Необыкновенный концерт
Французско-российский фильм «Концерт» режиссера Раду Михайляну — это такой сверхсентиментальный балаган, в котором вместо балканской музыки звучит Чайковский и Моцарт
Москва. 21 октября. INTERFAX.RU – Дирижер Андрей Филипов (Алексей Гуськов) в брежневские времена пытался отстоять право евреев работать в его оркестре, за что и был уволен с позором прямо во время выступления в Большом театре. В наши дни он по-прежнему работает в Большом, но уже в качестве уборщика, лелея навязчивую идею доиграть все же прерванный концерт Чайковского для скрипки с оркестром. И такая возможность ему вскоре предоставляется: убираясь в кабинете директора театра, он перехватывает факс из парижского Театра Шатле с приглашением оркестра Большого на гастроли в Париж. Решив использовать этот шанс, Филипов собирает оркестр из таких же неудачников, как и он, приглашает в качестве менеджера бывшего партийного функционера Гаврилова (Валерий Баринов), который, собственно, и разрушил его жизнь, и отправляется в Париж, чтобы сыграть тот самый концерт Чайковского. В качестве солистки для партии скрипки он выбирает прославленную французскую скрипачку Анн-Мари Жаке (Мелани Лоран), с которой его связывает гораздо больше, чем простого поклонника ее таланта.
Фильм «Концерт» режиссера Раду Михайляну это французско-российская ко-продукция, сделанная на студии Люка Бессона EuropaCorp в прошлом году и номинировавшаяся по всем главным номинациям на последнем вручении премии «Сезар». Практически все главные роли здесь исполнили российские актеры — Алексей Гуськов, Дмитрий Назаров, Валерий Баринов, французскую сторону представляли Мелани Лоран, знакомая всем по роли отчаянной хозяйки кинотеатра в последнем фильме Квентина Тарантино «Бесславные ублюдки», Франсуа Берлеан и Миу-Миу. Сам режиссер — Михайляну — это француз румынского происхождения, получивший мировое признание в 1998 году, когда вышел его фильм о Холокосте «Поезд жизни», получивший массу призов на главных международных кинофестивалях.
В «Концерте» Михайляну эксплуатирует образ русских, как абсолютно диких и неконтролируемых людей, с которыми лучше соглашаться во всем, потому что понять мотивации их поступков совершенно невозможно. Гуськов и компания прекрасно справляются с предложенными ролями, выбрав для себя стратегию крайне переигрывать с эмоциями, доставляя этим, очевидно, массу удовольствия режиссеру и зрителям, с радостью узнающим на экране стереотипные образы «этих русских». Подогревают это безумие толпы цыган, сопровождающие наших героев на протяжении всего их приключения, и которые, надо предположить, обращение Михайляну к собственным корням. В целом «Концерт» получился таким сверхсентиментальным балаганом, в котором вместо балканской музыки звучит Чайковский и Моцарт.
Российским зрителям фильм Раду Михайляну скорее всего напомнит «перестроечное» кино, в котором часто главным героем был рядовой обыватель, понятие, в которое в нашей стране многие вкладывают смысл понятия «неудачник», отправляющийся в путешествие за счастьем, и который в конце концов находит его. Судя по тому, с каким энтузиазмом «Концерт» воспринимают на Западе, впору создавать новый экспортный кинотренд, рискуя, правда, потерять последние шансы на реабилитацию образа русского человека в глазах всего остального мира.
Обозреватель Артем Ушан
/Интерфакс/
Источник: