Задача обороны кораблей от низколетящих средств воздушного нападения на малых и предельно малых дальностях была поставлена еще в годы Первой мировой войны, но особую актуальность она приобрела к концу боевых действий на Тихом океане, с началом действий японских летчиков-камикадзе. Опыт боев свидетельствовал, что традиционные средства обороны – многоствольные пулеметные и малокалиберные автоматические пушечные установки – не являются надежной защитой, хотя к тому времени эти зенитные средства заполнили все сколько-нибудь пригодное для их размещения пространство на палубах, надстройках и мостиках американских кораблей.
ЗКБР «КОРТИК»
Боевой модуль ЗКБР «Кортик».
Для борьбы с низколетящими целями в послевоенные десятилетия для советского флота были созданы ЗРК «Оса-М» и «Кинжал». Последний в ходе испытаний подтвердил свои возможности высокоэффективного зенитного средства. Однако оба этих комплекса, в особенности «Кинжал», по массогабаритным показателям были пригодны для размещения на кораблях водоизмещением около 1000 т и более и не могли применяться на катерах, даже на таких крупных, как ракетоносцы пр.1241, по водоизмещению вдвое превышавших своих предшественников – большие ракетные катера пр.205.
Таким образом, единственным средством зенитного вооружения боевых катеров, а также ряда других кораблей и судов оставались автоматические артиллерийские установки, в первую очередь – 30-мм спаренные АК-230, а позже – шестиствольные АК-630. Несмотря на высокую скорострельность последних (до 6000 выстр./мин) и использование для управления огнем обоих типов автоматов станций орудийной наводки с РЛС «Рысь» и «Выпел», вероятность выживания вооруженного ими корабля оставалась низкой. Помимо невысокой вероятности поражения цели снарядами с контактными взрывателями за считанные секунды ее нахождения в зоне действительного огня на удалении менее 2 км от обороняющегося корабля, сказывалась и недостаточное могущество 30-мм снарядов. На таких дальностях даже вывод из строя головки самонаведения ПКР не исключал ее попадания в корабль при ее дальнейшем полете по инерции. Единственно эффективным оставался подрыв снарядом боевой части ПКР на безопасном удалении от цели. Однако разработчики этих ракет стали внедрять специальное бронирование боевых частей, делавшее ПКР малоуязвимыми к огню зенитных автоматов.
Нужно отметить, что 30-мм автоматы в отечественном флоте применялись не только на катерах и вспомогательных судах, но и практически на всех крупных кораблях, оснащенных ЗРК, где они выполняли задачи самообороны, в первую очередь – отстрела ПКР, прорвавшихся сквозь рубежи применения зенитного ракетного оружия.
С 1980 г. началась разработка зенитного комплекса ближнего рубежа (ЗКБР) «Кортик» ЗМ-87. Комплекс задумывался как комбинированный – ракетно-артиллерийский. Этим достигалась возможность более надежного двухрубежного построения обороны. Атакующая корабль цель сначала обстреливалась ракетами на удалении от 8 до 1,5 км в диапазоне высот от 5 до 3500 м, а затем (при отсутствии явных признаков поражения) зенитными автоматами на дальностях от 4 до 0,5 км на высотах до 3 км. Исходя из задачи создания главного и практически единственного средства ПВО катеров, малых боевых кораблей и вспомогательных судов, предусматривалось проектирование автономного комплекса, включающего боевые модули со средствами поражения и наведения оружия, а также командный модуль с собственными средствами обнаружения целей и управления огнем.
Размещение боевого модуля ЗКБР «Кортик» на корабле пр.11540 «Ярослав Мудрый».
На формирование облика ЗКБР «Кортик» определяющее влияние оказал самоходный зенитный ракетно-артиллерийский комплекс 2К22 «Тунгуска», разработанный для Сухопутных войск. Как обычно, флот со значительно меньшим объемом заказов и скромными финансовыми возможностями формировал свое зенитное вооружение на основе максимальной унификации со средствами, разрабатывавшимися для Советской Армии. Головным разработчиком «Кортика», как и «Тунгуски», было определенно тульское Конструкторское бюро приборостроения (КБП), главным конструктором – Аркадий Григорьевич Шипунов.
Как и в других системах ПВО отечественного флота, зенитная управляемая ракета полностью заимствовалась из состава вооружения Советской Армии.
В комплексе, предназначенном для поражения внезапно появляющихся маловысотных целей, первостепенное значение имело достижение наименьшего полетного времени ракеты, что обеспечивается при быстром разгоне с последующим высокоскоростным полетом по инерции. Но, разогнавшись, обычная ракета быстро тормозится силой сопротивления воздуха. Тульские конструкторы выполнили ракету по двухступенчатой схеме, но оснастили двигателем только первую ступень. После завершения ее работы дальнейший управляемый полет совершался предельно ужатой, вдвое более тонкой, хорошо обтекаемой маршевой ступенью, большую часть которой занимала удлиненная стержневая боевая часть. Применение такой схемы позволило вдвое снизить вес новой ЗУР (по сравнению с одноступенчатой ракетой с теми же характеристиками), уложившись в величину около 40 кг.
Отсутствие двигателя на маршевой ступени исключало задымление линии визирования цели, а на участке действия стартового двигателя ЗУР специально уводилась подальше вверх, отрабатывая «горку». Положение ракеты определялось с использованием оптических и оптико-электронных средств автоматически по трассеру, аналогично тому, как это делалось в полуавтоматических противотанковых комплексах, либо при помощи радиолокационных средств.
ЗУР 9М311 массой 42 кг (транспортно-пусковой контейнер с ракетой — 57 кг) была построена по бикалиберной схеме с отделяемым двигателем. Ракета имела однорежимную двигательную установку, состоявшую из стартового двигателя с пластмассовым корпусом диаметром 152 мм. К моменту завершения работы двигатель сообщал ракете скорость 900 м/с и отделялся примерно через 2,6 с после старта. Для исключения влияния задымления на стартовом участке по радиокомандам отрабатывалась дугообразная траектория, завершающаяся выводом ЗУР на линию визирования цели. Далее ее маршевая ступень (масса — 18,5 кг, диаметр -76 мм) продолжала полет по инерции. Средняя скорость ракеты составляла 600 м/с при средней располагаемой перегрузке 18 единиц, что обеспечивало поражение на встречных и догонных курсах целей, летящих со скоростью до 500 м/с и маневрирующих с перегрузкой 5-7 единиц.
Боевое снаряжение ЗУР 9М311 состояло из боевой части, неконтактного датчика цели и контактного взрывателя. Боевая часть массой 9 кг, занимавшая почти всю длину маршевой ступени, была выполнена в виде отсека большого удлинения со стержневыми поражающими элементами, окруженными осколочной «рубашкой» для повышения эффективности. Боевая часть обеспечивала режущее действие по элементам конструкции планера цели и зажигательное — по элементам ее топливной системы. При малых промахах (до 1,5 м) осуществлялось также и фугасное действие. Подрыв боевой части производился на удалении до 5 м от цели по сигналу неконтактного датчика, а при прямом попадании (вероятность которого при стрельбе по пилотируемым летательным аппаратам достигала 60%) — контактным взрывателем.
Неконтактный датчик массой всего 0,8 кг состоял из четырех полупроводниковых лазеров с оптической системой, образующих восьмилучевую диаграмму направленности перпендикулярно продольной оси ракеты. Отраженный от цели сигнал лазера принимался фотоприемниками. Дальность уверенного срабатывания составляла 5 м, надежного несрабатывания – 15 м. Неконтактный датчик взводился по радиокомандам за 1 км до встречи ЗУР с целью, а при стрельбе ракетой по надводным целям отключался перед стартом.
Бортовая аппаратура ЗУР включала в себя антенно-волноводную систему, электронный блок, гироскопический координатор, блок рулевого привода, трассер, блок питания.
В ракете было применено пассивное аэродинамическое демпфирование планера ЗУР в полете, что обеспечивалось коррекцией контура управления при передаче команд на ракету. Это позволяло получить достаточно высокую точность наведения, уменьшить вес и габариты бортовой аппаратуры и ЗУР в целом.
Длина ЗУР 9М311 составляла 2562 мм, диаметр – 152 мм.
Для «Кортика» с минимальными доработками от комплекса «Тунгуска» могли быть заимствованы оптико-электронные средства сопровождения цели и ракеты, а также аппаратура радиокомандного наведения ракеты. Однако при этом не обеспечивалась всепогодность корабельного комплекса. Для средств ПВО Сухопутных войск это не было критично, так как их основные противники – боевые вертолеты – в те годы могли эффективно действовать также только в условиях хорошей видимости. Однако ПКР, как правило, оснащались всепогодными радиолокационными головками самонаведения. В связи с этим специально для комплекса «Кортик» дополнительно были разработаны радиолокационные каналы слежения за целью и ракетой. Создание этой компоненты ЗКБР тульское КБП поручило московскому ВНИИ «Альтаир», к тому времени ставшему основным разработчиком корабельных ЗРК.
Создание радиоканалов являлось крайне сложной задачей, так как при использовании заимствуемой от комплекса «Тунгуска» ракеты, весящей втрое меньше, чем ракеты комплексов «Оса-М» и «Кинжал», и, соответственно, оснащенной многократно более легкой и менее могущественной боевой частью, требовалось обеспечить наведение на цель с предельно высокой точностью – 2-3 м. Таким образом, сотрудникам ВНИИ «Альтаир» предстояло создать радиолокационные средства для определения координат цели с точностью, приближающейся к достигнутой оптическими устройствами. При этом вполне естественным было стремление по возможности сблизить частотный диапазон используемых зондирующих импульсов с видимым спектром, перейдя к излучению на миллиметровых волнах.
Известно, что при неизменных ограничениях по размерам антенны ошибка определения замеряемых угловых координат пропорциональна длине волны излучения. Переход на миллиметровый диапазон не только обеспечивал высокую точность, но и снижал влияние переотраженного от морской поверхности так называемого «антиподного» сигнала от цели. Высокая частота излучения мешала противнику вести успешную радиоразведку. Кроме того, большие потери миллиметрового излучения на распространение в атмосфере и сложность создания большого энергетического потенциала помехи в этом диапазоне снижали эффективность активного радиоэлектронного противодействия.
Однако те же свойства миллиметровых волн затрудняли их использование в радиолокации и ограничивали область их применения системами относительно малой дальности, к которым и относился «Кортик». Дополнительные сложности определялись и тем, что ранее этот диапазон в отечественной корабельной радиолокации не использовался. В какой-то мере повторилась ситуация 1940-х гг., связанная с переходом в радиолокации от дециметрового диапазона к сантиметрового. Освоение нового частотного диапазона потребовало разработки и внедрения в промышленное производство принципиально иных схем генерации и приема сигнала, а в ряде случаев – внедрения новой элементной базы.
Этим объяснялись задержки в подготовке радиолокационных средств «Кортика». В частности, не сразу удалось справиться с разработкой усилительной цепочки миллиметрового диапазона. В дальнейшем создание радиолокационных средств боевого модуля «Кортика» в ВНИИ «Альтаир» возглавил начальник отделения С.А. Климов, сменивший Ю.М. Бабкина, а их главным конструктором был назначен О.В.Гудков.
Переход на миллиметровый диапазон потребовал нового подхода к изготовлению антенно-фидерных и электромеханических элементов. В частности, встала задача сверхточного воспроизведения теоретического профиля антенны канала цели, практически безлюфтового изготовления механизмов наведения антенн. Для поддержания формы и чистоты поверхности сплошного полотнища антенны ввели ее обогрев. Помимо параболических антенн каналов слежения за целью и ракетой, в антенный пост включили широконаправленную антенну для первоначального ввода ракеты в луч. Реализовали также косвенную стабилизацию антенного поста без применения стабилизированной платформы с двигателями компенсации бортовой и килевой качки.
Нужно отметить, что «Кортик» не являлся простой копией «Тунгуски» не только в части радиоэлектронных средств. Так, разработчики «Кортика» отказались от принятых в «Тунгуске» двуствольных пушек 2А42, перейдя к более чем вдвое скорострельным шестиствольным ГШ-6-30К с суммарным темпом стрельбы 10000-12000 выстр./мин. Такая возможность обеспечивалась менее жесткими весовыми ограничениями, накладываемыми корабельным комплексом в сравнении с определяемыми возможностями самоходной установки Сухопутных войск.
Общая компоновочная схема боевого модуля «Кортика» в целом подобна «Тунгуске». Орудия и транспортно-пусковые контейнеры с ракетами разнесены от оси разворота модуля по горизонту – место по центру занято антеннами и оптико-электронными приборами. Боекомплект пушек размещен в горизонтальных барабанах (по 500 патронов}. В отличие от ленточного питания «Тунгуски», в корабельной установке применено шнековое, беззвенное.
Блоки по четыре герметизированных транспортно-пусковых контейнера с ракетами размещены не под орудиями, а над ними. Дело в том, что в корабельных условиях проще взобраться на модуль сверху, чем подлезть под него, в то время как в Сухопутных войсках желательна меньшая высота подъема тяжелых контейнеров с грунта.
В то же время принятая компоновочная схема боевого модуля характеризовалась и некоторыми недостатками. В частности, шестиствольные пушки разнесены почти на 3 м друг от друга, в то время как диаметр наиболее массовых противокорабельных ракет «Экзосет» и «Гарпун» составляет всего 0,35 м. В первые десятилетия XX в. аналогичная проблема встала перед авиационными конструкторами, разносившими многочисленные пулеметы по крылу самолета. Тогда же было найдено простое, но не идеальное решение –пулеметы устанавливали не параллельно, а направляли в так называемую «точку сведения», расположенную по продольной оси впереди самолета на дальности действительного огня, в те годы измерявшейся сотней-другой метров. Но на больших и меньших дальностях, перед этой точкой и за ней, трассы проходили не на цель, а по бокам от нее.
У ЗПРК «Тунгуска» при аналогичной компоновке расстояние между пушками было меньше, а основной целью для нее являлись не крылатые ракеты, а намного более громоздкие боевые вертолеты. Показательно и то, что в зарубежных малокалиберных зенитных артиллерийских средствах самообороны («Вулкан-Фаланкс», «Голлкиппер») РЛС размещаются предельно близко к пушке, при этом они наводятся по горизонту и углу места как единое целое.
Кроме того, отнесение наиболее массивных элементов боевого модуля «Кортика» (пушек и ракет) на большое удаление от оси поворота по горизонту потребовало применения мощных приводов.
Масса комплекса в минимальной комплектации (один командный и один боевой модуль) не превышает 13,5 т.
В соответствии с особенностями размещения «Кортика» на носителях различных классов перезаряжание ракет на боевом модуле может осуществляться либо вручную, либо автоматически с применением рассчитанной на 32 ракеты системы хранения и перезаряжания барабанного типа весом 2,3 т, которой комплектуются корабли среднего и большого водоизмещения.
Несмотря на ряд трудностей, встретившихся при создании новых радиолокационных средств, в 1981 г. они были запущены в опытное производство. Первый этап испытаний начался в 1983 г. на береговом полигоне ВМФ на Черном море. В процессе их проведения потребовалось доработать магнетрон, изменить структуру излучаемых сигналов и заменить источники питания передатчиков.
Как и при создании ЗРК «Кинжал», корабельную отработку «Кортика» решили проводить на корабле того класса, для которого и предназначалось в первую очередь это оружие. Один из строившихся на Средне-Невском судостроительном заводе в Ижоре (пригород Ленинграда) новых ракетных катеров пр.1241Т Р-55 (заводской номер 201) перевели по внутренним водным путям в Феодосию, где в 1983-1985 гг. достроили по пр.12417. Вместо штатного пушечного зенитного вооружения его оснастили опытным образцом комплекса «Кортик». Испытания проводились на Черном море.
Катер с новым зенитным вооружением смотрелся в целом гармонично. Во всяком случае, ни в малейшей мере не проявился эффект «седла на собаке», каковым смотрелся опытный «Кинжал» на малом противолодочном корабле пр.1124К. От серийных катеров Р-55 отличало наличие двух «колпаков» — радиопрозрачных обтекателей, под одним из которых размещался антенный пост командного модуля «Кортика».
Несмотря на поставленную задачу обеспечить возможность замены ранее созданных зенитных средств (даже погон боевого модуля «Кортик» соответствовал принятому для шестиствольного 30-мм автомата), зенитный ракетно-артиллерийский комплекс оказался в 1,5 раза тяжелее одной АК-630 в сочетании с РЛС «Вымпел» и требовал дополнительных площадей для размещения.
Но если на катерах «Кортик» мог применяться только после проведения специальных мероприятий по компенсации дополнительных массовых затрат, то на крупных боевых кораблях он вполне мог заменить ранее принятое малокалиберное зенитное артиллерийское вооружение. Но и эту программу реализовать в сколько-нибудь значительном объеме, к сожалению, не удалось, но уже в силу политико-экономических, а не технических факторов.
В 1987 г. комплекс был принят на вооружение, а спустя год ряд его разработчики удостоились Государственной премии.
Корвет пр.20380 «Стерегущий» и установка на нем ЗКБР «Кортик» («Каштан»).
Испытания «Кортика» завершались уже в годы перестройки и резкого сокращения объема военного кораблестроения. Фактически его успели поставить только на наиболее крупные и ценные корабли. Восемь боевых модулей установили на авианосец «Адмирал Кузнецов», по шесть — на атомные ракетные крейсера пр. 11442 «Адмирал Нахимов» (первоначально — «Калинин») и «Петр Великий», а также на большой противолодочный корабль пр.11551 «Адмирал Чабаненко». Кроме того, по два боевых и одному командному модулю поставили на сторожевые корабли «Неустрашимый» и «Ярослав Мудрый», построенные по новейшему проекту 11540.
Прекращенное в середине 1990-х гг. производство «Кортиков» возобновилось в начале следующего столетия. Новые кораблестроительные программы России несли куда менее амбициозный характер, чем у бывшего СССР. Возрождение кораблестроения началось с корабля скромной размерности — корвета пр.20380 «Стерегущий».
С начала 1990-х гг. для поставки иностранным заказчикам предлагалась экспортная модификация ЗКБР под наименованием «Каштан». Имеется информация о поставке китайскому флоту двух эсминцев пр. 956ЭМ с оснащением двумя ЗКБР «Каштан».
Модернизированный комплекс, представляемый как «Каштан-М», обеспечивает применение ЗУР 9М311 -1 с увеличенной до 10 км максимальной дальностью.
Дальнейшим развитием ЗКБР «Кортик» призван стать комплекс, представляемый на международных выставках как «Палица». Он является «оморяченной» версией ЗРК «Панцирь», поступившего на вооружение. Применение ракет 57Э6 позволит увеличить максимальную дальность до 20 км, а досягаемость по высоте — до 15000 м. Массогабаритные показатели обеспечивают использование нового ЗКБР вместо «Кортика».
ЗРАК «ПАЛЬМА»
ЗРАК «Пальма»
Комплекс «Кортик», наименьший из серийных образцов зенитного ракетного оружий, по своим массогабаритным показателям все-таки не отвечал условиям применения на катерах. В связи с этим с начала 1990-х гг. велось создание нового зенитного ракетно-артиллерийского комплекса (ЗРАК) ЗМ-89 «Пальма». Работа была поручена московскому «КБ точного машиностроения», на протяжении многих лет руководимому А.Э. Нудельманом. После его смерти эта организации была в 1987 г. включена во вновь организованное НПО «Точность», ведущая роль в котором отводилась тульскому КБП во главе с А.Г. Шипуновым, разработавшему «Кортик».
По сути дела, «Пальма» представляла собой миниатюризированный «Кортик», при этом уменьшение массы и габаритов достигалось, во-первых, переходом от радиолокационных к оптико-механическим средствам слежения за целью и ракетой, а во-вторых, использованием вместо радиокомандной системы наведения более точной и помехозащищенной системы наведения по лазерному лучу, уже широко применявшейся в комплексах танкового и противотанкового вооружения, разработанных КБП. Точность наведения на ракете 9М337 позволила почти вдвое снизить массу боевой части по сравнению с ракетой «Кортика», доведя ее до 5 кг и, соответственно, уменьшить стартовую массу ракеты с 42 до 26 кг при сохранении дальней границы зоны поражения 8 км, увеличении досягаемости по высоте с 3,5 до 4 км и максимальной скорости с 950 до 1100 м/с. В результате масса комплекса была снижена с 15,5 до 6,9 т. При этом комплекс «Пальма», в отличие от «Кортика», не является всепогодным. Наряду с комплексом «Пальма» велась разработка аналогичной системы «Сосна» для Сухопутных войск.
ЗРК «ГИБКА»
Применение переносных зенитных комплексов (ПЗРК) типа «Стрела-2» и Стрела-2М» на кораблях ВМФ первоначально носило ярко выраженный характер импровизации, Предполагалось, что подготовленный матрос при необходимости произведет с палубы корабля пуск ракеты с плеча так же, как это делает солдат Сухопутных войск в полевых условиях. Но вскоре стало ясно, что в условиях качки, ветра, мощного надпалубного потока воздуха, обусловленного ходом корабля или катера (до 25 м/с), для уверенной работы стрелка-зенитчика нужно создать соответствующие условия. В результате малые корабли и катера стали оснащать морскими тумбовыми установками МТУ-4С. Установка с четырьмя контейнерами с ракетами наводилась оператором вручную с использованием кольцевого прицела. Угол вертикального наведения составлял от -8 до +64°, а сектор горизонтального разворота лимитировался наличием надстроек, антенн, оружия и других затеняющих элементов вблизи поста зенитчика. Усовершенствованный вариант МТУ-4УС комплектовался системой оповещения о приближении цели.
В то же время ручное наведение оператором (уязвимым, открыто расположенным) в боевых условиях не могло быть точным и надежным. До тех пор, пока ПЗРК могли поражать цель только при стрельбе вдогон, с недостатками МТУ-4С мирились, так как сама возможность стрельбы зависела от не слишком вероятного промаха оружия атакующего самолета. Корабль или катер, в отличие от рассредоточенных боевых порядков подразделений Сухопутный войск, можно было вывести из строя или уничтожить попаданием одного авиационного боеприпаса.
Однако, начиная с комплекса «Стрела-3», за счет повышения чувствительности головок самонаведения ракет, обеспечивалась возможность обстрела и приближающихся воздушных целей. ПЗРК превратились в реальное оружие, для повышения эффективности которого стало целесообразным пойти на некоторое усложнение и удорожание средств их применения.
Боевой модуль комплекса «Гибка» с различными вариантами размещения контейнеров ПЗРК.
В 2004-2005 гг. успешно прошел испытания разработанный ВНИИЭРА «Альтаир» зенитный ракетный комплекс ЗМ-47 «Гибка», включающий оптико-электронные средства обнаружения цели, систему наведения в двух плоскостях и устройства для крепления двух или четырех разработанных коломенским КБМ модулей «Стрелец», каждый из которых включает по два транспортно-пусковых контейнера с ракетами ПЗРК «Игла» или «Игла-С». Установка обеспечивает дистанционное наведение в диапазоне курсовых углов ±150′ и угла места от 0 до 60° с угловой скоростью 45 град./с. Масса установки «Гибка» составляет около 2 т.
Первый представленный опытный образец отличался открытым расположением блоков электронно-оптической аппаратуры. На варианте комплекса, установленном на головном ракетно-артиллерийском корабле пр.21630 «Астрахань», электронно-оптическое оборудование модуля МС-73 заключено в обтекаемый кожух, что снижает эффективную поверхность рассеяния и создает некоторую защиту от воздействия метеофакторов.
Применение электронно-оптических средств не только обеспечивает большую безопасность и комфортность работы оператора, но и расширяет его возможности. В частности, обнаружение воздушных целей достигается на дальности до 12 км и высотах. Зона поражения определяется возможностями ПЗРК и составляет 5600 м по дальности и 3500 м по высоте (для ПЗРК «Игла»).
(Р.Ангельский, В.Коровин, «Техника и вооружение»)
Факт
По некоторым данным, в настоящее время на основе комплекса ХААРП создается система ПВО/ПРО на новых физических принципах. Основной целью создателей ХААРП является изучение так называемых авроральных эффектов, что, возможно, позволит создавать в верхних слоях атмосферы плазмоиды – своеобразные управляемые шаровые молнии, густая сеть которых явится непреодолимым препятствием для самолетов и для баллистических ракет.
Источник: