армия и оружие

Модернизация американских палубных истребителей-штурмовиков F/A-18

Подготовка к взлету с палубы истребителя F/A-18 «Супер Хорнет»

В боевом составе ВМС (197 F/A-18A и С, 289 F/A-18E/F и 65 заказано, 140 F/A-18B и D, 135 F/A-18E/F) и морской пехоты США (191F/A-18A и С, 36 F/A-18D), а также ВВС Австралии (54 AF-18A, 15 AF-18B, 24 F/A-18F и еще 12 заказано), Испании (74 EF-18A и М, 12 EF-18B), Канады (64 CF-188A, 26 CF-188В), Кувейта (27 F/A-18CJ F/A-18D), Малайзии (8 F/A-18D), Финляндии (54F-18C, 7F-18D) и Швейцарии (26F/A-18C, 7 F/A-18D) имеются тактиче­ские истребители (палубные истребители-штурмовики) F/A-18 «Хорнет» и «Супер Хорнет». Общее количество таких машин более 1000 единиц.

Министерство обороны США в связи со значительным отста­ванием от графика сроков раз­вертывания в войсках тактических ис­требителей F-35A, В и С «Лайтнинг-2» вынуждено выделять дополни­тельные средства на финансирование работ для поддержания на уровне, от­вечающем современным требованиям, боеспособности состоящих на воору­жении авиации ВМС и морской пехоты тактических истребителей четвертого поколения F/A-18C и D «Хорнет», а так­же наиболее современных F/A-18E и F «Супер Хорнет» (разработчик — фирма «Макдоннелл-Дуглас», ныне «Боинг»). При этом главными направлениями работ являются повышение боевой эф­фективности этих машин благодаря ос­нащению их новыми цифровыми ком­плексами БРЭО и управляемым авиационным оружием, а также увеличение ресурса и сроков службы за счет совершенствования конструкции планера.

Американский палубный истребитель-штурмовик F/A-18E «Супер Хорнет». Его основные характеристики: экипаж один человек, максимальная взлетная масса 29900 кг (пустого — 13800 кг), максимальная скорость полета М=1,8, практический потолок 15200 м), радиус действия с двумя УР «Сайдвиндер» класса «воздух — воздух» четырьмя бомбами Мк. 83 калибра 450 кг и двумя подвес­ными 1820-л топливными баками 720 км. Силовая установка состоит из двух двухкоитурных турбореактивных двигателей F414-GE-400 максимальной тя­гой на форсаже 97,8 кН. Вооружение: встроенная шестиствольная 20-мм пуш­ка М61А1 «Вулкан» (боекомплект 570 снарядов), на 11 узлах подвески (два на законцовках крыла — только для УР «Сайдвиндер», три подфюзелнжных и шесть подкрыльевых) могут размещаться УР «Мейверик» AGM-65G, SLAM AGM-84E класса «воздух — земля», ПКР «Гарпун» AGM-84D, противорадиолокациониые УР AGM-88 «Харм», УР AIM-120A «Амраам», AIM-7 «Спарроу» и AIM-9 «Сайдвин­дер» класса «воздух — воздух», управляемые и неуправляемые бомбы, авиационные кассеты пита JSOW (максимальная масса боевой нагрузки 8100 кг). Длина само­лета 18,3 м, высота 4,9 м, размах крыла (включая УР «Сайдвиндер» на консолях крыла) 13,6 м, площадь крыла 46,5 кв.м.

В настоящее время также осуществля­ется финансирование мероприятий по увеличению ресурса палубных истреби­телей-штурмовиков F/A-18C и D «Хор­нет», производство которых прекращено и большинство из них уже выработали назначенный ресурс (8000 ч). Стоимость по его увеличению до 10000 летных ча­сов на 280 машинах, которые предпола­гается сохранить на вооружении до 2020 года, составляет в 7 млрд. долларов.

Продолжаются закупки новых F/A-18Е и F «Супер Хорнет» (приняты на вооружение авиации ВМС США в 1999 году). Самолеты, относящиеся к поко­лению 4++, предназначены для завое­вания господства в воздухе, решения задач ПВО авианосных ударных групп, нанесения ударов по наземным (надво­дным) целям, непосредственной ави­ационной поддержки десанта, а также для выполнения дозаправки в воздухе других самолетов, в том числе в слож­ных метеоусловиях и ночью.

Номенклатура авиационных средств поражения тактического истребителя F/A-18E/F «Супер Хорнет»

Тактические истребители F/A-18E/F оснащены подвесными топливными ба­ками (ПТБ) и подвесным контейнером с заправочным оборудованием, совмести­мым с приемниками системы дозаправ­ки в полете всех типов самолетов ВМС США. Во время проведения полетов по планам ОБП один такой самолет-донор, как правило, находится в районе зоны дежурства авианосца.

Однако наиболее востребованы эти машины будут во время боевых действий, поскольку воздушный танкер F/A-18 сможет существенно увеличить дальность действия ударной группы корабельного авиакрыла. Одно из пре­имуществ его использования заключа­ется в том, что после сброса подвесных контейнеров он становится ударной машиной, способной решать задачи по завоеванию господства в воздухе и по­ражению наземных целей.

По сравнению с базовыми вариан­тами F/A-18C и D этот самолет имеет увеличенные боевой радиус действия и посадочную массу, в том числе допу­скающую посадку на палубу авианосца без сброса дорогостоящего подвесного авиационного вооружения и слива ча­сти остатка топлива.

Истребители F/A-18E и F также от­личаются от базового образца увели­ченными длиной фюзеляжа, размахом и площадью крыла, усовершенствован­ной формой каналов воздухозаборни­ков, а также площадями стабилизатора и киля. Улучшена конструкция фонаря кабины, перепрофилирован и увеличен наплыв в районе корневой части крыла. Новые фюзеляж и крыло позволили на 33% повысить емкость внутренних ТПБ, при этом радиус действия вырос на 40%.

Благодаря внедрению новых материа­лов и технологических процессов изготовления степень унификация планера с машиной предыдущей модификации составляет не более 10%, при этом истребитель оснащен новой силовой установкой и качественно новым БРЭО.

Номенклатура авиационных средств поражения данной боевой машины включает широкий спектр, в том числе все оружие, применяемое предыдущей модификацией самолета, и новые УР класса «воздух — воздух», высокоточные УР класса «воздух — земля» «Джассм» и «Слэм-ER», а также УАК «Джейсоу», УАБ серий «Пэйвуэй», «Джейдам» и др.

На современном этапе в рамках двух многолетних контрактов фирма «Бо­инг» поставила ВМС и морской пехоте США более 470 машин F/A-18E и F.

По условиям действующего третьего контракта предусматривается построй­ка еще 124 истребителей.

В августе 2013 года начались испытания прототипа модернизированного палубного тактического истребителя F/A-18 «Эдвансид Супер Хорнет»

К весне 2015 года компания «Боинг» намерена изготовить 161-ю машину в рамках госконтранкта (103 F/A-18E/F и 58 EA-18G), а затем 11 F/A-18E/F и 24 EA-18G (оба контракта 2013 года), а также 12 EA-18G для ВВС Австралии.

На самолетах, которые предполагает­ся сохранить до 2032 года, ведутся рабо­ты по увеличению назначенного ресур­са с 6000 до 9000 летных часов.

В августе 2013 года начались испытания прототипа модернизированного палубного тактического истребителя F/A-18 «Эдвансид Супер Хорнет»

В целях продления сроков эксплуата­ция истребителей F/A-18E и F «Супер Хорнет» после 2032-2035 годов фирма «Боинг» в инициативном порядке пред­лагает командованию ВМС США про­вести начиная с 2015 года глубокую мо­дернизацию машин, как состоящих на вооружении, так и новых, в том числе предназначенных для поставок на экс­порт.

Так, для улучшения летно-технических характеристик, прежде всего увеличения радиуса боевого действия и показателей маневренности, истреби­тели намечено оснастить усовершен­ствованными двигателями F414EPE (Enhanced Performance Engine) с увеличенной на 20% тягой и сниженным на 3% удельным расходом топлива по сравнению со штатными — F414-400. Это будет достигнуто благодаря применению нового, выполненного по технологии «блиск», двухступенчатого вентилятора и повышению на 10% расхода воздуха и температуры в каме­ре сгорания.

Машины намечено оборудовать также дополнительными конформными ТПБ компании «Нортроп-Грумман» с об­щим запасом топлива 1400 кг, которые обеспечат снижение сопротивления и улучшат маневренные характеристики. Кроме того, их применение позволит за­действовать подфюзеляжный пилон для подвески оружия.

По оценкам западных экспертов, бла­годаря этому радиус боевого действия самолета увеличится на 200 км, или 10 % (до 1500 км в зависимости от решаемых задач и варианта воору­жения), а также улучшатся разгонные характеристики (время разгона от ско­рости, соответствующей числу М=0,8 на высоте 9100 м, до скорости, соответ­ствующей числу М=1,4 и набору высо­ты 12100 м, составит 2,5 мин.).

Для снижения показателей заметности машины воздухозаборники двига­телей планируется оснастить профили­рованными решетками, исключающими прямую видимость компрессора, при­менить перспективные радиопоглощающие материалы и покрытия. Основной вариант вооружения (в дополнение к двум УР АГМ-9Х «Сайдвиндер» класса «воздух — воздух» малой дальности на законцовках крыла) будет размещаться в выполненном по технологии «стелт» подфюзеляжном подвесном контейнере длиной 5,3 м. Его створки, открытие ко­торых возможно при скоростях полета, соответствующих числам до М=1,6, оборудованы авиационным пусковым устройством для подвески УР AIM-120 «Амраам» класса «воздух — воздух» средней дальности. Кроме того, в кон­тейнере могут размещаться еще две ра­кеты AIM-120 «Амраам», или одна УАБ серии «Джейдам» калибра 1000 фун­тов, или две авиабомбы «Джейдам» ка­либра 500 фунтов, или шесть УАБ серии «Сдб» калибра 250 фунтов и др.

Основные работы по совершенство­ванию бортового радиоэлектронного оборудования предполагают установку под носовой частью фюзеляжа встро­енной (вместо подвесной) оптоэлектронной прицельно-навигационной аппаратуры IRST (IfraRed Search and Track system), а также перспектив­ных (со сферическим обзором) систем предупреждения о пуске и защиты от атакующих управляемых ракет с ин­фракрасными головками самонаведе­ния. Кабина экипажа будет оснащена новым единым (вместо четырех) ши­рокоформатным цветным индикатором с сенсорным управлением.

Новый индикатор (28х48 см) может работать в режиме единого экрана, а также двух, четырех или шести окон, на которые выводится информация о воз­душной и наземной обстановке, параме­тры полета, работы силовой установки, основных систем и др. Его применение позволит значительно снизить рабочую нагрузку на экипаж и повысить его си­туационную осведомленность.

Таким образом, темпы реализации программы модернизации самолетов F/A-18E/F «Супер Хорнет», количество машин, подлежащих модернизации или закупаемых, и, следовательно, сроки их выполнения, объемы проводимых мероприятий и размеры финансирования зависят от хода реализации про­граммы приобретения тактического истребителя F-35.

(Майор А. Белов, «ЗВО»)

Смотрите также: Палубные истребители-бомбардировщики F/A-18 «Хорнет», «Супер Хорнет» (США)

Факт

К 2020 году в США планируют разработать робота, который будет сопровождать военнослужащего подобно служебной собаке. Предполагается, что управление роботом будет осуществляться голосом и/или жестами. При этом в память аппаратуры должны быть заложены физиологические особен­ности человека, управляющего роботом, чтобы исключить перехват управления…

Источник: www.modernarmy.ru

LEAVE A RESPONSE