Далеко не всем самолётам, даже самым многообещающим, удалось пройти путь от прототипа до серийного образца. Не смог преодолеть эту дистанцию и истребитель Су 37, чья «биография» оказалась хотя и яркой, но очень короткой. Возможно, если бы не тотальный развал промышленности в «лихие девяностые», всё сложилось бы иначе, но сейчас изменить что-либо уже нельзя. Впрочем, хотя этого самолета больше нет, от него осталось определенное техническое «наследие», которое, несомненно, будет активно использоваться авиаконструкторами при разработке новых машин.
История разработки многоцелевого истребителя Су-37 «Терминатор»
В 80-е годы прошлого века в Советском Союзе и Соединенных Штатах Америки почти одновременно развернулись работы по созданию истребителей пятого поколения. Эти новые самолеты должны были обладать как минимум тремя ключевыми характеристиками:
С самого начала было вполне понятно, что создание машины с такими ТТХ станет крайне сложной задачей. И если конструкторы Московского машиностроительного завода имени А.И. Микояна приступили к её решению сразу же, что в дальнейшем привело к созданию прототипа МиГ 1.44, то в опытном конструкторском бюро Сухого предпочли идти шаг за шагом, отрабатывая новые технологии одну за другой.
Су-27М (он же Су-35) – самолет, предельно близкий по конструкции к Су-37
В рамках такого подхода, к 1988-му году был построен опытный самолет, получивший название Су-27М. Даже далёким от авиации людям было несложно заметить его отличие от базовой модели – истребитель обладал передним горизонтальным оперением, похожим на маленькие «дополнительные» крылья. Такая аэродинамическая схема обеспечивала заметное улучшение маневренных характеристик.
«Исходный» Су-27 и без того вполне обоснованно считался лучшим в мире самолетом по этому критерию, но успокаиваться на достигнутом советские авиаконструкторы были не намерены.
Впоследствии Су-27М часто обозначали как Су-35, что может вызывать недоразумения, поскольку современный Су-35 – это совсем иная машина.
Следующим шагом в развитии самолета стало оснащение его двигателями с управляемым вектором тяги (УВТ). Такая силовая установка даёт истребителю возможность буквально «развернуться на месте» и выполнять фигуры высшего пилотажа, неподвластные практически никакому другому летательному аппарату.
Су-27М, оборудованный силовой установкой с УВТ, получил обозначение Су-37, и в дальнейшем был известен именно под этим названием. Этот сверхманевренный истребитель был построен в 1993 году всего в одном экземпляре. К сожалению, российские ВВС в то время не могли и мечтать о закупках новых машин. В конце 2002 года самолет погиб во время выполнения испытательного полета, что привело к окончательному закрытию программы по его созданию.
Описание конструкции истребителя
Переднее поворотное горизонтальное оперение – основное внешнее отличие самолетов Су-27М и Су-37 от базовой модели
Аэродинамическая схема самолета Су-37 – интегральная. Это значит, что подъемную силу создаёт вся нижняя поверхность самолета — как консоли крыла, так и фюзеляж. Основное отличие от Су-27 – наличие переднего поворотного горизонтального оперения (ПГО). Такой вариант называют иногда продольным трипланом – крыло, ПГО и стабилизаторы составляют единую линию.
Имеется и ряд других отличий планера от базовой модели:
Если Су-27 имел аналоговую электродистанционную систему управления, то на Су-37 она полностью цифровая. В кабине истребителя установлены четыре многофункциональных индикатора с цветными жидкокристаллическими экранами. Кроме того, имеется универсальный широкоугольный индикатор на лобовом стекле. Управление истребителем осуществляется при помощи расположенного на правой консоли джойстика, заменившего традиционную «ручку». В этом отношении самолет отличается не только от базовой модели, но и от Су-27М.
Шасси истребителя усилено, на носовой стойке появилось второе колесо. Это связано с увеличением боевой нагрузки, которая достигает на Су-37 восьми тонн.
«Промежуточный» вариант кабины Су-37. Впоследствии в центре были установлены еще два МФИ. На переднем плане – ручки катапульты
В состав целевого оборудования включены станции радиотехнической и инфракрасной разведки, а также средства активного подавления радаров противника и постановки помех в оптическом диапазоне. Кроме того, самолет мог использовать для ведения переговоров в воздухе не только радиостанции, но и спутниковую связь.
Силовая установка истребителя – это два турбореактивных двухконтурных двигателя АЛ-31ФП, каждый из которых развивает на форсаже тягу в 12 500 кгс, что соответствует характеристикам АЛ-31Ф (устанавливался на «базовом» Су-27). Основная «изюминка» модификации ФП – это управляемый вектор тяги, который может отклоняться в вертикальной плоскости в диапазоне от -15 до +15 градусов. Впоследствии такими двигателям оборудовались тяжелые истребители Су-30.
Вооружение истребителя
Боевые возможности Су-37, получившего неофициальное название «Терминатор», во многом определяются его бортовым оборудованием. Истребитель оснащался радиолокационной станцией, способной обнаруживать самолеты противника на расстоянии до 400 километров, а наземные цели – на дистанции в 200 километров. Имеется особая система защиты от помех. Кроме того, заметно улучшены характеристики оптико-электронного локатора, сопряженного с тепловизором, увеличена дальность обнаружения и сопровождения целей, в том числе и в задней полусфере.
Ракета «воздух-воздух» средней дальности — РВВ-АЕ — «главный калибр» истребителя Су-37. Поражает не только самолеты, но и ракеты «воздух-воздух», выпущенные противником
В целом бортовое оборудование позволяло одновременно «держать на прицеле» до 15 самолетов противника и одновременно атаковать ракетами как минимум шесть из них. Программный комплекс способен переходить в автоматический режим работы, самостоятельно обнаруживая и идентифицируя цели. На самые опасные из них наводятся ракеты, а решение о запуске принимает пилот.
В состав вооружения могли входить следующие виды авиационных средств поражения:
Продумывалось более 70 вариантов вооружения, для размещения которых на истребителе имелось 14 узлов подвески, на два больше, чем у Су-27. Кроме того, от базовой модели этот самолёт «унаследовал» пушку ГШ-301 калибром 30 миллиметров.
Ракета Х-31 «Криптон». Выпускается в противорадарном и противокорабельном вариантах. Су-37 был способен применять обе модификации
Вместо ракет или бомб на подвеску можно было поставить контейнер со специализированным дополнительным оборудованием, например, станцию радиоэлектронной борьбы или прицельный комплекс. Программное обеспечение допускало использование в том числе и иностранных электронных устройств.
Технические характеристики
По своим основным эксплуатационным параметрам самолет Су 37 был довольно близок к Су-27М:
Нормальный взлетный вес достигался при подвешивании основного комплекта ракет «воздух-воздух» и неполной заправке внутренних баков. Максимальная скорость несколько снижалась для загруженного самолета из-за возрастания аэродинамического сопротивления.
Летные характеристики
Основные показатели, демонстрируемые самолетом в воздухе, тоже приближались к параметрам Су 27М:
Использование подвесных топливных баков и дозаправка в воздухе позволяли увеличить максимальную дальность полета более, чем в полтора раза – до 6 500 километров. Скорость истребителя Су 37 осталась такой же, как и у базовой модели.
Преимущества и недостатки Су-37
Размещение вооружения на внешней подвеске, а не во внутренних отсеках, делает самолеты Су-27М и Су-37 хорошо заметными на экранах радаров
Говорить о преимуществах и недостатках «Терминатора» можно только условно, ведь этот самолет был, в сущности, экспериментальным.
Тем не менее нельзя не отметить следующих положительных качеств:
Из недостатков необходимо выделить в первую очередь довольно значительную радиолокационную заметность самолета. Правда, по сравнению с исходным Су-27, её всё же удалось понизить, но соперничать по данному критерию с американскими F-22 истребитель заведомо не способен. Еще один минус – это отсутствие в составе вооружения ракет «воздух-воздух» сверхбольшой дальности. На момент появления Су-37 их просто не имелось в наличии.
Маневренность истребителя
Двигатели с управляемым вектором тяги обеспечили Су 37 характеристики, которыми и сегодня обладают лишь несколько моделей самолетов. Боевой разворот он может выполнить менее, чем за десять секунд. Кроме того, истребитель способен, набирая высоту, почти мгновенно повернуться носом в противоположную сторону, продолжая движение «хвостом вперед».
Схема фигуры высшего пилотажа «Чакра Фролова»
Освоенную когда-то на Су-27 «кобру», «Терминатор» без труда выполняет с переходом на угол атаки до 180 градусов, удерживая его в течение нескольких секунд. Любой «обычный» самолет при попытке повторить подобный маневр непременно перешел бы в сваливание или даже штопор.
Двигаясь на предельно малой скорости, самолёт Су 37 может сделать миниатюрную «мертвую петлю», поворачиваясь в плоскости тангажа на 360 градусов. Такой маневр, названный «чакрой Фролова» (по имени лётчика-испытателя), впоследствии был освоен на Су-30 и на МиГ-29ОВТ.
Таким образом, в ближнем бою истребитель Су-37 не оставит ни малейшего шанса любому из своих западных противников, за исключением F-22.
Эксплуатация Су-37
Экспериментальный образец истребителя впервые поднялся в воздух 2 апреля 1996 года. Самолет пилотировал Евгений Фролов. Вместе со своим коллегой Игорем Вотинцевым они в течение нескольких месяцев выполнили 12 полетов. Еще в этот первый период испытаний машину, размещенную на аэродроме в Жуковском, показали журналистам, однако, значительного внимания она не привлекла, поскольку внешне почти не отличалась от уже известного Су-27М (тогда он обозначался как Су-35).
Первая демонстрация маневренных возможностей машины прошла в Фарнборо в сентябре того же 1996 года. Иностранных специалистов заинтересовали при этом не только эффектные воздушные кульбиты, но и автоматические системы, предотвращающие ошибки при пилотировании и выход самолета на опасные режимы полета.
Истребитель Су-37 на аэродроме
К сожалению, информации о реальных испытательных полетах Су-37 довольно мало, в основном все сведения о его эксплуатации относятся ко всякого рода авиационным выставкам и показательным выступлениям. В частности, одна из первых нештатных ситуаций возникла в июне 1997 года во время авиасалона в Фарнборо, когда при выполнении завершающего полета отказала система уборки шасси. К аварии это не привело: лётчик благополучно посадил самолет, а причина неисправности была обнаружена и быстро устранена.
19 декабря 2002 года единственный экземпляр истребителя Су-37 был потерян в результате летного происшествия — летчик успешно катапультировался.
Во время последнего полета машина была оснащена обычными двигателями, без УВТ. Из-за этого первоначально сообщалось, что разбился Су-35, но впоследствии ситуация прояснилась. После этого программа Су-37 была окончательно закрыта, а усилия конструкторов сосредоточили на создании других моделей.
Источник: militaryarms.ru