Тактический истребитель ВВС Германии «Тайфун»
В условиях изменившейся политической обстановки в мире военно-политическое руководство (ВПР) Германии переосмысливает роль и задачи своих вооруженных сил. При этом особое значение приобретают военно-воздушные силы как наиболее эффективный и высокотехнологичный компонент ВС.
Масштабная военная реформа в Германии, проводимая с начала 2000-х годов до 2012-го, принципиально не изменила структуру национальных ВВС. С четырех до трех сократилось количество авиационных дивизий, расформировано транспортное авиационное командование, незначительно уменьшилось количество боевых и вспомогательных эскадрилий. Кроме того, начался процесс реального перехода на новые образцы военной техники, который активно продолжается и в настоящее время. ВВС ФРГ быстро освободились от советских тактических истребителей МиГ-29, за символический 1 евро передав их Польше, а заодно уволив большинство не самых плохих летчиков из состава военной авиации ГДР.
До 2012 года структура ВВС продолжала оставаться типичной для любого вида вооруженных сил Германии. Во главе их находился инспектор (командующий), рабочим органом которого являлся главный штаб ВВС, входивший в центральный аппарат министерства обороны Германии.
В организационно-штатную структуру ВВС входили два основных блока -оперативное командование (ОК) ВВС и центральное управление (ЦУ) ВВС (оба расположены в г. Кёльн-Ван). При этом в составе ОК находились все авиационные дивизии и командование оперативного управления. Центральное управление включало учебные и обеспечивающие формирования.
Поворотным пунктом в процессе германской военной реформы стало принятие в 2011 году новой военной доктрины, получившей название «Основные направления политики ФРГ в области обороны». Документ по-новому трактует задачи вооруженных сил и каждого отдельного вида ВС.
Так, главной целью планируемых в ВВС Германии преобразований декларируется повышение боевых возможностей авиации и сил ПВО при одновременном сокращении количества входящих в их состав соединений и частей. Основное внимание при этом предполагается уделить совершенствованию системы боевого управления, реорганизации разведывательной авиации, а также оснащению соединений и частей современными образцами авиатехники.
На базе «Основных положений политики ФРГ в области обороны» спектр ключевых задач ВВС Германии предполагается сместить от завоевания господства в воздухе и борьбы с авиацией противника к непосредственной авиационной поддержке войск, ведению наблюдения и воздушной разведки. Вместе с тем планируется сохранить необходимый потенциал для проведения стратегических воздушных операций, предусмотренных национальными или коалиционным планами.
Согласно планам реформы высшим органом военно-воздушых сил Германии становится главное командование (ГК) ВВС, возглавляемое инспектором (главнокомандующим). Местом дислокации ГК выбран гарнизон Берлин-Гатов (10 км южнее г. Берлин). Оно будет заниматься разработкой общих и перспективных планов строительства, боевой подготовки и оперативного использования ВВС, а также определять дислокацию (базирование) входящих в их состав соединений и частей.
Принципиальным моментом является тот факт, что главное командование ВВС, как и ГК других видов ВС, выводится из структуры центрального аппарата министерства обороны. Не случайно выбрано и место дислокации главного командования ВВС — Берлин-Гатов. Таким образом, ГК планирует восстановить войсковые традиции гарнизона, на территории которого сейчас находится крупнейший в Германии музей воздушного флота.
Перспективная структура органов управления ВВС Германии разделена на три основные сферы деятельности — оперативное руководство, боевое управление и обеспечение. При этом из системы управления ВВС полностью исключается дивизионный уровень, а штабы дивизий подлежат сокращению.
Задачу оперативного руководства намечается возложить на командование оперативных сил (КОС) ВВС (г. Кёльн-Ван). Оно должно нести непосредственную ответственность за организацию боевой подготовки, разработку планов боевого применения частей и соединений, технического оснащения и тылового обеспечения. Непосредственно КОС будут подчинены два компонента — воздушный и наземный.
