Мотострелковые войска (МСВ) – это род войск сухопутных сил, который представляет собой пехоту, оснащенную средствами передвижения и огневой поддержки. В наше время мотострелковые войска являются основой большинства армий мира. Их основная задача – проведение масштабных сухопутных операций, как самостоятельно, так и в координации с другими родами войск. На Западе МСВ часто называют «механизированной пехотой».
Мотострелки могут вести бой в любой местности, днем или ночью и при любой погоде, пешими или на своих боевых машинах. Главными достоинствами МСВ является их мобильность, маневренность и большая универсальность.
В состав мотострелковых частей входят артиллерийские, танковые и зенитные подразделения, а также целый ряд специальных воинских формирований (например, инженерные части, подразделения химической и радиационной защиты). Современная пехота вооружена тактическими ракетными комплексами, способными использовать ядерное оружие.
В российской новейшей истории мотострелковые войска неоднократно принимали участие в боевых действиях. В частности, 201-я мотострелковая дивизия СВ РФ воевала на стороне законного правительства Таджикистана в гражданском конфликте начала 90-х годов. Российские мотострелки занимались охраной государственной границы этой страны. На плечи мотострелков выпала основная тяжесть обеих чеченских кампаний. Участвовали мотострелковые войска России и в войне с Грузией в 2008 году.
День мотострелковых войск РФ празднуют 19 августа. Неофициальный флаг мотострелковых войск – это полотнище черного цвета, на котором в обрамлении лавровых венков находятся скрещенные автоматы Калашникова. Эмблему дополняют две георгиевские ленты и девиз МСВ: «Мобильность и маневренность». Флаг мотострелковых войск полностью повторяет нарукавную нашивку мотострелков.
МСВ – это современное воплощение пехоты, древнейшего рода войск, на плечи которого испокон веков ложились основные тяготы войны. Гоплиты, римские легионеры, ландскнехты, «серошинельная сволочь» Первой мировой войны – они всегда составляли костяк любой армии, ибо война заканчивается ровно на том рубеже, на который ступит нога пехотинца.
Из истории мотострелковых войск
Массовое использование автомобилей началось во время Первой мировой войны. Это значительно повысило мобильность и маневренность пехоты. В 1916 году стартовала новая эра – в Великобритании создали первые танки. А под конец Первой Мировой англичане разработали транспортный танк – прообраз современного бронетранспортера, на котором пехота могла передвигаться во время боя.
После окончания Первой мировой войны передовые армии мира встали на путь механизации и моторизации. Кроме танков и грузовых автомобилей, разрабатывались различные виды бронетранспортеров, бронеавтомобилей и тягачей.
В СССР в 1939 году появился новый вид подразделения – моторизованная дивизия. Планировалось, что передвижение личного состава таких подразделений будет происходить с помощью автотранспорта. Однако советская промышленность еще не была готова обеспечить Красную армию достаточным количеством качественного автотранспорта. В ходе войны вопрос подвижности сухопутных соединений РККА в основном решался за счет лендлизовской техники – американских БТРов и прекрасных грузовиков «Студебеккер».
Огромное внимание моторизации сухопутных войск уделяли в гитлеровской Германии. Немцы внимательно изучили опыт использования моторизированных средств в период Первой мировой войны и пришли к выводу, что повышение мобильности сухопутных войск – одна из основных составляющих успеха, как в наступлении, так и в обороне. Масштабная моторизация пехоты внесла значительный вклад в успех новой немецкой концепции ведения боевых действий – тактики блицкрига.
В состав немецкий танковых дивизий – острия движущих сил блицкрига – входило несколько мотострелковых полков, вооруженных бронетранспортерами Sd.Kfz. 251 и располагавшими значительным количеством автотранспорта.
Постепенно и обычные немецкие пехотные дивизии насыщались БТРами и автомобилями, после чего они получали статус моторизированных и мотогренадерских.
Советские мотострелковые бригады
Моторизация и механизация сухопутных войск стала одним из основных направлений модернизации советской армии после окончания войны. Советские генералы осознавали необходимость повышения мобильности пехотных соединений. В июне 1945 году вышло постановление ГКО о доукомплектовании бронетанковых и механизированных соединений Красной армии. Однако полностью решить вопрос насыщения сухопутных войск автомобильной техникой и бронетранспортерами только к 1957 году. В итоге именно 1958-й стал годом появления советских мотострелковых войск.
Советские мотострелки первыми в мире приняли на вооружение новый вид бронетехники – боевые машины пехоты. Эти универсальные машины могли не только перевозить пехоту, но и эффективно поддерживать ее в бою. БМП-1 начала поступать в строевые части советской армии в 1966 году. Позже советская концепция использования БМП была подхвачена большинством западных стран. Следует отметить, что практически вся бронетехника мотострелковых войск СССР могла самостоятельно преодолевать водные препятствия и была хорошо защищена от оружия массового поражения.
В СССР мотострелковые войска были самыми многочисленными в вооруженных силах, можно сказать, что МСВ стали основой советской армии. В конце 80-х годов насчитывалось более 150 мотострелковых дивизий. Кроме этого, в состав каждой танковой дивизии входил один или два мотострелковых полка.
Типичная советская мотострелковая дивизия (МСД) конца 80-х годов состояла из трех мотострелковых полков, кроме того, в ее состав входили один танковый, зенитно-ракетный и артиллерийский полк, дивизион реактивной артиллерии и дивизион противотанковых пушек. В состав МСД входили также подразделения обеспечения.
Мотострелковые полки советской армии были двух типов: вооруженные БТР либо БМП. Обычно в состав МСД входили два полка с БТР и один с БМП. Следует отметить, что полки, вооруженные боевыми машинами пехоты, планировалось использовать в первом эшелоне атаки.
Существовали и отдельные мотострелковые бригады, вооруженные исключительно БМП.
В конце 80-х годов была усилена противовоздушная оборона мотострелковых полков – зенитная батарея была расширена до дивизиона.
Следует отметить, что СССР имел развернутые мотострелковые дивизии только за рубежом (конец 80-х): в Афганистане, Германии, Восточной Европе. В состав таких МСД входило от 10 до 15 тыс. военнослужащих. На территории СССР численность дивизий обычно составляла около 1800 человек.
Подготовку офицеров для мотострелковых войск проводили несколько высших военных учебных заведений: Военная академия им. Фрунзе и девять общевойсковых военных училищ.
Мотострелковые войска РФ
Как и во времена СССР, мотострелковые войска РФ являются основой сухопутных войск современной армии. С 2000 года они постепенно переходят на бригадный принцип формирования.
Считается, что мотострелковые бригады (по сравнению с дивизиями) являются более гибким и универсальным инструментом решения различных боевых задач. По мнению российских стратегов, бригадная структура мотострелковых войск больше подходит к реалиям настоящего времени. Считается, что угрозы масштабной войны остались в прошлом, а для локальных конфликтов бригады подходят гораздо лучше, чем многочисленные и громоздкие дивизии. Бригады могут вести боевые действия в любой местности и климатических условиях, используя как обычные виды вооружения, так и оружие массового поражения.
В последнее годы все чаще говорят о частичном возврате к дивизионной структуре мотострелковых войск. Уже воссоздана Таманская дивизия, мотострелковые дивизии появятся на Дальнем Востоке, в Таджикистане и в западной части страны.
Мотострелковый батальон
Мотострелковый батальон (МСБ) является основным общевойсковым тактическим подразделением в МСВ. Его штатный состав практически не изменился со времен СССР – в российской армии изменения затронули подразделения более высокого порядка – дивизии заменили на бригады, объединенные в округа.
В состав МСБ входят три мотострелковые роты, одна минометная батарея, а также три взвода: противотанковый, гранатометный и зенитно-ракетный. Кроме того, в МСБ числятся подразделения обеспечения (взвод связи, медицинский пункт).
В состав мотострелкового батальона на БТР входит 539 военнослужащих, 43 БТР, 42 единицы автотранспорта, три миномета «Василек», шесть 82-мм минометов, шесть ПТРК 9К111 «Фагот» и девять ПТРК 9К115 «Метис».
В состав мотострелкового батальона на БМП входит 462 военнослужащих, 39 единиц БМП-2 (в том числе и 2 БМП-2К), 42 автомобиля, три автоматических миномета «Василек», шесть 82-мм минометов, шесть станковых гранатометов АГС-17.
Источник: militaryarms.ru