МиГ-25 появился в небе СССР в 1972 году. Это был наш ответ американскому военному самолету: стратегическому бомбардировщику XB-70 Valkyrie. Хотя строили МиГ его очень спешно, в самые короткие коммунистические пятилетки (с 1965 по 1970 гг.), он стал настоящей легендой авиастроения. До сих пор некоторые рекорды, поставленные на «летающей лисе», как его называли западные СМИ, остались непревзойденными.
Например, рекордная высота, на которую поднялся в 1977 году лётчик-испытатель Федотов, — 37 650 метров. Выше него никто на самолетах этого класса до сих пор не взлетал. И если верить статистике, то всего рекордов, установленных на «летающей лисе», 38: по высоте, по дальности, по скороподъемности.
Испытывать боевые качества самолет отправили в тлеющий конфликт между Израилем и Египтом. Там боевые машины проявили себя в точности попадания, в фото- и радиоразведке. Заметьте, это были не разные боевые задачи для самолетов. Миг-25РБ был самолетом-разведчиком-бомбардировщиком. На его борту могло поместиться 5 тонн бомб, которые поражали наземные цели. Весь мир пришел к такому коктейлю разнополярных задач гораздо позже, к концу двадцатого века. И здесь МиГ-25 опередил время.
Не надо думать, что полеты нового самолета над Синайским полуостровом остались незамеченными Израилем. Его видели, даже пытались сбить из американских ЗРК HAWK, но ни одна из попыток не увенчалась успехом. Более того, израильские Mirage III и F-4 тоже оказались бессильны для перехвата советского военного истребителя.
Его долго не могли даже идентифицировать, и каждый раз давали новое имя. Израильские военные, оправдывая свое бессилие в «поимке» советского самолета, говорили, что он имеет запредельную скорость в 3,2 Маха. На самом деле, самолет мог развить только 2,5 Маха, но при большом потреблении топлива на такой скорости его масса быстро уменьшалась, добавляя к заявленной еще 0,3 маха. Так что израильтяне, конечно, льстили, приписывая самолету несуществующие характеристики.
Самолет-легенда быстро нашел спрос. В Ирано-иракской войне иракская сторона получила большое преимущество, имея на вооружении советские истребители. Правда, к началу войны у них были самолеты, но не было обученных летчиков, зато к середине конфликта экипажи уже овладели всеми преимуществами «летающей лисы».
Спустя четыре года, к началу операции «Буря в пустыне» в 1991 году, на вооружении сил ВВС Ирака было 35 боевых МиГ-25, и они все были в строю до окончания конфликта.
Из недостатков самолета все летчики отмечали запредельные температуры. Кабина раскалялась до 300 градусов — любое прикосновение рукой могло закончиться травмой. И если люди могли контролировать процесс, то техника при таких температурах работать не могла.
Для МиГ-25 радиотехники разработали специальную водно-спиртовую систему под названием «Массандра». Целая бочка вина могла заставить работать железо без нареканий. И пусть после этого кто-то скажет, что алкоголь вреден.
У самолета с такой судьбой не могло не быть криминальной составляющей. Конечно, его украли. Причем не враги, которым хотелось узнать, из чего состоит самолет-легенда, а советский летчик. Виктор Беленко, который ценой самолета купил себе путевку в Соединенные Штаты.
Во время полетов он вышел за пределы видимости радаров и приземлился на гражданском аэродроме в Японии. Самолет перегнали в США и разобрали по винтикам. В итоге американцам досталась новая система распознавания «свой-чужой», так называемые кристаллы.
Советскому Союзу пришлось срочно менять системы распознавания на всех самолетах. Ущерб, нанесенный Беленко, оценивался в 2 миллиарда рублей. Японцы же заплатили компенсацию 7 миллионов рублей. (Подробно об угоне секретного МиГ-25П можно посмотреть видео).
Источник: militaryarms.ru