устанавливался только на одной дуге. После модернизации было решено отказаться от такой установки тента и новые модификации получили две дуги. Лобовое стекло стояло строго вертикально. Несмотря на ухудшение аэродинамических характеристик, подобная установка стекла позволяла полностью обезопасить водителя от солнечных бликов. Кроме того, лобовое стекло можно было откинуть вперед и зафиксировать в этом положении.
Интересная схема была применена для стеклоочистителей лобового стекла. Водительская щетка работала за счет вакуумного привода, а щетка пассажира работала за счет механического рычажка. Так как это был военный внедорожник, на него было решено не ставить подфарники и зеркала заднего вида.
Для того чтобы максимально упростить производство ГАЗ-67, было решено делать кузов в одной плоскости. Торцевые части кузовных панелей имели окантовку трубами. Для скрепления кузовных панелей использовалась технология точечной сварки. Дуговая сварка практически не применялась.
Чтобы сгладить очертания передней части машины, было решено использовать кузовные детали от ГАЗ-АА. Интересен и оригинальный руль ГАЗ-67 – он имеет деревянный обод. Передняя решетка автомобиля украшена фирменной эмблемой с надписью «ГАЗ». От модели ГАЗ-АА были взяты следующие детали:
- Крышка капота;
- Бензобак;
- Приборная панель.
Все эти детали были взяты без изменений и являются взаимозаменяемыми. Так как при эксплуатации ГАЗ-64 установка переднего бампера оказалась неудачной, было решено установить его максимально вперед. Это позволило снять часть напряжения с рамы автомобиля при ударных нагрузках.
Особенности конструкции ГАЗ-67
Несмотря на внешние сходства ГАЗ-67 с его предшественником ГАЗ-64, новая машина получила множество технических отличий:
- В крышках капота были сделаны специальные щели, которые должны были улучшить аэродинамику автомобиля;
- Благодаря тому, что для автомобиля был выбран короткий кузов, проходимость по сравнению с тем же ГАЗ-61 была сильно увеличена. Благодаря этому появилась возможность избавиться от промежуточного кардана сзади;
- На ГАЗ-67 установили усиленную раму. В сочетании с короткой базой это дало огромную жесткость на скручивание;
- Лонжероны, которые устанавливались на ГАЗ-67, тоже были усиленными.
Военный внедорожник ГАЗ-67 стал еще более надежным и неприхотливым, чем его предшественник, ГАЗ-64.
Технические характеристики
Внедорожник ГАЗ-67 способен проехать по жидкой грязи, почти полностью закрывающей колеса, используя вторую или третью передачу. Машина уверенно двигается по снежному покрову толщиной до 40 сантиметров и поднимается по склону с углом до 38 градусов. Для разворота джипу достаточно 5,85 метра.
Основные характеристики автомобиля выглядят следующим образом:
Достоинства и недостатки
Автомобиль ГАЗ-67 обладает следующими положительными качествами:
Недостатки джипа вполне очевидны и во многом определены самой его концепцией:
Кроме того, ГАЗ-67 нельзя назвать экономичным автомобилем. При своей небольшой массе он расходует не менее 13 литров бензина на 100 километров.
Модернизации
Серийный выпуск ГАЗ-67 развернули в начале осени 1943 года, а уже спустя год машину модернизировали. Доработки коснулись системы зажигания и узлов трансмиссии, внешний облик изменений не претерпел. Машина получила обозначение ГАЗ-67Б, с которым дошла до окончания выпуска в 1953 году. В 1948 году была проведена еще одна модернизация, которая ввела в конструкцию машины ряд узлов, унифицированных с новым легковым автомобилем ГАЗ-20 и бортовым грузовиком ГАЗ-51.
Машины выпуска после 1948 года отличались штампованной решеткой радиатора, ранее применялся узел, набранный из стального прута.
Последняя доработка конструкции относится к 1951 году, когда стали использоваться рычажные амортизаторы двухстороннего действия. За время производства через ворота ГАЗ прошло почти 93 тыс. экземпляров ГАЗ-67.
Применение и модификации
Внедорожные ГАЗ-67 применялись в Красной армии как транспортное средство для командного состава и разведывательных подразделений. После окончания боевых действий начались поставки машин на гражданскую службу, где использовались в сельском, лесном хозяйствах и геологоразведке.
На базе ГАЗ-67 был создан опытный вариант машины 67В, разработанный летом 1944 года. Автомобиль предполагалось использовать на гражданской службе, поэтому в конструкцию внесли изменения, удешевлявшие производство.
Из трансмиссии исключили раздаточный редуктор и передний ведущий мост вместе с карданной передачей. Спереди планировалось расположить стандартную балку от легковой машины ГАЗ-М1. От нее же предполагалось позаимствовать и покрышки с дорожным рисунком протектора. До серии проект не дошел.
Весной 1949 года появился плавающий автомобиль НАМИ-011, который впоследствии стал называться МАВ или ГАЗ-011.
Машина строилась мелкими партиями вплоть до 1953 года, а затем была модернизирована с учетом появления усовершенствованных агрегатов от ГАЗ-69.
Источники
- https://warbook.club/voennaya-tehnika/boevye-mashiny/gaz-67/
- https://militaryarms.ru/voennaya-texnika/boevye-mashiny/gaz-67/
- https://gunsfriend.ru/gaz-67-avtomobil-tehniceskie-harakteristiki-konstrukcia-istoria-sozdania-modifikacii-primenenie/
- https://warways.ru/boevye-mashiny/gaz-67.html
Машины Автор статьиВиктор ГеннадьевичОтставной военный. Увлекается армейской тематикой, в частности историей сражений, развитием военной промышленности.Написано статей482
Источник: