Подготовка к взлету с палубы истребителя F/A-18 «Супер Хорнет»
В боевом составе ВМС (197 F/A-18A и С, 289 F/A-18E/F и 65 заказано, 140 F/A-18B и D, 135 F/A-18E/F) и морской пехоты США (191F/A-18A и С, 36 F/A-18D), а также ВВС Австралии (54 AF-18A, 15 AF-18B, 24 F/A-18F и еще 12 заказано), Испании (74 EF-18A и М, 12 EF-18B), Канады (64 CF-188A, 26 CF-188В), Кувейта (27 F/A-18CJ F/A-18D), Малайзии (8 F/A-18D), Финляндии (54F-18C, 7F-18D) и Швейцарии (26F/A-18C, 7 F/A-18D) имеются тактические истребители (палубные истребители-штурмовики) F/A-18 «Хорнет» и «Супер Хорнет». Общее количество таких машин более 1000 единиц.
Министерство обороны США в связи со значительным отставанием от графика сроков развертывания в войсках тактических истребителей F-35A, В и С «Лайтнинг-2» вынуждено выделять дополнительные средства на финансирование работ для поддержания на уровне, отвечающем современным требованиям, боеспособности состоящих на вооружении авиации ВМС и морской пехоты тактических истребителей четвертого поколения F/A-18C и D «Хорнет», а также наиболее современных F/A-18E и F «Супер Хорнет» (разработчик — фирма «Макдоннелл-Дуглас», ныне «Боинг»). При этом главными направлениями работ являются повышение боевой эффективности этих машин благодаря оснащению их новыми цифровыми комплексами БРЭО и управляемым авиационным оружием, а также увеличение ресурса и сроков службы за счет совершенствования конструкции планера.
Американский палубный истребитель-штурмовик F/A-18E «Супер Хорнет». Его основные характеристики: экипаж один человек, максимальная взлетная масса 29900 кг (пустого — 13800 кг), максимальная скорость полета М=1,8, практический потолок 15200 м), радиус действия с двумя УР «Сайдвиндер» класса «воздух — воздух» четырьмя бомбами Мк. 83 калибра 450 кг и двумя подвесными 1820-л топливными баками 720 км. Силовая установка состоит из двух двухкоитурных турбореактивных двигателей F414-GE-400 максимальной тягой на форсаже 97,8 кН. Вооружение: встроенная шестиствольная 20-мм пушка М61А1 «Вулкан» (боекомплект 570 снарядов), на 11 узлах подвески (два на законцовках крыла — только для УР «Сайдвиндер», три подфюзелнжных и шесть подкрыльевых) могут размещаться УР «Мейверик» AGM-65G, SLAM AGM-84E класса «воздух — земля», ПКР «Гарпун» AGM-84D, противорадиолокациониые УР AGM-88 «Харм», УР AIM-120A «Амраам», AIM-7 «Спарроу» и AIM-9 «Сайдвиндер» класса «воздух — воздух», управляемые и неуправляемые бомбы, авиационные кассеты пита JSOW (максимальная масса боевой нагрузки 8100 кг). Длина самолета 18,3 м, высота 4,9 м, размах крыла (включая УР «Сайдвиндер» на консолях крыла) 13,6 м, площадь крыла 46,5 кв.м.
В настоящее время также осуществляется финансирование мероприятий по увеличению ресурса палубных истребителей-штурмовиков F/A-18C и D «Хорнет», производство которых прекращено и большинство из них уже выработали назначенный ресурс (8000 ч). Стоимость по его увеличению до 10000 летных часов на 280 машинах, которые предполагается сохранить на вооружении до 2020 года, составляет в 7 млрд. долларов.
Продолжаются закупки новых F/A-18Е и F «Супер Хорнет» (приняты на вооружение авиации ВМС США в 1999 году). Самолеты, относящиеся к поколению 4++, предназначены для завоевания господства в воздухе, решения задач ПВО авианосных ударных групп, нанесения ударов по наземным (надводным) целям, непосредственной авиационной поддержки десанта, а также для выполнения дозаправки в воздухе других самолетов, в том числе в сложных метеоусловиях и ночью.
Номенклатура авиационных средств поражения тактического истребителя F/A-18E/F «Супер Хорнет»
Тактические истребители F/A-18E/F оснащены подвесными топливными баками (ПТБ) и подвесным контейнером с заправочным оборудованием, совместимым с приемниками системы дозаправки в полете всех типов самолетов ВМС США. Во время проведения полетов по планам ОБП один такой самолет-донор, как правило, находится в районе зоны дежурства авианосца.
Однако наиболее востребованы эти машины будут во время боевых действий, поскольку воздушный танкер F/A-18 сможет существенно увеличить дальность действия ударной группы корабельного авиакрыла. Одно из преимуществ его использования заключается в том, что после сброса подвесных контейнеров он становится ударной машиной, способной решать задачи по завоеванию господства в воздухе и поражению наземных целей.
По сравнению с базовыми вариантами F/A-18C и D этот самолет имеет увеличенные боевой радиус действия и посадочную массу, в том числе допускающую посадку на палубу авианосца без сброса дорогостоящего подвесного авиационного вооружения и слива части остатка топлива.
Истребители F/A-18E и F также отличаются от базового образца увеличенными длиной фюзеляжа, размахом и площадью крыла, усовершенствованной формой каналов воздухозаборников, а также площадями стабилизатора и киля. Улучшена конструкция фонаря кабины, перепрофилирован и увеличен наплыв в районе корневой части крыла. Новые фюзеляж и крыло позволили на 33% повысить емкость внутренних ТПБ, при этом радиус действия вырос на 40%.
Благодаря внедрению новых материалов и технологических процессов изготовления степень унификация планера с машиной предыдущей модификации составляет не более 10%, при этом истребитель оснащен новой силовой установкой и качественно новым БРЭО.
Номенклатура авиационных средств поражения данной боевой машины включает широкий спектр, в том числе все оружие, применяемое предыдущей модификацией самолета, и новые УР класса «воздух — воздух», высокоточные УР класса «воздух — земля» «Джассм» и «Слэм-ER», а также УАК «Джейсоу», УАБ серий «Пэйвуэй», «Джейдам» и др.
На современном этапе в рамках двух многолетних контрактов фирма «Боинг» поставила ВМС и морской пехоте США более 470 машин F/A-18E и F.
По условиям действующего третьего контракта предусматривается постройка еще 124 истребителей.
В августе 2013 года начались испытания прототипа модернизированного палубного тактического истребителя F/A-18 «Эдвансид Супер Хорнет»
К весне 2015 года компания «Боинг» намерена изготовить 161-ю машину в рамках госконтранкта (103 F/A-18E/F и 58 EA-18G), а затем 11 F/A-18E/F и 24 EA-18G (оба контракта 2013 года), а также 12 EA-18G для ВВС Австралии.
На самолетах, которые предполагается сохранить до 2032 года, ведутся работы по увеличению назначенного ресурса с 6000 до 9000 летных часов.
В августе 2013 года начались испытания прототипа модернизированного палубного тактического истребителя F/A-18 «Эдвансид Супер Хорнет»
В целях продления сроков эксплуатация истребителей F/A-18E и F «Супер Хорнет» после 2032-2035 годов фирма «Боинг» в инициативном порядке предлагает командованию ВМС США провести начиная с 2015 года глубокую модернизацию машин, как состоящих на вооружении, так и новых, в том числе предназначенных для поставок на экспорт.
Так, для улучшения летно-технических характеристик, прежде всего увеличения радиуса боевого действия и показателей маневренности, истребители намечено оснастить усовершенствованными двигателями F414EPE (Enhanced Performance Engine) с увеличенной на 20% тягой и сниженным на 3% удельным расходом топлива по сравнению со штатными — F414-400. Это будет достигнуто благодаря применению нового, выполненного по технологии «блиск», двухступенчатого вентилятора и повышению на 10% расхода воздуха и температуры в камере сгорания.
Машины намечено оборудовать также дополнительными конформными ТПБ компании «Нортроп-Грумман» с общим запасом топлива 1400 кг, которые обеспечат снижение сопротивления и улучшат маневренные характеристики. Кроме того, их применение позволит задействовать подфюзеляжный пилон для подвески оружия.
По оценкам западных экспертов, благодаря этому радиус боевого действия самолета увеличится на 200 км, или 10 % (до 1500 км в зависимости от решаемых задач и варианта вооружения), а также улучшатся разгонные характеристики (время разгона от скорости, соответствующей числу М=0,8 на высоте 9100 м, до скорости, соответствующей числу М=1,4 и набору высоты 12100 м, составит 2,5 мин.).
Для снижения показателей заметности машины воздухозаборники двигателей планируется оснастить профилированными решетками, исключающими прямую видимость компрессора, применить перспективные радиопоглощающие материалы и покрытия. Основной вариант вооружения (в дополнение к двум УР АГМ-9Х «Сайдвиндер» класса «воздух — воздух» малой дальности на законцовках крыла) будет размещаться в выполненном по технологии «стелт» подфюзеляжном подвесном контейнере длиной 5,3 м. Его створки, открытие которых возможно при скоростях полета, соответствующих числам до М=1,6, оборудованы авиационным пусковым устройством для подвески УР AIM-120 «Амраам» класса «воздух — воздух» средней дальности. Кроме того, в контейнере могут размещаться еще две ракеты AIM-120 «Амраам», или одна УАБ серии «Джейдам» калибра 1000 фунтов, или две авиабомбы «Джейдам» калибра 500 фунтов, или шесть УАБ серии «Сдб» калибра 250 фунтов и др.
Основные работы по совершенствованию бортового радиоэлектронного оборудования предполагают установку под носовой частью фюзеляжа встроенной (вместо подвесной) оптоэлектронной прицельно-навигационной аппаратуры IRST (IfraRed Search and Track system), а также перспективных (со сферическим обзором) систем предупреждения о пуске и защиты от атакующих управляемых ракет с инфракрасными головками самонаведения. Кабина экипажа будет оснащена новым единым (вместо четырех) широкоформатным цветным индикатором с сенсорным управлением.
Новый индикатор (28х48 см) может работать в режиме единого экрана, а также двух, четырех или шести окон, на которые выводится информация о воздушной и наземной обстановке, параметры полета, работы силовой установки, основных систем и др. Его применение позволит значительно снизить рабочую нагрузку на экипаж и повысить его ситуационную осведомленность.
Таким образом, темпы реализации программы модернизации самолетов F/A-18E/F «Супер Хорнет», количество машин, подлежащих модернизации или закупаемых, и, следовательно, сроки их выполнения, объемы проводимых мероприятий и размеры финансирования зависят от хода реализации программы приобретения тактического истребителя F-35.
(Майор А. Белов, «ЗВО»)
Смотрите также: Палубные истребители-бомбардировщики F/A-18 «Хорнет», «Супер Хорнет» (США)
Факт
К 2020 году в США планируют разработать робота, который будет сопровождать военнослужащего подобно служебной собаке. Предполагается, что управление роботом будет осуществляться голосом и/или жестами. При этом в память аппаратуры должны быть заложены физиологические особенности человека, управляющего роботом, чтобы исключить перехват управления…
Источник: