спорт

Нефть, унесенная ветром: хроника шторма на морском терминале КТК. Обзор

Нефть, унесенная ветром: хроника шторма на морском терминале КТК. Обзор Вид на морской терминал Каспийского трубопроводного консорциума. Архивное фото. Фото: Юрий Березнюк/ТАСС

Москва. 21 апреля. INTERFAX.RU — Тень потенциального энергетического кризиса в последние полгода стремительно подползала к Европе на фоне самых разных факторов — от взятого курса на энергопереход до дефицита предложения из-за оживления мировой экономики после пандемии COVID-19. В конце февраля серьезным потрясением для рынка стал международный бойкот российских энергоресурсов из-за военной операции РФ на Украине. Однако через месяц мир стал свидетелем еще одного сюжетного твиста: пока эксперты предрекали рост мировых цен на нефть выше $200 за баррель, под Новороссийском бушевал, пожалуй, наиболее политически и энергетически значимый шторм.

От «незначительного» к «критическому»

Каспийский трубопроводный консорциум (КТК) — крупнейший международный нефтетранспортный проект с участием России, Казахстана и ведущих мировых добывающих компаний, созданный более 20 лет назад для строительства и эксплуатации магистрального трубопровода протяженностью более 1,5 тыс. км. В систему поступает сырье в основном с крупных месторождений Западного Казахстана, а также от российских производителей, и затем переваливается в порту близ Новороссийска. На долю казахстанских грузоотправителей приходится около 80% объема транспортировки.

21 марта КТК заявил, что после неблагоприятных погодных условий обнаружил на морском терминале повреждения выносного причального устройства (ВПУ) №3 — одного из трех — и временно вывел его из эксплуатации. Консорциум поспешил успокоить всех волнующихся — и за экологию, и за поставки: риск попадания нефти в акваторию Черного моря исключен, а вывод из эксплуатации одного из трех ВПУ не должен сказаться на отгрузке, ведь ВПУ-3 — резервный агрегат.

На следующий день атмосфера вокруг Новороссийского терминала стала стремительно накаляться. Консорциум остановил на ремонт ВПУ-2, предупредив о возможном снижении объема транспортировки нефти втрое от заявок грузоотправителей, а на следующий день и вовсе приостановил погрузку на терминале, сославшись на необходимость обследования ВПУ-1.

Отказ от эксплуатации потенциально поврежденных агрегатов, сопряженной с рисками загрязнения акватории Черного моря, легко понять. В арбитражном суде Краснодарского края рассматривается иск Росприроднадзора о взыскании с КТК 5,3 млрд рублей ущерба от разлива нефти, произошедшего в августе 2021 года, предположительно, из-за разгерметизации гидрокомпенсатора одного из ВПУ.

С учетом того, что сырье консорциума, представляющее собой смесь казахстанской и российской нефти, не подпало под бойкот европейских потребителей и под запрет на импорт в США, став для рынка возможной альтернативой Urals, ситуация приобрела политический душок. Этому способствовали и противоречивые заявления относительно сроков и последствий приостановки отгрузки.

Пока глава консорциума Николай Горбань заявлял, что ремонт может занять три-четыре недели, замминистра энергетики РФ Павел Сорокин и вице-премьер РФ Александр Новак щедро отводили на работы полтора-два месяца. Потери до 80% отгрузки КТК, порядка 1 млн баррелей за каждые сутки простоя, виделись весьма критичными для и без того перегретого дефицитом рынка.

Конспирология

Столь стремительное ухудшение ситуации на терминале КТК на весьма драматичном геополитическом фоне ожидаемо показалось неслучайным совпадением и благородной почвой для конспирологических теорий.

Некоторые западные СМИ попытались уличить Россию в преднамеренном срыве поставок казахстанской нефти на европейский рынок и увидели для этого сразу несколько мотивов. Во-первых, чтобы увеличить интерес к нефти сорта Urals, дисконт на которую по отношению к Brent на тот момент превысил $30 за баррель. Во-вторых, с целью ослабить санкционную риторику Евросоюза и США, частично зависимых от поставок CPC Blend (основные получали сорта — Италия, Франция, Испания и США).

В конце марта конспирологическое творчество прокомментировал министр энергетики Казахстана Болат Акчулаков: «По КТК вариант диверсии мы вообще не рассматриваем. Никакой другой подоплеки кроме технической мы не видим».

Российское подразделение компании, в свою очередь, решило развеять сомнения в разрушительной силе погодных условий, сложившихся в конце марта в акватории Черного моря, и поделилось с журналистами мнением экспертов холдинга «Сканэкс» на основе данных спутникового мониторинга Земли.

«Этот район моря (прибрежная зона) между Анапой и Туапсе и, тем более, район Новороссийска следует считать гидрометеорологически уникальным и опасным. (…) Авария на ВПУ КТК, случившаяся во время этой боры (сильного сходящего вниз ветра — ИФ), на наш взгляд, обусловлена их размещением в открытом море в 4,5-5 км от берега. В этом месте, открытом для ветров и волнения, крепления, сочленения и механизмы рейдовых ВПУ быстро изнашиваются. А во время действия боры они подвергаются дополнительному воздействию аномально крупных волн и штормового ветра, что через некоторое время может привести к повреждению материалов и креплений ВПУ и в итоге к аварийной ситуации, подобной случившейся», — приводятся в сообщении ГК «Сканэкс» слова ведущего сотрудника ИО РАН Андрея Иванова.

Вместе с тем, в начале апреля стало известно, что КТК прекратил публикацию ежемесячной статистики по отгрузке нефти на морском терминале в Новороссийске, а также закрыл доступ к ранее опубликованным данным погрузок за последние 17 лет. От комментариев по этому поводу консорциум отказался, в связи с чем остается только гадать, связано ли решение с приостановкой эксплуатации ВПУ с санкционными рисками или иными факторами.

Беда не приходит одна

28 марта КТК сообщил о возобновлении погрузки танкеров через ВПУ-1 и о приеме нефти в систему Тенгиз-Новороссийск на минимальной производительности. При этом судьба ВПУ-2 и ВПУ-3 продолжала оставаться туманной на фоне сложностей с поставками запасных частей: основные иностранные поставщики комплектующих — компании Imodco, Blue Water и Gall Thomson Environmental Ltd. — заявили АО «КТК-Р» об отказе от дальнейшего сотрудничества и отменили все запланированные ранее поставки, несмотря на наличие авансовых платежей. Надежды были возложены на аварийный запас, сформированный консорциумом ранее.

Кроме того, в начале апреля Акчулаков заявил, что ремонтные работы на причальных устройствах продолжаются, но осложняются непогодой. По прошествии недели министр повторил этот тезис, будто держась от него на дистанции: «Пока до сих пор идет ссылка с их стороны (КТК -ИФ), что погодные условия не позволяют спуститься под воду для ремонта. Достоверность информации… мы физически там не находимся, юрисдикция не Казахстана». И анонсировал визит казахстанской делегации в Россию.

Новым рубежом стало 15 апреля. По словам министра энергетики Казахстана, в случае завершения ремонта ВПУ к этому сроку ситуация с КТК никак не повлияла бы на добычу нефти в стране. «Если задержатся на месяц, то да, потери будут», — добавил он.

Однако министра ждало разочарование: в обозначенную дату выяснилось, что ремонт еще даже не начался. Накануне генеральный директор КТК Николай Горбань заявил заместителю председателя правления АО НК «КазМунайГаз» Данияру Берлибаеву о том, что ВПУ промыты и изолированы, подготовлены к дальнейшим ремонтным работам. При этом глава КТК подчеркнул, что по состоянию на 14 апреля 2022 года капитаном порта Новороссийск было выдано 107 штормовых предупреждений.

На этот раз сомнения в значимости непогоды появились в СМИ. «Интересно то, что шторм никак не влияет на работу терминала Шесхарис, находящегося рядом с терминалом КТК», — приводит издание inbusiness.kz мнение главы Союза нефтесервисных компаний Казахстана Нурлана Жумагулова.

Новый прогноз, озвученный казахстанской стороной, предполагал завершение работ в конце апреля. При этом Акчулаков отмечал, что если ремонт продлится до мая, «это будет нехорошо».

Счет на дни

По данным Минэнерго Казахстана, в случае окончания ремонтных работ КТК до мая объем потерянной добычи в стране может составить около 320 тыс. баррелей в сутки (1,3 млн тонн). В апреле ведомство пересмотрело прогноз добычи нефти на 2022 год в сторону уменьшения — с 87,5 млн тонн до 85,7 млн тонн. Международное энергетическое агентство сообщило, что в марте объемы производства в Казахстане снизились на 50 тыс. баррелей в сутки, до 1,6 млн б/с, и спрогнозировало дальнейшее снижение производственных показателей.

19 апреля пресс-служба АО «КазТрансОйл» сообщала, что в текущем месяце в связи с ремонтом на КТК Казахстан увеличит поставки нефти в Китай и Россию. Так, с месторождения Карачаганак по участку Атырау-Самара планируется экспортировать 154,7 тыс. тонн нефти, с Кашагана — 60 тыс. тонн. В Китай по нефтепроводу Атасу-Алашанькоу будет поставлено 40 тыс. тонн кашаганской нефти.

Ущерб для страны от повреждения терминалов КТК может превысить $330 млн, подсчитал Минфин Казахстана.

«Цифру на данный момент никто не может назвать, все будет зависеть от того, в какой срок исправят эти нарушения, и будут ли дальше санкционные меры. А так (ущерб от аварии на КТК — ИФ) оценивается пока порядка 100-150 млрд тенге ($225-340 млн)», — заявил министр финансов республики Ерулан Жамаубаев, отметив, что потери могут быть меньше, если аварию устранят быстрее.

Непростая ситуация вынудила Казахстан направить делегацию в Россию. Примечательно, что кроме технических вопросов ремонта на КТК стороны обсудили и перспективы выплаты дивидендов зарубежным акционерам в условиях санкционных ограничений. Первые выплаты 2022 года были запланированы на май-июнь текущего года. Как сообщалось, в 2021 году акционерам консорциума было выплачено более $1,2 млрд, выплаты нерезидентам осуществлялись в долларах США.

Результаты визита не заставили себя ждать. На следующий день после встречи с российским вице-премьером Александром Новаком Акчулаков заявил, что ремонт на терминале КТК практически завершен, а ВПУ-3 «начнет сегодня работать» (20 апреля — ИФ) в полном объёме.

«К концу этой недели КТК полностью заработает, 100% должен войти в строй. Это два ВПУ, третий будет на ремонте, но он и в принципе был резервный. Всегда работали двумя ВПУ», — сказал министр.

При этом в российском подразделении КТК не поддержали оптимизм министра, мягко указав на преждевременность заявления. «Работы проводятся, мы сообщаем по факту завершения, а не анонсом, так как все может измениться, в том числе по погодным условиям», — пояснил представитель компании. Также там отметили, что по состоянию на 20 апреля в районе морского терминала КТК метеоусловия неблагоприятные, но есть прогноз к их улучшению.

Источник: interfax.ru

LEAVE A RESPONSE