Воздушный компонент объединит в себе боевую и транспортную авиацию. В состав боевой авиации войдут три (в перспективе, возможно, четыре) авиационные эскадры тактических истребителей (АвБ Виттмунд, Нервених, Нойбург и Лааге), а также истребительно-бомбардировочная (АвБ Бюхель) и разведывательные (АвБ Ягель) авиационные эскадры.
Транспортная авиация будет представлена транспортной авиационной (АвБ Вунсдорф) и транспортной вертолетной (АвБ Хольцдорф) эскадрами и авиагруппой специальных перевозок (Берлин/Кёльн-Ван).
Стратегический разведывательный БЛА «Еврохок»
Основу наземного компонента составят: эскадра ЗУР (Хузум), два полка управления и связи (Шёневальде и Эрндтенбрюк), полк охраны объектов ВВС (Шортенс) и полк информационно-технического обеспечения. В состав компонента войдут еще учебные центры ВВС ФРГ в США и Италии (АвБ Холломан и Дечи-моманну), а также центр РЭБ (Кляйнантинген).
В перспективной структуре ВВС Германии особое место отводится 51-й разведывательной авиационной эскадре (АвБ Ягель). В ее составе предполагается иметь 511-ю разведывательную эскадрилью (раэ) и 512-ю эскадрилью разведывательных беспилотных летательных аппаратов. При этом 511 раэ будет оснащена разведывательными самолетами «Торнадо» RECCE и самолетами РЭБ «Торнадо» ECR.
Расширение разведывательных возможностей авиации командование ВВС связывает с принятием на вооружение разведывательных БЛА стратегического и оперативного назначения. В этой связи до 2014 года ожидается включение в состав 512-й эскадрильи разведывательного БЛА «Еврохок». В период до 2015 года возможно принятие на вооружение еще четырех аналогичных аппаратов, а до 2017-го — такого же количества БЛА «Глобал Хок», предназначенных для развертывания системы воздушной разведки наземных целей «АГС».
В настоящее время германское ВПР находится на стадии принятия решения о начале реализации программы оснащения национальных ВВС средневысотными ударными БЛА оперативно-тактического назначения. В соответствии с планами до 2020 года на вооружении ВВС ФРГ в составе 512-й разведывательной эскадрильи должно быть 16 таких БЛА.
Программу закупки средневысотных БЛА планируется осуществить в два этапа. На первом этапе возможно приобретение партии из пяти единиц, которые бундесвер будет использовать в качестве «переходной модели» на период с 2015 по 2020 год. При этом изучаются образцы израильской («Израэль аэроспейс индастриз») и американской («Дженерал атомикс аэронотикэл системз») фирм.
На втором этапе планируется создание «европейского» ударного беспилотного летательного аппарата. Работы в данном направлении активно проводит концерн ЕАДС.
Задачи боевого управления ВВС Германии будут возложены на главный оперативный центр (ГОЦ) ВВС (Калькар). Центр должен обеспечить германское участие в работе органов оперативного планирования и управления силами и средствами многонациональной группировки ВВС в ходе подготовки и проведения операций под общим руководством НАТО и ЕС.
ГОЦ планируется подчинить следующие структуры: германский штабной компонент в ОВВС НАТО (АвБ Рамштайн); германский компонент в штабе Европейского транспортного авиационного командования (Эйндховен, Нидерланды); германский компонент командования ДРЛО и управления авиацией «Авакс-НАТО» (Гайленкирхен); германский компонент «АГС» (АвБ Сигонел-ла, Италия); германские компоненты в структурах НАТО и ЕС; центр оперативного управления ВВС (Калькар); национальный центр защиты воздушного пространства (Юдем); центр контроля космического пространства (Юдем); группа информационно-технического обеспечения (Калькар).
Командование сил обеспечения (КСО) ВВС (Кёльн-Ван) будет отвечать за организацию комплектования и подготовку кадров для ВВС ФРГ, а также за материально-техническое и медицинское обеспечение их деятельности. В его состав войдут: немецкий компонент центра программ НАТО, центр подготовки технических специалистов (Фасберг), офицерская (Рот) и унтер-офицерская (Аппен) школы ВВС, учебный батальон кандидатов в офицеры и унтер-офицеры (Гермерсхайм), группа информационно-технического обеспечения, а также ведомство управления воздушным движением бундесвера (Франфуркт-на-Майне), управление медицинской службы ВВС (Кёльн-Ван) и два центра вооружения ВВС (Шёневальде и Манхинг).
Утвержденные командованием бундесвера планы реформирования предусматривают вывод из состава сухопутных войск подразделений средних транспортных вертолетов СН-53 и передачу их в вертолетную транспортную эскадру ВВС (АвБ Лаупхайм и Хольцдорф). Все легкие транспортные вертолеты NH-90 и вертолеты огневой поддержки «Тигр», напротив, будут сосредоточены в составе дивизии быстрого реагирования СВ ФРГ.
Военно-транспортные самолеты ВВС Германии С-160 «Трансалл» и А.400M
В рамках программы перевооружения бундесвера в ВВС планируется в течение пяти лет осуществить полную замену устаревших вооружения и военной техники новыми и модернизированными образцами. Так, в составе люфтваффе предполагается иметь до 225 самолетов боевой авиации (из них «Тайфун» — 140, «Торнадо» — 85), около 100 транспортных самолетов («Трансалл» — 60, А.400М — 40), 64 вертолета СН-53, девять стратегических и 16 оперативно-тактических БЛА, 112 ПУ ЗУР «Пэтриот».
Оценивая тактико-технические характеристики новой авиационной техники ВВС Германии, следует отметить, что тактический истребитель «Тайфун» является конкурентоспособной машиной на мировом рынке и соответствует поколению «4+». Вместе с тем его трудно отнести к «прорыву» в мире авиации. Еще сложнее дело обстоит с принятием на вооружение транспортного самолета А.400М. Производитель в лице консорциума «Эрбас милитэри» постоянно откладывает сроки поставок. При этом ТТХ машины претерпели существенные изменения в сторону ухудшения, что вызывает крайнее недовольство со стороны командования ВВС.
При анализе перспектив развития ВВС ФРГ обращает на себя внимание и морально-психологический аспект реформирования. Так, данный вид вооруженных сил более, чем какой-либо другой, сохраняет боевые традиции германской авиации. Например, названия эскадр (71 иаэск — «Рихтхофен», 51 раэск -«Иммельман», 31 абаэск — «Бельке») даны им в честь пилотов времен Первой мировой войны. В специальных изданиях постоянно публикуется большое количество биографий и описаний боевых подвигов германских асов в ходе Второй мировой войны. Не вызывает удивления появление в воздухе характерного силуэта Me 109 — в Германии существует большое количество клубов и обществ, где тщательно сохраняют и реставрируют боевые машины, тем самым поддерживая интерес молодежи к авиации.
Еще одним признаком ВВС Германии является крайняя «американизированность» военных летчиков. Объясняется это тем обстоятельством, что становление пилотов происходит в США с использованием американских методик и авиационной техники. Одновременно подразделения национальных ВВС участвуют в большом количестве масштабных мероприятий боевой подготовки на территории США совместно с американскими коллегами.
Таким образом, проводимая руководством ФРГ военная реформа призвана обеспечить дальнейшее приоритетное развитие военно-воздушных сил. При этом совершенствуется система управления ВВС и, несмотря на экономические трудности, предпринимаются активные шаги по техническому переоснащению данного вида вооруженных сил.
(Полковник А. Лопухов, «Зарубежное военное обозрение»)
Факт
По некоторым данным, в настоящее время на основе комплекса ХААРП создается система ПВО/ПРО на новых физических принципах. Основной целью создателей ХААРП является изучение так называемых авроральных эффектов, что, возможно, позволит создавать в верхних слоях атмосферы плазмоиды – своеобразные управляемые шаровые молнии, густая сеть которых явится непреодолимым препятствием для самолетов и для баллистических ракет.
Источник: